bannerbanner
Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
2 из 3

Кейти: Ну, так и должно быть. Ты должна называть его нуждающимся, пока ты не придешь к ясному и честному общению с самой собой. Так что давай проясним ситуацию. Сейчас ты будешь твоим мужем и будешь очень нуждаться. А я буду играть роль ясности.

Мэри: Мистер Нуждающийся входит и говорит: «У меня сейчас был замечательный телефонный разговор. Ты должна об этом услышать. Этот парень, он будет потрясающим в нашем бизнесе. И еще один звонок…» И он все говорит и говорит. А я ведь занята. У меня сроки поджимают.

Кейти: «Дорогой, я слышу, что у тебя был замечательный телефонный разговор. Я рада этому, но также сейчас мне бы хотелось, чтобы ты вышел из комнаты. Я должна закончить свою работу в срок».

Мэри: «Мы должны поговорить о наших планах. Когда мы летим на Гавайи? Мы должны определиться с авиакомпанией…»

Кейти: «Я слышу, что ты хочешь поговорить о наших планах поездки на Гавайские острова, поэтому давай обсудим это вечером, за ужином. А сейчас я действительно хочу, чтобы ты вышел из комнаты. Я должна закончить свою работу в срок».

Мэри: «Если бы позвонил кто-то из твоих подруг, то ты бы говорила с ней целый час. А меня ты не хочешь послушать и две минуты?»

Кейти: «Может быть, ты и прав, но сейчас я хочу, чтобы ты вышел из комнаты. Может быть, я говорю слишком холодно, но это не так. Я просто должна закончить свою работу в срок».

Мэри: Я это так не делаю. Обычно я грублю ему, из меня просто дым идет.

Кейти: Ты вынуждена быть грубой, потому что боишься сказать правду и сказать «нет». Ты не говоришь ему: «Дорогой, я хочу, чтобы ты вышел. Я должна закончить свою работу в срок», потому что ты от него чего-то хочешь. Как ты обманываешь себя и его? Что именно тебе от него нужно?

Мэри: Я никогда и ни с кем не прямолинейна.

Кейти: Потому что тебе от нас что-то нужно. Что?

Мэри: Я не переношу, когда кому-то не нравлюсь. Я не хочу дисгармонии.

Кейти: То есть ты хочешь нашего одобрения.

Мэри: Да, и хочу поддерживать гармонию.

Кейти: Дорогая, «если твой муж одобряет все, что ты говоришь и делаешь, значит, в твоем доме есть гармония» – это правда? Это работает? В твоем доме есть гармония?

Мэри: Нет.

Кейти: Ты жертвуешь своей целостностью ради гармонии в доме. Это не работает. Освободи себя от поисков любви, одобрения и признательности от кого бы то ни было. И посмотри, что будет происходить в реальности, – просто из интереса. Еще раз прочти свое утверждение.

Мэри: Я хочу, чтобы мой муж не нуждался во мне.

Кейти: Хорошо. Переверни это.

Мэри: Я хочу, чтобы я не была нуждающейся.

Кейти: Да, тебе необходима вся эта гармония. Тебе нужно его одобрение. Тебе нужно, чтобы его дыхание изменилось. Тебе нужно, чтобы его сексуальное влечение к тебе поменялось. Кто же нуждающийся? Кто от кого зависит? Давай перевернем весь список твоих утверждений.

Мэри: Мне нужно, чтобы я не была нуждающейся, чтобы я не была зависимой…

Кейти: От твоего мужа, возможно?

Мэри: Я хочу быть более успешной. Я хочу не хотеть заниматься сексом с собой.

Кейти: Последнее может оказаться реальным, если ты исследуешь это утверждение. Как часто ты повторяешь про себя историю о том, что, когда твой муж занимается с тобой сексом, ты это ненавидишь?

Мэри: Постоянно.

Кейти: Да. Ты занимаешься с ним сексом в воображении и думаешь, как это ужасно. Ты вновь и вновь рассказываешь историю, что значит заниматься сексом с твоим мужем. Именно эта история вызывает у тебя отвращение, а не твой муж. Секс без истории никогда ни у кого не вызывал отвращения. Он просто есть то, что он есть. Ты либо им занимаешься, либо нет. Именно наши мысли о сексе отвращают нас от него. Запиши это тоже, милая. Ты можешь исписать целый Вопросник о своем муже и сексуальности.

Мэри: Я поняла.

Кейти: Хорошо. Переверни следующее утверждение.

Мэри: Я хочу привести себя в хорошую форму. Но я уже в форме.

Кейти: В самом деле? А как относительно мыслей?

Мэри: О да. Над этим я могу поработать.

Кейти: Ты делаешь все, что возможно?

Мэри: Да.

Кейти: Может быть, и твой муж тоже. «Он должен быть в хорошей форме» – это правда?

Мэри: Нет, он не в форме.

Кейти: Как ты реагируешь, когда веришь в мысль, что он должен быть в форме, а он не в форме? Как ты к нему относишься? Что ты говоришь? Что ты делаешь?

Мэри: Все едва заметно. Я демонстрирую ему свои мускулы. Я никогда не смотрю на него с одобрением. И никогда им не восхищаюсь. Я никогда не делаю ничего хорошего в этом направлении.

Кейти: Хорошо, закрой глаза. Взгляни на себя, смотрящую на него таким образом. Теперь посмотри на его лицо. (Следует пауза. Мэри вздыхает.) Держи глаза закрытыми. Снова посмотри на него. Кем бы ты была, находясь рядом с ним без мысли, что он должен быть в форме?

Мэри: Я бы посмотрела на него и увидела, как он красив.

Кейти: Да, ангел мой. И ты бы поняла, как сильно его любишь. Разве это не замечательно? Это очень вдохновляет. Давай побудем там минутку. Посмотри, как ты к нему относишься, а он все равно хочет поехать с тобой на Гавайи. Это ведь удивительно!

Мэри: Что удивительно в этом человеке – я такая ужасная и злая, а он любит меня без всяких условий. Это сводит меня с ума.

Кейти: «Он сводит тебя с ума» – это правда?

Мэри: Нет, скорее мои мысли сводят меня с ума.

Кейти: Итак, давай вернемся назад. «Он должен привести себя в форму» – переверни это.

Мэри: Я должна привести себя в форму. Я должна привести мое мышление в форму.

Кейти: Да. Каждый раз, когда ты смотришь на него и испытываешь отвращение, приводи свои мысли в форму. Осуди своего мужа, запиши это, задай четыре вопроса и сделай переворот. Но только если ты устала от боли. Хорошо, моя дорогая, я думаю, что ты поняла. Просто продолжай Работу с остальными утверждениями из твоего Вопросника в том же духе. Я с удовольствием поработала с тобой. И добро пожаловать в исследование. Добро пожаловать в Работу.

* * *

Уйдите в сторону от всех мыслей —

и не будет места, куда вы не можете пойти.

Сосан (третий патриарх Дзен)

В книге «Любить то, что есть» Кейти дала вам все необходимое для самостоятельного выполнения Работы индивидуально или в группе. Книга будет вести вас шаг за шагом через весь процесс, и на этом пути вы увидите многих людей, выполняющих Работу непосредственно с Кейти. Эти диалоги один на один с Кейти, которая проясняет наиболее запутанные человеческие проблемы, являются примерами – некоторые из них весьма драматичными, как обычные люди обретают собственную свободу через исследование.

Стивен Митчелл

Работа – это всего лишь четыре вопроса. В ней нет мотива, в ней нет никаких привязок. Она – ничто без твоих ответов. Эти четыре вопроса дополнят любую программу, которой ты следуешь, и усилят ее. Во что бы ты ни верил, они только возвысят веру. Если у тебя нет веры – они подарят тебе радость. И они сожгут все, что не является для тебя истиной. Они приведут к реальности, которая тебя всегда ожидала.

Как читать эту книгу

Предназначение этой книги – помочь вам стать более счастливыми. Тысячи людей уже делали Работу, и она показала свою действенность. Книга «Любить то, что есть» расскажет вам, как практически использовать Работу в своей собственной жизни.

Вы начинаете с проблем, которые вызывают у вас раздражение или депрессию. В книге показано, как записать их в форме, удобной для исследования. Затем вам будут представлены четыре вопроса и продемонстрировано, как применить их к вашим проблемам. Вы сможете увидеть, как Работа помогает найти простые, радикальные и изменяющие жизнь решения.

В книге есть упражнения, которые научат вас использовать Работу с большой глубиной и точностью и покажут, как она действует в любой ситуации. После выполнения Работы с близкими для вас людьми вы узнаете, как проводить ее в отношении наиболее болезненных вещей – денег, например, болезни, несправедливости, ненависти к себе или страха смерти. Вы также научитесь распознавать подспудные убеждения, которые скрывают от вас реальность, и узнаете, как работать с самоосуждением, нарушающим ваше душевное равновесие.

В книге приведено множество примеров и историй, как такие же люди, как вы, делают Работу и верят, что их проблемы неразрешимы, уверены, что они должны страдать до конца своей жизни, потому что их любимый ребенок умер или потому, что они живут с человеком, которого больше не любят. Вы встретитесь с матерью, паникующей из-за плачущего младенца, и с женщиной, живущей в страхе из-за падения рынка ценных бумаг, и с людьми, которых терроризируют мысли о перенесенной в детстве травме или просто пытающимися найти общий язык с неуживчивым коллегой. Вы увидите, как они находят выход из своих страданий, и, может быть, через опыт этих людей и практические примеры в этой книге вы найдете свой собственный выход.

Каждый познает Работу своим собственным путем. Некоторые учатся процессу, наблюдая за разворачивающимися диалогами. (Я призываю вас читать их активно – обращаясь по ходу чтения за собственными ответами.) Другие изучают Работу, непосредственно выполняя ее: исследуя то, что беспокоит их в данный момент, с ручкой и бумагой. Я предлагаю вам сначала прочесть главу 2, а также, возможно, главу 5, чтобы усвоить основополагающие инструкции. Затем вы можете последовательно прочитать все диалоги – но только если чувствуете, что это вам полезно. Если вам нравится перелистывать страницы и переходить к диалогам, темы которых вас интересуют больше и важны для вас практически, – все в порядке. Возможно, вы предпочтете следовать за нитью инструкций, проходящей через всю книгу, и углубляться в представленные диалоги время от времени. Я верю, что вы найдете наиболее подходящий вам вариант.

Мы входим в то пространство, где можем всем управлять, – внутрь себя.

1

Несколько основных принципов

Что мне нравится в Работе, так это то, что она позволяет войти внутрь себя и найти свое счастье, прожить то, что уже существует в тебе, – неизменное, неподвижное, вечно присутствующее, вечно ожидающее. Не нужно никакого учителя. Ты и есть тот учитель, которого ты ждал. Ты – тот, кто может прекратить твои страдания.

Я часто говорю: «Не верь ничему из того, что я говорю». Я хочу, чтобы ты открыл то, что истинно для тебя, а не для меня. Как бы то ни было, многие считают изложенные ниже принципы полезными, чтобы приступить к Работе.

Замечай, когда ты мысленно споришь с реальностью

Мы страдаем, только когда верим мысли, противоречащей тому, что есть. Когда разум совершенно ясен, тогда предметом нашего желания становится то, что есть.

Если ты хочешь, чтобы реальность была иной, чем она есть на самом деле, то с таким же успехом можешь попытаться научить кошку лаять. Ты можешь пытаться вновь и вновь, но в конце концов кошка все равно посмотрит на тебя и издаст звук «мяу». Бесполезно желать, чтобы реальность была иной, чем она есть. Конечно, при желании можно потратить остаток своей жизни на попытки научить кошку лаять.

Но если ты обратишь на это внимание, то убедишься, что подобные мысли возникают у тебя десятки раз в день. «Люди должны быть добрее». «Дети должны вести себя хорошо». «Мои соседи должны лучше ухаживать за своим газоном». «Очередь в магазине должна двигаться быстрее». «Мой муж (или жена) должен соглашаться со мной». «Я должна быть более стройной (или более красивой, или более успешной)». Эти мысли выражают желание, чтобы реальность была иной, чем она есть. Ты считаешь, это звучит депрессивно? Ты прав. Все стрессы, которые мы испытываем, вызываются неприятием того, что есть.

После того как я пробудилась к реальности в 1986 году, люди часто упоминали обо мне как о женщине, которая подружилась с ветром. Барстоу – это городок в пустыне, где ветер дует слишком часто, и все это ненавидят. Люди даже уезжали отсюда, потому что они не могли выносить постоянный ветер. Я подружилась с ветром – с реальностью, потому что поняла: у меня нет выбора. Я осознала, что противостоять реальности – это безумие. Когда я спорю с ней, я проигрываю в 100 % случаев. Откуда я знаю, что ветер должен дуть? Он дует!

Люди, являющиеся новичками в Работе, часто говорят мне: «Но если я перестану возражать против реальности, то это ослабит меня. Если я просто приму реальность, как она есть, я стану пассивным. Я могу даже потерять желание действовать». Я отвечаю им вопросом: «Можешь ли ты действительно знать, что это правда? Что придает тебе больше сил? – “Жаль, что я потерял свое место” или “Я стал безработным, какие разумные решения я могу принять теперь?”»

Работа показывает: то, что, как ты думал, не должно было произойти, должно было произойти. Это должно было произойти, потому что это произошло, и никакие рассуждения не могут этого изменить. Это не значит, что ты миришься с этим или это одобряешь. А означает лишь то, что ты можешь смотреть на вещи без сопротивления и без смятения, вызванного твоей внутренней борьбой. Никто не хочет, чтобы его дети болели, никто не хочет попадать в автомобильную аварию, но, когда это случается, что толку мысленно возражать против этого? Это ни к чему не приведет, но мы продолжаем сопротивляться, потому что не знаем, как остановиться.

Я люблю то, что есть, не потому, что я духовный человек, а потому, что споры с реальностью причиняют мне боль. Мы можем быть уверены в том, что реальность хороша такая, какая она есть, потому что мы испытываем напряжение и растерянность, когда спорим с ней. Мы не испытываем чувства естественности или равновесия. Когда мы перестаем противостоять реальности, наше поведение становится простым, гибким, доброжелательным и лишенным страха.

Занимайся своими собственными делами

Я могу найти во Вселенной только три типа дел: мои, твои и Божьи. (Для меня слово «Бог» означает «реальность». Реальность – это Бог, потому что она управляет всем. Все, что находится за пределами моего контроля, твоего и чьего бы то ни было контроля, я называю делами Бога.)

Значительная доля наших стрессов происходит от того, что мысленно мы находимся вне наших собственных дел. Когда я думаю: «Тебе нужно найти работу; я хочу, чтобы ты был счастлив; тебе нужно прийти вовремя; тебе нужно лучше о себе заботиться», то занята твоими делами. Если я беспокоюсь по поводу землетрясений, наводнений, войны или о своей смерти, то занята делами Бога. Если я мысленно занята твоими делами или делами Бога, то следствием является отделение. Я заметила это еще в начале 1986 года. Когда я мысленно входила, например, в дела моей матери и думала: «Моя мать должна меня понимать», то сразу же переживала чувство одиночества. И осознала, что каждый раз, когда я испытывала обиду или одиночество, то была занята чьим-то чужим делом.

Если ты живешь своей жизнью и я мысленно живу твоей жизнью, то кто же тогда здесь живет моей жизнью? Мы оба находимся где-то там. Я мысленно занята твоим делом, и это мешает мне заниматься своим собственным. Я отделена от самой себя и удивляюсь, почему моя жизнь не идет так, как надо.

Думать, будто я знаю, что именно лучше всего подходит для кого-то другого, означает заниматься не своим делом. Даже если это происходит во имя любви, это является гордыней, а в результате – напряжение, тревога и страх. Знаю ли я, что правильно для меня самой? Это единственное дело, которое меня касается. Дай мне разобраться с этим, прежде чем я попытаюсь решить твои проблемы.

Если ты достаточно хорошо осознаешь существование трех типов дел, чтобы заниматься только своими собственными делами, то это может освободить твою жизнь так, как ты даже не можешь себе представить. В следующий раз, когда ты почувствуешь стресс или дискомфорт, спроси себя, чьим делом ты мысленно занят, и ты, возможно, рассмеешься! Этот вопрос может вернуть тебя обратно к себе. И ты, возможно, придешь к пониманию, что ты никогда реально не присутствовал в своем настоящем, а мысленно всю жизнь пребывал в делах других людей. Простое осознание, что ты занимаешься делами кого-то другого, может вернуть тебя к прекрасному самому себе.

Если ты немного попрактикуешься, то увидишь, что у тебя нет и никаких своих дел и что твоя жизнь прекрасно идет сама по себе.

Встречай свои мысли с пониманием

Мысль безвредна до тех пор, пока мы в нее не поверили. Не сами по себе наши мысли, а наша приверженность им вызывает страдание. Приверженность мысли означает безусловную веру, что она истинна. Сама вера – это мысль, к которой мы привязаны, часто годами.

Большинство людей думают, что они и есть именно те, кем считают себя в своих мыслях. Однажды я заметила, что не я дышу, а через меня дышат. Затем я, к своему изумлению, также заметила, что не я думаю – что в действительности через меня думают, а в моих мыслях нет ничего личного. Случалось ли тебе проснуться утром и сказать себе: «Пожалуй, сегодня я не буду думать»? Слишком поздно: ты уже думаешь! Мысли просто появляются. Они приходят ниоткуда и уходят в никуда, подобно облакам, бегущим по чистому небу. Они приходят, чтобы уйти, а не остаться. Они не причиняют вреда, если только мы не привязываемся к ним, словно они истинны.

Никто не способен контролировать свои мысли, хотя некоторые люди рассказывают, как они это делают. Я не отпускаю свои мысли – я встречаю их с пониманием. Тогда они сами отпускают меня.

Мысли подобны легкому ветерку, или листьям на деревьях, или падающим каплям дождя. Они появляются таким же образом, и, исследовав их, с ними можно подружиться. Будешь ли ты спорить с дождевой каплей? В дождевых каплях нет ничего личного, как и в мыслях. Если однажды ты встретишь болезненную идею с пониманием, то в следующий раз, когда она появится, она может показаться тебе интересной. То, что казалось кошмаром, теперь просто интересно. Когда она появится снова, ты можешь найти ее забавной. А в следующий раз ее можно будет просто не заметить. В этом сила любви к тому, что есть.

Осознавай свои истории

Я часто использую слово «история», когда говорю о мыслях или о череде мыслей, в истинности которых мы убедили себя. История может быть о прошлом, настоящем или будущем. Она может быть о том, как должны обстоять дела, какими они могли бы быть или почему они существуют. Истории возникают в наших умах сотни раз за день: когда кто-то встает и молча выходит из комнаты, или кто-то не улыбается тебе либо не отвечает на телефонный звонок, или, наоборот, когда незнакомый человек улыбается; перед тем как открываешь важное письмо или когда ты замечаешь необычное ощущение в грудной клетке; когда начальник просит тебя зайти к нему в кабинет или когда твой партнер говорит с тобой каким-то не тем тоном. Истории – это непроверенные, неисследованные теории, которые рассказывают нам, что означают все эти вещи. Мы даже не осознаем, что это всего лишь теории.

Как-то раз, когда я зашла в женский туалет в ресторане недалеко от моего дома, из кабинки вышла женщина. Мы улыбнулись друг другу, а когда я закрывала дверь, она начала напевать и мыть руки. Я подумала: «Какой приятный голос!» Затем я услышала, что она вышла, и обратила внимание на мокрое сиденье. «Как можно быть такой некультурной? – подумала я. – И как она ухитрилась залить все сиденье? Она стояла на нем?» Затем мне пришло в голову, что она была мужчиной – трансвеститом, который пел фальцетом в женской уборной. Мне пришло в голову пойти за ней (за ним) и сказать ему, что за безобразие он устроил. Пока я вытирала сиденье, я думала обо всем, что я ему скажу. Затем я спустила воду. Вода вырвалась из чаши унитаза и забрызгала сиденье. А я просто стояла и смеялась.

В этом случае естественный ход событий был настолько добр, что разъяснил всю историю, пока она не получила продолжения. Обычно этого не происходит; пока я не нашла исследование, мне не удавалось останавливать такие мысли. Маленькие истории порождали большие истории, большие истории порождали общие теории о жизни – о том, как она была ужасна и каким опасным местом был этот мир. Раньше это кончалось тем, что я чувствовала себя настолько испуганной и подавленной, что не могла покинуть свою спальню.

Когда ты оперируешь неисследованными теориями о том, что происходит, и ты даже не осознаешь этого, ты находишься в состоянии, которое я называю сном. Часто сон становится тревожным, иногда он даже превращается в кошмар. В таких случаях у тебя может возникнуть желание проверить истинность своих теорий, проведя с ними Работу. Работа всегда уменьшает размер твоей дискомфортной истории. Кем бы ты был без нее? Насколько твой мир состоит из непроверенных историй? Ты не будешь этого знать, пока не проведешь исследование.

Ищи за страданием мысль

Я никогда не испытывала стрессовых чувств, которые не были бы вызваны привязанностью к неправдивой мысли. За каждым дискомфортным чувством есть мысль, которая не является истиной для нас. «Ветер не должен дуть». «Мой муж должен со мной соглашаться». Сначала у нас появляется мысль, которая спорит с реальностью, затем у нас возникает стрессовое ощущение, а потом мы действуем на основе этого ощущения, создавая себе еще больший стресс. Вместо того чтобы понять первопричину стресса – мысль, мы пытаемся изменить свои стрессовые ощущения, направляя свой поиск вовне. Мы пытаемся изменить кого-то другого или мы обращаемся к сексу, еде, алкоголю, наркотикам или деньгам, чтобы обрести временный комфорт и иллюзию контроля.

Можно легко оказаться просто раздавленным каким-нибудь всеобъемлющим неодолимым чувством, поэтому полезно помнить, что любой стресс подобен сочувствующему будильнику, который говорит: «Ты в плену у сна». Депрессия, боль, страх – это дары, которые говорят тебе: «Милый, обрати внимание на то, о чем ты сейчас думаешь. Ты живешь в истории, которая не является для тебя истиной». Находясь в плену у сна, мы пытаемся изменить ощущение стресса и управлять им, обращаясь к чему-то вовне. Обычно мы не осознаем мысль, запускающую чувство. Вот почему я говорю, что чувство является будильником, который сообщает тебе, что есть мысль, с которой тебе, возможно, захочется провести Работу. Изучение ошибочной мысли всегда возвращает тебя к тому, кем ты в действительности являешься. Это мучительно – верить, что ты иной, чем ты есть на самом деле, проживать другую историю, чем счастье.

Если ты сунешь руку в огонь, разве кому-нибудь нужно говорить тебе отдернуть ее? Надо ли тебе принимать решение об этом? Нет, когда твоя рука обжигается, она сама отдергивается. Тебе не надо направлять ее, рука двигается самостоятельно. Точно так же, как только ты с помощью исследования поймешь, что неправдивая мысль вызывает у тебя страдание, ты отодвинешься от нее. До появления этой мысли ты не страдал, а с ней – страдаешь. Когда ты осознаешь, что мысль не является правдой, то страданий опять нет. Вот так действует Работа. «Как я реагирую, когда верю в эту мысль?» (Рука в огне.) «Кем я буду без этой мысли?» (Рука отдергивается от пламени.) Мы смотрим на мысль, мы чувствуем, что наша рука в огне, и естественным образом движемся к исходной позиции, никому не надо нам ничего говорить. И в следующий раз, когда мысль появляется, разум автоматически отодвигается от огня. Работа приглашает нас к осознанию внутренних причины и следствия. Когда мы осознаем это, все наши страдания начинают распадаться сами собой.

Исследование

Я использую слово исследование как синоним Работы. Исследовать или изучать означает разобрать мысль или историю по четырем вопросам и сделать перевороты (объясняется в следующей главе). Исследование – это способ покончить с путаницей и обрести внутреннее спокойствие даже в мире очевидного хаоса. В первую очередь исследование связано с осознанием, что все ответы, в которых мы когда-либо нуждались, всегда доступны нам внутри самих себя.

Исследование – это больше, чем техника: оно возрождает к жизни из глубин внутри нас нашу изначальную сущность. После некоторой практики исследование начинает жить своей собственной жизнью в тебе самом. Оно появляется, как только возникают мысли, и действует как их противовес и партнер. Это внутреннее партнерство дает тебе свободу жить в качестве доброжелательного, подвижного, бесстрашного и радостного слушателя, собственного ученика и друга, который наверняка не будет возмущаться, критиковать или таить обиду. Наконец, осознание начинает происходить автоматически и становится образом жизни. Естественно, неизбежно и необратимо мир и радость прокладывают себе дорогу в каждый уголок твоего сознания, во все взаимоотношения и переживания. Этот процесс настолько тонок, что ты можешь даже не осознавать его. Ты, возможно, будешь только знать, что раньше тебе было больно, а теперь нет.

Либо ты привязываешься к своим мыслям, либо ты исследуешь их. Иного не дано.

На страницу:
2 из 3