Полная версия
Союз культуры, науки, религии
Наиболее глубоко и последовательно идеи революционно-демократического атеизма разрабатывались в России Белинским, Герценом, Огаревым, Чернышевским, Добролюбовым и др. Объяснив возникновение сознания внутренней активностью материи, они приблизились к научному пониманию психических явлений, углубив тем самым критику религиозного учения о бессмертии души и существовании загробного мира. Русские атеисты считали, что религия с неизбежностью отомрёт вследствие гибели эксплуататорского общества и замены его социализмом. В России в 19 в. революционно-демократический атеизм оказал влияние на развитие русской демократической культуры и культуры других народов.
В средние века духовная диктатура церкви сдерживала секуляризацию (от позднелат. – мирской, светский) – процесс освобождения различных сфер общества, общественных групп, индивидуального сознания, деятельности и поведения людей, социальных отношений и институтов от влияния религии. Отчетливо обнаружилось падение влияния церкви в эпоху Возрождения, в период Реформации, подготовки буржуазных революций. Основоположники протестантизма М.Лютер, Т.Мюнцер, Ж.Кальвин выступали против церковного и монастырского землевладения, поскольку в богатствах клира и монастырей видели главную причину «порчи» церкви. В период Реформации происходила конфискация церковной и монастырской собственности, упразднение церковной иерархии, подчинение церкви светской власти.
Марксистский атеизм усвоив, что было накоплено в процессе предшествовавшего развития атеизма, преодолел историческую и классовую ограниченность прежних учений. Характеризуя сущность марксистского атеизма, В.Ленин писал: «Марксизм есть материализм. В качестве такового, он так же беспощадно враждебен религии, как материализм энциклопедистов 18 в. или материализм Фейербаха… идёт дальше энциклопедистов и Фейербаха, применяя материалистическую философию к области истории, к области общественных наук … Марксизм говорит: надо уметь бороться с религией, а для этого надо материалистически объяснить источник веры и религии у масс» (соч. т.17, с.418). Для марксистского атеизма «критика религии завершается учением, что человек – высшее существо для человека» (К.Маркс, Ф.Энгельс соч.; т.1, с.422). Марксистский атеизм является теоретической основой системы атеистического воспитания, определяет выбор средств, форм и методов идейного воздействия на верующих.
А.Эйнштейн (1879 -1955 гг.) – немецкий физик, создатель физических теорий, приведших к новым представлениям о пространстве, времени, движении, веществе, свете и тяготении. В 1905 г. Эйнштейн пришел к представлению о частицах света – квантах света или фотонах. Была опубликована 1-я работа его по специальной теории относительности, в 1916 г. он сформулировал идеи общей теории относительности. Исходными принципами мировоззрения Эйнштейна были: отрицание существования бога, отрицание какой-либо нематериальной субстанции, убеждение в объективности и познаваемости мира и в причинной зависимости всех процессов природы.
МГЭС (Международный гуманистический и этический союз) основан в 1952 г. и объединяет ученых, писателей, публицистов ряда стран, выступает против религии и церкви с позиций просветительства, абстрактного гуманизма и светской морали, участвует в борьбе за мир и демократические права. МГЭС имеет своё представительство в ЮНЕСКО и издает ряд журналов.
К нач.21 в. богословы высоко оценивали апологетику (греч. – защищающий) Климента Александрийского (Тит Флавий; ..? – до 215 г.) – одного из раннехристианских апологетов, за его стремление показать непротиворечивость «богооткровенной религии и естественной человеческой культуры», за утверждение принципа с о з н а т е л ь н о й в е р ы. Климент, стремившийся объединить веру и знание, греческую философию с христианским вероучением, считал, что эллинистическая культура не противоречит христианству.
После Октябрьской революции 1917 г. начался этап освобождения трудящихся от духовного гнёта религии и церкви, массового атеистического движения и развития теории научного атеизма – атеизм в СССР. Этот этап тесно связан с борьбой за построение и дальнейшее развитие социалистического общества, за утверждение социалистического образа жизни, социалистической идеологии и научно-материалистического мировоззрения в сознании советских людей. Важную роль в развитии массового атеизма в СССР сыграл Союз воинствующих безбожников СССР (СВБ), получивший это название в июне 1929 г. и развернувший работу по пропаганде атеизма, по созданию музеев и выставок, выпуску научно-популярной литературы, а также ряда периодических изданий, выходивших на различных языках народов СССР. Число ячеек СВБ к 1940 г. достигло 96 тыс., а число членов союза – 3 млн. человек. Были открыты спецкурсы для подготовки пропагандистов научного атеизма. В СВБ активно сотрудничали видные деятели компартии – Н.Крупская, А.Луначарский, П.Красиков, И.Скворцов-Степанов и др. Во главе СВБ стоял Ем.Ярославский (Губельман Миней Израилевич, 1878 – 1943 гг.) – партийный деятель, академик АН СССР, публицист. В 1947 г. функции СВБ перешли к Всесоюзному обществу по распространению политических и научных знаний (впоследствии общество «Знание»).
С 1959 г. начал выходить журнал «Наука и религия». Курс основ научного атеизма стал преподаваться в ряде вузов. Были созданы секторы и группы по научному атеизму и критике религии в ряде институтов АН СССР (философии, этнографии и др.). По решению ЦК КПСС 1964 г. при Академии общественных наук был создан Институт научного атеизма, который стал выпускать периодическое издание «Вопросы научного атеизма» и продолжил начатое ещё В.Бонч-Бруевичем издание «научно-атеистической библиотеки». Обществом «Знание» регулярно проводились всесоюзные, республиканские, зональные и др. научно-практические конференции и семинары по научному атеизму, где получали подготовку кадры лекторов и пропагандистов. В атеистической пропаганде участвовали средства массовой информации и пропаганды: печать, радио, телевидение.
В целях выработки научно-материалистического мировоззрения и преодоления религиозных верований используют атеистическое воспитание. При этом учитываются определённые социально-экономические условия, в рамках которых оно осуществляется, и субъективные стороны, т.е. само целенаправленное воспитательное воздействие на людей. Социализм, подрывая социальные корни религии, создает возможности для широкого развертывания атеистического воспитания. Преодоление религии и формирование атеистического сознания масс неразрывно связаны с экономическими, социальными и культурными преобразованиями, происходящими в процессе развития социализма. Человек не рождается атеистом, так же как он не рождается верующим. Он становится атеистом под влиянием социальной среды, под воздействием различных факторов, включая семью, школу, книги, средства массовой информации, традиции и обычаи и т.п. В содержании атеистического воспитания выделяют критику религиозного мировоззрения, выяснение научной несостоятельности религиозной картины мира, религиозных концепций общества и человека, и понимание объективного мира, объяснение сущности религии, причин её существования, её исторического преходящего характера.
К основным формам массовой атеистической пропаганды относятся групповые беседы, вечера вопросов и ответов, тематические вечера; наиболее распространённой формой являются атеистические лекции. Групповая атеистическая беседа в отличие от лекции предполагает больший контакт пропагандиста с аудиторией. Преимущество умело подготовленных вечеров вопросов и ответов и тематических вечеров на атеистические темы в том, что в них могут быть использованы средства наглядности и атеистического воздействия: документальные и художественные кинофильмы, диафильмы, пьесы и отрывки из пьес, отрывки из литературных произведений и т.п.
С созданием во 2-й пол. 1930-х гг. лекторских групп при республиканских, краевых, областных и районных организациях Союза воинствующих безбожников атеистическая лекция стала главным средством научно-атеистической пропаганды.
Узкую тему или отдельный факт, случай, затрагивает атеистическая беседа: по статье, заметке в газете, журнале, передаче по радио, телевидению, случаю, связанному с проявлением религиозности в трудовом коллективе или любой др. группе людей. Необходимым условием атеистической беседы является вовлечение слушателей в обмен мнениями.
В условиях, когда в стране или определенной социальной группе, коллективе господствует научное мировоззрение, формируется атеистическое общественное мнение, которое противостоит религиозному общественному мнению, оценивающему факты с позиций религиозного мировоззрения.
Знание людей, не верящих в существование сверхъестественного и убежденных в истинности материалистического мировоззрения определяет атеистическое сознание. Различают безрелигиозное сознание и атеистическое сознание. В безрелигиозном сознание отсутствует вера в бога, в сверхъестественное, но оно не всегда включает в себя атеистические убеждения. Имеется немало людей, чьё миросозерцание чуждо религии, но в то же время далеко и от атеизма. В его основе нередко лежат мировоззренческий скептицизм, агностицизм, индифферентизм и т.п. Атеистическое сознание предполагает сознательное принятие материализма как единственно подлинной основы атеизма. К 21 в. атеистическое сознание основывалось на научном диалектико-материалистическом мировоззрении. Атеистическое сознание исходит из того, что окружающий мир представляет собой вечно движущуюся и бесконечно изменяющуюся материю, которая в процессе своей эволюции создала мыслящего человека как свой высший продукт. Атеистическое сознание не совместимо ни с религией, ни с идеализмом.
Совокупность методов, способов и приемов воспитательного воздействия, осуществляемых различными общественными организациями с целью выработки научного мировоззрения и преодоления религиозных заблуждений охватывает система научно-атеистического воспитания (СНАВ). Главной стороной СНАВ выступает идейное содержание, определяющее его социальную направленность и место в системе идеологической работы. Воспитание может быть эффективным и достигать результатов, если все его компоненты взаимосвязаны и согласованы между собой. СНАВ предполагает охват всех групп населения. Особенно важно атеистическое воспитание детей и подростков, ибо оно играет решающую роль в перекрытии каналов воспроизводства религии в новых поколениях. Дифференцированный подход к разным группам населения должен учитывать их социальные характеристики и демографические (возраст, пол) и мировоззренческие (отношения к религии и атеизму). Весьма важен учет национальных и вероисповедальных особенностей населения. В идейной борьбе с религией наибольший результат достигается тогда, когда она ведётся широким фронтом и включает в себя комплекс многообразных средств, форм и методов воздействия.
В ходе атеистического воспитания в семье (АВвС) преодолевалось отрицательное влияние, которое оказывало на подрастающее поколение религия. АВвС строилось с учетом возрастной психологии, конкретной обстановки, реальных взаимоотношений между взрослыми и детьми. Его эффективность находилась в прямой зависимости от взглядов и поведения родителей, их авторитета в глазах детей и начиналось, когда ребенок становился способным сознавать окружающее; нейтрализовались веры в приметы, вещие сны, гадания и т.п. Учитывая особенности детского восприятия мира, использовались различные формы атеистического воздействия: подбор литературы антирелигиозного и антиклерикального содержания, разнообразные игры, расширяющие кругозор ребят, и т.д. Формирование атеистического миропонимания осуществлялось также в процессе ознакомления детей с памятниками культуры, при посещении музеев, выставок.
Научные рекомендации по организации атеистического воспитания в школе (АВвШ) разрабатываются с учетом возрастной психологии, уровня знаний учащихся, их склонностей и интересов. Эффективность АВвШ во многом зависит от умелого сочетания массовых форм с индивидуальной работой. Большое значение имеют контакты педагогов с семьями учащихся, разъяснение родителям необходимости атеистического воспитания в семье.
Одним из важных направлений воспитательной работы, ставящее целью формирование атеистической убежденности у молодого поколения является атеистическое воспитание молодежи. Условиями успеха в атеистическом воспитании молодого поколения являются его комплексность, тесное единство с трудовыми, интернациональными, патриотическими, нравственными и др. составляющими частями воспитания, а также преемственность, предполагающая наиболее полное использование возможностей дошкольных учреждений, средней школы, вузов. Большое значение имеет организация досуга молодежи, её приобщение к различным формам самодеятельного творчества.
Успех атеистического воспитания в трудовом коллективе (АВвТК) во многом зависит от морального климата в коллективе, общего состояния идейно-воспитательной работы, внимания к человеку, его нуждам и запросам и являются важными факторами преодоления религиозных пережитков, формирования атеистических взглядов. Необходима повседневная систематическая работа по атеистическому воспитанию с использованием силы общественного мнения.
В гитлеровской Германии с 1933-1945 гг. для продвижения к мировому господству Гитлер, Геббельс и др. «вожди внедряли в головы» немцев в т.ч.: 1)что немцы лучше всех (сверхчеловеки); 2)«железную» дисциплину; 3) люди – солдаты, на всех участках труда и войны. У немцев и лопата должна быть как ружьё у солдата. Для поднятия агрессивности немцев к 1941 г. их стали пугать тем, что их хорошее (квартиры, машины, бесплатная медицина и др.) могут отобрать, если они не будут защищаться (развивали страх), и что идёт «красная» опасность от СССР, и нападение есть лучшая защита.
До возникновения высшей формы материализма – диалектического материализма, в развитии научного мировоззрения имел значение метафизический материализм, в котором выразилось материалистическое мировоззрение идеологов 17-18 вв. Метафизический материализм вёл борьбу против идеализма, схоластики и религии. Сторонники метафизического материализма были идеалистами в понимании общественных явлений. Главными его представителями были: Ф.Бэкон и Т.Гоббс в Англии; Ж.Ламетри, П.Гольбах, К.Гельвеций и др. во Франции; Л.Фейербах (19 в.) в Германии. Русские революционные демократы 19 в.: В.Белинский, А.Герцен, Н.Чернышевский, Н.Добролюбов – пошли дальше Л.Фейербаха, вплотную подошли к диалектическиму материализму и остановились перед историческим материализмом. К.Маркс и Ф.Энгельс создали диалектический и исторический материализм, развитый дальше в трудах В.Ленина.
О науке. При изучении, открытых вновь в конце 18 в. – в начале 19 в., рукописей Леонардо да Винчи (1452-1519 гг.) указано, что в них изложены многие идеи, получившие свое развитие в 17–19 вв., но ни о каких заимствованиях нет и речи. Его рисунки турбин, подводных судов, парашютов и т.п. предваряют аппараты, иногда даже в деталях, вновь созданные человеческим гением много столетий спустя. В рукописях Леонардо собраны почти неотделимые от 20 в. его собственные идеи и эксперименты, записи традиций современных ему практиков и выписки из трудов многих забытых ученых и исследователей старого времени или его современников. В древних японских хирургических и особенно гинекологических инструментах иногда до мелочей видно повторение того, что было независимо создано в Европе в эпоху, когда ни о каких сношениях европейцев и японцев не было и речи (Scheube R. «Handbuch d. Geschichte d. Medicin.» Iena, 1902. Bd I. S. 745).
Древние народы Средней Америки племени майя достигли того же летоисчисления, как культурные племена Европы и Америки. Их год точнее совпадал с астрономическим, чем календарь уничтоживших их цивилизацию испанцев. Прибор и каждое обобщение при новом воспроизведении, иногда столетия спустя, в новой среде повторяют те же черты, они создаются одинаковым образом.
Часто та или иная мысль, явление проходят незамеченными более или менее продолжительное время, а при новых внешних условиях вдруг раскрывают неисчерпаемое влияние на научное мировоззрение. Так было с идеей эволюции до Дарвина; идеи Ламарка не имели в свое время научного значения – они были забыты до 1860-х гг. После смерти Лобачевского в 1856 г. его создания были поняты и оказали влияние на науки, философию. В 1668 г. Мэйо открыл кислород и описал его свойства, но только через 120 лет, в конце 18 в., это открытие было правильно понято, хотя его работа никогда не забывалось. У Мэйо были и предшественники, как например, Рей и др., так же в свое время непонятые. В 1669 г. Стенон дал основные методические приемы геологических исследований, но читаемая и цитируемая в 16 – 18 вв. его работа была оценена только в конце 18 в., когда вновь были открыты те же основные положения (Plenkers W. «Der Dane Stensen». Freiburg, 1884. Bd I. S. 57).
Мировоззрение является сложным и своеобразным выражением общественной психологии, условий внешней социальной среды, состояния техники и пр. Научная истина, точно доказанный факт или обобщение, войдя уже в научное мировоззрение, иногда через некоторое время из него теряются, заменяются ложным, так сменилось представление о шаровой форме Земли на представление о плоском земном острове, многие века царившем в византийской науке. Гелиоцентрические системы Вселенной, к которым склонялись Платон и его последователи были вытеснены из научного мировоззрения античного мира и средних веков геоцентрическим представлением. Открытые в 17 в. и вошедшие в то время в научную мысль основные законы кристаллографии были заменены в 18 в. чуждыми и ложными представлениями о кажущейся правильности геометрических форм кристаллических тел (В.И. Вернадский «Основы кристаллографии». М., 1936, т.1, с.9 и др.). Они были усвоены и добыты вновь в конце 18 в. – начале 19 в. Когда в 17 в. величайший гений Галилей открыл свои бессмертные законы движения и положил начало динамике, его научные противники Беригар (Беригуарди) и Барди указывали, что Галилей повторяет то, что давно известно в школах и сочинениях некоторых схоластических ученых. Их указания были долго встречаемы с недоверием и не были оценены в истории развития научной мысли. А они были правы. Так в рукописях и печатных изданиях 16 в. были открыты труды одного из таких ученых, Иордана Неморария, 1-й половины 13 в., в которых есть многие обобщения Галилея. Обобщения Неморария были забыты при дальнейшем росте научного мировоззрения и заменены ложными схемами чистых аристотилеков. На значение Неморария указал Шарль (Chasles “Comptes Rendus”. Paris, 1841. XIII. P. 507), но на его замечания не обратили внимания, и фигура Иордана начнет выдвигаться в исторический перспективе лишь в 1890 г. М.В. Ломоносов в письме к Эйлеру от 05.07.1748 г. впервые сформулировал закон сохранения вещества, но впервые публично изложил его в 1760 г. на торжественном заседании Императорской академии наук. Но эта его работа не была понята, и лишь в 1789 г. Лавуазье вновь ввел этот закон в научное сознание (книга Б. Меншуткина «Ломоносов, как физико-химик», СПб., 1908г., с.258).
Около 5–6 тыс. лет назад сделали первые точные записи научных фактов в связи с астрономическими наблюдениями за небесными светилами. Их центры были созданы в области Месопотамии, в районе одной из древнейших культур. Из потребностей земледелия и связанной с ним ирригацией при создании культурных обществ были тогда же выработаны начала геометрии, а из потребностей торговли, военных и фискальных нужд больших гособразований – развились основы арифметики. Хотя понятие нуля появилось только при полном расцвете научного знания, его не было в эллинской науке, в Западной Европе оно стало известным в средние века (11–12 вв.) через арабов и индусов. Столетия перед этим нуль был известен в Индии и в Индокитае и в царстве инков до 6 в. до н.э. К середине 20 в. археологические находки указывали, что почти 3 тыс. лет до н.э. нуль и десятичный счет были известны в доарийской цивилизации Мохенджо – Даро в бассейне Инда, находившейся в контакте с Месопотамией. В эпоху Хаммурапи (2 тыс. лет до н.э.) в Вавилоне алгебраические знания достигали такого состояния, которое не объясняется без допущения работы научной теоретической мысли (Нейгебауэр О. «Точные науки в древности». М., 1968 г.).
Греческая наука и философия зародились в 7–6 вв. до н.э., религиозно-философские и научные интерпретации в Индии и в Китае – в 8–7 вв. до н.э. Египетскую науку греки застали в период застоя, а халдейскую – в живом творчестве. Халдеи обладали пониманием нуля, а греки едва обладали азбукой. Эллинская научная мысль, использовав научный опыт многотысячелетней истории Крита, Халдеи, Египта, Малоазийских гособразований, возможно и Индийского центра культуры, выдвинула в течение 1–2 поколений в 7–6 вв. до н.э. людей, положивших начало эллинской науке, которая сохраняла свое положение примерно до 3–4 вв. нашей эры. Остановка и ослабление, в конце концов упадок научной работы, в эти века произошедшие, только от части связаны с государственным развалом и политическим ослаблением Римской империи – они связаны с глубоким изменением духовного настроения человечества, отхода его от науки, уменьшения творческой научной работы и обращения творческой мысли в область философии и религии, в художественные образы и формы.
А в это время во внехристианских гособразованиях: персидских, арабских, индийских, китайских – шла самостоятельная научная работа, которая не давала спадать научному уровню, и в конце концов в странах Западной Римской империи, в области международного латинского языка и культуры, под ее влиянием возродилась научная мысль и (в 13 в.) наметился прелом, который привел в 16–17 вв. к созданию в Западной Европе, вне рамок государственных и религиозных отграничений, новых философии и науки. Это стало возможным благодаря упрочнению государственных форм жизни, росту техники в связи с новыми потребностями жизни и государств и после ослабления, приведшего в конце концов к глубокому надрыву в значительных и влиятельных группах и классах населения моральной действенной силы христианства и соответственно мусульманства и иудейства. Совершился перелом в религиозном сознании Запада. Перед религиозным сознанием человечества выявилась необходимость нового религиозного синтеза, еще ищущего новых форм в новых условия жизни.
В 20 в. – новый резкий перелом в научном сознании человечества, несколько аналогичный эпохе создания эллинской науки, но более мощный и широкий по своему проявлению. Вместо рассеянных по побережьям Черного и Средиземного морей меньше с ним связанных, главным образом эллинских городских культурных центров, вместо десятков и сотен тысяч людей – научным пониманием и научным исканием захвачены десятки, сотни миллионов людей по всей планете. К 21 в. дошла большая часть произведений Платона и значительная часть научных работ Аристотеля, но утеряны произведения крупнейших ученых эпохи расцвета и синтеза эллинской науки (около 5 в. до н.э.): Алкмеона, Левкиппа, Демокрита, Гиппократа Хиосского, Филолая и многих др. Основной фонд эллинской науки дошел в ничтожных обрывках, к тому же в остатках естественноисторических работ Аристотеля и Феофраста, а также в сочинениях греческих математиков. Но все же это оказало большое влияние на Возрождение и создание западноевропейской науки в 15–17 вв. Эллины всюду указывали на огромные знания, полученные ими от Египта, Халдеи, Востока. В течение нескольких столетий вавилонские ученые работали совместно с эллинскими.
В начале 17 в. Левенгук вскрыл невидимый мир организмов, а в конце 18 в. В. Гершель вскрыл мир, лежащий за пределами нашей Солнечной системы. Были открыты: в 1895 г. В.Рентгеном в Вюрцбурге Х-лучи, в 1896 г. в Париже А. Беккерелем радиоактивность урана, в 1897 г. в Кембридже Д.Д. Томсоном – электрон. За 5–4 тыс. лет до н.э. существовала городская культура в Индии, Месопотамии, Малой Азии. За 3 тыс. лет до н.э. началось передвижение на животных и за 1,5 тыс. лет охватило быков, верблюдов, лошадей. За 3,5 тыс. лет до н.э. в храмах Месопотамии употреблялось письмо, а за 2 тыс. лет до н.э. – открыли десятичную систему, бронзу, а около 1,4 тыс. лет до н.э. – железо.
Около 5 в. до н.э. произошло глубокое движение мысли в областях религиозной, философской, художественной в разных культурных центрах: в Иране, в Китае, Индии, в эллинском Средиземноморье (теперешняя Италия). Появились великие творцы религиозных систем: Зороастр, Пифагор, Конфуций, Будда, Лаоцзы, Махавира, которые охватили своим влиянием миллионы людей.
Известны многочисленные длительные остановки в росте научной мысли, даже потери на долгие столетия, и разрушения ранее добытых научных достижений. Временами, резко выраженный регресс захватывал большие территории и физически уничтожал целые цивилизации, не носившие в себе неотвратимых для этого причин. Так процессы, связанные с разрушением римско-греческой цивилизации, на многие столетия задержали научную работу человечества, и множество достигнутого было надолго, частью навсегда потеряно. То же самое видно и в древних цивилизациях Индии и Дальнего Востока.