Полная версия
Фиасоль у себя в норке
Кристин Хельга Гуннарсдоухтир
Фиасоль у себя в норке
Kristín Helga Gunnarsdóttir
Fíasól í hosiló
Text copyright © Kristin Helga Gunnarsdottir, 2004
Illustrations copyright © Halldor Baldursson, 2004
© Борис Жаров, перевод на русский язык, 2020
© ИД «Городец», издание на русском языке, 2020
* * *«Мама, я помогаю тебе тем, что я есть», —
сказала Эрла Гудни, когда ей было 11 летФиасоль[1] – так зовут жизнерадостную девочку семи лет, которой ничего не стоит в любой миг взорваться словно бомбе. Живёт она на улице Грайналюнд в городке Грасабайр, в комнате у неё всегда беспорядок. С ней живут мама, папа, сестра Пиппа одиннадцати лет и самая старшая сестра Бидда, подросток. У них в доме живут ещё две ленивые болонки – Хансина и Йенсина, ну до того ленивые, даже съесть что-то и то им лень. Они ленятся гулять под дождём, встают не раньше полудня, и ещё такие ленивые, что за кошками гоняются только во сне. Спят себе спят и вдруг начинают лаять, значит, им приснились кошки, и на невидимых кошек в стране сновидений они как раз и лают.
Когда-то Фиасоль считала, что самый красивый цвет на свете розовый. Она была готова перекрасить все дома на улице Грайналюнд в розовый цвет и даже думала, что национальный флаг надо сделать розовым[2]. Но сейчас свою розовую одежду она запаковала в коробку. Теперь она хочет носить только синюю и коричневую одежду, потому что на ней не так заметна грязь.
Ингольвюр Гойкюр живёт в доме, который расположен на другой стороне улицы наискосок от дома Фиасоль. Ему девять лет, он её лучший друг.
– Мы никогда не сможем уехать с улицы Грайналюнд, – говорит иногда Фиасоль.
– А почему? – спрашивает мама.
– Потому что рядом всегда должен жить Ингольвюр Гойкюр.
Потом она задумывается.
– Мама, если его родители вдруг решат переехать, нам тоже придётся переехать. Даже если они переедут далеко.
– М-да, – задумчиво говорит мама. – В таком случае я очень надеюсь, что они никогда не переедут, потому что мне нравится жить на улице Грайналюнд.
– И мне тоже нравится, – говорит Фиасоль. – Но больше всего мне нравится жить в моей норке.
– Что ещё за норка? – удивился Ингольвюр Гойкюр, когда однажды Фиасоль сказала, что пойдёт домой к себе в норку.
– Ингольвюр Гойкюр, норка – это очень маленькое и очень уютное место, где всем безопасно и уютно, – ответила Фиасоль и побежала домой в свою норку.
– Больше не буду есть ничего сладкого, – говорит Фиасоль, как следует наевшись сластей. – Терпеть не могу сладкое, – говорит она немного спустя и кладёт в рот большой кусок шоколада. – Я только съем вот это, и тогда конец, – решительно заявляет она.
– Да ну? – удивлённо говорит её старшая сестра Пиппа. – Вчера ты съела ужасно много сладкого.
– Но ведь вчера была суббота. А сегодня воскресенье, и сегодня я его не люблю.
– А что будет завтра? – недоверчиво спрашивает Пиппа. – Завтра понедельник. По понедельникам ты тоже не любишь сладкое?
– Ну да; я вот только-только начала не любить его, в особенности этот кислород.
– Какой ещё кислород? – удивляется Пиппа.
– Да-да, я не люблю кислород. Я думаю, что у меня аллергия на кислород.
– Этого не может быть, – устало говорит Пиппа. – Всем людям нужен кислород. Фиасоль, ты не могла бы жить, если бы не было кислорода.
– Не говори глупостей, – смеётся Фиасоль. – Я прекрасно могу прожить без кислорода. Мне он кажется отвратительным.
– Кислород – невидимая, но необходимая для жизни часть воздуха, которым мы все дышим, и поэтому живём, – раздражённо говорит Пиппа. – У тебя не может быть аллергии на кислород.
Фиасоль задумывается, ей кажется, что Пиппа что-то перепутала.
– Нет, я говорю не о таком кислороде, – говорит она со смехом. – Я имею в виду кислые конфеты, от которых во рту становится кисло. Кислород – это ведь кислый рот, теперь-то ты меня понимаешь?
Пиппа смотрит на Фиасоль, широко раскрыв глаза, и качает головой.
Ты – жизнерадостная девочка, ты – бомба, которая может в любой момент взорваться, – иногда говорит мама, глядя на Фиасоль.
– А это хорошо или плохо? – с сомнением спрашивает Фиасоль. – Я хочу сказать, что хорошо быть жизнерадостным, но готовым взорваться, как бомба, – не очень хорошо.
– Да нет же, взрываться от радости хорошо, хотя и очень шумно, – говорит мама. – Такой взрыв заражает радостью всех, кто находится рядом.
1. Фиасоль и «страшная» комната
«Страшная» комната Фиасоль на самом деле совсем не страшная. Собственно говоря, она очень уютная, только там беспорядок, всюду кучи хлама. И всё-таки Фиасоль считает, что там страшно, поэтому она часто спит на большой кровати у своей сестры Пиппы в комнате по соседству.
– По ночам мне в моей комнате страшно, – говорит Фиасоль, собираясь ложиться спать.
– И почему же? – спрашивает мама.
– Ну, да, под кроватью прячутся привидения, которые пытаются поднять и унести кровать вместе со мной.
– Чепуха, – смеётся мама. – Я ни разу не видела, чтобы твоя кровать двигалась.
– Увидеть это нельзя, – говорит Фиасоль. – Нужно самой почувствовать. Попробуй полежать.
Мама ложится рядом с Фиасоль под большой зелёный лист, который Фиасоль недавно повесила над кроватью, чтобы страшная комната выглядела немного более привлекательной.
– Кровать не двигается, – говорит мама и смотрит на фосфоресцирующие звёзды на потолке.
– Это не в счёт, – говорит Фиасоль. – Сейчас привидения лежат неподвижно, чтобы ты их не заметила и не выгнала из комнаты.
– Какая чепуха, – смеётся мама и смотрит на пол. – Ой! Я вижу перья и восемьдесят нимбов кучей на полу, – говорит мама и кладёт голову на подушку.
– О чём ты говоришь? – спрашивает Фиасоль. – О птицах-привидениях?
– Нет, – говорит мама. – Это целая армия ангелов над твоей кроватью. Им нравится бывать в твоей норке. Правда, приятно свернуться здесь клубочком вместе? – вздыхает мама.
– Конечно, – с удовольствием говорит Фиасоль. – Мне очень нравится в моей норке. – И Фиасоль закрывает глаза.
– Нет, это всё-таки страшная комната, – начинает она бормотать гораздо позже, когда мама уже совершенно уверена, что дочка заснула крепким сном. – Мне больше нравится свёртываться клубочком рядом с сестрой Пиппой.
И так каждый вечер, всегда одна и та же песня.
– Вон там, на подоконнике, маленькие синие чудища. Мама, убери этот ящик с игрушками из комнаты, в нём мохнатые чертенята. Сними халатик с крючка, – говорит она, – а то халатик всегда начинает размахивать рукавами.
В конце концов, она берёт со своей постели одеяло и идёт к Пиппе, которая, лежа на своей большой кровати, читает книгу.
– Приюти меня, Пиппа. Ну пожалуйста. Я заплачу тебе, считай, что половина денег из моей копилки уже твоя. А завтра я приберусь в твоей комнате. И ещё я дам тебе покататься на моём самокате. Пожалуйста, милая Пиппа.
– У меня достаточно денег, – говорит Пиппа. – В моей комнате всегда порядок, а самокат наш общий.
Но иногда Пиппа всё-таки жалеет сестрёнку и пускает её к себе. И тогда уж Фиасоль в полном блаженстве спит в уголке на кровати сестры.
Конечно же, никаких синих чудищ и мохнатых чертенят, и уж тем более пляшущих халатов в комнате Фиасоль не бывает. Поэтому мама решает научить её путешествовать в страну сновидений. Потому что делать это надо правильно.
Как-то вечером Фиасоль пожаловалась на плюшевого мишку, который, усевшись на полку, стал, как она сказала, показывать ей язык.
– Перестань говорить глупости, – сказала мама и прилегла рядом с Фиасоль.
– Но, мама, я не могу здесь заснуть.
В этой страшной комнате мне снятся кошмары. Только закрою глаза, как сразу вижу чудищ, привидений, чертенят и жутких змей.
– Что я слышу? – изумилась мама. – Ты не умеешь гулять в стране снов. Надо думать о приятном. Закрой глаза.
Фиасоль закрыла глаза.
– Где ты?
– В своей постели, – ответила Фиасоль.
– Ну, а если бы ты была не в своей постели, а в каком-то другом месте, куда ты хотела бы попасть?
– Я хотела бы пойти поиграть, – сказала Фиасоль, закрыв глаза.
– Сейчас мы так и сделаем. Ты только что вышла поиграть. Какая у тебя сейчас погода? – спросила мама.
– Солнышко светит, лето, – удовлетворённо пробормотала Фиасоль.
– Да-да, зелёная трава, вокруг все благоухает, – добавила мама. – Что ты делаешь?
– Вместе с Ингольвюром Гойкюром залезла на дерево, – твёрдо сказала Фиасоль.
– У тебя много дел, – сказала мама. – Хватит сидеть на дереве, спускайся. Ингольвюру пора домой, ты останешься одна.
– Но это очень скучно, – пробурчала Фиасоль.
– Нет, совсем не скучно, – приказала мама, – иди во двор за нашим домом.
– Сейчас? – удивилась Фиасоль и открыла глаза. – Мама, сейчас вечер, я в пижаме. Ты посылаешь меня одну в темноту на снег? – возмущённо добавила она.
– Нет-нет, ты понарошку играешь во дворе на травке, светит жаркое летнее солнце, – засмеялась мама. – Закрой глаза и гуляй рядом с домом по зелёной траве.
– Я понимаю тебя, – улыбнулась Фиасоль и закрыла глаза. – Сейчас вокруг меня высокая трава, – сказала она.
– Ты босиком? – спросила мама.
– Совсем нет, – сказала Фиасоль. – Я в резиновых тапочках.
– Сними тапочки и ходи босиком. Ложись на траву, закрой глаза, – сказала мама.
– Я закрыла глаза.
– Знаю, сейчас ты лежишь, закрыв глаза, под жаркими лучами солнца на траве. Цветы благоухают, поёт золотистая ржанка. Слышишь? – спросила мама и засвистела, как птичка: – Тир-рин-тиу.
– Да-а, – тихо сказала Фиасоль, лежа неподвижно с закрытыми глазами.
– А сейчас послушай, не бекас ли это? – добавила мама и изобразила звук, который бекас издаёт своими крылышками. – Разве жизнь не прекрасна? Так приятно гулять в стране снов. Там ты сама решаешь, что дальше будет. Может быть, принести тебе на травку блинчиков и стакан молока? Может быть, сюда прибегут Хансина и Йенсина полежать рядом с тобой. Ты спрашиваешь, что делать? Надо всё делать так, чтобы было спокойно и красиво.
– Да, это так! – удовлетворённо признала Фиасоль. – Но, мама, в траве какие-то насекомые, – робко пролепетала она. – Ой!
И Фиасоль затряслась от страха.
– И ПАУКИ! Ой-ой, мама! – закричала она, вскочила с кровати и стала стряхивать с себя. – Я не хочу лежать на траве среди пауков. Они ползают по животу!
– Фиасоль! – вздохнула её мама. – Это всё понарошку. Ты сама решаешь, будут ли тут пауки.
– Мама, когда летом я ложусь на траву за домом, там ВСЕГДА есть пауки. Это правда!
Фиасоль опять легла и спряталась под одеялом.
– Закрой глазки и успокойся, болтушка ты моя, – устало сказала мама.
– Я больше не хочу играть в эту игру, где полно насекомых. Можно мне поспать у Пиппы?
– Надо спросить у неё.
– Пиппа, можно я посплю у тебя? – крикнула Фиасоль.
– Нет-нет, – ответила Пиппа, лёжа с книгой на своей большой кровати для принцесс с целой горой из подушек и мягких игрушек.
– Ну пожалуйста, – заплакала Фиасоль. – У тебя много места.
– Знаю, – сказала Пиппа. – Я хочу, чтобы и дальше было много места.
В конце концов, Фиасоль заснула на своей кровати под большим зелёным листом, несмотря на то, что маленькие синие чудища и мохнатые чертенята шуршали её вещами, как ей казалось.
2. Фиасоль – непоседа
Если тебе семь лет от роду, тебе ужасно трудно усидеть на месте. Семилетние дети, которые могут долго сидеть на месте, наверное, больные, или сони, или зануды. Сидеть спокойно тяжело, и молчать долго тяжело, но всего труднее сидеть неподвижно и молчать одновременно. Фиасоль почти никогда не сидит на месте. И уж никогда не молчит. Как можно неподвижно сидеть, если хочется бегать, прыгать, танцевать или хотя бы ползать? Как можно молчать, когда хочется свистеть, кричать, петь и говорить обо всяких важных вещах?
– Ты, что ли, на кнопку села? – сердито пробурчала мама дочери в церкви во время конфирмации[3] Гутти – двоюродного брата Фиасоль. Фиасоль уже тридцать три раза успела вскочить, посидеть рядом с мамой, рядом с папой, сходить в туалет, постоянно пыталась поболтать с братом, который сидел у алтаря вместе с другими детьми, проходившими конфирмацию. Она уже успела схватить церковные песенники и сложить их штабелем, порыться в маминой сумке и примерить бабушкин шарфик.
– Может быть, это ты уселась на пять кнопок сразу? – возмутилась Фиасоль. – И вообще так не разговаривают со своими детьми, – добавила она и удивлённо посмотрела на маму.
– Да, – вздохнула мама. – Прости меня, Фиасоль. Но ведь ты можешь посидеть спокойно?
Сидеть спокойно Фиасоль, ясное дело, не могла.
Как-то раз Фиасоль вернулась из школы очень сердитой.
– Ты уже пришла, мой ангел? Как дела в школе? – спросила мама у Фиасоль, оторвавшись от компьютера.
– Прекрасно, – сказала Фиасоль и бросила сумку. – И говорить о школе я больше не буду, – добавила она и открыла холодильник.
Тут позвонил телефон. Фиасоль подбежала к телефону и разговорилась, она всегда так делала, ей нравилось общаться по телефону.
– Алло, – решительно сказала она. – У телефона Фиасоль.
Звонила Глоя, мамина сестра.
– Привет, моя маленькая племянница, у тебя всё хорошо?
– У меня всё хорошо, – сказала Фиасоль, дожёвывая бутерброд. – А у тебя? Ты довольна жизнью?
– Да, спасибо. Держусь. А как твои дела? В школе всё нормально?
– М-м. Есть проблемы, – ответила Фиасоль, и тётя Глоя уловила раздражение.
– Тебе в школе скучно?
– Да не очень.
– А что же тогда стряслось? – с участием спросила тётя Глоя.
– Учительница стала слишком часто придираться, – сердито ответила Фиасоль.
Мама, склонившаяся над компьютером в соседней комнате, прислушалась.
– Ой! И к кому же придирается твоя учительница? – спросила тётя Глоя.
– Чаще всего ко мне, – тихо сказала Фиасоль.
– За что она тебя ругает? – удивилась тётя Глоя.
– М-м, ей не нравится, как я читаю, – ответила Фиасоль.
– Что? Учительница ругает тебя за то, что ты как-то не так читаешь? – спросила Глоя.
– Ну да, я могу читать только лёжа на столе, а это ей не нравится.
– Лёжа на столе? – переспросила тётя Глоя.
– Точно, – сказала Фиасоль. – Именно так я читаю.
– В таком случае правильно, что учительница тебя за это поругала, – сказала тётя Глоя.
– Вот-вот. Она сказала, что я беспокою соседку. Сказала, что я ей мешаю. Ей неудобно сидеть со мной, потому что нам нужен не один стол, а два, если я буду читать лёжа. Но я не мешаю этой девочке. Да я и сама знаю, я её уже спрашивала.
– Как так получилось, что во время урока ты взгромоздилась на стол, чтобы читать? Все люди читают, сидя на стуле, – сказала тётя Глоя.
– Глоя, я не могу читать, сидя на стуле, потому что тогда буквы прыгают. А если лежать на животе, то буквы стоят в ряд. Это факт, – твёрдо сказала Фиасоль.
Тут мама решила, что ей, пожалуй, хватит сидеть у компьютера и слушать Фиасоль. Она встала и вошла в гостиную.
– Фиасоль, неужели ты и в самом деле читала на уроке, лёжа на столе перед учительницей?
Фиасоль молча посмотрела на маму.
– Это правда? Ты читала именно так? – удивлённо спросила мама.
– Подожди, мама. Я думаю. И вообще не помню, мне сейчас некогда. Нехорошо подслушивать, когда другие люди говорят по телефону. По крайней мере ты сама так сказала, – возмутилась Фиасоль.
– Да, но, Фиасоль, ты должна рассказывать мне, когда ты попадаешь в школе в сложное положение, – сказала мама и села рядом с Фиасоль.
– Минуточку, мама. Я говорю с Глоей. Можно я поговорю с тобой потом? – сказала Фиасоль и сердито посмотрела на маму.
– Да, конечно, – сказала мама. – Извини. Я подожду. – И мама поднялась, чтобы подождать, когда Фиасоль кончит говорить.
Фиасоль говорила с тётей Глоей очень долго. Когда разговор закончился, мама уже забыла, что Фиасоль в состоянии читать только лёжа на столе, потому что если читать сидя, буквы прыгают перед глазами.
Неподвижно стоять и ждать ещё труднее, чем неподвижно сидеть.
Позже в этот день мама и Фиасоль поехали за покупками. На главной площади в Грасабайре мама встретила мужчину, которого не видела ужасно давно. А Фиасоль очень быстро устаёт, когда ждёт маму, встретившую кого-то на улице. Мама всё говорит и говорит, всё смеётся и болтает. Фиасоль знает, что мама точно будет говорить долго, если она поставила на землю сумку с покупками и сложила руки на груди. И тогда Фиасоль с тоской ждёт, зевает и закатывает глаза.
Мама говорила с тем мужчиной просто возмутительно долго. Фиасоль, наконец, решилась помешать их разговору.
– Мама, пока мы доберёмся до дому, ночь наступит, – с недовольным видом сказала она.
Мужчина засмеялся, мама тоже, но разговор они продолжили.
– Мама, почему бы не пригласить его к нам домой? – с раздражением сказала Фиасоль.
– Тс-с! – сказала мама и продолжила разговор.
Фиасоль обошла площадь, нашла большой камень, на который поднялась, и спела песенку, потом вернулась к маме, продолжавшей разговор. Она подёргала маму за брюки, но та не отреагировала. Тогда Фиасоль вцепилась в ногу что было сил и стала тянуть.
Мама бросила на неё сердитый взгляд, но говорить не перестала.
Тогда Фиасоль села верхом на рекламный стенд у магазина и изобразила всадника верхом на коне.
– Пожалуйста, веди себя хорошо! – громким шёпотом сказала мама и продолжила разговор.
– А ты собираешься говорить весь день? – закричала Фиасоль. – Я хочу спать. Но у меня нет спального мешка, – добавила она. – И подушки!
– Ты можешь вести себя тихо? – сквозь зубы проговорила мама.
– Тихо, лихо, всякая шумиха! Тихо, лихо, всякая шумиха! – запела Фиасоль и пустилась в пляс вокруг мамы.
Тут не выдержал мужчина, с которым разговаривала мама.
– Какая невежливая маленькая девочка, – сказал он удивлённо, повернувшись к Фиасоль. – Дети должны ждать и спокойно слушать, когда разговаривают взрослые.
Фиасоль рассердилась.
– А вот взрослые почему-то не ждут, когда дети кончат разговаривать. И вообще дети так долго не говорят обо всяких пустяках, – строптиво сказала она.
Мама покраснела и извинилась. Она быстро попрощалась с мужчиной, схватила сумки и посадила Фиасоль в машину.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Примечания
1
Ударение во всех исландских именах и названиях падает на первый слог. – Прим. перев.
2
Цвета исландского флага синий, красный и белый. – Прим. перев.
3
Включение подростков в церковную общину в протестантской религии. – Прим. перев.