bannerbannerbanner
Кто убил Джона Леннона? Жизнь, смерть и любовь величайшей рок-звезды XX века
Кто убил Джона Леннона? Жизнь, смерть и любовь величайшей рок-звезды XX века

Полная версия

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
3 из 4
* * *

Историю его жизни многократно описали, обдумали и обсудили. Об этом сказано так много, что некоторые вымыслы превратились в факты, а некоторые важные и неоспоримые факты исказили или отодвинули на второй план. Всегда найдутся подробности и детали, которые можно переврать или преподнести не совсем так, как было в реальности. Никто же не сказал режиссеру Сэм Тейлор-Джонсон: «Ты не должна снимать картину «Стать Джоном Ленноном», потому что о нем уже и так сняли достаточно фильмов». Великие истории (такие, как Тутанхамона, Цезаря, Диккенса, Шекспира), потому великие, что их всегда можно пересказать по-новому. Это утверждение касается и биографий рок-звезд.

Все зависит от того, сколько времени отделяет нас от происходящих событий. Мы пытаемся переосмыслить их. О The Beatles и их музыке написано несколько энциклопедий, масса книг, люди защищали диссертации и получали научные степени, изучая их творчество. Тем не менее многим специалистам и историкам этого мало. Воспоминания, контекст и восприятие всегда будут меняться.

В мои планы не входило написать очередную стандартную биографию Джона. Это мое личное путешествие через Джона в честь сорокалетия его смерти и восьмидесятилетия его рождения, мои размышления о нем. Эта книга – калейдоскоп мыслей о том, кем он был, что он думал о том или об этом. Книга родилась от желания постичь его противоречивую натуру и узнать, когда и почему он умер. Мы уже знаем, что Джон был многоликим, и мне хотелось бы понять, кто убил настоящего Джона. И кто убил ту или другую его вариации. Кем был Джон, которого, как им кажется, знают миллионы, и что значит наследие этого музыканта в XXI веке? Что будет значить он и его творчество для следующих поколений? Настанет ли время, когда никто не будет слушать музыку Джона Леннона и никто не станет им интересоваться и обсуждать его жизнь и творчество? Когда мы устанем совершать паломничества в места, которые он помнил, «людей и вещи, которые были до этого»[10], и рассуждать об опытах и переживаниях, которые повлияли на его жизнь? Когда же, наконец, мы перестанем задаваться вопросом: «Когда все это началось?»

А началось все это задолго до знакомства Леннона и Маккартни. Конечно, с музыки. Если в этой истории и есть какая-либо скрытая причина, то это музыка. Работать с музыкой, жить ею дано немногим, но вот слушать и наслаждаться – доступно каждому. Музыка – один из наиболее универсальных и доступных видов искусства. Даже совершенно глухие люди в состоянии почувствовать удары человеческого сердца.

Как ни мучительно это признавать, но Джон ушел давно и уже стал исторической фигурой. Его музыкальное наследие такое же яркое и интересное, каким было много лет назад. Я не могу представить себе тот день, когда его жизни, любови, смерти и песни перестанут вдохновлять музыкантов и миллионы слушателей.

Слепо пробираясь сквозь изломанный свет, я иду на поиски Джона[11].

* * *

Рок-н-ролл – это, вне всякого сомнения, гипербола и мифология. Откройте двери и впустите их внутрь: бесцеремонных инопланетян, отрицающих смерть, заводных Питеров Пэнов. Задумчивые хулиганы и отмороженные бездельники, любители риска и искатели приключений. Прожженные индивидуалисты, яркие и оригинальные, удивительно чувствительные, смелые, эксцентричные, богема, победители и проигравшие, которые заимствуют, придумывают и бесконечно рвутся к успеху. Именно на рок-музыкантов мы проецируем наши самые смелые фантазии и заветные мечты. Для миллионов людей рок-музыканты – высший эшелон супергероев. Они зажигают в нас искру, окрыляют воображение. Нам кажется, что они могут ходить по воде. И летать. Мы думаем, что у нас нет качеств, чтобы стать рок-звездой, мы можем только мечтать о том, чтобы быть такими же талантливыми и рождать мелодии и цепляющие душу слова, нам хотелось бы быть такими же восхитительно сексуальными и привлекательными. Если бы мы обладали всеми этими качествами, то сами стояли бы на сцене. Но на самом деле не все так просто. Даже самая заурядная рок-звезда совсем не такая, какой может показаться.

Я выросла рядом с рок-звездами. Я познакомилась с Дэвидом Боуи, когда мне было пять лет. В одиннадцатилетнем возрасте я начала приходить в его дом. На тропинке, ведущей к входной двери, мне встречались весьма занятные персонажи, которые вполне могли бы превратиться в Боя Джорджа, Билли Айдола и Сьюзи Сью. Я училась в школе, в которую ходил продюсер The Beatles Джордж Мартин. Я получила образование в лондонском колледже, в котором учились Pink Floyd. Еще совсем «зеленой» вместе с диджеем Роджером Скоттом, работавшем на лондонском Capital Radio, я летала во Флориду на встречу с Дионом Димуччи – поп-звездой 1950-х и 1960-х, который ушел из «большой музыки», чтобы петь а капелла на перекрестках в Бронксе. Роджер боготворил Диона Димуччи, первым хитом которого стала песня «I Wonder Why» с группой Dion & the Belmonts. Дион пережил турне 1959 года, во время которого погибли Бадди Холли и Ричи Валенс[12]. Дион подробно рассказал о том трагическом дне. Дион пел песни «Runaround Sue» и «The Wanderer», которые Роджер Скотт считал классикой. В Нью-Йорке вместе с Билли Джоэлом я стояла на пороге дома № 142 на Мерсер-стрит в Сохо, где снимали обложку его альбома «An Innocent Man». В Новом Орлеане мы погрузились в изучение творчества The Neville Brothers. Об этой группе Роджеру рассказал Кит Ричардс, который играл на их пластинке 1987 года «Uptown». В 1989 году группа выпустила альбом «Yellow Moon», который, в особенности композиция «Healing Chant», очень поддержал Роджера, у него обнаружили рак желудка. К тому времени Роджер перешел на BBC Radio 1, где вел программы днем по субботам и вечером по воскресеньям. Роджер перестал колесить по миру и сконцентрировался на борьбе с болезнью, хотя шансов у него было немного. Он умер 31 октября 1989-го, но перед смертью в подробностях рассказал истории о том, как дружил и работал с битлами. В мае 1969 года Рождер принимал участие в записи песни Джона и Йоко «Give Peace a Chance» в отеле Queen Elizabeth в Монреале во время акций bed-in – «В постели за мир».

Я работала музыкальным журналистом и взяла интервью у огромного количества рок-звезд. Я сопровождала многих звезд во время их концертных турне. Провела сотни часов рядом с величайшими персонами, дышала с ними одним воздухом и находилась на расстоянии вытянутой руки от них. Наблюдая за ними, я поняла, что у них общие черты характера, психологический настрой и взгляды на жизнь. Несмотря на то, что стили и принципы работы с текстом и музыкой сильно отличаются, у большинства из них очень много общего. Это люди, которые хотят что-то доказать миру. Они до боли не уверены в себе, и им нужно признание и одобрение окружающих, как умирающему от голода нужна корка хлеба. Когда знакомишься с ними ближе, то понимаешь источник, питающий их вдохновение и креативность. Этот источник – как сметающее все на своем пути цунами. Проблемы в детстве, семейные сложности, боль и негатив. Вполне возможно, что рок-звезды – это самые страдающие и сложные люди, которых можно встретить на этой земле.

Как я уже писала, я хорошо знакома с рок-звездами. Многие известные музыканты, как мужчины, так и женщины, были жертвами. Например, Джонни Кэш вырос в сложной семье, в детстве пережил много издевательств и побоев. А когда вырос, стал наркоманом и написал песню «Fulsom Prison Blues», в которой рассказывает о мужчине, который застрелил в Рино человека только для того, чтобы увидеть, как тот будет умирать. Отец Кристины Агилеры бил и эмоционально издевался над дочерью, которая выросла и начала заниматься музыкой, чтобы позабыть об ужасах, которые пережила в детстве. Родители Prince развелись, когда ему было два года, в школе он был эпилептиком, которого чморили и прессовали. Сначала Prince нашел спасение в сексе, а потом пытался найти его в религии. Отец бросил мать Adele, когда ей было три года. Отец пытался восстановить отношения с дочерью, когда та стала популярной, но она не простила его и не захотела с ним мириться. Джими Хендрикс родился у матери-одиночки, когда его отец сидел в тюрьме. Джими воспитывали друзья семьи, для которых побои и сексуальные домогательства были нормой жизни. У Дженис Джоплин были очень плохие отношения со своей семьей. В школе над ней смеялись из-за ее полноты, прыщей и того, что ей нравится «черная» музыка. «Жемчужину»[13] называли «свиньей» и «потаскухой». Дженис убил не ее любимый ликер Southern Comfort, это сделал героин. Эрик Клэптон до девяти лет считал, что его бабушка Роуз была его матерью, а его мать Патрисия, родившая сына в шестнадцать лет, сестрой. Патрисия позднее вышла замуж, уехала в Канаду, родила еще четверых детей, но начисто забыла своего первенца. Подсаженный на героин Клэптон влюбился в жену своего лучшего друга Джорджа Харрисона. В конце концов Пэтти Бойд развелась с Харрисоном и вышла за Клэптона. И никак не могла зачать, хотя от Клэптона в то же время зачали две другие женщины. Самая большая трагедия в его жизни произошла в 1991 году, когда четырехлетний сын Клэптона Коннор выпал из окна квартиры Клэптона в Нью-Йорке и разбился. Рианна, выросшая на Барбадосе и воспитанная отцом, жестоким и жестким алкоголиком и наркоманом, сбежала из дома в пятнадцать лет. Отец Eminem бросил его мать, которая позднее очень грубо обходилась с сыном и предала его в своей книге. Несмотря на это, когда она заболела раком, Eminem оплачивал ее лечение. Эми Уайнхаус так никогда и не смогла простить своего отца за то, что тот бросил мать и ушел к другой женщине. Эми начала пить, употреблять наркотики, заниматься членовредительством (селфхарм) и умерла от алкогольного отравления. Майкла Джексона обвиняли в растлении малолетних мальчиков, но и Майкл пережил сексуальное насилие со стороны своего отца, когда сам был маленьким. Шинейд О’Коннор говорила, что ее насиловала «одержимая» мать, которая превратила свой дом в камеру пыток дочери и заставляла ее бесконечно повторять «Я – ничто», совершенно неудивительно, что у ребенка произошел нервный срыв.

Отец Ричарда Старки много пил и часто отсутствовал, его воспитывала властная, не терпевшая споров и неповиновения мать. Старки год приходил в себя после аппендэктомии, а уже во взрослом возрасте оказался практически безграмотным и с трудом мог считать. Спасение он нашел в музыке, в которой стал известен как Ринго Старр. Пол Маккартни с младшим братом Майклом остались без матери, когда та умерла в возрасте сорока семи лет в октябре 1956 года.

Рок-н-ролл для многих широко и не очень известных исполнителей был лекарством от неурядиц и сложностей жизни.

* * *

Что же касается Джона, то тут не существует какой-либо единственно верной правды. Нет фактов, и при этом фактов миллионы. Звучит противоречиво? Да он сам был чистым противоречием. Очень многие события его жизни можно трактовать по-разному. Наше восприятие Джона искажают теории, слухи, предположения и стремление выдавать желаемое за действительное. Сам Джон только усложнил стоящую перед нами задачу понимания его жизни. Существует крайне мало замечаний, лаконичных высказываний (вдумчивых, резких или необдуманных) или комментариев, которые он позднее не опроверг или не изменил. Нет никакого определенного и окончательного образа Джона. Он постоянно менялся. Зачастую подсознательно, примеряя на себя ту или иную роль. «Быть таким, каким вы хотите» – вот настоящий Джон. Эгоистичный, озлобленный и настырный из-за всего того, что ему пришлось пережить в начале жизненного пути (отец бросил мать, которая передала его на воспитание строгой тете и милейшему дяде, который слишком рано ушел из жизни), Джон выплескивал эмоции, «выписывая» их из себя на бумагу. Потом его жизнью стали рок-н-ролл, наркотики и секс. Мать Джона погибла, когда ему было семнадцать. Она не дожила до тех времен, когда ее сын стал всемирно знаменитым. Он так никогда и не смог пережить ее потерю, и поэтому всю оставшуюся жизнь чувствовал себя обманутым и обделенным. Ничто не могло восполнить эту потерю. Он женился слишком молодым, его ребенок родился, когда Джон еще не был готов стать отцом. Он стал богатым и знаменитым, когда ему не было тридцати, он расстался с женой… и все это привело к катастрофическим результатам. Его спасло то, что он нашел настоящую любовь. Союз с Йоко оказался непростым. Это была настоящая, окрыляющая, отрицающая смерть страсть, наподобие любви Антония и Клеопатры, Ромео и Джульетты, Венеры и Адониса. Две половинки нашли друг друга и слились в единое целое, двое объединились против враждебного мира критиков и циников. Они жили, доказывая всем, что настоящая любовь существует. В чем заключался смысл жизни Леннона в те годы? Он жил ради Йоко и их сына Шона. Что, кстати, было очень неприятно Джулиану, сыну Джона от первого брака.

Пронеслись десятилетия. Превратился ли Джон в слова и мелодии, ставшие частью нашей ДНК? Так и не совсем так. Любящий и ненавидящий себя Джон, Джон, открывающий для себя новые горизонты, ходивший по этой земле, но существовавший главным образом в наших собственных головах, все еще среди нас.

Глава 1. Come Together

Историки склонны как можно быстрее «промотать вперед» юные годы становления человека, стремясь быстрее добраться до момента, когда начинает происходить что-то «интересное». Но что может быть интересней, чем рождение человека, сложности подросткового возраста, из которых и складывается человеческий характер? И что может быть интересней истории людей, гены которых содержатся в его ДНК?

Так уж сложилось, что в жизни Джона огромное значение сыграли сильные, властные и упорные женщины. И по материнской и по отцовской линиям мы встречаем женщин, обладавших большой храбростью и выдержкой. Они пережили лишения, переезды, расставания с семьями и войны. Они были постоянно беременны, рожали по двенадцать, а то и более детей, умирали во время родов, были бедными вдовами, отдавали своих малышей в приюты, чтобы те не умерли от голода.

Некоторые биографы придавали слишком большое значение ДНК, пытаясь найти «блистательных» предков Джона, чтобы пролить свет на истоки личности и таланта. Этим объясняется история прадеда Джона по отцовской линии по имени Джеймс, о котором писали, что он был поваром на флоте и немного певцом. Джеймс эмигрировал из Ливерпуля в США. Его сын по имени Джон (известный под именем Джек) – дед Джона Леннона – еще до отмены рабства обрел популярность как участник менестрель-шоу[14]. Дед утверждал, что пел и гастролировал в ансамбле Robertson’s Kentucky Minstrels, после чего вернулся на родину отца, в Англию, и поселился в Мерсисайд[15], где его первая жена-американка умерла во время родов. Возможно, это была бы интересная история, если бы только она была правдивой. Свидетельства о рождении и результаты переписей 1861, 1871 и 1901 гг. свидетельствуют о том, что все было совсем не так. В истории семьи Леннонов, как, возможно, в истории многих других семей, существует масса мифов, опровергнуть которые сложно. Предположения и слухи кажутся более интересными. И поэтому есть те, кто в эти сказки верит, несмотря на неопровержимые доказательства того, что все было иначе.

Прадедушка и прабабушка Джона – Джеймс Леннон и Джейн Маккорвилл – родились не в Ливерпуле, а в Ольстере, в Северной Ирландии. Они приплыли в Англию во время голода в Ирландии 1845–1849 гг. (Тогда Ирландия была и до 1922-го оставалась частью Англии.) Джеймс работал кладовщиком и бондарем. Он женился на Джейн в Ливерпуле в 1849 году, когда ему было около двадцати лет. Его невесте было восемнадцать. Джейн родила восемь (или больше?) детей и умерла при родах. Их сын Джон (известный как Джек) родился в 1855 году. Он был дедушкой Джона Леннона. Джек работал клерком и бухгалтером в мореходной компании и любил выпить. В пабах он часто пел за бесплатное пиво. В возрасте тридцати пяти лет Джек женился на девушке из Ливерпуля по имени Маргарет Коули. У супругов было четверо детей, но выжила только одна дочь Мэри Элизабет. Ее мать умерла во время родов ее сестры. Вскоре после этого вдовец и католик Джек начал жить в грехе с протестанткой Мэри Магуайр. Она не умела читать и писать, но была ясновидящей, которую все звали Полли. Полли родила четырнадцать или пятнадцать детей (данные в разных источниках расходятся), из которых восемь умерло. Джек и Полли поженились в 1915 году, спустя три года после появления их первого сына Альфреда, который и стал отцом Джона. Джек умер в 1921 году от цирроза печени, когда Альфреду было восемь (или девять) и у него был рахит – заболевание, вызванное недостатком витамина D (от него размягчаются кости и искривляются ноги). На ноги Альфреда на несколько лет надели специальные шины, что не способствовало их нормальному развитию и росту. У Полли не было денег, чтобы содержать семью, и ей пришлось отдать Альфреда и его сестру Эдит в протестантскую школу для сирот. Альфред получил самое лучшее образование из всех своих родственников и после окончания школы устроился на работу в одну из мореходных компаний в Ливерпуле.

По материнской линии предки Джона происходили из Уэльса. У Джона оказалась подлинная кельтская родословная. Ирландцам и валлийцам характерны такие черты, как хорошее воображение, периодически мрачное настроение и грусть, упорство, страсть и дружелюбие.

Нынче нам много чего известно о валлийских корнях Джона. Его прадедом был Джон Милворд (иногда фамилия пишется как Миллворд). Этот Джон был сыном Томаса Милворда, главного садовника шерифа графства Флинтшира сэра Джона Хея Уильямса. Джон родился в середине 1830-х поблизости от красивого поместья Долбен-Холл, где работал его отец. Уже в юности младший Милворд начал служить клерком в конторе адвоката Уильямса. Когда Милворду было за двадцать, после несчастного случая на охоте ему ампутировали левую руку. Во время реабилитации после операции в городке Колуин-Бей на севере Уэльса он повстречал двадцатилетнюю Мэри Элизабет Моррис. Мэри незадолго до этого выгнали из ее родной семьи за то, что она забеременела от соседа и родила. Чтобы избежать дальнейшего скандала, Мэри со своим новым любовником уехали в Англию. Энни Джейн – будущая портниха и бабушка Джона по материнской линии – родилась в 1871 году в меблированных комнатах, снятых в Bear and Billet Inn в Честере. Вскоре после ее рождения семья переехала в Ливерпуль, где Мэри превратилась в яростную сторонницу матриархата и отказывалась общаться с мужем на любом другом языке, кроме уэльского (он же валлийский). Семья распалась. Джон умер в одиночестве, когда ему было чуть больше пятидесяти, Мэри прожила гораздо дольше и ушла из жизни в 1932 году.

Есть предположение, что по линии Мэри прапрадедом Джона был священник Ричард Фаррингтон из местечка Лланунда в районе города Карнарвоншир. Фаррингтон был автором известных книг об уэльском антиквариате. Предками Фаррингтона, а следовательно, и Джона, были Овайн ап Хью, который служил старшим шерифом Англии во времена правления Елизаветы I, и за несколько поколений до него Тюдор ап Грифид, брат Оуайна Глиндура. Оуайн Глиндур был последним валлийцем, носившим титул принца Уэльского в XV веке. Этот Глиндур упоминается в исторической хронике Уильяма Шекспира «Генрих IV, часть 1». Если это правда, то предком Джона был национальный герой Уэльса, а Джон – потомок Лливелина ап Иорверта, которого иногда называют также Лливелином I Валлийским и который правил Уэльсом в XIII веке. Женой Лливелина была Джоан, и по ее линии Джон Леннон должен оказаться потомком короля Англии Иоанна Безземельного, короля Шотландии Малькольма IV, Вильгельма I Завоевателя и Альфреда Великого. Но все это лишь предположения, и мы не знаем, что Джон Леннон сказал бы, если бы услышал об этом.

Прадеда Джона по материнской линии звали Уильям Стэнли, и родился он в Бирмингеме в 1846 году. В возрасте двадцати лет Стэнли переехал в Ливерпуль, где женился на Элизе, которая была родом из Северной Ирландии. Супруги поселились в Эвертоне, на севере Ливерпуля. В 1874-м у них родился третий сын по имени Джордж Эрнест Стэнли, он стал дедом Джона по материнской линии. Джордж служил матросом торгового флота, много лет бороздил моря, а также был мастером по пошиву парусов. Потом он работал в компании London, Liverpool and Glasgow Tug Salvage Company, занимавшейся спасением кораблей у побережья Англии. В конце 1890-х он познакомился с уже упомянутой Энни Джейн Милворд. Они жили вместе, не вступая в брак. Их первенцы Генри и Шарлотта умерли вскоре после рождения. Третьим ребенком пары стала Мэри Элизабет, та самая тетя Мими, которая вырастила Джона. После рождения Мэри Элизабет супруги в конце 1906 года официально вступили брак. У них родилось еще четыре дочери, называвшие своего отца «дада», а позднее – «папаша». Четвертой из пяти дочерей была мать Джона Джулия. Она родилась в южном Ливерпуле 12 марта 1914 года, незадолго до начала Первой мировой войны.

Так кем же была мать Джона? Некоторые считают, что она была кокеткой, сердцеедкой, сплетницей, слишком много возомнившей о себе девушкой, которая явно пересмотрела голливудских кинофильмов. Ее представляют некой высокомерной и непреклонной Иезавель. На самом деле Джулия работала билетершей в кинотеатре Trocadero. Она была острой на язык, у нее была шикарная фигура, и ей очень шли униформа и небольшая круглая шапочка к ней. Говорят, что она настолько сильно была в образе, что ложилась спать в косметике. Джулия любила красиво одеваться, обильно душиться и накручивать волосы, проводила много времени в клубах, где знакомилась с моряками, солдатами, официантами и работниками доков, вела себя независимо и легко могла переспать с понравившимся ей мужчиной. Безответственная Джулия отдала сына на воспитание своей сестре. Однако по поводу личности Джулии существует и другое мнение. Многие считают, что Джулию Леннон, в девичестве Стэнли, неправильно поняли и оценили. Про нее уже написаны сотни тысяч слов и было высказано немало догадок. Но, скорее всего, она не была ни святой, ни грешницей. Она была матерью Джона, жизненный путь которого начался в том же городе, где родилась и Джулия. Джон обожал свою мать, страдал от того, что она умерла, и написал про нее две потрясающие песни «Mother» и «Julia».

Впрочем, Ливерпуль – это далеко не единственное, что объединяло сына и мать. У обоих были кельтские рыжевато-коричневые волосы (хотя цвет глаз был разным: у Джулии – ярко-синий, у Джона – светло-карий). Мать и сын родились перед войнами. Оба были музыкально одаренными, смелыми, нравились людям и в душе чувствовали себя одинокими. У обоих были неудачные браки, против которых выступали семьи. Оба умерли насильственной смертью в возрасте приблизительно сорока лет. Смерть Джона оставила глубокий след в душах его поклонников, а смерть матери – неизгладимый след в душе сына.

В 1914-м Ливерпуль был процветающим крупным городом с гордыми жителями, красивой архитектурой и впечатляющей историей. В Ливерпуле в 1839 году была основана компания Cunard Line, первый в мире оператор трансатлантических океанских лайнеров. Считается, что к 1870-му все жители Ливерпуля работали на эту компанию или лично знали ее служащих. За сто лет до этого население города составляло чуть меньше ста тысяч человек, но благодаря аграрной и индустриальной революции в 1900-х выросло до более 800 тысяч. Через Ливерпуль шла значительная доля импорта сахара и виргинского табака, и в городе было немало предприятий для переработки этих товаров. Здесь варили пиво. Были развиты банковское и страховое дело. Кроме этого, огромные деньги крутились в торговле рабами. Тысячи людей служили в торговом флоте, в доках, на фабриках и заводах. Представители низшей прослойки среднего класса были менеджерами и клерками в офисах компаний, занимавшихся торговлей. Богатых обслуживали портные и белошвейки. Зажиточные жители Ливерпуля одевались не хуже, чем лондонцы. Многие, чаще всего незамужние женщины трудились на фабриках, в школах, магазинах и швейных мастерских. Большое количество женщин без хорошего образования прислуживали в богатых семьях (няни, повора, уборщицы). Многие замужние и овдовевшие женщины, чтобы свести концы с концами, брали стирку на дом. Дома в рабочих кварталах были построены из закоптившегося со временем кирпича. Здесь пахло дымом от угля, которым топили печи, человеческими экскрементами и лошадиным навозом. Жизнь шла своим чередом под звуки шагов подбитых гвоздями ботинок, шелест длинных по щиколотку юбок, стук колес повозок о брусчатку и хлопки кнутов возниц. Были в Ливерпуле и трущобы…

Британия к тому времени уже перестала быть владычицей морей. В эпоху правления Георга V Англия потеряла лидирующее положение среди индустриальных держав. Иностранная конкуренция становилась все жестче. Во время Второй мировой войны значение Ливерпуля и нации победителей с комплексом превосходства усилилось. Город и раньше был одним из крупнейших портов империи, над которой никогда не заходило солнце. В Ливерпуле было огромное количество доков и верфей вдоль реки Мерси. Этот расположенный в 3500 морских милях от Нью-Йорка город был одним из ключевых глубоководных портов, в который прибывали корабли из США с солдатами, военным оборудованием, бензином и промышленными товарами.

На страницу:
3 из 4