bannerbanner
Искусство цвета. Цветоведение: теория цветового пространства
Искусство цвета. Цветоведение: теория цветового пространства

Полная версия

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
6 из 6
Нормы

Приведенное выше изображение серого ряда в виде небольшого числа вполне определенных точек, которые сообразно градациям ощущений психологически-равно отстоят друг от друга, – имеет очень большое значение. Прежде всего оно дает возможность рационализировать мир ахроматических цветов. Совсем не трудно удержать в памяти ступени а с е g i l n р настолько точно, чтобы можно было легко их узнать без непосредственного сравнения с готовой нормой. Если мы усвоим, что



то мы будем чувствовать себя в этой области вполне уверенно.

Было поэтому предложено и практически широко проведено в жизнь считать вышеозначенные ступени acegilnprt… за общеприложимо-годные нормы.

Это означает, что при выборе того или иного серого цвета берется уже не какой угодно произвольно установленный оттенок серого, а та из ступеней а с е g… которая в данном случае соответствует цели.

Благодаря нормированию серых цветов (а также и хроматических) они выигрывают во всех отношениях, которые вообще связаны с ограничением произвола в какой бы то ни было области. Вся промышленность в настоящее время стремится широко провести нормирование. При этом обнаруживается целый ряд правил, которые при нормировании цветов были выяснены более последовательно, чем где бы то ни было. Это легче всего было сделать именно здесь, так как здесь не приходилось устранять какие-либо старые, привычные установления, ибо их еще не было, так как в связи с отсутствием метода измерения цветов нельзя было и ввести, какие-либо вполне объективно определенные нормы. Со времен Майера и Ламберта, было произведено большое количество опытов расположения цветов в виде коллекции проб цветов или соответственных окрасок. Но ни одна из этих коллекций не была принята, так как они были произвольны и не давали уверенности в своей неизменности. Только измерение и покоящееся на нем абсолютное определение цветов, независимо от сохранившихся носителей их, дали эту возможность.

Цвета и звуки

Вышеизложенный метод расположения цветов напоминает собой работу, которая в продолжение долгого периода времени имела место при установлении тонов музыкальной гаммы. Тона также образуют постепенный ряд, начиная о низших и кончая высшими, из которого мы берем небольшое число ступеней и принимаем их за основные точки гаммы. Однако необходимо здесь же, где мы впервые сравниваем цвета со звуками, точно указать на имеющиеся пункты сходства и различия между теми и другими.

Сходство заключается в непрерывности, простоте и односторонности (черное: белое, низкий: высокий) обеих групп и в том, что и цвета и звуки располагаются в геометрический ряд, согласно закону Фехнера.

Различие состоит в том, что ряд звуковых тонов не имеет вполне определенной границы ни в самом низком, ни в самом высоком конечном тоне, в то время как серый ряд цветов имеет вполне определенные границы в идеально черном с одной стороны и в идеально белом – с другой. Границы тонов зависят от степени развития слуха и бывают разными у различных людей. Зато ряд тонов имеет натуральное деление на октавы, в пределах которых всегда повторяются одни и те же отношения между тонами. Это мы не встречаем у ряда серых цветов. Серый ряд имеет естественные границы, но разделение его искусственно, и весь он состоит как бы из одной единственной октавы.

Далее тона вполне определяются числом колебаний, наипростейшие числовые отношения которых находят свое выражение в гамме. В ахроматическом свете имеются одновременно все числа колебаний, и ступени серого ряда определяются по светлоте (Helligkeit) или по содержанию белою цвета. Эти величины лежат в пределах между 0 и 1.

Так как серый ряд не обладает естественным делением, то мы должны подразделить его искусственно. Об этом уже и было сказано выше. При помощи десятичной системы, мы дали серому ряду такое деление, которое привело к серой шкале a b с d… с вполне определенными однозначными ступенями.

Здесь вскрывается еще одно существенное отличие от тонов. Абсолютная слуховая память, т. е. способность при слышании узнавать тоны do, re, mi и т. д., есть дар весьма редкий, способность же различать белый, светло-серый, темно-серый, черный и т. д., напротив, свойственна всем. Это верно не только по отношению к ахроматическим цветам, но также и к хроматическим. Никто не спутает желтый цвет с красным или синий с оранжевым – конечно, если он не принадлежит к небольшому числу людей, страдающих цветовой слепотой. Поэтому мы легче ориентируемся в мире цветов, чем в мире звуков. И если мы еще не овладели этой областью вполне, то только потому, что до сих пор не было ни измерения цветов, ни упорядоченного расположения всех цветов, обоснованного количественно. Но практика последних лет показала, что память на ахроматические цвета требует только методической помощи и упражнения для получения самых неожиданных результатов. Новая наука о цветах и указывает нам методы такой тренировки.

Гармония

Характеризующиеся простыми соотношениями между числами колебаний определенные звуки гаммы обладают свойствами гармоничности, т. е. последовательное или одновременное звучание их приятно или красиво для слуха. Другими словами, только тона с простыми отношениями между числами колебаний гармоничны, и всем гармоничным тонам свойственны именно такие простые отношения.

Можно ли это явление возвести в закон? Ответ должен быть утвердительным. И во всех других областях мы можем наблюдать, что простые закономерные отношения между данными величинами обусловливают гармонию. Соответствующие исследования показали, что искусство во всем его многообразии покоится на этом основном законе: закономерность = гармонии. И это отношение обратимо: гармония = закономерности. Другими словами: все, что гармонично, то и закономерно, и все что закономерно, то и гармонично.

Это можно доказать на примере. До сих пор не было ничего известно о гармонии серых цветов, потому что не знали, как закономерно расположить ряд серых цветов. Это было осуществлено впервые нами и тем самым были открыты пути в изучении гармонии серых цветов. Чтобы открыть такие гармоничные сочетания, мы должны искать самые простые закономерные соотношения, существующие между серыми цветами.

Нельзя говорить о закономерности там, где речь идет только о двух серых цветах, так как здесь имеется налицо только одно расстояние или одно отношение. Закон же всегда, сопоставляет две (или больше) величины. Поэтому для гармонии необходимы три серых цвета. Самое простое отношение между ними это такое, когда их расстояния друг от друга равны. Три серых цвета с одинаковыми интервалами дают гармонию серого.

Такие цвета с одинаковыми интервалами мы и получим при нормировании серого ряда; практический ряд а с е g i l n р состоит из таких равноотстоящих друг от друга цветов. Следовательно, из него можно получить большое количество различных гармоний. Можно использовать одинаковые расстояния каждой пары соседних цветов и образовать гармонии:


а, с, е

с, е, g

е, g, i и т. д.

Можно пропустить по одной ступени; тогда получим гармонии:


а, е, i

с, g, l и т. д.


Или можно пропустить по две ступени, и тогда получим гармонии:


a, g, n

с, i, р.


Дальнейших сочетаний получить нельзя, если ряд оканчивается ступенью р; при более же длинном ряде они возможны.

Соответствует ли действительность этим дедуктивным положениям? – Безусловно. Я приготовил образцы возможных серых гармоний (до ступени р их существует 12) и показывал их очень многих лицам. Все без исключения подтвердили наличие гармоний, многие выражали изумленное восхищение ими.

Затем я произвел обратный опыт, т. е. приготовил сочетание серых цветов, отстоящих на неравных расстояниях друг от друга. Лица не подготовленные не высказывали при созерцании их ничего особенного, ибо такие незакономерно построенные сочетания мы имели возможность наблюдать постоянно всюду, тогда как закономерно гармоничные редки. Зато если зрителю приходилось в прошлом испытывать удовольствие от наблюдения действительно гармоничных сочетаний серых тонов, то он с чувством неудовольствия отворачивался от негармонирующих образцов. Только один из моих зрителей заявил, что незакономерно составленные сочетания так же красивы, как и закономерно ставленые. Это был «ученый искусствовед».

Нормы и гармонии

Равноотстоящие друг от друга нормы серых цветов получили такое именно расположение потому, что понятие: «нормирование» требует, чтобы эти нормы не были в одном месте тесно сдвинуты, а в другом растянуты, но находились бы психологически на одинаковых расстояниях друг от друга. При исполнении этого чисто практического требования обычно и не задавались вопросами эстетики. Когда же практическое требование было выполнено, то оказалось, что тем самым были найдены и единственно возможные эстетические нормы.

Этот факт при наличной тенденции к нормированию не только в нашей, но и во всемирной промышленности наводит на дальнейшие размышления в этом направлении. Здесь, конечно, не место распространяться об этом. Несомненно одно: при дальнейшем изучении мира цветов нас должна интересовать только закономерность, красота же явится при этом сама собой, как дополнение.

Шкала серых цветов, как измерительный прибор

Идея нормирования серых цветов имеет своей тенденцией прекращение произвольного приготовления серых красок (для бумаги, тканей, пряжи и проч.). В будущем эти краски не будут вырабатываться случайными, но должны будут соответствовать нормам: a c e g i l n p… Это дает целый ряд преимуществ. Во-первых, сократится число рецептов для приготовления красок, лаков и т. д. Оно будет ограничено нормами, и это вызовет значительное упрощение производства. При заказах будет легче обозначать желательный краситель. Знаки асе… можно писать, телеграфировать, телефонировать и т. д.

Посылка образцов благодаря этому становится излишней. Нормировка красок облегчает также составление гармоничных смесей. Если выкрасим, например, машину серым g и проведем линии цветов с и l (все эти краски имеются в продаже), то она приобретает выигрышный вид, привлекающий покупателя и радующий хозяина.

Поэтому необходимо нормы a c e g i l n p всегда иметь под рукой, пока их употребление еще не стало всеобщим. Теперь маленькие серые шкалы уже имеются в продаже, наряду с метром и термометром (см. рис. 5).

Такая шкала имеет вид небольшой рамки, формата 30 на 113 миллиметров, поперек которой наподобие ступенек лестницы наклеены полоски бумаги, выкрашенные в цвета a c e g i l n p. Эту лестницу цветов кладут на серый цвет, подлежащий измерению: рассматривая этот серый цвет в просвет между ступеньками лестнички, очень легко в одних случаях установить имеющееся сходство, в других же определить, между какими ступенями находится измеряемый серый цвет. В то же время можно выяснить, имеем ли мы дело с нейтрально-серым или к нему примешивается еще и некоторое количество хроматического цвета.

Кроме этого непосредственного применения, шкалу серых цветов можно использовать как фотометр. Изготовляемые в наше время фотометры основываются на производимых и с помощью особого приспособления измеряемых изменениях света, нужных для того, чтобы в поле зрения наступило оптическое равенство. Если мы приготовим ряд точно измеренных ступеней серого цвета, то можно будет обойтись без специального приспособления для изменения силы света. Мы можем это приспособление заменить рядом серых ступеней, благодаря чему прибор значительно упрощается. Эта идея уже нашла довольно разнообразное практическое применение, но ее можно развить и еще шире.

Самое ценное для нас применение такою серого ряда – это измерение количества белого и черного цветов, содержащихся в хроматических цветах. В дальнейшем мы к этому вернемся.

Глава V

Круг цветовых тонов

Хроматическое (цветное) и ахроматическое (бесцветное). Наряду с ахроматическими, вторую, большую часть мира цветов составляют цвета хроматические. Здесь мы впервые будем говорить о присущем этим цветам свойстве, так называемом цветовом тоне. В то время, как ахроматические цвета мы можем получить из смеси белого и черного, в состав хроматических цветов входит еще третий элемент, называемый хроматическим, насыщенным, чистым и т. п. цветом. Так как новая наука о цветах вкладывает в это понятие совершенно иное содержание, чем старое учение о цветах, то необходимо дать ему и новое название. Мы называем тот тон цвета полноцветным (Vollfarbe), у которого цветовой тон выражен в полной мере так, что он не содержит примесей других цветов, т. е. ни белого, ни черного. В данном случае слово «примесь» надо понимать не в физическом, а в психологическом смысле, именно в смысле отсутствия ощутимой примеси. Полноцветные цвета, как и абсолютно белый и абсолютно черный, суть идеальные цвета. Реальные цвета содержат все три элемента, а именно: долю полного цвета, белый и черный.

Все цвета, содержащие ощутимые количества полных цветов, мы называем хроматическими, в отличие от ахроматических, которые содержат только черный и белый цвета. Слово хроматический (bunt), как и большинство слов, имеющих отношение к цвету, имеет неопределенное и переменное значение. С одной стороны, говорят о пестром (хроматическом) платье, в противоположность к черному траурному платью и подразумевают под этим также и однородные цвета, как синий, красный и т. д. С другой стороны, цветущий луг также называют пестрым (bunt), чтобы выразить то, что там видны различнейшие цвета рядом друг с другом. Прогресс же науки требует более точной и однозначащей зависимости между понятием и словом. Таким образом, мы откинем одно из двух обозначений данного слова и ограничим данное слово только одним понятием. Выбор падает на первое. Хроматическими мы назовем все то, что имеет цветовой тон (желтый, красный, зеленый и т. д.). Противоположность этому – ахроматическое – уже нам знакомо.

Круг цветовых тонов

Теперь мы обратимся к различным закономерностям цветовых тонов. Со времен Ньютона нам известно, что все цветовые тона можно расположить непрерывно в виде круга (или другой замкнутой линии), – так называемого круга цветовых тонов.

Группа цветовых тонов, следовательно, так же одномерна, как и группа ахроматических цветов. Но в то время, как ахроматические цвета имеют вполне определенные конечные точки, таковые отсутствуют в группе цветовых тонов. Эта группа вообще не имеет конечных точек, а замыкается в себе самой. Наипростейшим ее изображением будет, следовательно, обыкновенная окружность.

Это размещение обусловливает собой некоторые существенные отличия от ахроматического ряда. В то время как у серого ряда конечные точки – белый и черный цвета – более различимы между собой, чем какая бы то ни была другая пара цветов, у цветовых тонов наблюдается как раз обратное. Если разделим круг в каком бы то ни было месте, то получившиеся при этом два конца так похожи друг на друга, что их легко можно смешать один с другим. Это есть следствие непрерывности ряда цветовых тонов.

Если мы исходим из какой-нибудь точки ряда и удаляемся в любом направлении, то цвета становятся все менее похожими на исходный цвет. В ряде серых цветов мы в конце концов достигаем одной из тех точек, где разница достигает своей наибольшей степени. В круге цветовых тонов цвета в начале мало разнятся от первоначального цвета. Эта разница при известном удалении также достигает своей высшей точки. В дальнейшем же однако, тона цветов начинают приближаться к исходному пункту и в конце концов совпадают с ним. Можно поэтому расположить цветовые тона таким образом, чтобы цвета, наименее сходные между собой, разместились в круге противоположно друг другу. Как этого достигнуть, будет изложено ниже.

Непрерывный ряд цветовых тонов совпадает с спектральным рядом, где цвета расположены согласно возрастающему числу колебаний обусловливающих их световых лучей. Это совпадение необходимо, так как оба ряда плавны и всякое другое расположение сделало бы один из них не непрерывным. Крут цветовых тонов мог бы быть открытым и раньше спектра. То, что этого не случилось, доказывает, как трудно расположить в первый раз даже простую группу. Но как только это удалось кому-нибудь, то такое расположение уже кажется «само собой понятным».

Приготовление круга цветовых тонов

С помощью красителей: хинолиновой желтой, эозина, бенгальской розы, синей (Wollblau) для шерсти и Нептуновой синей (Neptunblau), взятых в растворах от 3 до 5 %, можно получить круг цветовых тонов такой чистоты, какая только достижима при современном состоянии техники. Этими растворами пропитывают белую пропускную бумагу. При этом необходимо смешивать попарно лишь соседние краски, как, например, хинолиновую желтую с эозином, эозин с бенгальской розой и т. д.; наконец, Нептунову синюю (Neptunblau) с хинолиновой желтой. Сперва красят чистыми растворами, затем смешивают два раствора пополам. Потом включают промежуточные ступени, т. е. каждый из этих десяти растворов (пять чистых красок и пять смесей) смешивают пополам с соседним раствором. Так продолжают до тех пор, пока доходят до границы, за пределами которой уже нельзя различить две соседние краски. Это наступает в одних случаях раньше, в других позднее. В тех и других случаях продолжают смешивание до тех пор, пока доходят до порога.

Таким образом можно получить сотни красок, которые дают возможность составить непрерывный и плавный круг цветовых тонов. В последовательности

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

1

Это замечание имеет весьма большое значение и не должно нами упускаться из вида.

2

Это верно, строго говоря, лишь по отношению к слагательному (аддитивному) или физическому смешению цветов. При вычитательном же (субтрактивном) смешении, имеющем место, между прочим, при крашении, условия несколько более благоприятны – что и будет выяснено нами в дальнейшем.

3

I. Н. Lambert. Beschreibung einer mit den Calauschen Wachs ausgemalten Farbenpyramide. Augsburg, 1772.

4

Ph. O. Runge. Die Farbenkugel. Hamburg, 1809.

5

Н. v. Helmholtz. Handbuch der physiologischen Optik. 3. Bände 4. Auflage.

6

Утверждения Оствальда здесь ошибочны Колбочки рассеяны и по более периферическим местам сетчатки; в центральной же ямке они лишь собраны особенно густо. Поэтому цвета мы различаем и боковыми частями сетчатки, но лишь хуже, чем ее центром Прим. редактора.

Конец ознакомительного фрагмента
Купить и скачать всю книгу
На страницу:
6 из 6