bannerbannerbanner
Грань безупречности. Все об алмазах
Грань безупречности. Все об алмазах

Полная версия

Грань безупречности. Все об алмазах

текст

0

0
Язык: Русский
Год издания: 2021
Добавлена:
Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
1 из 5

Грань безупречности

Все об алмазах


Светлана Бредихина

Редактор Кирилл Кулыгин

Корректор Анна Клюйкова

Дизайнер обложки Лев Бредихин


© Светлана Бредихина, 2021

© Лев Бредихин, дизайн обложки, 2021


ISBN 978-5-0053-1746-9

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

Введение

Книга, которую вы держите в руках, – не увлекательный роман и не научный трактат, а, скорее, живой рассказ об одном из самых удивительных творений неживой природы. Я попытаюсь простыми словами поведать о сложном и загадочном камне, который по праву считается королем всех драгоценных камней. Имя ему – Алмаз.

Если вы любите бриллианты или даже коллекционируете их, если вы неравнодушны к этим произведениям природы и хотите узнать, каков был путь этих камней в качестве услады человеческого взора и какие необыкновенные, сверхъестественные качества приписывали им наши предки, вам будет интересна наша небольшая книга.

Алмаз может быть частью нашего повседневного быта наравне с картинами, вазами, иконами и другими предметами искусства. Но ничто не вечно, и как бы человек ни старался сохранить дерево, глину и стекло, они всё равно обратятся в прах. Камень же живет в веках. Он будет ласкать взгляды не одного поколения, будить приятные воспоминания и порой волновать сердце мыслью о том, что этим самым бриллиантом любовались близкие нам люди, которых, может быть, уже давно с нами нет. И через камень тянется от них к нам ниточка, связующая поколения. Дотянувшись до нас, она не прервется, а потянется дальше, к сердцам наших далеких потомков.

Еще совсем недавно у меня было предвзятое отношение к драгоценностям, и, в частности, к бриллианту. Сам бриллиант был для меня лишь материальным воплощением роскоши и богатства, не более. Так было до тех пор, пока этот камень сам не пришел в мою жизнь. Тогда и начался путь моего познания и осмысления Алмаза.

Но поскольку алмазная отрасль в основном находится в руках закрытых общин, объединенных родственными связями, а у меня таковых в этом деле не оказалось, путь мой был тернист и труден.

В наши дни едва ли существует какая-либо другая сфера, которой управляют люди, столь тесно связанные семейными узами. Она остается почти исключительно прерогативой евреев, хотя за последние десятки лет сюда проникло большое количество индусов, которые также строго придерживаются семейных и религиозных традиций. Алмазное дело – не столько профессия, сколько образ жизни. Началось всё с простых курсов геммологов. Затем был Геммологический Институт Америки. Получив диплом, я почувствовала, что на шаг, но приблизилась к миру драгоценных камней…

Моё представление об алмазе менялось по мере знакомства с ним, подобно камню в руках огранщика. Алмаз открыл мне совершенно иной взгляд не только на камни, но и на человеческую сущность. Ни для кого не секрет, что наша жизнь неразрывно связана с нашими мыслями, и не кто иной, как сам человек, подобно художнику, рисует свою реальность. Это жизнетворение – стихия каждого из нас.

Мир драгоценных камней подобен миру людей.

История каждого камня – это череда событий, случайностей и закономерностей, пересечений людей и предметов, то есть того, из чего и складывается судьба. У каждого алмаза есть своя история рождения, жизни и смерти. Попав в руки человека, он уже перестает быть просто камнем, становится частью жизни того, кто возьмёт на себя смелость назвать его Своим алмазом. Камень нередко переживает все горести и радости со своим обладателем, и порой человек становится узником драгоценного кристалла до такой степени, что неизвестно, кто кому в конечном итоге принадлежит – человек камню или камень человеку. История приводит немало примеров того, как камень способен повлиять на жизнь своего владельца. Но об этом чуть позже…

О драгоценных камнях слагают легенды, пишут стихи, об их славе и власти поют песни. Они могут жить вечно, в отличие от своих обладателей…

Так же, как алмаз становится частичкой души своего хозяина, эта книга стала неотъемлемой частью моего бытия.

В процессе написания книги я обратилась к десяткам различных изданий – отечественных и зарубежных, современных и антикварных. По мере изучения всей этой литературы я отмечала, как менялись времена, а вместе с ними совершенствовались способы добычи, обработки и продажи алмазов.

Конечно, с течением времени менялось многое, неизменным оставались лишь сам Алмаз и то, с каким трепетом и вожделением относились к нему люди во все времена.

В этой книге вы раскроете для себя мир самого драгоценного камня на земле. Моя история об Алмазе затронет континенты, страны, религии – и в первую очередь самого человека: ведь каждый этап продвижения Алмаза в мире людей связан с нами. А насколько мы достойны называть себя его хозяевами, вы поймёте, прочитав эту книгу.

Представление

Кто из нас не знает сверкающего всеми цветами радуги драгоценного алмаза, серого графита или наконец, черного куска угля? Все это – лишь разные формы существования в природе одного и того же химического элемента – углерода.

Представьте на секунду, как бы выглядела наша планета без углерода. Не было бы ни одного зеленого листочка, ни единого дерева, травы, не было бы животных. Только безжизненные голые скалы и пески. Углерод является основополагающим элементом во всех известных формах жизни и во многих объектах неживой природы.

Различие в свойствах мы объясняем, как правило, различием в составе. А между тем как не похож сияющий огнями драгоценный алмаз на простой серый графит, которым мы пишем! Однако оба они – лишь разновидности чистого углерода. Столь большая разница в свойствах в этом случае объясняется различным расположением атомов в кристаллах. В кристалле алмаза они находятся очень плотно друг к другу. С этим связаны его удельный вес, твердость (самая большая из известных минералов) и исключительно высокий коэффициент преломления.

«Вообразите себе суфле, и вы получите представление о том, как образуется алмазоносный рудник…» Аналогия вполне уместна. В начале своего жизненного пути алмазы кристаллизуются из углерода, находящегося в жидкой магме на глубине сотен миль под земной корой. Затем, когда вулканическая активность размягчает мантию, они устремляются вверх со скоростью поднимающегося суфле. Жидкая вулканическая порода, которая содержит в себе и алмазы, пробивает себе путь на поверхность земли. Эта смесь пробивает в земной коре отверстие, а затем, освободившись от газов, подобно суфле, быстро опадает. Жидкая порода уходит обратно в

отверстие. Так образуется алмазоносная кимберлитовая трубка.

Алмаз может образовываться из расплавленной породы лишь при очень большом давлении, достигающем 30, а может быть, даже и 45 килобар.



Такое давление существует на глубине 100—200 километров от земной поверхности. Проникновение породы с такой глубины на дневной свет – исключительный случай, и этим можно объяснить, почему алмаз встречается так редко. За твердость и игру цветов он ценится очень высоко, представляя собой первоклассный драгоценный камень.

Теперь, узнав о том, что алмазы образуются на большой глубине под землей, разберемся, как же они попадают на поверхность.

Ответ прост – во время взрыва трубки алмазы выбрасываются вместе с лавой или остаются в центральном вертикальном стволе кратера.

Алмазы также встречаются в реках, ручьях или породах около потухших трубок взрыва. Это связано с тем, что застывшая на поверхности этой трубки лава с годами вымывается и выветривается, а вместе с частицами породы в воду попадают и алмазы. Через много лет они соединяются с песком и глиной, образуя осадочные породы.


С давних пор своими алмазами, добываемыми из россыпей, славилась Индия. Затем, в 1725 году, алмазы были открыты в Бразилии, в 1867 году – в Африке, а в1851 году – в Австралии и у нас, на территории бывшего СССР. Львиная доля алмазов добывается из африканских месторождений, открытых в долине реки Вааль, правого притока Оранжевой.

Сначала их добывали из россыпей речной долины, но вскоре обнаружили, что они есть в голубой глине на пологих холмах вдали от речки. Стали разрабатывать голубую глину, началась «алмазная лихорадка»: по цене, взвинченной в миллионы раз, покупали участки величиной всего 3х3 метра и копали ямы огромной глубины. В ямах, как муравьи, копошились люди, добывая породу. Чтобы вывозить драгоценную глину, к ямам протянули проволоки подвесных дорог.

Однако уже на небольшой глубине глина исчезла, превратившись в твердую зеленую породу кимберлит – такое название горная порода получила в честь города Кимберли в Южной Африке, где впервые в 1870-х годах началась добыча алмазов.




Кимберлит содержал алмазы, но добыча значительно усложнилась и вздорожала, мелкие собственники разорились. После периода бездействия работы возобновились уже шахтенным методом на принадлежащих крупному акционерному обществу участках.

Алмазоносная порода уходит в землю на недосягаемую глубину. Она заполняет каналы, образовавшиеся во время вулканических взрывов. Их называют трубками взрыва.

Алмазы в кимберлите вкраплены очень мелкими зернами, мельче 100 миллиграммов (или полкарата) весом. Но иногда попадаются и крупные камни. Экземпляры весом более 10 карат редки и ценятся очень высоко. Самые знаменитые бриллианты весят от 40 карат. Многие из них имеют собственные имена. Продаются они в основном на аукционах.

Для того чтобы добыть алмаз, нужно переработать в среднем тонну алмазоносной руды. Месторождение необходимо сначала найти, на что часто уходит не один год (а иногда это занимало и не одно столетие). За это время тысячи людей трудятся на благо будущего открытия. Затем пройдет еще несколько лет, пока будет добыт первый алмаз. Это время тратится на то, чтобы утвердить запасы, подготовить площадь месторождения к разработке, создать инфраструктуру, закупить технику и всевозможное дорогостоящее оборудование, построить обогатительную фабрику, где кристаллы алмазов будут извлечены из породы, и нанять квалифицированных специалистов, обслуживающих все стадии процесса добычи алмазов.

Столь трудоёмкая работа по обнаружению и добыче алмаза отчасти объясняет его высокую стоимость на рынке.


История месторождений

Индия

С древних времён и вплоть до XVIII века абсолютное большинство алмазов поступало из Индии. Старинные легенды позволяют предполагать, что первые находки алмазов там относятся к третьему тысячелетию до нашей эры.

Индия… Одно только это слово вызывает в уме множество ассоциаций! И все они пронизаны фантастическим колоритом Востока, благоуханием пряностей, веками славы и тысячелетней мудростью древней страны. Страны, сумевшей сохранить свою самобытность, несмотря ни на какие перипетии мировой истории, и остающейся хранителем великого разума и живого духа.

Начало неповторимому миру Индии было положено в период, именуемый ведийским. Он связан с приходом в долину Инда и Ганга племён ариев, которые не стали смешиваться с местными жителями, а существовали обособленно. В течение ряда исторических эпох они выработали свою философию и культуру, воплотившуюся в так называемой ведической литературе. Веды – обширный цикл текстов различной направленности, составлявшихся на протяжении долгого времени. Они заключали в себе священные гимны, описания ритуальных действий, исторические зарисовки событий прошлого и различного рода откровения и пророчества. Веды вобрали в себя историю и определённый регламент жизни ариев в те времена, когда они ещё не были поделены на касты.

После ведического периода наступил брахманский, ознаменовавшийся законами Ману. Эти законы обеспечили жёсткий регламент жизни общества в целом и каждого его члена в частности. Они определили роль и место человека, его права и обязанности. Арии в это время окончательно осели на земле, отказавшись от кочевого образа жизни, и занялись развитием ремёсел, земледелия и торговли.

С этим периодом связан красивый миф о происхождении алмаза. Согласно ему, божество Асура-Бала, поражённое молнией, превратилось в источник четырёх видов алмазов, соответствующих четырём образовавшимся тогда кастам.

Из головы появились белые кристаллы, имеющие цвет гладкой жемчужиной раковины, горного хрусталя и цветка лотоса. Эти камни соответствовали высшему индийскому сословию – брахманам. Брахманы были священнослужителями и жрецами. Руки Асура-Бала превратились в алмазы красноватого или коричневатого цвета, это были алмазы-кшатрии (военная знать). Подобно рукам могучего государства, кшатрии карали врагов и защищали тело, но были полностью подчинены голове. Из чрева божества возникли алмазы-вайшьи блестящего палево-желтого цвета (каста земледельцев, ремесленников и торговцев), а из ног – алмазы- шудры цвета отполированного клинка. Эти камни соответствовали самой низкой касте в этой иерархии – касте рабов и аборигенов.

Не надо думать, что обитатели древней Индии относились к драгоценным камням так, как относимся к ним мы сейчас. Алмазы были далеко не простыми украшениями. С драгоценными камнями были связаны многие традиции и поверья, а в некоторых религиозных течениях они являлись предметами восхваления и даже поклонения.

В те времена существовали строгие правила, регламентировавшие ношение алмазов жителями Индии: представители определенных каст должны были украшаться соответствующими камнями, а сами они, в зависимости от цвета и формы, предназначались для ношения только на определённых частях тела. Так, белые отборные кристаллы алмаза считались наиболее пригодными для украшения мечей, ожерелий и всяческих уборов, которые носятся на верхней части тела. Красные подходят для украшения поясов и того, что покрывает середину тела. Желтые идут на вставки в перстни, браслеты на запястья, а черные – для ножных браслетов и других украшений, носимых на ногах.

Развитая индийская астрология поддерживала представления о влиянии светил и их положения на небосводе на судьбу человека и о магической связи земных камней с небесными телами. В одном из индийских трактатов алмаз соответствует Венере.

Когда в Индии возникали первые алмазные прииски и создавались легенды и мифы о камнях, человек не имел, разумеется, такой развитой техники, как сегодня. Политическая карта мира выглядела совершенно иначе, а на географической зияли огромные белые пятна. Невозможно было, как в наши дни, преодолевать одним махом тысячи километров, и путешествия на большие расстояния были подвластны только самым смелым и отчаянным. Караван, шагом идущий через иссушенную солнцем пустыню, был серьёзной проверкой мужества и отваги путешественника. Только после того, как в 1488 году португальский исследователь и путешественник Васко да Гама открыл Мыс Доброй Надежды, стал известен морской путь в Индию. Но корабль, борющийся с океанской стихией, был не меньшим испытанием. Некоторые доходили до цели, и история надолго запоминала их имена. Куда же больше было тех, кто повернул, не пройдя и четверти пути, или навсегда остался в небытие. Преодолеть путь из Европы в Индию значило совершить настоящий подвиг. Именно этим объясняется такая недоступность её богатств для европейцев. К тому же Индия долгое время сама не особенно стремилась к развитию торговли драгоценными камнями, а контрабанду жестоко карала. За продажу и вывоз алмазов в другие страны без специального разрешения властей полагалась смертная казнь.

Сокровища, сокрытые в благодатной индийской земле, были огромны. А богатства всегда привлекали искателей приключений. Поэтому, несмотря на все опасности, подстерегающие на пути, в позднем средневековье торговля алмазами приобрела постоянный характер. Во второй половине XIV столетия алмазный торговый маршрут простирался от Индии до Брюгге, Парижа и в конечном счете – к Алмазным Фондовым биржам Антверпена в Бельгии. Изначально драгоценные камни шли на запад с караванами Великого шёлкового пути. Однако впоследствии европейцы предпочли морской путь.

Государство Гоа, расположенное вдоль Малабарского берега Индии превратилось в португальский торговый центр, и торговый алмазный маршрут был установлен от Гоа до Лиссабона на Антверпен. В 1510 году португальцы образовали временное поселение в старом Гоа. Самым большим городом там стал Васко, названный так в честь Васко Да Гама. И алмазы Голконды надолго захватили сердца и умы западных ювелиров и обеспеченных людей, неравнодушных к драгоценностям.

Алмазы Голконды названы так по имени места, где были сосредоточены основные индийские алмазные копи. Голконда – крепость, являвшаяся крупнейшим в Индии рынком сбыта этих минералов. Опоясанная многокилометровой стеной, похожей на закрученную вокруг города тройную спираль, она и сейчас выглядит неприступной. Ещё в 1960-е годы из бойниц крепости торчали жерла старинных пушек. На языке гелугу слово «голконда» означает всего-навсего «пастушеский холм» – очень скромное название, особенно с учётом того, что уже много веков оно олицетворяет собой несметные богатства.

А ведь Голконда и вправду была пастушеским холмом. Месторождения алмазов близ этого места были открыты случайно. Простой пастух, приглядывая за своим стадом, нашел небольшой блестящий камушек, отличавшийся от остальных придорожных камней небывалым блеском. Мальчишку привлёк этот необычный минерал, отражавший солнечный свет, но где ему было знать, какое сокровище держал он в руках! Не придавая находке особого значения, он обменял её на небольшое количество пшена. Новый же владелец камня тоже не знал его истинной ценности и передал его другому человеку. Так бы продолжалось очень долго, но наконец первый голкондский алмаз попал к тому, кто понял, с чем имеет дело. Некоторое время спустя начались организованные поиски, в ходе которых удалось обнаружить большое число алмазоносных участков.

Они располагались главным образом вдоль восточной и северной окраин Деканского плоскогорья. Наиболее известные копи находились на реках Пеннер, Кришна (Кистна), Годовари, Маханади, а также в области Патны, к юго-западу от Бенареса и Аллахабада.

Надо понимать, что промышленная добыча алмазов тогда была крайне тяжёлым трудом, требовавшим приложения сил огромного множества людей. Примерно в двух милях от Голконды велись разработки месторождения, где работали около 30 тысяч человек: одни рыли землю, другие насыпали ее в корзины, третьи вычерпывали воду из ям, четвертые относили землю в специально подготовленные места. Землю рыли в глубину в виде ям квадратной или прямоугольной формы. Появлявшуюся в них воду вычерпывали ведрами, которые передавали друг другу, как по конвейеру, стоящие цепочкой рабочие, в результате чего осушение ям происходило очень быстро. Вырытую землю высыпали на сглаженные и утоптанные площадки и разравнивали ее слоем толщиной от четырех до пяти дюймов. На следующий день рабочие тщательно перебирали подсохшую землю и выбирали попадавшиеся камни.

Рудник был отдан на откуп одному купцу, который в свою очередь передавал отдельные участки для разработки другим промышленникам. Алмазы крупнее 10 карат, по существовавшим правилам, должны были передаваться в казну.

В пределах округа разрабатывалось еще несколько алмазных месторождений, и общее количество людей, связанных с добычей этого драгоценного камня, достигало ста тысяч.



Страсть к наживе привлекала в этот район не только туземцев, но и множество иностранцев. А как говорит нам главное правило экономики, спрос рождает предложение. Поэтому уже тогда существовала контрабанда. Дело это было исключительно рискованное, но всё равно закон не особенно устрашал местных жителей. Они, несмотря на страх смертной казни, предлагали прибывшим иностранцам купить алмазы, в числе которых были десяти-, а то и двадцати-каратные.

Добыча алмазов в Индии велась исключительно местными жителями, принадлежащими, как правило, к низким кастам. Европейцы, правда, неоднократно пытались разрабатывать алмазные месторождения в широких масштабах, но ни разу им не удавалось добиться ощутимых результатов.

Однако к концу ХХ века индийские алмазы начали распространятся сначала в других странах Востока, а потом и в Европе. И причиной этого стало вовсе не мирное развитие внешней политики государства, а насильственный вывоз ценностей чужеземными завоевателями, которые разорили и опустошили Индию. Начали это персы на рубеже X— XI веков. Внимание европейцев было привлечено к сокровищам Индии главным образом благодаря описаниям венецианского торговца и искателя приключений Марко Поло, опубликованным в его книге. До Марко Поло, который знаменит своими путешествиями по Центральной Азии и Дальнему Востоку, жители Европы знали о странах Азии лишь понаслышке. Вот как он в 1298 году описывал Голконду: «В этом царстве находят ал- мазы, и скажу вам, много тут гор, где находят… алмазы. Пойдет дождь, вода и потечет ручьями по горам да по большим пещерам, а как перестанет дождь и только что вода сойдет, идут люди искать алмазы в тех самых руслах, что вода понаделала, и много их находят. А летом, когда тут ни капли воды, много алмазов находят в горах, но жара тогда тут нестерпимая. В этих горах, скажу вам, больших да толстых змей великое множество, и ходят туда люди с опаскою. Но если могут, так все-таки и находят там большие и крупные алмазы».

Именно из старой Голконды отправились в путешествие по белу свету известные всем бриллианты, такие как «Кох-и-нур», «Орлов», «Шах», «Регент», «Великий Могол» и другие. Немало камней осело в Англии. Попали они туда в качестве военных трофеев в период индийских походов, в том числе самый прекрасный и знаменитый алмаз «Кох-и-нур», переданный в качестве подарка королеве.

Все знаменитые камни индийского происхождения окутаны дымкой таинственности и загадочности. И чем меньше наука знает об их истории, тем богаче и красочнее становятся легенды.

Старейший из индийских алмазов – «Великий Могол». Предания рассказывают, что на этом камне остались кровавые следы интриг правителей из династии Великих Моголов. Близкие родственники из коронованной семьи – родители и дети, братья и сестры – из-за этого алмаза становились самыми яростными и непримиримыми врагами.

Необходимо пояснить, кто же такой этот Великий могол.

Это – прозвище, данное европейцами представителям знаменитой тюркской династии, основанной султаном Бабуром и около трех столетий властвовавшей в Индии. Этот царский род и вошёл в мировую историю как Великие Моголы, хотя фактически это неверно. Бабур, личность во многом примечательная, оставил свой след не только в военном деле и политике, но и в науке и литературе средневекового Востока. Самым известным его литературным детищем являются «Записки Бабура» – автобиографическое произведение, отражающее историю и культуру народов Востока на рубеже XV—XVI веков.

Представители династии Бабуридов сами не титуловали себя Великими Моголами, потому что ничего общего с монголами не имели. Бабур называл себя тюрком, гордился этим и по-монгольски не знал; записки же свои писал на джагатайском языке. Почему же тогда его потомки стали Великими Моголами? Всё дело в том, что европейцы впервые узнали о бабуридах от персиян, которые джагатайских тюрков, обитавших за Амударьей, называли «могул», то есть монголами. А западные ученые, не вникнув в ситуацию, сочинили империю Великих Моголов. Настоящий же титул бабуридов был «падишах», заимствованный у персов и принятый Бабуром в 1506 г. вместо прежнего «султана».

Но в истории много противоречий, так как Бабур был прямым потомком Тамерлана, а значит, и Чингисхана тоже, но монголом себя считать не хотел. Сегодня нам уже никто не ответит, почему.

Доподлинно неизвестно, как на самом деле бабуриды называли алмаз, который мы знаем под именем «Великий Могол», но этот уникальный камень провёл много лет в их сокровищнице. А найден он был в копях Колур, что на реке Кистне в Голконде. Было это в 1640 году (по другим данным, в 1650 году), поэтому его происхождение не столь легендарно. А вот дальнейшая судьба «Великого Могола» богата драматическими событиями и походит на сюжет детектива, не завершённого до сих пор.

Когда нашли этот алмаз, он был размером с шарик для игры в настольный теннис, весил около 800 каратов и до 1905 года был самым крупным из всех известных алмазов.

На страницу:
1 из 5