Полная версия
Шестьдесят…
Шестьдесят… много это или мало?
Недавно мне на глаза попалась цитата: «В конце пути неважно, сколько дней было в вашей жизни. Важно, сколько жизни было в ваших днях». Я задумался над прожитой мной жизнью, обернулся назад в прошлое, на следы, оставленные мной в этой жизни, ведь не зря же говорят, что возраст оставляет следы…
На днях мне «стукнуло» 60… Много это или мало? Может, это всего лишь половина пройденного жизненного пути, а может, уже конец и пора подводить итоги…
60 лет это без пяти минут старость, которую многие так боятся и со страхом отгоняют от себя мысль, что когда-нибудь могут подойти к этой черте. Есть категория людей, которые пытаются обмануть время, читай природу.
Делают разные подтяжки на лице, на теле, как женщины, так и мужчины. Сидят на диете, прибегают ко всевозможным хитростям, чтобы выглядеть моложе, болезненно скрывают свой возраст. Но время не обманешь. Река жизни течёт размеренно, не торопясь, и её не повернуть вспять, не изменить её русла, она будет течь так, как ей предписано свыше, и человек должен соответствовать тому возрасту, который есть у него. Как невозможно вернуться в одну и ту же реку, так невозможно вернуться в молодость это всё остаётся за спиной, позади…
Пенсия… слово какое-то жуткое… Многие воспринимают это слово чуть ли не как смерть, не понимая, что это лишь начало жизненного пути, но уже на другом, позднем этапе жизни. Надо ли готовиться к пенсии? Однозначно да. Но есть разные варианты подготовки. Кто-то готовит себе чётки, чтобы сидеть в парке с другими пенсионерами и с ностальгией вспоминать прошлую жизнь, кто-то заранее присматривает детские парки, карусели и качели, чтобы выводить внуков на прогулку, а кто-то заранее ищет место «лёгкой» работы, типа охранника, сторожа…
Сам я вышел на пенсию (военную) в 40 лет и понял, что мне некуда себя девать… Жуткое состояние, когда просыпаешься утром и не знаешь, куда идти, что делать, чем заняться… Вот теперь понимаю, что не был готов к этому, надо было перед тем, как выйти на пенсию, подготовиться, знать, что ожидает впереди, чтобы суметь интегрироваться в «новое» общество…
Существует мнение, что пенсионный возраст это угасание творческой жизни. Но так ли это? Нет, нет и ещё раз нет! Для тех, кто активен, как раз открывается широкое поле деятельности. Масса свободного времени, сам себе хозяин и не надо, как многие это делают, опускать себе планку, ибо опустишь планку опустятся руки, и место такому человеку в парке со стариками играть в нарды, шашки, вести разговор о болезнях и лекарствах.
Для себя планку я поднял выше, чем 20 лет назад, и каждый год эту планку поднимаю всё выше и выше. Практически нет свободной минуты, хроническое недосыпание, но зато получаю моральное удовлетворение от того, что поставленные перед собой задачи выполняю и иду вперёд, не топчусь на месте. Если и останавливаюсь, то только для того, чтобы перевести дух и снова идти вперёд в ногу со временем… Скидка на возраст ИСКЛЮЧАЕТСЯ во всём.
Все хотят жить долго, но мало кто задумывается над тем: «А зачем?» Чтобы «скрипеть» как можно дольше и с завистью смотреть, как бурлит жизнь? Это равносильно смерти, смерти не физической духовной. В своих постах я часто задумываюсь над тем, кто мы, зачем пришли на эту землю, в чём наше предназначение, куда мы идём…
Возраст оставляет следы… Оборачиваюсь назад: учёба, служба, война, смерть, кровь, падения, радость удач, горечь поражений, ошибки… Ошибки неизменно сопровождают нас по жизни, они наши верные спутники в молодости. С приходом жизненного опыта, сокровища, которому нет цены, мы ошибаемся всё меньше и меньше. Пожилым людям, как правило, свойственна трезвость ума, и страсти уже не затуманивают рассудок…
На днях мне «стукнуло» 60… Много это или мало? Может, это всего лишь половина пройденного мной жизненного пути…
«Виноградную косточку в тёплую землю зарою…»
«Иисус – истинная виноградная лоза».
От Иоанна 15:1-8. Ключевой стих 15:5
Испокон веков в Нагорном Карабахе сажали виноград, гнали из неё водку, делали вино, сушили на зиму виноградные ягоды и т.д. Жители многих наших сёл «сидели» на винограднике, который раньше был колхозным, теперь стал частным. Люди десятилетиями, веками передавали из поколения в поколение различные секреты выращивания винограда, его обработки, пока однажды не поступила команда из «Центра»: «ВЫРУБИТЬ!»
Над предгорьями Кавказа солнце доброе не светит.
Старики вздыхают молча. Исподлобья смотрят дети.
Вырубают виноградник – без вины пришла расплата.
Виноградная лоза, ты ни в чём не виновата…
Людям никто толком не мог объяснить, почему надо рубить виноградники. Руководство области (НКАО) ссылалось на Азербайджан, там в свою очередь – на Москву. А в Москве вышел Указ ЦК КПСС от 25 мая 1985 г. «О борьбе с алкоголизмом и самогоноварением…» Как потом выяснилось, аналогичная ситуация была и в Молдавии, Украине, везде по всему СССР, где рос виноград…
Ты дарила людям радость, звонко пела и смеялась.
Гибкий стан твой порубали. Поле мёртвое осталось…
Рубанули за мгновенья. За столетья – нет возврата…
Виноградная лоза, ты ни в чём не виновата…
До сих пор старшее поколение в Карабахе вспоминает недобрым словом того, кто дал команду вырубить виноградники, которые веками их кормили и которые ох как трудно вырастить…
С коллегами решили проехаться по одному из наших районов и посмотреть, как идёт сбор винограда, поговорить с крестьянами, поинтересоваться, куда они сдают урожай, как делают вино, увидеть готовую продукцию и т.д. Так мы оказались в селе Сос Мартунинского района. Увидели бескрайние виноградные поля и группу людей, собирающих урожай. Как оказалось, у каждой семьи был свой приватизированный участок, где они собирали виноград, а потом отвозили его на Мартунинский винзавод. После взвешивания на месте проводилась оплата, а потом сразу же начинали делать вино. Зрелище было потрясающее!
Вырубали (мы-то знаем!) из поэм и песен строчки.
И кедровник вырубали. И людей-поодиночке.
Ах, как лихо, ах, как просто-одним махом всё поборем!
Бывший стих и бывший труд-всё под корень, всё под корень!
У нас на глазах из кузова самосвала вываливали виноград в открытую большую «ванну», где крутился вал (вариант мясорубки), и на глазах он превращался в месиво. Виноградный сок тёк в ёмкость, где происходило брожение… В итоге мы оказались на складе, где увидели уже готовую продукцию, разлитую в бутылки…
Доброта в посеве правды. Только злоба в разрушенье.
Вот уже навеки в ссоре близлежащие селенья.
Ах, как страшно, если руку поднимает брат на брата!
Виноградная лоза, ты ни в чём не виновата…
Крестьяне будут ждать следующей весны, чтобы сделать прополку, обрезать сухие виноградные ветки. Будут ухаживать за виноградником, как за своими детьми, чтобы осенью снова собрать урожай, сдать и жить на вырученные деньги…
И будут крестьяне проклинать того, кто дал команду вырубить виноградники, которые веками их кормили и которые ох как трудно вырастить… Не один год нужен, пока виноград начнёт давать плоды… А сколько сотен, тысяч гектаров было вырублено – не сосчитать…
Всё как будто бы, как прежде… Ручейки сбегают к морю.
Только мёртвые равнины – словно памятники горю,
Словно вызов нашим предкам, словно нежности утрата.
Виноградная лоза, ты ни в чём не виновата…
Н. Добронравов
«Виноградная лоза», 1988
Октябрь 2012 г.
Три дня из жизни дома-интерната
«А ты где живёшь, у тебя есть дом?..»
Давно собирался посетить Степанакертский дом-интернат, да всё руки не доходили. Подсознательно понимаю – меня подтолкнуло поднять эту тему то, что в последнее время много пишут о детях-сиротах, их усыновлении, и всё это связано с «законом Димы Яковлева», являющимся, по сути, «антимагнитским законом». Вот, тогда я подумал, а как живут дети в нашем интернате, как стоит вопрос усыновления/удочерения в Карабахе?
В «Доме-интернате по защите и уходу за детьми №1» я встретился с директором Нонной Мусаелян, которая руководит заведением с мая 2008-го года. Мне было интересно, как и какие дети к ним поступают. Директор объяснила, что после решения администрации (города/района), отдела попечительства и согласования с министерством труда и социальных вопросов НКР ребёнок поступает в дом-интернат. Иногда дети попадают в заведение и через полицию. Как правило, это трудные дети, беспризорные, из социально необеспеченных семей.
«Год назад полиция привела к нам 2-х месячного ребёнка, мы его держали до 7 месяцев, а потом он был усыновлён. Мы отпускаем детей домой на праздники, каникулы к родственникам, у кого они есть», – сказала Нонна Мусаелян.
Возраст детей от 0 до 18 лет. Хотя бывают и исключения. Например, брат с сестрой, которые завершат учёбу в школе в 20 лет, так как они пошли учиться в 9-летнем возрасте. Дети утром идут в школу, которая находится недалеко от дома-интерната, а по возвращении обедают, отдыхают, занимаются своими уроками.
«У нас есть педагоги труда, которые обучают девочек ведению домашнего хозяйства, вышиванию, вязанию и т.д. Физрук занимается с мальчиками (футбол, баскетбол, настольный теннис и т.д). В интернате есть два психолога, врач, три медсестры. Каждый день у нас дежурят няня и медсестра. Питание в интернате 4-х разовое», – отметила директор заведения.
На мой вопрос, помогают ли бизнесмены и простые граждане заведению, Нонна Мусаелян сказала: «К нам очень часто поступает помощь от частных лиц и организаций. Когда, кто-то делает «матах» (ритуальное жертвоприношение животных), то часть мяса барашка приносят в интернат детям, и это мясо сразу доставляется на кухню и готовится обед для детей».
Меня также интересовало усыновление/удочерение. Оказалось, что за четыре с половиной года имело место 3 случая усыновления: одному было 7 месяцев, второму – 1,5 годика, третьему – 3 года. Двоих усыновили в Карабахе, третьего в Ереване.
В доме-интернате проживают и дети, у которых есть родители, но они недееспособны и находятся в тяжёлых материальных условиях. Родители сами приводят детей в интернат и просят помочь в их содержании. Они постоянно приходят, навещают своих детей. Бывают ситуации, когда родитель находится в тюрьме, и матери трудно содержать ребёнка, также есть дети из неполных семей… Однако бывало, когда ситуация в семье улучшалась, и родители приходили забирать ребёнка обратно…
Когда я зашёл в помещение, где живут дети, там уже стояла нарядная, разукрашенная ёлка. Вокруг неё бегали, играли дети. Присмотревшись внимательно, я заметил среди них двух взрослых девушек. Оказалось, что это студентки 1-го курса филологического факультета АрГУ Аванесян Кристина и Шахназарян Карине, которые пришли поздравить детей с наступающим Новым годом. На их факультете студенты собрали денег и накупили детям сладостей, подарков. И это было не впервой…
Хотелось поговорить и с детьми. Осмотревшись, я позвал двух мальчиков – Артака, Карена и девочку – Лусине. Сперва они стеснялись говорить, смущались, но потихонечку, не торопясь, я «раскрутил» детей и узнал их незамысловатую жизненную историю. Они ученики 6-7 классов и уже почти 6 лет, как находятся в интернате. У всех троих есть родители, но у них нет возможности содержать детей, поэтому они и оказались в интернате. Родители навещают их каждую неделю…
Лусине и Артак – брат и сестра, а у родителей Карена четверо детей, и все четверо находятся в интернате… В разговоре дети сказали, что питанием и одеждой они довольны, при выполнении домашних заданий помогают интернатовские педагоги. Если кто-то заболеет, то всегда рядом медсестра, которая сразу даст лекарство, окажет первую помощь…
Три дня подряд я ходил в интернат, по крупицам собирал информацию, и хотя мне никто в ней не отказывал, я понял, что не надо торопиться, что могу упустить чтото важное. Видел, как дети играют, питаются, что говорят, где спят и пр. Но у меня было ощущение, что чего-то не хватает. Не хватает всего одного пазла, штриха, мазка, чтобы завершить «написание картины». Это мог быть один взгляд, слово, жест…
И вот, наконец, ко мне подошли мелкие – брат с сестрой Самвелик и Нуне, которые за эти дни очень привязались ко мне. Самвелик, держа меня за руку и глядя в глаза, спросил: «А ты где живёшь? У тебя есть дом?..»
Я понял, что вопрос малыша – это тот самый пазл, который мне не хватал, чтобы составить полную картину…
Как бы хорошо ни было детям в доме-интернате, как бы ни было им там уютно, какой бы теплотой и заботой ни были они окружены, а это в реале так и есть, дети хотят иметь свой дом, своих родителей и жить с ними под одной крышей. И кто знает, какие сны снятся им и вообще, что ждёт этих детей впереди, там, «за поворотом». Детей, которые с детства попали в незавидную ситуацию – по независящим от них обстоятельствам лишились дома и родительского тепла…
Январь 2013 г.
Деньги и семейное счастье
Недавно увидел фотографию, на которой старые дедушка и бабушка стоят мирно, чинно – видно, что всё у них хорошо, что у них гармония… Запись под этим фото заставила меня призадуматься: «Он так и не подарил ей шубу, золото и «Мерседес», но они всё равно любят друг друга».
Об этом я думал всегда. Ситуация первая: мужчина работает, с большим трудом зарабатывает деньги, содержит свою семью, зачастую кое-как. В семье, естественно, имеются проблемы, но она не рушится из-за этого…
Ситуация другая: мужчина работает, много зарабатывает, очень много, как говорится, «денег куры не клюют». Есть лишние деньги, и у него появляется любовница(ы). Семья, как правило, рушится, если, конечно, супруга, стиснув зубы, не терпит «ради детей»… Но не всем хватает такого терпения…
Написанное мною, наверное, спорно, но такое я наблюдаю часто. Есть мужчины, которые, разбогатев, «меняют» жён, как правило, на молодых, есть и такие, которые втихую живут на два фронта.
Невольно задумываешься, если у этих мужчин иссякнет источник, приносящий деньги, то вернутся ли они в свои семьи, будут ли вести добропорядочный образ жизни? Ведь уже нет «лишних» денег, а то, что есть, едва хватает на хлеб, учёбу детей, коммунальные услуги и т.д.
Конечно, нельзя сказать, что вышеуказанная схема действует на все случаи жизни, но и отрицать её реальность нельзя…
Февраль 2013 г.
Умышленное убийство будущих детей…
«Я заметил, что все сторонники абортов –
это люди, которые уже успели родиться…»
Рональд Рейган
В странах мира по-разному относятся к абортам: гдето запрещают, где-то разрешают, а где-то сквозь пальцы смотрят на это…
А ведь это умышленное убийство будущих детей, которым не позволяют появиться на Божий свет. Зачастую судьбу этого ребёночка решает человек, не осознавая, что жизнь даёт Бог, и только Он имеет право решать – родиться этому маленькому человечку или нет…
Много споров на эту тему. Многие, делающие аборты ссылаются на материальные трудности. У кого-то другие причины… А может, это просто желание себя оправдать?.. Фактически женщина, сделавшая аборт, и мужчина, давший на это согласие, являются убийцами. Это моё мнение.
В некоторых странах установлены памятники неродившимся детям. Трудно смотреть на эти фотографии, но нужно…
Апрель 2013 г.
Однополые браки…
Во французском городе Монпелье 29 мая был заключен первый в стране однополый брак. Была прямая трансляция этого «торжественного» мероприятия. Церемонию проводил лично мэр города. На свадьбе присутствовало около 600 гостей и примерно 200 журналистов.
Были те, кто пытался помешать этой свадьбе: кто-то позвонил по телефону с угрозами, кто-то кинул дымовую шашку… Короче, противники легализации однополых браков не сидели сложа руки…
Президент Франции Франсуа Олланд 18 мая подписал соответствующий документ, а несколько дней спустя Конституционный суд признал его соответствующим Основному закону страны. Демонстрации протеста во Франции продолжаются ещё с осени 2012-го года. Регулярно противники и сторонники однополых браков собираются на многотысячные демонстрации.
Как видно, французы практически расколоты на два лагеря: согласно результатам опросов, право на заключение однополых браков поддерживают от 55 до 60 процентов населения страны, а число сторонников идеи разрешить однополым парам усыновлять детей составляет немногим более 50 процентов. Хотя, если судить по разговорам в наших обществах, у многих такое ощущение, что чуть ли не все за кордоном поддерживают идеи однополых браков, а общение с Западом грозит нам тем, что количество гомосексуалистов и лесбиянок у нас увеличится. И поэтому, их (секс-меньшинства) надо давить, бить, сажать в тюрьмы, сделать изгоями общества и т.д., считая, что такими методами можно искоренить эту проблему.
А ведь эти секс-меньшинства всегда у нас были – где-то меньше, где-то больше, но они были, и Запад, скажем так, здесь не причём. Во время СССР проблема эта решалась при помощи Уголовного кодекса – людей сажали в тюрьму, их увольняли с работы, преследовали на улице, они были изгоями своих обществ… И что, вопрос этот решился, их стало меньше? Как видим – нет.
На эту тему высказывался не раз: я не поддерживаю идею однополых браков, я против гомосексуализма, лесбиянства и пр., но я также против того, чтобы в отношении них применялось насилие. Я против применения насилия в отношении всех меньшинств. В случаях, когда толпа сметает какое-нибудь меньшинство, она входит в азарт и жаждет следующей «крови». Тут на очереди могут оказаться религиозные меньшинства, национальные (а разве мало государств, где нацменьшинства сидят как на пороховой бочке?), а там толпа и те, кто ею управляют, найдут и других «врагов общества». А ими могут стать, к примеру, «лица кавказской национальности» и среднеазиаты в России. Подобных примеров более чем достаточно, это могут быть сами русские, но уже в независимых государствах бывшего Союза, где они меньшинство…
Данный вопрос можно вынести на обсуждение наших обществ, где каждый сможет высказаться «за» или «против», а не бросаться с арматурами на людей…
Такие силовые, пещерные методы ещё никогда не давали положительных результатов и не решали вопросов.
Май 2013 г.
Боль…
«Земля от коры до центра
пропитана кровью и слезами».
Ф.Достоевский.
«У Бога очень странный метод подготовки, который называется «боль», и только прошедшим через боль Он даёт успех».
Это не мои слова. Но об этом я часто начал думать во время карабахской войны, когда люди – дети, старики, женщины, военные – погибали сотнями, тысячами…
Похороны: крики, плач матерей, жён, детей погибшего, поднятые к небу руки и возгласы: «Боже, если Ты есть, зачем Ты это сделал, зачем допустил это?!»
Мы, те, кто остался жив, говорим, что нас спас Бог и благодарим Его. А почему не спаслись в той мясорубке другие? Ведь они тоже хотели жить…
В этой жизни страдают практически все: и те, кто натворил много зла, и те, кто сделал много добра, и даже невинные дети… Почему мир полон боли, почему мы, люди, допускаем, чтобы страдали такие же люди, как мы, почему мы сами страдаем?
А потом мы вопрошаем к Богу, почему Он это допускает, почему не освобождает наш мир от страданий? Но ведь во всём, что творится вокруг, виноваты мы сами. Природные катаклизмы не в счёт, хотя, если разобраться, в них тоже отчасти виноваты мы, люди…
Июль 2013 г.
Одинокий праведник
«Дьявол начинается с пены на губах ангела,
который вступает в борьбу за правое дело…»
Григорий Померанц
Разбирая личный архив, я увидел свои записи 2003-го года. Тогда я был в Москве, на стажировке в «Гражданском содействии» (общество «Мемориал»), где познакомился с отцом Александром, священником РПЦ, который рассказал мне о Викторе Попкове – активном российском правозащитнике, работавшем практически во всех «гочих точках» (Нагорный Карабах, Южная Осетия, Абхазия, Приднестровье, Чечня…)
Он пытался помочь простым людям, старался предотвратить насилие, помогал освобождению людей из плена. Его арестовывали и «полевые командиры», и федералы. Он был головной болью для всех сторон конфликтов. Каждая сторона считала, что он работает против них, не понимая простую истину: Виктор Алексеевич хотел мира, он пытался содействовать диалогу противоборствующих сторон, оказывал гуманитарную помощь: находил деньги, покупал вещи, медикаменты и привозил в Чечню, чтобы помочь пострадавшим и нуждающимся людям… А семья его в то время ютилась в однокомнатной квартирке…
Виктор Алексеевич Попков родился в 1946-ом году в Краснодарском крае, но детство и школьные годы провёл в райцентре Закаталы (Азербайджан), где его родители работали в заповеднике. С детства Виктор общался с русскими, азербайджанцами, армянами, грузинами, лезгинами, аварцами. И это всё повлияло на его отношение ко всем национальностям, проживающим на Кавказе. По этому поводу он говорил: «Горцы стали близкими для меня людьми, людьми, образующими самобытный, но отнюдь не враждебный ко мне и к русской культуре мир, составляющий вместе с последней какую-то новую целостность в рамках общероссийской культуры».
Многие мои соотечественники помнят Виктора Попкова – он дважды посещал Нагорный Карабах. Почти пешком он приходил к нам из Азербайджана. Как говорил мне отец Александр со слов самого Виктора Алексеевича, «ему было обидно, что между армянами и азербайджанцами возникло непонимание и пролилась кровь, и он хотел узнать, почему так случилось, хотел примирить эти народы…»
Всей своей жизнью Виктор Попков доказывал, что Бог есть Любовь…
«Виктор Алексеевич очень много времени и сил в Карабахе отдал тому, чтобы защитить и спасти и армян, и азербайджанцев…» – говорил российский политический деятель Анатолий Шабад.
Увиденное и услышанное во всех конфликтных зонах Виктор записывал и снимал, пытался донести до общественности правду о страданиях мирных жителей, прилагал все усилия, чтобы остановить бойню, облегчить боль людей…
В 1992-ом году Попков создал собственную правозащитную организацию "ОМЕГА" (Организация миссий этногармонизации), также работал в «Гражданском содействии», был членом «Мемориала», корреспондентом «Новой газеты», активистом антивоенного движения. В период грузино-абхазской войны поехал в Сухуми, разыскивал мирных жителей, пропавших во время «зачисток» и призывал к ограничению насилия. Посещал также зоны осетино-ингушского и приднестровского конфликтов.
В марте 1995-го принимал участие в организации «марша мира», когда несколько десятков человек, в основном матерей погибших солдат, проехали и прошли под антивоенными лозунгами из Москвы в Чечню.
С началом бомбардировок Югославии безуспешно пытался организовать «марш мира» из Гааги через всю Европу в Белград.
В 1994-ом году Виктор Попков, его супруга и дети приняли крещение в Санаксарском монастыре в Мордовии, позже он стал советником митрополии Московской и всея Руси Русской Православной старообрядческой Церкви и носил послушническое одеяние, в котором его иногда принимали за священника.
Виктор Алексеевич помогал всем людям, невзирая на их национальность и вероисповедание, он рисковал своей жизнью, но протягивал руку помощи всем, кто в этом нуждался.
В семье у него были материальные затруднения, но Виктор Алексеевич находил средства, чтобы помочь другим людям, жителям зон конфликтов, в частности Чечни, где он и нашёл свою смерть, а фактически – бессмертие.
Виктор Попков скончался 2 июня 2001-го года в военном госпитале в Красногорске. Он умер от тяжёлых ран, полученных 18 апреля в Чечне, когда неизвестный расстрелял машину, в которой Попков ехал с гуманитарной помощью…
Сентябрь 2013 г.
Две жизненные позиции
На днях услышал разговор двух людей, который меня заинтересовал.
Разговор шёл о комто (назовём его К). Один из собеседников высказался о нём презрительно, одновременно с печальными нотками в голосе – мол, тот «стал havatacyal (верующим)». Второй удивлённо произнёс: «Как, К стал верующим?! Так он же был нормальным человеком. Что с ним случилось?!»