Полная версия
Том 3. Экономика и финансы субъектов арт-индустрии для антрепренеров и арт-менеджеров
Агент региональный требует абсолютно точных юридических отношений, поскольку он по-настоящему товаром не обладает – он обладает правами на место и время. Сумма вознаграждения агента прописывается на год с учетом стандартного его набора услуг: маркетинг, социологические исследования, организация мероприятий и т. д.
По выработке (организации гастролей и промоакций) – речь идет о том, что агент является владельцем партии (партий) товара и считает свои прибыли и расходы исходя из реальных скидок, представляемых и гарантируемых головной компанией, а также количества реально проводимых на месте мероприятий.
Таким образом, доходы регионального агента составляют: стандартный набор + выработка + возможные дополнительные премии + собственная дополнительная инициатива.
Агентский годовой доход в США в среднем составляет от 35 000 до 70 000 долларов, который стараются повсеместно увеличивать следующими приемами:
– доходы от проката (гастролей);
– доходы от конвейера проектов (поток);
– доходы от целевого объема спонсоров;
– доходы от годового объема рекламно-информационной деятельности;
– доходы от объема реализации на закрепленной территории вторичных и сопровождающих продуктов.
Такой уровень работы в США в среднем приносит от 100 000 до 250 000 долларов в год и более.
Агент нигде и никогда не работает самостоятельно.
Он обязательно организовывает и обеспечивает агентскую связь с конкретным журналистом, рекламным художником, посвящает часть времени на взаимодействие с общественными транспортными компаниями (для организации расклейки и трансляции информации и рекламы, а также для организации оповещения пассажиров).
Мастера-агенты организовывают прямые связи с журналистами и далее по всему кругу заинтересованных специалистов с тем, чтобы довести такие отношения до уровня дружеских, поскольку данные отношения на уровне заинтересованности, тем более экономической (постоянство и объем новостных и организационных мероприятий), выгоднее, чем иметь журналиста (и т. п.) исполнителем.
Агентская работа связана с экономикой прямых отношений, поэтому агентскими услугами пользуются в основном небольшие компании или компании средней руки.
Богатые платят много, но недолго. Агент нужен им лишь тогда, когда есть конкретная задача овладеть каким-то важным для бизнеса рынком. Для России и россиян агентский бизнес выгоден. Он не требует больших затрат и вложений для начала продуктивной деятельности. Для оперативной работы нужны: визитки, костюмная пара, связь, документы и язык – искусство убеждения компаньонов.
Агентские отношения бывают разными и нужны во многих сферах и отраслях экономической деятельности. Кроме того, они требуют точности и правильности организации производственных отношений.
К примеру, агентские отношения с отдельным художником или писателем, другими персонами-творцами хороши лишь в том случае, когда они широко известны, модны и популярны. Во всех других случаях лучше иметь эти отношения с коллективами, труппами, группами и театрами, поскольку только отношения с юридическими лицами создают реальные условия и предпосылки своевременных финансовых перерасчетов и выплат.
Зарубежные артисты заинтересованы иметь своих агентов в России, но дело необходимо иметь только с менеджментом. Для агентов же России представление интересов представителей зарубежной арт-индустрии – это крайне выгодный бизнес, поскольку проведение 2-х – 3-х средних туров в год (по 12-15 выступлений одной арт-единицы в крупных экономических центрах страны) – и вы в полнейшем порядке.
Агент должен иметь:– визитки;
– легенду (с кем общался лично, где и на кого работал, чему содействовал и т. д.);
– планы (свободный человек – бездельник!).
В оперативной деятельности должен уметь взять паузу, рассмотреть и всестороннее проанализировать предложения, создать экспликацию возможных бизнес-процессов и процедур и только через некоторое время встретиться с партнерами и пообщаться.
В визитках должны быть обозначены только такие координаты, по которым вас можно в любом случае найти! И они должны всегда работать на вас и только на вас!
Кроме того, в нашем деле большую роль играет философия персональная деятельности и цели, которые мы перед собой ставим. В этой связи предлагаю взять на вооружение философию дела великого московского антрепренера С.И. Зимина: «Жить с людьми, среди людей и для людей»!
Глава V. Стационар: экономика и финансы
Сценическая практика: советы по эксплуатации
Стационар – это площадка, которой вы управляете.
Площадки бывают разные и по конструкции и по возможностям (морские суда, маленькие катера, многопалубные корабли, железнодорожные и станционные платформы и т. д. тоже являются площадками). Также существуют стационарные комплексы разных форм, состоящих из 2-х – 3-х площадок и публичных помещений. Есть камерные площадки с малыми сценами и залами до 60 посадочных мест.
Борьба за стационар ведется везде. Без него невозможно вести ни одну форму коммерческих отношений. Поэтому стационар, хоть и захудалый, но свой нужен всем.
Как правило: кто получает стационар, тот получает стартовую площадку. Нет стационара – бизнес под вопросом!
Стационар желателен не только для производства, но и для реализации своих художественных продуктов:
1) Это возможность организации производства конечной продукции с одновременным представлением по месту нахождения;
2) Это база для долгосрочного и стратегического планирования.
В результате:
База + Я = ВЕЛИКАН!
Нет базы + Я = лилипут!
Чем же характерна работа стационара?Тем, что вы способны реально осуществить главное условие нашего существования – создать вокруг себя любимого благоприятную среду для великой художественно-творческой работы. Напомню, что она создается по формуле: ОКБО = 4П + 1Ж.
ОКБО – это опорный круг базового окружения.
Все П – одинаковы по своему функциональному назначению и все первые!
Схема формулы 4П+1Ж опорного круга базового окружения (ОКБО)
1. П1 – Потребители – разные, но любой потребитель любимый.
Потребитель реального спроса – около 40 % любителей жанра или вида искусства.
Потребители отложенного спроса – это потребители, которые могут найти замену данного продукта, и ваш продукт для них безразличен, пока они не поймут, что вы делаете и что это им интересно.
Потребители отложенного спроса – имеют, как правило, доход маленький, поэтому чтобы получить удовольствие, они должны экономить несколько месяцев. Собрав необходимую сумму и выбрав удобное время – они ваши!
В мире людей с отложенным спросом около 40 %.
Среди потребителей есть прослойка обезьян – прилипал или стадников. Они-то и создают модные тенденции и ажиотаж.
Оставшиеся 20 % – самый ценный ничейный потребитель, которому всё равно. Но если вы его взяли за сердце, то он создает потребительский костяк – это и будет П4, который представляет собой любительство. Это ваши приверженцы и почитатели вашего искусства, мастерства, дела или театра.
Нет приверженцев (почитателей) – бизнес неустойчив!
П2 – Партнеры:
а) по содержанию – коммунальные службы (водоканал, свет, тепло);
б) по вещепользованию;
в) по оборудованию;
г) по информации;
д) по рекламе;
ж) по транспорту;
з) финансам и страхованию;
и) по прокату на местном рынке;
к) по развитию бизнеса;
л) по конкурсам и фестивалям;
м) по организации гастрольного дела;
н) по издательской деятельности;
о) по выставкам – (один раз в год обязательно присутствовать на отраслевой выставке);
п) по производству;
р) и т. д.
П3 – Патроны и попечители:
Патроны – это деятели общественно-политического рынка, которые готовы в силу разных обстоятельств вас поддержать, покрывая ваше дело своим имиджем. У подобных деятелей, как правило, обширный круг знакомств и поэтому он по звонку может решать многие проблемы.
Но с патроном всегда будет особый вид отношений, который потребует от вас определенной отдачи. Всегда наступает время «ч», когда необходимо поучаствовать, к примеру, в его выборной компании (переизбрание и т. п.). И тогда наступает как раз тот самый случай, о котором в народе говорят: «Долг платежом красен!» и вам нужно будет в силу своих обязательств его проблемы решать.
Попечители – это абсолютно другие отношения и другая институция. Это от вас предполагает наличие небольшого имиджевого списка людей, в который могут входить все известные в местном обществе люди, вплоть до домохозяек. Сам факт высокой роли – члена попечительского совета – будет заставлять прикладывать конкретного человека максимальные усилия для поддержки вашего дела, поскольку, если вы достигли успеха – он также его достиг. И он король на этом общественном поле!
Попечитель использует свой временный статус, не предполагая никакой оплаты! Это безвозмездная деятельность человека, осуществляемая на общественное благо, которая может принести исключительно моральное удовлетворение.
1Ж – это журналист, который понимает, чем вы занимаетесь, любит вас или ваше дело. Иметь своего журналиста, это значит иметь при себе всё журналистское сообщество. Это происходит само собой, поскольку никто не живет и не работает один, а всегда в социальной и профессиональной среде.
Что же представляет собой стационар с точки зрения экономики и осуществления финансово-хозяйственной деятельности?
Это, прежде всего, постоянный приток в кассу наличности – ежедневные реальные деньги. Они играют главную экономическую роль, поскольку позволяют решать тактические финансовые вопросы в ежедневном формате.
Гастроли и фестивали приносят полнокровные и достаточно неограниченные финансовые ресурсы, поскольку они проводятся ежегодно и на территории всего мира. Но нужно также понимать, что спрос на конкретные услуги распределяется неравномерно.
Стационар важен для получения опорных партнеров, поэтому быстрее и надежнее помогает достижению устойчивого экономического эффекта (успеха). В этих отношениях с вами, как с владельцами стационара, могут применять различные финансово-кредитные схемы, вплоть до щадящих: возвратный платеж или беспроцентные кредиты.
Если я функционирую долгие годы, то они (финансовые партнеры) будут со мной соответственно взаимодействовать, поскольку я никуда не убегу!
Беспроцентный кредит и возвратный платеж – это основные формы финансового взаимодействия, которые максимально приемлемы для искусства и для организации работы по его развитию. Как правило, это технические финансовые средства, обеспеченные реальной недвижимостью.
Журналист, который решит о вас написать, должен также написать и где вы находитесь, и как к вам прийти, и как с вами связаться, поскольку с момента выхода публикации начинает работать процесс втягивания зрителя в стационар, независимо от вас и журналиста.
Главная задача стационара – объективно выстроить ОКБО, ориентированный как на ежедневный, так и на стратегический бизнес с учетом разработанного плана перспективного развития его публичной деятельности.
Театральный стационар в оперативном публичном режиме работает 6 дней в неделю. Понедельник – выходной. Но выходной только для труппы. А для сцены нет и его важно использовать для представления других жанров и видов искусства – как прокатную площадку, чтобы она не простаивала и в целях разнообразия впечатлений вашей же публики!
Ординар – понятие экономическое, которое использовали управленцы в XIX и первой четверти ХХ века. Именно оно создает реальные условия ориентирования на конкретные кассовые доходы, позволяя вести публичную работу без убытка и без ущерба для самого дела!
Расчет кассы ведется таким образом, что вся стоимость вашего действа, включая часть возможной прибыли, направляемой на развитии, не должна превышать 50 % + 1 %. Если стоимость затрат перехлестывает через показатель 51 %, это реальный повод задуматься. Поскольку в одном случае это может привести к реальным убыткам, а в другом – у вас не будет люфта для достижения возможных при благоприятных условиях исхода проекта прибылей. В этом случае всё, что вы получаете на своем стационаре свыше 51 % – прибыль, которая создает вам возможность собрать достаточный объем независимых средств, чтобы приглашать к сотрудничеству и сотворчеству лучших – лучших дизайнеров, лучших режиссеров, лучших сценаристов, лучших дирижеров, лучших композиторов, лучших художников, лучших исполнителей и т. д.
Хотите быть лучшими?
Работайте только с лучшими и великими!
Экономика стационара рассчитывается исходя из следующих позиций:
Доходная часть:1. 7 дней в неделю вечерние мероприятия;
2. Суббота и воскресенье – утренники и/или дневники;
– вечерники, ночники;
3. Праздники и юбилеи (общественные, отраслевые, жанровые, частные и личные) – особая статья! Под них выделяются дни и проекты заблаговременно. Особое место среди прочего занимают мероприятия празднование Рождества Христова и встречи Нового года, для которых необходимо обязательно бронировать время и находить место в своей программе в период с 24 декабря по 14 января ежегодно.
4. Юбилеи и специальные мероприятия (профессиональные) – особая статья! Это, как правило, великолепные зрелищные гала или шоу, которые необходимо проводить исключительно под зарплату или аванс.
Премьеры необходимо обязательно давать минимум раз в месяц.
Также важны поощрительные творческие бенефисы. К примеру, бенефис, посвященный 30-летию сценической деятельности какого-либо пупсика или творческого коллектива (хора, балета, оркестра, ансамбля) вашего театра.
Однако в любом случае раз в неделю на вашей сцене необходимо представлять какое-либо ударное событие! Это важно не только для вас, но и для всей окружающей вас среды.
К примеру, для журналиста крайне важным является событийно-новостной ряд, который позволяет написать захватывающий репортаж, содержательное интервью, убедительный анализ или вдохновенный анонс!
Если ваш недельный репертуар нормально выстроен, то и в месяце всё будет прекрасно, и в квартале – будет чудесно, и в году – будет превосходно! Но такая работа требует заблаговременного творческо-художественного осмысления и художественно-репертуарного моделирования, планирования, финансового калькулирования и логистического просчета:
9 месяцев полноценной работы = 280 дней в году. Из них 72 дня дневники или утренники, или и то, и другое вместе. А если присовокупить Новый год и Рождество = до 100.
Вечерний стационар рассчитывается исходя из базы = 50+1 %;
Утренние и дневные просчитываются по другой базе: 25+1 % от 100 % заполнения зала.
В этом случае вы получаете реальную цифру потенциальных денежных средств, которыми в принципе имеете право распорядиться в течение сезона. И её необходимо точно знать, чтобы не перерасходоваться.
Но, кроме этого, важно уметь рассчитать и другие вещи.
5. Заказные мероприятия – любит любая дирекция, поскольку они, как правило, идут вне кассы и не отражаются по бухгалтерии и в налогах. Они проводятся специально для того, чтобы выявить экономику специального формата, поскольку дают доход неодинаковый. Здесь следует заметить, что среди специальных (закрытых) мероприятий могут быть:
– и собрания акционеров какой-либо компании, использующей ваш зал для своего имиджа, а ваших артистов для проведения культурной программы по окончанию мероприятия;
– и целевые спектакли вашего репертуара, полностью реализуемые для коллектива и партнеров какой-либо компании, учреждения или банка;
– и всевозможные общественно-политические акции и деловые презентации, которые полностью покрывают ваши финансовые затраты на организацию и проведение ежедневного спектакля, а иногда и ваш недельный расход.
Но! Для того, чтобы этим практически пользоваться и производить подобный расчет, необходимо точно знать стоимость одного рабочего дня всего театра вместе с труппой и реальными коммунальными услугами. Кроме того, важно и здесь соблюсти рамки приличия и заставить арендаторов использовать не только обустроенный вами комплекс недвижимости, но и высокий художественно-творческий потенциал вашей труппы в ходе своего планируемого мероприятия.
Во все времена, как докладывают великие русские антрепренеры, в случае плохих сборов в начале сезона, провальные дела поправлялись в конце декабря – начале январе за счет череды самых любимых публикой мероприятий – празднования Рождества Христова и встречи Нового года. Их готовили заблаговременно и специально, и их формы проведения были самыми невероятными. Они везде и всюду пользовались огромным успехом.
В бытность времен Российской империи театры обязательно проводили Великопостные и Пасхальные (гастрольные) сезоны. Подобные различные мероприятия заканчивались в конце апреля, и поэтому сейчас существует мартовский театральный спад и майский провал, когда все по давно выработанной поколениями привычке уезжают на воздух, природу, дачи и огороды. Указанные промежутки весеннего сезона неблагодарны для работы, поэтому в эти периоды необходимо давать великие представления и делать уникальные показы. Но если вы это осуществить не способны, просто закрывайте сезон!
Все заказные мероприятия нужно откладывать на самое неудобное время сезона либо представлять тогда фестивально-гастрольные циклы.
6. Экономика стационара складывается также и из рекламно-информационных потоков, маркетинговых и промо акций (духи, шоколад и т. д.), которые запускаются для организации и проведения в холлы и фойэ вашего зала в сопровождении платной рекламы этих организаций в буклетах и программках ваших концертов или спектаклей – это реальные деньги стационара.
7. Стараются стационары делать универсальными. Летом стационар приспосабливается под площадки для представления шоу-программ и различные всевозможные репетиционные проекты.
8. Организация буфетной и ресторанной деятельности разыгрывается на конкурсной основе. Победителям (тем, кто предлагает лучшие условия) сдаются соответствующие помещения и оборудование по договору на сезон.
9. Соревнуются артельщики гардеробщиков за контракт на обслуживание гардероба, поскольку здесь имеют место приличные чаевые, реальные тарифы оплаты аренды вешалок и другие специальные услуги (к примеру, по хранению багажа и пакетов посетителей).
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.