Полная версия
Из истории русского сундучного производства. Сборник научных статей
87
Macquoid P. A history of English furniture. In four volumes. Vol. I. The age of Oak. 1500—1660. – New York: Dover Publications, 1972, fig.158.
88
Инв. № М-34.
89
Надо напомнить не только о значительных торговых привилегиях, дарованных Иваном IV английским купцам, но и о наличии тесных культурных связей между Россией и Англией в тот период (Накашидзе Н. Т. Русско-английские отношения во второй половине XVI в. – Тбилиси: изд-во Тбилис. гос. ун-та, 1955, С. 66, 75—77, 78, 82, 113, 114).
90
Богуславская И. Я. Проблемы народного искусства в трудах Л. А. Динцеса // Сообщения ГРМ. Вып. XI. М.: Изобразительное искусство, 1976, С. 4. Кроме того, по одной из версий, «мороз» по жести как техника декорирования сундуков проникла в Россию (на Урал) именно из Англии (см.: Промыслы Екатеринбургского уезда Пермской губернии / собр. и обраб. под ред. П. Н. Зверева; стат. отд-ние Екатеринб. земской управы. — Екатеринбург: Екатеринб. уезд. земство, 1889, С. 10).
91
О не случайности совпадения форм русских и зарубежных сундучных изделий свидетельствует тот факт, в России (в частности, на Русском Севере) бытовали и специальные приспособления-«подголовники» для сна. Они представляли наклонную плоскость на брусках. Делались «подголовники» и других видов, но также с покатой плоскостью (см.: Бломквист Е. Э. Крестьянские постройки русских, украинцев и белорусов // Восточнославянский этнографический сборник: Очерки народной материальной культуры русских, украинцев и белорусов в XIX – начале XX в. / [отв. ред. С. А. Токарев]. – М.: изд-во Акад. наук СССР, 1956. – (АН СССР. Труды Института этнографии имени Н. Н. Миклухо-Маклая. Нов. серия; Т. 31). С. 431).
92
Смирнов Ю. И. Направленность сравнительных исследований по фольклору // Славянский и балканский фольклор. Обряд. Текст. – М.: Наука, 1981, С. 9—10.
93
В данной статье речь пойдет только о деревянных изделиях, расписных и/или обитых металлическими листами или полосами. Произведения из других материалов (кости, металла, слюды, папье-маше и др.) остались вне рамок статьи. Они достойны отдельного исследования.
94
Инв. № М-145.
95
Гилодо А. А., Лобанева Т. А. Русские сундучные изделия с кованой железной отделкой XVII—XVIII вв.//Памятники культуры. Новые открытия. 1989, М., 1990, С. 350—365.
96
Там же. С. 353 – 355.
97
Там же. С. 353. Инв. № М – 336. Пост. из ГЭ в 1938 году.
98
Инв. №№ М-1, М-3, М-9, М-89, М-702, М-834, М- 848, М- 885, М – 892.
99
Там же. С. 353.
100
Инв. № М- 2.
101
Инв. №№ М- 11- М-15, М-16, М-349, М-1425. Маленький сундучок М-18 надо отнести к великоустюжским изделиям I четверти XVIII века, поскольку его художественное оформление идентично местным шкатулкам этого периода.
102
Инв. №№ М-19, М-35, М-36, М-37, М-758, М-1603.
103
Мерзон А. Ц., Тихонов Ю. А. Рынок Устюга Великого в период складывания всероссийского рынка (XVII век). – М.: изд-во АН СССР, 1960, С. 419, 409, 415.
104
Там же. С. 626, 627, 632.
105
Инв. №№ М-43, М-42, М-355.
106
См.: Косцова А. С. Художественное олово в России XVII века: Из собр. Эрмитажа: Науч. каталог. – Л.: Искусство, Ленингр. отделение, 1982, №№63, 64, 71—73; Уханова И. Н. Народное декоративно-прикладное искусство городов и посадов Русского Севера конца XVII – XIX веков / И. Н. Уханова. – СПб.: Дмитрий Буланин, 2001, цветная вклейка между страницами 160 и 161. См. также выносные фонари из собрания ГРМ: Шалина И. А. Выносные фонари.– Светильники Древней Руси из собрания Русского музея/Альманах. Вып. 367. – СПб., 2013, С. 154 -159.
107
Осветительные приборы конца XVIII – начала XX века в России. Каталог выставки / [Авт. вступ. статьи Л. Р. Никифорова]; Гос. Эрмитаж. – Л.: Аврора, 1975, С. 5.
108
Гормина Н. В. Христианские древности. Художественный металл XI – XIX веков в собрании Новгородского музея-заповедника: путеводитель по выставке / Н. В. Гормина. – М.: Северный паломник: Новгородский государственный объединенный музей-заповедник, 2005, С. 68, 69.
109
Россия. Православие. Культура. Каталог выставки. Государственный исторический музей. Ноябрь 2000 – февраль 2001. – М.: ГИМ, 2000, №№404 —408.
110
Левинсон Н. Р. Изделия из цветного и черного металла// Русское декоративное искусство. – М.: изд-во Акад. художеств СССР, 1962. Т. I. С. 333.
111
Игошев В. В. Драгоценная церковная утварь XVI – XVII веков. Великий Новгород. Ярославль. Сольвычегодск. – М.: Индрик, 2009, С. 184, 185.
112
Инв. № М-1683.
113
Инв. № М- 73.
114
Инв. №№ М-18, М-27 – 34, М-345 – 348, М-353, М-703, М-757, М-841.
115
Иногда подтверждение места производства находится не в области искусствоведения. На внутренней стороне крышки шкатулки М-30 обнаружена наклейка: «Вод. Зав. И.А.Кононова в Великомъ Устюге».
116
Инв. № М-34.
117
Инв. №№М-140, М-284, М-744, М-761, М-846, М-850, М-896, М-1049, М-1187, М-1291, М- 1292, М- 1293, М-1685.
118
Инв. №№ Р-3836, Р-3248, Р-3247, Р-3012, Р-3737, Р-3251, Р-4828,Р-4567, Р-4733, Р-2896, Р-3006, Р-4734, Р-2600, Р-2412, Р-4840, Р-4829, Р-2897, Р-2413, Р-2898, Р-2564.
119
Иванова Ю. Б. Кистевые росписи сундуков Великого Устюга// Научные чтения памяти В. М. Василенко/ ВМДПиНИ. – М., 1997. – Вып.1 – С. 119.
120
В ходе работы выяснилось, что некоторые вещи ошибочно названы в инвентарных книгах уральскими. Например, шкатулку с инв. № М-140, ранее отнесенную к Невьянскому заводу Пермской губернии, сегодня можно атрибутировать как произведение великоустюжских мастеров. Это подтверждают аналогии (из ВГИАиХМЗ, см. воспр.: Капустина А. В., Сыроватская Л. Н., Чебыкина Г. Н. Великий Устюг. Великий Устюг, 2007, ил. между стр. 32 и 33; из ГРМ, инв. № М-8, внутри шкатулки выгравирована надпись: «Город Устюгъ мастеръ Плисовъ 1834 г.»).
121
См. подробнее о коллекции уральских сундуков и шкатулок из ОНИ: Пудов Г. А. О произведениях уральского сундучного промысла//Страницы истории отечественного искусства. Сборник статей по материалам научной конференции. Русский музей, Санкт-Петербург, 2010. Вып. XVIII/ Альманах. Вып. 300, 2011, С. 258—270.
122
Инв. №№ М- 20 – М-24.
123
Инв. №№ М-137, М-138, М-139, М-145, М-146, М-147, М-148, М-149, М-359. Сундук М-701 поступил в 1961 году от К. М. Новиковой (Ленинград), сундук М-1128 – через Закупочную комиссию в 1971 году, М-7 – из ГЭ в 1938 году.
124
Инв. № М-701.
125
Инв. № М-7.
126
Инв. № М-145. Размеры: 83х41х25.
127
См. статью в настоящем сборнике.
128
Инв. №№ М-359 (82х45,5х39,5), М-1128 (148х69х57).
129
ГРМ, инв. № Ж-2926.
130
Инв. №№ М-20—24.
131
Инв. №№3413—11, 688—35.
132
На ларцах с инв. №№ М-22 и М-24 они отсутствуют, поэтому они исключены нами из ряда ларцов, датировку которых возможно изменить. Их можно датировать несколько более ранним временем – концом XVIII века.
133
Бакланов Н. Б. Техника металлургического производства XVIII века на Урале// Известия ГАИМК. Вып. 134. – М., Л.: Соцэкгиз, 1935, С. 110.
134
«…ими украшаются так называемые зеркальные сундуки; цена „зеркал“ от 2 руб. до 5 руб. за пуд» (Каталог с объяснительным текстом коллекций по кустарной промышленности, представленных губернским и уездными земствами Пермской губернии на… Всероссийскую кустарно-промышленную выставку 1902 года в Петербурге. – Пермь, 1902, С. 154).
135
Очерк кустарных промыслов Екатеринбургского уезда, Пермской губернии, 1912. Под ред. В. Сумарокова. – Пермь, 1912, С. 70. В Казани в 1909 году невьянец И. И. Рогожкин еще экспонировал свои сундуки с зеркальными стенками.
136
Промыслы Екатеринбургского уезда Пермской губернии / собр. и обраб. под ред. П. Н. Зверева; стат. отд-ние Екатеринб. земской управы. – Екатеринбург, 1889, С.13.
137
Музей горнозаводского дела. Нижний Тагил = Mining and Metallurgy Museum. Nizhny-Tagil: История музея: Природа края: Коллекции музея: Книга-альбом / [Сост. И. Г. Семенов, Л. П. Малеева]. – Екатеринбург: Баско, 1995, С. 112.
138
Инв. №№ М- 137, М-138, М-139, М-146, М-147, М-148.
139
Аналогичные шкатулки из РЭМ (инв. № РЭМ 11970 1/1, ГМЭ 1037 и др.) и СОКМ (инв. №№ СМ 24192.9, СМ 24192. 10, СМ 7022) дополняя этот ряд произведений, свидетельствуют об устойчивости данного вида уральских изделий.
140
Инв. № М-148.
141
РГИА, ф. 65, оп. 1, ед. хр. 327, л. 27.
142
РГИА, ф.65, оп.1, ед. хр. 294, л. 1,16—17.
143
См. статью в настоящем издании.
144
Каталог с объяснительным текстом коллекций по кустарной промышленности. С. 153.
145
ЦГИА, ф. 1229, оп.1, ед. хр. 1097, л. 8.
146
См. подробнее: Пудов Г. А. О роли фабрик металлических изделий в истории сундучного промысла Невьянска (конец XIX – начало XX века) // Антиквариат. Предметы искусства и коллекционирования. – 2011. – №5. – С. 84 – 88.
147
Инв. №№ М-137аб, М-138, М-139, М-146, М-147, М-149.
148
Инв. № М-137аб.
149
Каталог с объяснительным текстом коллекций по кустарной промышленности. С. 152.
150
Там же. С. 152.
151
Аналогии из собрания СОКМ (инв. №№ СМ 24192.9, СМ 24192. 10, СМ 7022), датируемые в музее рубежом XIX – XX веков, подтверждают предложенную датировку.
152
Инв. № М-146 аб.
153
РГИА, ф. 400, оп. 1, д. 31, л. 102. Комиссионерство было, по сути, «посредником между музеем и кустарями». Известно, что музеем и «Работником» на рубеже веков были организованы распродажи изделий с целью их популяризации у кустарей (Богуславская И. Я. Из истории коллекции народного искусства Русского музея// Из истории собирания и изучения произведений народного искусства. Сб. научных трудов. Л.: ГРМ, 1991, С. 6).
154
Общий указатель Всероссийской промышленной и художественной выставки 1896 года в Нижнем Новгороде. М., 1896, LVIII. «Работник» принимал участие и в Казанской выставке (1909). Об истории комиссионерства см.: Нарыкова Н. М., Зейналов И. М. Деятельность сельскохозяйственного комиссионерства «Работник»: правовые основы и эволюция стратегии (II половина XIX- начало XX вв.) // Известия СПбГАУ, 2008, №7, С. 163—165; http://history.nsc.ru/kapital/project/reader/044.html.
155
Инв. №№ М-141, 150—176. Поступили из Кустарного музея в 1938 году.
156
См. подробнее: Пудов Г. А. Из истории невьянского сундучного промысла (мастера, произведения, участие в выставках) // «Восьмые Невьянские исторические чтения». Материалы научно-практической конференции. Невьянск, 9 ноября 2013 года. Невьянск, 2014, С. 234—246.
157
Инв. № Р-3839.
158
Инв. № В – 18468. В собрании ВСМЗ есть также сундук, повторяющий эту схему композиции, но украшенный значительно проще: без росписи и без трафаретного узора. Он окрашен в голубой цвет и обит жестяными листами (инв. № В – 22784, Д – 1105). В собрании ВГИАХМЗ – аналогичное сундуку из ОНИ изделие, но оно отнесено к Кадниковскому уезду Вологодской губернии (инв. №8881, Д-826). Большое количество рассматриваемых сундуков встречается на сайтах в интернете.
159
См.: Барадулин В. А. Искусство Прикамья. Народная роспись по дереву. – Пермь: Кн. изд-во, 1987, ил. 40, 41.
160
Инв. № Р-1599. Пост. в 1938 году из Кустарного музея. См. статью в настоящем сборнике.
161
Инв. № Р-1600. Пост. в 1938 году из Кустарного музея.
162
Инв. № М-335.
163
См.: Тарасiкау М. Яркiя узоры мастацтва//Беларусь. – 1961. – №8. – С. 24; Сахута Я. М. Агоускiя куфры//Энцыклапедыя лiтаратуры i мастацтва Беларусi. Т. 1. Мiнск., 1987, С. 35—36; Лабачеуская В. Куфры з Мокрой Дубравы// Мастацтва Беларусi. – 1990. – №8, и др. работы.
164
См., например: Гончарова Н. Н. Русские расписные сундуки XVII – XVIII вв. в собрании Исторического музея. – М.: ГИМ, 2018, С. 9, 10, 11.
165
Schubring P. Cassoni. Truhen und Truhebilder der italienischen Frürenaissance. – Leipzig: Verlag von Karl W. Hierseman, 1915, S. 68—76.
166
Инв. №№ Б.500, Б.504, Б.511, Б.524, Б.1658, Б.1700, Б.1703 и др.
167
Хранится в музее искусства Мичиганского университета (Энн Арбор, США).
168
Коллекция музея Метрополитен (Нью-Йорк), инв. №1975.1.44.
169
Хранится в Национальной галерее (Лондон), инв. № NG 1418.
170
Хранится в Уффици (Флоренция), инв. №1890 no. 1437.
171
Фаенсон Л. Доска от кассона флорентийской работы XV века с изображением свадебного празднества // Сообщения ГЭ. Вып. XXXV. Л.: Аврора, 1972, С. 11—13. См. также: Faenson L. Italian cassoni from the art collections of Soviet museums. L.: Avrora Art publishers, 1983, p. 28, 32.
172
Хранится в Рейксмузеуме. Инв. № SK-A-1909. См.: Os H. van, Kok J.P.F., Luijten G., Scholten F. Netherlandish art in the Rijksmuseum. 1400—1600. Rijksmuseum, Amsterdam, Uitgeverij Waanders b.v., Zwolle, 2000, p. 193.
173
Хранится в Национальной галерее искусства (Вашингтон), инв. №1952.5.33. См.: https://www.nga.gov/collection/art-object-page.41645.html (дата последнего обращения: 3. 03. 2019).
174
Либман М. Я. Дюрер и его эпоха. Живопись и графика Германии конца XV и первой половины XVI века. М.: Искусство, 1972, С. 29—30, 176 и др.
175
Инв. №1926.554.
176
Инв. № NG. M. 00302—029. Vikøy – деревня в в графстве Хордаланд.
177
Находится в Музее древнебелорусской культуры Института искусствоведения, этнографии и фольклора им. Кондрата Крапивы НАН Беларуси (см.: Помнікі мастацкой культуры Беларусі. Мінск: Беларусь, 2012, С. 18, 19).
178
Хранится в Британском музее (Лондон), инв. № E,3.170.
179
Хранится в Рюйксмузеуме (Амстердам), инв. № RP-P-1884-A-7880.
180
Хранится в Рюйксмузеуме (Амстердам), инв. № RP-P-2009-1053.
181
Хранится в палаццо Мадама (Турин), лист 93 v.
182
См. подробнее: Csilléry K.K. Le coffre de charpanterie // Acta ethnographica Academiae scientiarum Hungaricae. – T. 1, fas 1—4. – Budapest: Maruar tudományos Akademia, 1950.
183
Инв. № Royal MS 18 D II.
184
Хранится в Австрийской национальной библиотеке (Вена), код. 1857, фол. 43 v. Размеры: 22х16 см.
185
Словарь русского языка XI—XVII вв. АН СССР. Институт русского языка. – Вып. 8. М., 1981, С. 172.
186
В берестяной грамоте №429 упоминается большой сундук I половины XII века, в котором хранили одежду и женские украшения, в грамотах №438 и 533 говорится о коробьях XII — XIV веков (Арциховский А. В., Янин В. Л. Новгородские грамоты на бересте (из раскопок 1962 — 1976 гг.). М., 1978, С. 35—36, 41—42, 135). На экспозиции НГОМЗ находятся берестяная грамота №846 (датируется II четвертью — половиной XII века), в которой упоминается ларец с книгами, и №403 (XIV век), в которой речь идет о коробье.
187
Радзивилловская летопись. – [Факс. воспроизведение рукописи, хранящейся в БРАН]. – СПб.: Глагол; М.: Искусство, 1994, С. 116, 147, 181, 239 об.
188
ГРМ, инв. № ДРЖ-2772.
189
Музей Хиллвуд (Вашингтон), инв. №51.79.
190
ГРМ, инв. № Ж-1544; вариант в НГИАМЗ.
191
ОНИ ГРМ, инв. № М-359.
192
ГРМ, инв. № Ж-2926. См.: Богуславская И. Я. Об одной коллекции произведений народного искусства // Коллекции и коллекционеры. Сборник статей по материалам научной конференции (Русский музей, Санкт-Петербург, 2008). – Альманах. Вып. 253. СПб, 2009, С. 216, 217.
193
Федоров В. М. О производстве сундуков в городе Макарьеве // Нижегородский сборник. Т.X. Нижний Новгород, 1890, С. 193.
194
ГРМ, инв. № РС-5920; Научно-исследовательский музей РАХ (г. Санкт-Петербург); НГХМ, НГХМ-Ж-957.
195
ГТГ, инв. №352.
196
В соавторстве с С. Д. Оленевым (ВГИАМЗ).
197
Известны также шкаф из ТМО, столешница из ВГИАХМЗ.
198
Хотя есть и исключения (например, в коллекции ВГИАХМЗ, инв.№23042).
199
Отметим, что хотя при работе над темой использовались по большей части вещи из музейных собраний Вологодской области, такие сундуки сегодня встречаются довольно часто в старых домах, на интернет-сайтах, в частных коллекциях.
200
Для примера можно указать на сундуки из ОНИ ГРМ и КГИАХМЗ.
201
В инвентарных книгах музеев такие вещи обычно датируются II половиной XIX – началом XX века; как правило, это дары – местных жителей или поступления из экспедиций в Вологодскую область.
202
Олейник Т. М. Народные росписи по дереву Верховажского и Грязовецкого районов Вологодской области второй половины XIX – начала XX в.//Искусство современной росписи по дереву и бересте Севера, Урала и Сибири. Сборник научных трудов. НИИХП. – М., 1985, С.66.
203
В коллекции ВГИАХМЗ: ВОКМ 5615, ВОКМ 23344, ВОКМ 24433, ВОКМ 20686 и др.
204
Воронов В. С. О крестьянском искусстве: Избр. труды / [Вступ. статья Т. Разиной]. – М.: Сов. художник, [1972], С.46.
205
Вологодская губерния: очерк кустарных промыслов по изделиям, собранным Вологодским губернским земством / [сост. Ф. А. Арсеньевым]. – Вологда, 1882, С. 31—32.
206
Есть они и в других собраниях музеев Русского Севера, например, в Архангельском государственном музее деревянного зодчества и народного искусства «Малые Корелы» (инв. №№ Д-3544, Д-5441). Пожалуй, самым богатым собранием сундуков с росписью «под резинку» обладает КБИАХМЗ (музей фресок Дионисия: инв. №№ Д-2388, Д-2389, Д-2392, Д-2393, Д-2404, Д-2409, Д-3032 и мн. др.).
207
Инв. № ТМО 33897, Д-1778. Пост. в 1992 году от С. Л. Бачалдиной. Размеры: высота – 67 см., ширина – 35 см., длина – 40 см.
208
Инв. №№ Д-2389, Д-2392, Д-2409, Д-3035.
209
Инв. № НВ 3388/1.
210
Инв. № Д-2431 (музей фресок Дионисия). Есть и другие примеры подобного рода.
211
Говоря о гибридном характере вещи, мы подразумеваем только общее художественное решение. Технологии росписей значительно отличаются.
212
Глебова А. А. Вологодские свободно-кистевые росписи. Экспедиционные и учебно-методические материалы (1995—2005 гг.). Вологда, С.78.
213
Находится в частной коллекции.
214
Но отметим, что она более приспособлена для больших поверхностей, т.е. более органично смотрится на предметах значительного размера.
215
Каткова С. С. Народные монументальные росписи Костромской области//Искусство современной росписи по дереву и бересте Севера, Урала и Сибири. Сборник научных трудов. НИИХП. М., 1985, С. 104.
216
Мильчик М. И. Росписи крестьянских домов на Ваге: традиции и новации//Народное искусство. Исследования и материалы. Сборник статей. К 100-летию Государственного Русского музея. – СПб., 1995, С. 38. См. также шкаф, находящийся ныне на экспозиции ОНИ ГРМ (инв. № Р-2927). Такая роспись встречается и в других регионах, например, в Приуралье и на Урале (см.: Барадулин В. А. Народные росписи Урала и Приуралья. Крестьянский расписной дом. – Л.: Художник РСФСР, 1988, С.118).
217
Каткова С. С. Указ. соч., С. 96, 99, 101, 103. Разумеется, они работали и в костромских деревнях.
218
Мильчик М. И. Указ. соч., С. 39.
219
В 1849 году в «Отечественных записках» указано: «крестьянские избы оклеены ныне красивыми обоями, каковых прежде не бывало в городских домах». Цит. по: Мильчик М. И. Указ. соч., С. 29.
220
Киселев И. А. Русские обои трех минувших столетий (XVIII—XX). – М.: Академия, 2007, С. 45.
221
Олейник Т. М. Указ. соч., С.64.
222
Шелег В. А. Крестьянские росписи Севера//Русский Север. Ареалы и культурные традиции. – СПб., 1992, С.144.
223
Например, среди икон Русского Севера (особенно в одеждах, нимбах святых) просматривается то же понимание декоративности. См.: Иконы Вологды XIV – XVI веков = Vologda icons of 14 —16 centuries: [коллекция древнерусской живописи] / Волог. гос. ист.-архит. и худож. музей-заповедник, Волог. обл. картин. галерея; [авт. проекта: Л. В. Нерсесян, С. В. Обух редкол.: …Л. В. Нерсесян (гл. ред.), А. С. Преображенский авт. вступ. ст. и кат.: Р. П. Биланчук и др.]. – М.: Северный паломник, 2007, кат. №№66, 96, 98; Куликова О. В. Древние лики Русского Севера: из музейного собрания икон XIV – XIX веков города Череповца / О. В. Куликова; [послесл.: А. А. Рыбаков, д. иск.]. – М.: Гранд-Холдинг Магма, 2009, кат. №№15, 18, 21, 28.
224
Единичные сундуки с росписью «под резинку» встречаются на Урале.
225
См.: Ганцкая О. А. Народное искусство Польши. – М.: Наука, 1970, С. 158—160; Reinfuss R. Elementy renesansowe w polskim meblarstwie ludowum//Polska sztuka ludowa. – 1953. – №6. – ryc. 1; Сахута Я. М. Беларусы. Дэкаратыуна-прыкладное мастацтва. Т.8. Мiнск, 2005, С. 328; Будзан А. Ф. Яворiвськи мальованi скринi. С. 49—53, см. также: Чугай Р. В. Народне декоративне мистецтво Яворівщини. – Київ, 1979, С. 74—77.
226
Инв. №№ Д-2397, НВ-3388/1.
227
В статье представлена только основная литература по истории уральского сундука. Общее же количество различных работ, посвященных тем или иным аспектам истории промысла, по подсчетам автора, превышает полсотни.
228
Промыслы Екатеринбургского уезда Пермской губернии / собр. и обраб. под ред. П. Н. Зверева; стат. отд-ние Екатеринб. земской управы. – Екатеринбург, 1889.
229
Мелкие промышленные заведения Пермской губернии. – Пермь, 1908, и другие издания.
230
Памятная книжка и адрес-календарь Пермской губернии на 1892 год. – Пермь, 1891, С. 72—83.
231
Уральский торгово-промышленный адрес-календарь на 1915 год. С. 378, 389, 436, 442 и т. д.
232
Меркушева Э. Р. Тагильские сундуки (из истории Нижнетагильского сундучного промысла) // Вторые худояровские чтения. Доклады и сообщения 25—27 октября 2005 г. – Нижний Тагил, 2005, С. 164—169.