Полная версия
Красная книга бизнеса
До января 2020 года она трудилась в студии дизайна жилых и общественных интерьеров. А выйдя после новогодних каникул взяла и… уволилась. Осознание, что хочет работать не по найму, а на себя, пришло не в один момент. Решение постепенно зрело, пока однажды она не поняла, что сама может осуществлять всё, чем занимается в студии как дизайнер. Анна вспоминает, что основных причин увольнения было две.
«Первая причина – ощущение, что делаешь не свои проекты. Вроде бы свои, но не свои, потому что всегда есть человек, который в любой момент может сказать: «Нет, так, как ты задумала, мы делать не будем. Мы сделаем по-другому, потому что я – главный дизайнер, я так вижу». Я понимаю, если такие вещи заявляет заказчик – ему можно, он там будет жить и волен желать чего угодно. Кроме того, для меня была совершенно чужой стилистика, которая преобладала в студии, и требование делать «дорого-богато» стало второй причиной ухода. И еще одна причина – ежедневно я добиралась до офиса два часа общественным транспортом. И столько же тратила на обратную дорогу домой».
В момент увольнения у Анны не было в перспективе ни одного определенного заказа, то есть как предприниматель она стояла на нулевой отметке. Тем не менее, она решилась на прыжок в никуда, потому что в один прекрасный день поняла, что у нее пропала всякая мотивация ездить в офис. Каждое утро, проснувшись, она задавала себе вопрос: «Зачем? Зачем я это делаю?»
Первый заказ
Первого заказа долго ждать не пришлось, хотя за него и пришлось побороться. Еще работая в студии, Анна периодически участвовала в различных околодизайнерских конкурсах – для себя, чтобы делать именно то, что хочется, а не то, что поручил начальник. Тем более что душа требовала совершенно не той стилистики, которую приходилось разрабатывать в студии.
Один из Инстаграм-конкурсов привлек Анну необычным форматом, интересными заданиями и возможностью получить реальный заказ. Это был своеобразный баттл дизайнеров. Участие в конкурсе мог принять кто угодно, а объекты выставляли сами заказчики, которым требовалась перепланировка квартиры. Объекты появлялись самого разного уровня – от новостроек до хрущевок.
А дальше устраивалась «битва»: каждый из дизайнеров предлагал свой вариант перепланировки, причем надо было не просто проявить фантазию – требовалось использовать максимально эффективно и в обязательном порядке учесть законодательные нормы и техзадание от заказчиков, порой очень противоречивое. Всего таких «битв» за объект проводится двадцать, и конкурс растягивается примерно на два месяца. Вот так, в честной победе Анна получила своего первого заказчика.
Что главное в работе?
Сегодня загруженность у Анны стала еще выше, чем была в студии. Но этот объем не тяготит, потому что появилось самое главное – интерес к работе.
«Дизайн – это не только про создание красивой картинки. Дизайн – это еще и чертежи, и проверка, как это будет работать, как это построится и можно ли это реализовать в принципе. Придумать концепцию – это 10%, а все остальное – проза жизни: чертежи, подсчеты и общение с людьми. Когда я стала работать самостоятельно, к этому перечню добавились дела, которыми в дизайн-бюро обычно занимаются отдельные люди: оформление договоров, принятие решений, бухгалтерия, налоги».
Сейчас, на первых порах, Анна ограничилась регистрацией самозанятости и пока не видит смысла усложнять себе жизнь открытием ИП. Самозанятость дала ей возможность очень быстро, буквально здесь и сейчас, взять и начать. А знакомый юрист проконсультировал, как грамотно вести документацию и составить договор.
Сам процесс регистрации занял всего три часа: скачать приложение на смартфон, заполнить соответствующие электронные формы документов и отправить их. Проведение расчетных операций максимально упрощено, кассового аппарата для самозанятому не требуется, сумма налога на профессиональный доход начисляется автоматически, и Анне остается только раз в месяц ее перечислить.
Цена ошибки
Приглашать дизайнера или обустраивать пространство самому, всегда решает заказчик. Но самодеятельность далеко не всегда оправдана даже с экономической точки зрения, потому что исправление ошибок может обойтись гораздо дороже. По опыту Анны, переделывать всегда сложнее, чем делать изначально правильно. Непрофессионал чаще всего не владеет всеми тонкостями работы, даже если уверен в своих знаниях. Как правило, знания его оказываются чисто теоретическими, а дизайнер начинает набивать руку еще во время учебы, поэтому редко ошибается, например, с размерами и размещением оборудования и предметов в помещении. Он профессионален уже в том, что не поленится многократно перепроверить цифры и десять тысяч раз внести правки в бумажную версию проекта и расчетов. Бумага все стерпит, в отличие от живой стройки и живых материалов, на которые потрачена куча денег.
«А что, дизайнеры не ошибаются?» – спросите вы. Ошибаются, конечно, и в последние годы, к сожалению, все чаще. По мнению Анны, проблема в том, что в настоящее время для того, чтобы называться дизайнером, достаточно окончить краткосрочные курсы, где просто невозможно успеть чему-то толком научиться, и тем более набить руку. И получается, что дизайнеров вокруг пруд пруди, а выбрать не из кого. Тем, кого привлекает эта профессия, Анна советует:
«Ребята, идите если не в институт, то в такие солидные учебные заведения, как Британская высшая школа дизайна, Школа дизайна НИУ ВШЭ. Там как минимум дадут самые необходимые основы. У меня архитектурное образование, и многое из того, чему нас учили, уже в подкорке. Это значит, что ты в каких-то случаях даже не задумываешься, почему так – ты просто знаешь, что именно так должно быть. И в колледже, и в институте, мы проходили практику. На практике в проектном институте мы выполняли макет – руками из бумаги. А для того чтобы постичь нюансы, для начала идите работать в студию или бюро дизайна. Это хороший способ потренировать свои умения. Сегодня много очень полезных инструментов – проекты дизайнеры и архитекторы делают в AutoCAD, а визуализации – в 3ds Max. Компьютерные программы облегчают работу, но не упрощают, и это важно понимать. Нет кнопки «Сделать дом», само оно не нарисуется. Любые инструменты, тем более такие сложные программы, требуют знаний и времени на освоение».
А насчет ошибок – от них не застрахованы и маститые дизайнеры. За счет чего можно минимизировать ошибки в работе? Анна считает, что, во-первых, надо как можно внимательнее проверять расчеты, пока проект еще на бумаге. Во-вторых, это не дизайнеру, а заказчику должно нравиться его жилье, ему должно быть там удобно, поэтому не надо стесняться лишний раз задать вопрос, прояснить какие-то детали, даже если сам заказчик считает их незначительными и отдает карт-бланш дизайнеру. Если дизайнер не засомневался сам и не обратил внимания человека на ту или иную мелочь, то впоследствии эта мелочь может развиться в большую проблему и повлечет лишние расходы. В-третьих, если уж возникла проблема, то ее нельзя замалчивать:
«Свои косяки надо признавать и быть готовым нести за них ответственность. Для начала можно просто поговорить с заказчиком и попробовать найти решение совместно. Но вообще надо контролировать все процессы на всех этапах. И даже при тотальном контроле дизайнер должен понимать, что стройка все равно непредсказуема».
При общении с заказчиками могут возникнуть и сложности другого рода: «Иногда люди не понимают, зачем я настаиваю на той или иной работе, они считают, что и так сойдет. Не всегда сознают, что дорогостоящие материалы или сложная отделка влекут за собой дополнительные издержки. Я не берусь выбирать на свое усмотрение бригаду, и, как мне кажется, ни один дизайнер в здравом уме за это не возьмется. Да, могу посоветовать исполнителей, которых знаю с хорошей стороны, но выбор всегда остается за заказчиком. Однако я всегда предупреждаю: если мы выбрали дорогой материал, то под него нужны хорошие строители, а это дополнительные траты. Такие вещи надо обязательно проговаривать, чтобы заказчик ответственно относился к выбору исполнителей, так как в случае ошибочного решения он рискует своими деньгами».
Анна уверена, что авторский надзор, осуществляемый дизайнером, нужен не меньше, чем грамотный проект и тщательный расчет. Но это мнение разделяют не все заказчики и, что удивительно, не все дизайнеры. Беря на себя надзор, дизайнер, конечно, должен быть готов, что на него ляжет колоссальная нагрузка, но, с другой стороны, это во многом застрахует его от ошибок на всех стадиях работы с объектом, а заказчика избавит от недовольства и непредвиденных трат. Особенно если речь идет о масштабных проектах: чем больше объект, тем больше бюджет на его постройку, и тем больше потом потребуется затрат, если вдруг возникнет необходимость переделки.
«Еще на этапе планировки обязательно прорабатываются вопросы, касающиеся эргономики пространства. Я заранее спрашиваю, сколько вещей планируется разместить в комнате или квартире, что это за вещи. И заказчику важно ничего не забыть и рассказать дизайнеру, как доктору, все до мелочей».
Откуда берется вдохновение?
«Несмотря на то, что в занятии дизайном только 10% творчества, все равно оно должно обязательно присутствовать», – утверждает Анна.
А где брать вдохновение? Считается, что огромный стимул к творчеству дают путешествия. Но Анна уверена, что источники вдохновения можно найти не только в дальних странах. Они повсюду: в книгах, людях, выставках, в каждом моменте жизни.
Как найти нужный стиль?
Особенностью дизайна современных интерьеров является эклектичный подход. Сейчас сложно найти стиль в чистом виде – в тренде миксы. Это значит, что при взгляде на один и тот же интерьер, первый дизайнер увидит один стиль, а второй дизайнер – совершенно иной.
«Мне нравится смешение стилей гораздо больше, чем махровая классика, которую до сих пор зачем-то заказывают некоторые клиенты».
Однако если мы говорим об отсутствии ярко выраженной стилевой принадлежности, то вариантов сочетания стилей огромное количество. Как в этом многообразии определить, чего хочет заказчик?
«Работа с заказчиком строится не на словах и описаниях. Выбор образа интерьера – это всегда визуалы и референсы. Либо я привожу наглядные примеры, либо сам заказчик. В качестве примеров выступают не только мои собственные проекты – в интернете существует множество ресурсов, где публикуются различные интерьерные решения. Дальше, руководствуясь тем, что показалось привлекательным на картинке, мы с заказчиком изучаем ее глубже – ведь на одном и том же изображении мы можем акцентировать внимание на разных деталях. Важно выяснить, что конкретно понравилось, так как иногда бывает, что из всего интерьера на фото позитивный отклик у заказчика вызвали только ручки шкафа».
Если опираться на словесное описание и не использовать визуалы, то велика вероятность ошибки из-за «трудностей перевода». Бывает, что человек произносит название одного стиля, а по факту оказывается, что имеется в виду совершенно другой. Анна считает, что это ни в коем случае не повод для обвинений – заказчик вообще не обязан разбираться в стилях. Мастерство дизайнера и заключается в том, чтобы раскрыть, понять и воплотить в реальность те черты, которые заказчик хочет видеть в своем интерьере.
Анне важно, чтобы вкусы заказчика пересекались с ее собственными. Есть проекты, от которых ей проще отказаться, так как, пытаясь делать то, что категорически не приемлет душа, дизайнер будет вымучивать интерьер, плохо себя чувствовать – а в результате объект все равно не пойдет.
Как продвигаться при занятости 24 часа в сутки?
Бизнес – это не просто умение делать что-то нужное потребителям, но и умение себя подать, выделиться среди конкурентов, стать заметным на рынке. А потому продвижение – залог жизни и развития предпринимателя.
Заниматься вплотную портфолио, сайтом и рекламой у Анны не хватает времени – ненормированный рабочий день предпринимателя может длиться и 24 часа подряд. Основное продвижение на сегодня она осуществляет через соцсети, выкладывая в своем аккаунте реализованные проекты. Этот способ привлечения заказчиков ей кажется более перспективным, чем рекомендации.
«Я хочу, чтобы человек заранее знал, какие проекты я делаю, какие стили мне близки и нравятся – это облегчает нашу коммуникацию. Люди, которые появляются благодаря сарафанному радио, обычно приходят не на визуал, а руководствуются чисто человеческими критериями: предыдущий заказчик остался доволен нашей работой и теперь рекомендует меня как ответственного исполнителя. А подойдет ли новому заказчику моя стилистика, они между собой обычно не обсуждают».
В основе успеха – доверие
Не победы в конкурсах, не крутые 3D-визуализации, не рекомендации, а именно доверие Анна ставит во главу угла общения заказчика с дизайнером и, как следствие, успеха проекта. Когда заказчику нравятся предыдущие проекты и стилистика дизайнера, то он просто полагается на видение дизайнера, и в этом случае, как правило, все получается. Поэтому Анна советует: «Если вы обращаетесь к дизайнеру, старайтесь ему доверять. Либо не начинайте сотрудничать вовсе, либо начинайте с доверия».
Комментарий Элиты Смилшкалне (Смайл)
Дизайн интерьеров или создание комфортного личного пространства – это сначала про психологию и только после – про дизайн. Как возникает доверие между дизайнером и заказчиком – то, о чем говорит Анна? Как поймать одну волну с клиентом и создать интерьер, в котором он может и развиваться, и расслабляться? Естественно, это все приходит с опытом, через успешные и не успешные проекты. Главное, как и в любой деятельности, – очень любить то, что делаешь, и постоянно развиваться и совершенствоваться.
Какие советы можно предложить Анне для увеличения доходов? Я думаю, все прекрасно понимают, что стоимость дизайна квартиры площадью 40-70 кв. м и квартиры или дома площадью 150-250 кв. м – это принципиально разные чеки. Понятно, что клиенты из квартир 40-70 кв. м и 150-250 кв. м имеют разные доходы и разные запросы к дизайну. Чтобы перейти на уровень клиентов 150-250 кв. м надо понимать, чувствовать и предлагать им решения, которыми никогда не воспользуются клиенты на 40-70 кв. м. В этом и состоит главная задача дизайнера постоянно развиваться, совершенствоваться и изучать новые передовые технологии, которые любят владельцы больших площадей. Причем тут главное не теоретически изучить, а практически понять, попробовать, как это работает, удобно или неудобно, в каком случае этим можно воспользоваться, а в каком категорически нельзя.
Основное пожелание для Анны – поддерживать теплые, дружеские отношения с клиентами. Обязательно возвращаться через промежутки времени и выслушивать все комментарии по эксплуатации интерьера. Фиксировать инсайты крутых решений для дальнейшего использования и негативные моменты, которые очень сильно портят жизнь хозяевам. Такая работа по проектам окупится сторицей, так как проекты Анны будут все лучше и лучше, и телефон уникального дизайнера будут передавать по «сарафанке».
Глава 6. Как не дать бизнесу ошибиться в создании IT-продуктов?
Александр Шульгин, программист, управляющий партнер агентства Purrweb
Целевая аудитория компании Александра – основатели стартапов. Стартапы – тема одновременно заманчивая и неоднозначная. С одной стороны, ты постоянно имеешь дело с креативными людьми, с проектами, являющимися мостиком в завтрашний день, и как бы одной ногой уже стоишь в будущем. Но с другой, исследования и аналитические публикации в СМИ способны охладить пыл любого генератора идей. По данным Startup Genome Report, из всех запущенных стартапов выживает лишь 7%, а половина проектов, независимо от направления, закрываются в течение первых пяти лет. Дело усугубляется тем, что около 70% стартапов не имеют внешних инвестиций, то есть запускаются основателями на собственные средства. Соответственно, лишних денег у основателя нет, зато есть гениальная (по крайней мере, по его собственному утверждению) задумка, которую надо в виде грамотного и красивого IT-продукта подать рынку – и он рухнет к нашим ногам. Вот с таких исходных данных нередко приходится начинать взаимодействие с клиентами Александру Шульгину.
То есть, чтобы работать со стартаперами, мало разбираться в языках программирования – надо еще хорошо разбираться в людях и искренне желать им помочь, потому что порой приходится буквально отговаривать клиентов тратить лишние деньги на непроверенную идею, и даже преодолевать их сопротивление, отстаивая их же интересы. Да, в Александре уживается странное сочетание – он любит программирование и любит людей. По всей видимости, эта любовь в нем была заложена с детства.
Не профессия, а мечта
Безусловно, на то, кем мы становимся и чем занимаемся во взрослой жизни, оказывает влияние среда, в которой мы растем и развиваемся, и в первую очередь, семья. Александру было около семи лет, когда он впервые услышал, что существует такая профессия – программист. А о том, что она к тому же в большом дефиците, он узнал из статьи, которую читал его отец. В ней говорилось о том, что в Германии не хватает 11 000 программистов. В России, в том числе и его родном Омске, тогда, в 1994 году, компьютеры только-только начинали появляться, и первое знакомство с ними мальчишки получали чаще всего в компьютерных клубах. Основным развлечением в них были игры, поэтому Александр был уверен, что вот именно этим и занимаются программисты. В общем, не профессия, а мечта.
Родители записали сына в кружок программирования, и в результате к 12 годам он легко ориентировался в темах, которые проходят на втором-третьем курсах техникума.
Параллельно с тягой к компьютерам в подростковом возрасте возник еще один интерес. Началось с того, что в интернете Александру на глаза попались тесты из разряда «Узнай, насколько хорошо ты разбираешься в людях». К собственному удивлению, он прошел их с довольно высокими результатами, и это подогрело в нем интерес к психологии. Удавалось получить подтверждение своим способностям и на практике: многие парни и девушки из ближайшего окружения из каких-то соображений именно его выбирали для разговоров по душам. Нет, Александр не брал на себя роль жилетки, в которую можно поплакаться, он действовал по-другому. В книге Эндрю Ханта и Дэвида Томаса описан психологический метод решения сложных задач путем адресации вопроса воображаемому помощнику – например, игрушечному утенку. Считается, что правильно сформулированный вопрос содержит в себе как минимум 50% ответа. Метод утенка, а вернее умение задавать правильные вопросы и выслушивать собеседника, и сделал Александра в глазах приятелей человеком, помогающим разбираться в самых серьезных проблемах.
Хотя основным занятием после техникума и института стало программирование, Александр решил получить второе образование, решив изучать психологию. Эти знания прекрасно помогают до сих пор – как в профессиональной деятельности, так и в жизни в целом. Он продолжает интересоваться открытиями и инновациями в этой науке и находит им применение на практике, а кроме того, регулярно работает с личным психологом, расценивая их коммуникацию как способ что-то улучшить, а не починить в себе.
Больше значит меньше
Александр считает своим профессиональным кредо работать с такой отдачей, чтобы у людей не возникало ощущения, что они зря провели с ним время.
Однако, говоря про отдачу, он не имеет в виду, что для этого надо обязательно пахать до потери сознания. Начиная со школы, он всегда был уверен, что можно добиться результата, приложив как можно меньше усилий.
Для школьника и студента это не очень поощряемая позиция, поэтому неудивительно, что в годы учебы Александр не блистал высокими оценками, и даже оказывался на грани отчисления.
«Я двоечник, в том смысле, что не следую общим правилам и не пытаюсь как-то менять себя, подстраиваться под всех. Я всегда ищу, как взломать привычную систему, обойти препятствие, и знаю, что в большинстве случаев можно сделать по минимуму и добиться максимума. Этот принцип заложен в моем подсознании, я следую ему до сих пор и не верю людям, которые говорят: «Это невозможно, так нельзя, это так не работает». Все работает, и очень хорошо!»
Правда, обвинить Александра в легковесном отношении к своему делу как-то язык не поворачивается, потому что он отлично понимает: если надо вкалывать, то надо вкалывать. Основав компанию, в первые три года он работал по шесть-семь дней в неделю, иногда по 12 часов в сутки. Этот сложный период становления нужно было совмещать еще и с возросшей нагрузкой в семье – как раз в то время у них с женой родилась дочь.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Примечания
1
YouDo – один из крупнейших на российском онлайн-рынке услуг агрегатор, позволяющий находить исполнителей для решения любых бытовых задач.