Полная версия
Энциклопедия будущего
• Голографический: чрезвычайно удобен в данном случае тем, что способен отобразить всё, от трёхмерного видео до плоских листов с текстом, и при том оставляет в реальности. В видео-шлеме ты не видишь ни себя, ни настоящей окружающей обстановки, визуально ты полностью отсечён от яви, голографическое же изображение строится внутри помещения, становится как бы его частью, зрителю не надо ничего надевать на глаза, он сохраняет возможность взаимодействовать с внешней реальной средой. Газета это всё же не книга и не фильм, нет нужды погружаться в неё настолько глубоко, чтобы не замечать ничего иного.
• Экранный: тривиальный просмотр на какой-либо видео-отображающей поверхности. Когда нужно быстро и без затей ознакомиться с новостями, событиями, фактами, он оптимальный вариант.
• Контейнерный: контейнеры для газет это электронные устройства в виде тонкого листа средних и более размеров, способного демонстрировать графику с обеих сторон. Позволяют загружать специально адаптированные для того онлайн и оффлайн периодические издания, содержащие тексты, фото и видео, и просматривать их традиционным для газет способом, словно те отпечатаны. Различаются площадью, размерами и функциональностью. Многостраничных среди них не бывает, многостраничный контент листают виртуально – переключением текущей отображаемой страницы. Качественные газетные контейнеры допускается складывать, сворачивать, перегибать, после распрямления они быстро самовосстанавливаются, возвращая поверхности однородную гладкость. Некоторые из наиболее продвинутых умеют воспроизводить визуальные спецэффекты или строить на своей поверхности не слишком большие голопроекции (объёмные изображения, зрительно неотличимые от реальных предметов), но это уже «от жиру», массовому потребителю это не надо, ему приложительно к газетам нужна поддержка обычного набора простых бытовых операций – отображение текста, трансляция видео и звука, а так же поиск и навигация по страницам. Фактически газетные контейнеры представляют из себя двухсторонний гибкий складной переносной экран большой площади, вследствие чего в быту их часто используют не по прямому назначению, к примеру, берут с собой на природу как походное средство видеовывода, на котором удобно просматривать карту местности, совместно смотреть видео, наблюдать собеседника при осуществлении сеанса видеосвязи. Не даром распространены и специальные походные их модели, отличающиеся наличием элементов для подвешивания и закрепления, повышенной тонкостью, регулируемой или переключаемой жёсткостью (от мягкости шёлка до несгибаемости фанерного листа) и оснащённостью видео-вводом (служат одновременно и экраном и видеокамерой). Последнее превращает их в полноценный видеоинтерфейс, пригодный для решения разнообразных технических задач, в частности для обеспечения видеосвязи в полевых условиях.
Прочие виды печатной продукции как правило заточены под определённые виды просмотра, что позволяет описать их в более кратком изложении.
• Журналы – главное отличие журналов от газет в том, что они выходят гораздо реже (хотя ныне порой встречаются и в виде постоянно обновляющихся динамических порталов), и делают ставку не на информационность, а на содержательность вкупе с красочностью и яркостью оформления. В них всегда много трёхмерных видео и фото (трёхмерную графику можно просматривать из любой её точки и в любом направлении – перемещаться внутри объёмного пространства её контента; трёхмерные фото так же называют «спрайтами» и «FullD фото», а панорамное трёхмерное видео – «FullD видео»), посему они ориентированы прежде всего на виртуальный и голографический просмотр. Специальных контейнерных устройств для журналов не производят, при желании нет проблемы просмотреть их в контейнере газеты или книги.
• Плакаты – специфическая продукция, исполняющая рекламно-оповещательные функции. Ждать, что кто-то кинется погружаться в их трёхмерное изображение, наивно, у обывателя хватает куда более привлекательных мест для виртуального посещения. Иногда они всё же позволяют виртуально «забираться» им внутрь, но и тогда рассчитаны главным образом на обозрение извне, их графика так построена, что лишь с внешнего фронтального ракурса доводит основную часть информации до зрителя. Соответственно в их случае доминирует экранный вариант просмотра. Содержимое электронных плакатов чаще всего не статично, снабжается как минимум очаговыми включениями анимации или видео, имеет звуковое сопровождение, при наличии сенсорной поддержки (оборудования, отслеживающего события внешней среды поблизости) может быть интерактивным, то есть реагировать на действия или речь рядом стоящих людей, изменяя что-то в своём контенте в ответ на их запросы или вступая с ними в непосредственный контакт (например, некая известная персона взирает с экрана прямо на вас и обращается непосредственно к вам). Контейнерные устройства для плакатов бывают двух специализированных видов: митинговый – «транспарант», и спортивный – «баннер», и те и другие предназначены для ношения. А вот настенных их разновидностей нет. Стены жилых помещений в настоящее время обычно покрывают видео-обоями – отделочным материалом, способным воспроизводить видео и графику, (см. подраздел об интерьере раздела о современном городе), потому плакаты ныне не «вешают на стену», а отображают на стене. Отметим, что бывают и неэлектронные виды плаката: голограммные (создают иллюзию объёмности при обзоре под определённым углом) и флуоресцентные (благодаря особым краскам испускают колоритное разноцветное свечение, наиболее эффектно выглядят в темноте), их приобретают как элемент украшения, декора, служащий одновременно свидетельством неких особых чувств владельца к тому, что запечатлено в изображении (которое, естественно, всегда статично) – скажем, к любимому артисту или рок-группе. Но всё же современные граждане в массе своей предпочитают этому динамику видео, она и красочней и живее, а анимированная снабжённая сенсорами ещё и будет вас замечать и общаться с вами.
• Открытки – объединяют в себе декоративные, подарочные и поздравительные функции. Они должны привлекать внимание красотой и эстетичностью не обременяя получателя необходимостью выполнения избыточных действий для возможности обзора их оформления. Иными словами, виртуальный просмотр для открыток почти не практикуется – когда они радуют глаз, это приятно, но вряд ли кто-то захочет тратить время на погружение внутрь украшающей их графики, всякому интересно лишь приложенное к ним послание от дарителя. В настоящее время послание чаще всего представляет из себя короткую видеозапись с поздравлениями и пожеланиями, написать что-то текстом – жуткий формализм, граничащий с невежливостью. Открытки посылают как виртуально (по сети), так и по почте, в последнем случае понадобится контейнерное устройство, что подразумевает специальный прибор в виде небольших размеров листа толщиной от 0,5 мм и менее, одна из сторон которого отображает оформление, а другая послание. Иногда сторона оформления может быть и неэлектронной, с голограммным (не путать с голографическим) или флуоресцентным изображением, но в основном всё же народ к пользованию подобными вещами не склонен, он привык к динамике, хоть минимальная да должна быть, особенно в том, что подарок, скажем на новый год пусть ёлка на картинке сияет огнями или на заснеженном пейзаже снеговичок катается на саночках с горки. Ни оформление (за исключением неэлектронного) ни послание не привязано к контейнеру, их можно менять, стирать, загружать извне, сохранять в файл. Поэтому люди не держат в шкафу миллион открыток. Даже если те для них значимы и дороги, всё равно хранить будут в файлах, а все лишние устройства либо выбросят, либо сдадут в утиль – второе более вероятно – не из-за денег, ныне видео-отображающие приборы стоят копейки – из соображений заботы об экологии. Конечно, контейнер контейнеру рознь, продвинутые модели с различными функциональными наворотами, подаренные кем-то особенным или к особенной дате, обычно всё же не выбрасывают, так как, будучи непохожи на массовый ширпотреб, они и сами становятся важными памятными предметами. Нередко контейнеры открыток имеют встроенные устройства идентификации, благодаря чему не воспроизводят послание никому кроме лица или лиц, кому оно предназначено. И практически всегда снабжены собственными сенсорами видеоввода (микро-видеокамерами), позволяя при желании записывать видео на них без использования внешнего видеооборудования. Удобство открытки в её простоте и неформальности как подарка, она фактически одаривает лишь вниманием, ценность её выражается не в стоимости, а значит не делает получателя обязанным в последствии дарить что-то ценное в ответ. При этом красочный дизайн её оформления создаёт праздничный фон, подчёркивает особенность события, торжественность момента, значимость получателя для дарителя. Делает её настоящим подарком. Стоит ли удивляться, что она всё ещё популярный атрибут быта. Мало того, её контейнерные разновидности в настоящее описываемому время практически незаменимы. При межзвёздном общении (когда получатель и даритель находятся в разных звёздных системах) нет иного приемлемого способа праздничного поздравления, ведь межзвёздная связь безумно дорогое удовольствие, с её помощью видео не отправишь, только текст, доставка же почтовой службой до другой звезды граммового открыточного контейнера обходится по сути в смехотворную сумму, пусть и занимает дни, а то и недели.
• Картины – в прошлом к печатной продукции мы отнесли бы лишь репродукции, однако сейчас всё иначе. Малевать красками на холсте в настоящее время удел немногих. Это попросту невыгодно. Нужно иметь мировую известность, быть общепризнанным прославленным мастером, востребованным у элиты, у богатейших ценителей и коллекционеров, только тогда это окупит себя. К сожалению для художников, ценность их творений имеет обыкновение существенно возрастать лишь после их смерти, иногда через сотни и сотни лет по окончанию их бытия. Что лучше: стать успешным и состоятельным при жизни или обрести призрачный шанс на величие посмертно? Кому как, но большинству наверное всё же первое, особенно с учётом, что население империи составляет триллионы – в таком огромном количестве народа всегда найдётся немало талантливых людей в любых сферах искусства, включая и изобразительное, а значит, пробиться среди всех, возвыситься над конкурентами – непредсказуемая лотерея. Посему художники современности творят в основном виртуально. Удачное произведение известный автор в последствии возможно всё же рискнёт перенести на холст и стереть с цифровых файловых носителей, чтобы оно обрело уникальность, эксклюзивность, стало единственным и неповторимым. А может и не перенесёт. Тем более, не всякую картину технически осуществимо перенести – что если она в 3D или панорамном FullD? Некоторые профессионалы, случается, используют электронные кисти, мольберты, палитры, холсты и т.п. – устройства, внешне напоминающие одноимённые неэлектронные прототипы. Это позволяет им рисовать подобно художникам древности, водя кистью по холсту – тот определяет силу её давления и направление движения, и отображает на себе мазки заданного в её опциях цветового тона, словно они нарисованы. Но по большей части так рисуют только дети: фломастеры, световые карандаши, кисти и альбомы продаются в отделах игрушек, и это всегда приборы – фломастер подсвечивает себя изнутри выбранным цветом, а проведя им по электронному листу альбома мы заставим оный лист отобразить на себе соответствующе окрашенную линию. Профи предпочитают творить всё же в виртуальной среде, где и кисти, и палитра, и холст условны, существуют лишь как функции, опции или визуальные инструменты программ для редактирования изображений. Удачная виртуальная графическая работа может разойтись миллионными тиражами, а то и миллиардными, продаваться сотни лет. Это определённо выгодней в финансовом отношении, чем нарисовать одну неповторимую картину на настоящем холсте и караулить единственного же покупателя, согласного отвалить за неё приличные деньги. К тому же тираж приносит куда большую популярность, чем известность узкому кругу критиков и специалистов. А ещё есть свобода творчества, и у электронных форм изобразительного искусства она поистине безгранична. Готов освоить пространство километрового размера, заполнить графикой его всё – да пожалуйста. Хочешь рисовать в объёме, чтобы каждый предмет можно было рассмотреть со всех ракурсов – не проблема, просто используй формат FullD. Хочешь, чтобы написанные твоей рукой деревья качались и шумели листовой, облака плыли по небу, а солнце со временем уходило в закат, окрашивая небо в багряные цвета – всё в твоих руках, компьютерная среда позволяет и такое. Понятие живописи значительно расширилось с тех пор, как перешло преимущественно в электронную плоскость. Безусловно не всякая намалёванная кем-то графика имеет к нему отношение, в основном она ширпотреб – востребованный в массах визуальный дизайн, но есть и действительно высокое искусство, заставляющее знатоков и ценителей говорить о неповторимости творческих решений и находок, о перспективе, композиции, глубине, целостности, настроении, экспрессии, выразительности, заложенном смысле и прочей непонятной простому обывателю чепухе. Случается, авторы не дают тиражировать наиболее удавшиеся им творения – авторское право ещё никто не отменял, а прославленные мастера так и вовсе, порой выставляют свои электронные картины только в музеях или продают в единственном экземпляре коллекционерам. Однако как бы там ни было, факт в том, что любая виртуальная живопись способна к тиражированию, и подобное её свойство позволяет нам однозначно отнести её к печатной продукции в современном понимании этого термина.
Формы доступа к книгам. Библиотеки
Электронность книг означает, людям более нет необходимости хранить их, складировать в шкафах или на полках. Хотя и хранение на неких отдельных цифровых носителях ныне так же не практикуется. Книга есть сетевой ресурс, к которому осуществляют доступ. Информационная среда неотъемлемый элемент жизни каждого, человек всегда на связи, если не с кем-то, то как минимум с сервисными информационными службами, упрощающими его навигацию и взаимодействие с транспортом и прочей техникой, коммуникационное устройство у него всегда под рукой. Поэтому и с доступом к книгам проблем ни у кого не возникает. Единственное исключение – межзвёздные космические перелёты. У путешествующих до других звёзд граждан связи с планетарными сетями нет, на звездолётах имеются файловые хранилища, но они не всеобъемлющи, чего-то в них может и не быть. Однако звездолёт весьма продвинутый в интеллектуальном плане агрегат, он обязательно отсканирует историю информационных запросов своих пассажиров при их посадке и подгрузит востребованные ими данные к себе в хранилище, так что и здесь скорее всего никаких затруднений не обнаружится. Лишь если пассажиру приспичило почитать в полёте книгу, свой интерес к которой он ранее нигде никак не проявлял, есть шанс, что её не окажется на борту. Хотя это уже частности. Важно то, что будучи сетевым ресурсом, книга не распространяется в виде персональных экземпляров, она всегда принадлежит правообладателю и более никому. Люди не идут в книжный магазин и не покупают там носитель, содержащий её. На руках у них ничего нет. Покупка книги, это покупка права доступа к ней. Разнообразных форм оного существует достаточно много, основные из них мы сейчас рассмотрим.
• Бесплатный – пользование абсолютным большинством литературных произведений не стоит ничего, просто в силу их возраста. Законы империи возлагают на правообладателя обязанность платить особый налог, пропорциональный продажной стоимости книги и числу пятидесятилетий, в течение которого она распространяется. Первые 50 лет этот налог крайне мал, далее каждые 50 заметно возрастает, заставляя снижать её стоимость и делая в конце концов взимание платы за неё совершенно нерентабельным. Правообладатель мало что теряет, спрос на литературные творения прошлых лет через 100-150 лет после их выхода всё равно никакой. Если они всё ещё продолжают приносить доход, то в основном от обновлённых переизданий или выпуска сюжетных продолжений, а так же от эксплуатации образов персонажей в рекламе, дизайне, играх.
• Персональный – даёт приобретателю пожизненное право свободного доступа к книге, что фактически равноценно покупке её экземпляра.
• Повременной – время пользования оплачивается посекундно, сколько насидел, столько и накапало. Если читаешь быстро, заметно сэкономишь, если книга оказалась плоха и ты её бросил через пару страниц – сэкономишь ещё больше. Очень удобно для литературных произведений, в качественности которых ты не уверен.
• Временный – тем, кто собирается прочитать книгу на один раз и забыть о ней, незачем иметь пожизненный доступ, можно купить его на месяц-другой. Выйдет процентов на 25-40 дешевле.
• Постраничный – стоимость литературного творения делится на число его станиц. Сколько из них ты осилил, за столько и заплатишь.
• Абонементный – позволяет временно пользоваться не определённой книгой, а всей книжной продукцией определённого издателя или распространителя.
• Семейный – все члены семьи получают персональное право доступа со значительной (до 30-60 процентов) скидкой в пересчёте на каждого.
• Совместный – группа лиц наделяется общим доступом одним на всех. Он именно один, на одну персону, его нельзя осуществлять одновременно, то есть когда кто-то из группы его задействует, всем остальным в этот момент в нём отказывают.
• Постфактум – означает согласие клиента выбрать форму пользования и оплатить её позже, через заданный промежуток времени (дней, недель или месяцев). Вы будете читать книгу как бы авансом, в кредит, а когда наступит срок платить, подберёте наиболее экономичный вариант доступа, к примеру, персональный, если она понравилась и вы планируете не раз её перечитать, или постраничный, если быстро сочли её неинтересной и не стали дочитывать.
• Незаконный – подключиться к платному сетевому ресурсу не обладая правами на то в современном мире очень непросто, так как подключение требует идентификации и производит её достаточно надёжно. Впрочем мы говорим о доступе, а его можно интерпретировать по-разному, не только как сетевой, но и пользовательский – на использование чего-либо, в данном случае литературы. Скажем, с переносных оффлайн носителей. Если бы нынешние книги были подобны древним, представляли из себя текст и плоские иллюстрации, скопировать их не составляло бы труда, тривиальным фотографическим способом. Но они, как мы знаем, нечто принципиально иное, во всяком случае художественные, тут и видеосъёмка уже не особо поможет. Находятся умельцы, умудряющиеся скачивать их целиком во всех вариантах просмотра, но в целом явление это редкое, с учётом сравнительно невысокой стоимости книг, не слишком обременительной даже для низших социальных слоёв, особого смысла заниматься подобной противоправной деятельностью нет, существенного дохода она не принесёт, а поводом для ареста стать вполне способна. В основном незаконному оффлайн обороту подвержена незаконная же литература, скажем, пропагандирующая запрещённые идеи или содержащая технические сведенья о производстве бомб, наркотиков и т.п. Правда это всё же уже более противозаконный контент, чем незаконный доступ. Как бы там ни было, отдельные случаи последнего иногда всё же фиксируются, в том числе обманы системы идентификации при его осуществлении.
Законы империи не позволяют лишать человека права пользования основополагающими сервисами, службами и ресурсами по причинам низкой платёжеспособности. Услуги связи, навигация, бытовая информационная поддержка, возможность проезда на основных видах планетарного общественного транспорта предоставляются гражданам вне зависимости от состояния их банковского счёта. Если у тебя нет на нём денег, тебе запишут в долг и всё равно обслужат. Литература так же относится к основополагающим ресурсам, однако в её случае подобный либерализм трудно воспринимать иначе как излишество, а то и фарс, потому что есть места абсолютно бесплатного пользования ей. Публичные библиотеки. Библиотека в определённой степени даёт человеку выбор. Не лениво тебе ради не слишком значительной экономии переться в неё и торчать там часами и днями вместо того чтобы оплатить книгу и читать дома в комфорте, уюте и уединении – твоё дело. Фактически библиотеки даруют людям право на свободу чтения. Всякому гражданину они гарантируют доступ к любому текстовому источнику. Свежие произведения популярных авторов появляются в них не сразу, через месяц или через два, но появляются обязательно. Помимо прочего, это считается ещё и важной мерой в защите потребителя от ценового произвола правообладателя. Тот уже не может монопольно диктовать цену. Если он слишком её задерёт, народ просто потянется в библиотеки.
Кроме бесплатного доступа к книгам публичные библиотеки знаменательны ещё парой моментов. Они уже не безбрежные хранилища пыльных томов, как было когда-то в древности. Никаких хранилищ в них нет вовсе, только читальные залы, холлы, кабинки, кластеры, комнаты и кабинеты. Нынешние библиотеки прежде всего средоточие инструментов для работы с информацией и текстами. Они обеспечивают посетителей интеллектуальной поддержкой на основе узкоспециализированных ТР (ТР – технический разум, самая продвинутая форма искусственного интеллекта), заточенных под обработку и анализ текстовых и вербальных данных, синтаксический, морфологический, семантический и филологический разбор, художественный перевод на другие языки, помощь в формулировании мыслей, составлении докладов, рефератов, речей, выявление плагиата и т.п. В центральных государственных библиотеках их ТР по мощности и возможностям зачастую намного превосходят интеллект-поддержку редакций даже самых крупных планетарных СМИ. Благодаря чему любой гражданин, от школьника до профессора, от фермера до бизнесмена, при необходимости в написании чего-либо – статьи в школьную газету, отчёта, да хоть любовного письма – обретает шанс сделать это максимально высококлассно, на уровне лучших профессионалов в области слова, при нужде в поиске и анализе информации, сопоставлении фактов, имеет в шаговой доступности инструмент, способный производить подобные операции предельно быстро и по гигантскому числу источников, с автоматической отбраковкой ложных и недостоверных данных. Надо только не полениться совершить библиотечный вояж. Если кому-то хочется получить исключительно надёжную, правдивую и выверенную информ-консультацию (информ-консультация – распространённая в настоящее описываемому время услуга по предоставлению справочных сведений на абсолютно любую тему, например: «как правильно выращивать комнатные тыквы», «чем лучше выводить прыщи», «как самому отремонтировать бытового робота», «где сейчас самые дешёвые распродажи», «сколько звёзд на небе», и т.д. – консультация избавляет человека от необходимости самому искать информацию: задал вопрос – принимай развёрнутый подробный ответ), а платить за неё желания нет, ему тоже в библиотеку.
В читальных залах библиотек люди в основном читают и работают виртуально, то есть сидят в видео-очках или видео-шлемах, хотя при желании могут пользоваться экранной визуализацией. Комнаты и кабинеты позволяют отделиться от толпы, чтобы никто не мешал и не мозолил глаза, однако это уже за деньги, стоимость их аренды поминутная и регулируется уровнем спроса, зато они зачастую снабжены голографическим и иным сложным оборудованием. Кластеры и кабинки бесплатны, их смысл в повышении безопасности – человек в видео-очках как привило отсечён от реальности, не видит её (см. описание видео-очков в разделе о визуализации), кабинка отсечёт его и от соседей, обеспечит определённое уединение, кластер отличается от кабинки совсем уж малой площадью и отгороженностью только с трёх сторон, у него нет двери, в нём нельзя закрыться, тем не менее он ограждает от контактов с другими посетителями и укрывает от чужих взглядов. Неизменные атрибуты библиотек – местами немножко назойливая наружная реклама, внутренние кафе и ресторанчики, точки торговли книгами и журналами с услужливыми языкатыми менеджерами-знатоками литературы, а так же красиво обустроенные общественные зоны, где можно отдохнуть или поболтать по видеосвязи не мешая читающим. Крупных центральных библиотек на каждой планете обычно не менее нескольких, хотя бы две-три, и каждая позиционируется как место особого культурного значения, храм просвещения, куда приятно заглянуть даже если не собираешься просвещаться.
Документы и документирование
Современный мир давно уже не использует документы в виде физических предметов – бумажных, пластиковых, полимерных, магнитных, жидкокристаллических или сделанных на основе каких-то иных материалов вы не найдёте. Если только среди музейных экспонатов. Ныне они всегда цифровые, хранятся в файловой форме. Различают содержательные и удостоверительные их типы. Назначение первых – засвидетельствовать что-либо, быть доказательством, что указанные положения, соглашения, факты, события, обстоятельства действительны или действительно имели место. Деловые, юридические, нормативные, административные и т.п. – всё это разновидности содержательного документа. Вторые служат для подтверждения личности, прав или полномочий. Паспорт, удостоверение, пропуск – их характерные примеры. Необходимым условием надёжного исполнения документом возложенных на него функций является обеспечение ему сохранности, защиты от порчи, потери, подделки, правки и несанкционированного доступа сторонними лицами. В древние времена, когда он был листом бумаги или полимера, защитить его было просто – на физическом предмете легко оставить физические же трудно-подделываемые доказательства подлинности. Как правило ими служили печати организаций либо подписи, так же зачастую сам лист документа обладал уникальными особенностями – составом и толщиной материала, водяными знаками, оттеснёнными узорами, голограммными наклейками, наличием идентификационного номера, встроенного чипа и пр. В настоящий описываемому момент никаких подписей нет, и даже не потому что их элементарно подделать – человекоподобный робот после незначительного обучения сможет без труда воспроизвести любые каракули, причём с плавающей точностью, чтобы ни одна роспись не была точной копией другой, но сохраняла все признаки почерка определённого гражданина. Просто на виртуальном документе подпись всё равно не поставишь. Как и печать. Не может быть на нём ни тиснений, ни водяных знаков, ни встроенных чипов. Исчезновение документов в виде физических предметов – объективный процесс, связанный с техническим прогрессом и развитием цивилизации. Неэлектронные формы письменности попросту устарели, перестали отвечать потребностям современного мира. Хранение текстовой информации в файловом виде несопоставимо удобнее и экономичнее, кроме того позволяет осуществлять над ней компьютерные обработку, аналитику, учёт, контроль, поиск, встраивать в неё графику и звук, снабжать её поддержкой разнообразных вспомогательных функций. Всё это особенно важно применительно к документам, которые, как известно, есть основа всякой деловой и производственной деятельности, а значит экономичность и комфорт в работе с ними для людей не пустой звук, а необходимость, обусловленная вопросами повышения рентабельности, производительности и конкурентоспособности. Просматривают любые тексты так же только электронно, распечатывание их не практикуется – слово «принтер» не исчезло из лексикона обывателя, но перекочевало в слесарную терминологию, подразумевая под собой бытовой или промышленный агрегат, способный изготавливать трёхмерные предметы сложной формы. В качестве контейнерного устройства для отображения документов чаще всего применяют «электронный лист» – прибор визуализации, имеющий вид бумажного листа одного из стандартных размеров, однако загрузка в многостраничные контейнеры электронных книг тоже распространена. Экранный просмотр традиционно самый популярный, находясь на рабочем месте большинство людей предпочитает читать текстовые материалы именно так. Виртуальный просмотр, напротив, редкое явление, в основном его используют лишь в тех случаях, когда необходимо одновременно взаимодействовать с большим числом документов. Что касается голографического просмотра, он весьма востребован в бизнесе при непосредственной работе с клиентами, так как выглядит очень эффектно и не требует применения излишне сложного дорогого оборудования – создать визуальную проекцию небольшого предмета – покрытого текстом листа бумаги или куска пергамента – гораздо проще, чем изображение значительного объёма, для этого подойдёт даже самое плохенькое вполне бюджетное (по меркам бизнес-структур) устройство голографической визуализации.