Полная версия
Сновидения о Смерти
Среди психологических школ и направлений наибольшее внимание теме смерти самого сновидца в сновидениях уделено в аналитической психологии К. Г. Юнга и у продолжателей его идей. В отличие от З. Фрейда К. Г. Юнг не рассматривал сновидения как обманные сообщения, которые требуют тщательной расшифровки. Он считал, что сны проясняют жизненную и внутри психическую ситуацию человека. Сновидения – это спонтанное само-изображение в символической форме реальной ситуации в бессознательном.
По К. Г. Юнгу сновидения можно рассматривать с «объективной» и «субъективной» точки зрения. Если рассматривать сны с первой точки зрения, то объекты и персонажи снов следует интерпретировать как образы, символизирующие реальных людей и события, относящиеся к объективному миру. С точки зрения «субъективной» перспективы элементы снов следует рассматривать как образы, относящиеся к процессам внутри психики сновидца. На практике часто невозможно провести четкую разделительную границу между «объективной» и «субъективной» позицией в истолковании сновидения. Эти позиции могут переплетаться, и один и тот же образ сна может символически изображать как объект материального мира, так и внутри психический объект или процесс.
Современные психоаналитики солидарны с К. Г. Юнгом в том, что сновидения не занимаются сокрытием от сновидца чего-либо и совсем не обязательно связаны с запретными желаниями. Психика проявляется скорее как нечто творческое, чем обманчивое, а сновидения – это особая форма коммуникации человека с самим собой, наподобие таких форм деятельности наяву как: разговор с самим собой, фантазирование, возбуждение или развлечение себя собственным воображением, воспроизведение событий прошлого, исследование различных перспектив будущего и т.д.18
Индивидуация и архетипы в концепции К. Г. Юнга. Тема смерти сновидца в сновидениях всплывает в работах К. Г. Юнга, когда он, опираясь на мифологии различных народов мира, описывает феномен психической смерти и возрождения индивида. Это явление он тесно связывает с другим важнейшим понятием своей психологии – процессом индивидуации19. «Индивидуация заключается в том, чтобы стать отдельным существом и, поскольку мы понимаем под индивидуальностью нашу глубочайшую, последнюю и несравненную уникальность, — стать собственной самостью. Поэтому «индивидуацию» можно было бы перевести и как «самостановление» или как «самоосуществление»20. Это «обретение индивидом самости, целостности, нераздельности и отделение от других людей или коллективной психологии (хотя и при наличии связи с ними)»21. В процессе индивидуации человек познает себя как абсолютно уникальное существо. Он раскрывается и самореализуется в этой уникальности, сохраняя при этом понимание того, что он всего лишь просто мужчина или женщина. Цель индивидуации заключается в постижении истинного «я» (осознания, насколько это возможно, самости). Что происходит с одной стороны через преодоление лживых покровов персоны (ложной идентификации себя с собственной социальной оболочкой, маской), с другой стороны – через освобождение от власти глубинных бессознательных образов. По замечанию Юнга и его последователей – это процесс длиною в жизнь.
Индивидуация тесно связана с конфронтацией индивида со смертью. Один из известных аналитических психологов Дж. А. Холл пишет: «Индивидуация – это процесс динамический; он включает постоянное изменение и ведет, в конце концов, к принятию конечности жизни и неизбежности смерти»22
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Примечания
1
Ялом И. Экзистенциальная психотерапия / Пер. с англ. Т. С. Драбкиной. – М.: РИМИС, 2008. – С. 42.
2
Ронжин Е. А. Психология сновидений: теория и практика осознанных снов и выходов из тела. – Ростов н/Д: Феникс, 2015. – 204 с.
3
Ронжин Е. А. Мультиреальность осознанных сновидений. – [б.м.]: Издательские решения, 2018. – 282 с.
4
Hoss J. R. Dreams about dying // http://www.dreamscience.org/articles/dreams_about_dying2010version.htm
5
Kramer K., Larkin J. S. Death dreams: Unveiling mysteries of the unconscious mind. – N.Y.: Paulist Press. 1993. – 288 p.
6
Ялом И. Вглядываясь в солнце. Жизнь без страха смерти. – 3-е издание. – Москва: Издательство «Э», 2017. – С. 31—37
7
Ялом И. Вглядываясь в солнце. Жизнь без страха смерти. – 3-е издание. – Москва: Издательство «Э», 2017. – С. 91—93
8
Ялом И. Экзистенциальная психотерапия / Пер. с англ. Т. С. Драбкиной. – М.: РИМИС, 2008. – С. 199.
9
Юнг К. Г. Душа и смерть // Отечественные записки. – №1 (28). – 2006 // http://www.strana-oz.ru/2006/1/dusha-i-smert
10
Bulkeley K., Bulkley P. Dreaming beyond death: A guide to pre-death dreams and visions // Beacon Press, 2005. – 152 p.
11
Bulkeley K., Bulkley P. Dreaming beyond death: A guide to pre-death dreams and visions // Beacon Press, 2005. – pp. 64—65.
12
Юнг К. Г. Архетип и символ. – М.: Ренессанс, 1991. – 304 с.
13
Scott T. Wright, Christopher W. Kerr, Nicole M. Doroszczuk, Sarah M. Kuszczak, Pei C. Hang and Debra L. Luczkiewicz. The Impact of Dreams of the Deceased on Bereavement: A Survey of Hospice Caregivers // American Journal of Hospice & Palliative Medicine published online 28 February 2013 // https://www.pubfacts.com/detail/23449603/The-impact-of-dreams-of-the-deceased-on-bereavement-a-survey-of-hospice-caregivers
14
Barrett D. Through a glass darkly: the dead appear in dreams // OMEGA: The Journal of Death and Dying, 1991. – Vol. 24. – pp. 97—108.
15
Garfield P. The Dream Messenger: How Dreams of the Departed Bring Healing Gifts // Simon & Schuster, 1997. – 287 p.
16
LoConto, D. G. Death and dreams: a sociological approach to grieving and identity // Omega. – 1998. – V. 37 (3), – pp. 171—185.
17
Kramer K., Larkin J. S. Death dreams: Unveiling mysteries of the unconscious mind. – N.Y.: Paulist Press. 1993. – 288 p.
18
Самуэлс Э. Юнг и постюнгинианцы. Курс юнгинианского психоанализа. Пер. с англ. – М.: ЧеРо, 1997. – С. 378—379.
19
Юнг К. Г. Душа и миф: шесть архетипов. – К.: Государственная библиотека Украины для юношества, 1996. – С. 250—288.
20
Юнг К. Г Сознание и бессознательное. – Изд. 2-е. – М.: Академический проект, 2009. – С. 66.
21
Самуэлз Э., Шортер Б., Плот Ф. Словарь аналитической психологии К. Г. Юнга / Пер. с англ. В. Зеленского. – СПб.: Издательская группа «Азбука-классика», 2009. – С. 92.
22
Холл Дж. А. Юнгианское толкование сновидений. Практическое руководство. – СПб.: Б.С.К., 1996. – 34—40.