Полная версия
Происхождение и сущность зла в свете Космософии. Часть 1. Христианские воззрения
* * *
То, что мы хотели сказать в этой главе в отношении понимания происхождения и сущности зла с позиции гностического Христианства, в целом было сказано. Тем не менее мы всё же затронем ещё один немаловажный момент, касающийся воззрений христианского Гностицизма (в том числе и взглядов тех, кто представляется его нынешними последователями42) на то существо, которое в традиционном Христианстве именуют Люцифером43; ибо его образ в христианском Гностицизме предстаёт в весьма необычном и своеобразном освещении.
По одной из общепринятых и наиболее распространённых в традиционных христианских кругах точек зрения, Люцифер обыкновенно выступает в качестве некогда светлейшего и любимейшего Божьего Ангела, который вследствие своей гордыни уподобиться Отцу отпал от Его животворящего Света и низринулся в пучину уже существовавшего творения, став источником зла и противником Всевышнего, искусителем смертных и повелителем тьмы. Гностицизм, в соответствии со своею доктриною, даёт нам иную картину, отличную от той, которая характерна для традиционного Христианства, а именно следующую. Люцифер, с позиции христианского Гностицизма, действительно является «светлым Ангелом», а точнее – одним из Эонов сияющей Плеромы, Мира Божественной Полноты, пребывающего в прямых эманациях Отца. Он был послан Свыше в созданное нечистым демиургом Ялдабаофом искажённое творение, дабы принести искру Отчего Света Истины во мрак материи в помощь новостворённому человечеству в лице Адама и Евы. Первоархонт известен в своём творении как жестокий и злопамятный бог Яхве, или Иегова44, он создал безжизненную плоть («прах») и страстную («живую», то есть животную) душу первочеловечества, однако чистый Дух, происходящий из высших областей над творением, Ялдабаоф, как более низкий по происхождению, в них вдохнуть был не в состоянии. Тем не менее этот Дух – произвольно или непроизвольно – уже был заключён в них как дар Софии, предшествующий или сопутствующий творению демиурга. Люцифер приносит Адаму и Еве весть об этом Духе посредством возвещения им высшего божественного Знания – Гнозиса, пробуждающего их от мрака неведения и позволяющего им обрести независимость от творения и абсолютную свободу, по праву принадлежащую детям Отца, чтобы они могли стать «как боги», умеющие отличать добро ото зла. Это событие символически и было изображено в Ветхом Завете как вкушение Адамом и Евой яблока с Древа Познания, растущего в Эдеме, по предложению некоего змия, там обитавшего. За нарушение своего запрета не есть яблок с Древа Познания Яхве изгоняет первую чету из рая, лишая их всех духовных преимуществ и благ, облекая их в смертные тела и обрекая их на страдания в суровом земном мире, исполненном тлена, болезней и разрушений.
С точки зрения гностиков, змий из библейской истории предстаёт светлым посланником Истинного Бога – Всевышнего, Незримого и Невыразимого Отца. Этот вестник через Древо Познания открывает Адаму и Еве пробуждающее от мрака неведения сокровенное духовное Знание – Гнозис. Некоторыми гностическими течениями посланник этот прямо отождествляется с Самим Сыном Всевышнего Христом, явившимся из самой Божественной Плеромы в Свете, Мудрости и Силе, и иногда Он именуется также Сифом. О библейской истории в свете Гностицизма повествуется, в частности, в гностическом Откровении Адама (Апокалипсисе Адама). Там Христос назван именем Фосфор (он же Эосфор), которое на греческом45 означает точь-в-точь то же самое, что и латинское имя Люцифер, – «Светило»46. Карающий же и изгоняющий из рая первую человеческую чету за вкушение яблока с Древа Познания добра и зла гневный и нетерпимый бог Яхве, с точки зрения гностиков, есть демиург этого мира, нечистый творец Ялдабаоф, порождение ошибки Эона Софии, пошедшей против законов Божественной Полноты.
Так, в третьей главе ветхозаветной Книги Бытия мы читаем об искушении Адама и Евы змием, побуждающем их испробовать яблоко с Древа Познания добра и зла:
«Змей был хитрее всех зверей полевых, которых создал Господь Бог. И сказал змей жене: подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю?
И сказала жена змею: плоды с дерев мы можем есть, только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть.
И сказал змей жене: нет, не умрёте, но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло.
И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что даёт знание; и взяла плодов его и ела; и дала также мужу своему, и он ел.
И открылись глаза у них обоих, и узнали они, что наги, и сшили смоковные листья, и сделали себе опоясания.
И услышали голос Господа Бога, ходящего в раю во время прохлады дня; и скрылся Адам и жена его от лица Господа Бога между деревьями рая.
И воззвал Господь Бог к Адаму и сказал ему: [Адам,] где ты?
Он сказал: голос Твой я услышал в раю, и убоялся, потому что я наг, и скрылся.
И сказал [Бог]: кто сказал тебе, что ты наг? не ел ли ты от дерева, с которого Я запретил тебе есть?
Адам сказал: жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел.
И сказал Господь Бог жене: что ты это сделала? Жена сказала: змей обольстил меня, и я ела.
И сказал Господь Бог змею: за то, что ты сделал это, проклят ты пред всеми скотами и пред всеми зверями полевыми; ты будешь ходить на чреве твоём, и будешь есть прах во все дни жизни твоей; и вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем её; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту.
Жене сказал: умножая умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рождать детей; и к мужу твоему влечение твоё, и он будет господствовать над тобою.
Адаму же сказал: за то, что ты послушал голоса жёны твоей и ел от дерева, о котором Я заповедал тебе, сказав: не ешь от него, проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от неё во все дни жизни твоей; терния и волчцы произрастит она тебе; и будешь питаться полевою травою; в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься»47.
В данной легенде змий – тот, кто даёт возможность людям познать Истину, научившись различать между добром и злом, дабы они буквально могли стать как боги. Представленный же в данном сказании Господь Бог запрещает созданной им первой чете знать и за нарушение ими его запретов наказывает Адама и Еву суровыми и беспощадными карами, вплоть до изгнания их из рая. Однако в Христианстве змий этот отождествляется с противником Божьим, или «Сатаной»48, а сам Господь Бог – с изначальным всеблагим Создателем. В дальнейшем, опираясь на этот образ змия-искусителя, творцы христианского вероучения проецируют его на Дьявола49, то есть «Лукавого».
В Откровении Адама мы также читаем:
«Когда сотворил меня бог50 из земли и Еву, твою мать, я ходил с нею в славе51, которую она видела исходящей из Эона, из которого мы возникли52. Она поведала мне слово Гносиса (Познания) Бога, Вечного, и мы были подобны великим ангелам вечным, ибо мы были выше бога, который сотворил нас53, и сил, которые с ним, тех, которых, мы не знали. Тогда разделил54 нас бог, архонт эонов55, с силами в гневе. Тогда мы стали двумя эонами, и покинула нас слава, которая в нашем сердце, меня и твою мать Еву, вместе с Гносисом первым, который дышал в нас, и она (т.е. слава) бежала от нас и вошла в другой Великий Эон и в другой великий род, который возник не из того Эона, из которого мы возникли, я и Ева, твоя мать, но она вошла в семя Великих Эонов. Именно поэтому я назвал тебя именем того Человека56, который является семенем этого великого рода и (происходит) из него. После дней тех удалился от меня и твоей матери Евы Гносис вечный Бога истины. С того времени мы научились вещам мёртвым, как люди. Тогда мы узнали бога, который сотворил нас, ибо мы перестали быть чуждыми его силам. И мы служили ему в страхе и рабстве. После этого мы стали такими, что тьма (воцарилась) в нашем сердце…»57
Резюмируя, процитируем современных последователей Гностицизма, которые дают такое толкование вышеприведённого библейского мифа:
«Гностические мифы указывают, что Люцифер является посланником непознаваемого Бога. Мы сказали, что этот Бог, наивысший, недоступный и непознаваемый, не может проникнуть в эту ограниченную вселенную нечистой и сатанинской материи. Но, по словам этих мифов, он может послать кого-нибудь – Люцифера. Только высшей жертвой может невероятно духовное и чистое создание огненной антиматерии прорваться в адской мир этой вселенной. Согласно гностическим легендам и мифам, великий непознаваемый Бог послал Люцифера, Ангела неописуемого огня и света, чтобы показать людям свет и помочь им проснуться и увидеть их подлинное происхождение, происхождение их Духа, который был заключён в тюрьму в этой нечистой материи, называемой тело-душа. Он является нетварной сущностью, которая пришла в созданный мир, чтобы принести свет: освобождение Гнозиса. Сохранение знаний, которые могут пробудить человека и помочь ему освободить находящийся в заключении Дух. Знание, которое позволяет человеку узнать, кто он в действительности, почему он здесь, в этом мире, и что он должен делать, чтобы освободиться и реализовать свой Дух, который принадлежит к другой, нетварной и непознаваемой плоскости.
Мы уже говорили, что Люцифер пришёл в мир, чтобы пробудить человека, помочь ему вспомнить его божественное происхождение, божественное происхождение его Духа, и помочь ему освободиться от тела-души и созданных материи и времени, в которых он заключён.
Гностики считают, что библейский миф о творении можно объяснить следующим образом: создатель мира – Сатана, заключил Адама и Еву в его жалком мире, и Люцифер, в виде змея, предложил им запретный плод спасения Гнозиса и показал им, что создатель обманул их. Другими словами, создатель говорит человеку: «Но от Дерева познания добра и зла не ешьте, в тот день, когда вы вкусите от него, вы умрёте». С другой стороны, змей сказал: «Вы, конечно, не умрёте. Бог знает, что в тот день, когда вы вкусите от него, ваши глаза откроются, и вы будете как Бог, зная добро и зло». Библия продолжает: «И были открыты глаза у каждого из них». Там не говорится: «они оба умерли», говорится: «глаза их были открыты», как сказал змей. Позже создатель говорит: «И теперь человек стал как один из нас, зная добро и зло». Создатель лгал. Он сказал, что человек умрёт, если он съест плод, но человек не умер. Змей говорил правду. Сам творец в конечном итоге согласился, что змей был прав…
Гностики считают этого змея Люцифера освободителем человека и мира. Это мудрость, освобождение Гнозиса, который пробуждает человека и сохраняет его. Конечно, этот посланник непознаваемого Бога – Люцифер – противник и враг создателя мира.
Гнозис заявляет, что творец хочет удерживать человека в этой области ограниченной, низшей и нечистой сферы. Он также запретил человеку контакты с высшим миром, представленным в библейском мифе плодом с Дерева познания добра и зла. Но Люцифер, Ангел света, принёс великую жертву и спустился в этот сатанинский ад, чтобы дать человеку запретный плод Гнозиса и открыть ему глаза, так чтобы он смог вспомнить его божественное происхождение и его превосходство по сравнению с творцом. Гностики считают, что до прибытия змея в рай человек находился в состоянии неведения и был слеп к его подлинной ситуации. Они утверждают, что Адам и Ева были в состоянии порабощения до тех пор, пока змей Люцифер не открыл их глаза и не накормил их плодом знаний, что позволило им вспомнить их божественное происхождение, и они осознали ситуацию, в которой они оказались.
Конечно, создатель выбросил Адама и Еву из этого рая, поскольку он хотел (и по-прежнему хочет), чтобы люди были аналогичными ему отражениями по его образу и подобию и осуществляли его заповеди, чтобы походили на него, а не на непознаваемого Бога. Он хочет, чтобы Дух оставался спящим, так чтобы он мог воспользоваться этой энергией, препятствуя его проявлению в человеке и мире.
Люцифер, освободитель человека и мира, также называемый Абаддон, истребитель. Но… истребитель чего? Мститель материи, потому что он ненавидит этот созданный мир материи и времени. Он будет вести себя как враждебная сила антиматерии, крайне агрессивно, потому что он ненавидит всё, что было создано, как также ненавидит тела и души людей, поскольку он принадлежит к плоскости нетварного непознаваемого. Он – мститель, но мститель материи, нечистоты. Такова гностическая легенда о Люцифере»58.
2. Традиционное Христианство: воззрения отцов церкви
Понятие традиционного Христианства весьма обширно ввиду наличия множества – как крупных, так и малых, как старых, так и молодых – его ветвей и ответвлений, образовавшихся и развившихся в ходе истории. Поэтому под христианским учением в широком смысле слова здесь мы будем подразумевать совокупность общих религиозных представлений, устоявшихся в ходе истории, характерных для наиболее давних традиционных направлений христианской религии: православия и католицизма. Эти христианские течения имеют одни религиозно-исторические корни, опираются на священное писание – Библию, включающую в себя Ветхий и Новый Заветы, и на священное предание – воззрения отцов церкви, развивших христианское вероучение и утвердивших христианскую догматику. Поскольку авторитет отцов церкви в православных и католических кругах был и остаётся весьма велик и поскольку именно их взгляды оказали существенное влияние на становление и укрепление христианской религии в мире (возможно даже большее, чем воздействие самой Библии), постольку вопрос происхождения и сущности зла в данной главе мы осветим преимущественно исходя из учения отцов церкви первых веков христианской эры.
Отдельно следует пояснить, почему учение церковных отцов были помещены нами в эту книгу, несмотря на её скорее эзотерический, нежели религиозный уклон. Суть не в том, что христианская религия сама по себе эзотерична (как раз наоборот – экзотерична), а в том, что сама поднятая проблематика – происхождение и сущность зла – эзотерическая по своей сути. И в этом смысле честный и добросовестный поиск ответа на обозначенный вопрос (как и на многие другие) является (или может являться) внутренней, глубинной, сокровенной работой, при верном подходе позволяющей проникнуть в эзотерические тайны бытия, в фундаментальные основы Мироздания. Другое дело – насколько эту работу удаётся сделать тем или иным духовным исследователям и испытателям, берущимся за решение обозначенной проблемы.
Итак, для традиционного Христианства в целом характерны следующие мировоззренческие положения. В основе и источнике всего находится Бог, имеющий три лица, или ипостаси59, единосущные друг другу, – Отец, Сын и Святой Дух. Бог есть Создатель и Повелитель небесного и земного творений. В небесном мире обитают сонмы Божьих Ангелов, в земном мире – человек в окружении царств природы. Личностная человеческая душа создаётся Богом вечной и рождается на земле. Имея свободу выбора, она либо прельщается материальной жизнью и самолюбованием и, забывая Бога, падает и после земной смерти попадает в ад, либо избирает жизнь духовную, путь праведности и исполнения Божьих заповедей и тем самым очищается и после земной смерти попадает в рай. Иисус Христос – единородный Сын Божий, воплотившийся на земле через деву Марию, осеменённую Духом Святым, для того чтобы искупить грехи людские Своею крестною смертью, указав также Своим учением погрязшим во грехе людям путь к духовному избавлению и спасению. После распятия и земной смерти Иисус Христос воскрес во плоти и, преображённый, телесно вознёсся на небеса, сев по правую руку от Отца на Его небесном престоле. Он грядёт в будущем, дабы судить тех, кто живёт как в посюстороннем мире, так и в потустороннем, по их делам – добрым или злым. От исхода произведённого Им суда будет зависеть судьба человеческих душ – или они унаследуют вечную жизнь в царстве Божьем, или будут ввергнуты в вечное проклятье в преисподней.
Достаточно точно и ёмко сущность христианского вероучения отражена в принятых на Вселенских соборах Символах веры. Эти Символы признаются как в православии, так и в католицизме. Существует два главных, не противоречащих друг другу Символа веры: первый был принят на I Вселенском (Никейском) соборе в 325 г. н.э., а второй – на II Вселенском (Константинопольском) соборе в 381 г. н. э. Первый, появившись и будучи принят, стал авторитетным религиозно-историческим церковным фундаментом на многие десятилетия и даже столетия вперёд, второй – через сложные перипетии становления и формирования церковной догматики во времена, последовавшие за появлением и принятием первого, – развился из первого путём его расширения и дополнения и в дальнейшем, постепенно обретя также непререкаемый авторитет, заместил собою первый. Первый Символ веры – по городу, в котором он был принят, – называется Никейским, а второй, соответственно, – Константинопольским, иначе – Никео-Цареградским. Ниже мы приводим оба Символа веры. Отталкиваясь от них, нам будет легче продвигаться дальше в раскрытии рассматриваемой нами темы происхождения и сущности зла с позиции Христианства.
Итак, первый Символ веры, утверждённый ортодоксальной (православной) кафолической (вселенской) церковью на I Вселенском соборе в 325 г. в Никее, звучит следующим образом:
«Веруем во Единого Бога Отца, Вседержителя, Творца всего видимого и невидимого; – и во Единого Господа Иисуса Христа Сына Божия Единородного, рождённого от Отца, то есть из сущности Отца, Бога от Бога, Свет от Света, Бога истинного от Бога истинного, рождённого, несотворённого, единосущного Отцу, чрез Которого (Сына) всё произошло как на небе, так и на земле; ради нас человеков и ради нашего спасения снисшедшего, и воплотившегося, вочеловечившегося, страдавшего и воскресшего в третий день, восшедшего на небеса, и грядущего судить живых и мёртвых; – и в Святого Духа.
Говорящих же, что было (время), когда не было (Сына), что Он не существовал до рождения и произошёл из не сущего, или утверждающих, что Сын Божий имеет бытие от иного существа или сущности, или что Он создан, или переложим, или изменяем, предаёт анафеме кафолическая Церковь»60.
Второй Символ веры, утверждённый ортодоксальной (православной) кафолической (вселенской) церковью на II Вселенском соборе в 381 г. в Константинополе и подтверждённый той же самой церковью на IV Вселенском соборе в 451 г. в Халкидоне, звучит так:
«Веруем во единого Бога Отца Вседержителя, Творца неба и земли, видимого всего и невидимого. И во единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия Единородного, рождённого от Отца прежде всех веков, Свет от Света, Бога истинного от Бога истинного, рождённого, несотворённого, единосущного Отцу, через Которого всё произошло; ради нас человек и ради нашего спасения сшедшего с небес и воплотившегося от Духа Святого и Марии Девы, и вочеловечившегося, распятого за нас при Понтии Пилате, и страдавшего, и погребённого, и воскресшего в третий день по писаниям, и восшедшего на небеса, и сидящего одесную Отца, и паки имеющего прийти со славою – судить живых и мёртвых, Которого царству не будет конца. И в Духа Святого, Господа, животворящего, от Отца исходящего61, с Отцом и Сыном споклоняемого и сославимого, глаголавшего через пророков»62.
О происхождении и сущности зла с точки зрения священных писания и предания Христианства можно сказать следующее. Согласно христианскому учению, мировое зло коренится в той сущности, которую именуют Люцифером (что с латыни переводится как «Светоносный»), Дьяволом (что с греческого переводится как «Клеветник» или «Лукавый») или Сатаной (что с иврита переводится как «Противник»). Сущность эта изначально принадлежала к одному из чинов Небесной, или Ангельской, Иерархии, служащей Богу – Вседержителю и Творцу всего сущего. Вследствие своей гордыни и себялюбия, из-за которых Люцифер возвысился в собственных глазах, он отпал от Бога, противопоставился Ему, став, таким образом, врагом всего Божественного, всего светлого, праведного, чистого и истинного. Своим проступком бывший Светоносец выпал из Небесной Иерархии, попутно увлёкши за собой меньших Ангелов, подчинённых ему, которые приняли его самовольное отступничество за высшую истину. И с тех пор, как некогда светоносный Ангел пал, став жертвой своей гордыни и превратившись в источник мирового зла, он всяческим образом препятствует Божественному Провидению, вмешиваясь в Божественное Творение путём искушения созданных Богом существ, подбивая их на бунт против Бога. По воззрениям Христианства, Сатана всё время предлагает человечеству ложные, ошибочные, тупиковые пути, искусно пытаясь завуалировать и подменить ими правильные, истинные, добрые. Человек, согласно своей свободной воле, выбирает, к чьему голосу внутри себя прислушаться: Бога или Дьявола. Так, одной из уловок Люцифера является возбуждение в людской природе различных страстей и вожделений, из-за которых они впадают в грех ума, чувств и тела: совершают безнравственные поступки, потакают своим прихотям и эгоизму, занимаются вредительством и разрушением, в общем, всячески отвращаются от Бога и исполнения Его священных заповедей. Другой уловкой Лукавого является атеизм – вера в то, что ни Бога, ни Дьявола, ни духовной жизни после земной смерти нет, что человек это всего лишь смертное, материальное существо, состоящее из плоти и крови, не имеющее вечной божественной искры внутри себя – души или духа, в силу чего ему нет необходимости воспитывать и развивать в себе духовные качества, стремиться к служению Богу, облагораживать свой нрав и очищать своё сердце, готовясь к жизни вечной. Ещё одной уловкой Отца Лжи является создание еретических духовных учений, отвращающих людей от единственно верного и истинного пути к Богу, который указал людям вочеловечившийся Сын Божий Иисус Христос, чей пример и чьи наставления были записаны, прежде всего, в четырёх канонических Евангелиях боговдохновенными прямыми или опосредованными Его учениками.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «Литрес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на Литрес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Примечания
1
Ми́рча Элиа́де (1907—1986) – румынский историк, религиовед, мифолог, культуролог и писатель, автор исследовательских компаративистских трудов «История веры и религиозных идей», «Трактат по истории религий», «Йога: бессмертие и свобода», «Аспекты мифа», «Шаманизм и архаические техники экстаза», «Словарь религий, обрядов и верований» (в соавторстве с Ионом Кулиано) и др.
2
Окку́льтное (лат.) – букв.: тайное, сокровенное. Эзотери́ческое (греч.) – букв.: внутреннее. Оккультно-эзотерическое знание охватывает не только видимую материальность, которой занимается мирская наука, но проникает взором в незримые божественно-духовные первоосновы бытия. Сокровенные истины, доступные только духовно подготовленным посвящённым, очистившим себя и обретшим истинную мудрость. Оккультные или эзотерические науки издревле составляли так называемое тайноведение, и знание, рождавшееся в них, именовалось тайноведческим (Ср.: Рудольф Штайнер, «Очерк тайноведения»; Рудольф Штайнер, «Как достигнуть познания высших миров»).
3
Имеются в виду три рода событий (безотносительно к христианским учениям). Первый – это обнародование оккультно-эзотерических истин самими школами тайноведения через посредство их посланников или представителей. Здесь в качестве примера можно привести деятельность Елены Блаватской (1831—1891), на основании изучения древних сакральных писаний в совмещении с собственными внутренними познаниями сформулировавшей учение Теософии во второй половине XIX века; либо, например, опубликованное в начале XX века загадочными «тремя посвящёнными» древнее герметическое учение «Кибалион». Второй – это обнародование оккультно-эзотерических истин посланниками высших миров вне непосредственного наследования знаний от древних школ тайноведения по линии передачи. И здесь в пример можно привести Рудольфа Штайнера (1861—1925), на рубеже XIX – XX веков на основании прежде всего собственного опыта духовного исследования создавшего духовную науку Антропософию; или, допустим, Абдрушина (1875—1941), автора Послания Граля «В Свете Истины», возвестившего в первой половине XX века Божественные Законы Мироздания; либо, к примеру, Ауробиндо Гхоша (1872—1950), сформулировавшего также в первой половине XX века учение Интегральной Йоги, с одной стороны, вмещающее в себя знания древних тайноведческих индийских школ, а с другой стороны, представляющее собой в своих интегральных методе и цели новейший феномен. Третий – это обнародование оккультно-эзотерических истин светской наукой, которые были получены ею на основании, допустим, археологических находок и исторических исследований. Как пример здесь можно обозначить нахождение в XX веке в Египте, дальнейшую реставрацию и публикацию древних гностических христианских рукописей из библиотеки Наг-Хаммади; а также изучение и раскрытие миру малоизвестного и малоизученного до XX века тантрического эзотерического учения Кашмирского Шиваизма, одним из последних инициированных носителей и представителей которого был Свами Лакшманджу (1907—1991).