bannerbanner
ТЕЛЕЖУРНАЛИСТ. ЛАЙФХАКИ
ТЕЛЕЖУРНАЛИСТ. ЛАЙФХАКИ

Полная версия

ТЕЛЕЖУРНАЛИСТ. ЛАЙФХАКИ

Язык: Русский
Год издания: 2021
Добавлена:
Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
2 из 3

Например, «Сшит колпак не по – колпаковски

Вылит колокол не по – колоколовски.

Нужно колпак переколпаковать перевыколпаковать

Нужно колокол переколоколовать переколоколовать»

или

Шла Саша по шоссе и сосала сушку

Наш язык встречает сопротивление, он напрягается, и мышцы сокращаются совершенно другим способом.

В следующий раз, когда вы будете произносить «Шла Саша по шоссе и сосала сушку» – звук будет чистый и челюсть в этот момент раскроется.

Теперь прочитайте ваш закадровый текст, который вы собираетесь озвучить с пробкой и карандашом, перед тем как начнётся запись.

Выполняя все действия последовательно, такие слова как дифференциальный, человеконенавистничество и даже название вулкана в Исландии Эйяфьядлайёкюдль будут прочитаны в эфире бегло и естественно.

Второе: Работайте с диктофоном



Первые озвучки лучше записывать не на тракте, а дома. Более того, каждый день по полчаса упражнений с дикцией помогут вам войти в форму за минуту, а это важно, особенно для различных внеплановых выходов в эфир.

Иногда на трактах ведущим специально подбрасывают «подарочек» с названием озера в Канаде Пеквачнамайкоскуаскуапинуаник на телесуфлёр, поэтому вы должны быть подготовленными, а для этого сложное слово нужно несколько раз проговорить.

Всего лишь эти два правила достаточно выполнять в день по полчаса, и вы намного лучше будете разговаривать даже по телефону.

В качестве тренажёра используйте скороговорки. С их помощью вы проработаете сложные сочетания согласных звуков.

Полный список скороговорок для речевых упражнений представлен в конце этой книги.

Пройди кастинг ведущего новостей прямо сейчас



Друзья, не так давно я был на кастинге одного крупного канала. Представляю вашему вниманию тестовое задание, которое дают читать всем, кто хочет быть ведущим новостей.

Посмотрите на этот текст, расставьте ударения, смысловые интонации, выберите подачу и, возможно уже завтра, вы будете здороваться со всей страной.

Накануне на Бали состоялась выездная встреча между президентами Монголии и Туркмении.

Халтмаагийн Баттулга и Гурбангулы Мяликгулыевич Бердымухамедов встретились впервые для обсуждения вопросов сотрудничества в области поставок энергоресурсов.

Как ожидается, встреча включит также ряд других тем, таких как развитие биолюминесцентных технологий, строительство аналога Большого андронного коллайдера, повышение ВВП (расшифровать) обоих государств для обеспечения стабильности экономики и локального маркетинга в области газодобычи и другие.

Встреча состоялась в закрытом конгрессном зале с окнами, плотно завешенными жалюзи. По удивительному совпадению, оба президента оказались облачены в костюмы сливового цвета, а Гурбангулы Мяликгулыевич в туфлях сиреневенькового цвета. Но Баттулга мастерски обыграл эту ситуацию заявив, что у них сходятся мысли и он (цит.) « готов откупорить сосуд нового плодотворного сотрудничества.

Основной темой обсуждения стало строительство газопровода от Туркменистана до Монголии, который позволит отказаться от технологии бочкового трансфера газа между странами.

Энергетическая магистраль пройдет через крупнейший после столицы город Монголии с 758 493 жителями. Новый газопровод облегчит логистическую сферу, а наращенные объемы поставок газа, повысят общее благосостояние республики и позволят деэскалировать конфронтации на почве различий в вероисповедании.


Лайфхак: несколько раз прочитайте текст и далее произнесите его на камеру. Постарайтесь сразу же настроиться на произношение без ошибок. Привычка работать без черновика сослужит добрую службу если в эфире что – то пойдёт не так.

Как придумать тему для сюжета?



– Давай Дима я сниму про этих строителей, говорила корреспондента Оля шеф – редактору.

– А что ты там будешь показывать? – пожимал плечами тот.

– Ну, типа, как живут они в плохих условиях.

– Нет, нужно что – то крутое. Вот если бы один другого съел, вот это была бы тема.

Подобные разговоры часто можно услышать, когда корреспонденты общаются с шеф-редакторами. Это как в офисе начальники проектов, только на телевидении они отвечают за выпуски новостей. Есть шефы утренних информационных выпусков, дневных и вечерних. Последние – считаются самыми крутыми, весь коллектив работает, чтобы вечерние новости были самыми интересными.

В идеале, репортеры должны искать информацию и предлагать их шеф – редакторам, несмотря на то, что это прямая обязанность продюсеров.

Часто с этим бывают сложности, найти хорошую тему большая удача. И первое с чем сталкивается журналист, попадая в редакцию новостей – это дефицит тем.

Да – да, все ищут свежие идеи. На больших информационных фабриках таких как Первый канал, Россия, НТВ, поиском тем занимаются так называемые продюсеры. Это не те продюсеры, о которых говорят в кино. «А ты, правда, продюсер»?!

На телевидении это люди, которые смотрят огромное количество сайтов и периодики, они же и предлагают темы для сюжетов. День и ночь они сидят в интернете в поисках сенсации. И на ура пойдет любая инициатива, исходящая от тележурналиста. От вас! Но что предложить такого, чтобы всем стало интересно, чтобы об этом говорили и вас уже рассматривали как новую восходящую звезду тв-журналистики.

Конечно же, идеи. Главное – это ваша работа в поиске тем. Нужно быть «проактивным моторчиком». Общение с разным типом людей, большая сеть контактов в разных сферах, присутствие в соцсетях помогут вам быть в так называемой «информационной форме». А эти правила украсят ваши идеи как розочки свадебный торт.

Первое: Актуальность



Идеи сюжетов должны быть про то, о чем говорят и пишут сегодня все. Вас будут смотреть и слушать только в том случае, если ваш сюжет отзывается чем – то внутри у каждого.

Тема должна быть такой, чтобы это обсуждали на остановках, в магазине, – наконец, дома на кухне.

Вот краткий перечень сюжетов, вокруг которых все строится: политические инициативы, интриги звёзд, вопросы денег, здоровья, работы.

Выбирайте информацию исходя от целевой аудитории телеканала.

Об определении Ц.А. написаны тонны литературы, но чтобы быстро понять, кто наши зрители, ловите лайфхак: посмотрите несколько выпусков новостей, запишите ключевые темы, по которым вышли сюжеты. Были ли похожие идеи ранее.

Есть еще маркер определения аудитории: «подобные смотрят себе подобных», поэтому, если в большинстве программ мы видим в качестве участников и героев людей пенсионного возраста, то мы или на Первом или на России, соответственно, если в кадре подростки, значит мы на молодежном канале. Эту аудиторию интересуют уже другие проблемы. Чтобы придумать хорошую тему важно понять, что волнует этих людей.

Поэтому стоит думать как целевая аудитория, представлять их переживания, радости, проблемы. И мы будем знать чётко: сюжет про подорожание лекарств «зайдет» для пенсионеров, а на RU TV – мы обсудим, как выбрать репетитора по вокалу.

Второе «Research»



Так называют на телевидении поиск. Как мастер, который работает над каменным цветком, вам придется потратить немало часов на то, чтобы узнать как можно больше о той теме, которую вы собираетесь предложить. Выбрав идею, посмотрите, были ли похожие материалы, как была отражена тема в целом, был ли «общественный резонанс».

Бывает так, что в ходе поиска приходят в голову новые мысли и идеи. Все фиксируйте письменно. Хорошо проработанная тема – это тщательный research

Третье: Спикеры



Так называют тех, кто даёт интервью.

Для хорошего сюжета нам нужна дискуссия, а то и скандал! Поэтому ищите тех, кто говорил бы за и против.

Даже если это конфликт жителей и управляющей компании, которая поднимает тарифы, предоставьте слово не только жильцам, которые жалуются как им сложно, пусть своё слово скажет директор этой компании. Хотя бы оправдывается, или пытается сбежать от вас.

Зрители, увидев как вы гонитесь в кадре за гендиректором – коррупционером, искупают вас в лайках и комментариях!

И да! отходите от возрастных журналистов госбюджетных каналов. Вашего мнения в информационном материале быть не должно!

Четвертое: Эксклюзив



В материалах, которые вы будете предлагать редакции должно быть что – то необычное, либо это какой – то факт, о котором никто не знает, либо это видео, но всегда что – то эксклюзивное, так называемая « фишка».

Так в сюжетах потребительской тематики, журналисты проводят эксперименты, покупают некачественные продукты, проверяют их в лаборатории и потом сообщают заключение – это вредно для здоровья.

Или журналист «меняет профессию» и становится официантом, чтобы рассказать, как устроена кухня в Макдональдсе. Так мы узнаём скрытые детали: из чего готовят бургеры, как персонал «мстит» конфликтным посетителям, что делают повара, если котлета падает на пол и так далее.

Инсайд всегда интереснее открытой информации.

В поисках эксклюзива мои коллеги пытались работать продавцами на рынке, выдавали себя за посетителей клиник пластической хирургии, таксистов, я также, когда готовил материал о недвижимости, несколько недель был риелтором, чтобы узнать, как совершаются сделки.

Такой прием как «журналист меняет профессию» подходит для расследований, кто занимает эту нишу, в разы быстрее станете незаменимым.

Маркер популярности один: если после эфира о вашем сюжете говорят в маршрутках и соцсетях, значит, слава репортера уже стучится!

Как продюсировать телесюжеты



Итак, вы нашли интересную тему для выпуска новостей. Вам дали на нее добро и сказали разработай! А как? Что значит разработай тему? И тут же паника в глазах! Спокойно! Это значит, к вам присматриваются, оценивают, как вы себя ведете, насколько дисциплинированны, можете собраться – вот это всё.

Обязательно похвалите себя, вы уже не соискатель, а вошли в приёмную славы тв-журналиста. Теперь за дело!

Наша задача показать всем коллегам и редакции, что мы:

а) разбираемся в базовых принципах организации телевизионных сюжетов.

б) делаем это легко

в) стрессоустойчивы

Подобно путешественнику, в этой работе нам тоже понадобится пошаговый алгоритм действий.

Первое: Цель



Определите, для чего нужен этот сюжет.

Возможно, вы хотите рассказать о новом изобретении или инициативе, показать работой служб, познакомить зрителей с субкультурой, или это просто мероприятие, которое пройдёт в городе и вы о нем хотите сообщить, ответьте себе на вопросы:

Для чего этот сюжет нужен в выпуске?

Какие чувства вызовет у зрителей?

Что там будет новое?

Наконец, зачем зрителям эта информация?

На одном из городских каналов, в то время это был телеканал ТВЦ, моя деятельность началась с сюжета про клубнику.

В совхозе не убирали клубнику, она пропадала на полях и директор этого совхоза обращался к зрителям, чтобы спасали урожай. Я решил, что этот сюжет нужен для вечернего выпуска новостей. Удивительно, но мне сразу дали добро, и я отправился на съемку.

Моя цель звучала так: этот сюжет нужен, потому что он рассказывает о том, что сейчас происходит в области и как люди могут исправить эту ситуацию.

Помню, я привез оттуда несколько ящиков с клубникой. Вся редакция была завалена ягодами. И что интересно, на следующий день после выхода моего сюжета толпа людей уже ломилась в область на сбор, стало быть, первых своих зрителей я уже очаровал.

Второе: План



Планировка задач убережёт от хаоса в голове и позволит выиграть время.

Обычно на крупных каналах темы для выпусков ищут и разрабатывают линейные продюсеры, и это экономит много времени журналисту, но с начинающим корреспондентом никто не будет церемониться, а значит, ему придётся ждать, когда кто-нибудь предложит тему.

Не стоит всё пускать на самотек. Запомните: ваше продвижение зависит только от вас – берите инициативу в свои руки и делайте всё сами. Составьте план и отразите в нем, всё, что вы будете снимать. Каждый элемент фиксируйте.

Третье: Спикеры



Хороший материал невозможен без мнений людей. Начинайте общаться с героями вашего будущего сюжета сразу же по телефону, договаривайтесь с ними о проведении интервью. В первую очередь, свяжитесь с тем, кто является главным в вашей теме. Так, если у вас сюжет про медицину, то главный врач больницы – основной спикер. В школе – директор, в администрации – глава.

В любой группе – будь это волонтёры или обманутые дольщики, всегда будет кто – то старший. Договоритесь с ним о встрече. Зафиксируйте время. Интервью следующего спикера запланируйте через два часа. Такая логистика – позволит вам в один день записать несколько мнений важных для материала

Лайфхак: Подбирайте «говорящих» спикеров



Общаясь перед интервью по телефону, обратите внимание, как спикер говорит. Если плохо строит фразы, заикается или выражается профессиональными «длиннотами» с деепричастными и причастными оборотами, не приглашайте на интервью перед камерой. Иначе гарантированы полтора часа «корзины».

К сожалению, представители власти часто страдают «канцеляритом». Коверкают фразы чиновничьим языком. С ними нужно работать по – особому.

Лайфхак: Нередко, чиновник говорит: за истекший квартал мы выполнили показатели прироста численности продукции… после такого предложения журналист обращается к чиновнику с фразой:

– «Объясните, пожалуйста, нашим зрителям простым языком».

После такого чиновник должен сказать «за три месяца мы поставили больше продукции».

Спикеры должны говорить так, чтобы их понял и работник автомойки, и академик. Немного практики и уже на десятой съемке вы поймёте «кто хорошо говорит и кто плохо». Поэтому помните: хорошие спикеры – хороший сюжет!


Четвертое: Места съемок



Уже на этапе планирования сюжета представляйте видеоряд.

Посоветуйтесь с оператором, что лучше снять для сюжета, может быть у него появятся идеи.

Часто бывает так, что хорошую тему тормозит скучный видеоряд. На телевидении рейтинги делает как раз динамичная картинка. То есть в кадре всё должно двигаться.

Например, если это сюжет про тренировку сборной России по футболу, то здесь особо и не разгуляешься. Мы снимем, как игроки тренируются, бегают по полю, забивают голы, здесь по «картинке» всё в динамике, остаётся лишь записать интервью тренера, игроков – и сюжет готов.

А вот если у вас съёмка в библиотеке и тема про подготовку к экзаменам, то тут не обойтись без режиссуры. Такой сюжет нужно « вытаскивать» с помощью видеоряда. Тут не обойтись без активного оператора, который будет снимать библиотеку с разных точек. Сюда подойдут планы людей, которые читают, берут книгу, что – то пишут, возможно, понадобятся проходки.

Это когда мы сами просим героев «специально пройти на камеру».Ваша фантазия на месте подскажет много идей. Снимайте больше видеоряда и монтажёры скажут вам спасибо.

Профессии ТВ: Линейный продюсер


Если бы меня спросили, какая профессия на телевидении самая необходимая – я бы тут же сказал: конечно же, линейный продюсер.

Девушки, забудьте про яхты, лимузины, толстую фигуру с Ролексом на руке и одышкой, такой продюсер в кино, на телевидении востребован другой специалист.

Линейный продюсер в информационной службы – это человек, который организовывает производство видеосюжета. По – настоящему, это самые незаменимые люди в редакции, «рабочие лошадки», на плечах которых выезжает весь выпуск.

Итак, что же включает в себя функционал линейного продюсера.

1.Мониторинг тем:



У каждого линейщика есть план – предлагать не менее пяти сюжетов, не считая материалов, которые и так планируется снимать: пресс- конференции, круглые столы, различные специальные мероприятия. Чтобы предложить сюжет, продюсер осматривает в день по 10 – 20 тем, кроме этого поиск ведется в соцсетях и мессенджерах.

2. Организация интервью

Уже на этапе знакомства с материалом, хороший продюсер понимает: получится ли записать экспертов, героев, насколько они расположены дать интервью, далее следует разговор по телефону, после чего выясняется насколько участники «говорящие» на камеру. Далее следует вердикт: «тухляк» или всё – таки сюжет получится. Наконец, сколько времени это всё займёт.

3. Подготовка документации



Написание официальных писем в различные организации, министерства и ведомства – часть работы линейного продюсера.

Для того чтобы снять интервью в Совете Федерации или Госдуме, необходима аккредитация, чтобы её получить, нужно направить официальный запрос от имени телеканала. Указать цель съёмок и ключевые вопросы. Так называемое официальное письмо потребуют сегодня в любой организации. Вот пример работы с торговым центром. Документ был составлен, чтобы съемочной группе разрешили работать на территории магазинов.



Отсюда продюсеру важно наладить контакт с пресс- службами. Занятие формальное, но сосредоточенности требует серьезной.

4. Работа с автором

Психологическая совместимость членов команды – ключевой момент. Бывает, подбирается съемочная группа, в которой каждый тянет одеяло « на себя»

Продюсер считает, что без его гениальных ходов не было бы сюжета, корреспондент уверен, что лишь он способен гениально писать. В итоге, эти токсичные специалисты спешат не сделать материал, а написать друг на друга жалобу руководству. Чаще всего работу теряют оба. Поэтому хороший продюсер это и неплохой психолог. Авторы люди специфические и к каждому нужен подход.

Задача продюсера помогать журналисту в организационных вопросах: заранее позвонить спикеру, сказать, что едет съёмочная группа. Если это закрытое мероприятие, организовать аккредитацию, выслать номер машины – возможно паспортные данные, фотографии и пр.

5. Быть постоянно «на связи»



Творческие люди часто уделяют организации процесса незначительную роль. Такой автор может затянуть интервью (разговориться с собеседником не по теме) опоздать на съёмку, приехать неподготовленным (времени не хватило) и это настоящая беда для всех.

Каждый выезд съёмочной группы стоит денег. Если намечено три интервью, и под это выделены ресурсы: люди, машина и техника – в случае срыва одной из трех съемок, продюсеру придется снова договариваться с участником. А редакции выделять дополнительные средства, приглашать снова специалистов, особенно если это небольшой телепродакшн, который производит программы.

Вот поэтому, линейный продюсер работает так: в день съемок звонит автору и сообщает: у нас в 13.00 первая съемка, в 16.00. вторая и в 20.00 нужно взять третье интервью.

Далее только контролировать процесс. Все вроде просто. Задача поставлена, план намечен, сиди и радуйся. Но тут раздается звонок….

6.Стресс



Ааааа! что делать!

Взволнованный корреспондент кричит в трубку, что все пропало! Съемка срывается! Оказывается, договорились снять интервью ребенка. Поговорили с папой – тот был «не против». Но только приехали на место, из подъезда выбежала мама, устроила истерику, грозит судом и запрещает снимать. Что делать?

В такой ситуации хороший линейный продюсер понимает: нужно срочно искать ребенка, чья мама будет «за».

Тут же его проф. активность поднимается как баллистическая ракета Першинг 1А.

Одной рукой он ищет в телефоне номера знакомых с детьми, второй – набирает текст в соцсетях с просьбой «срочно нужен ребенок для интервью». Впереди еще 20 звонков в школы и детские сады.

– Здравствуйте, это вас беспокоит телеканал… Звоним вам с просьбой – записать интервью вашего талантливого ребенка. Спасибо. Вот такой разговор линейный продюсер проводит каждый раз, чтобы добиться результата.

Здравствуйте, это вас беспокоит….

И метод срабатывает: пока продюсер вёл поиски, его знакомые уже нашли ребёнка с мамой в парке и они согласны на интервью.

По карте продюсер смотрит – до этого места от дислокации съёмочной группы – 20 минут. Фух! Задание выполнено. Адрес скидывается корреспонденту, можно выдохнуть!

Это был пример обычной рабочей ситуации. Такое происходит каждый день. Готовясь быть линейным продюсером, нужно прокачивать стрессоустойчивость. Всё может слететь в последний момент, важно не опускать руки, а «разруливать» ситуацию: договориться, попросить, извиниться, пойти на уступки, пообещать – в общем, включить весь арсенал убеждения.

Помимо этого придется превратиться в настоящего Шерлока Холмса.



Искать придется все, что угодно: от прошлогодней коллекции Gucci до военных исторических трофеев. Исписанные телефонами бумаги, море общения, постоянный стресс, особенно если это информационная служба и материалы нужны срочно. Но в конце дня линейный продюсер будет смотреть свой результат в эфире, и думать: ну сделали просто невозможное! А завтра… он еще сам не знает, что его ждет завтра.

Но это будет точно – потрясающая и драйвовая задача.

Fake news! Как отличить подделку


Как Титаник, который столкнулся с айсбергом и утонул, так и начинающий журналист в погоне за сенсацией может нарваться на фейкньюс. И если вовремя не отреагировать – репутации придёт конец.

Сегодня информации так много, что разделить её на ложную и правдивую невозможно. Фейки появляются с целью кого-то обмануть или запутать, спрятать настоящие данные или просто ради «прикольной» реакции общества.

Даже серьёзные источники, которые никогда не обманывали, могут допустить поддельные сведения, потому что дезинформация просачивается в святая – святых журналистского форпоста – информационные агентства.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

На страницу:
2 из 3