bannerbannerbanner
Коучинг: методология, научные основы и профессиональная этика
Коучинг: методология, научные основы и профессиональная этика

Полная версия

Коучинг: методология, научные основы и профессиональная этика

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
1 из 4


Л. М. Валиуллина, Н. В. Вострухина

Коучинг. Методология, научные основы и профессиональная этика. Сборник докладов, статей, текстов выступлений участников Научно-практической онлайн-конференции Ассоциации русскоязычных коучей, 14 ноября 2020 г

© Ассоциация русскоязычных коучей (АРК), 2020

© Издательство «Знание-М», 2020


Предисловие

Глобальный кризис в экономике, крайнее обострение экологической ситуации в мире требуют от современного человека иного качества мышления при поиске решений как в управлении большими процессами, так и личными. При этом все больше возрастают роль и влияние отдельного человека на глобальные системные процессы. Способность принимать взвешенные решения на основе учета и качественного анализа информации все больше становится главным фактором, влияющим на вектор изменений как в отдельных организациях, сообществах, так и в мире в целом.

В связи с этим особо важными становятся технологии, призванные помочь качественному анализу ситуации, постановке верных целей и задач и принятию эффективных решений. В этом смысле коучинг является современным подходом, который включает при работе с человеком или организацией все перечисленные выше задачи через делегирование ответственности самому человеку за принятые им решения. Четкое разделение ответственности между коучем и его клиентом, в котором коуч отвечает за организацию и качество процесса движения клиента к решению, требует особого соблюдения вопросов этики взаимоотношений и четкое следование методологии.

Наша конференция призвана привлечь внимание русскоязычного сообщества коучей к обсуждению тем этики и методологии коучинга и объединить усилия профессионалов в вопросах системного изучения общих проблем и перспектив развития профессии.

Материалы, представленные в сборнике, будут интересны как профессиональным коучам, коуч-компетентным специалистам, так и преподавателям коучинга и научным работникам.

Андрей Королихин

Часть 1

Научные основы и методология коучинга

Коучинг: базовые предпосылки и определение

Валиуллина Лилия Мажитовначлен комитета по профессиональной этике АРК, супервизор АРК

E-mail: valiullinaliliya.m@gmail.com

DOI: 10.38006/907345-57-7.8.18


Аннотация: в работе исследована взаимосвязь между философией Сократа и принципами Внутренней игры Тимоти Голви, сформулированы универсальные предпосылки коучинга и с учетом этого предложено уточненное определение коучинга.

Ключевые слова: коучинг, методология, философия, внутренняя игра, познание, мышление, способность обучаться, диалог, самореализация.

Введение

В нашу эпоху появились профессии, связанные с помощью в саморазвитии, самопознании и выстраивании эффективных человеческих отношений как с близкими, так и в бизнес-командах. Среди них особое место занимает коучинг, который включает сопровождение и помощь для желаемых изменений в личной жизни, используется в образовании, а также в сопровождении бизнес-процессов. Сама профессия коуча еще в процессе самого начала становления и осознавания глубинных основ и корней, осмысления собственной методологии, отличающей ее от смежных профессий. Коучинг – это, прежде всего, профессиональная деятельность, связанная с самореализацией, она направлена на получение субъективно нового внутреннего знания и одновременно объективно новых изменений в жизни. И, конечно, такого рода продуктивная деятельность нуждается в обосновании и методологии.

Практическая методология коучинга, как технология самого процесса практической деятельности коуча, достаточно проработана и содержит различные методики и техники, арсенал которых постоянно пополняется, хотя сама теоретико-методологическая база использования тех или иных инструментов мало изучена. В работах как зарубежных авторов, так и отечественных ученых, исследовавших особенности познавательной деятельности и мышления, можно обнаружить достаточно глубокие обоснования того, что происходит в процессе практики коучинга, но еще недостаточно исследований в этой области.

Методология теоретико-философских основ коучинга достаточно размыта, к истокам коучинга относят сократовскую майевтику, находят основы коучинга в гуманистических направлениях психологии и психотерапии. Сложность заключается в том, что коучинг – это еще и особая философия взаимоотношений людей в процессе поиска истинного знания, верного жизненного выбора, осуществления самореализации. Основной же источник, запустивший импульс к созданию коучинга как практического метода, – это метафора Внутренней игры Тимоти Голви, которая является методологической основой практической деятельности коуча.

Сами глубинные философские основы, универсальные законы, которые описывают феномен коучинга, еще недостаточно изучены. Философия Сократа – один из источников, в котором просматривается много параллелей с коучинговым процессом, и их стоит рассмотреть глубже. Важно изучить эти параллели для уточнения базовых методологических основ коучинга и уточнения формулировки определения коучинга.

1. Базовые предпосылки коучинга

Если начать с прояснения базовых понятий, то методология буквально означает учение о способах, путях познания и исследования чего-либо, и, по сути, в самом своем простом представлении это способ достижения цели в соответствии с психологической схемой деятельности: «цель – мотив – способ – результат», и если говорить еще проще, то «методология – это учение об организации деятельности» [7].

Логично предположить, что изначально методология в истории развития человечества касалась практичных вещей, а размышления о мотивах и способах достижения цели возникли позже. Постепенно по мере развития человеческого сознания происходила дифференциация самих размышлений о мотивах и способах достижения цели и выборах подходящего варианта, и отдельно формировалась методология самих практических инструментов достижения желаемого результата.

Таким образом, больше и больше происходило разделение методологии на теоретическую и практическую, при этом возникло и разделение того, кто и чем занимается. Например, в условиях классового общества цель задавалась представителям некоторых слоев общества как бы «извне», или «сверху»: например, люди умственного труда задавали цели, задачи и «метод», а «трудящиеся» осуществляли достижение поставленных задач и достижение результата в соответствии с «методом» [7].

В процессе развития больше внимания стало уделяться теоретическим обоснованиям и постепенно начала выделяться методология как интеллектуальная научная деятельность, произошел своеобразный разрыв в цепочке психологической схемы деятельности: дискурс «цель – мотив» становится областью в большей степени теоретических научных исследований, а «способ – результат» – фокусом внимания методологии практической деятельности.

В период античной философии теоретические размышления выделяются в самостоятельную область философствования, делая самого человека и вопросы нравственности главным центром внимания. Сократ совершает своеобразный поворот, поставив в центр теоретического познания не только вопросы этики и самого человека, способного самостоятельно «родить истину», но и показывает при этом роль и значение другого рядом, указав на особый род взаимодействия с «мудрецом», у которого нет ответа, но он обладает способностью сопровождать таким образом, что человек сам различает «ложное» и «истинное»:

«Сократ из мальчика выуживает знание теоремы Пифагора как уже существующее в нем, но просто мальчика нужно как бы встряхнуть, чтобы слой знания, неизвестный ему самому, поднялся и вошел в камеру сознания этого мальчика. Так описывается процесс познания» [5].

Тимоти Голви, спортивный тренер, в 20 веке, наблюдая за игрой в теннис, заново открыл «правила», продемонстрированные великим философом тысячелетия назад, дав впоследствии импульс к рождению коучинга как отдельного вида профессиональной деятельности [1]. Заслуга Голви в том, что он обратил внимание на механизм естественного обучения и способность человека самостоятельно узнавать без особых усилий, как «надо действовать в конкретном моменте». Известный бизнес-тренер показал, что эта способность раскрывается, когда «перестаешь стараться» и ждать решения извне. Задача Внутренней игры – научиться доверять своей прирожденной естественной сути.

Наблюдения Голви и интуитивные прозрения Сократа о врожденной познавательной способности подтверждаются открытиями У. Матураны и Ф. Варелы, которые утверждают: «Живые системы – это когнитивные системы, а жизнь как процесс представляет собой процесс познания» [13].

А на то, что познание – это совместный системный процесс, в котором значимую роль играет окружение, указывает феномен «коэволюции», раскрывающий, что «эволюция одного вида направляет и подталкивает эволюцию другого» [12].

Сократом раскрывается проявление некоего универсального закона, высказанного еще Протагором: «ничто не существует само по себе одно». Подтверждения дает сегодня квантовая механика, которая оперирует термином «глобального информационного поля»: «Материальный (классический) мир сопровождается глобальным информационным полем на всех уровнях» [11].

Из изложенного вытекает следствие: несмотря на то, что «истина рождается в собственной голове», рождение истинного знания опирается не на частные понятия, а на общие универсальные законы, которые связывают вещи.

Именно у Сократа впервые в западной философии появляется представление о процессе познания как особой деятельности, которую можно было бы связать с мышлением. Но это не так называемое логическое мышление, а, как сказал позже Платон в «Государстве», такое, когда «повернуты глаза души», которое М. Мамардашвили раскрывает следующим образом:

«…то есть наши глаза, реальные глаза смотрят на то же самое, они те же самые, что у всех, но можно увидеть нечто, не обходя вокруг предмета и не глядя на него реальными глазами, а повернув глаза души» [5].

Попытка особо выделить деятельность мышления как «мыследеятельность» (МД) была сделана российским ученым Г. П. Щедровицким в 1980 г. МД была сформулирована так: «комплекс интеллектуальных и коммуникативных процессов, включенных в контексте организованной коллективной деятельности» [6]. Это понятие им же впоследствии было отвергнуто как «продуктивная ошибка», как «редукция более сложной реальности, которую можно было бы назвать «МыслеДеятельностной реальностью» [14].

П. Г. Щедровицкий пишет о работе Московского методологического кружка, в рамках которого родилась и развивалась концепция мыследеятельности:

«Глядя на эту работу из сегодняшнего дня, можно сказать, что было вычерпано все то в мышлении, что действительно могло быть представлено как деятельность и сведено к деятельности. Вместе с тем уже на этом этапе было ясно, что в мышлении существуют пласты, которые принципиально не могут быть представлены и не являются по сущности деятельностью. … Пресловутое «чистое мышление» в схеме МД есть остаточная зона, всегда невычерпанное, всегда тайна – предмет бесконечного творчества и открытия Человечества» [14].

Таким образом, сложность постижения законов познания заключается в том, что мышление само одновременно и процесс, и некий «инструментарий», и феномен, и потому «чистое мышление», действительно, нечто «всегда невычерпанное, всегда тайна – предмет бесконечного творчества и открытия Человечества» (выделено мною – Л. В.) [14].

Когда мы доверяемся естественной способности обучаться, как некоему универсальному закону, мы становимся ближе к той тайне, что является источником творчества. Наше мышление и как феномен, и как инструмент – отражение нашей естественной творческой способности, которая является частью системного процесса познавательной деятельности.

В то же время для раскрытия этой естественной творческой способности важна способность человека мыслить независимо и самостоятельно. Т. Голви так обозначил связь между способностью к обучению и способностью мыслить самостоятельно: «Способность к обучению и росту без способности независимо мыслить сомнительна» [1].

Таким образом, универсальными ключевыми моментами познавательной человеческой деятельности как системного процесса являются:

– врожденная (естественная) способность обучаться;

– способность самостоятельно мыслить.

Коучинг, который является по сути процессом поиска человеком собственных ответов на свои вопросы, опирается именно на указанные универсальные способности. Никакое повторение даже самых успешных, но «чужих» моделей не является коучингом, а лишь научением.

На основе изложенного возможно сформулировать базовые предпосылки коучинга:

– Опора на естественную способность человека обучаться.

– Актуализация способности человека самостоятельно мыслить.

2. Способность обучаться и доверие

Тимоти Голви отмечает, что самое сложное в коучинге то, что и коуч, и коучи́ должны научиться доверять естественному процессу обучения. Также он отмечает доверие как один из важнейших факторов, необходимых для фокусировки внимания.

Основатель коучинга говорит о том, что доверие создается заботой о человеке, а это «самый важный ингредиент, которому нельзя научить: забота не только о внешних результатах, но и о человеке, с которым работает коуч-консультант» [1]. Этим еще раз подчеркивается, что коучинг – это совместная деятельность, которая предусматривает активное взаимодействие человека и среды, в котором важен именно «человеческий фактор».

В связи с этим можно сформулировать доверие как безусловное и необходимое условие коучинга, которое позволяет запустить процесс естественного обучения, а способность коуча к «заботе» признать необходимым личностным качеством коуча для создания доверия.

Забота – в самом широком смысле – это комплекс действий, направленных на благополучие объекта заботы. Благополучие – тема очень широкая и требует дополнительного исследования. Можно только отметить здесь, что Аристотель связывал «высшее благо» с счастьем и самореализацией. И если рассматривать заботу в плане коучинга – это, прежде всего, создание безопасной, конфиденциальной и доверительной атмосферы, в которой как раз возможна самореализация.

Таким образом, важно обозначить доверие как базовое, безусловно необходимое условие коучингового взаимодействия.

Важно также сделать акцент на безусловно необходимой способности коуча уметь заботиться, то есть обеспечивать необходимые условия для осуществления самореализации.

3. Уточнение понятия «коучинг»

Если говорить о методологии коучинга, то важно уточнить само понятие коучинга как вида взаимодействия и как профессиональной деятельности с учетом универсальных предпосылок и необходимых базовых условий, сформулированных выше, а также с учетом определения, данного Тимоти Голви.

Коучинг сегодня настолько сильно проник во все сферы нашей жизни, что в каждой области возникло специфическое понимание того, чем является данный вид деятельности. При анализе существующей литературы и публикаций по коучингу выяснилось, что наиболее часто повторяются следующие слова и выражения для определения понятия «коучинг»: технология; философия; недирективный подход; недирективная техника; системное сопровождение в процессе достижения цели; специфическая, особая форма рационального прояснения ситуации; работа с будущим; технология повышения эффективности; мировоззренческий подход; особый метод консультирования; раскрытие потенциала; процесс психологического сопровождения при достижении целей; система мотивации; позитивизация мышления; новый способ мышления.

Согласно формулировке Тимоти Голви:

«Коучинг – это раскрытие потенциала человека с целью максимального повышения его эффективности (выделено мною – Л. В.) Коучинг – это искусство, которому нужно учиться прежде всего на опыте. С точки зрения Внутренней игры коучинг можно определить как содействие мобильности. Это искусство создания – с помощью беседы и поведения – среды, которая облегчает движение человека к желаемым целям так, чтобы оно приносило удовлетворение. Здесь необходим один важный ингредиент, которому нельзя научить: забота не только о внешних результатах, но и о человеке, с которым работает коуч-консультант [1].

Как можно заметить, при распространении в «широкие массы» коучинг редуцировался до технологии, техники, метода, от «духа» определения Голви осталось лишь про раскрытие потенциала, про повышение эффективности и про цели. Причем под эффективностью чаще всего понимается эффективность деятельности, в описании же Т. Голви речь идет о повышении эффективности потенциала, а это совершенно разные вещи. Да, эффективность человека проявляется в деятельности, но является и большим, чем его деятельность.

Если же обратить внимание на суть определения коучинга, данного Тимоти Голви, то он описывает коучинг как искусство (но никак не технологию), которому нужно учиться на своем опыте. Ключевыми моментами являются:

– раскрытие потенциала человека,

– повышение эффективности потенциала,

– содействие мобильности,

– создание соответствующей среды,

– забота о человеке, которой научить нельзя.

Прежде чем далее уточнить понятие коучинга, важно прояснить суть главного термина – «искусство». «Изначально под искусством понималось всякое мастерство более высокого и особого сорта», или высокий уровень владения навыками, умениями [2].

Прояснение этимологии слова «искусство» дает нам следующее: на ст. – слав. «искус» означало «опыт», «испытание»; на англ. языке art – «творчество»; на греческом Τέχνη – «мастерство».

Можно обобщить следующим образом: искусство – это высокий уровень способности творчески преобразовывать свой опыт.

Мобильность Голви проясняет так:

«Мобильность – это осознанная мудрость. Она означает не просто пребывание в состоянии потока, но и то, что вам нужно очень хорошо осознавать, где вы находитесь, куда вы движетесь и почему. В сущности, она означает осознанную работу» [1].

С учетом коучинга как искусства мы можем дать следующее определение:

Коучинг – это осознанное содействие другому человеку в осознанном раскрытии потенциала с целью максимального повышения его эффективности и творческого преобразования его личного опыта на пути к желаемой им цели в атмосфере заботы и удовлетворения.

С точки зрения стандартов Международной Федерации Коучинга (ICF) коучинг определяется следующим образом:

«…процесс партнерства, стимулирующий работу мысли и креативность клиента, в котором он с помощью коуча максимально раскрывает свой личный и профессиональный потенциал» [10].

В данном определении неоднозначно воспринимается фраза «с помощью коуча» — ее можно истолковать по-разному. А также понятие «партнерства» не позволяет ввести «заботу» как некий «ингредиент», которым должен обладать коуч с точки зрения Т. Голви.

Акцент на «самостоятельности» клиента ясно звучит в определении, данном Михаилом Клариным, также вводится понятие «диалог», тем не менее по-прежнему используется тема «помощи»»:

«Коучинг представляет собой особый вид диалога, в котором специалист (коуч) помогает клиенту самостоятельно уточнить, прояснить и сформулировать свои жизненные, профессиональные и/или деловые цели и задачи, сфокусировать внимание на задачах развития, искать как внутренние, так и внешние ресурсы, искать и находить альтернативы действий, строить планы, проверять их на реалистичность, принимать на себя ответственность за их реализацию» [3, 4].

В Профессиональном стандарте «Коуч» на сайте Ассоциации русскоязычных коучей (АРК) дано следующее определение:

«Коучинг – организация самостоятельной деятельности дееспособных взрослых граждан по развитию и мобилизации внутренних и внешних ресурсов. Основная цель вида профессиональной деятельности: повышение качества решений и действий по достижению жизненных, профессиональных и деловых целей посредством развивающего диалога с участием независимого специалиста – коуча» [9].


В двух последних определениях звучит тема «диалога», ресурсов как «внутренних», так и «внешних». Последнее является более широкой формулировкой, чем «профессиональный потенциал», звучащий в формулировке ICF.

Учитывая вышеизложенное, а также сформулированные в предыдущем разделе предпосылки коучинга, требование к личности коуча, можно уточнить определение коучинга следующим образом:

Коучинг – это осознанное и заботливое содействие другому человеку в том, чтобы он смог научиться достигать желаемых целей через раскрытие собственного потенциала и максимального повышения его эффективности, путем мобилизации как внутренних, так и внешних ресурсов и творческого преобразования своего личного опыта через способность самостоятельно мыслить.

В этом определении учтены все основные формулировки коучинга, существующие на данный момент в русскоязычном пространстве, добавлен акцент, обращающий внимание на важность творческого преобразования своего личного опыта самим человеком, сделан акцент на способности человека самостоятельно мыслить как необходимой базовой предпосылке и учтена необходимая базовая характеристика личности самого коуча.

Поиск более точного определения коучинга как профессиональной деятельности нуждается в дальнейшем обсуждении с коллегами в профессиональном сообществе.

Заключение

Если рассматривать коучинг как процесс содействия актуализации естественной способности человека обучаться и самостоятельно мыслить, то можно сформулировать следующее:

1. БАЗОВЫМИ ПРЕДПОСЫЛКАМИ КОУЧИНГА, вытекающими из универсальных основ познавательной деятельности, являются:

– опора на естественную способность обучаться;

– актуализация способности самостоятельно мыслить.

2. БАЗОВЫМ УСЛОВИЕМ коучинговых взаимоотношений, являющимся необходимым условием запуска естественного процесса обучения, выступает доверие.

3. БАЗОВЫМ ТРЕБОВАНИЕМ К КОУЧУ является наличие способности заботиться о клиенте таким образом, чтобы обеспечить для него необходимые условия для осуществления его самореализации.

Список литературы

1. Голви У. Т. Работа как внутренняя игра: Фокус, обучение, удовольствие и мобильность на рабочем месте. – М., 2005. – 252 с.

2. Искусство. [Электронный ресурс]: Философский энциклопедический словарь. – 2010. URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_philosophy/470/ИСКУССТВО

3. Кларин М. В. Коучинг // Большая российская энциклопедия. – М.: Большая российская энциклопедия, 2017. Интернет-ресурс https://bigenc.ru/psychology/ text/5094802 (доступ 30.09.2020).

4. Кларин М. В. Новая развивающая практика – коучинг. Новая профессия – коуч // Образовательные технологии. – 2014. – № 1. – С. 71–80. URL: http://iedtech.ru/files/journal/2014/1/klarin-coaching.pdf

5. Мамардашвили М. К. Лекции по античной философии. – ООО «Издательская Группа “Азбука-Аттикус“», 2018.

6. Мыследеятельность. [Электронный ресурс]: Новейший философский словарь. URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/dic_new_philosophy/795/МЫСЛЕДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

7. Новиков А. М., Новиков Д. А. Методология. – М.: СИН-ТЕГ, 2007. – 668 с.

8. Платон, «Теэтет» [Электронный ресурс] / Перевод: Т. В. Васильева. В кн.: Платон. Собр. соч. в 4-х томах. – Т. 2. – М.: Мысль, 1993. URL: https://www.plato. spbu.ru/TEXTS/PLATO/theaitetos.htm

На страницу:
1 из 4