Полная версия
Кельтский Мел
Роман. Имеет смысл познакомиться и подстраховать Дашку в реале. Так будет надежней. Что скажете?
Мастера взяли время на обдумывание. По правилам IQuest, Мастера лично не участвуют в этапах игры. Но Роман Мастером не был, он был инженером. Запрета для инженеров не было. Контакт Дашки и Романа выглядел логичным и полезным.
027. Дакоты будут страховать Дашку
Питерская дакотская община близко к сердцу приняла историю, случившуюся на набережной. Иначе и быть не могло. Все, что касается воронок и тех, кто их видит, касается дакотов. После рассказа Рона и Мастеров IQuest обо всем произошедшем, дакоты решили, что будут приглядывать за Дашкой, о чем предупредили Мастеров. Предупреждать Дашку смысла они не видели.
Старый дакотский канон гласит “Спаси – спасут”, что в более многословном и понятном для обычных людей варианте звучит как “спасешь ты – спасут тебя”. Порядок действий тут не важен, “спасут тебя – спасай и ты” тоже работает с дакотами.
Если дакоты решили кого-то беречь как своего, то отговорить их сложно, а Дашке дакоты были благодарны, им не требовалось ее согласие. С дакотской точки зрения, Дашка, выполнявшая миссию, связанную с воронкой, имела все основания не отвлекаться от главной задачи. Но она не бросила Рона умирать.
Кроме того, Дашкина варежка, унесенная воронкой, заинтересовала дакотов и повысила Дашкин статус в их глазах. Дакоты внимательно относились к объектам, связанным с воронками. Короче, даже если бы Дашка знала о дакотской защите, то ничего поделать не смогла бы. А Мастера эту защиту считали полезной.
История с варежкой казалось любопытной и Мастерам IQuest. Они предполагали, что даже, если этот маленький эпизод случаен, он может иметь продолжение. Цикл этой воронки теперь был связан с Дашкой. Она встретила воронку, приняла артефакт и отправила свой личный предмет (а может, новый артефакт) в закрывающийся портал. То, что воронка сама затянула варежку, подогревало убежденность Мастеров и дакотов в наличии смысла в случившемся.
028. Влад и Виктор планируют атаку на IQuest
Виктор не откладывал дела на последний момент. Он не стал ждать понедельника и сведений о состоянии сбитого тракториста-коммунальщика. Надо было изучить игровой портал IQuest. Виктор нашел контакты Влада из ASProtection и договорился о встрече. Эти двое уже были знакомы. Правила игры были известны Владу, он поставлял в департамент свой программный продукт, неплохо на этом зарабатывал и демонстрировал готовность сотрудничать по другим направлениям.
Виктор изложил суть вопроса – прощупать игровой сайт IQuest и командные чаты игроков. Влад задумался. Ему было понятно, что нормальный игровой портал надежно защищен от атак. Но, может быть, чаты более уязвимы. Поговорив поподробнее с Виктором, Влад сформулировал то, что понял.
Следовало организовать атаку на игровой сайт имеющимися в ASProtection силами. В механизм атаки Виктор вникать не собирался.
Следовало организовать атаку на чаты игроков. Просчитать необходимые действия и ресурсы, если подобная атака понадобится в будущем.
Надо было собрать данные об игроках продвинутых команд, настройках портала, байки, истории, личные данные, архивы, искать все по тегам “воронка”, Санкт-Петербург, набережная.
Все следовало выполнить секретно. На этом Влад и Виктор расстались.
029. Глубинная сеть
Сотни людей знают все о глубинной сети DNet. Еще несколько сотен имеют о ней фрагментарное представление. Допуск к сети можно получить у команды создателей DNet. “DNet” и есть название глубинной сети. Некоторые расшифровывают DNet как DeepNet, а другим больше нравится DataNet, потому что эта сеть работает с параметрическими вероятностями.
Случайных людей с допуском к глубинной сети DNet не бывает, хотя есть несколько историй о людях, самостоятельно обнаруживших глубинную сеть или предположивших ее существование.
Так был человек, который нашел глубинную сеть в сети Интернет, понял, что нашел нечто потрясающее и чуть не сошел с ума, пытаясь выяснить, в чем суть. Его, к счастью, вовремя обнаружила служба безопасности DNet по серии повторяющихся запросов, идущих с одного IP адреса. Служба безопасности поняла, что имеет дело с неопасным одиночкой и переключила его внимание на что-то другое. Брешь, которую он нашел, ликвидировали. Кажется, он был “премирован” внезапным выигрышем авиабилета бизнес-класса в европейскую столицу и проживанием в солидном отеле. Но, возможно, это сказки, которые шутники и выдумщики охотно распространяют о глубинной сети.
Еще один одиночка предположил существование глубинной сети, попытался найти ее, смоделировав служебные запросы самой глубинной сети. Он действовал открыто и рассказывал о своих поисках всем, кому не лень было об этом читать. Читать было лень почти всем. Умник не нашел понимания, был высмеян язвительными сетевыми обитателями, запутался, свернул в эзотерическую чушь и в итоге не преуспел в изысканиях. Он забросил поиски, изрядно взбодрив команду глубинной сети, которая понимала, что путь он выбрал тупиковый, но не упускала его из виду не столько из-за вопросов безопасности, сколько из любопытства и человеческого сочувствия.
Еще один человек, занимавшийся параметрической вероятностью в одном университете и философией на досуге, опубликовал статью на специализированном сайте о моделировании ситуации по параметрам векторной вероятности. Статья прошла незамеченной. А этот математик и философ больше не пишет статей и не публикует их на ботанических ресурсах. Он уже много лет работает в команде DNet-глубинной сети, и ему там нравится.
Команда DNet анонимна и никому даже в IQuest неизвестна. Если кому-то известна, то никому об этом неизвестно. В IQuest не обсуждают расположение штаба, дата-центров и другие данные, которые могли бы вывести к DNet. По прикидкам Романа, в команде глубинной сети должны быть сотни разработчиков и админов, только чтобы поддерживать текущий уровень. А еще кто-то должен заниматься философией проекта, развитием и безопасностью.
Сам Роман узнал о глубинной сети, когда ему поручили выстроить канал обмена данными между ней и базой событий IQuest. С тех пор он работал с глубинной сетью, начиная понимать, как функционирует эта махина, масштабы задач и амбиций ее создателей.
Прозвище “глубинная сеть” дал кто-то из первых разработчиков DNet. Оно прижилось, одновременно расшифровывая доступный смысл и скрывая параметрический концепт сети, и, конечно, завораживая впечатлительных неофитов, получивших допуск к системе.
DNet можно использовать как обычный поиск. Если правильно составить запрос, то глубинная сеть DNet решит дифференциальное уравнение и найдет китайскую прачечную с хорошими отзывами в 19 веке на улице, идущей с северо-востока на запад. Но создана сеть не для этого.
Главной целью глубинной сети является решение сложных задач с выдачей матриц вероятности. Разумеется, запрос для такого поиска требует не только ввода ключевых слов. Должны быть указаны профили объектов, подтянуты релевантные базы, включая базы событий такие, как база Эйден, и задействованы специальные массивы данных.
Поэтому, когда Дашкина команда собиралась исследовать растаявший артефакт, Мастера составляли запрос в глубинную сеть и базу Эйден. База Эйден была незаменима в случаях, когда на арене событий появлялись воронки.
030. Слезы принца Руперта
Когда в воскресенье Дашка проснулась, ее ждало сообщение от Мастеров.
Сообщение от Мастеров IQUEST
Дашка, привет. Поздравляем с отличной игрой. Мы установили для тебя дополнительный уровень поддержки. Ищи черный стикер. Обнови приложение IQuest. Мы на связи.
Это было интересно, но не так срочно.
Сейчас был важен ледовый артефакт. Лед полностью растаял, и что-то блестело на дне миски. Дашка зашла в чат, поприветствовала команду, сказала, что лед растаял, и через час она будет изучать его содержимое.
Все захотели наблюдать за этим в реальном времени. Сразу навалилось много дел. Надо было разыскать штатив для смартфона, наладить свет, не слишком криво организовать стрим, выпить кофе, съесть что-нибудь и обновить IQuest.
Смартфон установлен на штативе напротив ноутбука. Девайсы работают, в фокусе камер – миска с растаявшим льдом. Команда ITeam и Мастера в чате.
Чат IQuest
Dashkin. Я готова, все уже здесь?
Master. Мы готовы.
RiderX. Дашка, давай уже, вытащи то, что блестит.
RiderY. Стоп, стоп. Ни в коем случае, Дашка, надень медицинскую перчатку или возьми пинцет. Вдруг вода ядовитая?
Все уже привыкли, что братья Райдеры выступают дуэтом, веселя публику и дополняя друг друга.
Dashkin. Да все норм с водой, я тут плеснула на себя случайно, ничего не случилось. Это обычная вода. Я ее сейчас перелью в другую посудину. Смотрите, что на дне останется.
На дне осталось мелкая лужица талой воды и три прозрачных стеклянных капли в форме головастика. Дашка взяла одну, положила на открытую ладонь, поднесла к камере смартфона.
Dashkin. Хорошо видите? Покажу со всех сторон. Это стеклянная капля с длинным хвостиком. Здесь три экземпляра. Не идентичные, но похожие. У вас есть идеи?
30 секунд молчания.
RiderY. Секунду, я знаю, сейчас вспомню. Да!!! Капли принца Руперта! Голландское стекло. Да хранит Бог Wikipedia! Дашка, береги хвост головастика, он хрупкий.
По материалам википедии и других источников
Когда жидкое раскаленное стекло капает в холодную воду, стеклянная капля начинает быстро затвердевать, и затвердевание идет снаружи вовнутрь. Огромные напряжения, возникающие при замерзании стекла в таком направлении и при такой разнице температур, делают свойства стеклянной капли уникальными. Форма застывшей стеклянной капли всегда похожа на головастика с длинным хвостом. Прочность головки головастика чрезвычайно высока. Молотком или прессом стеклянную головку голландского стекла не разбить и не раздавить. Но даже легкое воздействие на тонкую часть капли, хвост головастика, вызывает стремительное взрывоподобное разрушение. Капля превращается в порошок, потому что, растрескиваясь, стекло высвобождает напряжение, возникшее при затвердевании.
У этого давно известного феномена есть много названий – капли или слезы принца Руперта, батавские слезки, голландское стекло.
Чат IQuest
Master. Замечательный артефакт. Начинаем готовить следующий этап. Он будет связан с голландским стеклом. Следующая воронка ожидается в июне в Париже. Было бы логично, если Дашка будет участвовать в этом этапе, нужны и другие участники. Дашка, эти батавские слезки лучше сберечь. Хвостики, действительно, хрупкие. Но, если что-то случится, мы изготовим аналоги. Если они разобьются, береги глаза, и собери остатки, чтобы мы убедились, что это просто стекло. Воду сдай на анализ. Пришлем координаты лаборатории.
Dashkin. Поняла про воду и головастиков. В Париж приеду. Если кто-то из команды сможет, будет здорово.
Master. Помни про поддержку. Информации от нее можно полностью доверять.
031. Уход ведьм
По восточному склону Эссенского холма, удаляясь от хижины ведьм, спускался мужчина с посохом. Это был филид, сын Гвейна. Ула не приняла его приглашение, и он возвращался к себе.
По тропинке на склоне к хижине бежала Дара. Роса холодила ее ноги. Бег и утреннее солнце согревали ее. В голове Дары вертелась мысль о том, что она бежит по этой тропинке последний раз.
С юга к холму и хижине приближались усталые вооруженные люди, которым нужен был постой с крышей над головой. Они ограбили несколько поселений и знали, что не смогут оставаться на одном месте. Рано или поздно местные соберутся с силами, чтобы дать отпор. Сейчас разбойникам был необходим отдых. Хижина казалась подходящим местом. Хороший обзор и вряд ли кто-то окажет сопротивление.
Дара влетела в хижину с вопросом:
– Я не опоздала?
– Ты вовремя, – сказала Эйден, – травы бери с собой, крапиву сложи в карманы.
Дара набила карманы квелой крапивой. Карманы распирало, а руки горели от жгучей травы.
– Ты видела кого-нибудь? – спросила Ула.
– Да, они дойдут сюда довольно скоро, – ответила Дара.
– Значит, нам пора. Уходим прямо сейчас.
Ула подошла к очагу, кинула в огонь охапку сухого вереска, который немедленно загорелся с сухим треском и разлетающимися искрами. Все посмотрели на огонь.
Огонь отбытия особый. После взрывной россыпи искр от вспыхивающего вереска всякий наблюдатель заметит, как замедленно тянутся и изгибисто колышутся его языки. Пламя на кончике языка выцветает до ослепительно белого цвета. Если бросить в огонь вереск Эссенского леса, то кайма огненных языков станет синей.
Ула посмотрела на девочек – вот они, ее самые дорогие люди в этой жизни. Малышка Дара, которая бежит сквозь время, и непостижимая Эйден, путь которой столь загадочен, что у старой Улы начинались тяжелые видения, когда она пыталась вглядеться в него.
Огонь отбытия унесет их быстро и безопасно, но возьмет немалую плату.
Их память потеряет суть прожитого здесь. Каждый, с кем это случается, первые годы или десятилетия новой жизни будет вспоминать, улавливать во снах и в необъяснимых озарениях себя и свою историю. Он или она будет знать, что с ним что-то не так, что у него есть что-то иное, идущее из глубин, и это не болезнь, не редкий вид нарциссизма и не сбой памяти.
Без малейшего милосердия огонь отбытия разомкнет связь между ними тремя. Даже если он закинет их в пересекающиеся времена, Ула, Дара и Эйден могут не встретиться или, столкнувшись, пройти не узнав друг друга. Однако Ула надеялась перехитрить проклятье забвения. И ей казалось, что мироздание приняло ее грядущую жертву.
– Держитесь за руки и за меня, – Ула взглянула на Эйден.
Эйден кивнула, она чувствовала редкие моменты, когда старшей ведьме нужна была поддержка.
Ула достала можжевеловый ящичек, повозилась с замком не больше секунды, откинула крышку. Кельтский мел вздрогнул от сквозняка, подняв невесомое облако. Ула зачерпнула его и кинула в огонь.
032. Филид видит уход ведьм
Филид оглянулся на хижину Улы и вздрогнул. Сердце его сжалось. По тропе к хижине шли воины с пиками. Он видел больше десятка, может больше дюжины. Беда.
Филид, сын Гвейна задвинул страх куда подальше и тихонько свистнул. Из рощи под холмом к нему выскочил белый самоед, бесшумно раздвинув в прыжке ветки кустов.
Этот спутник и самый близкий друг филида ждал окончания его визита к ведьмам в тени деревьев. Он не был большим поклонником друидских пристанищ. Там творятся непонятные вещи и запахи могут свести с ума приличную собаку. Но теперь филид и собака поспешили вверх по склону к домику ведьм.
Воины или разбойники, рассыпавшись вокруг хижины, окружали ее. Один из них подобрался к двери, приготовил пику и сдернул дерюгу с дверного проема. Дерюга не оказала сопротивления. Филид постарался ускориться.
В следующие несколько мгновений произошло сразу много событий, которые позже по-разному толковали в Ирландии и за ее пределами. Постепенно неправдоподобность рассказов и естественная убыль очевидцев сыграли свою роль, и события канули в небытие. Что осталось? Слабые отголоски, полустертая история в древних легендах. Частичный профиль событий, описание артефактов и параметров ситуации можно найти в базе историй IQuest, которая, по случайному совпадению, называется базой Эйден. Итак.
Одновременно со сдернутой с дверного проема дерюгой, из трубы вырвался тяжелый столб дыма, а за ним последовал столб пламени. “Воспоследовал огненный вихрь”, – так описывал филид в своих виршах цепочку увиденных им событий.
Разбойники отшатнулись и больше не помышляли о вторжении. Крыша домика вспыхнула и слетела, как зонтик от сильного ветра. Стены хижины качнулись и развалились по сторонам, разгоняя и давя горящими бревнами лихих безумцев, приблизившихся к жилищу ведьм. В дыму и искрах был виден контур трех женских фигур, державшихся за руки. Они был в огне и вне его. Огонь горел, они нет. Но их силуэты, не теряя формы, таяли на глазах.
Первый воин по инерции атаки и от страха перед увиденным замахнулся копьем. Но на его руке повис самоед – самая мирная из собак. Пока разбойник пытался стряхнуть его с себя, фигуры ведьм окончательно исчезли, после этого рассыпалось еще несколько снопов искр, пахнуло запахом горячего можжевельника и вереска. Огонь стал мирно дожирать остатки жилища старой Улы.
Филид легонько свистнул, развернулся и пошел своей дорогой. Самоед догнал его и затрусил рядом. Что случилось с разбойниками, никто не знает. Это видел лишь белый самоед, который вертелся и оглядывался, пока они с филидом спускались с холма.
033. Понедельник. Дашка находит черный стикер
Если работа не стала смыслом твоей жизни, то понедельник – день уныния и труда. И деваться некуда. Тебе надо содержать себя, семью, кота, машину. Нет работы – нет уверенности, что справишься. Кто-то внутри, ласковый и вкрадчивый, но вооруженный пилой и книгой всех предостережений, объясняет, что другие, может, и могут болтаться туда-сюда, но ты не такой. Ты надежный и предсказуемый. На таких, как ты, земля держится. Терпение и труд все перетрут. Иди работай.
Но каждый понедельник вызывает у тебя неубиваемую тоску.
Дашку в этот момент жизни понедельники сильно не угнетали. Текущая работа еще не исчерпала смысл и не успела истощить Дашкино жизнелюбие. В нормальной компании с более или менее интересным проектом можно поработать год или два, особенно, если команда вменяемая и тебя не достают корпоративным сектантством.
После бурных выходных понедельник был уравновешенным и тихим. Черный кофе и обычный завтрак. Черная футболка номер три, джинсы номер два, черный свитер, куртка, капюшон, кроссовки. В ушах наушники. В наушниках музыка.
По пути все привычно – дворник за работой, ранние разносчики еды с коробами ядовитых расцветок, проснувшиеся весенние птицы.
На заборе кто-то написал грустную правду про жизнь. Эту правду ближе к выходным дополнят жгучим комментарием, а потом все закрасит серым квадратом кто-то, вышедший с ведерком краски из ворот заледенелой стройки. Жизнь от этого не поменяется. Но через день рядом с серым квадратом появится другая или такая же скорбная истина, и все повторится в локальной битве правды и серой краски. Если, конечно, никто из действующих лиц не подхватит простуду и не приболеет ненадолго.
На работе первым делом кофе, разгребание почты, пара дежурных митингов, дальше обычная рутина. Опуская крышку ноутбука в конце рабочего дня, Дашка краем глаза поймала нечто выбивающееся из офисного рисунка. На пальме висел черный стикер. Тут Дашка поняла, что забыла про разговор с Мастерами, и уж точно не ожидала получить загадочный черный стикер в офисе. В голове всплыл одноногий пират Джо и его свирепые коллеги с их черной меткой. Смешно.
Дашка дотянулась до пальмы и сняла стикер с листа. На черном листочке было написано: “Привет, хорошо, что заметила. Давай выпьем чай-кофе, поговорим про IQ. Роман, западное крыло, админский сектор”.
Не было сомнения, что это было то, о чем говорили Мастера, – черный стикер редко встречается. Это IQ сразу понятно ей, а случайный читатель увидел бы просто шутку. Дашка подняла крышку ноутбука, нашла профиль Романа на корпоративном портале, взглянула на фотографию, чтоб не ошибиться на месте. На всякий случай, кинула ему в личку: “OK”. Но хорошо понимая, что ни один админ не торопится читать личку, отправилась в западное крыло.
Роман заметил ее сразу и поднялся навстречу.
– Привет, я Роман, – сказал он.
– Привет, Роман, я Дашка. Ты уже можешь освободиться?
– Да, пойдем, – Роман махнул рукой паре индифферентных коллег, обмякающих в креслах, и они пошли к выходу, – Ты, между прочим, должна меня аутентифицировать через приложение.
– Непременно, если у тебя найдется подходящий биологический паттерн, – откликнулась Дашка, – Куда идем, есть идеи?
034. Роман и Дашка разговаривают
Оказывается, поговорить в реале об общих виртуальных интересах здорово. Хотя в сети есть полтора десятка людей, с которыми ты это можешь обсуждать хоть круглосуточно, в реале с кружкой кофе и расслабленным собеседником, который, к тому же, знает дело изнутри, это увлекательнее.
Роман и Дашка завернули в кофейню, сели на диванчики, прошли аутентификацию Романа по отпечатку пальца и, для полноты ощущений, по сетчатке глаза в приложении IQuest. Потрепались о работе, рассказали о себе. Было ясно, что проблем с пониманием нет. Спокойная Дашка и немногословный Роман понимали друг друга с полуслова. В конце концов в их жизни было немало пересечений – возраст, работа, город, IQuest.
Роман рассказал Дашке, как попал в IQuest, и чем там занимается. Дашка рассказала подробности своего эпичного забега. Хотя Роман сам его мониторил, но из первых уст это звучало по-иному. Картинка, переданная Мунином, на которой небольшая фигурка в красной куртке бежит мимо воронки к безжизненному Рону, наполнилась Дашкиными еще неостывшими переживаниями, которые позавчера проиллюстрировал скачущий график сердечного ритма в Дашкином беговом трекере.
Если Роман понял Дашкины волнения на набережной, то Дашка узнала о другой стороне игры. Роман показал ей запись того, что произошло около воронки. Интересно было видеть себя со стороны, да еще в такой непростой момент. Но сцена столкновения Рона и мотоцикла была тяжелой. Еще Дашка силилась вспомнить смарт терминал в виде ворона, но он выпал из ее поля зрения на набережной. Значит, она была невнимательна. Надо учесть в следующий раз.
То, что рассказал ей Роман об игре и о своей работе, позволило заглянуть вглубь IQuest. Дашка поняла, какая это глыба, какими нетривиальными задачами занимается. Игровой портал был лишь одним приоткрытым окном компании, ее тестовой площадкой и исследовательской лабораторией.
История с мотоциклистом больше всего волновала Романа и Мастеров. Дашка это понимала, хотя сама мотоциклиста на набережной не застала. Этот мотоциклист, кем бы он ни был, был единственным фактором угрозы. Именно из-за него, ее сейчас прикрывает Роман, и где-то как-то за ней, как выяснилось, приглядывают загадочные дакоты. Как же все стало интересно.
Мозг у Дашки, конечно, не взорвался, но потрясение было и вопросов было много. Дакоты поразили Дашку. Не каждый день узнаешь о новых сущностях рядом с тобой, да еще совершенно загадочных и активных. Тут Дашка сообразила, что за троллейбус подобрал ее на Кантемировском мосту.
035. Африка, Тонг, дар заблудившегося бога
Все явленные предначертания были против Тонга – от цвета утренних небес до криков глупой птицы секу, горланящей с самого восхода. Кроме свежих примет и печальных предзнаменований, обступивших поле предстоящей битвы, против Тонга были древние пророчества, все священные сказания и местные шаманы. Даже прогрессивная красильня за лавкой ткачей, уже месяц использовала для выделки ткани и праздничных ковриков только прославленные цвета того, кто в последней битве победит Тонга.
Любимые и любящие подданные Тонга в эти дни отводили глаза при его появлении. Они ждали его поражения, ждали не от злобы, трусости или предательства, нет. Они ждали его, как ждут неизбежного дождя из темной тучи. Для них это был решенный вопрос. Они хотели пережить битву и, если богам угодно, не погибнуть на стороне заведомого пораженца – царствующего Тонга.
Тонг это знал, но был спокоен. Спокойствие пришло к нему не так давно, на празднике в честь урожая.
Жители окрестных мест собрались тогда вокруг костров, которые жгли шаманы. Они пили отвары и курили травы, дарующие легкость и прозрение, подносили дары духам, представители и тотемы которых выстроились длинной вереницей, обратившись лицами к охваченным весельем жителям.
Никто без даров не приходит на праздник к богам и духам, разве что малые дети и бесконечно несчастные калеки. Царствующий Тонг пришел на праздник со множеством даров. Шесть служителей несли три корзины, учтиво отстав от Тонга на десять шагов, выжидая, когда он сделает царский выбор, указав, кому предназначены подношения.
Тонг приглядывался к искателям даров и поклонения, выбирая достойного внимания. Он прошелся вдоль ряда разношерстных фигур, взыскующих подношений, понаблюдал, как жители роняют свои подарки в корзины избранных, но не захотел ни к кому подойти, пока не дошел до конца вереницы одариваемых.
Последней была маленькая неподвижная фигура с молитвенно сложенными руками. Тонг сперва подумал, что это изваяние, украденное воинами из северной мастабы, но подойдя поближе, убедился, что это был кто-то живой и не северянин на вид. Это был не местный дух и не шаман. У него не было ни шапки черных волос, ни богатых губ и век, круглых глаз с яркими белками и жгучими зрачками.