Полная версия
Чистое Сознание
Чистое Сознание
Д. Кокшаров
© Д. Кокшаров, 2024
ISBN 978-5-0051-5967-0
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
Чистое Сознание
3-е издание, исправленное
Он меньше малейшего атома; Он больше всего сущего.
Катха-УпанишадаОн – совершенный, не составлен из элементов или частей.
Шанкара, «Вивека Чудамани»Видящий не единство, а различие, бредёт от смерти к смерти.
Катха-УпанишадаТот, кто видит, пусть даже малейшие, признаки различия в Абсолютном Брахмане, останется по этой причине в состоянии ужаса.
Шанкара, «Вивека Чудамани»Кто же видит двоицу либо видит различие, тот не видит Бога.
Майстер ЭкхартЯ есмь непрерывное Бытие-Сознание-Блаженство и Я безграничен как пространство.
Даттатрейя, «Авадхута-Гита»Тат твам аси (Ты есмь То).
Чхандогья-УпанишадаАхам Брахмасми (Я есмь Брахман).
Брихадараньяка-УпанишадаЧистое Сознание
Всё многообразие существ и предметов пустотного в своей основе Бытия (Мироздания, Творения, Вселенной) представляет собой совокупность неисчислимого множества последовательно сужающихся и дробящихся видов сосредоточения (концентрации) внимания Чистого, Необусловленного, Беспредельного Божественного Сознания, отождествляющего (идентифицирующего) Себя с «мыслимыми» Им конечными (условными, ограниченными, относительными) «образами». Это самоотождествление Чистого Сознания с в действительности не существующими в отрыве от Него «порождаемыми» Им «образами» приводит к кажущемуся (для самих «образов») появлению самостоятельных и независимых конечных существ, предметов и явлений, которые сами и есть эти «образы» и которые вместе составляют всё то причинное, тонкое и грубое многообразие, что именуется проявленным Бытием (Мирозданием, Творением, Вселенной). Естественное самопроявление Чистого Сознания «из» Себя Самого и «в» Себе Самом, вследствие которого образуются конечные существа, предметы и явления многоликой Вселенной, воспринимается ими как Акт Божественного Творения, или Деяние Божественного Созидания. С «точки зрения» же Чистого Сознания последовательный ряд событий, приписываемый конечными существами Его Проявлению в виде череды «шагов» по сотворению проявленного Бытия, последующему его развитию, а вслед за этим, быть может, и уничтожению, недействителен, поскольку не отражает собой в полной мере того «первоначального» и единственного целостного «Деяния», которое «было» «осуществлено» Чистым Сознанием «сразу» и «одномгновенно» «прежде всех времён» в Безначальной и Неизменяющейся Вечности.
Чистое Сознание, именуемое конечными существами, обитающими на Земле, Богом, Отцом, Сущим, Вечным, Неделимым, Недвойственностью (Адвайтой1), Беспредельностью (Бесконечностью), Совершенством (Абсолютом2), Единым, Полнотой (Плеромой3, Пурной4), Всерасширяющимся (Брахманом5), Высшим Благом (Парамашивой6), Великой Печатью (Махамудрой7), есть не что иное, как Та Неизречённая Истина, Которая содержит в Себе всё и в Которой нет ничего. Оно есть Та Тайна, о Которой нельзя помыслить или сказать что бы то ни было. «Дао, которое может быть выражено словами, не есть постоянное Дао»8. Оно пустотно по Своей природе, Оно не имеет образа, Оно везде и Оно нигде, Оно во всём и Оно вне всего, Оно – всё и Оно – ничто. В Нём нет различий и частей, Оно целостно и неразрывно, Оно постоянно и нерушимо, Оно однородно и непрерывно, Оно без начала и без конца, «Он [о] меньше малейшего атома; Он [о] больше всего сущего»9. То Безначальное, Неделимое, Предвечное, Непостижимое, Внепространственное и Вневременно́е Чистое Существование, Которое невозможно описать или выразить словами и Которое нельзя наделить никакими качествами или признаками. Лишь Оно Одно – Единое и Неделимое – в действительности и существует, всё прочее – множественное и разделённое – есть лишь кажимость, иллюзия, мираж.
Это Чистое Сознание есть единственная Реальность10, скрывающая в Себе все возможности, и помимо Него не существует ничего. То же, что не тождественно Чистому Сознанию, на самом деле представляет собой самообман, иллюзию, мираж, обусловленный той ограниченностью восприятия и осознания Действительности, которая присуща относительным и конечным существам, находящимся в том, что ими называется «проявленное Мироздание».
С незапамятных времён умы людей смущает столь сложная и непонятная для многих древняя Тайна Чистого Сознания, искомая на протяжении веков многочисленными религиозными, философскими и эзотерическими направлениями, пытавшимися раскрыть и объяснить Её Суть. Вокруг Тайны этой выросло огромное множество самых разнообразных умозрительных толкований, в связи с чем разгадка Её с каждым шагом искателями и испытателями отодвигалась на всё более отдалённое и труднообозримое место и время. В попытках разгадать Тайну эту христианскими богословами описывались Отец, Сын и Святой Дух, объяснявшиеся как единосущные друг другу Лица или Ипостаси11 Триединой Божественной Троицы. В индуистских толкованиях давалось описание так называемого Тримурти12, олицетворяемого верховными божествами Брахмой13, Вишну14 и Шивой15. В тантрических, шиваитских и шактийских учениях говорилось о принципах Шивы и Шакти16. В философии Санкхьи указывалось на Пурушу17 и Пракрити18. В философии Веданты описывались Брахман и Майя19. В теософских сочинениях говорилось о первом, втором и третьем Логосах20. В славяно-арийской традиции указывалось на Рамху и Инглию21, а также на Триглава22. Во всех упомянутых случаях, однако же, речь идёт об очень близких (хотя далеко не всегда тождественных) по сути понятиях или началах, на которых основывается и из которых развернулась вся проявленная в её причинных, тонких и грубых состояниях Вселенная. И Тайна Божественной Единицы, Двоицы и Троицы непосредственно связана с этими началами, на которых и держится всё.
В Своей Незапятнанности Чистое Сознание из всего известного и познаваемого в относительном измерении, то есть в проявленном Бытии, есть Ничто. Оно превосходит все мыслимые и немыслимые понятия и уловления. Оно выше познания и выше не-познания. «Поистине, это отлично от познанного и выше непознанного»23. Вместе с тем Чистое Сознание охватывает Собою и включает в Себя всё. Но это «всё» в Нём не таково, каковым воспринимается при наблюдении этого «всего» из относительного измерения, то есть из проявленного Бытия. Потому и сказано, что из всего известного и познаваемого в относительном измерении, или в проявленном Бытии, Чистое Сознание есть Ничто. Ибо нет ничего ни в этом, ни в иных мирах, что можно было бы хотя бы отчасти уподобить Чистому Сознанию, так как всегда это было бы Его чудовищным преуменьшением и умалением. Образы неба, пространства, пустоты, которые всё в себе содержат и которые при этом не сливаются ни с чем, – лишь блеклые тени той Истины, которая скрывается за выражениями «Чистое Сознание» или «Чистое Существование». Потому-то Оно и названо Тайной, ибо средствами относительного измерения, или проявленного Бытия, Оно воистину непостижимо и непознаваемо, и указывать на Него какими бы то ни было строго очерченными сравнениями и уподоблениями – в действительности то же самое, что и преуменьшать или умалять Его Суть. Тайна, Истина, Непознаваемое – вот каким образом можно было бы отчасти указать на То Неизречённое и Неописуемое, что именуют Богом, Абсолютом, Парабрахманом24, Парамашивой, Адвайтой, Махамудрой, Дао, Отцом.
«Он Тот, рядом с Кем никого нет, Один без второго»25, – эта истина прозвучала когда-то на Земле. Смысл её недвойственен по своей природе и передаёт собою Суть Того, Что есть БОГ. Один без второго – это значит, что есть только ОН и нет ничего, что не входило бы в НЕГО, что не было бы тождественно ЕМУ, что было бы как-то из НЕГО выделено или от НЕГО обособлено, равно как что было бы ЕГО частью. Только ОН – и больше нет ничего. Это Безграничное, Незапятнанное, Свободное, Всевмещающее и Всенаполняющее, Неделимое и Недвойственное ЧИСТОЕ СОЗНАНИЕ (ОСОЗНАВАНИЕ), Которое вместе с тем есть и ЧИСТОЕ БЫТИЕ (СУЩЕСТВОВАНИЕ), исполненное ЧИСТЫМ БЛАЖЕНСТВОМ (СЧАСТЬЕМ). Мистики26 разных времён и народов именно так распознавали и описывали Его – как Безграничное, Необусловленное, Вечное БЫТИЕ-СОЗНАНИЕ-БЛАЖЕНСТВО (САТ-ЧИТ-АНАНДА27). Однако ни одно слово, ни один образ, ни одно понятие и ни одно переживание по-настоящему не в силах передать То, Чем является Это БЕЗНАЧАЛЬНОЕ, БЕЗВРЕМЕННОЕ, БЕЗГРАНИЧНОЕ и ЧИСТОЕ СОЗНАНИЕ-СУЩЕСТВОВАНИЕ-БЛАЖЕНСТВО – БОГ, НЕДВОЙСТВЕННОСТЬ, ИСТИНА, ТАЙНА, ЧИСТОТА. Слишком грубы и несовершенны слова земного языка, мысли одухотворённого разума и даже возвышенные переживания души, чтобы в полной мере запечатлеть, отобразить и перевести непревзойдённое «солнце опыта Адвайты»28. Описаниями можно лишь указать, намекнуть, подвести к предощущению истинного смысла – но не более того, ибо непосредственный духовный опыт Недвойственности обретается лишь в прямом сверхсознательном переживании, превосходящем все действительные возможности, качества и способности тела, чувств, разума и души.
Итак, лишь Чистое Сознание – единственная Действительность. Стало быть, «отдельное» от Него, созданное Им «где-то в стороне» Мироздание существовать не может. Причина же того, почему здесь и сейчас мы осознаём себя отдельными существами, видим и чувствуем окружающий нас мир и других существ, отличаем друг от друга вещи, события и явления мира, а БОГА относим куда-то высоко и далеко – в относительности восприятия.
В зависимости от степени обособленности (отъединения, индивидуализации, эгоитизации) конечных сознаний, являющихся «отпечатками» («проекциями») Чистого Сознания «на фоне» Себя Самого, они по-разному осознают и оценивают свою сопричастность Ему. Так, «одни» «ощущают» «себя» неотличными от Самого БОГА, то есть всецело тождественными Ему как Одному-без-второго: в таком состоянии не существует никаких отдельных существ, а есть один только БОГ. «Другие» – единосущными Ему, то есть одинаковыми по Сути, но различными по проявлению и облику, рождёнными Им из Себя Самого, существующими в проявленном Бытии «вовне» Его и несущими Его «внутри себя» как Дети Божии. «Третьи» – Его созданиями, сотворёнными Им «снаружи» Себя из Его энергетических Излучений, неотъемлемо присущих Его Деятельности, коим характерно признание наличествующей «пропасти» между собой и БОГОМ «размером» с Его Творение. И, наконец, «четвёртые» – живущими сами по себе без необходимости присутствия и существования БОГА как такового в их собственной жизни и в жизни окружающего их Мироздания, то есть оторванными от БОГА, отпавшими от Него.
Этими уровнями осознания степени своей сопричастности Божественному Сознанию или же оторванности от Него описываются основные ступени или виды «взаимоотношений» между БОГОМ и Его созданиями, находящимися на разных стадиях своего развития относительно Его Божественного Совершенства:
1. Недвойственная (Боготождественная, Самотождественная) «ступень», на которой «личность», то есть Сам БОГ в «образе личности» осознаёт кажимость (недействительность, иллюзорность) даже малейшего «своего» и «чьего бы то ни было» отдельного от Себя существования, ступень, на которой существует только БОГ – одно Чистое Сознание, Которое и есть Ты. Мудрость Веданты гласит: «Я есмь Брахман»29, «Ты есмь То»30; Христос выразил это словами: «Я и Отец – Одно»31. Грамотное славянское изречение будет: «АЗ ЕСМЬ». [Аз – это Единое, Самосущее, Недвойственное, Всеобщее, Абсолютное Божественное Я32, тождественное Самому Себе – Единственной, Неделимой и Незапятнанной Действительности – Чистому Сознанию; тогда как «я»33 – это самость (эго34, ахамкара35), существующая в двойственной кажимости (иллюзии) ограниченного бытия.] На этой ступени всякое «Проявление» осознаётся как единосущное Тебе Самому Твоё же непосредственное Воплощение (Аватар36) по тому или иному роду деятельности, в совершенстве проводящее Твою всемогущую Волю. На этой ступени Высшее Я «всех существ», «твоё собственное» Высшее Я и Высшее Я «всего Сущего» переживаются как ОДНО ЦЕЛОЕ – как АЗ ЕСМЬ, или Я – Я37:
«Я – Брахма, Я – Вишну, Я – Рудра, Я – Иша, Я – Садашива. Я – превосхожу Ишвару. Я – всё охватывающий Свидетель, неделимый, однородный Брахман, бесконечный, вечный, само Бытие, непревзойдённое, окончательное Совершенство, Существование, вечное, чистое, просветлённое, освобождённое и высочайшее Блаженство»38.
2. Братская (сестринская) ступень, на которой Божественное Воплощение (Аватар) осознаётся и воспринимается как Старший Брат (Сестра), выступая в качестве мудрого, сострадательного и дорогого Божественного Наставника и Руководителя, открывающего путь высшего Пробуждения и Освобождения и раскрывающего принципы духовного Восхождения в Божественном Творении, даруя высшее вдохновение, помощь и поддержку на духовном пути через «пространство» «твоего» Истинного Я, неотличного от Его Божественного Я – Чистого Сознания. Лишь в относительном измерении между «тобой» и воспринимаемым «тобою» Божественным Воплощением (Аватаром) имеют место различия в степени светоносности и мощи вашего энергетического (телесного) проявления, в Сути же и Ты, и Оно – Одно.
3. Ступень дитя Божиего, на которой взаимоотношения со Всевышним подобны отношениям духовного сына (дочери) с Божественным Отцом (Матерью), переживаемым и осознаваемым как твоё Истинное, Высшее Я, как Само Чистое Сознание. Эта ступень аналогична предыдущей, с той лишь разницей, что внутреннее единство «твоего» сознания в относительном измерении с Божественным Сознанием в Абсолютном «Измерении» менее мощное, в силу чего между «тобой» и Им наличествует определённая духовная «дистанция», исполненная, однако, высочайшими ощущениями благоговения, преданности, самоотверженности, почитания и любви, «направленными», по Божественной Благодати, от «тебя» к Премудрому и Заботливому Прародителю – Верховному БОГУ, пронизанными высочайшей внутренней осознанностью.
4. Ступень преданного в любви, осознавая себя на которой, входишь в наитончайшие, наивнутреннейшие взаимоотношения с Чистым Сознанием, предстающем в облике незримого Всевышнего БОГА (Бхагавана39), Верховного Владыки (Ишвары40), Сущность Которого может представать (а может и не представать) уже отличной от «твоего» Высшего Я. Это взаимоотношения, основанные на безусловной и искренней любви и преданности между «тобой», «находящимся» в Божественном Творении, и БОГОМ, «пребывающим» «высоко» «над» всем Бытием. Частный случай этой ступени – взаимоотношения с наиболее близким «тебе» по Сути зримым Божественным Проявлением (Аватаром), благодаря внутренней близости и единству с Которым ты черпаешь Мудрость и Силу, Милость и Благодать, Свет и Истину Всевышнего БОГА из «пространства» «твоего» Истинного Я, пробуждаемого откликами на внешний образ духовно зримого, любимого и почитаемого Божества, через которое «ты» в высочайшей осознанности верно служишь БОГУ, исполняя Его Волю. Вершиной взаимоотношений с БОГОМ на ступени преданности и любви является вхождение «существа» в поле присутствия (нахождения в прямой близости от) Возлюбленного БОГА и чистейшее духовное служение Ему без посредников41.
5. Ступень Божиего служителя (раба Божиего), на которой БОГ для человека выступает как Недосягаемый Господь, Запредельный Владыка и Повелитель Мироздания, как Верховный Законодатель и Судия всех миров, искреннее, осознанное и преданное служение Которому создаёт возможность восхождения навстречу Ему внутри Его Творения и достижения Его Небесного Царства на определённых, высоких уровнях Бытия. При этом Высшее Я восходящего «существа» не тождественно Высшему Я всего Сущего, то есть БОГУ, но строго разграничено и отделено от Него, несмотря на то, что способно сохранять и усиливать с Ним энергетическое (эманационное) внутреннее единство, но уже, как правило, через посредников, пребывающих на промежуточных уровнях Божественного Творения, в виде Иерархии Его Служителей, проводящей Его Волю. Пределом взаимоотношений с БОГОМ на ступени служителя, или раба, Божьего является достижение им того измерения (мира, локи)
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «Литрес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на Литрес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Примечания
1
Адва́йта (санскр.) – букв.: Недвойственность. Имя БОГА в священных индийских писаниях Упанишадах и в индийском учении Адвайта-Веданты, основателем (возродителем) которой почитается йогин-джнянин Шанкара (Шанкарачарья).
2
Абсолю́т (лат.) – букв.: Совершенство. Имя БОГА в западных (в основном европейских) религиозных, философских системах и эзотерических учениях.
3
Плеро́ма (греч.) – букв.: Полнота. Имя БОГА в христианском мистицизме (в частности, в Гностицизме).
4
Пу́рна (санскр.) – букв.: Полнота, Целостность. Имя БОГА в Упанишадах (см.: Иша-Упанишада).
5
Бра́хман (санскр.) – происходит от: Брах (санскр.) – расти, нарастать; Ман (санскр.) – мыслить, разуметь, отражать. Таким образом, Брахмана можно истолковать как То, из Чего произрастает способность осознавания и развития вообще и Который Сам является беспредельным Всем. Брахман – имя БОГА в Упанишадах и в учении Адвайта-Веданты.
6
Парамаши́ва (санскр.) – букв.: Высшее Благо, Запредельная Милость. Происходит от: Па́ра (санскр.) – сверх, над, за; Ма (санскр.) – Мать, Материя; Ши́ва (санскр.) – Благой, Милостивый. Парамашива – имя БОГА в Недвойственном Шиваизме, известном также как Пара-Адвайта (Высшая Недвойственность), Пратьябхиджня (Самоузнавание), Трика-Йога (Троичная Йога) или Кашмирский Шиваизм.
7
Махаму́дра (санскр.) – букв.: Великая Печать, Великий Знак. Происходит от: Ма́ха (санскр.) – великое, огромное, большое; Му́дра (санскр.) – печать, знак, символ. Махамудра – имя БОГА в эзотерическом Буддизме, известном как учение Махамудры, основателем которого почитается сиддх-йогин Тилопа. Обозначает естественное пребывание в истинной природе Ума, в высшем, недвойственном состоянии Таковости Бытия.
8
Лао-Цзы, «Дао Дэ Цзин», 1 (перевод Ян Хин-Шуна).
9
Катха-Упанишада, 1.2 (перевод Б. Г. Гребенщикова).
10
Реа́льность (лат.) – действительность.
11
Ипоста́сь (греч.) – букв.: Суть, Основание, Сущность.
12
Триму́рти (санскр.) – букв.: тройное (тройственное) проявление (изображение); трёхликость; троеобразность.
13
Бра́хма (санскр.) – букв.: Расширяющийся, Распространяющийся, Рассеивающийся. В Санатана-Дхарме, или Вечной Религии, которую западные учёные прозвали индуизмом, – Бог-Творец, созидающий тонкие и грубые уровни проявленной Вселенной, дающий начало периоду её временного существования.
14
Ви́шну (санскр.) – букв.: Всепроникающий, Всепронизывающий, Вездесущий. В Санатана-Дхарме (индуизме) – Бог-Хранитель, поддерживающий и оберегающий созданную Брахмой проявленную Вселенную в период её временного существования.
15
Ши́ва (санскр.) – букв.: Благой, Милостивый. В Санатана-Дхарме (индуизме) – Бог-Разрушитель, растворяющий проявленную Вселенную по завершении периода её временного существования, переводящий её в непроявленное состояние, предшествовавшее сотворению.
16
В данном случае о Шиве говорится как о вечном, неизменном и неподвижном «мужском» принципе, который есть непроявленное Божественное Сознание, а о Шакти – как о вечном, движущем и превращающем «женском» принципе, который есть действующая Божественная Сила, исходящая из Сознания и порождающая проявленное Бытие.
17
Пу́руша (санскр.) – букв.: Дух; Мужчина; Человек.
18
Пракри́ти (санскр.) – букв.: материальная Первопричина, Праматерия, Первоматерия.
19
Ма́йя (санскр.) – букв.: видимость, кажимость, иллюзия. Брахман и Майя Веданты, по сути, есть то же самое, что и Шива и Шакти Тантризма или Пуруша и Пракрити Санкхьи. Различия заключаются преимущественно в описательном толковании этих принципов исходя из относительных предрасположенностей и качеств индивидуальных сознаний самих толкователей, дающих свои описания средствами конечного измерения.
20
Ло́гос (греч.) – букв.: Слово, Смысл, Разум.
21
Ра́мха и Игнли́я – славяно-арийские аналоги тантрических Шивы и Шакти.
22
Тригла́в (слав.) – букв.: три головы (главы). Например, триглав Сварог-Перун-Велес. Аналог Тримурти индуизма.
23
Кена-Упанишада, 1.4 (перевод А. Я. Сыркина).
24
Парабра́хман (санскр.) – букв.: запредельный, высший Брахман. Происходит от: Па́ра- (санскр.) – Сверх-, Над-, За-; Бра́хман (санскр.) – Бесконечное Сознание, Беспредельное Сознание.
25
Ср.: «Зороастр. Жизненный путь провозвестника в Иране» (воспринято вблизи Абд-ру-шина в силу особого дара одного из призванных к сему): «Он – Наивысший. Рядом с Ним ничего нет».
26
Мисти́ческий (греч.) – букв.: скрытый, тайный. Мистик, таким образом, – это тот, кто открыл и пробудил в себе высшие, превосходящие разум, уровни сознания и пребывает в сверхконцептуальности. Мистик в европейской эзотерике есть тайновед, оккультист или посвящённый, в индийской – джняни или дивья, в гностической – гностик или пневматик, в теософской – архат, адепт или махатма; в славянской – ведун или волхв. Общий признак всякого мистицизма – единение с БОГОМ.
27
Сат-Чит-Ана́нда (санскр.) – букв.: Бытие-Сознание-Блаженство; или: [вечное] Существование, [непрерывное] Осознавание, [неограниченное] Счастье, или [беспредельное] Блаженство.
28
Шанкара, «Вивека Чудамани» («Бриллиант в короне различения») (вариант Шри Раманы Махарши, перевод с английского О. Могилевера).
29
Брихадараньяка-Упанишада, 1.4.10 (перевод А. Я. Сыркина).
30
Чхандогья-Упанишада, 6.8.7: «Ты – одно с Тем» (перевод А. Я. Сыркина).
31
Евангелие от Иоанна, 10:30 (синодальный перевод).
32
Прописная буква без кавычек.
33
Строчная буква с кавычками.
34
Э́го (лат.) – [ограниченное, малое, низшее] «я».
35
Аха́мкара (санскр.) – букв.: принцип [ограниченного, малого, низшего] «я», причина эго. Происходит от: ахам (санскр.) – «я»; кара (санскр.) – причина.
36
Авата́ра (санскр.), Авата́р (хинд.) – букв.: нисхождение (проявление, воплощение) [Божественного].
37
В Санатана-Дхарме (индуизме) этому роду осознания соответствует тип Освобождения, именуемый саюджья-мукти (санскр.) – полное сверхличностное (безличностное) объединение (слияние, отождествление) с БОГОМ как Одним-без-второго.