Полная версия
Стяжавшая любовь. Том 3
Особой была любовь Матушки к храму Божьему. Она была очень обеспокоена, если храм Божий хотели закрыть, лишить его богослужения. Часто по этому поводу верующие обращались к ней за молитвенным ходатайством. Матушка громко восклицала: «Отдайте ключи, откройте церковь – не будет дождя, хлеба не будет, если не откроете церковь, откройте». Такие «распоряжения» давала Матушка. И по ее молитвам в храмах возобновлялась служба.
Одна женщина просила помолиться об открытии храма св. ап. Петра и Павла в Черниговской области. Матушка начала своеобразную беседу: «Ну, апостолы Петре и Павле, как? Отдадим церковь? Да, отдадим! Сначала отдадим Лавру – так, да?! А потом апостолов Петра и Павла, да?» Вскоре слова ее подтвердились. Вначале открылась Киево-Печерская лавра, а потом храм апостолов Петра и Павла.
Об открытии Киево-Печерской лавры, любимой святыни Матушки, она предсказывала неоднократно, любила беседовать о ней. За месяц перед окрытием она с любовью и радостью говорила: «Уже лампады в пещерах зажигают».
Господь, видя усердие и любовь старицы, подавал ей неизреченные духовные утешения и помощь. Так две посетительницы: женщина, и девочка-подросток были свидетельницами особого посещения келии старицы. Ночуя у нее, они проснулись от видения необыкновенного, неземного света. Матушка Алипия, как всегда, молилась стоя на коленях, совершая свое обычное правило никогда не ложиться спать и молиться всю ночь. Они обе увидели, что в келии стоит дивной красоты Женщина в белом одеянии со снежинками на плечах и на лбу, на голове Ее была корона, Она вместе с матушкой Алипией совершала молитвенное бдение, при этом на руках Ее были поручи, которые Она развязывала.
Также и келейница Матушки Мария Александровна Скидан была свидетелем того, как однажды в келию Матушки ночью вошли две женщины, вид которых был необыкновенным. Видела она их несколько минут, и потом Матушка, проводив дивных жен в келию, благословила келейнице спать, и тут же Мария Александровна погрузилась в глубокий сон. Когда через некоторое время она очнулась, жен в келии уже не было. О чем Матушка с ними беседовала? Это ведомо одному Богу.
На праздник Преображения Господня к Матушке пришли две насельницы Флоровского монастыря. Матушка сняла с себя личину юродивого и говорила об очень серьезных духовных вещах, о смысле Преображения, о благодати Царства Небесного, которая в этот день явилась миру. Она была необычайно серьезна. И в этот момент они обе увидели, как лик матушки Алипии озарился каким-то неземным светом, так что они смотрели на нее, и не узнавали, удивляясь, как Матушка мгновенно видоизменилась.
Около года старица тяжело болела. Слабая физически, она вынуждена была лежать, но и теперь не давала своему телу покоя – лежала на голых досках. В это тяжелое время духовные дети не оставляли Матушку одну и установили дежурство. Каждую ночь кто-нибудь из них оставался в ее домике. Исцеление произошло на праздник святых апостолов Петра и Павла, особо любимых святых старицы. Она встала с одра болезни и с неимоверным трудом, в сопровождении келейницы и монахини, пошла в храм. Причастившись в храме вместе с ними, Матушка возвращалась домой уже бодрее и после этого начала каждое воскресенье снова бывать в храме.
Многократно предсказывала старица день своей кончины. Спрашивала: «А какой день тридцатое октября?» Когда ей говорили, что воскресение, ничего не отвечала. Также говорила, что умрет, когда пойдет первый снег. А одной женщине дала церковный календарь и просила считать дни. Когда она доходила до тридцатого числа, старица останавливала ее и обводила этот день. Женщина догадалась, что это последний день Матушки и начала плакать. Также это действие могло означать, что сейчас по тридцатым числам каждого месяца верующие особо поминают матушку Алипию.
Зная свое скорое преставление ко Господу, старица заранее готовила к этому своих духовных детей. Неоднократно она завещала им, чтобы они приходили к ней на могилку и просили у нее, как у живой. За несколько месяцев до кончины одна монахиня, почувствовав скорую разлуку, спросила у нее: «На кого вы нас оставляете?» Матушка ласково ответила: «Вас, золотко, на Матерь Божию оставляю!» А священнику, очень почитавшему старицу, сказала: «Ходи ко мне на могилку и говори со мной, как с живой. Помогала тебе при жизни, и тогда помогу». Также она благословила чтить место ее подвигов и приходить к ее домику: «Я не умираю, я здесь с вами – придите, обойдите вокруг домика, покричите, и я услышу».
В предпоследнее воскресение перед смертью Матушка каждому человеку из собравшихся у нее начала кланяться и говорить: «Прости меня!» А потом встала, подняла голову к небу и обратилась к Господу искренне и горячо: «Прости!» И так с поднятой головой бесконечно просила. Старица уже со всеми прощалась.
В последнюю неделю жизни она благословила одну женщину приходить к ней читать Псалтирь. «Приходи три дня читать, и больше не нужно». Женщина читала среду, четверг, и пятницу. В субботу вечером благословила келейнице идти в храм, поставить свечи, но не зажигать, дала панихиду, чтобы она отнесла ее в храм утром, и предупредила, чтобы после службы «бежала бегом, чтобы я не ушел». После службы в келии собралось много людей. Матушка приподнялась, устремила на всех очень серьезный, очень проникновенный взгляд. Три раза широко перекрестила глазами и благословила идти в Китаевскую пустынь помолиться преподобным Досифее и Феофилу.
В момент, когда чада поклонились преподобным, Матушка отошла. В это время, на голубом солнечном небе показалась туча, подплыла к тому месту, где молились чада матушки Алипии и из нее начал падать густой крупный снег.
На следующий день утром прибыли сестры Флоровского монастыря и облачили старицу по монашескому чину. Тело старицы было теплым и мягким. Первую панихиду по ней совершил иеромонах Роман Матюшин, приехавший вместе с монахинями.
Природа была необыкновенна в этот день, будто праздничная. Земля, деревья, келия Матушки, овраг, лес – все было в белом инее. Матушка лежала помолодевшая, морщин не было, лицо белое, тело мягкое и теплое. А в день похорон небо было голубым, было безветренно, тихо, присутствовал неземной покой от ощущения присутствия Царствия Божия. Отпевание было торжественно совершено духовенством Флоровского монастыря в этой святой обители при большом стечении народа. Похоронена была матушка Алипия на монашеском участке Флоровского монастыря Лесного кладбища города Киева.
С тех пор народная любовь к старице не угасает. Следуя ее благословению, идут и идут к ней люди, несут к ней свои тяготы и уходят он нее с облегчением. Слава о чудесах, которые стали совершаться на могиле блаженной, начала все более и более распространяться в народе и вскоре люди потекли к своей ходатаице нескончаемым потоком. С утра и до позднего времени у гроба старицы были люди, а по тридцатым числам каждого месяца стечение народа было столь большим, что для того, чтобы приложиться ко кресту на могилке нужно было стоять в очереди несколько часов.
По благословению митрополита Киевского Владимира (Сабодана) останки монахини Алипии (Авдеевой) были обретены рано утром 18 мая 2006 года духовенством Свято-Покровского монастыря «Голосеевская пустынь» и торжественно перенесены в обитель, возрождение которой предсказывала блаженная.
На месте ее дома, по слову старицы, построена пятикупольная часовня. Останки Матушки вначале были выставлены в большом храме в честь иконы Богоматери «Живоносный источник», а потом перенесены в усыпальницу под этим храмом и помещены в мраморный саркофаг. Традиции, которые установились на могилке Матушки на Лесном кладбище, продолжаются и в обители. По тридцатым числам, а также в день годовщины смерти Матушки 30 октября, в день ее рождения 16 марта, и обретения останков 18 мая совершаются торжества, готовится трапеза для народа, служатся многочисленные панихиды, стекаются богомольцы со всех стран СНГ, Ближнего и Дальнего Зарубежья. В день двадцатилетия со дня кончины старицы наблюдалось стечение народа более пятидесяти тысяч человек, все улицы, ведущие к монастырю, были заполнены паломниками.
Кто же такие «святые», кто «избранные»? Для многих под словом «святой» представляются особенные, а главное, бесконечно отдаленные от нас люди, те, чей подвиг современному человеку покажется не совсем понятным.
В нашей повседневности мы склоняемся к тому, чтобы называть святыми тех, кто думает о ближних более, чем о себе, или тех, кто посвящает свою жизнь служению возвышенному идеалу. В некотором смысле, это так и есть.
Однако, более важные и более глубокие учения о святости находятся в Библии. Евангелие открывает нам истину о том, что каждый человек не только призван к чистоте и святости, но и есть святым – поскольку каждый человек является творением Божьим, созданным по образу и подобию Его. В свете учений Евангелия суть жизни состоит в преодолении всего, что удерживает его от чистоты и отдаляет от совершенства Божественной святости. При таком взгляде на благочестие становится понятным, что праведность и святость доступны не только малому количеству избранных. Присоединиться и стать частью церкви Божией – это уже акт избранности, акт посвящения себя новой жизни, жизни, которая коренным образом отличается от жизни тех, кто еще не пришел к Богу, тех, кто существует только в соответствии с требованиями ограниченного земного понимания жизни.
Святой – это тот человек, который все свое земное существование превращает в свидетельство истинности Божественного откровения, освещая себя и мир вокруг себя.
Все вышесказанное полностью применимо к блаженной Матушке Алипии. Достаточно лишь на несколько минут преклонить колени в молитвенном созерцании и размышлениях у ее могилки в склепе Голосеевского монастыря, чтобы сердцем почувствовать, что Матушка любит нас, и что невидимо и неощутимо она ведет нас к себе для того, чтоб мы не теряли веру и, став подобными ей, обрели спасение.
«Стать подобными ей» означает хранить в себе образ и подобие Божье, заложенные в человека еще с момента создания. Мы – люди, пали, мы истрепали образ Божий, мы потеряли единство, мы разобщены и отчуждены. Именно в таком отчуждении появляется ощущение, что смерть – это конец. Именно поэтому мы питаем сомнения, мы агонизируем и не храним образ Божий ни в себе, ни в окружающих.
Блаженная Матушка Алипия! Помоги нам последовать твоему примеру любви к Богу и к ближнему, и хоть в малейшей степени соответствовать зову Евангелия «будьте совершенны как Отец ваш небесный совершенен».
Протоиерей Виктор Потапов,
Вашингтон (США)
«Мир, всяк ум превосходящий…»Архимандрит Исаакий (Андроник)Наместник Свято-ПокровскогоГолосеевского монастыря18 мая 2006 года на Лесном кладбище г. Киева состоялось обретение честных останков монахини Алипии (Авдеевой) и перезахоронение их в Свято-Покровском Голосеевском мужском монастыре. О том, как все происходило, рассказывает непосредственный участник события наместник обители архимандрит Исаакий (Андроник).
– Решение об обретении честных останков почившей в Бозе монахини Алипии (Авдеевой) было принято не сразу, рассказывает отец наместник. – Братия Голосеевского монастыря знали о том, что в конце 1970-1980-х годах на территории нашей разрушенной безбожниками обители жила и подвизалась Христа ради юродивая матушка, постриженица Киево-Печерской Лавры. Мы видели, что место, где стоял домик монахини Алипии, с каждым годом пользуется все большим почитанием людей, особенно с того момента, когда там был установлен крест. Знали и о том, что множество почитателей посещают могилу матушки на Лесном кладбище не только в день ее кончины 30 октября, но и каждое 30-е число месяца.
В Голосеевский монастырь постоянно подавались записки об упокоении монахини Алипии. По просьбе верующих священники обители совершали панихиды и литии на месте ее подвигов.
Поэтому, когда в монастыре узнали о том, что могила матушки на Лесном кладбище подвергается надругательству, никто не остался равнодушным. Был созван Духовный собор обители, на котором я рассказал о происходящем на кладбище и предложил обсудить вопрос о перезахоронении монахини Алипии на кладбище Голосеевской пустыни. К этому решению меня подвигли не только просьбы духовных чад и почитателей Матушки, но и тот факт, что она совершала свой молитвенный подвиг в нашей обители во время ее полного запустения и предсказывала возрождение святыни, когда это невозможно было и предположить.
Духовный собор единодушно поддержал мое предложение, и тогда я обратился с прошением к Предстоятелю Украинской Православной Церкви Блаженнейшему Владимиру, Митрополиту Киевскому и всея Украины. 23 декабря 2005 года Его Блаженство дал благословение на перезахоронение монахини Алипии (Авдеевой) на месте ее подвигов.
Около пяти месяцев ушло на получение всех необходимых для этого документов, после чего был назначен день обретения и перенесения останков Матушки в монастырь – 18 мая 2006 года. Раскопки могилы решили начать ранним утром, чтобы не было скопления людей и чтобы при этом присутствовали только братия монастыря и наиболее близкие духовные чада и почитатели монахини Алипии. Для эксгумации и освидетельствования останков были приглашены представители дирекции Лесного кладбища, санэпидемстанции и милиции.
Глубокой ночью из Голосеевского монастыря в сторону Лесного кладбища выехало несколько машин и микроавтобус для перевозки останков монахини в монастырь. О предстоящих раскопках мы оповестили очень узкий круг людей, но несмотря на это, людей на кладбище собралось немало, и с каждым часом становилось все больше. Испрашивая благословение Божие на предстоящее дело, я отслужил на могиле монахини Алипии литию, во время которой внутренне просил Бога и Матушку, чтобы мне достойно и правильно его совершить.
На душе было спокойно, мирно, никаких эмоций, только сознание важности происходящего. Для меня это было второе обретение мощей: в 1993 году вместе с наместником Киево-Печерской Лавры игуменом Ахилой я участвовал в обретении мощей преподобного Алексия Голосеевского.
Интенсивные раскопки длились около часа. Душу не покидало спокойствие. На то, что происходило вокруг, внимания не обращал. Когда достиг гроба, стал действовать осторожнее, не зная, в каком он состоянии. Оказалось, что гроб, пробывший в земле 18 лет, истлел. Увидел останки Матушки, частично сохранившуюся монашескую мантию, четки, иконки, пузырек со святым маслом, баночку со святой водой. Позвал келейницу монахини Алипии – М.А.Скидан, которая участвовала в похоронах Матушки. Мария Александровна подтвердила, что все это было положено в гроб монахини Алипии.
Тогда я стал передавать останки и все остальное наверх. Братия осторожно укладывали их в новый гроб. После этого состоялось официальное освидетельствование останков монахини Алипии и составлен соответствующий протокол. Около 5 часов утра гроб с обретенными останками был перенесен в микроавтобус.
Огромная процессия машин, в сопровождении милиции, возглавляемая микроавтобусом, покинула кладбище и не спеша направилась в сторону Голосеевского монастыря. Когда уже приближались к обители, я с братиями обогнал его, чтобы встретить микроавтобус в монастыре. Все священнослужители и насельники обители вышли навстречу процессии. Гроб с останками монахини Алипии был встречен общим пением Трисвятого. Священники подняли его на руки и торжественно внесли в храм в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник», где была отслужена панихида.
После нее мы вместе с духовником обители игуменом Дорофеем перенесли останки монахини Алипии (Авдеевой) в дом наместника, где очистили, омыли, переложили их в гроб, чтобы накануне вечернего богослужения перенести их вновь в храм.
Когда гроб с останками Матушки вновь внесли в храм, в небе над ним появился крест. Несколько человек в этот день получили исцеление от тяжелых болезней.
Люди переживали вторую Пасху, приходили все новые и новые паломники, приезжали автобусы из разных уголков Украины. Чтобы все они имели возможность помолиться у гроба почитаемой ими монахини Алипии и чтобы больше не допустить посягательств на ее могилу, братия монастыря приняли решение о захоронении честных останков Матушки в усыпальнице под храмом в честь иконы Божией Матери «Живоносный источник».
Там монахиня Алипия почивает и сейчас. В усыпальнице постоянно служатся панихиды и литии, туда нескончаемым потоком идут люди со своими бедами и проблемами. Чтобы только перечислить случаи благодатной помощи после молитвы у гробницы монахини Алипии, не достаточно будет и книги.
Свидетельства современников: воспоминания о жизни и подвигах монахини Алипии
Откровение девочке
Поплавская Ольга Анатольевна
была еще щкольницей, когда произошла моя встреча с матушкой Алипией.
В санатории лечился мой младший брат. Он очень плакал, и просился домой, и мама отправила меня к нему на зимние каникулы. Привез меня отчим, поселил на квартире у одной бабушки, и я должна была каждый день, позавтракав, идти в санаторий развлекать брата, чтобы он не плакал. Меня это очень тяготило, потому что успокоить его не удавалось, а наоборот, он еще больше кричал и плакал: «Заберите меня отсюда».
На следующий день утром я пошла в санаторий.
Вся земля была покрыта толстым слоем снега, посередине была аккуратно протоптана тоненькая дорожка. «Мороз и солнце, день чудесный…», – но на душе у меня было горько.
Улица была пуста и только одна старушка, вся в черном, шла мне навстречу. Поравнявшись со мной, она очень странно заглянула мне в глаза. И остановилась позади меня. Я оглянулась и увидела, что она смотрит в небо и что-то про себя говорит. Мне показалось, что у нее тоже горе какое-то, я подумала: «Может быть, она кого-то похоронила…», – потому что она была вся в черном.
Когда я отошла от нее, я услышала, как она зовет: «Ол-я-я!»
«Странно, – подумала я. – Какую Олю она зовет, если на улице никого нет?» На дороге появилась еще одна прохожая, которая обратилась ко мне:
– Деточка, тебя Оля зовут?
– Да.
– Тебя бабушка зовет.
– Бабушка не может меня звать, потому что меня здесь никто не знает.
– Вот посмотри, она тебе машет, иди!
Я оглянулась, бабушка грозила мне пальцем и показывала рукой, чтобы я подошла к ней.
– Ты слышала, что я тебя зову, почему ты не остановилась?
– Я была уверена, что зовут не меня.
– Почему ты так плачешь взахлеб? Какое у тебя горе?
Когда я ей все рассказала, она вытащила из кармана горсть орешков и сказала: «Эти кушай сама, а эти братику отдай и скажи ему, что это от белочки». Когда я покушала этих орешков, у меня так радостно стало на душе, я поблагодарила и пошла дальше. Все вокруг заликовало, снежинки, переливаясь на солнце, подмигивали мне, снег скрипел под ногами, голубое небо отражалось в снегу. На веточках, на заборе, лежал пушистый снег. Такой красоты я никогда в жизни не видела, разве что на картинках. Когда я дала брату орешки, он так обрадовался! И подвел меня к дереву, где жили белочки. Они своими пушистыми хвостиками сбивали снег, и он сыпался нам на головы. Время пролетело, как одно мгновение. Скоро брата позвали на обед. После обеда я пришла в санаторий, и он мне говорит: «Я подружился с мальчиками, мы так разыгрались, а ты пришла мне мешать, уходи!» Я вышла из санатория, а тут и бабушка снова встретилась и говорит:
– Ну что, прогнал тебя братик?
– Да! А вы откуда знаете? И как вы узнали мое имя? – спросила я.
– А я помолилась Богу, спросила Его, и Он мне сказал – ответила бабушка. И при этом она сразу притихла, и вся сжалась в комочек.
– Разве такое может быть?
– Да, – сказала она. А ты молишься Богу?
– Нет, – ответила я.
– Почему?
– Я не умею… Когда-то приехала ко мне бабушка из Западной Украины, папина мама, поставила меня на колени и долго мучила, чтобы я за ней все повторяла. Мне было так плохо! Пот градом катился, и я чуть сознание не потеряла. И я это возненавидела. И еще у меня плохая память, я сколько не учу, не могу запомнить. Я знаю только Отче наш.
– Это очень важная молитва, тебе и этого хватит. А как ты учишься в школе?
– Учу уроки до двенадцати ночи, иногда до часу, а запомнить не могу. Учителя мне ставят то три, то два, и стыдят меня за то, что я прогуляла и плохо выучила. И я потом плачу.
Бабушка пригласила меня в гости к себе. Я думала, что идти недалеко, и не зашла к хозяйке, у которой жила на квартире, и не предупредила ее. Мы пошли с бабушкой Липочкой, как она мне представилась, по дорожке прямо. Шли, шли, разговаривали. Она мне рассказывала, что она хорошо училась, память у нее хорошая, она быстро переходила из класса в класс, потом рассказывала, когда у нее умерли родители, она ушла из дому. Рассказала, как она жила в дупле. Мне так страшно стало! Как же в такой мороз можно ночевать на улице. Она сказала, что с неба шел теплый луч, который ее согревал ночью. За разговором, я не заметила, что мы ушли далеко. Вдруг я увидела, что дома и огоньки в окнах заканчиваются, а дальше стоит лес. Я так испугалась и подумала: «Куда она меня ведет?»
– Не бойся. Я живу в лесу.
Я хотела вернуться назад и жалела, что пошла. Зимой темнеет рано. Я распаниковалась и говорю: «Я дальше не пойду! Уже темнеет, меня бабушка дома ждет, она будет волноваться». Она взяла меня за ручку и говорит:
– А мы уже пришли, вот и домик мой.
– Где, я его не вижу!
Идем, идем, а домика нет.
– Где же домик?
Когда ее теплая рука взяла мою холодную ручку, весь страх сразу пропал. Мне стало так хорошо, что захотелось, чтобы этот лес никогда не заканчивался.
Наконец мы пришли. Домик был сказочно маленький, я подумала про себя: «А где тут свет включается?»
– В лесу света нет, – сказала бабушка, отвечая на мои мысли.
Она зажгла свечку, и сказала, что в керосиновой лампе закончился керосин. И увидела, что на полу что-то бегает. Это были мыши. Я испугалась, но Матушка предупредила:
– Они захотели кушать, и пришли пособирать крошки, которые упали на пол. Смотри под ноги, чтобы ты ни на кого не наступила.
Потом бабушка Алипия сказала, что уже темно, и я буду у нее ночевать.
– Я не могу ночевать, потому что я не предупредила хозяйку. Я приду завтра, проведите меня.
– У меня болят ножки, если хочешь уходить, уходи сама. Сегодня пятница, у меня никого нет, и я могу все внимание уделить тебе. А завтра суббота, здесь будет много людей.
Я боялась, что когда за мной приедут и спросят у хозяйки, как я себя вела, и она скажет, что я не явилась на ночь, то меня дома будут за это очень бить. Ничего не могло меня остановить, я знала, что мне надо идти. Матушка Алипия все обо мне знала, она знала, что все время меня преследовал страх, я всего боялась. Даже в таком возрасте я боялась оставаться в квартире одна, мне казалось, что какая-то рука меня схватит сзади, я боялась ходить в подвал, я боялась всего.
Матушка вывела меня на улицу и кого-то громко позвала. Из-за кустов вышел лось. Он обнюхал меня и ушел. Матушка ответила: «Он сейчас далеко ушел отсюда. – И потом сказала, – читай Отче наш, проси Бога, и Он тебя проведет, чтобы ты не заблудилась. Иди по этой тропинке, и ничего не бойся». Зашла в домик и закрыла дверь. Потом снова вышла и сказала: «Ты видела маленьких котят? Им нечего кушать. Купишь завтра молока и принесешь им. Если ты не купишь молока, они завтра все умрут». Я подумала, что если живая выйду из этого леса, то больше сюда никогда не приду. Матушка знала мои мысли и поэтому нашла безотказную причину для того, чтобы я обязательно к ней еще раз пришла.
– Быстрее уходи. Мороз. Нельзя стоять на одном месте, а то замерзнешь.
Я пошла. Луна светит, снег отражается, светло как днем. Я необыкновенно быстро оказалась дома, и даже не заметила, как добежала. Но пока шла, я прошла большое испытание. После этого я никогда больше ничего не боялась. Матушка Алипия знала, что скоро в моей жизни будет такой случай, когда мне придется одной в три часа ночи бежать через весь город в старой части. Она подготовила меня к этому.
Когда я рассказала хозяйке, у кого была, она сказала: «Надо было остаться. И сходи обязательно еще. Там люди исцеляются от болезней».
Утром я пошла к брату. Он сказал, что играет в шахматы, и что я пришла ему мешать. И попросил, чтобы я уходила и больше не приходила.
Я купила молока, сказала хозяйке, что иду к бабушке Липе, и с молитвой пошла к бабушке из сказки. Она для меня была бабушка из сказки.
Я шла и чувствовала, что кто-то был со мной рядом, кто-то оберегал меня. Теперь я четко знаю, что это был Бог.
У Матушки действительно оказалось много людей. Увидев меня, она сказала: «Молодец, что пришла. Сейчас будем обедать».