Полная версия
Идущий на смех. Книга-игра
Несколько человек тренируется на плацу, отрабатывая удары алебардами на чучелах, пожилой гвардеец сидит на скамейке и зашивает свой плащ, под навесом на свежем воздухе сидит вербовщик с чернилами и бумагой.
– Направитесь к вербовщику и попробуете записаться на воинскую службу – 637
– Поговорите «за жизнь» с пожилым гвардейцем, который, по-видимому, Ваш ровесник – 581
– Пойдёте на плац к молодым – 576
207
Шут его знает как, но Вам это удалось! Вряд ли Вас будут специально преследовать, и без Вас проблем хватает.
Хотя, с другой стороны, на такие дела не могут смотреть сквозь пальцы и оставлять без последствий, потому – как сказать. Встаёт другой вопрос – куда идти и что делать.
Относительный порядок существует только за городскими стенами, а снаружи на большой дороге можно запросто нарваться на лихих головорезов или на диких зверей. А ведь нужно где-то ночевать и что-то кушать.
– Пойдёте в лес к реке, где можно и рыбку половить, и водички попить, и переночевать в зарослях – 474
– Пойдёте в сторону заброшенной шахты, где могли остаться заброшенные ветхие домики шахтёров – 499
– Побрести по дороге, куда глаза глядят – 501
208
– Оставлять его так – это будет как-то не по-христиански. Стражники не появлялись с тех самых пор, как бросили меня сюда. Уверен, мы могли бы хоть что-то сделать… – настаиваете Вы, окончательно выводя из терпения Вашего спасителя.
– И что ты мне предлагаешь? Снять с него кандалы? Вынести отсюда? Предать земле? У меня нет для этого ни ключа, ни инструмента. Всё, что мы можем сделать для этого несчастного, – это помолиться о спасении его души. Можешь потом заказать заупокойную мессу в храме. Или хоть целых сто. Но сейчас – ему не станет лучше, если мы к нему присоединимся. Я пришёл так скоро, как смог. Скоро стража начнёт совершать обход, – с раздражением бросает учёный.
Понимая, что спорить нет резона и, по всей видимости, инженер прав, Вы нехотя соглашаетесь с его доводами и, окинув прикованное тело последним прощальным взглядом, направляетесь прочь из камеры.
Добавьте 1 пункт Героизма и переходите на параграф 301.
209
Молитва, глубокая и искренняя, преисполненная сердечного внимания, душевного трепета и благоговения, смирения и покаяния, продолжается часами, но Вы не замечаете время. Оно уже не властно над Вами. Точно так же, как не властны над Вами эти стены темницы, король со своими стражами и все владыки мира с их воинствами и златами.
Всё это кажется таким несущественным, преходящим, незначительным перед Истиной, которая стоит и над временем, и над пространством, перед подлинной свободой, которую невозможно отобрать у человека силой, – и лишь сам он способен закабалить себя, если будет жить по беззаконию и искать правды человеческой, но не Божьей…
Спустя некоторое время Вы слышите приближающиеся шаги и замечаете блики света. Вскоре к Вашей камере приближается уже знакомый безмолвный стражник: в одной руке он держит факел, в другой – массивную связку медных ключей.
Вместе с ним к Вам идёт высокий человек в монашеской рясе – настолько высокий, что Вы, человек выше среднего роста, приходитесь ему примерно по грудь.
Остановившись, он ждёт на некотором отдалении, пока стражник возится с засовами Вашей камеры. Решётчатая дверь отворяется с неприятным скрипом, и тюремщик почтительно отходит в сторону, пропуская человека в рясе вперёд.
– Святой отец, это Вы? – восклицаете Вы, обращаясь к пришедшему. Разумеется, не узнать настолько запоминающуюся внешность просто невозможно.
Духовник старого короля – отец Малахия – один из тех немногих людей, которые если и не сохранили прежнее положение при дворе в полной мере, то, во всяком случае, заставили новую власть считаться с той силой, которая за ними стоит. Молодой самодур без зазрения совести казнил бы и лицо духовного сана, но даже он понимает, что окончательно испортить отношения с духовенством может быть губительно опасно.
– Да, сын мой, – кивает старый знакомец. – Слава Богу, Вы живы после всего, что Вам пришлось пережить. Идёмте. Мне пришлось задействовать все свои связи и влияние, чтобы добиться Вашего освобождения. Поговорить мы сможем и в более располагающей обстановке.
Вообще отношения шута и королевского духовника никогда не были особенно близкими.
Нет, слава Богу, тот не был занудой и обладал хорошим чувством юмора, хотя какие-то шутки в его присутствии озвучивать явно не следовало (и у Вас хватало на это ума), коль скоро есть веселье без осуждения, данное людям в радость, есть шутки, способные ободрить страдальца или изобличить порок и бесчестье, а есть небогоугодный смех и непотребные шутки, которые изгоняют из человека праведность и, без преувеличения, ввергают душу в геенну огненную.
Добавьте 10 пунктов Героизма и 2 пункта Вдохновения!
– Броситься святому отцу на шею от переизбытка чувств – 103
– Поинтересоваться тем, что ожидает остальных узников – 121
– Спросить о том, что собирается предпринимать духовенство в тот час, когда народ так нуждается в вере и напутствии – 139
210
Схватившись за сердце, Вы издаёте сдавленный стон ужаса и медленно сползаете вниз по тюремной решётке. Из всех злоключений, выпавших на долю измученного немолодого шута, – это, судя по всему, рискует стать последним.
Закрыв глаз, Вы растягиваетесь на грязном и холодном сыром полу, где молчаливый страж Вас и обнаружит при следующем обходе: холодного, как стены окружающего подземелья…
Если Вы попадаете на этот параграф впервые, запишите ключевые слова «Дежа вю», 5 пунктов Вдохновения и 5 пунктов Героизма. Переходите на параграф «0».
211
Если Вы набожны, переходите на параграф 209. В противном же случае, Вас ожидает параграф 191
212
Доселе бесстрастное, лицо призрака перекашивается в бессильном гневе и ярости. Он обращает к Вам изумлённый взгляд и ядовито произносит:
– Мы это ещё посмотрим!
Его голос, неживой, неестественный, не сотрясающий воздух, а словно бы просто исходящий из глубин Вашего сознания, причиняет Вам просто физически ощутимую боль.
Но Вы не собираетесь отступать и истово молитесь, не страшась в этот миг ни человека, ни зверя, ни призрака.
Лик бесовской твари искажается в гримасе боли, горя и ужаса. Издав душераздирающий крик, который, тем не менее, не повторяется эхом под сводами темницы, злой дух сгорает в невесть откуда возникшем пламени, а воздух наполняется премерзким ароматом серы.
Запишите 10 пунктов Героизма и 2 пункта Вдохновения!
Продолжая молиться, Вы даже не реагируете на исчезновение призрака. Вы не знаете, придёт ли он или подобные ему вновь, но вместе с этой нечестивой тварью сгорает и Ваша слабость. Сегодня Вы смотрели смерти в глаза и выдержали её взгляд достойно…
Добавьте +25 пунктов Героизма!
…Но, обессиленный и истощённый от впечатлений и переживаний, Вы сами не замечаете, как теряете сознание, провалившись в забытье – 109
213
За такие песенки человека могли бы и вздёрнуть, спой он их в присутствии знатных господ. Но королевским стражникам нравилась эта песня, и они не стали возмущаться.
К тому же Вы и сами, как-никак, дворянин, хотя и шут, а с шутов, как известно, взятки гладки. В разумных пределах, конечно же. Голодранцы же пришли просто в неописуемый восторг, который пока ещё был Вам несколько непонятен и озадачил.
Ну да, хорошая песня, и исполнение приятное, но чтобы так… Кхм, странно, но ладно. Вы получаете 10 пунктов Героизма, 2 пункта Вдохновения и 5 пунктов Шутовства, а если аккомпанировали на лютне – умножьте на два.
– Братан! – крепко и душевно обняв Вас, главарь голодранцев расчувствовался: – Крыси… Тьфу!
Поняв, что чуть не ляпнул что-то не то, он тотчас же осёкся и, покосившись на стражников, засеменил прочь, увлекая Вас следом.
Делать нечего, и Вы поспешили за ним. В конце концов, Вы сами решили связаться с этими ребятами, вот сами теперь и разбирайтесь – 13
214
– Всё, пришли! – раздаётся долгожданная фраза, и Вы испытываете некоторое напряжение, не зная, чем завершится эта беседа, и выйдите ли Вы вообще живым из этого помещения, а то мало ли – всякое рассказывают. Вдруг этот Рикман – великан, поедающий грудных младенцев на завтрак? Бред, конечно, хотя…
Повязка спадает с Ваших глаз, и Вы начинаете осматриваться. Света факелов вполне достаточно, и он не слепит глаза. Вас окружает достаточно просторное помещение с достаточно хорошей акустикой. Мрачные, потрескавшиеся, покрытые мхом и плесенью стены источают влагу.
Местами за ними видны поблекшие от времени фрагменты фресок, какие-то надписи и узоры. Кругом находятся каменные скамьи, наводящие на ассоциации с древнеримским Колизеем, разве что очень маленьким.
На них собралась вся знать городского дна – такие бандитские морды, что впору орать во всё горло «Караул!» и «Спасите-помогите!», едва увидев таких в позднее время на улице, даже не дожидаясь каких-либо действий с их стороны.
Тем не менее, пусть их одежда и выглядит достаточно просто и неброско, но это не рваные лохмотья, а вполне себе чистое и опрятное облачение, в котором, например, не стыдно зайти в храм и помолиться. Некоторые имеют при себе оружие и облачены в доспехи из проклёпанной кожи.
В центре зала расположен неработающий фонтан, увитый увядающим плющом: каменная дева с грустным и потресканным лицом смотрит немигающим взглядом в глубину пустой каменной чаши. У статуи не хватает фрагментов тела, но и в таком виде она кажется Вам по-своему прекрасной.
Судя по всему, всё это было построено задолго до того, как в этих местах завелись короли и дворянство. Быть может, эти стены помнят времена Ромула или совсем уж седую древность. Как знать.
Но где Вы? И как Вы попали в это место из города? Не иначе это место находится где-то под землёй, прямо под городом, и Вас провели сюда путями, известными лишь узкому кругу посвящённых.
Вот только странно, что какой-то случайный оборванец с улицы входит в этот самый узкий круг. Или, может быть, не такой уж он и случайный? Но, в таком случае, зачем такому человеку как Рикман мог понадобиться старый шут, выброшенный на свалку за ненадобностью?
У стены в конце зала, в старинном, но не сказать чтоб особенно роскошном кресле сидит человек в форме офицера городской стражи. Его лицо нельзя назвать сколь-либо примечательным, комплекция тоже вполне заурядная.
– Ну, здравствуй, Ральфрик, – подаёт он голос, вставая со своего места в знак особого расположения. – Как тебе наши хоромы?
– Честно говоря, я ожидал другого… – признаётесь Вы, пытаясь понять, что на уме у этого человека. – А ты, стало быть, и есть Рикман? И служишь в городской страже? Вот уж кто бы подумал!
– А почему бы и нет? – пожав плечами, произнёс Крысиный Король. – Друзей нужно держать близко, врагов – ещё ближе, и лучшее прикрытие придумать сложно. Так я всегда в курсе событий, меньше зависим от обстоятельств, имею больше пространства для манёвра и могу давать указания и своим, и чужим.
«А заодно решать, с кем ты останешься, если кому-то подпалят хвосты», – рассуждаете Вы про себя, но у Вас хватает ума не озвучивать это.
– Умно, – киваете Вы и, в очередной раз обведя помещение взглядом, интересуетесь: – А где мы вообще?
– Вот так вот прямо взял и сказал тебе! – с ухмылкой отвечает Рикман. По рядам собравшихся проходит волна смеха.
– Я не о том! – поспешно поясняете Вы. – Я понимаю, что меня не просто так провели сюда с повязкой на глазах. Я имею в виду – чем это раньше было? Кто это всё соорудил? Кто здесь жил? Во что верил? Кому молился и поклонялся? Это место явно построено не в наши дни, и даже не во времена наших дедов.
– Ну, учитывая, что ты сам жил во времена моего деда, – заметил Рикман, – даже боюсь предположить. Я не учёный книжник. Просто отыскал это место и приспособил для своих нужд.
Покончив с пустыми прелюдиями, Крысиный Король перешёл сразу к делу. Итак, Вы – человек, который был долгие годы вхожим в дела короля. Соответственно, Вы можете знать потайные пути, которые ведут прямо в его казну.
Конечно, забирать деньги у своего народа – дело паскудное. Но так ведь на данный момент это не деньги страны, а по-сути личные деньги короля Гунфрида, которые он тратит на своих наёмников и всякие прихоти.
Если Вы в деле, Вам есть о чём поговорить дальше. Если же нет, то извините. Видать, Годелот, тот самый парень, что привёл Вас сюда, долгое время следил за Вами специально и выжидал подходящий момент.
Вы в деле?
– Если да – 252
– Если же нет – 232
215
Ну, конечно же. Это может пройти. Теоретически, убежище в церкви может получить каждый, даже беглый преступник, осуждённый на смертную казнь за убийство.
Туда не имеют права врываться солдаты и светские законы не имеют там власти – это место Божье, здесь не бьют, не задерживают и не арестовывают.
На практике преступника могут выдать властям, если он виноват в серьёзных преступлениях, но и то – при условии, что его не станут казнить или калечить.
Опять же, на практике от укрываемого могут потребовать, чтобы он оставил значительное пожертвование, а если у него нет желания или возможности это сделать – выдать властям, как и в первом случае.
Но, так или иначе, справедливости ради нужно признать, что даже при всех случаях коррупции, симмонии и прочего удручающего безобразия – многие представители духовенства и в самом деле оказывают людям искреннюю и бескорыстную помощь в меру своих возможностей.
К тому же с королём сейчас отношения достаточно натянутые, и Вам могут помочь просто ради того, чтобы насолить Гунфриду.
Естественно, если он полный идиот, то может приказать достать Вас и в соборе. Но за такие дела отлучают от церкви и вменяемые гвардейцы просто не станут исполнять такой приказ.
А если какие-нибудь придурки и станут, епископ после этого донесёт весточку до Римского Папы, и от этого кретина на троне останется мокрое место.
Не будем сейчас растекаться мыслью по древу, рассказывая про битву за инвеституру, вормский конкордат, клюнийскую реформу, хождение в Канносу и прочие такие вещи.
Просто для ясности: с момента соответствующего постановления, обоюдно принятого папой и императором, короли не имеют право возводить в духовный сан и совать нос во внутренние дела епископов19, а епископы не должны производить в титулы и обладать светской властью20.
При этом монастыри связаны меж собою и подчинены своему непосредственному начальству, на чьей бы земле они территориально ни находились (т. е. по сути – государство в государстве).
Естественно, Папа далеко, а свои монархи – близко, и без крайней необходимости отношения накалять никто не хочет, но когда такое случается – прибегают к самым крайним мерам – 700
216
Не в силах противиться застилающему глаза гневу и бурлящей в Вас ненависти, Вы прерываете молитву, забыв обо всём, что было свято для Вас по меньшей мере всего пару минут тому назад.
Взяв в руки предложенный изувером меч, Вы ощущаете его тяжесть и, замахнувшись как следует, с отчаянным криком обрушиваете его на шею призрака…
…Но что-то происходит не так, как планировались. В любом случае, Вы не успеваете осознать и понять, что к чему, потому что в этот самый миг не чья-то чужая, а именно Ваша голова отделяется от тела и, рухнув на холодный каменный пол, откатывается в сторону, а рядом, заливая и без того грязную камеру кровью, падает и обезглавленное тело.
Каменный хохот призрака ещё некоторое время раздаётся во мраке и вскоре стихает. А уже на следующее утро местный страж совершает ежедневный обход и, обнаружив за ржавой решёткой ужасающую картину, седеет как лунь. Впрочем, это уже другая история…
Если Вы попадаете на этот параграф впервые, запишите 5 пунктов Героизма, 5 пунктов Вдохновения и ключевые слова «Дежа вю». Переходите на параграф «0».
217
Вы пытаетесь, насколько это возможно, оградить своё внимание от бесовских речей, но в этот миг призрак неожиданно замолкает, и Вы слышите истомный сладострастный стон, исходящий откуда-то из мрака. Вскоре в воздухе перед Вами материализуется обнажённая красавица, вобравшая в себя черты всех чаровниц из Ваших грёз и желаний.
Полногрудая и задастая, она заигрывает с Вами, демонстрируя свои прелести, лукаво улыбаясь и маня. Где-то поблизости звучит озорной смешок, и вот – уже другая бесстыдница льнёт к Вам всем телом, положив Вашу неуверенную трясущуюся и словно бы вмиг одряхлевшую руку на свою молодую налитую грудь.
Вы отдёргиваете свою ладонь так, словно она обожжена огнём, и отталкиваете одалиску прочь, но та лишь раскатисто смеётся в ответ и начинает с Вами заигрывать, страстно подбираясь и накручивая золотистые локоны на пальцы.
Одна за одной, юные красотки выходят из мрака и присоединяются к этой сладострастной забаве. Светлые, как луна, тёмные, будто уголь, мулатки, азиатки, на любой вкус и цвет.
Ни одна из когда-либо виденных Вами земных женщин или дев не может и на сотую долю сравниться с красотой этих гурий, взирающих на Вас с такой сильной страстью и желанием во взгляде, как до этого не смотрела ни одна простолюдинка или дворянка даже в пору Вашей золотой молодости.
– Ну, что глаза вытаращил, старый хрыч? На срамоту опять потянуло? И это – в твоём-то возрасте! Сердечко пошаливает? Или дыхание спёрло? – грациозно виляя бёдрами, призрак проходит меж извивающимися в разнузданном танце нимфами, бесстыжие стоны которых становятся всё откровеннее и громче, а руки – маняще ласкают безупречную юную плоть. Вы замечаете, что перед Вами уже не король, а молодая королева, мать Гунфрида, ушедшая в расцвете лет писанной красавицей. Но вы никогда ещё не видели её в неглиже.
– Ну-ка посмотрите-ка, девочки, что тут у нас? Кажется, у кого-то проблемы по мужской части. Он нас не хочет, или не может? A может быть, он вообще – по другой части? – нависая над Вами обнажённой великаншей, со злой насмешкой, и в то же время заигрывая, произносит королева. – Сейчас-то ты, конечно, вдруг вспомнил и заговорил о Боге, попросил у Него помощи и заступничества. Но где твоя любовь и вера были до этого? Ты видел в Нём не цель, во имя Которой ты готов был бы пожертвовать всем, что дорого твоему сердцу, – напротив, ты видел в Нём лишь средство для достижения своих ничтожных и низменных целей, достигая которых ты напрочь забывал о Нём. Ты произносишь молитву, ты думаешь, что раскаялся, но на самом деле ты лишь боишься за собственную шкуру, а это – не вера и не праведность. Давай, будь честен если не перед другими, то хотя бы перед самим собой. Иди – и возьми всех дев, которых видишь перед собой. Они все – твои! Ну же, чего ты ждёшь? Никто – ни человек, ни демон – не коснулись их до тебя! Они навсегда останутся только твоими! Лишь только жест или слово – и каждая из них без стеснения, но лишь с радостью и покорностью сделает для тебя всё, о чём всегда втайне желала твоя похотливая гнилая душонка!
Вы понимаете, что это – мираж. Вы помните всё, что святые отцы рассказывали Вам о суккубах. Но, тем не менее, Вы просто исходите слюной от вожделения и ничего не можете с собой поделать… Или всё-таки можете?
Вы тщетно пытаетесь сохранять невозмутимость, целиком и полностью сосредоточившись на молитве, но всё-таки бесовские слова Вас задевают.
Вы прекрасно осознаёте, что проклятая нечисть всеми силами пытается вывести Вас из равновесия, чтобы, как минимум, обречь на гибель Вашу плоть, а по возможности – и душу, но, вместе с тем, Вы с сожалением понимаете, что, несмотря на всю ложь, клевету и оскорбления, – его изобличающая речь не такая уж и беспочвенная.
Осознавая, что это морок, Вы нехотя начинаете тянуться к танцующим одалискам…
Пришло время испытать свой Героизм! Бросьте кость, и в случае, если выпадет «6», – Вы выдержали проверку и можете возвращаться обратно на тот параграф, с которого перешли сюда (снова идти сюда не нужно). Снизить сложность проверки можно, вкладывая пункты Героизма (т.е. потратите один пункт героизма – бросок будет удачным не только при «6», но и при «5», потратите два пункта – будет удачным при «4», «5» и «6», потратите три пункта – при «3», «4», «5» и «6», и так – хоть до полного отсутствия необходимости совершать бросок). Если бросок провален – 159
218
Вздохнув, Вы качаете головой и понимаете, что события развиваются слишком стремительно и, по-видимому, завернули явно не в ту степь.
Вы больше не ощущаете себя творцом своей судьбы и думаете, что не соизмерили масштаб затеи со своими возможностями. Как гласит старая народная мудрость: «Бери ношу по себе – чтоб не падать при ходьбе».
– Боюсь… Я всё-таки не смогу участвовать в этой авантюре, – с искренним сожалением произносите Вы, приковав к себе все взгляды, и по большей части эти взгляды не предвещают ничего хорошего.
– В каком это смысле? Что, вздумал почитать проповеди или вспомнил о долге перед королём? Мы ведь, кажется, уже это проехали. Ты ничего ему не должен, а изъять у него добро, которое он силой отнял у простого народа, и вернуть обратно – дело благое, и никто не убедит меня в обратном. Там ведь наверняка будут и те вещи, которые конфисковали у тебя, когда втоптали твоё имя в грязь, – сурово напомнил Рикман.
– Не-ет… Дело не в том. Просто стал я стар для всего этого. В моём возрасте почтенные люди уже внуков воспитывают, а не по потайным ходам шляются… – начинаете Вы, но в этот миг к Вашему горлу прикасается холодное и острое лезвие ножа, а рядом разносится смрадное дыхание Годелота.
– Годелот! – одним голосом усмирил его Рикман, велев оставить Вас в покое. – Прости парня, у него туго с чувством юмора, в отличие от меня. Но настоятельно тебе советую больше так со мной не шутить.
Вы теряете 1 пункт Шутовства!
– Ясно, – потирая горло, соглашаетесь Вы. Сделав про себя определённые выводы, Вы возвращаетесь на тот параграф, с которого переходили сюда.
219
Загадка первая:
Общей кормилицей всех,Кто на свете живет,Повсеместно я называюсь;И впрямь, никакие бесстыдные детиТак не терзают сосцов материнских,Как грудь мою зубом.Пышно я летом цвету,Зимою холодною мерзну.Загадка вторая:
Видеть меня никому не даноИ руками схватить невозможно,Резкий голоса звук разношу я сейчас же далеко,Грохотом страшным гремя,Дубы сокрушать я способенИбо – я весь небосвод и все на земле потрясаю.Загадка третья:
Цвет изменяя, бегу,Покидаю и небо и землю,Ни в небесах постоянного нет,Ни на суше мне места.Нет никого, кто так терпел быПостоянно изгнанье,Но зеленеет весь мир,Орошенный дождем моих капель.Загадка четвёртая:
Существовать без меня – ничто,Поверь мне, не может.Но и обличье мое и лицоНавеки сокрыто.Кто же не знает, что мнойРуководится все мирозданье,Весь небосвод, и движенья луны,И сияние солнца?Загадка пятая:
Дочкой Тавмантовой яСчитаюсь по древним сказаньям.Но я открою сама,Откуда на деле я родом:Солнца румяный приплод,Рождена дождевою я тучей.Но, хоть и весь небосвод озарю,Не вздымаюсь ко звездам.Загадка шестая:
Некогда пел поэт,Своим красноречием славный:«Бросимся вместе туда,Куда Бог и Фортуна прикажут!»Древние люди меня«Госпожой» называли напрасно,Ибо всем миром одинУправляет Христос милосердный.Загадка седьмая:
Тело в морщинах мое,И все оно бурой покрытоРжавчиной, ибо я труШершавый металл заскорузлый.Золото также лощитьМне привычно и мрамора глыбы,Будучи тверже всего,Я ровняю любую поверхностьГолоса нет у меня,И я лязгаю с визгом и скрипом.Загадка восьмая:
Разнообразно звучит, заливаясь,Мой голос певучий,И никогда не издастКлюв мой хрипящего звука,Вид мой невзрачен,Но песня отнюдь не презренна.Я неустанно пою,Судьбы не пугаясь грядущей.Пусть меня гонит зима,Но ведь летом опять прилечу я.Загадка девятая:
Нам не Юпитер отец,Сатурна мерзостный отпрыск,Коего, в песнях хваля,Превозносят облыжно поэты.И не Латона на светНа Делосе нас породила.Вовсе не Цинтия я,Да и брата не звать Аполлоном,Горнего нас породилВерховный владыка Олимпа,Что восседает теперьНа престоле небесной твердыни.Мы меж собою на равныхПравах мироздания делим,Правя теченьем ночейИ движением дней управляя.Если бы брат и сестраВековым их не ведали ходом,Хаос покрыл бы, увы,Непомерной все сущее тьмою,И воцарился бы мрак —Эреба кромешного в мире.Загадка десятая: