Полная версия
Ам Тракт. Материалы по колонии меннонитов
Андрей Андрес
Ам Тракт. Материалы по колонии меннонитов
Ам Тракт. Материалы по колонии меннонитов
Памяти моего прапрадеда Корнелиуса Андреса (1861-193?) и его жены, прапрабабушки Юстины Катарины урождённой Нейфельд (1864-1930), жившим в селении Остенфельд и всем меннонитам колонии Ам Тракт посвящается.
Фактическое становление колонии Ам Тракт в Заволжье началось в мае 1853 года с приезда уполномоченных от меннонитов из Западной Пруссии Клааса Эппа-старшего (1803-1881) и Иоганна Валля (1793-1860) для выбора участка будущих поселений. Название «Ам Тракт» закрепилось позже из-за расположения на бывшем солевозном тракте, а тогда это были меннонитские селения Гансау, Кёппенталь, Линденау, Фрезенгейм, Гогендорф, Лизандергей, Орлов, Остенфельд, Медемталь и Валуевка, образовавшие Малышинскую волость в Новоузенском уезде Самарской губернии (сегодня Энгельсский район Саратовской области). У разных авторов и в разное время можно встретить написания «менониты», «менонисты», «меннонисты» и «меннониты». Поскольку название происходит от имени Менно, то более правильное написание, – меннониты. Я решил объединить информацию о колонии Ам Тракт, потому предлагаю читателю ознакомиться с текстами и документами, размещёнными в данном сборнике и переданные максимально близко к оригиналу, в период от основания первых поселений и до 1921 года.
В 1536 году католический священник Менно Симонс (1496-1561, можно встретить 1492-1559/1561) переходит в анабаптизм. Что сегодня обыденно, то в XVI веке было революционным, зачастую просто не укладывалось в головах ещё Средневековых жителей Европы. Отделение церкви от государства, демократическое церковное управление, добровольное членство в церкви и т.д. легли в основу нового учения. Спасение человека возможно только через веру, которая выражается в реальных делах и следовании за Христом, а главное в сопротивлении всякому насилию. Только добро порождает добро, даже на причинённую тебе обиду не стоит отвечать взаимностью. Идея пацифизма шла вразрез со службой в армии, что заставляло людей сниматься со своих мест в поисках свободы вероисповедания и начинать свою земную жизнь с чистого листа, порой в худших климатических, экономических и культурно-бытовых условиях. Например, основание будущей колонии Ам Тракт было в безводной Заволжской степи, где, кроме скудной почвы, частой причиной неурожаев была засуха, вредили суслики и налёты саранчи.
Деятельность католической инквизиции и светских властей, пытавшихся принудить к военной службе, толкали последователей Менно Симонса к постоянной миграции. С середины XVI века складывается меннонитская община, преимущественно выходцами из голландских и северогерманских земель, в Мариенвердской низменности (современные города Гданьск, Эльблонг, Мальборк в Республике Польша). Меннонитам принадлежит заслуга в создании цветущего края на месте болот и непроходимых лесов. Привилегированное отношение к меннонитам в Речи Посполитой было вплоть до первого раздела Польши между Россией, Пруссией и Австрией в 1772 г. После второго раздела 1793 года, по которому Данцигский округ вошёл в состав Пруссии, оставшиеся меннонитские общины оказались под прусскими правителями. Ухудшение положения общин, несмотря на сохранение вероисповедания, стало поводом для миграции с благоустроенного ими непосильным трудом края. В первое время по своему поселению в Заволжье меннонитам пришлось жить в землянках, вырытых по оврагам, рыть колодцы глубиной в десятки метров, чтобы добыть воду для себя, скотины и полива огородов.
Первые меннониты в Российской Империи появились в 1789 году по приглашению Императрицы Екатерины II. Регион заселения – новые земли Новороссии (обширный регион в Северном Причерноморье, присоединённый к Российской Империи в результате русско-турецких войн во второй половине XVIII века), нуждавшиеся в поселении и освоении. Главное, что привлекло меннонитов – свобода вероисповедания, освобождение от военной (до принятия Манифеста о введении воинской повинности 1/13 января 1874 года) и гражданской службы. Другим важным фактором было малоземелье, поскольку общины разрастались и для молодых поколений не хватало пригодных свободных участков земли, которые возможно было приобрести только отслужившим в прусской армии. Нехватка земли и в дальнейшем приводила к социальному расслоению, появлению радикальных течений среди нуждающихся в земельных наделах меннонитских общин и в то же время способствовало появлению новых дочерних колоний на Востоке Российской Империи. Некоторые отмечают, что противоречия были между фламандской и фризской частями общины, отсюда строительство двух церквей в Ам Тракт – одной в Кёппентале (1864 г.), а второй в селении Орлов (1872 г.). Хотя, на мой взгляд, строительство второй церкви было продиктовано возросшим населением колонии. Печальной страницей религиозных расколов является исход меннонитов в 1880-е гг. в Среднюю Азию под воздействием учения Клааса Эппа-младшего (1838-1913), приведшего к фактической ликвидации селения Гансау как меннонитского.
В 1847 году, по приказу от 4 ноября, прусское правительство лишило меннонитов освобождения от военной службы, что толкнуло к новым поискам. В 1850 году представители общин из Пруссии решили обратиться к российскому правительству за разрешением на переселение в Российскую Империю. Если в первую волну переселенцев на Юг России (сегодня территория Восточной Украины) правительство само было заинтересовано в приглашении, даже брало на себя все финансовые издержки и содержание, то теперь переселенцы все затраты брали на себя и вносили финансовое обеспечение, получив в пользование земельные наделы – 65 десятин на семью. Правда, с 1820-х годов массовые переселения иностранцев были фактически запрещены, но это не касалось меннонитов. Учитывая положительный опыт меннонитских колоний на Юге, 19 ноября 1851 года выходит именной указ «О водворении в Самарской губернии Прусских Менонистов». Уже 16 июля 1852 года в консульстве Российской Империи в Берлине подписывают условия переселения первые семейства желающие переехать, со списком можно ознакомиться в главе Первые 21 семейство меннонитов. Юридически это положило начало меннонитской колонии Ам Тракт, о посещении которой идёт речь в главе Путешествие из Пруссии в Заволжье, 1896 год. В основе путешествия лежат записи с 14 мая по 20 июня 1896 года (даты по Григорианскому календарю, в России в это время действовал Юлианский календарь) из личного дневника Анны Андрес. Перевод на русский язык, примечания и дополнения сделаны её внучатым праправнуком Андреем Андресом. Добавлены выдержки из дневников Мартина Клаассена и Иоганнеса Дика, из книги Александра Клауса «Наши колонии», из журнала XXXV Новоузенского уездного очередного земского собрания, чтобы дать больше представление о жизни и людях того времени.
Определённая замкнутость меннонитских общин породила о них множество мифов и предрассудков. Считается, что они не приветствовали «чужаков» из других религий и образовывали семьи исключительно с представителями своей веры. Из статистических данных Министерства внутренних дел о сектантах и старообрядцах на 1 января 1912 года: меннониты – 35.969 человек (414 человек перешло из Православия с 1905 г. по 1911 г.). Таким образом, за 6 лет только из Православия перешло в меннонитство 414 человек, в основном речь о смешанных браках. Подтверждением является запись о семейном положении меннонита Франца Пеннера, примерно 1832 г.р. из Мантау: жена Елизавета Дмитрива, урождённая Тугова, православного вероисповедания – смотрите главу Годичные паспорта иностранцев. Другой стереотип связан с тем, что меннониты настолько закрыты, что не воспринимают ничего русского, но среди меннонитов, проходивших службу в Боровое-Опытном лесничестве, указан Левин Антон Яковлевич, звучит вполне по-русски – смотрите главу О медицинском обследовании за 1917 год. Думаю, что многие представления сложились из художественной литературы и голливудских фильмов, где их представляют ортодоксальными и закрытыми в себе сообществами, зачастую путая с Амишами, зародившимися из консервативного течения меннонитства. Сами по себе меннониты – это скромные и не стремящиеся к публичности люди, поэтому о них, точнее об известных выходцах из их среды, так мало известно широкой публике. Ярким исключением была известная в Советском Союзе певица Анна Герман (1936-1982).
В данном сборнике я постарался собрать заметки, очерки, выдержки и упоминания о меннонитах колонии Ам Тракт изданные в Российской Империи на русском языке в разные годы различными авторами. Точкой, которая служит концом жизни «у царя за пазухой», является не Февральская и/или Октябрьская революции, а Дело №24 по обвинению Тиссен Франца Ивановича и др. 62 чел. от 19 мая 1921 г. Из постановления Совета Народных Комиссаров от 5 сентября 1918 года: подлежат расстрелу все лица, прикосновенные к белогвардейским организациям, заговорам и мятежам. Новая власть начинает политику «Красного террора», чтобы: обеспечить Советскую Республику от классовых врагов путём изолирования их в концентрационных лагерях. Зачастую прибегая к практике физического истребления «классовых врагов».
Размещённое архивное прекращённое уголовное дело №ОФ-36769 – это одно из дел политики большевиков против своих граждан. До сих пор власть не принесла официальных извинений, не говоря о компенсации и возврате конфискованного имущества потомкам, за содеянные преступления. По подсчётам историка С.В. Волкова число жертв Красного террора в 1917–1922 годах оценивается до 2.000.000 человек, с учётом смертей от голода и болезней оставшихся членов семей расстрелянных цифра и того больше. Следствием «военного коммунизма» и террора стал разразившийся голод в 1920-е годы, унёсший жизни ещё около 5.000.000 человек, около 2.000.000 человек были вынуждены эмигрировать из России (многие меннониты мигрировали в эти годы в колонии в Америке). Наибольший размах репрессивная машина достигла в 1930-е годы, но это уже за рамками данного сборника и предмет дальнейшего изучения.
Помимо публикаций размещаю некоторые архивные документы, которые помогут дать более наглядную картину о колонии, людях и их быте. Все тексты и документы постарался передать максимально близко к оригиналу, с наименьшими исправлениями (многие таблицы скопированы с оригинальных книг и добавлены в данный сборник). Поскольку сборник представляет особый интерес для потомков, то для удобства встречающиеся ФИО поселенцев-меннонитов выделил жирным шрифтом (кроме главы «Путешествие из Пруссии в Заволжье, 1896 год»). В настоящее время не известна судьба метрических книг Кёппентальско-Орловского меннонитского прихода, но есть Таблицы о числе родившихся, браков и умерших меннонитов Новоузенского уезда за 1892 год. Естественный прирост по колонии в этот год составил 17 человек.
Началу освоения каждой колонии положила официальная бумага и переписка между ведомствами. Одно из таких писем Господину Самарскому Гражданскому Губернатору было из Управления Оренбургского и Самарского Генерал-Губернатора №2554 от 30 августа 1852 года, г. Оренбург с копией условий для поселения. У некоторых авторов можно встретить, что поселенцы по месту получили свои деньги в обеспечении водворения – 350 прусских талеров, с набежавшими на них процентами, но в официальных документах речь о возвращении их за вычетом пересылочных расходов, что подтверждается и в деле О поселении Меннонита Эрнста Генриха Ризена. Размещаю дополнительно ответ Управляющего Алексея фон Фрезе (в честь него была названа колония Фрезенгейм) Саратовскою Конторою Иностранных Поселенцев Относительно избрания Прусскими менонистами земли в Новоузенском уезде под поселение от 9 июля 1853 года.
Глава МЕНОНИСТЫ из «Исторических заметок о Самарском крае» А.Ф. Леопольдова, за 1860 год, расскажет о первых поселенцах и основании Гансау и Кёппенталь. Автор подробно описывает быт первых колонистов, которые вынуждены были ютиться в землянках. Благодаря своим энергичным действиям колония быстро обустраивалась, уже в первые годы были построены: школьный дом, кузница и кирпичный завод. Помимо самих поселенцев на место прибыло 40 ремесленников, многие из которых выразили своё желание остаться в России.
Меннониты переселялись небольшими группами с 1854 до 1873 года из Западной Пруссии в колонию Ам Тракт и основывали там свои новые поселения. Все они давали расписку, привожу в главе О водворении Прусских Меннонистов, которую подписали ещё в Данциге (сегодня Гданьск, Республика Польша) главы семейств и самостоятельные переселенцы в 1869-1870 гг. (список подписантов приложен). Свою миссию служить образцом прочим земледельческим сословиям многие пронесли до конца.
Указом императора Александра II Освободителя (1818-1881) от 4 июня 1871 года в Российской Империи отменялись привилегии колонистам, дарованные переселенцам Манифестами от 4 декабря 1762 года «О позволении иностранцам, кроме жидов, выходить и селиться в России и о свободном возвращении в своё Отечество русских людей, бежавших за границу» и от 22 июля 1763 года «О дозволении всем иностранцам, в Россию въезжающим, поселяться в которых губерниях они пожелают и о дарованных им правах» Екатерины II Великой (1729-1796). Так началась ликвидация Саратовской конторы иностранных поселенцев, окончательно упразднена 1 мая 1877 года, в 1872 году были выданы Владенные записи поселянам собственникам (бывшим колонистам). Привожу списком Названия домохозяйств, которые помогут многим потомкам меннонитов, чьи предки в данный год были в колонии Ам Тракт и получили свой экземпляр документа. Стоит отметить, что меннониты достаточно активно мигрировали в те годы между колониями и основывали новые, потому иногда следы своих предков так тяжело найти в одном месте, просто потому, что в конкретный год их там могло ещё или уже не быть.
МЕНОНИТСКИЕ КОЛОНИИ (Статистико-экономическое описание) – статья И.М.Краснопёрова в журнале «Юридический вестник» издаваемого Московским Юридическим Обществом, – это уже одно из первых серьёзных наблюдений и оценка колонии меннонитов Ам Тракт со стороны, независимым наблюдателем. Автор подробно описывает быт меннонитских хозяйств, делает свои критические замечания и высказывает пожелания о дальнейшем жизненном укладе. Весьма справедлива критика Краснопёрова о продаже меннонитами полученных от правительства земельных наделов и их миграция, в то время как многие русские крестьяне не имеют возможности купить земли даже с помощью кредитов. Автор фактически не вникает в суть происходящих событий и сам замечает, что многие вернулись и уже попали в разряд безземельных.
После 1874 года переселенцы уже не спешили принимать русского подданства, дабы не обременять себя и своё потомство службой в армии, пусть и альтернативной. Многие мигрировали и ранее не по официальной процедуре, а по принципу «собрали вещи и приехали», что создавало небольшие трудности с получением 65-ти десятинного надела и гражданства. Но при поддержке собратьев и волостного управления данные вопросы решались в их пользу. Те, кто жил по Годичным паспортам иностранцев до принятия Манифеста о воинской повинности так и остались в данном статусе в Российской Империи, а многие её покинули. Публикую списком найденные мною годичные паспорта жителей колонии Ам Тракт, по которому жил и мой прапрадед Корнелиус Андрес (1861-193?) в селении Остенфельд, и, возможно, других меннонитских колоний Самарской губернии – Александртальской и Константиновской волости Самарского уезда и Юмуран-Табынской волости Бузулукского уезда. Напомню, что меннониты были очень мобильны, потому поселившись в одной колонии, через какое-то время они могли перебраться в другую, а затем вновь вернуться или мигрировать заграницу. Конец иностранным поселенцам положили большевики в середине 1920-х годов, обязав их отказаться от подданства других государств в пользу советского гражданства.
Глава В царстве пшеницы о посещении меннонитов в 1903 году из книги «По новым местам» А.А. Кауфмана, расскажет читателю о необычном путешествии по Новоузенскому уезду. Большим контрастом увиденному быту в селениях русских крестьян и немцев-колонистов стоят меннонитские колонки, заселённые потомками голландских эмигрантов. Автор не точно указывает на территориальный исход переселенцев, называя Восточную, правильнее Западную Пруссию, Мариенбургский округ. Читая заметку о России начала ХХ века, невольно задаёшься вопросом, а что изменилось в XXI? Не стало только немцев-колонистов и меннонитов, а персюков сменили выходцы из Средней Азии.
В 1904 году в журнале «Саратовская Земская Неделя», в номерах 5, 6-7, 9 и 10, выходит большой очерк В.П. Блаского Менониты. Мне не удалось установить точно автора, но следы некого Василия Блаского, русского эмигранта, удалось найти в Бразилии. Автор имел возможность жить и работать в поселениях меннонитов в 1897 году, его очерк основан на общении с жителями колонии Ам Тракт и своём наблюдении изнутри за их ведением хозяйства. Блаский достаточно подробно описывает культурно-экономический уклад поселенцев, сравнивая их с русскими крестьянами, немцами-колонистами и другими народами Поволжья. Несмотря на более высокий уровень меннонитов, автор находит у них и негативные стороны развития, о чём тоже имеет честь сделать замечание, дать оценку и пожелания о выходе из сложившейся ситуации. Очерк получился настолько информативным, что и в наше время при его прочтении словно оказываешься в колонии Ам Тракт на рубеже XIX-XX веков, а многие последующие авторы делают выдержки и ссылки на работу В.П. Блаского (встречаются написания фамилии как Бл-ий, Блас-кий).
Очерк агронома Г.И. Колесникова Культурное хозяйство в некультурном крае за 1908 год погрузит читателя в эпоху начала ХХ века Новоузенского уезда Самарской губернии. Многие последующие авторы и официальные документы ссылаются на данный труд, находя его подробным и полным в описании хозяйственно-бытовых картин уезда. Для нас же особый интерес представляет его видение в хозяйственном плане меннонитской колонии Ам Тракт, образующей Малышинскую волость. В 1911 году в Типографии Т-ва И.Д. Сытина, Пятницкая улица, свой дом, Москва выходит переизданный очерк, с добавлением фотографий меннонитской колонии, под названием «Образцовое хозяйство среди дикой, безводной степи». Повторное издание говорит о том внимании и общественном интересе всего российского общества того времени к хозяйству меннонитов, в частности проживающих в Заволжье.
Копия Протокола общего собрания членов Кёппентальского потребительского общества от 4 декабря 1908 года поведает читателю о деловой активности в колонии меннонитов Ам Тракт. Документ представляет особый интерес для потомков, поскольку там перечислены имена участников Общества. Для более полной картины деловой активности размещаю место нахождения, род деятельности и собственника/ов из документа Материалы поверки торговых и промышленных предприятий за 1915 год.
Глава МЕНОНИТСКИЕ ХОЗЯЙСТВА из опыта агрономического исследования «Подворное и хуторское хозяйство в Самарской губернии» под редакцией Председателя Самарской губернской земской управы Д.Я. Слободчикова, при ближайшем участии инспектора сельского хозяйства в Самарской губернии В.В. Тейса за 1909 год расскажет о меннонитских хозяйствах на основе подробного исследования 80 поселян колонии Ам Тракт. Исследование также базируется на очерке В.П. Блаского «Менониты» в Саратовском Земском Журнале за 1904 год и работе агронома Г.И. Колесникова «Культурное хозяйство в некультурном крае» за 1908 год (обе работы размещены в данном сборнике). Работа интересна тем, что в ней указываются ФИО некоторых меннонитов, а также в приложениях «Сведения об урожаях озимого и яровых хлебов» и «Сведения о посевах кормовых трав» приведены списком главы исследуемых хозяйств.
Иностранцы, поселившиеся в России, в общественном восприятии все становились немцами, собственно, и в наше время мы говорим о «немецкой колонизации». Вспомним Николая Васильевича Гоголя: Немцем называют у нас всякого, кто только из чужой земли, хоть будь он француз, или цесарец, или швед – всё немец. Даже выходцы из Германских земель – цесарцы, только в России поняли свою общность, поскольку у себя они были Швабы, Баварцы, Саксонцы, Ганноверцы и т.д. Для официальной власти, видимо, было различие, и меннонитское население именовалось как Менонисты, пример – именной указ от 1851 года «О водворении в Самарской губернии Прусских Менонистов». В Поволжье новых поселенцев, дабы отделить их от остальных немецких колонистов, называли пруссаками. Кем же были меннониты в национальном плане? На этот вопрос в 1915 году дали ответ Д.Г. Эпп и Г.А.Бергман в своём труде К вопросу о происхождении меннонитов. Более подробный труд «КТО ТАКИЕ МЕННОНИТЫ? Краткий исторический очерк» вышел в издании Т-ва «Радуга», Гальбштадт, Тавр. губ. 1915 год. Он за пределами материалов о колонии Ам Тракт, потому с ним можете ознакомиться отдельно. Со своей стороны замечу, что, на мой взгляд, большая часть меннонитов – это выходцы из Западной Европы (Голландских земель и Германских княжеств), Речи Посполитой и небольшая группа Ашкеназских евреев. Главное было не национальное происхождение, а религиозные убеждения. Для них не было «ни эллина, ни иудея», на деле был воплощён принцип равенства между людьми. По факту из различных народов сложилась новая народность на основе религиозной общности – меннониты.
Глава Стремления прусских меннонитов к переселению в Россию. Самарские водворения меннонитов из очерка С.Д. Бондарь «СЕКТА МЕННОНИТОВ В РОССИИ (в связи с историей немецкой колонизации на юге России)» за 1916 год появилась в разгар кампании борьбы с «немецким засильем». Сами Очерки задуманы автором серией по истории иностранных сект в Российской Империи, здесь же размещена только глава, относящаяся к колониям Ам Тракт – Малышинская волость Новоузенского уезда и последняя колония, основанная иностранцами в Российской Империи, Альт Самара – Александртальская волость Самарского уезда.
После принятия Воинского Устава 1874 года, обязывающего служить всех мужчин Российской Империи в армии, многие меннониты засобирались в дорогу, покинув целые колонии. Видя массовый исход образцовых своих граждан, Правительство в срочном порядке командирует на переговоры графа Э.К. Тотлебена, итогом стало освобождение от ношения оружия, служба в мастерских морского ведомства, в пожарных и лесных командах. Большое число мужчин в период Первой Мировой войны проходило службу в санитарных частях. Привожу Список мобилизованных меннонитов 30 октября 1916 года по Малышинской волости Новоузенского уезда. Отдельным списком идут данные О медицинском обследовании за 1917 год состоявших на службе меннонитов в Самарской губернии, возможно, что кто-то из списка был родом из колонии Ам Тракт.
Глава Заволжские меннониты из рукописи Я.Е. Дитца «История поволжских немцев-колонистов» – часть большого труда по истории колонизации и освоения Поволжья, свою роль в которой сыграла и меннонитская община. Долгое время рукопись была в забвении, но её история подтвердила фразу, что рукописи не горят и сегодня (с 1997 года) мы имеем возможность с ней ознакомиться. Над Историей автор работал вплоть до своей смерти в августе 1917 года. Дитц затрагивает историю появления религиозного течения Меннонитов в Западной Европе и их переселения в Россию. В конце приводятся русские названия поселений, продиктованные антинемецкой кампанией в период Первой Мировой войны. Стоит отметить, что германофобия не сильно коснулась Поволжья, ограничившись переименованием населённых пунктов.
В сборник вошли отдельные статьи из журналов Министерства Государственных Имуществ и Министерства Внутренних Дел, статьи из Энциклопедического словаря Гранат за 1897 и 1914 годы, а также списки населённых мест за 1900 и 1910 годы.
Именной список Кёппентальского района, Ровненского уезда, Области Немцев Поволжья, фактически сёл меннонитской колонии Ам Тракт (Кёппенталь, Фрезенгейм, Валуевка, Гогендорф, Лизандергей, Орлов, Остенфельд, Медемталь и Линденау, не меннонитским было село Ново-Привальное/Ной-Варенбург) на январь 1922 г. мною перенесён в следующий сборник «Ам Тракт. Меннониты при советской власти». Списки будут интересны всем, чьи предки из упомянутых селений и ведут свои генеалогические поиски. Особого внимания заслуживают раскулачивание и репрессии 1930-х, депортация 1941-го года, которые положили конец существованию меннонитской колонии Ам Тракт в Заволжье.