bannerbanner
Риск-менеджмент в эпоху бифуркаций
Риск-менеджмент в эпоху бифуркаций

Полная версия

Риск-менеджмент в эпоху бифуркаций

Язык: Русский
Год издания: 2022
Добавлена:
Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
2 из 2

Подчеркивается, что нежелание или боязнь реагировать на угрозы «Серых лебедей», готовность отклонять предупреждения риск-экспертов в значительной степени обусловлены когнитивной предвзятостью .

В этом плане выделяется наиболее опасная разновидность «серых лебедей» – с красивым названием «Розовый фламинго». Так называют класс предсказуемых катастроф, риски которых игнорируются из-за когнитивных предубеждений высшего руководства, с учетом влияния мощных институциональных групп интересов (концепция Френка Г. Хоффмана – известного теоретика в области вооруженных конфликтов и военнополитической стратегии США).

Исследование риска когнитивной предвзятости в применении решений дел экстремальных ситуаций – отдельная тема. (см. гл. 4.)

Тем не менее, в ряде работ предлагаются рекомендации достаточно общего плана. Так в выше упомянутом отчете фирмы AON корпорациям предлагается переосмыслить и расширить ландшафт рисков, признать серьезность их воздействия в предположении труднопрогнозируемых кризисных событий, усилить акцент на инвестиции в Риск-менеджмент с целью повышения готовности к риску неустойчивости корпорации.

Важные примеры катастроф, которые можно отнести к категории «Розовый фламинго».

Так прошедшие годы анализа теракта 11.09.2001 – разрушение башен-близнецов в Нью-Йорке, показывают, что риск подобного теракта был известен спецслужбам. Но они оказались неспособны правильно его оценить и как следствие – предотвратить. К подобной категории недооцененных рисков можно отнести и катастрофу с разрушением Чернобыльской АЭС – реализованного экзириска.

Можно привести и другие события в формате т.н. «серых» лебедей (или розового фламинго). Выводы, катастрофы в принципе прогнозируемы. Однако последствия их велики, а самое главное – это не просто риски, на которые люди склонны закрывать глаза или бессознательно их игнорировать. Это риски, игнорируемые лицами, принимающими решения, как правило не только из-за когнитивных предупреждений руководителя, но и под воздействием конкретных и мощных групп влияния.

Текущий момент трансформации миропорядка – это ли не мощный триггер актуализации идеологии и методологии прогнозирования, оценки и управления сферой «общества рисков».

На первый план выходит понятие жизнестойкости сложных социогуманитарных и жизнеобеспечивающих технологических систем.

Атомная энергетика яркий пример необходимости формирования риск – защищенности, тем более в свете недавних примеров обстрела самой мощной в Европе Запорожской АЭС (6 блоков по 1000 Мвт). И кто потом будет разбираться – откуда стреляли?!

1.5 Цифровизация и электронное «рабство»

Стремительное развитие цифровых технологий в условиях роста автоматизации производства, объема и скоростей обработки больших данных, обрушения на социум новых информационных систем, роста киберпреступлений, предопределяют новые, порой неожиданные вызовы и риски как негативного, так и позитивного направления.

Обсуждение важности решения проблем цифровизации в РФ в самом широком аспекте идут уже много лет. Приняты национальные и отраслевые программы и проекты цифровизации (см. «Единая цифровая стратегия» (ЕЦС) «Росатом»), на которые постоянно не хватало то ли финансов, то ли политической воли.

Мощный толчок к погружению практически всего социума России в области цифровых технологий дал «Черный Лебедь» – COVID-19.

Так по оценкам социологов Россия за один год «скакнула» в области изменения отношения к цифровизации и освоения интернет-технологий лет на 5-6 вперед.

Кто бы мог представить еще в 2019 году, что такие термины, как «Zoom», QR-код, «онлайн» и т.н. станут повседневными в употреблении, а гаджеты – любимым средством общения и развития даже у бабушек, не говоря уже о поколении «Z».

Оцифровывается все: от книг, написанных сотни лет назад, до персональных данных каждого человека. Появление т.н. «цифровой личности» становится нормой. Отслеживание поведения индивидуума, снабженного, как правило, каким либо гаджетом, от поездок и покупок до посещения театра или врача – уже никого не удивляет. Это же так удобно. Хотя и не просто!

По принятому в России определению цифровая экономика – это инфраструктура хозяйственной деятельности, основанной на информационно-компьютерных цифровых технологиях, киберфизических системах (КФС), искусственном интеллекте (ИИ), которые диктуют свои правила дальнейшего развития материального и нематериального производства. Система управления и регулирования, системыобщественных отношений, правовой системы и общества в целом.

Вместе с ростом цифрового комфорта как в быту, так и на производстве, бизнесе, гос. управлении, очевидно нарастают риски использования цифровых технологий, их недооцененность, а зачастую и непредсказуемость.

Простые примеры. Так даже ошейник на любимой собаке, связанный через GPS с вашим смартфоном, может взять независимо от вас кредит в банке.

Или из области высоких жизнеобеспечивающих технологий. Мощнейшая защита реактора атомной станции сверхпрочной защитной оболочкой от падения самолета не спасет от изощренной кибер атаки на систему охлаждения реактора.

Перечень разнообразных примеров неиссякаем. Даже в столь разных проявлениях цифровизации четко прослеживается как выгоды от ее масштабирования, так и разнообразные, порой неожиданные риски.

Кратко о выгодах на примере одной из жизнеобеспечивающих наукоемких отраслей – атомной энергетике.

Цифровую экономику можно определить как сложную систему перехода к новому технологическому укладу с повсеместным применением информационных технологий и искусственного интеллекта. «Суть цифровой экономики для нас – переход от торговли продуктами к торговле жизненным циклом» А. Лихачев, Ген. Директор корпорации «Росатом».

Реализуется программа по цифровизации системы управления жизненным циклом с применением супер компьютерных технологий (единая цифровая стратегия (ЕЦС «Росатом»)).

К сожалению, в ходе бифуркаций 90-х годов Россия сильно подзадержалась в развитии этого направления. Но Лучше поздно, чем никогда! 90-е годы были во многом потеряны для встраивания России в это мощное направление, а оно было четко сформулировано и легитимизовано еще в 80-х годах в рамках государственной программы «Атомэнергомшэк- сперт». В качестве головной организации был определен ВНИИ атомного энергомашиностроения. Соруководители ИМП АН СССР и ВНИИАЭС. Соучастники – заводы, НИИ, КБ, причастные к основным этапам жизненного цикла объектов гражданской атомной энергетики.

Уже тогда были четко сформулированы миссия и основные задачи, системно решаемые программой «АЭМЭ». Ниже приведен базовый приказ двух министров СССР, определяющий эти задачи (см. стр. 22 Рис. 1.).

«На всех этапах жизненного цикла» – концептуальное определение.

В те времена эта концепция не смогла быть реализована как из-за несовершенства инструментариев вычислительной техники (хотя замах был мощный и финансы были предусмотрены) так, и это главное, развалом СССР и приостановкой программы «АЭМЭ».



Рис. 1. Извлечения из приказа Министров.

Новый виток развития на базе цифровизации крайне важен. При этом модели и платформы это наше – российское, и должно оставаться сферой отечественных разработок. Важно, что такое понимание есть и «наверху».

Новые выгоды от цифровизации да, но новые риски!

Особенно в нашу эпоху бифуркаций.

Краткий реестр рисков цифровизации разной значимости.

Для крупных системных корпораций с длительным жизненным циклом продукции и разветвленными связями и типами кооперации:

– риски неадекватности нормативно-правового обеспечения программ в условиях сильной неопределенности;

– риски разрушения моделей логистики в цепочке поставок;

– риски технологической несовместимости санкционного плана;

– риски не освоения новых он-лайн технологий коммуникаций (трансформации ментальности освоения цифровой экосистемы);

– риски потерь заказчиков, субпоставщиков (пример: АЭС Ханкикиви, Финляндия);

– риски неэффективного противодействия целевым кибератакам (арт-группировки и т.п.);

– риски при формировании новых цифровых бизнес-моделей, в том числе и в области риск-менеджмента;

– риски неготовности систем и функционалов риск- менеджмента к цифровой трансформации.

Следует отдельно выделить формирование эры т.н. «электронного» (или «сетевого») рабства.

В условиях синергетического совмещения бифуркации медиатренда, развития промышленной революции (индустрия 4.0, 5.0) отягощенных гиперполяризацией, «электронное» цифровое рабство начинает доминировать не только как психологическая зависимость («носом в смартфон»), но и как мощная технологическая зависимость (типа «я забыл пин-код»).

Зависимость психологическая (личность – смартфон – интернет) давно и активно обсуждается. Мощный всплеск интереса к этой проблеме инициировало внезапное масштабирование пандемии (вынужденная изоляция, карантины, «удаленка»). Необходимость вакцинации высветила еще одну интересную проблему – «чипизацию» или «чипирование». Возникли целые движения античипистов, полагающих, что появился новый мощный способ воздействия на человека.

Действительно! По принятым определениям чипизация (чипирование представляет собой имплантацию чипа – специального микроустроиства – в тело человека, которое соединяется с его мозгом посредством нейронных связеИ). Чип позволяет усилить способности человека (физические, умственные, эмоциональные), но одновременно может выступить как пульт управления самим человеком.

Предполагаемые риски. Биоинтеграция позволяет манипулировать человеком, превращая его в контролируемо-управляемый орган не только национальной, но и глобальной электронной системы.

Считается, что «чипизация» ведет к ревоссозданию новой формы рабства. Управлять такой живой массой может небольшая группа людей, именующих себя Элитой .

Пример: Чипирование собак – идентификация животных. Микрочип: L = 12 мм, d = 2,1 мм, вес = 0,6 гр. (рисовое зернышко). Для собак это лишь носитель числового кода, уникальный номер вносится в единую национальную базу чипи- рования животных.

Автономные модели сканеров с возможностью подключения «напрямую» к базе данных, позволяющей увидеть всю доступную информацию и о владельце, и о собаке.

Кстати, нормативная зависимость: с 2010 г. путешествие по странам Евросоюза с собакой возможно только, если она чипирована.

Другой пример: интернет имплантатов. Так в США уже более 2% американцев используют имплантаты, имеющие как автономную, так и удаленную системы управления через интернет.

Личный пример автора, имеющего электрокардиостимулятор (ЭКС), вшитый в тело и стабилизирующий работу сердца.

Риски – опасность внешнего воздействия на ЭКС: Физического; электромагнитного, рентгеновского и т.п.

Всем известные спец. проходы контроля человека в аэропортах, метро, и т.д.

Эти примеры относятся скорее к развитию т.н. «биоинформационного» будущего или «биофизиологической алгоритмизации» как перехода от стадии homosapiensк стадии «человека программируемого».

Технологическая зависимость. Сфера, где понимание рисков более очевидно. Это и опасность сбоев, скачков напряжения, хакерских атак, внедрение «вирусов» и т.п.

Отмечу, что мы давно уже существуем как объекты если пока не биофизиологического, то социального программирования. Это т.н. сетевая зависимость. Стремительное развитие социальных сетей как самого динамичного сектора Интернет обусловило большое внимание к исследованию и анализу как выгод, так и это, пожалуй, главное – рисков и опасностей этого явления (см. гл. 4).

Глава 2. МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ НЕУСТОЙЧИВЫХ СИСТЕМ

В главе 1 показано, что неравновесность и нестабильность сложных нелинейных систем, как правило – предтеча бифуркаций.

Проблемы выбора в точках бифуркаций неизбежно связаны с оценкой рисков постбифуркационного развития: социума, государства, корпорации, индивидуума.

Неопределенность или непредсказуемость процессов бифуркаций, их недетерминированность заставляет искать или разрабатывать новые пост неклассические теории процессов и методологии их исследования.

Очевиден тренд на междисциплинарность, «точнее – применение эффективных оправдавших себя естественнонаучных подходов к исследованию социогуманитарных проблем.

Социальная физика и синергетика, теория детерминированного Хаоса и самоорганизации, использование методов математического моделирования и фрактальной геометрии активно развиваются в условиях современных реальностей общества рисков.

В своей базовой монографии «Синергетика», ее автор Г. Хаген пишет: «Цель книги представить научному сообществу форум для углубленного обсуждения методов изучения столь сложных систем и процессов». Полностью присоединяюсь к этой позиции в плане представляемого читателям моей работы.

Ниже представлены наиболее интересные и перспективные неонаправления, которые по мнению автора могут быть базой актуализации и трансформации методов риск-менеджмента в условиях бифуркаций.

2.1 Методы социальной физики

Физика (от греческого – природа. Термин Аристотеля). Наука о наиболее общих законах природы, ее структуре, движении и правилах трансформации.

Кейс. Важная история. О междисциплинарности наук и практик.

Запись о специальности в моем дипломе выпускника МЭИ – «инженерная теплофизика».

Удивительная мудрость и предвидение основателя кафедры «Инженерная теплофизика» академика В.А. Кириллина, принципиальной попытки объединения двух ранее как бы несовпадающих понятий. Инженер – конкретный реализатор идей, и физик – исследователь и создатель этих самых идей. А теплофизика, включающая в себе и термодинамику, и теплопередачу, и газодинамику и многое другое – диверсифицированное трансдисциплинарное направление.

Поэтому понятно, что мне как теплофизику и инженеру близко понимание желания использовать естественно-научные (и если угодно, физические, математические) подходы в областях, для которых они первоначально не предназначались.

Физика в формате «Социальная физика» все глубже вторгается в науки об обществе. На мой взгляд, наиболее полный анализ развития этого направления приведен в книге Ф. Болла «Критическая масса (как одни явления порождают другие)».

Апологеты социальной физики (СФ) полагают, что ее подходы и методы прежде всего дают лучшее понимание окружающего нас мира, взаимосвязанности всего на свете и важности взаимодействия людей.

С позиций риск-менеджмента это способствует повышению ответственности за наши действия в ситуациях неустойчивости и бифуркации, когда очень слабые возмущения, случайные ошибки, непродуманные действия могут вызвать катастрофические последствия.

Использование моделей социальной физики [15] позволяет прогнозировать неожиданные события, оценку возможности их предотвратить в принципе.

Существенно, что социальная физика не предлагает одного – единственного решения, она представляет спектр альтернатив постбифуркационного развития, выбор которого зачастую в нашей воле.

Так А. Пентленд в книге «Социальная физика» М. АСТ 2018 г. утверждает, что социофизика – это новая общественная наука, изучающая математическими методами влияние информационных потоков на поведении людей. Об этом в частности упоминает и Ф. Болл, предполагающий, что физические и математические методы вполне адекватно описывают некоторые особенности функционирования структуры социальных сетей и деловых контактов, а также позволяют оценивать общественные явления (а значит и риски) в рамках теории конфликтов и сотрудничества. В сущности, применение физических моделей предполагает совершенно новый подход к анализу общественных явлений. Традиционное «линейное» мышление заменяется нелинейным с положительными и отрицательными обратными связями, неизбежным на каких-то этапах хаосом, случайностями, внезапно образующимися и внезапно распадающимися структурами, отражения реальной жизни.

Наиболее интересно, на мой взгляд теплофизика, утверждение, что центральной проблемой социальной физики являются фазовые переходы.

Именно таким переходам соответствуют неожиданные и резкие изменения в социальной сфере.

Что касается сферы реальной физики и ее крупного направления – неравновесной газотермодинамики, то это проявляется наиболее ярко в процессах спонтанной конденсации перенасыщенного пара. Теория и методы экспериментального и вычислительного эксперимента фазовых переходов – такого типа представлены в монографиях11-12. В работе автора на примере исследования процессов неравновесной спонтанной конденсации «скачки конденсации» в сверхзвуковых соплах показано, что эта теория и методология может успешно использоваться при анализе скачкообразных фазовых переходов и в неустойчивой социосреде .

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Конец ознакомительного фрагмента
Купить и скачать всю книгу
На страницу:
2 из 2