bannerbanner
ТЕЛЕЖУРНАЛИСТ. ЛАЙФХАКИ
ТЕЛЕЖУРНАЛИСТ. ЛАЙФХАКИ

Полная версия

ТЕЛЕЖУРНАЛИСТ. ЛАЙФХАКИ

Язык: Русский
Год издания: 2021
Добавлена:
Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
1 из 3

ТЕЛЕЖУРНАЛИСТ. ЛАЙФХАКИ


Валентин Балаш

© Валентин Балаш, 2021


ISBN 978-5-0053-0906-8

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

Эта книга посвящается всем, кто мечтает работать на телевидении. Здесь я попытался собрать весь свой опы… Стоп!

Так, пожалуй, я бы начал писать эту книгу, если бы мне было всё равно. Но я себя чувствую по – другому, мне всегда интересно то, что я делаю, и поэтому давайте знакомиться!

Привет!

Меня зовут Валентин Балаш, и я тележурналист!

Уфф,…знали бы вы, сколько энергии заложено в этой профессии. И я вам скажу честно: до сих пор нет ни одной такой работы, после которой выходишь уставший, но счастливый. Когда – то я мечтал появиться на экране с микрофоном в руках и сказать что то – вроде: -«За моей спиной находится»…

Удивительно, но моя мечта сбылась.



Первый канал, программа « Время», телекомпания НТВ, расследования на РЕНе, – и еще десяток программ, где я был корреспондентом, ведущим, шеф – редактором.

Если бы можно было представить телевидение в виде человека, то я сказал бы, что эта такая недоступная девушка, которой всё мало и она постоянно требует жертв. День за днем ей нужно доказывать, что ты достоин! Но согласитесь, так интересно покорять крутые вершины. Живешь не зря!



Всё, что здесь написано, я пропустил через себя. У меня не было влиятельных покровителей и все приходилось в буквальном смысле «пробивать лбом»: обращаться, когда отказывают, работать без оглядки на часы, добиваться результата, когда всё плохо и все против.

В этой книге я решил поделиться с вами своими наработками, знаниями, практикой.

Как взять интервью, когда его не дают? Что делать если хамит известная личность? В чем важность речевых техник и почему нужно возить с собой пудру? Все это и многое другое вы узнаете из этой книги.

Ну что, рванем эфир?!

Три! Два! Один! Работаем!


3 способа найти работу на TV



Как попасть на телевидение? Очень просто. Сегодня существует огромное количество кастингов, «Дом 2», «Давай поженимся», большое количество реалити – шоу ждут своих участников, наконец, можно отправить резюме на сайт телеканала – поиск, клик, и информация доступна.

Это так, но при этом почему – то крупные телеканалы, и серьёзные информационные программы открытый «клич» не устраивают. Как вы думаете почему? Ответ прост. Потому что здесь работают с очень ценным ресурсом – информацией и им нужны проверенные люди, на которых можно положиться, доверить важную работу. «Веерные рассылки» резюме здесь не помогут.

Тогда как же устроиться на такую работу? Быть ведущим, или снимать свои репортажи как журналист?

Если бы можно было повернуть время вспять, и мы бы оказались на тридцать лет назад, я бы вам с уверенностью сказал, что на телевидение, а тем более в кадр « с улицы» попасть просто невозможно.

ТВ в Союзе как место работы, было только для избранных. Родственники и знакомые Политбюро, дети влиятельных сотрудников МИДа, КГБ, – вот кто составлял костяк телевидения от 60 годов – до лихих 90.



Журналист Михаил Таратута рассказывает о «взрыве кита» в Орегоне 1970г.

Тогда не делали ставку на журналистов, новости состояли только из сообщений о действиях партии и правительства, а ведущий зачитывал в эфире текст с листа.



Диктор Светлана Токарева зачитывает программу передач. СССР 1988 г.

Жесть, правда? Хорошо, что эти времена прошли, и сегодня возможность получить работу на крупном канале и в серьёзной программе есть для каждого. Я расскажу вам три стратегии как попасть журналисту в информационную службу федерального телеканала.

Первый путь. И это мой пример.



Репортаж на кабельном тв

Вы начинаете работать корреспондентом на маленьком либо региональном канале. Там вы приобретаете опыт. Учитесь снимать сюжеты, вести эфиры, брать интервью у должностных лиц. Для практики подойдет любая студия, даже кабельного телевидения.

Именно там вы можете приобрести так нужные всем основы и навыки работы: как общаться с оператором, чтобы он снял нужную вам «картинку», как взаимодействовать с режиссёром монтажа, который занимается склейкой вашего материала. Записать стендап, отредактировать текст, найти нужный телефон собеседника, – вот всему этому вы научитесь в маленькой региональной студии.

А затем штурмуете вершины федеральных информационных «гималаев». Именно так я и сделал. Это была небольшая студия, и мы практиковались, как могли. Сейчас, конечно, это нельзя назвать работой, но тогда мне казалось это просто что – то нереальное.

Я был увлечен этим без оглядки на часы, без осознания того, что прошёл рабочий день. Мне всё хотелось делать, везде вникать, спрашивать.

После года такой работы, я оказался в коридорах Останкино. Там уже началась другая жизнь. Но это уже совсем другая история.

А вы запомните: региональные каналы, а также маленькие студии – идеальный плацдарм на пути к многомиллионной аудитории федеральной структуры.

Путь второй



Схема этого трудоустройства звучит так: вы приходите на крупный канал, Первый, Россия, НТВ и начинаете с малых низовых должностей.

И постепенно растёте на месте.

К слову, много известных журналистов, начинали как администраторы.

Принести чай, распечатать материал, встретить гостя, посидеть «на титрах» – эта работа не требует особых навыков, но она даёт то самое «погружение».

Вы смотрите на рабочий процесс со стороны и как бы примеряете эфирные должности на себя. И это ключевой момент, потому что вы открываете что-то новое и если раньше вам хотелось быть ведущим, то вы, увидев работу коллег, не нашли в этом ничего положительного. Зато вам понравилось, как работает режиссёр на выпуске новостей, или вдруг вы поняли, что вам не обойтись без подбора людей на программы, а это прямой путь в кастинг – бюро.



Всего этого не узнаешь, пока сам не окажешься в студии, пока не поймёшь, как работает телевизионная команда. Творческая, техническая, административный персонал.

Находясь в начале пути, постепенно вы привыкаете к редакции, но и к вам привыкают, и в какой-то момент вы уже становитесь незаменимым.

А это значит, уже можно в свободное от работы время писать короткие материалы и организовывать съёмки. Энтузиазм и «горящие глаза» на телевидении очень ценятся.

Минус в такой стратегии тоже присутствует – и к этому нужно быть готовым. Это ваши амбиции. Если они очень завышены, и вы хотите быть ведущим итоговой программы, а работаете администратором год, то скорей всего вас надолго не хватит.

Это путь на длинную дистанцию. Займет примерно 2 – 3 года, то есть начали с администратора и поработали пару лет, далее редактор, потом корреспондент 2- 3 года, наконец, ведущий.

В среднем на всё уйдет пять лет. Не так уж и много, чтобы стать звездой тв, согласны?

Третий путь



Развлекательное телевидение не совсем моё, я больше информационщик

Метод подойдёт тем, кто хотел бы работать в кадре ведущим развлекательных программ.

Светитесь где только можно! Ваша задача стать родным на разных телеканалах, ток – шоу, тв – проектах. И здесь важно уметь завязывать и поддерживать профессиональные контакты.

Общайтесь с редакторами программ, которые вас пригласили на кастинг, рассказывайте о своем опыте, показывайте умения, таланты, иногда бывает, так, что редакторы программ могут вас порекомендовать, если вы, например, хорошо пишете.

Еще один важный момент в продвижении – личная мотивация. Хорошо, что сегодня есть такие ресурсы, как интернет и YouTube.

Здесь вы можете вести свой канал, создавать собственный контент, и, главное: быть на виду.

Не стесняйтесь рассылать свои записи по разным телеканалам. Не стоит писать на почту с адресом info. Обращайтесь точечно: письма и сообщения с презентациями нужно отправлять продюсерам, кастинг – директорам, главным редакторам. Придётся попотеть в поисках их личных контактов, но дело окупится: именно эти люди часто находятся в поисках новых лиц.

Кроме того, телекомпании, в том числе даже огромные новостные фабрики, постоянно просматривают массы претендентов на вакансии ведущих программ.

И здесь важен опыт. Поэтому если вы уже ведёте эфиры в своем городе, и мечтаете о большом экране, записывайте свои лучшие сюжеты и связывайтесь с лицами, принимающими решения

Осень на телевидении считается временем открытия нового сезона, и вы вполне можете украсить эфир своим появлением. Круто, правда!

Как побороть «страх камеры»



Дорогие избиратели! Сегодня вы не просто выбираете депутата, который будет защищать ваши интересы, вы выбираете дру…

– Стоп! Василий Сергеич, давайте вы ещё раз произнесете это на камеру. Сделайте акцент на обращении «Дорогие избиратели».

В комнате везде лежали агитационные материалы, откуда смотрело замечательно сделанное фото кандидата в депутаты, всё было подготовлено для избирательной кампании, журналисты ломились, чтобы взять интервью, предстояло выступление на телевидении, единственное что смущало: кандидат плохо говорил на камеру. Слова произносил с кашей во рту, не было чёткости и энергичной подачи. И вот с этим всем «счастьем» ко мне обратились политтехнологи.

Признаюсь, телевизионщики часто незаменимы на избирательных кампаниях в различные властные структуры. Оцениваются компетенции написания текстов, умение выстроить грамотно беседу с оппонентами, выбрать правильный тон подачи избирательной программы, важно также умение кандидата общаться с журналистами и в свете последних трендов записывать видеообращения для соцсетей.

А вот с этим и возникают проблемы и недопонимания. Кандидат, который участвует в выборах, думает, что он все знает, и сведущ во всех областях, некоторые избранники не понимают ценности советов какого – то там журналиста.

Я все знаю сам! – говорит кандидат в депутаты и с треском проигрывает.



Мэр Харькова Михаил Добкин стал мемом депутата, который записывает обращение на камеру

Если этот всезнайка сталкивается с конкурентом, который «прокачен» в публичных выступлениях и знает, как рассказывать о своей программе в прессе, ведет соцсети, и даже записывает видеообращения, то даже самый основательный народный избранник проиграет ему тем, что не сможет:

а.) быстро отвечать на вопросы

б.) сформулировать выступление, исходя из целевой аудитории

б) чётко проговаривать спич

Вместо этого будут присутствовать косноязычие, неточность изложения, речевые штампы и клише.

Отмечу, что общение «на камеру» процесс очень индивидуальный, даже магический. Очень часто бывает, что в жизни человек говорит обычными фразами, не делая никаких акцентов, но всё меняется, когда включается камера. У него вдруг загораются глаза, собеседник преображается, появляется масса энергии, эмоции. И даже если он будет рассказывать таблицу умножения, его будут смотреть и слушать. Так работает харизма. Но есть и обратные примеры.



Однажды я приехал на интервью к одному чиновнику. И поразился насколько свободно тот может импровизировать. Он говорил не по бумажке так бегло, что я уже потирал ладони в предвкушении интересных ответов, но только оператор включил камеру, как на собеседника напал столбняк.

Он начал краснеть, язык, будто прилип, не смог выговорить фразу, начал заикаться. Тогда я сказал оператору Стоп!



Тот прекратил запись и собеседник, как ни в чем не бывало, снова начал петь соловьем. Интервью тогда всем понравилось. Стоит ли говорить, что оператор даже не думал выключать камеру. Просто перед сьёмкой мы договорились, что бы я ни говорил собеседнику, запись должна вестись. Каюсь, пришлось пойти на такую хитрость.

Но чего не сделаешь ради результата. Умение общаться публично полезный навык, который легко отработать самому. Журналист, работающий на телевидении, должен на камеру, не только общаться, но и доказывать свою точку зрения, импровизировать и даже шутить. Все это крайне сложно сделать, если прямой эфир вызывает стойкую оторопь.

Но что делать, если этот «недуг» вы отследили у себя, когда решили записать поздравление, например, на камеру смартфона. И началось: а.. мм мм, ээээ, вот.. и по списку: десятки дублей, несколько потраченных часов. И все равно не то. Как быть? Неужели забыть про мечту?

Никогда! Это нормально для человека, который не работает в прямом эфире. Придерживайтесь следующих рекомендаций и вскоре зажимы и беспомощность исчезнут.


Первое: Увеличивайте словарный запас



Книги, журналы, газеты просто кладезь по употреблению новых слов, выражений, различных терминов. Читайте тексты вслух, так вы будете привыкать к звучанию собственного голоса.


Второе: Ведите аудио и видео дневники



Чаще записывайте себя на камеру смартфона. День можно начинать с любого яркого впечатления, о котором хотите рассказать. Так, включаем запись и начинаем говорить:


Сегодня 15 июля, я посмотрел в окно, и увидел, как солнце светит прямо на мой балкон…


После первых двух фраз вам захочется остановиться. Не делайте этого. Развивайте вашу мысль далее, главное не останавливайтесь. Вспомните о деревьях, цветах, погоде, говорите что угодно, но не замолкайте. Этим упражнением вы научитесь «выкручиваться» из сложной ситуации. Тренировка дает потрясающие результаты, уже через неделю вы сможете говорить о чем угодно, быстро подбирать нужные слова и «не тормозить».


Знали бы вы какой страх испытывают журналисты перед своими прямыми включениями. Все волнуются: насколько они будут связно говорить в кадре. Дело в том, когда включается камера, и вы работаете в прямом эфире, меняется внутреннее состояние.



Время замедляется, организм получает стресс, этого достаточно, чтобы вывести из равновесия. Опасность в том, что на волне тревоги можно забыть текст или сказать что – то не то.

Приучая же себя говорить на камеру, вы научитесь генерировать мысли и делать это быстро. То есть вам не нужно зубрить текст.

Достаточно тезисов и вы свободно без зажимов и с элементами импровизации сможете рассказать о любом событии.

Более того, постоянная практика с камерой, отучит вас от междометных слов – паразитов


Третье: Работайте с речевым аппаратом



Скороговорки вам в помощь. Единственное, заниматься речью нужно регулярно. Каждый день читайте вслух по полчаса, чётко произносите звуки. Постепенно появится навык выговаривать сложные слова, такие как «дифференциация» или даже название исландского вулкана Эйяфьятяйокюдль.


Четвертое: Подберите темп речи



Здесь легко скатиться в крайности. Быстрая речь утомляет, она раздражает, хочется быстрее закрыть уши. Также как и медленная речь – усыпляет и рассредоточивает внимание. Такой темп незаменим для озвучки роликов с гипнозом. Но для информации нужна энергичная подача текста: не быстро и не медленно.


Лайфхак: Чтобы понять на «кого равняться», посмотрите эфиры действующих ведущих информационных программ, попытайтесь «скопировать» темп, с которым они произносят тексты подводок.


Как читать текст в эфире. Смысловые ударения



Каждый ведущий новостей перед эфиром выполняет ритуал. На распечатанном листе с текстом информационных подводок, он расставляет смысловые ударения. Еще их называют логическими. Так подчёркивается важное слово.


Одну и ту же фразу можно прочитать по-разному.

Возьмем для примера предложение:

«Вася дарит своей девушке цветы каждый день», здесь можно сделать акцент на трёх смыслах. Достаточно усилить голосом выделенное слово

1.ВАСЯ дарит своей девушке цветы каждый день, – здесь мы сообщаем, какой замечательный Вася.


2.Вася дарит своей девушке цветы КАЖДЫЙ ДЕНЬ – здесь акцент на его щедрости.


3. Вася дарит СВОЕЙ ДЕВУШКЕ цветы каждый день – третий смысл. Оказывается, Вася делает подарки только своей девушке, других обходит стороной.

Вот такой акцент разных смыслов заставляет зрителей смотреть и слушать ведущего с большим интересом.

Конечно, в этом деле без практики не обойтись. Но как работать с материалом, чтобы увидеть эти самые акценты? Перед этим стоит запомнить пошаговую инструкцию работы с текстом.

1.Читаем вслух (возьмем для примера текст из travel – программы)

Наверное, одно из самых грандиозных мировых сооружений, символ Рима и Италии – Колизей продолжает производить впечатление даже в том виде, в котором он дожил до наших дней.

2. Расстановка грамматических ударений (проверяем ударения по словарю)

Наверное, одно из самых грандиозных мировых сооружений, символ Рима и Италии – Колизей продолжает производить впечатление даже в том виде, в котором он дОжил до наших дней.

3.Делим предложение на такты и расставляем паузы

Паузы выделяем так: короткая: – / (одна черточка) длинная -// (две черточки)

Наверное, одно из самых грандиозных мировых сооружений,/ символ Рима и Италии – Колизей / продолжает производить впечатление даже в том виде, / в котором он дожил до наших дней. (4 такта)

4. Ставим логическое ударение (для этого в каждой части (такте) выделяем главное слово). Также выделяем главное слово всего текста.

Наверное, одно из самых грандиозных мировых сооружений, / символ Рима и Италии – КОЛИЗЕЙ /продолжает производить впечатление даже в том виде, / в котором он дОжил до наших дней.

Всё. Работа с текстом закончена. Можно еще раз перечитать и выходить в эфир.



Задание для проверки: Прочесть подводку с логическими ударениями

Кадры из Парижа. В окрестностях аэропорта имени Шарля де Голля вспыхнули беспорядки, бастуют таксисты. Манифестанты переворачивают автомобили и жгут покрышки. В небе висит густая пелена черного дыма. В окрестностях аэропорта перекрыты дороги. Чтобы попасть в свои терминалы, пассажирам приходится пешком идти несколько километров. Таксисты требуют от правительства запретить популярный онлайн – сервис по заказу машин, а также разобраться с нелегальными перевозчиками. Частников таксисты ловят и избивают, а их машины крушат.

Попрактикуйтесь произносить текст на камеру смартфона, читая разные сообщения со смысловыми ударениями. Вскоре возникнет понимание, где важно подчеркнуть слово по смыслу.

Конечно же, обладая этим навыком, вы в разы быстрее освоите работу с телесуфлёром в студии.

Как улучшить дикцию



К сожалению, из всех видов журналистики – именно телевизионная считается специфической и чем – то граничащей с театральным искусством. Помимо внешнего вида, к тележурналисту повышенные требования: умение произносить все звуки, обладать харизмой, писать тексты, наконец, общаться с людьми, грамотно задавать вопросы, собирать информацию, и всё это должно сойтись в одном человеке.

– Ну, ты иди, а я тебя догоню.

Мы снимали квартиру с другом. Я тогда только мечтал о тв, и поскольку меня никто не учил, почему – то думал, что самое главное в произнесении текста для телевидения – это проговорить все буквы.

Я покупал газеты и когда никого не было, репетировал вслух, читая статьи из оперативной хроники.

Друг был занят в коммерческой сфере, и я стеснялся при нём читать новости, только когда дверь захлопывалась с той стороны, я зажимал во рту два грецких ореха и начинал произносить вслух:

«В Зябликово прошла выставка мягкой игрушки»… Так я отрабатывал дикцию.

– Ты чем тут занимаешься, однажды сосед застал меня врасплох, вернувшись за зарядкой телефона.

– ЫЫыую (репетирую) не успев вынуть орехи, проговорил я.

– А… ну, ясно, он вообще не придал значения моим упражнениям. Чё, стишок готовишь?

– Типа того.

В работе над дикцией очень важно соблюдать постоянство. Достаточно заниматься 15 минут, но каждый день и результаты будут сразу же заметны. Более чёткое произнесение звуков, как минимум, внесет ясность в вашу речь. Даже если вы не готовитесь к карьере телеведущего, проводить переговоры вы будете под одобрительные взгляды начальства.

Но многие задаются вопросом с чего начать совершенствование своего речевого аппарата. И я поделюсь теми секретами, которые позволят при регулярном выполнении, в течение месяца изменить звукоподачу.

Первое: Тренируйте речевой аппарат



Вы удивитесь, но половина говорящих людей либо проглатывает окончания, либо съедает полностью слова и нам остается лишь догадываться, что этот человек имел в виду.

Упражнения для речевого аппарата позволят вам даже в обычной речи чётко доносить то, что мы хотим. И если вы работаете, например, в сфере продаж и журналистика это совсем не ваше, качество продаваемых продуктов повысится в разы.

Упражнение: Карандаш



Как в песне «Берите в руки карандаш» Будем работать над артикуляцией.

С помощью этого предмета мы сможем сделать так, что наши губы будут выражать то, что мы говорим. Располагаем карандаш между зубов под резцами или как сказал бы персонаж Дракулы под клыками ….и произносим звук «ррррр».

Далее берем любой текст и читаем его. Главное чтобы там был звук «р» читаем несколько раз.

Далее описываем все, что происходит вокруг. Затем расслабляем губы. И после этого вы почувствуете, как легко произносятся звуки, и каждый из них артикуляционно выговаривается отдельно.

Упражнение: Пробка



Еще одно средство для постановки речи – обычная винная пробка. С ее помощью, мы избавляемся от неподвижной нижней челюсти. Вставляем ее в рот и произносим скороговорки.

На страницу:
1 из 3