Полная версия
Искусство, сновидение и общество
47
17 Когда актер играет в определенном фильме и вступает в шизофреногенную динамику, поскольку хочет быть актером, он подвергается заражению, становится частью болезни. Так, Ричард Бартон (1925–1984), умерший в возрасте 59 лет от кровоизлияния в мозг, предпочитал особые фильмы, связанные с болезнью, которая в дальнейшем стала для него роковой. Я говорю не столько о фильме «Изгоняющий дьявола II – Еретик» (Boorman J., USA, 1977), сколько о «Прикосновении Медузы» (J. Gold, Великобритания, 1978), в котором на каждое кровоизлияние в мозг у главного героя приходилось какое-либо разрушение в Нью-Йорке, Лондоне и т. д. То есть, были показаны взаимосвязи между приступами шизофрении у субъекта и каким-то несчастьем в социальном контексте. Другой великий актер, который не сумел прийти в норму после съемок в фильме, – Джек Николсон, главный герой фильма «Сияние» (реж. Кубрик С., США / Великобритания, 1980). Напомним также, что он сыграл в фильме «Пролетая над гнездом кукушки» (реж. Форман М., США, 1975).
48
18 Копенгаген, год рождения: 1956.
49
1 469–399 гг. до н. э.
50
2 427–347 гг. до н. э.
51
3 См. “Il vampirismo come mutazione genetica”, trad. di Gabrielle de Lioncourt.
52
4 См. раздел «Предпосылки» в книге Менегетти А. Право. Сознание. Общество. Указ. соч.
53
5 Там же.
54
6 См. раздел «Искусство проекции как патология» в книге Менегетти А. ОнтоАрт. Ин-се искусства. – М.: БФ «Онтопсихология», 2010.
55
7 Реж. А. Ходоровски, Мексика, 1970.
56
8 В связи с этим вспоминается фильм «Томми» (реж. К. Рассел, Великобритания, 1975), где дьявольское предстает на сцене, но одновременно есть и у публики, одно вовлекает и выстраивает другое. См. синемалогию по этому фильму в книге Менегетти А. Онтопсихологическая синемалогия. – М.: НФ «Антонио Менегетти», 2018.
57
9 1918–2007 гг.
58
10 См. «Наука во благо человека с биологической точки зрения» настоящего издания.
59
11 Синемалогия по данному фильму представлена в следующем параграфе.
60
12 1904–1989 гг.
61
13 См. Мильтон Дж. Потерянный рай. – Эксмо, 2009.
62
14 Как Франц Шуберт, о болезни которого говорится в начале фильма.
63
15 1265–1321 гг.
64
16 1821–1881 гг.
65
17 См. Пруст М. В поисках утраченного времени. – Пушкинская библиотека, 2007.
66
18 Клоун, появляющийся в ключевой сцене фильма.
67
19 1564–1616 гг.
68
20 1920–1993 гг.
69
21 См. одноименную главу в книге Менегетти А. Клиническая онтопсихология. Указ. соч.
70
1 Возьмем в качестве примера поэзию или музыку такого современного исполнителя, как Роберто Карлос (г.р. 1941). В некоторых его песнях в первую очередь есть то, что я считаю высшим искусством, искусством жизни, лишенным шизофрении. Когда он поет слова «она есть жизнь моя», он подразумевает не женщину, а музыку. Бетховен также пишет письмо «бессмертной возлюбленной», и все пытаются понять, какой женщине оно было адресовано, но на самом деле это была просто музыка. Уровень полной любви, которая позволяет прикоснуться к метафизическому, характерен для этого музыканта, использующего чувства, страсти, любовь, окружающие обстоятельства, чтобы показать связь с внутренним метафизическим измерением: его любовь, его страсть, его экстаз, его мучение. Все великие люди обладают своим ориентиром, у искусства бесконечное множество стилей и лиц, и, чтобы суметь спеть с экзальтацией, необходимо пройти через чувство, образ, стереотипы, которые понимает толпа. Но автор боится давать объяснения, потому что если он скажет, что черпает вдохновение в музыке, в божественности жизни, в чуде существования, то никто не поймет его песню. Напротив, народ испытывает иллюзии, что речь идет о его девушке, чувствах и т. п., и в этом случае все покупают его творчество.
71
2 См. Менегетти А. Онтический геном. – М.: БФ «Онтопсихология», 2009.
72
3 Нобелевская премия с некоторых пор превратилась из способа признания и научного стимула в форму демократического ассистенциализма. Это не только идет в разрез с волей А. Нобеля, но и приводит к научному регрессу.
73
Онтопсихология – это новое критическое и онтологическое обоснование науки, поскольку:
1) Сначала она наглядно демонстрирует: а) объяснения Гуссерля относительно ошибочности современной философии; б) меметику;
2) Затем дает онтологическое обоснование в ответ на научную и философскую критику Эдмунда Гуссерля;
3) Находит совпадение и обратимость. С помощью онтопсихологического метода после осуществления метанойи человек приходит к точности сознания, которое позволяет анализировать образ (или феноменологию) в соответствии с причинностью жизненного мира;
4) В индивидуальном плане онтопсихология позволяет человеку раскрыть собственную истину для продолжения его целостного интегрального саморазвития;
5) Ученому она дает онтическую рациональность, то есть понимание причинности, заложенной в действии, или законов жизни.
74
4 Годы жизни: 1932–1986. Сновидения взяты из книги «Дневники. Мартиролог», состоящей из семи записных книжек и блокнотов, рассказывающих о биографических фактах последних лет жизни режиссера. Название отражает понимание боли как инструмента достижения глубинного уровня самопознания, то есть как средства нахождения истины. Читая эти свидетельства, можно понять, что многие характерные темы фильмов Тарковского такие, как изгнание, вера, сложные семейные взаимоотношения, болезнь – были пережиты непосредственно самим режиссером.
75
5 Фильм был снят Тарковским в 1972 г. См. синемалогию по этому фильму в книге Менегетти А. Онтопсихологическая синемалогия. Указ. соч.
76
6 Подобная музыка часто звучит в фильмах ужасов Дарио Ардженто (род. в 1940 г.).
77
7 См. раздел «Биологический код сновидений» в книге Менегетти А. Образ и бессознательное. – М.: НФ «Антонио Менегетти», 2017.
78
8 1912–2007 гг.
79
9 См. синемалогию в книге Менегетти А. Онтопсихологическая синемалогия. Указ. соч.
80
10 В 1980 Тарковский приезжает в Италию, где вместе с известным итальянским писателем, поэтом и сценаристом Тонино Гуэрра пишет сценарий к фильму «Ностальгия».
81
11 Например, у Феллини остался дом, который достался ему от родителей. Тарковский умер в клинике. Рассказывая истории лучше других, они создавали истории, которые были всеми желаемы.
82
12 См. раздел «Музыкальное здоровье» в книге Менегетти А. Учебник по мелолистике. – М.: НФ «Антонио Менегетти», 2018.
83
13 См. раздел «Искусство и общество» в настоящем издании.
84
14 См. Менегетти А. Онтопсихологическая педагогика. – М.: БФ «Онтопсихология», 2010.
85
15 Как в одной из сцен фильма «Солярис».
86
16 При создании фильма Феллини, Тарковский и многие другие режиссеры испытывали разрядку, но не понимали собственный фильм, точно также как сновидец не понимает собственный сон.
87
17 Эмоция: от лат. actio me agit – действие меня сотрясает; от греч. έµος κτίζω [emos ktizo] – я потрясен, взволнован.
88
18 См. раздел «Семантика-призрак» в книге Менегетти А. Проект «Человек». – М.: НФ «Антонио Менегетти», 2018.
89
19 Образная: в итальянской версии iconica от гр. είκόνοσ [eikόnos], родительный падеж είκών [eikόn] – образ.