bannerbannerbanner
Степь 1. Рассвет
Степь 1. Рассвет

Полная версия

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
17 из 17

31

Боротьё – рукопашное состязание двух бойцов без применения оружия. Боротьё было спортивным видом состязания и отличалось от кулачных боёв и драк. Существовало 4 основных вида боротья: 1) в схватку (в охапку, накрест) названый в последствии русским. Боец одну руку клал на плечо сопернику, другую подмышку и сцеплял в замок на спине. Конечная цель – опрокинуть соперника, уложив его на лопатки. 2) об одной ручке (в одноруку, на одну руку. Одной рукой брались за одежду и старались бросить противника на землю. 3) борьба на вольную. Подразумевался вольный захват тела или одежды. Надо было не только положить противника на лопатки, но и удерживать, пока тот не признает себя побеждённым. 4) бортьё на поясах. Соперники обхватывали друг друга крест-накрест, держась за пояс противника. Во всех видах, как правило, схватка заканчивалась, когда один из противников оказывался на спине.

32

Кулачные бои – праздничные силовые противостояния мужиков без применения какого-либо оружия и по строго установленным правилам. Бои назначались заранее. Атаманы артелей встречались, оговаривали правила и количество людей. Бойцы усиленно готовились. Ели много мяса, часто парились в бане, прибегали и к колдовству: в порез на правой руке вживляли змеиный язык. Непосредственно перед боем производились заговоры. Регламентировалось всё, в том числе одежда. Толстые меховые шапки, меховые рукавицы, тулупы. Запрещалось бить лежачего и того, у кого на лице появлялась кровь, наносить удары сзади. Нарушители правил жёстко наказывались. Жестоко карали тех, кто в рукавицу клал тяжесть, либо хватал в руку палку или камень. На такого нарушителя могли наброситься все, в том числе и свои и забить до полусмерти, а иногда и убивали. Существовало два вида боя: стенка на стенку и сцепка – свалка. В первом варианте выстраивались в ряд друг против друга (иногда в несколько рядов). Задача разорвать ряд противника и опрокинуть его в бегство. Во втором варианте каждый в куче выбирал противника по силам и бились до победы, затем искали противника из другой пары и сцеплялись с ним и так далее, пока от противника не оставалось ни одного представителя. Кулачные бои проводились в несколько этапов по возрастным группам.

33

Драки – силовое противостояние вооружённых групп молодёжи, представлявших территориальные и социовозрастные группировки. Обязательный атрибут всех пьянок и гулянок. Основой драк были палочные бои. Драки были социальным экзаменом и определяли место в иерархии ватаги. Кроме того, драки не только давали возможность демонстрации силы, но и умение находиться в рамках неписанных правил. На беспридел был наложен жесточайший запрет. Драки снимали излишнюю агрессивность и направляли её в «культурное русло». Существовал своеобразный кодекс чести. Драться можно было только во время праздников и гуляний. В обычные дни противоборствующие стороны могли спокойно ходить друг другу в гости. Делом чести было поддержать своих, вступиться за обиженного, оскорблённого. Основа кодекса чести составляли сплочённость и взаимовыручка.

34

Охота по закону. За убийство члена рода, убийца родственникам выдавался для ритуальной охоты, своеобразного вида казни, но при этом, по их мнению, очень гуманным. Было несколько вариантов, в зависимости от тяжести вины. Виновника выпускали в степь с восходом луны и до её захода охотились на него как на зверя. Если ему удавалось остаться в живых, но его прощали, считая, что в этом случае за убийцу заступилась одна из общностей Троицы. В особых случаях виновника так же отпускали в степь, но охота на него велась вечно, эдакий вариант вендетты.

35

Плюнуть трижды на левое плечо, замечу не через, а на плечо, древний охранительный ритуал.

36

Полнолуние. Конец мая. Роженицы с новорождёнными на последней неделе банного карантина. «Семик». Седмица Речных Дев. Девичьи игры не считались увеселением и были связаны с обучающими и тренировочными процессами. Обязательно каждый вечер гадали. Это была настоящая школа ведьм. В один из дней плели «Вьюнец». Это были необычные венки, а судьбоносные. Руками травку заплетали, а мыслью заплетали для себя судьбу и будущее для себя определив, венки на головы водружали и хороводом закрепляли свои не хитрые мечты. Молодцы на игрищах бились на кулаках и боролись один на один. Примерно в это время молодые волчицы переводят потомство из логова на днёвки

37

При переводе из молодух в бабы, девичья коса резалась ритуальным ножом и отныне плелась не в один ряд, а в два.

38

Речная Дева – полужить. В отношении к человеку биполярна. Речная Дева, в отличии от других полужитей, не индивидуальное, а коллективное порождение. Они создавались бабняком в целом, и конкретной хозяйки не имела. Если уж весёлость, то всеобщая, если страдания, то всем бабняком. Рождённая единением, единением и питалась. Бабы сознательно и целенаправленно разводили Речных Дев. Для рожениц и новорождённых они являются удельщицами, т.е. поправителями судеб. Девы одаривают особыми судьбами и влияют на их будущее непосредственно. В этом смысле Речная Дева уникальное создание, единственное, кто исправляет то, что никому больше было не дано – будущее. Волосы у Речных Дев рыжие, с красноватым оттенком и «живые», т.е. существуют отдельно от хозяйки. Они постоянно шевелятся и переплетаются между собой, поэтому Дева всё время вынуждена их поправлять и расчёсывать. Невежественные потомки Речных Дев часто путают с нежитями – Водными Девами сгребая всех в одну кучу, но Речная Дева принципиально отличалась от последних. Кроме того, в Семик под гуляющих по земле Речных Дев подстраиваются нежити болезнетворные – Лихорадки, встреча с которыми всегда для человека оборачивалась печально. Речная Дева для мужчин является голой, для женщин в белой, длинной рубахе, но они не психооборотни, поэтому каждая – индивидуальность. Отличаются неописуемой красотой и вечной молодостью. На вид всегда одного и того же возраста. Живут исключительно в реках, в других водоёмах не водятся, но раз в году, в начале лета, выходят на землю. Этот период длился седмицу и назывался Семик. На земле их частенько видят на деревьях в лесу, качающихся на ветках как на качелях или возле водоёма на ивах, либо на конопляном поле. К конопле они всегда не равнодушны. Редко, но всё же заходят в селения и даже в куты. Если на их пути попадётся одинокая женщина (не смотря на строгий запрет шататься в одиночку в это время), то её изгоняли, хлестали прутьями, рвали на ней одежду и т.д. Детей не трогают, наоборот, угощают. К молодым мужчинам ласкаются и заигрывают, порой до потери сознания последними, но, как правило, отпускают живыми. Не редко эти ласки доходили до секса. Но мужчинам надо быть крайне осторожными, так как эти игры буквально «на лезвии ножа». Они могли залюбить и до смерти, не со зла, а просто заигравшись. Могли до смерти защекотать или защипать, если обиделись или обозлились. Могли и напугать до смерти. А за тем вокруг жмура, как ни в чём не было, водили хоровод. Сексуальные отношения с Речными Девами для мужчины часто заканчиваются печально. Даже если он уходил от неё живым и довольным, то впоследствии умирает от тоски или кончает самоубийством, топясь. Если мужчина сталкивается с ней в реке, то как правило погибает. Губит его не Речная Дева, ей это попросту не надо, топят её волосы, живущие своей жизнью. Они опутывают жертву и топят. Вырваться невозможно.

39

Кумление – установление временного духовного родства, единения. Этот обычай служил основой формирования женских возрастных ритуальных групп и объединений. Покумившиеся называли себя сёстрами. Обряд был крайне тайным и исключал не только присутствие постороннего, но даже из далека смотрящего. Поэтому место выбиралось скрытное от посторонних глаз, обычно в лесу. Ещё один вариант. Кумление у реки. Сёстры поочерёдно черпали воду из средины плавающего венка и умывались. Затем венок по очереди одевала на голову каждая из кумлящихся.

40

«Сороки» – бабий праздник, заканчивающий Разбитную Масленицу. Основной предродовой ритуал кумление бабняка. «Сороки» не были жёстко привязаны к лунному календарю, а являлись фактом фенологического порядка и связаны с природным кумлением птицы сороки. Обычно это происходило в средине марта, но год на год не приходится. Как сами сороки определяют дату, остаётся непонятным. Расселяются сороки в мелкорослых лесах поблизости от опушек, в рощах, кустарниковых зарослях пойм рек, по оврагам, балкам, но особенно они неравнодушны к лесополосам вдоль рек. В марте для сорок наступает предбрачная пора. Птицы собираются в большие скопища, что бывает только раз в году, рассаживаются по одиночке в кронах деревьев и начинают тихо пощёлкивать клювом. Потом входят в раж и щёлкают всё сильнее. И когда входят в транс, срываются с веток и начинают кружить над лесом в бешеном хороводе. Сороки куманятся. Параллельно с ними начинают куманиться и бабы. Звучат «сборные», ритуальные карагоды, бабняк и примыкающее к нему молодухи куманятся. Единение позволяло чувствовать друг друга на расстоянии и так же на расстоянии оказывать друг другу психологическую помощь.

41

Ку – полужить. Порождалась бабняком перед Родовой седмицей на Сороках, духовно и психологически объединяя всех закумившихся. Порождали её в разных куклах: волосяных, глиняных, костяных и т.д., но каждая баба при этом вкладывала частичку себя (притом в прямом смысле слова) для её изготовления. После родов и банного карантина, на Троицу, бабы раскуманивались, хороня куклу с Ку.

42

Кукуша – девичий аналог полужити Ку. Считалась не совсем настоящей. Учебной.

43

Кукла антропоморфное изображение в ритуалах, зачастую являющуюся заменой человека. Кроме того, куклы применялись для материализации нежити, выступая как ловушки. Делали специальную куклу для определённой нежити, которая находилась в состоянии зловредности, чтобы, используя её материальность, справиться с ней, например, для Морены, Костромы, 12 лихорадок и т.д. Третье значение куклы игрушка для девочек. На них отрабатывались воспитательные процессы материнства.

44

Карагод разновидность хоровода. С точки зрения характера движений хороводы различали на плясовые таноки, игровые хороводы и хороводы-шествия – карагоды. Танок плясовой, быстрый хоровод, исполняющийся по кругу или змейкой. Игровые и шествия – медленными. Как правило, они представляли собой инсценировки той песни, что пелась, либо изображали в буквальном смысле то, о чём пелось, как бы дублируя слова движениями, жестами либо подобная сцена была внутри хоровода. Движения могли быть круговыми, ломаными, змейкой или плетением. Хороводы-шествия, карагоды, сопровождали протяжными лирическими, а также обрядными песнями.

45

Полнолуние. 22 седмицы от зачатия. Святки – страшные вечера. Атаманские, т.е. главные морозы. Производилось ритуальное кормление воздушной нежитей Снежной Девы и Отца её Вала Морозного. Единственный раз в году, когда проводилось ритуальное ряженье. Рядились и одевали маски только мужчины. Женщины, так же рядились, но масок не одевали. Табу. Вместо этого они разукрашивали руки, лица и волосы различными красками, наводя своеобразный ритуальный макияж. Ряженные ритуалы святок были очень серьёзные, пугающие и опасные. Главными действующими лицами были родовой колдун и большуха. Каждый ряженный не только облачался в какой-либо образ нежити, но и вводя его в определённое психическое состояние, вселяли в него нежить. Человек превращался в живую куклу, в которой бесновалась потусторонняя тварь. Вся нежить, кроме Валовой, с приходом зимы скрывалась с земли, а вот таким образом её можно было из небытия достать, не опасаясь, что она расползётся, но для человека, играющего роль куклы, это было очень опасное занятие. Кое у кого «крыша ехала». После окончания обряда никто из ряженных, которых выводили из этого состояния строго определённым способом и только в бане, абсолютно ничего не мог вспомнить. Основная задача этих ритуалов – дать возможность социуму непосредственное общение с миром Троицы, либо с какой-либо нежитью персонально. Контакту с этими материализовавшимися нежитями подвергался весь молодняк: и девки, и парни. Большуха и ведун чётко следили за этим. Уклониться и избежать контакта было невозможно. Молодняк сдавал некий экзамен на психическую и психологическую зрелость. Процесс этот сопровождался для каждого страхом, до «наложения под себя» и прилюдном унижении, лишний раз показывая подрастающему поколению его сегодняшнее низкое социальное положение.

46

Блядить (др. рус.) – Не подкреплять слова делом, пустословить. Пообещать и не сделать.

47

Вообще-то данный здесь атрибут был не уместен по другой причине. Подобными делами пацаны промышляли чуть позже, на Девичьи гадальные вечера, что проходили в тепле чьего-нибудь кута. В жилище вбегал парень с палкой, обмазанной фекалиями и заговаривая девкам зубы, неожиданно совал испачканный конец какой-нибудь кутырке под нос. Коль та испугается иль побрезгует и замашет руками, обязательно извозюкается. Коли справится с собой, останется чистой. Как страх, так и брезгливость вытравливалась из людей с младых ногтей, ибо считались за страшный порок.

Конец ознакомительного фрагмента
Купить и скачать всю книгу
На страницу:
17 из 17