Полная версия
Погибель
– В дальних комнатах.
– Веди! Погоди.
Клембог поймал старика за рукав балахона.
Ольбрум нырнул в арку и засеменил по коридору, то пропадая во тьме, то возникая в отблесках факельного света. Гауф ковылял за ним, держа пальцы на его плече. Все равно как слепец какой.
– Она еще спит, – заметил цольмер.
– Кто на страже?
– Хефнунг.
– Это хорошо, – сказал Клембог. – Сколько погибло?
– Двое. Рамоль Эспир и Аццик, рыбак с низин. У Аццика два сына остались, жена. Рамоль был еще не женат.
– Рамоля помню… помнил, – поправился гауф. – Три кяфиза.
– Три.
– Рыжий.
– Нет, черный.
Из высеченных в камне кладовых дохнуло холодом. Перегородка, новая арка с поворотом. Почему черный, подумал Клембог. Рыжий. Или это не Рамоль рыжий?
По левой стороне коридора, в углублениях, зажелтели двери жилых комнат.
– Здесь, – Ольбрум остановился у третьей.
Он несколько раз стукнул в дерево. С той стороны звякнуло железо, послышался шорох, глухие шаги, щелчок засова.
– Проходите, – распахнул дверь Титус.
Он посторонился, втянув живот.
– Где? – спросил Клембог.
Но уже увидел и сам.
Кровать, застеленная красно-зеленым покрывалом. Гора подушек. И наискосок – тоненькая фигурка в белом платье, испятнанном узором витражного окна.
Капля.
– Девчонка девчонкой, – шепнул сбоку Титус, – не скажешь даже, что Погибель.
Клембог шагнул к кровати.
Вблизи отсвет окна не мешал глазам. Капля действительно была похожа на девушку лет семнадцати. Волосы коротковаты, а так…
Дочь у него могла бы быть такой. Тоненькой, воздушной, с нежными губами и озорной челкой. С глазами, похожими на два лесных цветика, темно-светло-синими.
О, боги.
Клембог запоздало сообразил, что Капля уже не спит, смотрит на него настороженно, но без испуга, даже хмурится слегка.
– Вы кто?
Говорила Капля чудно, но понятно. С придыханием, словно смуглые торговцы с Акафика.
Клембог склонил голову. Справа качнулись седые космы цольмера. Засопел позади Хефнунг. Надо что-то сказать.
– Я – Кеюм Клембог, правитель этих земель, гауф Дилхейма, а это мои друзья и соратники.
Погибель села на кровати, ловко подтянув под себя ноги. У нее были маленькие розовые пятки. Несколько долей времени она с недоверием переводила взгляд с одного лица на другое. Да, подумал Клембог, я не очень похож на гауфа.
– А я кто? – вдруг спросила Капля.
– Вы – Капля, – не растерялся Ольбрум. – Вы должны упасть в Колодец в центре мира.
– Должна?
– Конечно, – старик присел рядом с Погибелью. – Наш мир распадается. Нифель поглощает его земли. Вы, как крупица в песочных часах, лишь приближаете конец времен.
– Я ничего не помню.
– Такое бывает, – с готовностью кивнул Ольбрум. – Капли часто избавлены от памяти, посколько являются чуждыми нашему миру. Они похожи на звезды, срывающиеся с небес. Все их предназначение – прочертить дугу и уйти с небосклона, исполнив волю богов.
Хефнунг, потоптавшись, вышел в коридор и неслышно прикрыл дверь.
Клембог, оберегая плечо, сел в кресло у изголовья. Мир распадается, эхом подумалось ему. И не с кого спросить. Разве что разрыть древние могилы и добиться признания у превратившихся в прах предков.
Только ведь и они могут не знать причины.
Карраск, Эбина, Йоттиф-канас, Балимар, Дилхейм, Гуан-Кемун, Острова Тили, Панкарассор, Одынхан – кто сгинул без следа, кто едва держится под натиском нифели, от кого остались редкие, чудом уцелевшие куски.
Только Шуанди и Циваццер стояли нерушимо, и Клембог знал, почему. Обе земли находились близко к центру мира, близко к Колодцу.
Обе перехватывали Капли.
– А какова воля богов? – спросила Погибель.
– Об этом мало кто знает насчет людей, – сказал Ольбрум. – Но насчет Капель это давно известно. Капли всегда появляются в окраинных землях и, как струйки воды с края чаши бегут к ее центру, так и они стремятся к Колодцу.
– Значит, и я…
– И вы, – подтвердил старый цольмер.
Капля склонила голову.
Затем глаза ее, темно-светло-синие, гневно посмотрели на Ольбрума.
– Вы все выдумываете! Меня вовсе не тянет ни к какому колодцу! Я, может быть, здесь случайно. Или вы обманом…
– Нифель побери! – Клембог вытянул себя из кресла и подал Капле руку. – Хотите посмотреть, где вы очутились? Я покажу! Ну же!
– А я не боюсь, – щурясь, сказала Погибель и вложила свою ладонь.
Ладонь у нее оказалась мягкая и теплая. Совсем человеческая.
Боль вцепилась в плечо пастью выползня, но гауф, не обращая на нее внимания, поволок Погибель из комнаты. По коридору направо, к лестнице на самый верх, на площадку, врастающую в склон горы. Мелькнул, удивленно топорща усы, Хефнунг.
– Остановитесь, – попросила Капля.
– Почему это?
Клембог, не собираясь слушаться, пинком отворил угловую дверь.
– Потому что мне больно, – сказала Капля.
– Капле не может быть больно, – усмехнулся гауф. Он поддернул упирающуюся девушку к себе. – Вы же ничего о себе не помните.
– Но я чувствую.
Капля с неожиданной силой вывернула руку из захвата.
Они застыли друг против друга, Мрачный гауф, пытающийся удержать последнюю Башню Дилхейма, и Капля, игрой богов очутившаяся в его землях.
Прямой нос. Упрямо сжатые губы. Синь разозленная так и колет посверком его заросшее темным волосом лицо. Где вы, Тойстен Верный и Сародил Беспощадный? Что сказали бы на такое своеволие? Капля? Казнить! Четвертовать! Утопить в колодце!
Только ведь…
– Вы знаете, что бессмертны?
– Я? – Капля растерялась.
– Да, – Клембог развернулся и поставил ногу на ступеньку лестницы. – Поэтому, что вы там себе чувствуете, непонятно.
Хватаясь за веревки с боков, он добрался до наклонных створок и сбил с них щеколду. Затем здоровым плечом опрокинул створку наружу. Серый дневной свет снопом упал на ступеньки.
– Поднимайтесь, – сказал Клембог и выбрался на площадку первым.
Холодный ветер растрепал волосы.
Дрова для костра в небольшом углублении, несколько глиняных плошек, деревянный шит с упором.
Капля высунула голову.
– Подайте руку, – сердито попросила она.
Гауф наклонился.
– Пожалуйста.
Капля оказалась легкой, уцепилась за предплечье двумя руками, и Клембог почти без усилия вытянул ее на площадку. Босые ступни коснулись камня.
– Ой, холодно! – сказала Капля, пританцовывая.
– Вот, – Ольбрум снизу подал две серых накидки. – Кеюм, ты тоже надень.
– Спасибо.
Капля тут же закуталась в накидку, осторожно ступая, подошла к самым зубцам, перегнулась, посмотрела вниз. Передернула плечами – высоко. Серо-черная осыпь завивалась у подножия Башни, правее – излучина реки огибала высокий утес.
– Кеюм, – позвал Ольбрум.
– Что? – спросил гауф.
– Ты надел?
– Отстань.
– Не отстану.
Старый цольмер, покряхтывая, выполз наружу. Он вырвал из рук Клембога вторую накидку и, бурча под нос, упаковал гауфа в шерстяную ткань, стянув края накидки крючками. Клембог покосился, но промолчал.
– А если я прыгну, я не разобьюсь? – обернулась к ним Капля.
– Нет, – сказал Ольбрум.
– Все равно страшно.
– Ты лучше скажи, что за слово такое – «спасибо»?
– Спасибо? – Капля смущенно улыбнулась. – Не знаю. А вы как говорите?
– Мы говорим: «Живи долго» или «Живи счастливо».
– Наверное, откуда-то еще взяла, я не помню, – легкомысленно ответила Капля. – Кажется, это тоже пожелание. Чтобы вас спасли боги.
Клембог крякнул.
– Боги давно уже никого не могут спасти.
– Здесь красиво, – сказала Капля, выпрямляясь. – Ваш мир правда умирает?
– Смотри, – подступил к ней гауф и показал рукой. – Это были мои земли.
Под рукой Клембога, окаймленная с северо-запада горным кряжем, лежала долина, усыпанная домишками, веселыми квадратиками полей и неровными кудрями леса. На холме стояла небольшая крепость. Речные рукава, расходящиеся от излучины, двумя блескучими лентами бежали по краю, истыканные мостками и причалами.
И все было фиолетовое. Где больше, где меньше.
– И что? – спросила Капля.
– Ничего этого уже нет, – сказал Клембог. – Это останки, морок. Нифель.
– Нифель?
– Там, где совсем темно, видишь?
Гауф ткнул пальцем вглубь долины, в одетую фиолетовыми проблесками тьму. Она, как тень, лежала на склонах, поднявшись и застыв у горных вершин. Капля привстала на цыпочки и вытянула шею. Сморщила нос.
– Это что?
– Это и есть нифель. Тьма. Ничто. Конец.
– Раньше, – опускаясь на короткую лавку и пряча руки в рукавах, сказал Ольбрум, – там стояла Вторая Башня.
– Совсем темно, – сказала Капля.
– А вот здесь, – грубо развернул ее Клембог, – все, что у меня осталось.
Серая лента дороги петляла среди холмов. Несколько домиков жались к подножию скалы. Темнел лес, за лесом виднелась песчаная проплешина.
– Эта Башня – последняя, – сказал гауф. – Дальше – три городка и семь деревень. И все, Океан Безумия.
– А что это такое – Океан Безумия? – спросила Капля, приставив ладошку ко лбу. – Его почему-то не видно.
– Океан Безумия, Шанг-Лифей, окружает наш мир. Плыть по нему можно только в пределах береговой видимости. Несчастные, теряющие берег из виду, обратно не возвращаются.
– Или возвращаются сумасшедшими, – добавил старый цольмер.
– А он холодный, этот Океан?
Клембог хмыкнул, вспоминая.
– Он темно-синий, с прожилками и белой-белой пеной.
Когда-то давно, когда ему было четырнадцать и Башни стояли все, отец взял его в наградную поездку.
Год до выпуска. Легкий ветер качает душистый шанкорис, и от меняющегося узора пятнистых листьев рябит в глазах. Шанг-Лифей бьется о камни так, что земля подрагивает под ногами. И недостроенная Башня кажется наоборот разрушенной.
– Смотри, – говорит отец, – здесь кончается Дилхейм.
В нескольких ахатах от острых сапожных носков – пустота.
Отец как нарочно подталкивает молодого щенка Кеюма к самому краю, наклоняет так, что в лицо тому хлещет мокрый, полный брызг ветер.
Океан внизу, в тридцати шагах, распахивается навстречу, истекает жадной слюной, ворчит – сюда, сюда, мальчик!
Скрытые водой и пеной камни хищно показываются на какой-то миг.
– Старайся, – говорит отец, – чтобы у тебя впереди не было Шанг-Лифея. Шанг-Лифей должен быть за спиной, далеко за спиной. Ты понял?
– Понял, – шепчет щенок Кеюм.
Лист шанкориса прилипает к его щеке…
– Вы спите? – слова Капли вернули Клембога к действительности.
– Нет, – мотнул головой он. – Нет. Задумался.
– Пойдемте вниз, холодно на ветру, – сказал Ольбрум и первым полез обратно в Башню.
– Еще чуть-чуть, – сказала Капля, перебегая от одного зубца к другому. – Здесь высоко. Как же вы выберетесь, если снизу подступит нифель?
– Рядом скала, – показал Клембог. – Поставят мостки, и по ним все уцелевшие перейдут на скалу. Правда, смысла в этом уже не будет.
– А-а-а.
Капля подобралась к плоскому участку, в двух шагах от которого темнел скальный выступ. Он находился чуть ниже, чем башенная площадка. Край был помечен белой краской. За выступом уходила вниз гребенка кривых ступеней.
– А почему так? – спросила Капля, повисая ногой над пропастью. – Разве не разумнее делать выход внизу?
– Не надо, – сдернул ее с края Клембог и скривился от боли. – Внизу аззат всегда слабее. Поэтому и отступать можно только вверх.
– А что такое аззат?
Гауф повернулся и долго смотрел в темно-светло-синие глаза. Неужели ничего не понимает? Капля ждала, чуть приоткрыв рот.
– Давай спустимся.
Клембог принял ее руку. С четвертой ступеньки Капля сама спрыгнула вниз.
– Здорово!
Она схватилась за крякнувшего от неожиданности Ольбрума. Гауф, перебарывая ветер, захлопнул створку и вбил обратно в проушину вертлявую щеколду. Дневной свет растаял, и глаза какое-то время привыкали к полутьме и неверному свету факела у выводящей в коридор арки.
По пути обратно в комнату Капля извертелась, исфыркалась, накинула на цольмера капюшон, обстучала ладонью стены и несколько раз показала Клембогу язык.
Боги, он не думал, что будет так.
Как с ней договоришься? Забудет, рассмеется, распахнет глазища свои бессмысленные. Слабоумное существо.
– Стой, – захлопнув дверь, гауф поставил Каплю перед кроватью.
Капля кивнула.
– Стою. А мне должно быть холодно, да? Я появилась в этом платье? Оно уже вон, запачкалось. Я на самом деле бессмертная?
Ольбрум, качнув головой, прошаркал к окну.
– Помолчи, – Клембог взялся за кяфизы. Пять, шесть… нет седьмого. Как теперь без него? – Закрой глаза.
– Зачем?
– Мне не объяснить так про аззат. Его надо почувствовать.
– Да? – Капля подобралась и зачем-то расставила руки в стороны. – Я готова.
– Глаза, – повторил гауф.
– Ага. Все.
Капля зажмурилась.
– Вдохни, – сказал Клембог. – Вдохни и почувствуй комнату, камень, из которого сложены стены, тепло деревянных лавок, колкость соломенного топчана. Холод, смех, голоса, скрипы. Руки людей, поднявших эту Башню. Прошлое их и будущее. Почувствуй, как сверху вниз стекает обнимающий свет.
– Ну, наговорили… – Капля приоткрыла один глаз. – Не обманываете?
– Нет.
– Ну, смотрите.
Девушка надула щеки.
Ольбрум бесшумно прошел к резному креслу в изголовье кровати. Клембог нахмурился, заметив, как заострился у цольмера нос, а морщины, иссекая, углубились в кожу щек. Последние полгода тяжело дались старику.
– Видишь?
Капля пожала плечами.
– Ничего она не видит, – ворчливо произнес Ольбрум. – Не нашего мира, где уж ей.
– Вы всегда такой вредный? – спросила его Капля. – Я почти вот-вот увидела. Если бы вы сейчас меня не сбили…
Старик махнул рукой.
– Покажи ей, – обернулся к нему Клембог.
Капля шумно выдохнула.
– Да, я уже устала не дышать. Покажите.
– Что ж, – сказал Ольбрум и сложил знаком пальцы. – Это чуть подсветит аззат.
Тонкие желтые лучи прорезались сквозь каменный, перекрытый балками потолок и ушли в пол. Их было много. Целый лес золотых лезвий.
– Ой, и вы в них! – воскликнула Капля.
– Это и есть аззат, – сказал Клембог. – Сила места.
– Не сила, – поправил Ольбрум. – Скорее, чистота. Чем ярче аззат, тем сложнее нифели его одолеть. И тем безопасней в таком месте людям.
– А это везде? – спросила Капля.
Она ловила свет ладошками, но он протекал сквозь, рассыпая мягкие искры.
– Было везде, – со вздохом произнес старый цольмер. – Где люди были добрые, там аззат рос, где оказывались похуже, там тускнел. Намоленные места тоже светили ярко, дарили тепло телам и душам. По одной из легенд нифель появилась там, где люди совсем извели аззат.
– Это как? – отвлеклась от света Капля.
– Убивали, насиловали. Умножали скорби земные.
Вспомнив предков, Клембог стиснул кулаки и мысленно каждому пожелал нифели. И Сарадилу, и Тойвенсу, всем.
– Вот поэтому ты нам и нужна, – подошел он к Капле. – Ты можешь спасти наши земли.
– Я? – удивилась девушка.
– Ты, – гауф усадил ее на кровать. – Когда Капля падает в Колодец, тот край, знак которого она уносит с собой, очищается от нечисти.
– А какой знак?
– Этот, – Клембог снял одну из цепочек с кяфизом с шеи. – Как последняя воля, понимаешь?
Капля медленно кивнула.
Кяфиз опустился ей в ладони – небольшой железный кругляш с отверстиями.
– Как у вас все странно, – Капля склонилась над кяфизом. – И что, его нужно просто надеть?
– Да.
Капля посмотрела на цольмера.
– А у вас все с ними ходят?
– Все, – Ольбрум отвел бороду в сторону, показывая свои кяфизы.
– Ух ты! – обрадовалась Капля и принялась считать: – Один, два… четыре… шесть! Это имеет какое-то значение?
– Имеет, – кивнул Ольбрум.
– Как у всякого места есть аззат, – сказал Клембог, – у людей есть кяфизы. Первый кяфиз человек получает по рождению. Кто победней – бронзовый или медный, кто побогаче, – железный. Его надевают отец с матерью. Или повитуха. Или владетель земель. Считается, что с этих пор ребенок защищен от мелкой нечисти. Второй кяфиз вешают в двенадцать лет.
– А третий? – спросила Капля.
– Иногда люди до самой смерти ходят с двумя, – гауф посмотрел в глаза Погибели. – Но некоторых боги наделяют и большим числом кяфизов.
– Как вас?
– Как меня, – согласился Клембог.
– Кяфизы есть душа человека и души его предков, – сказал Ольбрум. – Чем больше кяфизов, тем сильней человек, тем лучше он может противостоять нифели и ее порождениям.
– А кто определяет, сколько кому кяфизов причитается? – прищурилась Капля.
– В основном, цольмеры. Но вешать на себя лишний кяфиз вряд ли кто станет. Наполненные душой кяфизы звенят, а пустые – быстро трескаются.
– А человек может жить без кяфизов?
– Без кяфизов его убьет даже прозрачник, – сказал Клембог. – Вообще любая, даже самая мелкая нечисть.
– Погоди, – остановил его жестом Ольбрум. – Кяфиз, девочка, на самом деле только железка. Без души человек жить не может. Без внутренней силы. Кяфизы – это только средство концентрации ее.
– А случай с Баррац-Леем? – спросил Клембог.
Старик покосился на Каплю.
– Не будем еще этим девочку нагружать.
– Да уж, – сказала Капля, приложив пальцы к вискам, – у меня просто голова кругом. Аззат, кяфизы. Ни… нифель. И я еще почему-то должна упасть в Колодец. Скажите, – темно-светло-синие глаза с надеждой посмотрели на гауфа, – это же розыгрыш, да?
Хлопнул растроенно ладонями по резным подлокотникам Ольбрум.
– О, боги! Кого вы послали нам?
Клембог, который мысленно воскликнул то же самое, поднимаясь, сказал Капле:
– Когда Колодец позовет тебя, сама поймешь, розыгрыш или нет.
За ним встал и Ольбрум.
– А когда он позовет? – спросила Капля.
– Это тебе знать. Скоро.
– И что тогда?
– Тогда тебя не удержим ни мы, ни стены Башни. Поэтому было бы хорошо, если бы ты надела кяфиз.
– Вот так? – Капля опустила цепочку через голову. Железный кругляш удобно устроился на белой ткани платья.
– Да, спасибо.
Произнести незнакомое слово получилось легко.
– Теперь отдохни, – Ольбрум остановился у двери. – Тебе и нам предстоит долгий путь.
Капля вскинула глаза:
– Вы будете сопровождать меня?
– Да.
– Но я же бессмертная. Я не нуждаюсь в охране.
– Скорее, – сказал Клембог, – мы будем охранять кяфиз.
– Зачем?
– Всегда найдутся те, кто захочет повесить вместо этого кяфиза свой. Повесить силой. И первые – Шуанди и Циваццер. Кронгауф Су Янфан и энтиль Монтребан Коффа.
– Опять непонятные имена! – Капля плюхнулась на кровать. – Все, я устала. Здесь вообще кормят?
– Кормят, – кивнул Клембог. – Я распоряжусь.
Он покинул комнату вслед за Ольбрумом. При их появлении из дверей Хефнунг встал с чурбачка, который приспособил вместо стула.
– Ну, что?
– Идем, – сказал Клембог.
– Куда?
– В пекло, к предкам и богам.
– Усы обгорят, – грустно заметил Титус.
– Отрастут новые. Предупреди своих, подумай, кого оставишь вместо себя. Думаю, с месяц нифель не сунется. Собираемся в оружейном зале.
– А Капля? – поспешил за гауфом Хефнунг.
– Вот с ней и пойдем.
Они вышли в зал. Ольбрум с неслышным стоном опустился на лавку. Хефнунг пропал в арке, ведущей на нижние уровни. Детей увели в дальние комнаты, и Худой Скаун скучал, подпирая угол рядом с окном. За столами прибавилось народу. Панцири, наручи. Лица усталые, но глаза блестят надеждой. Шепотки о Капле перепархивали как мотыльки. «Слышал?» – «Слышал» – «Это же – ух!».
Клембог перехватил девушку, несущую кувшин с ягодной водой.
– Селия?
– Да, эрье гауф.
Девушка поклонилась, звякнули кяфизы.
– Отнеси в дальнюю комнату поесть Капле.
– А что ей можно, эрье гауф?
Нос и щеки у девушки были в веснушках, а глаза – кошачьи, зеленые с желтыми пятнышками. Не темно-светло-синие.
– Не знаю. Что все едят, то и ей возьми. Овощей побольше. И воды.
– Да, эрье гауф.
– Беги, – отпустил ее Клембог. – Погоди.
– Да?
Селия обернулась.
В ее повороте головы, в чуть приоткрытом рте, в невинной игре пальцев, накручивающих рыжеватый локон вдруг проскользнуло что-то настолько знакомое, давно и прочно, казалось бы, забытое, что Клембога шатнуло.
Боги, зачем снова?
– Ты посиди с ней, Селия, – сквозь стиснутое горло выдавил гауф. – Побудь там.
– Хорошо, эрье га…
Он не видел уже, побежала она или нет. Не важно. Чуть ли не вслепую пересек зал, нашел свою келью, прикрыл дверь, вбил засов. Узкая щель окна была занавешена. И хорошо, что плотно, хорошо, что темно. Пусть темно, пусть. Никого нет. И меня нет.
Клембог уперся лбом во влажный камень стены.
Сколько не вспоминалось уже? Месяц? Два? Думал, похоронил, ан не вышло. Твоя сестра Беата, Жаркий тиль Арнготен, сказала мне «Да». Помнишь?
Боги и предки поставили против нифели мое счастье.
Лошади, спасаясь, несли по холмам во весь опор, телегу трясло, я приподнимал голову, и с каждого подъема мне открывалась Вторая Башня.
То есть, сначала открывалась, а потом…
Я хотел быть с тобой, Арнготен, с тобой и Беатой. Но Ольбрум не дал мне. Спеленал, как малое дитя. Сказал: «Поздно». Поздно!
Телегу трясло. Бойницы Башни плевались фиолетовым огнем. Нифель текла в низину, затуманивая, застилая склоны.
– Кеюм.
Клембог сжал кулаки.
– Уйди, старик.
– Не время для слабости, гауф, – сказал из-за двери цольмер. – Люди ждут в оружейном зале.
Клембог со свистом втянул воздух.
– Хорошо.
Но кулак стукнул в камень, кровя костяшки.
Выйдя, он ни разу не поглядел на Ольбрума. Тот так и шелестел накидкой сзади, не решаясь заговорить. Может, угадал причину Клембоговой злости, а, может, просто не имел слов ни успокоить, ни ободрить.
В оружейном зале за сдвинутыми верстаками сидело человек тридцать. Женщины, дети стояли в тени у стен, у точильных кругов, у вымпелов и штандартов. За их спинами тускло отблескивали панцири, поножи и шлемы, ловил свет металл мечей.
Шипели факелы в держателях у колонн. Капала желтым воском неровная линия свечей.
Клембог звонким шагом обошел верстаки, становясь во главе сложенного из них стола. Ольбрум сел на пустой стул слева.
Был шепот – затих.
Гауф взглядом нашел Хефнунга, Худого Скауна, чуть склонил голову.
– Вы все уже знаете, – сказал он, – что в наш мир вновь пришла Капля. На этот раз – в наш съедаемый нифелью край. Сегодня, завтра или послезавтра ее потянет к Колодцу. Что ж… Это наш шанс. Мой кяфиз украшает ее шею. И я хочу до самого Колодца пройти с ней малым отрядом в восемь-десять человек.
В тени коротко ахнули.
– Эрье гауф, – поднялся высокий, плечистый воин, – но Циваццер и Шуанди…
Клембог кивнул, и воин опустился на место. Звали его, кажется, Ваглон. Лет пять назад он был простым земледельцем из Малой Чалы, городка у Третьей Башни. Они даже как-то виделись на столичном рынке. Сторговали на пробу три меры овса для лошадей.
Эх, отличный был овес.
– Да, они будут ее ждать, – сказал Клембог, всматриваясь в лица сидящих. – Но они не смогут ждать ее прямо у Колодца. Это верная смерть. Им придется караулить в десяти, а то и двадцати кальмах от него. А, значит, у нас будет возможность просочиться. Там леса и болота, много развалин. С Каплей мы пройдем.
Хефнунг недоверчиво фыркнул в рыжие усы.
– А если она в нифель?
– И мы в нифель, – твердо сказал Клембог. – Ей нифель не страшна, а, значит, и тем, кто будет рядом. Я потому и хочу взять десятерых максимум.
– Самоубийство, – вздохнул кто-то.
– А разве цольмеры Циваццера и Шуанди не учуют Каплю на подходе? – прилетел вопрос с дальнего края.
Говор поднялся волной, но утих, едва заговорил Ольбрум:
– Возможно. Но я постараюсь, чтобы это произошло как можно позже.
– То есть, здесь не останется цольмера?
Клембог нашел взглядом говорившего. Седой бобрик волос, хищный нос, панцирь со змеей, свернувшейся в спираль, четыре кяфиза. Олифер Ас-Клакет. Один из сектилей Шадиса. Воин, потерявший двух сыновей и до последнего державший открытую галерею Кан-Гинора, крепости на перевале.
– Олифер, – сказал гауф, – эта Башня – последняя. И нифель сожрет ее тоже, с цольмером или без. И мне… и нам останется только Шанг-Лифей.
– Но ты возьмешь лучших! – выкрикнул Ас-Клакет. – Ты возьмешь лучших, а кто защитит людей здесь?
– Ты, – сказал Клембог. – У тебя будет время, пока нифель подступит к подножью. Я поручаю это тебе, сектиль Олифер Ас-Клакет.
– Но… – Ас-Клакет задохнулся, глаза его потемнели. Затем он выпрямился. – Кто уйдет с тобой?