bannerbanner
Владимир Орловский. К истории русской живописи
Владимир Орловский. К истории русской живописи

Полная версия

Владимир Орловский. К истории русской живописи

Язык: Русский
Год издания: 2020
Добавлена:
Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
5 из 5

Владимир Орловский посылает в Академию последний, краткий отчет о своей работе, но продолжает убеждать руководство Академии в том, что провести еще некоторое время за границей отвечало бы целям, с которыми он послан в заграничную поездку- усовершенствовать мастерство художника: «№1660 13 августа №88. В Правление Императорской Академии Художеств. Пенсионера Академии Владимира Орловскаго. Отчет. Полагая, что за первую половину настоящаго Академическаго года, Совет Академии о моих занятиях имеет самыя точныя сведения из отчета Профессора Боголюбова, я находя излишним вторично говорить о них, имею честь довести до сведения Академии лишь о работах остального времени. С 1 Апреля я занимаюсь на натуре. Вначале был в Porta Danzio, где делал этюды моря, берегов и суден. Нашедши здесь для этого удобства, как нигде еще не встречал, я хотел остаться целое лето, но по обстоятельствам не зависимым от меня должен был вскоре оставить это место и переселиться в Неттуно, где продолжал заниматься изучением берегов и воды. За тем, с наступлением летних жаров, когда жить здесь по причине лихорадок становится опасно, я отправился внутрь страны и продолжаю работать в Олевано и Аричи. Теперь же заявляя в особом донесении Господину Конференц Секретарю о некоторых причинах поставляющих меня в крайне затруднительное положение относительно продолжения работы, жду решения Совета Академии. Пенсионер Академии Владимир Орловский. 14/2 Августа 1872 года». [24]

«№1661 13 августа №89 Ваше Превосходительство, Милостивый Государь Петр Федорович. На письмо полученное мною касательно сроков моего возвращения в Россию, я имею честь немедленно отвечать. Не имея по настоящее время никаких дальнейших сведений, полагая, что письмо мое могло затеряться в дороге, считаю нужным повторить мое объяснение. Имевши въ виду, что Академия всегда была очень снисходительна, в отношении точнаго выполнения существующих правил пансионерами Академии, … я решаюсь почтительнейше просить Ваше превосходительство, сделать в Совете Академии это заявление, в надежде, что мне разрешено будет в крайнемъ случае, хоть эту зиму еще провести за границей. Но я бы счастлив былъ, если бы Академия дозволила мне самому распорядиться остальным пансионерским временем. … Я и сам, во всяком случае, не рассчитывал остаться все шесть лет за границей, но имея на это право, думалось бы и работалось как то покойнее.… Проводя же эту зиму в Киеве, я не успею сделать многого, а учиться там зимой и не у кого, и не на чем. Очутившись в Киеве сам один, не имея ни общества художников, ни природы пред глазами, не имея возможности ни с кем посоветоваться, ни на чем бы мог проверить себя- будет мне очень трудно работать, а тем более из Итальянских этюдов. Киев моя родина, и я знаю этот город прекрасно. Знаю что там трудно работать художнику. Нужна ли рама, краски ли, полотно или другие какие снадобья, все это трудно достать, дорого и плохо, а с моделями- целая комиссия. Со временем, когда там будут жить по нескольку молодых пансионеров, будет недурно, теперь же одному там жить и работать успешно- очень трудно. Все лучшия произведения наших художников были сделаны в Европе, среди мира искусства. Иностранные же мастера, в особенности же пейзажисты руководствуются чаще всего натурой, работая свои картины, чему примерами Курбэ, Добиньи, Дюпрэ, Миле и др. … 14/2 августа 1872 года». [25]

Хлопоты о продлении пребывания за границей, результата не принесли, и Владимир Орловский возвращается в Россию: «№1673 №91 16 августа. Ваше Превосходительство, Милостивый       Государь Петр Федорович. Предполагая с возможной скоростью отправиться в обратный путь в Россию, имею честь почтительнейше просить Ваше Превосходительство сделать распоряжение о высылке мне путевых денег по пар. Седьмому инструкции пансионерам при возвращении. Пансионер Академии Владимир Орловский. 20/8 августа 1872 года». [26]

Отказ в продлении срока пребывания за границей мог быть связан также с тем, что уже после отъезда Владимира Орловского из России была принята новая инструкция для пенсионеров: «№92 Инструкция Пенсионерам Императорской Академии Художеств, Посылаемым за границу для усовершенствования в искусстве. Утверждена… 13 марта 1870 года… 4. Жанристы, баталисты и пейзажисты, по возвращении из за границы, путешествуют три года по России, и в течении зимних месяцев этих трех лет имеют пребывание в Киеве, где получают бесплатныя мастерския. 13. По жанру, баталической живописи и пейзажу: в) …в остальные три года путешествия по России пенсионеры жанра, баталической живописи и пейзажа обязаны представить по одной оригинальной картине из русской жизни и природы». [27, c.88]

Интересно, что Киев, как место, где Владимир Орловский должен провести оставшееся время своего пенсионерства, определен не случайно. Имел место план создания в Киеве второго, южного художественного центра России, наряду с имеющимся уже таким центром в Санкт-Петербурге. Планировалось также по возможности отказаться от направления выпускников Академии за границу, что, по мнению ряда руководителей Академии и высокопоставленных лиц, имело целый ряд негативных последствий.

В своем отзыве на Записку графа Григория Сергеевича Строганова, поданную по этому вопросу, конференц-секретарь Академии Художеств П.Ф. Исеев пишет: «Записка графа Григория Сергеевича Строганова, поданная Его Императорскому Высочеству Великому Князю Владимиру Александровичу, Товарищу Президента Императорской Академии Художеств. Об учреждении в Киеве постояннаго местопребывания пенсионеров Академии и об устройстве там Рисовальной школы. После небольшаго историческаго вступления, об историческом значении города Киева, Гр. Строганов продолжает: Киев обладает многими Русскими историческими памятниками…. В С-т Петербурге существует Академия Художеств, история деятельности которой вполне известна; но к несчастию грустный климат Петербургский не может не действовать вредно на эту Академию; короткое пребывание солнечнаго света, полное отсутствие онаго в продолжение большей половины года,…для привольной жизни художеств необходимы: изящная природа, роскошная растительность, а прежде всего солнце, чем больше, тем лучше. … оставим Академию Художеств в Петербурге, но почему же Правительство не воспользуется местностию более одаренною красотами природы, основав в Киеве школу живописи, которая могла бы быть разветвлением Петербургской Академии художеств.

Заметки Конференц-Секретаря. Предложение графа Строганова не заключает в себе ничего нового. В Совете Императорской Академии Художеств уже давно заявлено было о необходимости изменить порядок отправления пенсионеров за границу; уже сознана была необходимость с одной стороны сократить время первоначально определенное для заграничнаго пребывания, с другой направить деятельность художников на изучение русской природы, жизни и истории. Наконец и самый надзор за ними установить на началах более рациональных. Первые попытки к осуществлению этих мыслей заключались в том, что вменено было в обязанность всемъ пейзажистам и жанристам из 6 лет пенсионерскаго срока, три года быть за границею и три года путешествовать в России, без определения места их постояннаго пребывания;… В настоящее время в Императорской Академии Художеств не преподаются языки, тогда как прежде на них обращалось преимущественное внимание; в этом особенно поражает то обстоятельство, что преподавание языков отменено одновременно с присвоением Академии права посылать каждогодно за границу учеников, получивших 1-ю золотую медаль по конкурсу. Последствия этой меры не замедлили сказаться на наших пенсионерах. Многие из них, приезжая за границу и не зная ни одного языка, не могут пользоваться ни книгами, ни услугами других. И вот бедный пенсионер ждет кого нибудь из своих товарищей, чтобы хоть немного ознакомиться с художественными хранилищами. … В продолжении десяти лет Академия уже достаточно имела опыта, чтобы убедиться какое влияние имеет на наших художников продолжительное житье за границею- в отношении выбора сюжетов для художественных произведений. На каждой выставке красуются произведения наших пенсионеров; специалисты-художники восхищаются ими; любители-знатоки тоже. Первые обращают внимание исключительно на композицию, рисунок и колорит; вторые напротив не упускают из вида и сюжета. Первые не покупают картин никогда, а вторые не приобретают, потому что все изображаемое совершенно чуждо им. В самом деле в художественных произведениях наших пенсионеров мы видим только историю других народов, жизнь чуждую нам и природу, нетрогающую нас за живое, за родное. Результат такого порядка выходитъ тот, что покупка художественных произведений наших пеннсионеров обратилась в монополию двух, трех богачей, которые, бывая часто за границею, свыкаются, или лучше сказать входят во вкус всей заграничной обстановки. Да и те не всегда прельщаются красотами рисунка, колорита и сценами из чуждой нам истории. Примером может служить картина Профессора Верещагина «Григорий Великий». Само собою разумеется, что при этих обстоятельствах Академия никогда не может положить начала самостоятельной Русской школы. Наконец продолжительное житье за границею наших пенсионеров имеет еще и то прискорбное последствие, что оно отчуждает их и зачастую совершенно от России, от семьи и от художественнаго Русскаго мира. Многие из них окончив срок своего пенсионерства, в продолжении котораго они изредка давали знать о своем существовании, остаются за границею продолжительное время и даже навсегда. Таким образом Академия образовывает художников не для России, о которой они не имеют никакого понятия, а для других государств. Можно скзать, что Академия способствует отчуждению наших лучших художников от России. Все вышеизложенные соображения служат основанием к тому, чтобы сочувствовать всею душою предложению Графа Строганова». [28, c.1-4]

В то же время в учреждение в Киеве филиала Академии Художеств и отказ от заграничных поездок для учеников Академии руководство Академии видело и немалые трудности: «В настоящее время каждый пенсионер стоит Государству 2200 червонцев, т.е. 6798 руб. серебром. Сумма огромная, но разделенная на шесть лет, с издержками на путь в оба конца, она недостаточна даже и для заграничной жизни, где студии всегда можно иметь за гораздо дешевейшую плату, чем у нас. Да и самая жизнь стоит несравненно менее. Последствием этого стесненного положения пенсионеров, особенно художников исторических, бывает то, что они заняты работами для насущнаго хлеба, отвлекаются совершенно от цели своего заграничнаго пребывания». [29, c. 4-5]

Признав, в целом, полезность изложенной в записке графа Строганова идеи, к окончательному решению об учреждении в Киеве филиала Академии Художеств Совет Академии не пришел. Хотя Киев в этом качестве, как будет видно ниже, и рассматривался. Не было принято и решения отказаться от заграничных поездок для пенсионеров. В то же время было решено сократить время пребывания за границей художников по жанрам жанра и пейзажа, почему, видимо, и было отказано Владимиру Орловскому в продлении пребывания его за границей: «Заседание 7 Января 1870г. Проект Определения Совета по записке Графа Г.Г. Строганова. По живописи жанра и пейзажа. Хотя каждому художнику, к какой бы отрасли искусства не принадлежал он, необходимо для полноты художественнаго образования осмотреть и ознакомиться с художественными произведениями всех школ; но само-собою разумеется, что по некоторым отраслям это ознакомление может быть менее продолжительно, чем по живописи исторической; к таковой категории могут быть отнесены живописцы жанра и пейзажа. Как тем, так и другим, необходимо изучить Россию в историко-этнографическом и климатическом условиях; с этою целью нужно дать им средства путешествовать по России. Все вышеизложенное было уже принято в соображение при составлении Устава 1859 года, по которому жанристы и пейзажисты должны быть за границею три года и три года путешествовать по России; но так как приэтом не было определено места, куда бы пенсионеры собирались собственно для работы, (не было установлено обязательнаго правила чтобы пенсионеры жанра и пейзажа особенно занимались изучением русской жизни и природы) то почти все они путешествовали по России, без всякой пользы для жанра и пейзажа русскаго, и, живя в России первые три года или приезжая в нее в течении шести лет несколько раз, отправлялись работать за границу и воспроизводили все-таки картины иностранного пейзажа и жанра. В виду этого было бы весьма полезно выбрать для художников жанра и пейзажа один из городов России, который по своим климатическим условиям, удобствам и дешевизне жизни наиболее соответствовал бы потребностям художников жанра и пейзажа». [30, c. 88]

1. РГИА СПб. Ф.789 оп.14 д.14 «О». Дело Канцелярии Императорской Академии Художеств. Орловский Владимир Донатов. 13 октября 1864- 6 июля 1914г.

2. РГИА СПб. Ф.789 оп.14 д.14 «О». Дело Канцелярии Императорской Академии Художеств. Орловский Владимир Донатов. 13 октября 1864- 6 июля 1914г.

3. РГИА СПб. Ф.789 оп.14 д.14 «О». Дело Канцелярии Императорской Академии Художеств. Орловский Владимир Донатов. 13 октября 1864- 6 июля 1914г.

4. ОР РНБ. Ф.796 Оп.2 №678. Тюменев И.Ф. Орловский Владимир Донатович. Письма к Павлу Алексеевичу Черкасову.

5. «Художественные Новости» 1894 г., № 6.

6. «Всемирная Иллюстрация» 1889 г. № 793.

7. ОР РНБ Ф.124 №3193 Собрание П.Л. Вакселя. Орловский Владимир Донатович. 1870г. Письма к Николаю Дмитриевичу Быкову.

8. Вестник Европы. Журнал Истории, Политики, Литературы. 1870г. Книга 1.

9. РГИА СПб. Ф.789 оп.14 д.14 «О». Дело Канцелярии Императорской Академии Художеств. Орловский Владимир Донатов. 13 октября 1864- 6 июля 1914г.

10. РГИА СПб. Ф.789 оп.14 д.14 «О». Дело Канцелярии Императорской Академии Художеств. Орловский Владимир Донатов. 13 октября 1864- 6 июля 1914г.

11. РГИА СПб. Ф.789 оп.14 д.14 «О». Дело Канцелярии Императорской Академии Художеств. Орловский Владимир Донатов. 13 октября 1864- 6 июля 1914г.

12. РГИА СПб. Ф.789 оп.14 д.14 «О». Дело Канцелярии Императорской Академии Художеств. Орловский Владимир Донатов. 13 октября 1864- 6 июля 1914г.

13. РГИА СПб. Ф.789 оп.14 д.14 «О». Дело Канцелярии Императорской Академии Художеств. Орловский Владимир Донатов. 13 октября 1864- 6 июля 1914г.

14. РГИА СПб. Ф.789 оп.14 д.14 «О». Дело Канцелярии Императорской Академии Художеств. Орловский Владимир Донатов. 13 октября 1864- 6 июля 1914г.

15. ИРЛИ(Пушкинский дом) СПб. ОР ф.365 оп.1 д.15.

16. РГИА СПб. Ф.789 оп.14 д.42 лит. Б. Дело Канцелярии Императорской Академии художеств. Боголюбов Алексей Петрович. Началось 28 августа 1852г.

17. РГИА СПб. Ф.789 оп.14 д.42 лит. Б. Дело Канцелярии Императорской Академии художеств. Боголюбов Алексей Петрович. Началось 28 августа 1852г.

18. РГИА СПб. Ф.789 оп.14 д.42 лит. Б. Дело Канцелярии Императорской Академии художеств. Боголюбов Алексей Петрович. Началось 28 августа 1852г.

19. РГИА СПб. Ф.789 оп.14 д.42 лит. Б. Дело Канцелярии Императорской Академии художеств. Боголюбов Алексей Петрович. Началось 28 августа 1852г.

20. РГИА СПб. Ф.789 оп.14 д.14 «О». Дело Канцелярии Императорской Академии Художеств. Орловский Владимир Донатов. 13 октября 1864- 6 июля 1914г.

21. РГИА СПб. Ф.789 оп.14 д.14 «О». Дело Канцелярии Императорской Академии Художеств. Орловский Владимир Донатов. 13 октября 1864- 6 июля 1914г.

22. РГИА СПб. Ф.789 оп.14 д.14 «О». Дело Канцелярии Императорской Академии Художеств. Орловский Владимир Донатов. 13 октября 1864- 6 июля 1914г.

23. ОР РНБ Ф.796 Оп.2 №678. Тюменев И.Ф. Орловский Владимир Донатович. Письма к Павлу Алексеевичу Черкасову.

24. РГИА СПб. Ф.789 оп.14 д.14 «О». Дело Канцелярии Императорской Академии Художеств. Орловский Владимир Донатов. 13 октября 1864- 6 июля 1914г.

25. РГИА СПб. Ф.789 оп.14 д.14 «О». Дело Канцелярии Императорской Академии Художеств. Орловский Владимир Донатов. 13 октября 1864- 6 июля 1914г.

26. РГИА СПб. Ф.789 оп.14 д.14 «О». Дело Канцелярии Императорской Академии Художеств. Орловский Владимир Донатов. 13 октября 1864- 6 июля 1914г.

27. РГИА СПб. Ф.789 оп.14 д.14 «О». Дело Канцелярии Императорской Академии Художеств. Орловский Владимир Донатов. 13 октября 1864- 6 июля 1914г.

28. РГИА СПб. Ф.789 оп.6 д.219 1869г. Дело Правления Императорской Академии Художеств. По вопросу об основании в Киеве главнаго центра местопребывания пенсионеров ИАХ и об учреждении в этом городе Рисовальной школы.

29. РГИА СПб. Ф.789 оп.6 д.219 1869г. Дело Правления Императорской Академии Художеств. По вопросу об основании в Киеве главнаго центра местопребывания пенсионеров ИАХ и об учреждении в этом городе Рисовальной школы.

30. РГИА СПб. Ф.789 оп.6 д.219 1869г. Дело Правления Императорской Академии Художеств. По вопросу об основании в Киеве главнаго центра местопребывания пенсионеров ИАХ и об учреждении в этом городе Рисовальной школы

Глава третья

В декабре 1872-го года Владимир Орловский уже в России: «№2948 7 декабря 1872 №106 В канцелярию Г. С-Петербургскаго Обер-Полицмейстера (по иностр. Отдел.) Правление ИАХ имеет честь препроводить при сем обратно заграничный паспорт возвратившагося из-за границы пенсионера Академии Владимира Орловскаго, выданный 25 октября 1869г. за №4660. Конференц Секретарь Исеев». [1]

На выставке Академии художеств Владимир Орловский в 1872-м году представляет две свои работы: «Орловский, Владимир Донатович. Пенсионер Академии. 303. Морской вид. 303. (bis) Из Римской Компаньи д. Ариччи». [2, c.3]

Вскоре после своего возвращения Орловский представляет одну из своих работ на выставке Общества Поощрения художников. Весьма авторитетное жюри присуждает ему за эту работу вторую премию: «По примеру прошлых лет 1-го Марта, была открыта выставка картин, присылаемых г.г. художниками на конкурс. Для обсуждения достоинства произведений и присуждения им премий, Комитетом составлен был жюри из 12 членов. Приглашены были из гг. художников Профессора: Г. Иордан, Бруни, Неф, Гун, Клодт 1-й, Келлер и Верещагин; из Гг. Академиков: Гох, Чистяков, Горавский, Боткин и Клодт 2-й. …. 10-го Марта производилась баллотировка премий. Первую премию по ландшафтной живописи в 1000 руб., назначенную Графом Строгановым, получил г. Васильев за картину «Южный берег Крыма в зимнее время». Вторую премию по ландшафту в 200 руб., назначенную Обществом, получил г. Орловский за картину «Прибой». [3, c.6]

При этом, как сообщает в письме Ф. Васильеву И.Н. Крамской, «… я узнал что было много голосов за то, чтобы дать первую Орловскому». [4]

В конце 1874-го года В.Д. Орловский получает звание Академика: «Санкт-Петербургская Императорская Академия Художеств за отличныя познания в пейзажной живописи признает и почитает пенсионера Владимира Донатовича Орловскаго своим Академиком с правами и преимуществами в установлениях Академии предписанными. Дано в С. Петербурге за подписанием Президента и с приложением печати 1874г. ноября 4 дня. Товарищ Президента Владимир». [5]

Одну из его работ приобретают для музея Академии: «№126 16 января 1875г. Ассигновка. … выдать Академику Орловскому 1000 руб. за приобретенную у него, для музея Академии, картину: Лесной сруб; согласно прилагаемым документам». [6]

В феврале 1875-го года Владимир Орловский обращается с ходатайством- разрешить ему выехать для продолжения работы за границу, и разрешение ему было дано: «№307 №129 Его Превосходительству Господину Конференц Секретарю Императорской Академии Художеств. Пенсионера Академии Владимира Орловскаго. Разсчитывая в настоящем году продолжить заниматься изучением моря и судов, я находя в этом отношении самыми удобными некоторыя из побережий морских в Италии, желал бы с этой целью отправиться за границу. О чем сообщая Вашему Превосходительству, обращаюсь с покорнейшей просьбой, исходатайствовать у Его Императорскаго Высочества Товарища Президента на таковую поездку разрешение. Пенсионер Академии Владимир Орловский. 21-го февраля 1875 года. Резолюция: Разрешаю». [7]

И в апреле 1875-го года Орловский снова в Италии: «№134 В Правление Императорской Академии Художеств. Пенсионера Академии Владимира Орловскаго. Предполагая все предстоящее лето провести в занятиях в окрестностях Рима, имею честь покорнейше просить Правление Академии выслать мне мой третной пенсион в Рим на имя пенсионера Владимира Семирадскаго, для передачи мне… Пенсионер Академии В. Орловский 18/30 апреля 1875г. Адрес: Via Condotti Cafengreico Roma». [8]

Срок пенсионерства Владимира Орловского заканчивался в 1875-м году, но по ходатайству Президента Академии (1852-1876), Великой Княгини Марии Николаевны, срок был продлен еще на один год: «№1174 Министерство Императорскаго Двора. №139 В С.-Петербурге. 21 июля 1875 года. Государь Император, по всеподданнейшему докладу моему ходатайства Вашего Высочества, высочайше повелеть соизволил: пенсионеру Академии по пейзажной живописи Владимиру Орловскому, продолжить производство пенсионерского содержания еще на один год из Государственнаго Казначейства… Министр Императорскаго Двора». [9]

В сентябре того же 1875-го года А.Д. Орловский приезжает для работы во Францию, в Париж: «№1443 22 сентября №140 В Правление Императорской Академии Художеств. Предполагая, по окончании моих летних работ, в первых числах Октября, отправиться в Париж… Пенсионер Академии Владимир Орловский. 11-го сентября 1875 года». [10]

Из Парижа, в 1876-м году, Владимир Орловский пишет известному собирателю художественных произведений русских художников Н.Д. Быкову. В письме Орловский касается деловых вопросов- продажи своих картин. Делится своими впечатлениями от знакомства с живописью европейских художников, считая, что Н.Д. Быкову это будет интересно: «Принося Вам, Николай Дмитриевич глубокую благодарность за Ваше любезное внимание и память ко мне, вместе с темъ спешу и отвечать Вам. Меня ни сколько не удивило, что съ моими картинами случилось иначе, как я разсчитывал. Начну с того, будучи сам несколько недоволен ими, так как я торопился их писать, имея в виду конкурс и попутку в Германию, я полагал, что легко можетъ статься, что они не понравятся и Вам. По этому я написал Г. Григоровичу, что в таком случае их можно продать. Цену же повысил потому, что Вам я обещал за 300 рублей сделать картину, раму же Вы хотели сделать сами, потому же тогда бы я (нрб.) и других разных издержек, которыя в этом случае оказались. Разсчитывая на все это, я думал, что поступил совершенно логично набавив какую сотню рублей (нрб.). Условием написать картину в 300р. я только и обязан был относительно Вас. Других же покупщиков я не знаю т.е. не имею с ними никакого уговора, по этому с ними быть могут и новыя разсчеты. Так, думаю, что причина ошибки частию в том, что Иванов незастал Вас дома, частию в том, что в четыре дня Картины уже успели продаться. Если бы я сам был в Петербурге, то конечно нашел бы возможность поступить (иначе?). Но отсюда это делать трудно, тем более что я имею право только просить людей поступить так и так, но не более. Тоже: каково бы было если бы Д.В. Григорович в ождидании Вас не продал моих картин а Вы бы увидели их и сказали- не нравятся- и только. Вещь бы осталась до новаго случая. Тут я может быть и был бы вразумителен, но другой пожалуй мог и (нрб.) в особенности если бы имел нужду еще в деньгах. По этому, думаю, что и Г. Григорович поступил так основательно. Ведь вот и теперь Вы и сами пишете что «в третьих может и картины покажутся Вам иначе»-. Наконец я могу легко исправить эту ошибку. У меня есть этюд и эскиз желанной Вам картины, я могу и даже успешно повторить её. Конечно, что точь в точь сделать как та картина была я не берусь, потому что быть копиистом своего эскиза довольно мучительно. Тогда я думал так, так компонавал и писал. А когда написал, то увидел недостатки, которыя переделывать не хотел, потому что времени не было. Значитъ теперь если бы я стал писать ту же картину, то конечно, что сделал бы некоторыя изменения- а именно, написал бы гораздо проще воздух; к такому сложному мотиву как (низь?) такой же сложный воздух негодится. Одно мешает другому. Написал же его там таким потому, что такой случилось видеть в натуре. Увлекся и неразбирая долго в первую же картину и поместил его. У меня был проектъ поездки в Италию и в этом году кажется удастся его исполнить, потому что сделать хочется много, и для годичной выставки в Академию, да и здесь уже от фрацузов имею заказы. Значит, разве на будущий год увижу Вами заказанные места- и тогда же (нрб.) сделать две картины для Вас.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Конец ознакомительного фрагмента
Купить и скачать всю книгу
На страницу:
5 из 5