bannerbanner
Мифы о Древней Руси. Историческое расследование
Мифы о Древней Руси. Историческое расследование

Полная версия

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
6 из 6

Такая вот получается оригинальная «скандинавская колонизация». Норвежцы и датчане к востоку от Балтийского моря фигурируют в качестве рабов.

И раз уж пошла речь о Биармии – где бы та не находилась[109] – вот рассказ норвежца Охтхере (с него Валентин Иванов списал своего жуткого вурдалака Оттара, ставшего главным антагонистом – выражаясь проще, главгадом – фэнтезийного романа «Повести древних лет»). Сей норвежец поведал королю Англии Альфреду Великому: «Тогда вошли они в эту реку, но не осмелились плыть по ней, боясь нападения [со стороны местных жителей], ибо земля эта была заселена по одной стороне реки»[110]. Какую версию месторасположения загадочной Биармии не выбирай, Белое ли море, Кольский ли полуостров, или, по Андрею Никитину, юго-восток Балтики, назвать берега тамошних рек в IX веке густо заселёнными – довольно сильно. И что характерно, норвежские мореплаватели к местному населению относятся с большой опаской, глубоко в его владения заплывать не решаясь.

Ещё показательнее сообщение жития святого Ансгария, рассказывающее о событиях второй половины IX века. Вновь действующими лицами становятся наши старые знакомые курши. Если отвлечься от явно эпических деталей наподобие огромных цифр куршского войска, а также о том, что курши якобы «издавна подчинялись» шведам, можно найти там немало полезной информации, позволяющей судить о подлинной расстановке сил на Балтике того времени.

«Представляется также, что нельзя опустить того, как после его отъезда открылась вышеупомянутым свеонам сила Господа. Власти свеонов издавна подчинялось некое племя, обитавшее далеко от них и называвшееся куры. Но вот уже в течение долгого времени куры бунтовали и не признавали их власть. Зная об этом, даны в то время, когда епископ уже прибыл в Свеонию, собрав множество кораблей, отправились в тамошнюю страну, желая разграбить добро ее жителей и подчинить их себе. В этом государстве было пять городов.

Итак, жившие там люди, узнав об их приходе, собрались вместе и стали мужественно бороться и защищаться. Одержав победу и уничтожив в резне половину данов, они разграбили половину их кораблей, захватив у них золото, серебро и много другой добычи.

Услыхав об этом, вышеупомянутый король Олаф и народ свеонов, желая стяжать себе имя тех, кому удалось совершить то, чего не сделали даны, тем более что раньше куры подчинялись им, собрали бесчисленное войско и явились в тамошние края. Сначала они неожиданно подошли к некоему городу их государства, называемому Сеебург, в котором находились семь тысяч воинов, и, совершенно опустошив и разграбив, подожгли его.

Оттуда ободренные духом, оставив корабли, они за пять дней с свирепыми сердцами поспешно прибыли к другому тамошнему городу, который звался Апулия.

Было же в этом городе пятнадцать тысяч бойцов. Итак, когда они подошли к городу, жители заперлись в нем. Они стали осаждать город снаружи, те мужественно защищать его изнутри; они гнали их внутрь, те отбрасывали их наружу. Так прошло восемь дней. Всякий день с утра до вечера усердствовали враги в битве, и многие с обеих сторон пали, однако ни те, ни другие не могли добиться победы. И вот, на девятый день народ свеонов, утомленный столь долгой борьбой, начал изнемогать и с испугом и дрожью в сердце помышлять лишь о том, как бежать оттуда, говоря: «Здесь нам не будет удачи, а корабли наши далеко». Ибо, как мы говорили выше, путь до гавани, в которой стояли их корабли, составлял пять дней. И когда они, приведенные в чрезвычайное замешательство, совершенно не знали, что им делать, было решено выяснить посредством жребия, кто из их богов желает им помочь, дабы они либо победили, либо ушли оттуда живыми. И вот, бросив жребий, они не смогли отыскать никого из богов, кто бы хотел оказать им помощь. Когда об этом было объявлено в народе, в лагере раздались громкие стоны и вопли, и оставило свеонов всякое мужество. Они говорили: «Что делать нам, несчастным? Боги отвернулись от нас, и никто из них не помощник нам. Куда убежим мы? Вот, корабли наши далеко, и когда мы будем бежать, враги, преследуя нас, совершенно нас истребят. На что надеяться нам?»

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Примечания

1

Так, для справки – во-первых, даже сто лет назад ни один мало- мальски грамотный человек не мог спутать «сотворение мира» и «заключение мира». Потому как «мир»-вселенная (который творят) писался «мip», а отсутствие войны (когда заключают) писалось «мир» – как и сегодня. Во-вторых, даже китайцы не рискуют утверждать, что на территории их страны семь с половиню тысячелетий тому назад было хоть что-то, с чем можно было бы «заключать мир»…

2

Апофеоз тут даже не эйзенштейновская кинокартина, а полотно Присекина, симптоматично названное цитатой из фильма, той самой, про «пришедших с мечом». На картине простоволосый (!) князь бок о бок с бездоспешным мужичком в лаптях и с вилами наперевес превозмогают рыцарей в турнирных доспехах XV–XVI вв.

3

http://kostromka.ru/kostroma/land/02/belorukov/36.php

4

То есть после призвания «скандинавских» варягов-Рюриковичей.

5

Явный камушек в огород австрийского подданного, чеха Шафарика!

6

Речь, очевидно, о готах.

7

http://www.rodon.Org/psv/rd.htm#a5

8

http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/tacit.htm

9

http://lib.rus.ec/b/135763/read#t13

10

http://www.adfontes.veles.lv/viz_slav/ioann.htm

11

http://www.krotov.info/acts/07/l/simo_07.html

12

http: //www.vostlit.info/Texts/rus16/Sinkell/text1.phtml?id=3422

13

http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Byzanz/VII/600-620/Dimitr_Solun/text.htm

14

http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Byzanz/VII/600-620/DimitrSolun/text.htm

15

http://tululu.org/read81160/48/

16

Казанский М.М. О славянском панцырном войске (VI–VII вв) // Stratum plus, 2011, № 5, СС 43–50.

17

http://www.pravoznavec.com.ua/books/317/24333/22/

18

Термин «блаженные» (beati) у сирийских авторов обычно обозначает клириков и монахов.

19

Кеннешрэ – город и монастырь в Сирии на р. Евфрат (гр. Хал- кис).

20

http://www.adfontes.veles.lv/arab_slav/mixed_chronicon/mixed.htm

21

http://ru.convdocs.org/docs/index-87277.html?page=55

22

http://www.vostlit.info/Texts/rus14/Chron_Monemvasia/text2.phtml?id=2032

23

http://ru.convdocs.org/docs/index-87277.html?page=91

24

http://www.vostlit.info/Texts/rus/Prokop/framegot32.htm

25

http: //www.vostlit.info/Texts/rus/Prokop/framegot32.htm

26

http://azbyka.ru/otechnik/?Trudy_prochih/vojna-s-gotanii

27

http://krotov.info/acts/06/1/agafly0.html

28

http://krotov.info/acts/06/1/agafiy4.html

29

http://www.drevlit.ru/texts/a/a agapiy kniga.php Впрочем, само рассуждение – «нет у них милосердия, поэтому они называются славянами» напоминает анекдот про Ивана Грозного, «за жестокость прозванного Васильевичем». Позднее, в рассказе об основании киргизского государства, мы увидим причины столь странной этимологии.

30

http://russbalt.rodl.org/index.php?topic=207.0

31

http://www.byliny.ru/content/text/mikhailo-potyk

32

http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/History/Article/drevn_slav.php

33

О балтийской топонимике на землях так называемых «восточных германцев» прочесть можно тут http://pereformat.ru/2014/10/balto-slavica/

34

http://www.rummuseum.ru/portal/node/460

35

http://www.adfontes.veles.lv/antique_slav/tacit.htm

36

http://bvsv.livejournal.com/3706.html

37

http://krotov.info/libr_min/04_g/il/ferding_1.htm

38

http://elar.uniyar.ac.ru/jspui/bitstream/123456789/2365/l/ Goncharov%20V.A.%20Sacred%20Regulations….pdf

39

http://slavya.ru/trad/frezer/chapter21.html

40

http://www.byliny.ru/content/text/ilya-muromets-i-kalin

41

http://www.bylmy.ru/content/text/dobrynya-i-dunaj-svatajut-nevestuf

42

http://lib.rus.ec/b/80212

43

http://feb-web.ru/feb/byliny/texts/kir/kir-189-.htm

44

http://www.byliny.ru/content/text/volkh-vseslavevich

45

http://www.byliny.ru/a lelchuk/o_yunosti Volgi

46

http://old-russian.narod.ru/slovo01.htm

47

http://old-russian.narod.ru/slovo01.htm

48

http://www.peoples.ru/science/professor/buslaev/

49

http://www.byliny.ru/content/text/mikhailo-potyk

50

http://www.byliny.ru/content/text/volkh-vseslavevich

51

http://www.byliny.ru/content/text/gleb-volodievich

52

http://www.byliny.ru/content/text/knyaz-roman-i-bratja-liviki

53

http://www.byliny.ru/content/text/ivan-godinovich

54

http://www.byliny.ru/content/text/dobrynya-i-marinka

55

http://www.byliny.ru/content/text/dobrynya-i-zmej

56

http://www.vostlit.info/Texts/rus7/Gardizi/frametext_l.htm

57

http://bizdin.kg/elib/kitepter/html/taryh/aristov_turk/section3.html

58

http://aklyosov.home.comcast.net/~aklyosov/Vestnik_4_12.pdf

59

http://www.eurasica.ru/articles/kyrgyz/kitayskie_pismennye_ istochniki_o_drevnih_kyrgyzah

60

http://gramoty.ru/index.php?act=full&id=389

61

http://ulfdalir.ru/literature/317/325

62

http://norse.ulver.com/articles/tiander/03.html#_ftn33

63

http://bramaswiatow.pl/viewtopic.php?t=3390 можно также посмотреть и вот этот клип http://www.youtube.com/watch?v=PfrqgiHX7Sc агентства «National Geographic», которое трудно заподозрить в славянофильских настроениях. Фильм можно смотреть целиком, но особенно интересное начинается с 11 минуты, 20 секунды

64

В интернете можно встретить (например, тут http://sergeytsvetkov. livejournal.com/184480.html) утверждение, будто «еще в 762 г. к багдадскому двору из недавно покоренной Испании прибыл посол Абд ар-Рахман Фихри по прозвищу ас-Саклаби, то есть Славянин». Если бы его удалось подтвердить, это ещё больше поставило бы под вопрос традиционную версию об «рабском» происхождении арабских сакалиба первый поход франков в славянские земли это 789 год. У византийцев на тот момент тоже никаких успехов в борьбе с захватившими Балканы до Пелопонесса-Мореи славянами не наблюдается. Увы, источника сведений о Фихри Ас-Саклаби я не нашёл…

65

http://www.vostlit.info/Texts/rus11/Thietmar/text61.phtml

66

http://www.slovopedia.com/22/193/1630839.html

67

http://litopys.org.ua/ipatlet/ipat19.htm

68

http://ulfdalir.narod.ru/sources/Britain/Poetry/vidsith.htm

69

http://www.vostlit.info/Texts/rus/Iordan/textl.phtml?id=576

70

http://ulfdalir.narod.ru/sources/Britain/Poetry/vidsith.htm

71

http://ulfdalir.narod.ru/sources/Iceland-Scandinavia/Saemundar_Edda/hled.htm

72

http://norse.ulver.com/edda/gudrunar2.html

73

http://norse.ulver.com/edda/gudrunar2.html

74

http://lib.ru/INOOLD/WORLD/nibelungi.txt

75

В северных преданиях – героических песнях «Старшей Эдды», саге о Вольсунгах – нет упоминаний о христианстве германских современников Аттилы, напротив, они клянутся языческими святынями и свободно общаются с Одином и его валькириями. Это не единственный случай, когда герои языческого эпоса оказались «окрещены» задним числом. Достаточно вспомнить кораля Артура – которого его современник, святой Гильдас, именовал «Медведем, валяющимся в старой грязи своего нечестия» и «противящимся Богу и его решениям» – проще говоря, «король былого и грядущего» при жизни был заклятым язычником, что не помешало позднее менестрелям сделать из него и его соратников примерных христиан, взыскующих «чаши Грааля» с кровью Христовой. Очень похоже, что такой же путь прошли и наши былины – в иных вариантах сохранились ещё упоминания о Богах во множественном числе, обереге вместо креста, волхвах вместо «святых отцов» и пр.

76

Венгерское средневековое и современное имя Аттила имеет книжное происхождение, основанное на книжном же мифе о венгерском происхождении гуннов, что видно из самой его формы.

77

http://norse.ulver.com/edda/helgah.html

78

http://ulfdalir.ru/sources/42/377/380

79

http://vostlit.narod.ru/Texts/rus5/Beda/text4.htm

80

Где-то мы это уже слышали, не так ли? «Первым из всех он признан повсюду», «он всех людей славней», «нет короля сильней».

81

http://ulfdalir.ru/sources/86/105/351

82

http://norse.ulver.com/edda/sigurdars.html

83

http://norse.ulver.com/edda/atlam.html

84

http://www.orgsun.com/ru/books/history/roads-millennia/istoriya4.php

85

http://svitk.ru/004_book_book/9b/2014_rerih-izbrannoe.php

86

http: //krotov.info/acts/12/pvl/novg10.htm

87

http://histline.narod.ru/il03.htm

88

Винландом здесь явно названа не будущая Америка, а или Вин(Д) ланд, земля вендов, или Вин-ланд «двинская земля», что видно по другим спискам саги.

89

Цит. по изд. Веселовский А.Н. Русские и вильтины в саге о Тидреке Бернском//ИОРЯИС, т. XIII, кн. 1, СПб.

90

http://www.russianplanet.ru/filolog/babylon/epos/roland10.htm

91

http://www.vostlit.info/Texts/rus/William_Malm/frametext.htm

92

http://pereformat.ru/2011/ll/vikings/, http://pereformat.ru/2011/11/vikings-normans/#more-1564

93

http://vostlit.narod.ru/Texts/rus/Gelmold/gel5.htm

94

http://ulfdalir.ru/sources/42/1839/1840/1845

95

На самом деле всё несколько сложнее, и жители Скании или Сконе до сих пор себя считают скорее датчанами, нежели шведами, и говорят на особом, близком к датскому, диалекте; но к нашей теме это не относится.

96

http://ulfdalir.ru/sources/42/1839/1840/1849

97

http://norse.ulver.com/src/konung/heimskringla/harald-hard/ru.html

98

Согласно той же «Пряди», при рождении Норне-Геста присутствовали трое норн. Первые двое наобещали младенцу всяческих благ, но третья, самая младшая и самая злая, Скульд, посулила, что младенец умрёт в тот момент, как полностью прогорит свеча в подсвечнике. Матушка малыша, не будь дура, свечу немедленно погасила – и Норне-Гест потом несколько столетий таскал ту свечу в сумке.

Для меня мрачным символизмом наполнен тот факт, что умереть вечный странник решил после крещения северных стран конунгом Ола- вом…

Кстати, о Норне-Гесте написал целый роман датский писатель Йохан- нес Вильгельм Йенсен. От души рекомендую.

99

http://norse.ulver.com/src/forn/nornagest/ru.html квены – это лопари, саамы.

100

http://oldrus.livejournal.com/229671.html

101

http://russbalt.rodl.org/index.php?topic=1189.0

102

То есть кабану, вепрю – в скандинавской поэзии столь же обычный образ для витязя, героя, как в нашем фольклоре ясный сокол.

103

http://www.ulfdalir.ru/sources/42/1839/1840/2607

104

А вот маленький пример того, что норманизм не лечится.

«С данами был заключен мир, и Ингвар переключился на суливший богатую добычу и менее боеспособный Восток» (http://ulfdalir.narod.ru/literature/Hlevov A Predvestniki/1realn eping1.htm)

Вот так описывает эти события норманист Хлевов. Выделено мною. «Меньшая боеспособность» эстов безусловно проявилась в регулярных успешных набегах на свейские земли, а также в том, что они разгромили беднягу Ингвара в пух и прах. Хотя «несметные богатства» эстонских пустошей раннего Средневековья, пожалуй, ещё более эпичны.

105

http://www.junik.lv/~link/livonia/chronicles/henricus/chronicle/albert year5.htm

106

http://norse.ulver.com/src/isl/egil/ru.html

107

http://norse.ulver.com/src/konung/heimskringla/olaf-helg/ru.html

108

http://norse.ulver.com/src/forn/orvarodd/ru.html

109

http://library.narod.ru/saga/saga.htm

110

http://www.vostlit.info/Texts/DokumentyEngl/IX/880-900/Alfred/Orosius/frametext1.htm

Конец ознакомительного фрагмента
Купить и скачать всю книгу
На страницу:
6 из 6