bannerbannerbanner
Сновидения о Смерти
Сновидения о Смерти

Полная версия

Сновидения о Смерти

текст

0

0
Язык: Русский
Год издания: 2020
Добавлена:
Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
1 из 3

Сновидения о Смерти


Евгений Ронжин

© Евгений Ронжин, 2020


ISBN 978-5-0051-4950-3

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

Сновидения о Смерти


Вступление

Здравствуй, дорогой читатель! Однажды, мы все умрем. Многих людей этот факт сильно напрягает, и они предпочитают вообще не задумываться о таком явлении. В светской беседе затрагивать подобные темы считается дурным тоном. Но действительно ли стоит избегать темы смерти? Конечно же, нет. Для философов и мыслителей всех времен тема смерти была одной из самых важных и интересных. Действительно, интересно, а почему что-то существует, а потом умирает? Почему вещи ломаются? Почему что-то вообще может существовать, а потом исчезнуть? А после того, как нечто исчезнет, оно исчезает навсегда безвозвратно или, однажды, будет снова существовать? Таких вопросов очень много. Но для человека особенную актуальность имеет вопрос о смертности самого себя и людского вида. Как это умереть? Что я при этом буду чувствовать? Что будет со мной после смерти? Буду ли я? А как это так может меня не быть?…

Ответов на эти вопросы существует великое множество. Но какой из них вам ближе всего вы можете решить только сами. Чтобы сформировать собственное представление о смерти и выработать к этому явлению какое-то своё отношение необходимо думать и говорить о смерти. Ее можно отрицать, ее можно не замечать, но это никак не меняет наше положение. Смерть сопровождает нас всю жизнь, куда бы мы ни направились, она следует за нами по пятам, не отставая ни на шаг. Смерть – это тень, которую отбрасывает жизнь. Как бы банально это не звучало, но жизнь и смерть немыслимы друг без друга. Это две половинки целого, «инь» и «ян», соединяющиеся в целостное «Дао». Мало осознать свою смертность. С психологической точки зрения важно суметь её принять. Без этого вам не обрести глубинной гармонии в отношениях с миром. Ведь за своей спиной мир прячет здоровенный нож времени, предназначенный для вас. Как обрести гармонию в отношениях с миром, когда вы точно знаете, что он вас убьет?

Именно поэтому один из естественных этапов психологической зрелости и роста – это принятие смерти, на черном фоне которой жизнь становится значительно ярче. Психологи и психотерапевты давно подметили, что переживание околосмертного опыта, психологическое осознание и принятие смерти действует на человека трансформирующим образом, изменяя в лучшую сторону его отношение к жизни, себе и окружающим. Например, известный психотерапевт И. Ялом описывает трансформации, происходящие с людьми, пережившими в какой-либо форме близость смерти. После такого опыта люди учились ценить жизнь, их сознание расширялось, они преображались. «Отрицание смерти на любом уровне есть отрицание собственной природы, ведущее ко все большему сужению поля сознания и опыта. Интеграция идеи смерти спасает нас: она действует отнюдь не как приговор, обрекающий на пожизненный ужас или на мрачный пессимизм, а, скорее, как стимул к переходу в более аутентичный модус существования. Она увеличивает наше удовольствие от проживания своей жизни»1.

Столкновение со смертью оставляет в душе человека глубокий отпечаток. Занимаясь психологическим консультированием, проведением тренингов и семинаров по темам психологии сновидений, интерпретации сновидений, по теории и практике осознанных сновидений и выходов из тела, я постоянно сталкиваюсь с вопросами людей о смерти в сновидениях. Людей глубоко впечатляют сны про смерть близких, сны про умерших родственников, а также сны про собственную смерть. Эти сны удивляют, шокируют, врезаются в память как некие особенные сновидения. Люди хотят понять, что означают эти сны? А не умрут ли они в ближайшее время? Все ли у них нормально с психикой и тому подобное. Именно эти люди подтолкнул меня к написанию этой книги, так как позволили мне увидеть, насколько эта тема актуальна, как она вызывает неподдельный интерес и желание разобраться в этих непростых вопросах. Так мы переходим к описанию истории создания этой книги и практическим материалам, легшим в ее основу.

Как психолог по образованию я всегда проявлял интерес к психологии сновидений. Мне казалось невероятным упущением отсутствие в современной психологии сколь либо развитых представлений о снах. Ведь сны снятся всем! Каждый человек видит сны, но многие их забывают и ничего не помнят после пробуждения. Но сны видят все! То есть сновидения – это общечеловеческий феномен психики, о котором практически ничего неизвестно! А мне сильно хотелось знать о снах как можно больше. Но одни лишь теоретические знания никогда не помогли бы мне достаточно глубоко проникнуть в сновидческую реальность и увидеть законы её устройства. Здесь нужен был глубинный личный опыт. И как в волшебной сказке жизнь щедрой рукой предоставила мне возможность его обрести. Так случилось, что, однажды, я начал переживать сонный паралич, выходить из тела и в огромных количествах видеть обычные и осознанные сновидения. Этот опыт я структурировал и описал в двух своих предыдущих книгах23. В них я не упомянул то, что моё погружение в мир осознанных сновидений и выходов из тела было теснейшим образом связано с темой смерти и возрождения в сновидениях.

Если быть честным, то я мог бы назвать особенным тот жизненный период, когда столкнулся с миром сновидений и погрузился в него. Это был 2010 год, и я заканчивал обучение в одном российском университете по специальности «Психолог. Психолог-консультант». Далее передо мной стоял вопрос, куда двигаться дальше? Выбор был довольно прост – либо обязательная армейская служба, либо получение отсрочки и продолжение учебы, но уже в качестве аспиранта. Вторая перспектива мне нравилась больше, так как я чувствовал свою связь с психологией и миром науки, но не чувствовал связи с казармой и армейскими ботинками. Я успешно поступил в аспирантуру и, как минимум, на три года забыл про военкомат.

По стечению множества обстоятельств время обучения в аспирантуре стало для меня переломным. Со мной происходили глубокие перемены, которые я хоть и чувствовал, но недостаточно осознавал и не придавал им особого внимания. От юношеского периода жизни, определенного личностного склада и мировоззрения я переходил в зрелый период жизни со своими трудностями, задачами, ценностями, способами поведения и адаптации. Старые ценности, идеалы, модели поведения утрачивали свою актуальность и доставляли мне неудобства. Для успешной дальнейшей адаптации мне было необходимо стать более смелым, уверенным в себе и своих силах, преодолеть комплексы неполноценности, стать более раскованным с женщинами, начать более позитивно и открыто относиться к другим людям и социальной действительности, стать полностью материально независимым от родителей и т. д.

В то время на сознательном уровне я лишь смутно осознавал необходимость всех этих перемен, в то время как бессознательное точно знало, что эти перемены необходимы и направляло на меня свой рупор сновидений. Изменения происходили постепенно и растянулись примерно на три года. За этот период времени с 2010 по 2013 г. я записал в дневник сновидений более 300 ярких осознанных и обычных сновидений, часть из которых носила явный архетипический характер. В то время я лишь удивленно записывал все эти сны, не в силах понять, что они значат и почему они мне снятся. Лишь потом, когда трансформационный процесс закончился я смог увидеть картину целиком и расшифровать послания бессознательного в виде сновидений.

В общем и целом, сновидения того периода отражают борьбу двух сил – прошлого и будущего. А я находился между ними, как говорят, между молотом и наковальней. Бессознательное, как суровый кузнец, беспощадно било по мне тяжелым молотом сновидений, демонстрируя процесс трансформаций «я». Актуальная личность должна была умереть и освободить место для новой личностной формации. Но это не так просто, ибо актуальная личность, как и все живое, была готова бороться до конца за свою жизнь и свое существование. В свою очередь бессознательное, как некий сверхразум, знающий как все должно быть и умеющий добиваться своего, наполняет мои сновидения посланниками смерти, охотящимися за мной. Они рады мучать, истязать и убивать меня. Мне остается только наблюдать и записывать увлекательные события, происходящие за пределами физической реальности.

Через 5 лет после этого, подумав, что имею интересные психологические материалы о смерти в сновидениях, я решил опубликовать их. Первую часть книги я посвятил краткому общему обзору литературы и исследований по теме смерти в сновидениях, пытаясь описать то, что уже известно человечеству об этом явлении. Во второй части книги я описал собственный опыт сновидений о смерти, длившийся в течение трёх лет, и отражающий глубинные психические трансформации человека. Вторая часть книги представляет собой серию сновидений о смерти и возрождении и их психологическую интерпретацию. В итоге, как мне кажется, я собрал полезные и интересные материалы не только для профессионалов, но и для всех людей, которым снятся сны о смерти или, которые интересуются темой сновидений.

При создании книги для меня была не совсем понятна скудность информации на тему смерти в сновидениях. Актуальность этой темы для многих людей явно не соответствовала ее представленности в психологической литературе. Мало кто об этом писал и подробно рассказывал. Поэтому тема нуждалась в подробном раскрытии с описанием самих сновидении и их интерпретаций. Этим я и занялся, попробовав придать записям из своего дневника сновидений, интересную литературно-познавательную форму с глубоким психологическим анализом.

Обычно интерпретируя сны, я не придерживаюсь четких границ школ каких-либо конкретных авторов, но обращаюсь к суммарному опыту психологического подхода к толкованию сновидений. Нет абсолютно неправильных или правильных подходов к толкованию снов. Каждому человеку могут сниться сны, интерпретация которых в одних случаях будет идеально вписываться в концепцию З. Фрейда и его последователей, в других случаях в интерпретации К. Г. Юнга и его школы, в третьих – лучше подойдет подход Э. Фромма или Ф. Перлза. Наши сновидения – это фильмы, истории, легенды, сказки о нас самих, о нашем мировоззрении, о нашем отношении к себе, миру и людям. В них в виде метафор, символов и аллегорий отражаются наши настоящие чувства, эмоции и актуальные проблемы. Там легко уживаются и сосуществуют наше прошлое, настоящее и будущее. Сны – это зеркало души. Мне всегда нравилась крылатая фраза: «Скажи мне, кто твой друг, и я скажу тебе, кто ты». Если немного видоизменить это выражение и под друзьями человека подразумевать его сновидения, то получится следующее: «Скажи мне о своих сновидения, и я скажу тебе, кто ты». Такое выражение вполне могло бы стать девизом какой-нибудь школы психоаналитиков. При этом я придерживаюсь мнения, берущего начало от К. Г. Юнга о том, что лучше всего сновидения интерпретировать целыми сериями. Точно также как сложно судить о человеке лишь по его одному другу, которого вы случайно выбрали из множества, так и сложно понять человека и его внутренний мир по какому-то одному его сновидению. Для успешного проникновения в душу человека лучше всего использовать множество его снов и, конечно же, иметь под рукой самого сновидца, в уме которого они родились. Без этого можно изначально выбрать ложный путь интерпретаций и уйти совсем не туда.

С такими мыслями и установкой, что любой сон является продуктом психики самого сновидца, я хотел проинтерпретировать свои сновидения о смерти. Но оступился… Часть сновидений и образов поддавалась интерпретации через обращение к собственному бессознательному при помощи техник и приемов психоанализа, экзистенциально-гуманистического подхода, гештальт-подхода. Но другая часть сновидений была настолько необычной, что инструменты этих школ оказались очень слабыми или даже абсолютно бесполезными. Эти сновидения отличались от других снов тем, что были очень похожи на мифы, сказки и легенды из различных уголков мира. В этих снах я оказывался втянут в удивительные события с участием сказочных персонажей и волшебных животных. Это были архетипические сновидения, к которым был нужен особый подход. Тогда мне пришлось обложиться словарями символов, литературой по аналитической психологии, энциклопедиями мифов и сказок и изучать их, пытаясь найти связь между этими снами и коллективным опытом, запечатленном в мифах и сказках. Этот метод проникновения в смысл сновидений называется методом «амплификации» и является «визитной» карточкой аналитического психологического подхода. С помощью этого метода вскрывается значение образов сновидений через их сравнение с подобными образами из мифов, легенд и сказок. Каким-то непостижимым способом мифологические истории и образы, боги и герои, сказочные персонажи и события спонтанно проявляются в сновидениях человека независимо от того знает он о них что-либо или нет.

Мифы и сказки – это произведения искусства. Сновидения – это тоже произведения искусства, спонтанно порождаемые человеческой психикой. Толкование сновидений никогда не станет по-настоящему научной дисциплиной, так как относится к другой области человеческой деятельности – к области искусства. Поэтому человек, который занимается психологическим анализом сновидений, помимо роли психолога или психотерапевта, примеряет на себе роль искусствоведа.

В завершении вступления я хотел бы призвать всех людей, интересующихся сновидениями, наслаждаться своими и чужими снами как уникальными произведениями искусства, созданными неведомыми глубинами человеческой природы.

Часть 1. Исследования темы смерти в сновидениях

«Каким было ваше лицо до рождения?»

Загадка дзен-буддистов

Классификация сновидений о смерти

Сновидения о смерти сильно отличаются друг от друга. В одних сновидениях человек умирает сам, в других сновидениях встречается с умершими близкими, в третьих – борется с ожившими мертвецами, а в четвертых сталкивается с тем или иным символическим обыгрыванием темы смерти. Все вышеперечисленное – это сновидения о смерти. Ввиду того, что сновидческая реальность, в отличие от реальности бодрствования, не подчиняется никаким физическим законам и игнорирует все то, что мы называем рациональным, то в ней тема смерти обыгрывается порой самыми сложными и невообразимыми способами. Это создает определенные трудности при попытках упорядочить сновидения о смерти. В зависимости от выбранного критерия сны о смерти можно классифицировать на различное количество классов и подклассов.

Опираясь на существующие классификации45, для удобства изложения материала в этой работе я подразделяю сны о смерти на четыре основные категории:

– Сновидения с символическим изображением темы смерти. В таких сновидениях в метафорической форме отражаются размышления и переживания сновидца по поводу собственной смерти, смерти друзей и близких, абстрактные размышления о конечности существования. Чаще всего подобные сновидения имеют место быть в те периоды жизни человека, когда он лично сталкивается со смертью в какой-либо форме и осмысливает это явление. Триггером (стимулом) к появлению таких сновидений могут выступать как случайные относительно незначительные события (например, мертвая кошка на дороге), так и высоко травмирующие сообщения (смерть близкого человека, смертельно опасная болезнь у себя или у друга/родственника). В таких сновидениях изображается процесс конфронтации человека со смертью, её отрицание и её принятие.

– Сновидения, в которых умирают другие – близкие, незнакомцы, животные, сказочные существа и персонажи, целые цивилизации и т. д. Интерпретация таких сновидений крайне индивидуальна и полностью зависит от контекста – жизненной ситуации сновидца. Смерть персонажа во сне может означать – конец чего-то и начало нового; значимые перемены в жизни сновидца или значимого другого; желание сновидца избавиться от человека; завершение какого-либо проекта, любовных/дружеских отношений; любые жизненные изменения. В таких сновидениях бессознательное сообщает сновидцу, что нечто перестает для него существовать – умирает.

– Сновидения об уже умерших близких. Наиболее часто такие сны снятся непосредственно сразу после смерти родственника или друга. Наблюдая за сновидениями человека понесшего утрату, можно видеть развитие процесса оплакивания, проживания горя, принятия смерти близкого и постепенное угасание привязанности к нему.

– Сновидения, в которых умирает сам сновидец. Обычно это сновидения, отражающие внутрипсихические изменения сновидца того или иного масштаба. Когда одна личность с определенным набором качеств, шаблонов мышления, поведения и мировосприятия сменяется новой личностной формацией. Эти изменения, от которых зависит жизненный курс движения человека, обыгрываются в сновидениях. Часто такой трансформационный процесс сопровождается яркими архетипическими сновидениями, наполненными мифологическими мотивами и темами смерти/воскрешения, перерождения.

Далее мы остановимся на более подробном теоретическом и практическом рассмотрении представленных классов сновидений о смерти.

Символическое изображение смерти в сновидениях

Все живое обречено на смерть. В отличие от других живых существ человек наделен уникальной способностью осознавать. Безусловно, эта способность – величайшее эволюционное достижение. Благодаря ей живая материя на планете Земля создала искусственную культурную среду и вышла на неведанные ранее глубины проникновения в устройство мироздания. Насколько глубоко человек способен наслаждаться жизнью, пищей, искусством, созерцанием Космоса, состраданием и любовью к другим, настолько же глубоко он способен погружаться в беспросветно черные мысли о конечности своего существования. Понимание неизбежности собственной смерти рождает страх. Этот страх встроен в нас на самом глубоком биологическом уровне. У многих людей страх смерти существует в открытой форме. У других страх смерти маскируется под иные проблемы, страхи, навязчивые мысли и переживания. Часто необходимо множество усилий, чтобы человек признался самому себе в том, что он боится смерти и в том, что он умрет.

Даже в настоящее время в психологии и психотерапии является распространенным мнение о том, что страх смерти служит маскировкой какой-либо иной проблемы. На необоснованную ограниченность подобных представлений обратили внимание философы и психологи экзистенциалисты (Р. Мэй, М. Хайдеггер, К. Ясперс, И. Ялом и т.д.), указывая на то, что вопросы о смерти, одиночестве, ответственности, смысле и бессмысленности существования чаще не скрывают иные проблемы, а, наоборот, лежат в их основе на более глубоких психических уровнях. Не доходя до уровня сознания в своем изначальном виде, эти вопросы трансформируются в более конкретные и приземленные психологические проблемы (например, чрезмерная родительская опека, различные фобии и страхи, повышенная тревожность и т.д.). Глубинные бытийственные вопросы могут волновать человека с самого раннего детства и проявляться в его сновидениях. И. Ялом6 описывает случай Дженнифер из своей практики. Дженнифер всю жизнь испытывала приступы страха смерти, которые не рассматривались всерьез психотерапевтами, пытавшимися найти за этим страхом что-то другое. Возможно, их вводил в заблуждение один повторяющийся сон, который впервые приснился Дженнифер в возрасте пяти лет:


«Вся семья на кухне. На столе стоит миска, в ней – дождевые черви. Отец заставляет меня взять горсть червей, раздавить их и выпить „молоко“, которое из них выйдет».


Анализирую этот значимый сон, психотерапевты акцентировали своё внимание на том, что сон связан с пенисом, семенной жидкостью и возможным сексуальным насилием над Дженнифер со стороны отца. Но отец Дженнифер, хотя и вызывал у нее страх и часто использовал словесные оскорбления в ее адрес, никогда не проявлял к ней или ее сестрам сексуального насилия. Тем не менее, заходя в тупик подобной линии интерпретации, никто из психотерапевтов не обратился к глубокому исследованию темы смерти в психике Дженнифер. Но к этому обратился И. Ялом, и именно эта линия оказалась верной и вызывала максимальный отклик со стороны самой Дженнифер. В итоге она поняла, что сон о молоке из червяков был связан не с сексом, а со смертью и сильными чувствами незащищенности и опасности, которые она испытывала в детстве. Сон буквально ей говорил, смотри, как червяки беззащитны в твоих руках. Папа заставляет тебя делать то, что тебе не нравится. Он может заставить тебя раздавить червяков, и никто не сможет им помочь и защитить их. А если кто-то заставит папу раздавить тебя, также как ты давишь червей? Он сможет это сделать, и никто не защитит тебя. Ощути вкус смерти и беззащитности – выпей сок из раздавленных червей!

Страх перед смертью может принимать самые разные формы в сновидениях людей, что зависит от личности сновидца, его жизненного опыта, возраста, недавних событий и т. д. Помимо индивидуальных и уникальных особенностей сновидений, вызванных темой конфронтации субъекта со смертью, они имеют общие черты. Смерть в сновидениях часто персонифицируется в образы чудовищ, темных фигур, бессмертных существ.

Рассмотрим сон, рассказанный И. Ялому7 одной молодой вдовой, погруженной в свое горе после потери любимого мужа:


«Я стою на застекленной веранде небольшого летнего домика и вижу, что недалеко от крыльца притаилось гигантское чудовище с огромной пастью. Мне очень страшно. Я боюсь, что что-то случится с моей дочерью. Я решаю принести жертву, чтобы откупиться от чудовища, и бросаю за дверь мягкую игрушку в красно-зеленую клетку. Чудовище заглатывает приманку, но остается на месте. Его глаза горят. Он пристально смотри на меня. Его жертва – я»


Женщина сама поняла значение сна. Чудовище – это смерть. Чтобы успокоить, удовлетворить, отвлечь смерть вдова кидает ей мягкую игрушку в красно-зеленую клетку. Ее муж умер в пижаме в красно-зеленую клетку, поэтому символическое значение игрушки было очевидным. Но смерть не удовлетвориться этой жертвой, она будет ждать своего часа, наблюдая за своей новой жертвой. Это сновидение показывает то, как женщина, оплакивая потерю любимого человека, также задается мыслями о конечности собственного существования. Для многих людей смерть близкого человека влечет за собой острое осознание собственной смерти. Мужчине приснился кошмар после того, как он узнал, что у его жены неоперабельный рак8:


«Я жил в моем старом доме в … (Дом, принадлежавший семье в течение трех поколений.) Чудовище Франкенштейна преследовало меня по дому. Я был в ужасе. Дом ветхий, разрушающийся. Черепица разрушается, крыша течет. Вода текла всюду сквозь мою мать. (Его мать умерла шесть месяцев назад.) Я боролся с ним. Я мог выбрать оружие. Одно оружие имело изогнутое лезвие с рукояткой и напоминало косу. Я полоснул его и сбросил с крыши. Оно лежало распростертое на мостовой. Потом оно встало и вновь начало преследовать меня по дому».


Надвигающаяся смерть жены напоминала сновидцу о собственном старении (разрушающийся дом) и собственной смертности. Образ смерти, как и в прошлом примере, персонифицирован в образ чудовища. Это чудовище имеет образ Франкенштейна, которого невозможно остановить.

В юношеском возрасте тема смерти была для меня очень актуальна. Я активно осмысливал смерть и конечность своего физического существования. В сновидениях того периода жизни я неоднократно сталкивался с существами, которых прозвал «бессмертными». Чаще всего они были похожи на антропоморфную «нежить» из компьютерных игр. Сны с участием этих существ были довольно однотипными: некое существо или несколько существ по ходу сна преследуют меня. Я скрываюсь от них, периодически вступая с ними в открытую борьбу. Обычно я побеждал этих существ, но они всегда возвращались вновь, и все повторялось заново. В то время я не представлял, что могут значить эти сны. Сейчас же я склоняюсь к тому, что это были сны о смерти и ее неминуемости. Смерть невозможно окончательно победить, ее нельзя уничтожить и убить – она бессмертна. Все, что можно сделать со смертью – принять её и перестать демонизировать.

Страх перед смертью, её отрицание человеческим «я», её запредельность для нашего осмысления – все это заставляет смерть персонифицироваться в сновидениях в образы чудовищ, монстров и непонятных существ. Но так ли страшна смерть, как её рисует наше эго? Может ли она одевать другие маски? Может ли она выглядеть как-то иначе?

По замечанию многих глубинных психологов (З. Фрейд, К. Г. Юнг, Д. А. Холл, М. Л. Фон-Франц и т.д.) бессознательное относится к смерти очень спокойно, воспринимая ее не более драматично, чем путешествие, брак или другие серьезные изменения в жизни. Об этом можно многое узнать, обратившись к сновидениям умирающих людей.

К. Г. Юнг9 в своей психологической практике часто наблюдал бессознательную душевную деятельность пациентов вплоть до самой их смерти. Как правило, близкий конец изображается бессознательным в сновидениях символами нового рождения, переезда, путешествия. Эти же самые символы появляются в сновидениях людей, когда они переживают переходные этапы в своей жизни. То есть для бессознательного смерть физического тела – это не более чем переход, трансформация. Никакой особой трагедии в смерти бессознательное не видит.

На страницу:
1 из 3