Полная версия
Смартфон – искусство цифровой фотографии
Вспышка «выхватывает» из темноты объекты расположенные близко. Фон при этом выглядит неразборчивым и тёмным. Тем самым вы не сможете, например, снимая ночной пейзаж, передать огни на дальнем плане. На тёмном фоне близко снятые предметы получатся плоскими белыми пятнами.
Снимая через стекло вам придётся забыть о вспышке – съёмка через окно, в зоопарке, музеях, съёмка рыб в аквариумах и т.д.
Сама по себе встроенная вспышка даёт далеко не самое лучшее освещение, старайтесь избегать её там, где это возможно, не идите по наиболее лёгкому пути.
Экспокоррекция
Снимая в автоматическом режиме, есть вероятность, что снимок получится либо слишком тёмным, либо слишком светлым.
Для того чтобы снимок соответствовал естественному виду сцены, в некоторых случаях, когда автоматика ошибается, вводят экспокоррекцию. Она производится через меню фотокамеры, либо можете установить соответствующее приложение.
Экспокоррекция обозначается в виде знака «+» или «–», затем указывается значение.
Положительная экспокоррекция используется при съёмке светлых объектов, таких, как белый снег, белая птица, платье невесты, съёмка на фоне восхода или заката солнца и т.д.
Отрицательная экспокоррекция устанавливается при съёмке тёмных объектов – тёмный фон, большое количество теней, преобладание тёмно-зелёных тонов.
При необходимости внести небольшую экспокоррекцию можно и в графическом редакторе.
Использование штатива
Что бы там ни говорили окружающие, но использование штатива это наиболее короткий путь к чётким и качественным снимкам. Единственная принадлежность – штатив серьёзно улучшит качество снимков, штатив дисциплинирует фотографа, меняет подход к съемке, учит не спешить и более вдумчиво подходить к процессу съемки. Да, времени так уходит намного больше, чем по принципу – пришел, щелкнул и убежал. Со штативом съемка превращается в съемочный процесс. Как итог, вы увидите то, что скрыто от поверхностного взгляда, появятся новые идеи.
Так как смартфон лёгок, да и штатив практически «невесомый» по сравнению с профессиональными, предназначенными для тяжёлой фототехники, старайтесь не опрокинуть конструкцию. Снимайте осторожно, следите внимательно, чтобы случайно не задеть. В сильный ветер вряд ли получится снимать со штатива, здесь однозначно не стоит рисковать. В момент съёмки не держите штатив рукой, вероятность получить смазанный кадр возрастает.
При съёмке со штатива желательно установить задержку спуска – таймер, для этого можно воспользоваться специальным приложением. При нажатии пальцем от касания камера получит определённую вибрацию, что скажется на резкости не лучшим образом.
Съёмка в помещении
Фотосъёмка в помещении чаще всего сопряжена с недостатком освещения. Освещение в помещениях – в домашних условиях, в офисе, в музеях, выставочных залах варьируется от едва дотягивающего до достаточного до откровенно слабого. Чем тусклее освещение, тем сложнее снимать – появляются шумы на изображении, удлиняется выдержка.
Обязательно сразу просматривайте снимки, если результат неудовлетворительный –переснимите, пусть вы сделаете пять-десять-двадцать дублей, но добьётесь желаемого. Удалять кадры лучше дома на компьютере.
Когда света недостаточно самое простое и доступное, что делают все – это использовать вспышку. Учитывайте, что встроенная вспышка эффективна лишь на малом расстоянии. При использовании её на большом расстоянии, скорее всего, фотография окажется тёмной и «шумной».
Если вы снимаете дома или в тех местах, где есть возможность «покомандовать» – используйте все доступное освещение. Вариантов здесь много. Вы можете включить все осветительные приборы – настольную лампу, торшер и т.д. Кроме того, на время съёмки можно вкрутить более мощные лампочки. Если есть возможность, переместись ближе к источнику света.
Желательно в помещениях не снимать издалека. Когда вы снимаете в слабо освещённом помещении, объекты и люди получаются на фото едва различимыми, да и фон буквально «пропадает», вместо фона получается что-то тёмное и невнятное.
Автофокусировка может испытывать затруднения. В этом случае лучшее решение – найти более освещённый и контрастный участок объекта, навести камеру на него. Также вы можете изменить точку съёмки, переместившись. Подберите более светлый и лучше освещённый фон. На светлом фоне объекты смотрятся привлекательнее. В условиях слабого освещения светлый фон самое настоящее спасение.
При съёмке в условиях недостаточного освещения светлые участки могут оказаться недостаточно светлыми, а тёмные слишком тёмными. В таком случае ищите другую точку съёмки, переместиться ближе к источнику света, либо поэкспериментируйте с дополнительным освещением.
Если вы снимаете утром или днём, то свет из окна огромное преимущество, которое надо стараться использовать. Свет из окна значительно улучшит кадр. Раздвиньте шторы, чтобы осветить комнату естественным освещением. Задёрнув окна тюлем, вы добьётесь более равномерного освещения. Располагайтесь ближе к окну. Ваша задача встать так, чтобы камера оказалась со стороны окна, соответственно свет должен падать на модель или объект.
Все недостатки и сложности при съёмке в помещениях можно превратить в преимущества, добившись оригинальности.
Зернистость из-за низкого освещения можно стилизовать под старые плёночные фотографии. Размытость, смаз от движения людей вы можете доработать в приложениях и получить «киношный» эффект. Иногда неплохо перевести фотографию в черно-белый режим, либо использовать фильтр, имитирующий сепию.
Рис.2.9. Изображение переведено в черно-белый режим
Ошибки баланса белого – красные или жёлтые тона из-за искусственного освещения, можно исправить в соответствующих приложениях или на компьютере в графическом редакторе. Таким образом, недостатки и ограничения при соответствующем подходе придадут снимкам особый шарм.
Снимаем движение
Движение на снимке смотрится с интересом. Даже если движущийся объект получится размытым – не волнуйтесь, это усилит эффект движения. Задача фотографа в том, чтобы у зрителя возникло ощущение движения. Обычно для этого устанавливается малая глубина резкости, нерезкий фон и размытость усиливают ощущение скорости. Но это для традиционных камер, со смартфоном придётся искать что-то другое, что создаст эффект движения – например, брызги воды, вылетающие из-под колёс, размашистые движения бегущего человека, фаза движения объекта и т.д.
Снимок получится интересным и внимание зрителя окажется невольно прикованным к главному объекту, например, какому-то зданию, когда он неподвижен, а рядом движущиеся объекты, фон получается размытым. В движении может быть транспорт, человек, животное.
Теперь о направлении съёмки. Движение объекта поперёк направления съёмки запечатлеть сложнее, чем движение в диагональном направлении. Легче всего зафиксировать движение в направлении камеры или при удалении от фотографа. Например, чтобы снять машину на высокой скорости, находясь непосредственно у трассы, нужна минимальная выдержка. Машины будут мчаться перпендикулярно направлению съёмки. Если же вы встанете на повороте, это позволит снимать на более длинных выдержках. Если же вы отойдёте от трассы подальше, выдержка может быть увеличена ещё больше. Иными словами, даже при слабом освещении вы можете рассчитывать на приемлемый результат.
При съёмке движения следует знать о том, что существует точка неподвижности. На траектории иногда можно определить точку, когда объекта практически не двигается. Например, мяч, подскочивший вверх, на мгновение «застывает» в наивысшей точке. Или спортсмен с шестом «зависает» в момент перелёта над планкой, качели, раскачиваясь, фиксируются, когда меняют направление движения и т.д. Когда фотограф успевает снять объект именно в этот момент, кадр получится чётким.
Оставляйте свободное пространство перед движущимся объектом по направлению его движения. Так зритель мысленно продолжит движение.
Выше мы говорили о том, что наклонный горизонт в кадре воспринимается не слишком удачно. Однако в случае со съёмкой движения косой горизонт нередко смотрится довольно эффектно, что придаёт кадру динамику.
Движение снимать непросто, поэтому не унывайте, если с первых попыток не получится. Пробуйте ещё, делайте несколько дублей, экспериментируйте, хорошо бы предугадать нужную фазу движения и, приготовившись, снимите вовремя и в нужном месте.
Рис. 2.10. Съёмка движения
Съёмка из транспорта
Немало привлекательных сюжетов уходит мимо, когда фотограф находится в транспортном средстве. Не всегда хочется упускать сюжеты.
Снимая из окна автомобиля, держите смартфон неподвижно, не трясите и не касайтесь сиденья и окна машины, чтобы вибрация не передавалась камере.
При съёмке через стекло приближайте объектив как можно ближе, но не прислоняйте к стеклу, это уменьшит отражённый свет. Встроенную вспышку не забудьте отключить.
Снимайте только объекты, расположенные вдали. Объекты на близком расстоянии от окна получатся нечёткими. Кадр удобно компоновать, когда автомобиль или другой вид транспорта приближается или удаляется от выбранного объекта съёмки.
Снимайте так, чтобы солнце находилось за вашей спиной, то есть расположитесь на теневой стороне дороги.
По возможности лучше опустить стекло – картинка будет чище и без лишних отражений и бликов. Когда не снимаете, уберите смартфон. Не держите его постоянно высунутым из окна, лучше вообще не высовывать.
Во время съёмки следите за границами кадра, чтобы фрагмент автомобиля не попал в кадр, если это не входит в ваш замысел.
Находясь на корабле или в лодке, старайтесь не выронить телефон, фотографируйте сидя. Если в лодке есть другие люди, займите такую позицию, чтобы присутствующие вам не мешали и не влезали в кадр.
При съёмке с корабля смотрите, чтобы его фрагменты не влезали в кадр, если, вы не собираетесь намеренно включить часть корабля в снимок. Случайные элементы всегда портят кадр. Обращайте внимание на горизонт, держите смартфон ровно, ориентируясь по линии сетки. Обратите внимание на выхлопную трубу катера или корабля. Посмотрите, в каком направлении идёт дым. Вы можете не придать этому значения, но на снимках часть кадра получится затемнённой. Расположитесь дальше от источника выхлопных газов.
Снимайте так, чтобы солнце не попадало в объектив.
Рис. 2.11. Съёмка из окна кабинки канатной дороги
Общие рекомендации
Постоянно экспериментируйте, не ограничивайтесь одним-двумя кадрами. Сделайте несколько снимков, наклоните камеру, подберите другой ракурс. При этом не снимайте одно и то же подряд, иногда делайте паузы. Во время перерыва в съёмке вы заметите что-то новое, скрытое от первого взгляда, лучше обдумаете будущий кадр.
Снимайте постоянно, а не от случая к случаю и по выходным или в отпуске. Чем чаще вы будете фотографировать, тем лучше. Богатый практический опыт позволит улучшить снимки, просматривайте и анализируйте, снимайте более интересно. Теория забывается, если нет постоянной практики, да и желание снять что-то интересно тоже пропадает, если долго не снимать.
Превратите съёмку в игру
Возможности смартфонов огромны, несмотря на некоторые технические ограничения.
Для получения нестандартных снимков вы можете просунуть телефон сквозь решётку, в проем, прислонить объектив к отверстию в стене или снимать с уровня земли, вариантов для экспериментов может быть много.
Пробуйте экспериментировать с наложением изображения в отражениях, различными приёмами съёмки. Например, в условиях низкой освещённости, когда выдержка заметно удлиняется, вы можете (предварительно отключив вспышку) вращать телефон во время съёмки относительно главного объекта, расположенного по центру кадра. Объект получится сравнительно чётким, зато вокруг все закружится в карусели. Самое главное – больше положительных эмоций в кадре!
Глава 3
Уход за техникой и дополнительные принадлежности
Уход, хотя бы элементарный, требуется любой технике, тогда она прослужит долго, смартфон здесь не исключение. Кто-то может ограничиться тем, что дохнет на линзу и протрёт майкой, с усмешкой пропустив эту главу, но когда то все равно к ней вернётся, если увлечение фотографией всерьёз и надолго.
Желательно, чтобы съёмка доставляла удовольствие, а не букет отрицательных эмоций после того, как вы посмотрели на некачественные снимки. Для увлечённых фотографией требуется не так много дополнительных принадлежностей как в случае с «большими» фотоаппаратами. Все эти нехитрые принадлежности внесут некоторое разнообразие в вашу фотографическую жизнь и в какой-то степени улучшат и разнообразят снимки. Некоторые принадлежности полезно всегда держать при себе.
Дополнительные принадлежности расширят возможности, сделают съёмку в некоторых случаях более комфортной, а также позволят быстрее получить предсказуемый результат. Для многих увлечённых фотоделом людей приобретение новой принадлежности это одновременно и праздник и возможность сделать новые и интересные снимки, ещё повод заставить себя работать в новом направлении, специализироваться в конкретном виде фотографии.
Не стоит все приобретать сразу. Покупать желательно постепенно, по мере необходимости и понимания для чего это нужно. Совсем не обязательно все принадлежности постоянно носить с собой.
Чехол
Пусть ваш драгоценный смартфон прослужит долго не только в качестве устройства связи и органайзера, но и как фотокамера. Приобретите для него удобный и надёжный чехол. Подбирать следует не только из эстетических соображений, но и для того, чтобы он максимально защищал от попадания воды и пыли, в продаже имеются также ударопрочные чехлы. Хороший чехол или футляр защитит от непогоды, ударов и падений, а также от царапин, пыли, влаги, пятен.
Сам по себе смартфон достаточно скользкий, он легко может выпасть из кармана. Чехол крайне рекомендуется, тем самым вы уменьшите вероятность того, что он случайно выскользнет.
В экстремальных условиях – тропическая влажность, песчаные бури в пустыне, густой туман и т.д. есть смысл носить смартфон в футляре или сумочке постоянно, чтобы защитить от внешних воздействий.
Полезно иметь всегда при себе небольшой полиэтиленовый пакет. Он выручит вас в самых разных ситуациях. Когда нет чехла, когда вы попали в сильный ливень, в условиях повышенной концентрации пыли, при слишком низкой температуре окружающего воздуха чехол или футляр могут оказаться не совсем полезными, дополнительно стоит упаковать смартфон в пакет.
Не допускайте попадания внутрь пыли, грязи – разъёмы могут быстро загрязниться, тогда придётся отдать в сервис-центр для профилактики.
Выбор чехлов большой, существуют как простые, так и довольно интересные чехлы. Например, из дюралюминия и кожи, с ним смартфон будет вам напоминать компактный фотоаппарат.
Уход за линзой
В первую очередь следует содержать в чистоте линзу объектива. Каждый раз перед съёмкой старайтесь убедиться в том, что стекло чистое. Пусть это войдёт в привычку – времени много не займёт, зато линза всегда будет готовой к съёмке. Пусть небольшая салфетка всегда лежит в кармане или в чехле.
Если имеют место загрязнения, то изображение ухудшится, окажется менее качественным, оно может иметь пятна, полосы, выглядеть, будто в дымке, нерезким.
Наиболее часто линза загрязняется от касания пальцем, также может осесть пыль в ветреную погоду. После того, как на линзу попала влага, капли дождя, а в зимнее время снег, высохнув, они оставят разводы, еле заметную на глаз плёнку. Также, находясь на пляже, линза может загрязниться от песка, соленой морской воды. В лесу и возле растений от пыльцы могут остаться следы.
Желательно не оставлять объектив грязным до следующего раза, съёмка может затянуться надолго, лучше сразу почистите линзу объектива.
Старайтесь не поцарапать линзу объектива. Для чистки линзы от пыли, песчинок, частичек грязи, пыльцы используйте мягкую кисточку или грушу, которой их можно продуть. Купить грушу можно в фотомагазине. Храните смартфон в полиэтиленовом пакете, чтобы внутрь не попали соринки. Перед чисткой несколько раз выдуйте из груши воздух.
После того, как вы избавились от пыли и частичек грязи, следует приступать к протирке поверхности линзы. Для этого используйте специальную чистящую салфетку. Хорошо подойдут салфетки ProPhot. Не стоит использовать одежду, платок, это ухудшит поверхность линзы. Лучше использовать микрофибровую салфетку или фетровую ткань. В качестве чистящей жидкости – специальную жидкость для чистки оптики Lens Clens, Canon, Cokin, Unomat.
Для чистки постелите на стол или другую поверхность (она должна быть твёрдой и устойчивой) на которой вы собираетесь чистить телефон мягкую салфетку, затем положите его. Старайтесь производить чистку при хорошем освещении, берите смартфон только чистыми и сухими руками.
Если на переднюю линзу попал солевой раствор – появилось пятно от морской воды, удалите соль ватной палочкой. Вату можно смочить дистиллированной водой. После насухо протрите линзу ватными палочками или безворсовой салфеткой.
Используя чистящую жидкость, достаточно капнуть лишь одну капельку на салфетку. Старайтесь не надавливать сильно, действуйте без усилий. Чистку производите от центра, двигаясь по спирали. Следите, чтобы не оставались радужные разводы. Когда жидкость испаряется сама, это может привести к образованию пятна.
Выбирая средство для чистки оптики, обратите внимание на качество. К сожалению, существует много некачественных изделий, подделок. Старайтесь приобретать изделие от известных производителей, проверьте наличие Интернет-сайта производителя на этикетке. Перед первым использованием чистящей жидкости проверьте её на старом фотоаппарате или ненужном куске стекла.
Воздействие солнечных лучей
Прямые солнечные лучи не полезны. Старайтесь не оставлять под воздействием солнечных лучей, тем более на длительное время.
Летом, особенно в машине под лобовым стеклом температура может достигать высоких значений.
Зарядное устройство
Жаль, когда заряд аккумулятора садится, и вы лишаетесь возможности фотографировать. Особенно, когда вокруг неописуемая красота или происходят интересные действия. Старайтесь не забывать зарядное устройство, если вы планируете поездку.
Вдобавок продаются дополнительные внешние аккумуляторы типа Power Bank, чехлы-аккумуляторы. Главное, чтобы эти изделия были качественными и не повредили устройство.
Дополнительная память
Встроенная память смартфона не безгранична. Место на ней быстро заканчивается в самое неподходящее время, особенно в поездках и путешествиях. Практически во всех моделях есть возможность установить дополнительно карту памяти, причем довольно внушительного объема, которого хватит надолго. Главное приобрести качественную и надежную карту памяти.
Компьютер
В смартфоне есть все, что нужно фотографу – использование приложений для съёмки и редактирования, печати и т.д. Тем не менее, гораздо удобнее просматривать и редактировать фотографии на экране компьютера. Процесс редактирования на компьютере займёт меньше времени, да и возможности существенно выше. Организовать хранение снимков также удобнее с помощью компьютера.
Дополнительный свет
Самое первое, что из осветительных приборов может пригодиться это фонарь. На первый взгляд совершенно бесполезный предмет. Однако полезно приобрести один или даже несколько разных фонарей. Света бывает достаточно лишь в яркий летний солнечный день. Ранним утром, пасмурным днём, поздним вечером, ночью и в помещениях фонарь пригодится. Сейчас в продаже вы можете подобрать для себя нужный по мощности, функциональности, весу и габаритам фонарь. Здесь многое индивидуально и зависит от ваших условий съёмки, личных предпочтений. Можно порекомендовать Mini MAG lite AAA, который весит около 60 г, легко умещаясь в кармане. Он оснащён качественным отражателем, есть возможность регулировки светового луча. Тем самым вы получаете возможность управлять светом на разном расстоянии.
Крайне удобно иметь под рукой небольшой светодиодный источник света на аккумуляторах. Он пригодится, чтобы подсветить, придать освещению более выразительный вид. Также вы можете кого-то попросить подержать его, покрутить вокруг объекта, в поисках наиболее удачной подсветки. Также можно продумать крепление фонаря, например, струбциной, липучкой, скотчем и т.д.
И, наконец, для самых увлеченных – два мощных светодиодных источника на штативах. С ними вы сможете красиво снять интерьер, портрет, предметку и т.д.
Насадки на объектив
В продаже можно встретить различные оптические насадки, расширяющие границы возможностей.
Любая дополнительная насадка на объектив всегда способствует некоторому ухудшению качества изображения – в зависимости от конкретной насадки. Ещё использование насадок отражается на светосиле объектива не в лучшую сторону.
Штатив
Более полезный аксессуар для фотографа придумать крайне сложно. Это лучшее, что может быть использовано в процессе съёмки, хотя и создаёт определённые неудобства.
Штатив, как известно, обеспечит камере максимальную неподвижность, отсюда практически полное исключение «шевеленки» и как следствие более чёткие и качественные снимки. Штатив позволит добиться идеальной резкости и детализации, также выручит в условиях нехватки света и когда трудно кадрировать, держа камеру руками. Например, при съёмке натюрморта, когда нужно переместить один из предметов в кадре, не меняя при этом все остальное.
Ещё штатив дисциплинирует фотографа, учит его неторопливо выбирать сюжет и более вдумчиво компоновать кадр.
Здесь есть два варианта – приобрести специальный штатив для смартфона или использовать обычный фотоштатив, воспользовавшись переходником.
В первом случае вы приобретаете небольшое и лёгкое изделие, которое нетрудно все время носить с собой, и которое вас выручит, например, во время вечерней прогулки по городу.
Во втором случае вы можете использовать имеющийся у вас традиционный штатив или приобрести новый – качественный и функциональный фотоштатив с подходящими именно вам техническими характеристиками. Например, с панорамной головкой. Вам понадобится крепление – переходник для смартфона. Второй вариант более безопасный, так как фотоштатив достаточно тяжелый и устойчивый. Еще с качественными и дорогими фотоштативами намного удобнее снимать.
Аквабокс
Если вас увлекает подводная съёмка, если вы любите снимать в дождь, рядом с водопадами, стоя по горло в море или в реке то вам пригодится аквабокс – специальный чехол, который защитит смартфон от влаги. Такой корпус позволит вам спокойно фотографировать, находясь в озере или в океане.
Полностью герметичный бокс или чехол сохранит в безопасности смартфон, когда вы погрузитесь в воду.
Глава 4
Свет в фотографии
Основа успеха это в первую очередь умелое использование света. В темноте не будет и самой фотографии.
Искусство фотографа заключается не только в выборе объекта, но и во многом в умелой работе со светом. Насколько удачно будет пойман и передан свет в кадре, настолько снимок окажется привлекательным именно из-за интересного светового решения. В случае со смартфоном умение работать со светом выходит на первый план – вы свободны от многочисленных технических сложностей, можете позволить себе сосредоточиться на главном – поиске выразительного освещения, игры света и теней. Вместе с оригинальным сюжетом, удачным композиционным решением, настроением в кадре, сильными эмоциями ваши снимки окажутся достойными внимания.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.