Полная версия
История британского флота. Том VI. Хроника побед и поражений
Вице-адмирал Ричард Лесток (1679 – 1746)
В своем ответе его величество сказал: «Я чувствую, насколько многое зависит от сохранения четкой дисциплины на флоте и от необходимости привлечения к ответственности тех, кто не выполнил свой долг в этом важном случае».
Тем временем Мэтьюз, выполняя приказы из Англии, подал в отставку и вернулся домой, оставив флот новоиспеченному вице-адмиралу Уильяму Роули.
Военный трибунал впервые собрался 23 сентября 1745 года на борту линейного корабля «Лондон» в Чатеме под председательством адмирала сэра Чалонера Огла. Офицерами, представшими перед трибуналом, были лейтенанты «Дорсетшира», которые были обвинены в том, что они посоветовали своему капитану Джорджу Барришу не атаковать врага. Все они были оправданы.
25 сентября начался суд над Барришем, и 9 октября был вынесен приговор. Суд заявил:
«По причине того, что корабль капитана Барриша в течение получаса бездействовал, когда он мог оказать помощь „Мальборо“, и что он не поддержал адмирала, когда тот вступил в бой, Барриш признан виновным в том, что не предпринял ничего, чтобы сжечь, потопить или уничтожить врага, а также не оказал надлежащую помощь „Мальборо“ до тех пор, пока не получил приказ от адмирала. Поэтому суд присуждает ему штраф и навсегда лишает возможности служить офицером во флоте Его Величества».
Капитан Эдмунд Уильямс с линейного корабля «Ройал Оук» был судим по четырем обвинениям. Суд установил, что капитан Уильямс не справился со своими обязанностями из-за того, что игнорировал сигналы адмирала и держался с наветренной стороны вдали от кильватерной линии во время большей части сражения и не находился на надлежащей дистанции, чтобы эффективно использовать оружие корабля. Но, учитывая его длительную службу и плохое зрение, а также другие «благоприятные соображения», суд единодушно полагал, что все это способствует смягчению наказания, и, следовательно, было вынесено решение он больше не годится для службы в море. Суд также рекомендовал уполномоченным лордам Адмиралтейства, чтобы Уильямс продолжал получать половину жалованья, положенного ему в соответствии с его стажем.
Эту рекомендацию лорды поддержали.
Капитан Джон Эмброуз с «Руперта» предстал перед судом 18 октября. В его случае суд установил, что он не выполнил свой долг и не вступил в ближний бой, пока сам не был атакован, но с учетом того, что как до, так и после сражения он проявил себя, как исполнительный офицер, было признано, что его бездействие, по-видимому, явилось следствием «ошибочной оценки ситуации». Суд приговорил его только к тому, что он был оштрафован на сумму, равную его годовому жалованью. Эмброуз был восстановлен в своем звании и в 1750 году был уволен по старости в чине контр-адмирала. Он умер в 1771 году.
Капитан Уильям Дилкс с «Чичестера» должен был ответить на обвинение в том, что он не атаковал противника в ближнем бою, оставаясь на дальней дистанции, «когда в его силах это было можно сделать». Суд признал обвинение доказанным и отстранил Дилкса от командования своим кораблем, но впоследствии он был также восстановлен в звании, хотя и переведен в список офицеров, получающих «полуплаты» (50% жалованья). Дилкс умер в 1750 году.
Капитан Роуланд Фрогмор с «Бойна», который должен быть среди этих осужденных офицеров, скончался 8 ноября 1744 г., еще находясь за границей.
Еще до этого трибунала капитан Ричард Норрис с «Эссекса», которого его собственные офицеры обвиняли в трусости во время сражения, потребовал и получил военный суд в Порт-Махоне, но, так как он уже ушел в отставку со своего командования «на полуплату», суд, после долгих споров, счел, что его не стоит более наказывать. Это вызвало решительный протест со стороны обвиненных офицеров, отправленных для суда в Англию, Адмиралтейство приказало Норрису вернуться домой, чтобы предстать перед трибуналом; но по дороге домой он воспользовался возможностью скрыться в Гибралтаре, тем самым признавая свою вину. Он умер в заслуженной безвестности.
Затем в Дептфорде на борту корабля «Принц Оранский» начался процесс над вице-адмиралом Лестоком. Обязанности председателя суда в отсутствие сэра Чалонера Огла исполнял вице-адмирал Перри Мейн. В свою защиту Лесток настаивал на том, что он не мог вступить в бой, не нарушив линию строя, и что он не был вправе сделать это, потому что, хотя был дан сигнал для вступления в бой, на мачте флагмана все еще развевались флаги (будучи забытыми там в ходе боя), приказывающие держаться в строю. Лесток, к возмущению общественности, был единогласно оправдан.
Короче говоря, он предпочел забыть о своем долге перед своей страной и своими товарищами по оружию, и решил не отступать от буквы инструкций.
Суд над адмиралом Мэтьюзом начался 16 июня 1746 года, когда контр-адмирал Перри Мейн, как и прежде, был президентом трибунала. Лесток выставил пятнадцать обвинений против своего начальника. Мэтьюз, чье стремление сделать все возможное против врагов его страны не может быть подвергнуто сомнению, 22 октября услышал следующее решение суда:
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.