bannerbanner
Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля


Евгений Спирица

14 запрещенных приемов общения для манипуляций. Власть и магия слов

© Спирица Е.

© ООО «Издательство АСТ»

Выражаю благодарность


Моему учителю Михаилу Михайловичу Пелехатому. Он не только познакомил меня с идеей так называемых фокусов языка – запрещенных приемов общения, свойственных манипуляторам, но и показал их мощнейшую эффективность на практике.


Моей жене Оле, Ане Юдановой и Андрею Овсянникову, без которых эта книга НИКОГДА бы не вышла в свет.


А также отдельный поклон Татьяне Минеджян, которая сделала все возможное, чтобы книгу увидели читатели.


Дорогой друг!


Более 20 лет практики и переговоров, причем жестких переговоров, нашли отражение в этой книге-самоучителе. Я очень надеюсь, что этот практический опыт позволит тебе выходить с победой из самых сложных ситуаций. Дело только за тренировкой. Без нее результата не будет.


Итак, в бой!

Введение

У этой книги изначально было несколько названий: «Презентуй как Обама», «Отвечай и парируй как Путин». Их объединяет тема, выраженная термином «мастерство коммуникации». Но даже это словосочетание не отражает суть той идеи, которую я хочу вам передать. Мне очень хотелось сделать такую книжку, которая включала бы в себя квинтэссенцию самых эффективных приемов коммуникации. В которой шла бы речь о простых и очень действенных техниках и технологиях общения, существующих сегодня.


И я написал такую книгу. Она перед вами.


Эта книга не просто о мастерстве коммуникации. Это медитация протяженностью в 27 лет. В нее вошли самые лучшие и качественные технологии. Проверенные техники, которые я собрал, проведя огромное число переговоров. В том числе переговоры с террористами и преступниками, выступления в судах, взаимодействие с полицией. Через некоторое время мне захотелось поделиться с другими людьми всем тем, что я знаю и умею. А самое главное – тем, что мне удалось смоделировать, наблюдая и общаясь с лучшими переговорщиками. Здесь вы найдете только практические знания и концентрированный опыт, никакой воды.


Я никогда не претендую на полноту описания опыта.


Именно поэтому моделирую и много наблюдаю за прекрасными ораторами и переговорщиками. Считаю, что нельзя останавливаться и заявлять, что ты знаешь все. Есть такой парадокс педагогики: вчерашними знаниями сегодня учить человека жить и работать в завтрашнем дне. Поэтому мы будем учиться самообновляющимся принципам. Усвоив их, вы сможете самостоятельно обучаться дальше.


Выполняйте те задания, которые встретятся в этой книге, и вы сможете стать магистром коммуникации. Как стали ими сотни моих учеников. Несмотря на то что основная идея книги – изучение фокусов языка – запрещенных приемов манипуляции другими людьми, мы будем рассматривать множество моделей, которые стоят за пределами нейролингвистического программирования.

Первое и самое важное задание я прошу вас сделать прямо сейчас. Можно говорить о техниках и технологиях, но если цель не поставлена, то она не будет достигнута. Постановка цели – это, кстати, самое первое и главное правило в любых переговорах. Хотелось бы, чтобы так было в любой коммуникации… Когда я писал эту книгу, у меня была своя цель. Надеюсь, и у вас есть своя. Будет прекрасно, если они совпадут.


Идея книги и курса по коммуникации возникла у меня после того, как очень давно, в юности, я посмотрел фильм «Здесь курят». С тех пор прошло много времени. Мои ученики часто задают мне вопрос: «Как побеждать в любых переговорах так же легко, как вы или Ник Нейлор?» И здесь вы найдете ответ на этот вопрос. Мы будем учиться побеждать даже в тех случаях, когда нужно быстро перетянуть симпатии аудитории на себя, несмотря на то что изначально люди настроены против нас.


Ник Нейлор – вполне реальный персонаж. Он просто в совершенстве владеет коммуникативной культурой и навыками. Вы можете достичь тех же результатов. Вы точно так же способны побеждать в переговорах, доказывать свою правоту, выступать перед публикой и стягивать точку зрения других людей на себя, когда вам это нужно. Станьте магистром коммуникации и легко беседуйте с любым человеком на любые темы.

Дорогу осилит идущий. Но для того чтобы идти по этой дороге, давайте договоримся о правиле:

ЗА СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ОТВЕЧАЮ Я, А ЗА РЕЗУЛЬТАТ – ВЫ.

Я могу и умею убеждать и переубеждать людей, побеждать в сложных переговорах. Я хочу, чтобы вы тоже этому научились. Но для этого нужно не просто прочитать книгу. Нужно выполнить задания и практиковаться.


Содержание этой книги находится за рамками обычных переговоров вроде «Win-Win», где у людей есть цель договориться между собой. Такие переговоры я называю «договорка». Во всех остальных случаях в переговорах есть конфликтная составляющая. Большую часть времени мы находимся не в состоянии «договорки». Мы как раз ведем переговоры, где существует конфликтная составляющая.


Именно поэтому родилась книга, посвященная не гуманистическим, а боевым методам коммуникации, когда тебя пытаются разрушить и подавить. И тут нужно помнить только одно:

СО СЛАБЫМИ НЕ ДОГОВАРИВАЮТСЯ, ИМ ДИКТУЮТ УСЛОВИЯ.

Нас не учили быть сильными. Нас с самого детства учили быть «хорошими» и правильными. То есть – удобными. Удобными для родителей, потом для учителей в школе и конечно же для общества.


Навыки жесткой коммуникации мы приобретали позже, путем реального общения и взаимодействия с окружающим нас миром. Но никто и никогда нас не учил боевым и жестким переговорам. Этот навык нам приходилось приобретать самостоятельно, путем проб и ошибок.


Я иногда думаю: а что если бы эти знания были у меня 20 лет назад? Тогда, наверное, многое в жизни можно было бы поменять. А сколько ошибок можно было бы просто не допустить!


Часть 1

Что такое магия языка?

Урок 1

Магия языка – как воздействует наша речь

В течение 24 лет я занимаюсь профайлингом и детекцией лжи. За это время понял, что самое главное – не уметь читать и интерпретировать мимику и жестикуляцию, а научиться слушать человеческую речь. Главное – не то, что тебе говорят люди, а то, КАК они говорят. Если ты понимаешь этот принцип, то человек становится для тебя управляемым. Не случайно древние говорили: «Кто понимает название, тот понимает саму суть вещей».


Я хотел бы рассказать несколько историй о магии языка. Потому что именно она лежит в основе этой книги. Мы с вами станем теми людьми, которые с помощью слов, слов-связок, раскруток, магии языка и дополнительных моделей будут создавать иные состояния.

Знаете, почему я употребляю термин «магия языка»? Потому что только с помощью лингвистики мы можем создавать совершенно другие модели реальности. Давайте возьмем одну из самых первых метафор, которые содержатся в Библии.


Помните, с чего начинается Книга Бытия: «Вначале было слово. И это слово было Бог». Сначала – Слово. В нашей реальности, если нет коммуникации и нет коммуникативных структур, мы не можем создать какой-то материальный или психический образ. Именно поэтому мы вводим понятие «магия языка». Если мы можем что-то описать, то получаем реальность. Мы получаем некий формат, с которым уже можно работать.


Приведу еще одну метафору. Эту книгу я пишу на райском острове Доминикана. Раньше он назывался Эспаньола. Именно сюда некогда приплыл Христофор Колумб. Здесь всегда тепло, всегда светит солнышко, не нужно тяжело работать. Кокосы и бананы, океан, в котором водится рыба… Всегда приятный климат – +28 градусов, можно обходиться практически без одежды. На этом острове раньше жили индейцы таино. У них не было необходимости воевать за ресурсы, так как здесь всего было вдоволь. И тут приплывает Колумб.


Таино вышли к гостям с миром. Они не знали, что такое мушкеты и ружья, что это за люди перед ними, одетые в латы. У них не было названия лодкам, на которых приплыли испанцы. Они не знали, что это за страна, откуда те прибыли, и потому так их и назвали – «люди из ниоткуда». В языке индейцев не было описания тому, с чем они столкнулись. В результате колонизации таино вымерли. Но приведу один интересный факт. Сначала индейцы вели себя совершенно безропотно, но смогли начать сопротивляться испанцам, когда в их языке появились такие понятия, как «порох», «ружье» и «бледнолицый человек, которого нужно вытащить из лат»… Когда у индейцев появилось описание данного опыта, в том числе сенсорного, это позволило получить доступ к необходимым ресурсам и состояниям. Они перестали «обожествлять» пришельцев.


Когда я трудился в правоохранительных органах и специальных подразделениях, то думал, что оружие и есть сила. Но после знакомства со своим наставником Михаилом Пелехатым понял смысл фразы: «хорошо подготовленный психолог страшнее шахида». И окончательно в этом убедился, когда учился и работал под руководством уникального человека и полиграфолога Владимира Владимировича Коровина. Люди рассказывали ему то, что никому никогда не рассказывали. И не просто люди, а причастные к страшным преступлениям.


Какими же качествами обладают уникальные переговорщики, успешно использующие свою коммуникативную культуру и мастерство общения для того, чтобы добиваться своих целей? Я привел в пример своих Учителей. Такой же удивительной магией обладал Милтон Эриксон, создатель эриксонианского недирективного гипноза. С помощью слов он лечил людей. Магией слова владела и Вирджиния Сатир, детский психиатр и психотерапевт. Она делала все возможное, чтобы помогать детям, оказавшимся в очень сложных ситуациях.


Все эти люди в совершенстве овладели «магией языка». Что они делали с помощью слов? Они создавали другую реальность, благодаря которой человек менялся.


Вспоминаю еще одну метафору. Буддийский монах встретил женщину, которая попросила его о помощи. Он, конечно, откликнулся на просьбу. А женщина закрыла монаха в сарае и сказала, что он сможет выйти только в том случае, если выбьет дверь, либо убьет козу, либо переспит с женщиной, либо выпьет бокал вина. Монах оказался в сложной ситуации. Если он выбьет дверь, то нарушит принцип «не навреди». Если убьет козу, то нарушит принцип «не убей». Если переспит с женщиной, то нарушит принцип «не прелюбодействуй». Если выпьет бокал вина, то нарушит принцип «не пей». Монах решил из всех зол выбрать самое меньшее – он выпил вина. После этого он переспал с женщиной, убил козу и выбил дверь.

Когда Владимир Высоцкий услышал эту притчу, то не пил после этого целый год. До этого его много раз уговаривали: «Володя, не пей». Но эти слова не имели такой силы убеждения, как притча, которая помогла ему год продержаться без всяких препаратов. Владимир Владимирович Коровин говорит, что, беседуя с человеком, вы должны создавать такую установку, чтобы он вам захотел все рассказать сам. И создать ее вы можете создавать только с помощью слов. Они могут сделать человека вашим другом или врагом.


– Запомни, Шарапов, – говорил Жеглов в знаменитом фильме «Место встречи изменить нельзя», – даже словом друга можно обидеть.


Вот вам первое, легкое домашнее задание. Возможно, вы вспомните какую-то ситуацию, когда смогли изменить убеждения человека или его взгляд на жизнь. Может быть, вспомните историю, когда вы сказали несколько слов и у человека все перевернулось с ног на голову.


Когда я сталкиваюсь с психотерапевтическими случаями, то часто размышляю: что же такого человеку сказали, что у него изменилась вся жизнь, видение своего Я? Изменилось в худшую сторону. Иногда чужие слова меняют людей так сильно, что с психотерапевта сходит семь потов, прежде чем он докопается до истины и сможет помочь…

Например, мама очень хочет, чтобы ее девочка хорошо училась, и говорит любимой дочке, когда та спрашивает, красивая ли она: «Ты недостаточно красива, чтобы быть глупой». Вуаля! Девочка давно выросла, ей 30 лет. Эта красивая молодая женщина страдает от комплекса неполноценности. Живет в разрушающих ее отношениях, когда мужчина сидит у нее на шее и бесконечно придирается к ней. А она считает, что недостаточно красива, чтобы быть счастливой.


Еще один пример. У меня есть знакомый спортсмен. Он тяжеловес и выступает в соревнованиях по дзюдо. Он был чемпионом мира и даже олимпийским чемпионом. А сейчас терпит поражение за поражением. Функциональные ресурсы у него на высоком уровне, самочувствие отличное, но он проигрывает. Он выходит на бой в нересурсном состоянии, хотя может порвать своих соперников в клочья. Что же такого случилось с человеком, отчего он перестал выигрывать в соревнованиях?


Выяснилось, что однажды после соревнований этот спортсмен ехал в лифте со своей знакомой. Она спросила у него, какое место он занял. На тогдашних соревнованиях он немного ошибся и занял не первое, а второе место. Эта женщина сказала: «Значит, фактически ты проиграл? Я ожидала от тебя большего»…

Фраза знакомой настолько сильно ранила этого большого человека, что с того момента у него возникла фобия проигрыша. Он боится проиграть, боится упасть на татами, он думает только о проигрыше. А должен думать о победе для того, чтобы быть ресурсным и побеждать. Так рождаются не только фобии, но и аллергии, психосоматические заболевания. Зачастую устраивают нам эти состояния близкие люди, чье мнение для нас важно. Словом можно вытащить человека из ада, а можно и убить. Мы с вами будем как работать в позитивных контекстах, так и учиться защищаться от негативных.

Итак, второе домашнее задание. Напишите в свободной форме эссе: приведите примеры из своей жизни, когда вам кто-то из близких сказал фразу, из-за которой в вашей жизни что-то сильно поменялось. Как в позитивном, так и в негативном контексте.

Урок 2

Убеждения – то, на что воздействуем

На этом уроке мы поговорим о таком понятии, как убеждения, и поймем, почему это важно, с точки зрения манипуляций и боевой коммуникации. Когда человек ведет переговоры, он ведет их из какой-либо позиции. Он в чем-либо убежден и отстаивает свои убеждения.


У меня часто спрашивают о том, что такое убеждения и как с ними работать. Как их менять, если они не меняются? На самом деле убеждения меняются очень быстро, а иногда за секунду. Особенно когда для этих изменений мы используем фокусы языка. Они как раз для этого и предназначены.


В книге Роберта Дилтса о фокусах языка мы встретим одну из первых классификаций убеждений. Но меня не устраивает в этой книге то, что Дилтс в ней дает определения убеждений разными словами более 14 раз. Это, конечно, хорошо, только что с этими определениями делать, непонятно. Я человек, привыкший мыслить критериями. Когда у нас есть критерии, тогда совершенно ясно, с чем мы будем работать дальше.


Любой вопрос науки – это вопрос о понятиях. Если у меня в руках маркер, то мы называем его «маркер». С помощью него мы будем писать на доске, а не запихивать его в ухо например.


А что же у нас происходит с таким понятием, как убеждение?

Возьмем словарь Ожегова, он пишет, что убеждение – это вера. А что же такое вера? Это убеждение. И в словаре мы видим, что одно понятие определяется через другое. Работать с этим нельзя.


Я долгое время изучаю экстрасенсов и борюсь с шарлатанами. Спрашивал у них не раз о понятиях. Например:


– Что такое порча?

– Порча – это сглаз.

– А что же такое сглаз?

– Сглаз – это порча…

Они определяют одно понятие через другое и таким образом морочат головы всем желающим. Мы не будем уподобляться экстрасенсам-шарлатанам. Поэтому давайте определим точно, что же такое убеждение и чем оно отличается от веры.


Начну с моего любимого примера. Я держу в руке маркер. Если я разожму пальцы, то маркер полетит вверх? Или все-таки упадет вниз? Я буду уверять вас, что маркер полетит вверх. Вы поверите? Итак, я разжимаю пальцы, маркер падает вниз. Но это просто случайность, я все-таки волшебник. Снова беру маркер, разжимаю пальцы. И снова маркер падает вниз…


Что в этом примере является убеждением, а что верой? Давайте рассмотрим одну схему.



Итак, у нас есть некий опыт. У опыта есть подтверждение. С противоположной стороны опыта будет отсутствие опыта, а с противоположной стороны подтверждения – отсутствие подтверждения. К чему относится случай «я разжал пальцы, и маркер упал вниз»? Я сделал так один раз, второй, тридцатый. И так будет продолжаться, потому что законы гравитации мы не сможем нарушить. Это и есть убеждение. Убеждение имеет двоичную структуру. У нас есть опыт, а у опыта есть подтверждение.


А если есть подтверждение чьего-то опыта, а у нас самих этого опыта нет? Например, какие-то люди говорят, что Бог есть, но у вас нет подтверждения этого опыта. Вы лично с Богом, о котором они говорят, не встречались, не разговаривали. Но есть верующие и священнослужители, различные источники, которые подтверждают этот опыт. Если у вас есть подтверждение, но нет самого опыта, то это вера. Вера – это интересный феномен, к которому мы еще вернемся.


Что происходит, если у вас есть некий опыт, но нет подтверждения? К примеру, вы нашли 100$. Есть опыт, но он, скорее всего, не повторяем. Это случайность. А что происходит, когда отсутствуют и опыт, и подтверждение? Тогда возникает сомнение. Запомните эту схему, она для нас важна. Так как идея фокусов языка заключается в следующем: когда человек произносит некое свое убеждение, то мы берем его убеждение, смещаем с него фокус внимания, переводим в квадрат сомнения и на его месте создаем новое убеждение.


Простой пример. Возьмем малыша, который катается на трехколесном велосипеде. У него есть опыт и подтверждение, он с него не падает. Но папа говорит ребенку, что ему уже четыре года, что настоящие мужчины ездят на двухколесных велосипедах. Сын садится на двухколесный велосипед и падает. Он говорит папе, что у него есть сомнение. Нормальные мальчишки на двухколесных велосипедах не ездят. Папа ведет сына на улицу и показывает, что ребята катаются на двухколесных велосипедах. То есть он проводит сына через сомнение. У ребенка появляется видение, что нужно что-то сделать в этой ситуации, чтобы поехать. Появляется новый опыт и его подтверждение.


Нужно понимать, что старые убеждения никуда не исчезают. Но самое главное, что на их месте появляются новые. Точнее, мы их создаем. Фокусы языка – это не только фокусы внимания, но это еще и убеждения, которые мы проносим через сомнение, впоследствии заменяя их на новые.


Мы уже говорили о том, что у убеждения двоичная структура. Давайте ее рассмотрим.



У нас есть опыт «А» и подтверждение «Б». Они между собой связаны таким феноменом, как комплексная эквивалентность. Например: бьет – значит любит; дал денег – значит друг. В общем, с помощью комплексной эквивалентности можно приравнять что угодно к чему угодно. Часто именно такие убеждения цементируют наше сознание и самосознание.


Есть еще одна система, связывающая наш опыт с подтверждением: это причинно-следственная связь. Когда из одного элемента опыта проистекает другой элемент опыта. К примеру, у меня есть друг Миша, мы помыли его машину, пошел дождь. Миша пришел ко мне, мы помыли мою машину, начался снег. А когда мы вместе помыли Мишин рабочий КамАЗ, началась гроза. Отсюда у нас родилась идея:, погодные условия теперь зависят от того, когда мы моем технику.


А некоторые люди уверены, что, когда они спускаются в метро, к ним волей-неволей притягивается поезд – магнетизм, не иначе. Именно таким образом появляются экстрасенсы и магия. Этим феноменом пользуются цыганки. Они очень быстро меняют убеждения людей за счет изменения причинно-следственной связи. «Дай монетку». Монетки ведь вам не жалко, а это как раз та «идеомоторная проба», посредством которой вы даете свое согласие на сотрудничество. Так цыганка понимает, что с вами можно работать дальше. Дальше она просто внимательно наблюдает за вашим невербальным поведением, предлагая разные «убедители». Например, говорит: «Ты хороший человек», «Есть в твоем окружении люди, которые относятся к тебе неоднозначно», «Подержи иголочку, видишь, стала ржавой»… Таким образом цыгане убеждают человека в том, что у него порча.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Конец ознакомительного фрагмента
Купить и скачать всю книгу