bannerbanner
Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
2 из 4

Люди племени не могли выйти из пещеры. Охотники не приносили добычу к очагам племени. Женщины не могли сходить по воду, принести топливо для костра, не могли собирать плоды земли.

У выхода пещеры их ожидали голодные львы. Их племени грозила гибель. Племя надеялось на помощь соседнего племени Оленя, с которым у племени Мамонта были дружественные и родственные отношения. Много лет подряд, на каждом празднике весны охотники двух племён выбирали себе женщину и хозяйку своего очага из родственного племени. Нав был даже близким родственником вождя племени Оленя. Родная сестра матери Нава была второй женщиной вождя соседнего племени.

Вождь племени Мамонта послал за помощью двух опытных охотников, но они погибли, они не смогли даже далеко отойти от пещеры. В пещере были слышны их крики и рычание, напавших на них львов. Вождь больше не хотел бесполезно рисковать взрослыми охотниками. Он призвал молодых охотников Гува и Нава, которые были лучшими скалолазами в племени.

– Гув и Нав прошли полное обучение, чтобы стать охотниками племени им осталось только пройти испытание. Испытание их будет необычным, они должны добраться до пещеры племени Оленя и передать их вождю мою просьбу о помощи. Два посланных за помощью охотника нашего племени не смогли избежать встречи с львами. Они шли через лес. Гув и Нав хорошие скалолазы. Идите через горы. Идите днём, когда львы спят. Когда Гув и Нав вернутся и приведут помощь, их пустят в круг охотников, и они исполнят танец охотника и добычи. После этого каждый из вас сможет зажечь свой очаг и привести к нему женщину.

– Вождь, Гув и Нав пойдут готовиться к походу.

– Гув, возьми большой мешок соли в подарок вождю племени Оленя. Пусть духи добра сделают вашу дорогу лёгкой.

Соль была богатством племени. Много солнц тому назад охотники племени нашли пещеру стены и пол, которой были из соли. Вход в соляную пещеру тщательно оберегался, это был главный секрет племени. Вход в эту пещеру заложили камнями и открывали только на время, когда надо было брать соль.

Наву и Гуву повезло, они сумели незаметно для львов выбраться из пещеры, и сразу подняться в горы. Они ушли далеко от пещеры племени, и считали себя уже в безопасности. Нав и Гув решили устроиться на ночь. Недалеко от горной речки они поставили палатку.

Они радовались, что избежали встречи с львами. Нав и Гув были уверены, что выполнят приказ вождя и приведут помощь. Они надеялись, что теперь на празднике летнего солнцестояния пройдут обряд посвящения в охотники. После того как они исполнят ритуальную пляску охотника и добычи, их примут в круг охотников племени. Каждый из них получит право зажечь свой очаг, хозяином которого они станут. Они смогут привести к своему очагу женщину, которая станет хозяйкой очага.

Став охотником, Гув хотел привести к своему очагу Цогу, пока на празднике весны её не забрал какой-нибудь другой охотник.

* * *

Молодые охотники и девушки племени Мамонта вечерами собирались у костра, выстукивали на черепе и позвонках мамонта ритмичные мелодии.

Танцевали танец огня, танец лебедей и весенние танцы разных зверей и птиц, подражая движениям этих животных и их крикам. Любили слушать тех, кто хорошо подражал крикам различных животных и птиц.

Гув с Цогой часто обменивались взглядами, он знал, что она не хочет уходить из племени, и будет рада прийти жить к его очагу.

Они часто обменивались друг с другом не только взглядами, но и различными подарками. Цога всегда старалась сделать Гуву что-нибудь приятное.

Теперь у Гува и Нава не было надежды пройти обряд посвящения в охотники племени. Их не позовут в круг охотников, для того чтобы они исполнили ритуальный танец охотника и добычи. Они плохо запомнили, всё чему их учили.

Какие они охотники, если не сумели даже выбрать безопасное место для стоянки?

Юноши поставили палатку на холме, у одинокой скалы, среди лесной поляны недалеко от речки. Они собрали хворост, но не успели разжечь костёр. Раздалось рычание голодной львицы. Им пришлось бежать. Наву и Гуву ещё повезло, они сумели быстро забраться на недоступную для львицы скалу.

Они были не осторожны. Где были их глаза? Где были их уши? Почему они не ощутили запах логова львицы? Почему им отказало чутьё охотника? Нав и Гув забыли об осторожности и не заметили, что рядом с выбранным местом для ночёвки находится логово львицы.

Они не прошли испытания, а это было не просто испытание, это было важное поручение вождя племени. От которого зависела жизнь их племени.

Копьё Гува было длиннее, чем у Нава. Гув был старшим и считал себя виновным, перед вождём и всем племенем, которое ждало помощь.

Они не выполнят приказ вождя, Они не приведут помощь. Ему было до боли стыдно, он был виноват, и чувствовал себя очень несчастным. Он был виноват перед племенем, которое по его вине уйдёт в мир духов.

Этот путь в другой мир для всего племени будет очень тяжёлым. Племя будет медленно погибать от холода, голода и жажды. Люди племени не смогут выйти из пещеры, чтобы принести воды, топлива для костра и найти еду.

Он с ужасом представлял себе встречу, там в другом мире духов, со своим племенем и всеми предками. Там ему придётся рассказать, в большой пещере предков всем своим сородичам, почему он не привёл помощь.

* * *

У львицы тоже были проблемы. Львицы, ожидающие приплод, временно покидают прайд. Львица подальше от места охоты прайда, в безопасном месте, устраивают логово, где производят на свет и выкармливают своих львят. Это был её второй выводок, первый она не сумела сберечь.

В сражении погиб старый лев, отец её первого детёныша. Два молодых льва пришли и напали на хозяина прайда. Силы были не равны, и не стало старого защитника прайда. Новые хозяева прайда убили всё потомство старого льва. Погиб и её детёныш. Когда у львиц началась течка, пришельцы отдали им свои гены. Пришло время, и львицы произвели на свет потомков, новых хозяев прайда.

Сейчас в её небольшой пещере лежали трое слепых львят, которым нужно молоко, много молока, а чтобы было молоко ей нужна добыча. Львица была неопытна и устроила своё логово в пустынном месте вдали от мест хорошей охоты. Теперь ей нужно было надолго покинуть львят, чтобы добыть еду.

Неожиданно появились двуногие, это была лёгкая добыча, но она не успела их схватить, они быстро забрались на недоступную скалу. Она только успела зацепить лапой одного из них, когда тот взбирался наверх. Теперь эти двое могли представлять угрозу для её львят, если бы она покинула логово. Она сменила бы логово, но она могла в новое место перенести только одного львёнка, оставив двух других временно без присмотра. Она решила ждать, когда эти двуногие спустятся вниз. Ею руководил инстинкт охотницы, взращённой эволюцией и опытом многих поколений львов. Она была уверена, что рано или поздно эти слабосильные двуногие, которые не умели быстро бегать и прыгать, не имели больших острых зубов и длинных когтей, спустятся вниз. Они будут лёгкой добычей. Она решила ждать. Её беспокоило только то, что её детёныши не могут долго ждать. Львятам нужно молоко, а её соски были пусты.

* * *

Гув сменил повязку и осмотрел раны на ноге Нава. Две глубокие царапины на бедре, оставленные когтями львицы, уже не кровоточили, но могли воспалиться.

Они провели остаток жаркого дня без воды, и холодную ночь на скале без палатки и спальных тёплых шкур, прижавшись, друг к другу. Теперь их ждал очередной жаркий день.

Гув долго наблюдал за львицей, которая уверенная в своей силе, улеглась под самой скалой. Она была охотница и умела ждать, и материнский инстинкт удерживал её около логова. Гув повернулся к Наву:

– Что будем делать, если львица не уйдёт днём. На скале без воды ещё ночь и день мы не выдержим. Мы обессилим настолько, что не сможем даже слезть со скалы.

– Да, вдвоём мы не выдержим.

– Что же нам делать?

– Нав ранен и не сможет уйти. Львица не даст ослабленному Гуву тоже уйти. Она будет ждать долго. Если у Гува будет еда, он сможет тоже долго ждать на скале, пока львица не уйдёт. Гув – друг Нава. Нав отдаст Гуву своё тело. У нас нет другого выхода. Когда Нав уснёт и положит голову на этот камень, Гув возьмёт острый камень и поможет Наву уйти в другой мир. Когда Нав уйдёт в большую пещеру предков, у Гува будет много еды. Гув, имея еду, сможет ждать долго, пока не уйдёт львица. Гув сможет дойти к пещере племени Оленя и приведёт помощь. Нав будет рад отдать своё тело Гуву для еды, стать частью Гува, и делить с ним свою жизнь в этом мире.

Нав будет рад встретить в большой пещере предков мужчину своей матери, который учил его держать копьё и пращой метать камни.

– Гув друг Нава и никогда не сможет ударить его камнем, и нанести вред Наву.

– Это обычай нашего племени. Когда не хватает еды, слабые сородичи добровольно отдают своё тело для еды более сильным соплеменникам. Сильные охотники не должны уходить в другой мир, а охотиться и приносить еду для племени. Тот, кто за своё племя добровольно ушёл в другой мир, продолжают жить в соплеменниках, которым отдали для еды свою плоть.

– Гав друг Нава и хочет делить свою жизнь с живым Навом.

Гав не хочет следовать этому обычаю. Гав не хочет расставаться с Навом в этой жизни. Для нас главное не еда, а вода. Нужно попробовать уйти вдвоём ночью по воде вдоль реки, в сторону, куда будет дуть ветер, тогда львица потеряет наш след.

– Львица привыкла спать днём. Она сейчас выспится, и будет сторожить нас ночью. Львы привыкли охотиться ночью. Львица ночью лучше видит, чем Нав и Гав.

– Если сбросить ей на голову большой камень, то может, удастся её оглушить.

– А если не попадёшь, то львица станет осторожной и больше не подойдёт близко к скале.

– Я думаю, что не получитьсч убить львицу одним камнем. Если её оглушить, то надо будет быстро слезть со скалы, добежать до места, где мы оставили копья, вернуться с копьём и заколоть львицу.

– А если она к тому времени очнётся, то львица тебя разорвёт.

– Сбросим на львицу сразу два камня.

– Давай найдём два больших камня. Если нам удастся львицу оглушить, то у меня будет время сбегать за копьём, вернуться и её убить.

Гав и Нав нашли подходящие камни и притащили их к краю скалы, под которой лежала львица.

– Бросаем камни одновременно по команде.

Прозвучала команда… Камень, брошенный Гулом, только задел голову львицы. Раненый Нав не удержал и выпустил камень из рук, который упал в шаге от львицы, Нав сам еле удержался на краю скалы.

Львица не была оглушена и в испуге отскочила от скалы.

– Мы будем отдыхать по очереди, а львице не будем давать спать днём. Пусть она спит ночью, и даст нам уйти. Гав будет притворяться, что он хочет слезть со скалы и уйти, тогда львица не будет далеко отходить от скалы, а мы будем бросать в неё камни. Львице будет не до сна, и она всё время не будет отходить от скалы, а мы не будем давать ей спать днём.

* * *

Язык племени неандертальцев не был членораздельной речью, это был в большей степени язык жестов, но он был настолько богат, что позволял выразить все мысли и чувства которые испытывали люди того времени. Их язык, как и мышление, были перегружены конкретными понятиями. Отсутствие обобщающих понятий в языке несколько задерживало развитие абстрактного мышления. В их языке отсутствовало обозначение зелёный, но существовало несколько десятков отдельных знаков, обозначающих каждый отдельный оттенок зелёного цвета. Вместе с тем, для обозначения важнейших вещей начали появляться в их языке и обобщающие понятия. В их знаковом словарном запасе появились такие понятия как еда, вода, огонь.

Способ общения состоял из соединения жестов рук, мимики, телодвижения корпуса, и отдельных звукосочетаний. В звукосочетаниях больше использовались глухие согласные звуки, а количество гласных было ограничено, и они произносились глухо с придыханием. Иногда жесты заменялись системой прикосновений, что давало возможность общаться в темноте или на охоте, когда надо было соблюдать тишину. Система жестов была интернациональна и давала возможность общаться разным племенам неандертальцев. Многие жесты были понятны и кроманьонцам и существенно не изменились на протяжении многих тысяч лет, а многие сохранились и до наших дней. Если вы попробуете подозвать кого-либо, приглашающим взмахом руки, то вас всегда все поймут. Это один из самых древних жестов и ему несколько десятков тысячелетий.

Когда вы применяете этот жест, то вы говорите на языке неандертальцев.

* * *

Львица улеглась за кустом, который служил ей защитой, но спать ей не давали. Гув и Нав всё время бросали в неё камни. Когда львица уходила подальше от летящих камней, тогда Гув делал вид, что начинает слазить со скалы. Это заставляло львицу вернуться и не отходить далеко от скалы, и она опять становилась доступной для летящих камней.

– Будем ждать ночи и попробуем бежать. Чтобы незаметно уйти, всё снаряжение придётся оставить, тем более, что от него мало что осталось. Львица съела все наши запасы и порвала палатку.

– Без снаряжения мы не дойдём до пещеры племени Оленя. Нам придётся вернуться в пещеру за новым снаряжением.

Гув представил, что будет, если они вернутся в пещеру племени. Будут бесконечные вопросы, и придётся обо всём рассказать. Над ними будет потешаться всё племя.

Особенно этот Кун, которому тоже нравится Цога. Кун обязательно спросит: зачем они ставили палатку? Почему не переночевали в тёплом логове у львицы.

Кун спросит: как быстро Нав и Гув убегали от львицы?

Потом Кун попросит Нава и Гува пробежать, так быстро, как они убегали от львицы, чтобы всё племя посмотрело и поучилось у них как надо быстро бегать. Эти насмешки теперь будут их преследовать всю жизнь.

– Нет, не будем возвращаться, будем уходить без снаряжения. Другого выхода у нас нет. По дороге изготовим себе новые копья.

До ночи было далеко, а солнце пекло безжалостно. Жажда становилась невыносимой. В горле пересохло. Особенно, тяжело было раненому Наву.

Вдруг со стороны леса раздался нарастающий звук, топот какого-то копытного животного, юноши увидели гигантского оленя, выскочившего на поляну. Он был ранен, его бок был в крови.

Это была лёгкая добыча для львицы. Внезапный прыжок из засады, стремительная хватка за горло, и львица прикончила оленя.

Это произошло так быстро, что Нав и Гув не сразу поняли изменение своего положения. Львице не надо теперь уходить для поиска добычи. Она была обеспечена едой на много дней.

Через несколько минут на поляне появились два огромных волка, преследовавших оленя. Их встретило грозное рычание львицы, которая не собиралась уступать кому-либо свою добычу. Волки с двух сторон подступили к львице, они тоже претендовали на эту добычу.

Со стороны речки опять раздался топот, каких-то животных. На поляне появились два всадника: мужчина и женщина из племени кроманьонцев. Нав и Гув побледнели от страха. Они никогда не видели людей, сидящих на лошадях. Они сначала восприняли всадника как одно животное. Это были какие-то невиданные животные с двумя головами: лошадиной и человеческой. Это могли быть только духи, или могущественные колдуны. Испуганные Нав и Гув укрылись на скале так, чтобы их не было видно. Они не могли отвести глаз от увиденного чуда.

Всадники слезли с лошадей и стали похожи на людей. Это были люди из племени других. В племени Мамонта жил один охотник из племени других людей, который ещё юношей был принят в их племя. Нав с Гувом слышали многочисленные рассказы о других людях.

Старший охотник племени Джун рассказывал о том, что он встречался и даже подружился с другими людьми настолько, что некоторые из них стали его родственниками.

Родственниками становились охотники, которые помогли друг другу на охоте избежать смертельной опасности.

Джун больше не встречал других людей, своих родственников. Его часто просили рассказать о той встрече. Эти рассказы при многократном повторении обрастали новыми приукрашенными подробностями, и всегда находили слушателей. Нав и Гув узнали других людей, но это могли быть и духи, и колдуны. Увидев лошадей, которые были вместе с другими людьми, они вспомнили рассказы шамана о духах, которые могут принимать любой образ животных или людей. Волки вели себя странно, они не обращали внимания на людей с лошадьми, их интересовала только львица и олень.

Львица восприняла лошадей и людей, как ещё одну добычу в дополнение к убитому оленю. Она была обеспокенна присутствием двух больших волков, которые могли представлять угрозу для её беспомощных детёнышей. Львица была осторожна и не спешила нападать.

Женщина обернулась к мужчине:

– Телавр, готовь пращу, метнём дротики вместе по команде.

– Тэлла, я готов.

В это время волки отбежали, и оказались между львицей и логовом, угрожая ей сзади.

Львица не отходила от своей добычи, но вынуждена была повернуться к волкам, они были угрозой её детёнышам. Львица считала двуногих лёгкой добычей. Это была её ошибка. Полетели дротики. Раздалось рычание раненой львицы. Один дротик глубоко вошёл ей между бёдер и причинял страшную боль. Это ранение не давало возможность прыгать и быстро передвигаться. Львица повернулась к двуногим, она теперь поняла, что основная опасность исходит от них. Опять полетели дротики. Один дротик вонзился в её глазницу, и с львицей было покончено. Она лежала на земле, и в предсмертных судорогах покидала этот мир.

– Меткий бросок, Тэлла.

– Станем здесь лагерем на три-четыре дня, отдохнём и закоптим мясо.

– Удобное место, да и лошади устали, преследуя оленя.

– Смотри, что принесли наши волки. Это детёныши львицы. Волки прикончили их. Жалко, они совсем маленькие.

– Нечего их жалеть. Что бы мы с ними делали, они теперь в другом мире вместе со своей матерью.

Тэлла склонилась над мёртвой львицей:

– Мать земля, люди племени Зелавров благодарны тебе за добычу, которую ты нам послала, пусть для этого оленя, львицы и её детёнышей дорога в другой мир будет лёгкой.

– Тэлла, я пойду, осмотрю всё вокруг, и возьму с собой волка. Хотя я уверен, что здесь никакой опасности больше нет. К логову львицы никакой хищник близко не подойдёт.

Мужчина подал команду, и один волк послушно последовал за ним.

Нав и Гув были поражены всем увиденным, и были испуганы могуществом пришельцев. Они не могли понять, как такие животные как волки и лошади, которые были извечными врагами, могут быть вместе и служить людям? Как можно с такого большого расстояния убить львицу? Тут явно замешана могущественная магия и колдовство. Эти мужчина и женщина наверно были могущественными колдунами, но они были людьми, потому что духи не охотятся. Юноши были напуганы, ещё и тем, что другие люди появились на земле их племени. Они боялись, что их укрытие будет обнаружено, а незаметно покинуть скалу теперь у них не было возможности.

Юноши не знали, как к ним отнесутся столь могущественные другие люди, если увидят их на скале. Они решили прятаться, и ждать когда появится возможность слезть со скалы и незаметно уйти.

Телавр был опытным охотником и следопытом и когда обнаружил палатку и снаряжение юношей без труда прочитал по следам всё, что с ними произошло. По размерам оставленного оружия он определил их возраст, а по походному снаряжению понял, что юноши собрались в дальнюю дорогу. Его очень заинтересовал порванный львицей большой мешок соли. Соль была ценным предметом при торговом обмене. Выгодно было бы наладить меновую торговлю с племенем, которое имеет так много соли. Он понял, что юноши прячутся на скале, и нужно было как-то вступить с ними в контакт.

Телавр оставил волка сторожить скалу и позвал Тэллу.

– Тэлла, смотри, что я нашёл. Соль! Целый большой мешок соли и снаряжение двух охотников.

– А где же хозяева этих вещей?

– Есть только одно место, где они могли укрываться от львицы. Телавр кивком головы незаметно указал на скалу.

– Я уверен, они за нами наблюдают. Они напуганы нашими лошадьми и волками. Они постараются незаметно слезть со скалы и убежать.

– Нельзя дать им уйти со скалы. Нужно как-то вступить в контакт с племенем, у которого есть соль. Судя по всему соли у них много.

– Разведём костёр и поставим палатку под самой скалой. Волки пусть сторожат нашу палатку… и незнакомых охотников на скале.

– Давай пока займёмся нашей добычей.

– Мы сегодня ещё не ели. Я ничего не могу придумать на голодный желудок, да и волки тоже голодны. Под скалой запылал костёр, на котором жарилось мясо убитого львицей оленя.

После еды Тэлла и Телавр долго обсуждали, как вступить в контакт с юношами. Они узнали по высохшим следам крови на скале, что кто-то из них ранен, и что они давно сидят на скале без воды и еды. Когда юноши взбирались на скалу, они ничего не успели с собой взять. Даже оружие было оставлено возле их покинутой палатки. Юноши наверно напуганы и нуждаются в помощи.

Гув не знал, что делать. Нав лежал с закрытыми глазами, рана его начала воспаляться и у него начинался жар. Покинуть незаметно скалу было невозможно. Внизу под самой скалой стояла палатка и возле неё лежали два огромных волка.

Гув решил ждать, надеясь, что утром другие люди покинут свою стоянку, и тогда они попытаются слезть со скалы. Он не знал, что делать, идти к пещере племени Оленя, или вернуться и предупредить своё племя, что на их землях появились могущественные колдуны, которым служат волки и лошади.

Под самой скалой волки грызли кости убитого львицей оленя, а недалеко от волков спокойно паслась пара лошадей. Тут же рядом пылал костёр, а голодные Гув с Навом, спрятавшись на скале, вдыхали запах жарящегося на костре мяса. Гув боялся, если Наву станет плохо, он потеряет сознание, и начнёт стонать, то их обнаружат. Он не знал, как к ним отнесутся люди других и их звери. Ему ничего не оставалось делать, как только ждать, а голод, и особенно жажда, стали невыносимы.

Внезапно над скалой показалась длинная палка с сучком, на котором висели кожаный мех с водой и свёрток из больших листьев лопуха с завёрнутыми кусками жареного мяса. Палка исчезла, оставив на краю скалы большой кожаный мех с водой и свёрток с аппетитно пахнущими кусками жареного мяса. Это был подарок. Это говорило о добрых намерениях людей племени других, и о том, что они знали, кто скрывается на скале.

Юноши забыли про всё на свете. Они забыли о своём страхе. Они только жадно по очереди пили из бурдюка воду и никак не могли утолить жажду.

После того как вода почти наполовину была выпита, а всё мясо съедено, Гуву теперь не было смысла скрываться, и он бесстрашно подошёл к краю скалы. Люди племени других оставили свои занятия и повернулись к нему.

– Молодые охотники племени Мамонта Нав и Гув просят духов добра всегда быть с другими людьми и помогать им.

Тэлла и Телавр поняли обычную форму выражения миролюбия и дружбы племени, с людьми которого они уже встречались. Длительный контакт, позволил им выучить их язык, состоящий из жестов, мимики и различных звукосочетаний.

– Этот мужчина Телавр, и эта женщина Тэлла из племени Зелавров, приветствуют молодых охотников Гува и Нава из племени Мамонта. Пусть духи добра всегда будут с вами и помогают вам.

После всех удивительных событий дня, то что пришельцы поняли его речь и достаточной степени правильно ответили ему, прошло мимо сознания Гува и не вызвало у него удивления.

– Зачем люди других пришли на землю нашего племени.

– Люди других пришли с миром и хотят выменять соль. Тэлла и Телавр просят Гува и Нава разделить с ними место у костра.

Эта фраза была формулой мира, дружелюбия и гостеприимства, принятая в племени Мамонта.

– Нав не может сам слезть со скалы – Нав слаб от ран.

– Телавр поможет спуститься Наву, а Тэлла искусная целительница осмотрит его раны.

Телавр полез на скалу. Гув спрятал свой страх, когда на скалу забрался высокий охотник племени других людей, Телавр в знак мира и дружбы протянул вперёд открытые ладони.

Этот жест миролюбия успокоил Гува, и он поверил в добрые намерения мужчины из другого племени.

Гув ослабел и был не в состоянии сам спустить Нава со скалы, у него просто не было другого выхода, как принять помощь высокого охотника.

Телавр при помощи длинных ремней из сыромятной кожи помог Наву спуститься вниз. Гув и Телавр, с обеих сторон поддерживая Нава, привели его к костру и усадили на спальную шкуру.

Наконец юноши вздохнули свободно и почувствовали себя в безопасности. Они сидели у чужого костра, Они получили статус гостей. Гости во все времена и во всех племенах были неприкосновенны.

* * *

Солнце стояло высоко, близился полдень. Под скалой весело потрескивал костёр, огонь которого давал тепло, мир и безопасность хозяевам и их гостям. Обычай гостеприимства в то время строго соблюдался всеми племенами и охранялся духами.

В тот период на всей земле населения насчитывалось менее 400 000 человек. Плотность населения была невелика. На площадь такого государства, как Люксембург, приходилось не больше трёх человек. Люди только в отдельных регионах начали конкурировать друг с другом за территорию и ресурсы.

На страницу:
2 из 4