Полная версия
Клеопатра. Форестер
Но отчего я могу говорить истину? Потому что у меня есть метод. Любой метод, будь то гумантарно-точный (от слова, но с числовыми объяснениями), будь то точно-гуманитарный (в дебюте математический, а потом описательный) есть критерий важной речи, критерий слов правды. Мой метод – это природа и я имею право на него, Бог дал нам окружающую среду и для умудрения.
Но ещё о проблемах науки. Возможно ли бессмертие? В природе всё есть бессмертие, потому что ощущение природы – это ощущение всегда текущего потока смысла занятости природы. Это невероятная красота. И потому бессмертие может быть выведено научно как фиксация средствами связи (техническими приборами) всей природы сразу и передаче сигнала на человека в виде информационного и иного воспринимаемого наведения на его воспринимающие органы в целостности также, это будет бессмертием. Даже на начало 21 века системы спутников, радиоволны и прочие приборы могут начать движение к схватыванию всех функций мира.
Мир вечен в потоке своей занятости собой. Как вечно бывает наше чувство любви, вот в чём удивительное.
Ну и в заключении скажу, только не удивляйтесь, о поп музыке. Я тут поразился красотой пения Кристины Кляйн, да поможет ей Бог. Она, конечно, не поёт в стиле классиков прошлого, и музыка у неё сопроводительная – это не Бах и не Гендель, но в чём её суть, величие и потрясение для меня? В тот, что она раскрывает позитивность в любой песне, через печаль даже позитивность, либо ликом, либо тоном, и это у неё, уверен – от понимания природы музыки, суть которой в универсализме звуков.
Иеремия Бентам (1748 – 1832)
Иеремия Бентам – величайший английский философ. Самой большой заслугой этого мыслителя было то, что он выдвинул истину, которая вертелась на языке у многих, но никак не могла быть высказана большинством из-за различного рода шор, которыми было наполнено общество даже 19 века. Он сказал о том, что главное в жизни любого человека, общества и государства заключается в утилитаризме, то есть в тотальной выгоде, пользе, добре, на всех возможных уровнях. Всё что мешает данному быть есть ложь, заблуждение и обман, потому что нет человека на Земле, который не хотел бы счастья.
Потому его философии становится абсолютно модернистской, ведь мир индустриального типа, мир консерватизма и архаики – это мир имперский, диктаторский и авторитарный по преимуществу, мир, в котором не может быть свободы. Любая империя в своей сути радикальна и не уважает права личности, потому что действует в целях устройства неких идеалов, что всегда идёт в ущебр развтию личности.
Иеремия Бентам был человеком, который неразборчиво и путано писал, но его друзья помогали ему: они выравнивали текст, делали его стилистически удобно читаемым, главное для них была великая мысль Бентама. Он до сих пор сидит в зале заседаний английских законотворцев, таково было его завещание: в обмен на его сохранность в теле государство получило все его приличные денежные сбережения.
Сейчас современный либерализм находится в кризисе, по словам политического мыслителя Лилии Фёдоровны Шевцовой. И возвращение к наследию Бентама может только помочь либеральному миру. Хотя понятно, что прежде всего нужно решить экономические проблемы, а потом уже выстраивать политический дискурс. Но если говорить о мысли Бентама, то главное в том, чтобы дать свободу как строгую парадигму – пользоваться и реализовывать свободу, чтоб это право было. А потом уже каждый в рамках закона и морали использует разные подходы для личного блага.
Философию Бентама И. нельзя назвать и чисто материалистической, потому что она говорит и о свободе быть творческим человеком, если ты способен на это, и о свободе заниматься не экономическими делами и не для материальных благ, главное чтоб человек обретал смысл и основание жизни, чувствуя что он утилитарист и это несёт его «свет жизни».
Иеремия Бентам – это и человек, который заложил камни нынешней цивилизации Запада, потому что мы знаем, что такие слова как «права человека», «ценность человеческой личности» и «право выбора» вошли в практику жизни и являются неотъемлимыми в политическом, философском и даже бытовом уровнях взаимоотношений.
КАНТ ИММАНУИЛ
Кто такой философ Кант? Мы все привыкли к традиционным трактовкам, для нас Кант – это человек, который ассоциируется с философией и понятием о философе. Но откуда его философия, откуда возник Кант как философ? В своих работах он ссылается на то, что Давид Юм и Джон Беркли сделали из него того, кем он стал. Но может ли философа сделать философом что-то или кто-то? Для меня ответ принципиально единственный: Кант – это философ от природы. На языке биологии и анатомии – после пубертата в общем-то уже понятно что есть человек и к чему он стремиться, если это выдающаяся личность.
Иммануил Кант создаёт своё учение о категорическом императиве, то есть о том, что человек должен поступать по долгу, как должно, как диктует долг моральный и даже общественный («Критика практического разума»). Но почему такая мысль в нём? Не от того ли, что жизнь он видит как не совершенную структуру постоянно движущегося не прерываемого потока событий, дел, мыслей и впечатлений? Я думаю именно так. Для него важно собрать себя в русло твёрдости и стойкости, по сути – это антропология, учение о том как быть (Das sein). При этом не удивительно, что Кант не любил слушать музыку и даже считал её вредной. Его даже иногда называют йогом, он крайне рационален и собран в себе – чтобы жить сносно.
Примерно так говорил про Спинозу Флоренский в своём «Столп и утверждение истины», что тот спасал себя. Но отличие Канта и в том, что время и пространство он помещает в свой разум, для него они идут вместе и в сознании человека, в этом даже некая жилка физика в нём проступает (а мы знаем что он был учёным и даже вместе с Лаплассом разработал теорию возникновения Вселенной). Для Канта нет и чёткой религии, некоторые Постмодернисты называли его одним из первых постмодернистов.
Кант живёт в Кенигсберге (нынешний Калиниград), он не выезжает дальше ста километров за пределы своего города, крайне сосредоточен в себе, гуляет каждый день в одно и то же время, дважды лишь прервав прогулку в жизни, когда узнал о том что совершилась Великая французская революция и когда в руки к нему попадает книга Ж. Ж. Руссо. Человек которого событие в жизни общества также задевает как философский труд.
Почему Кант был философом? Только по одной причине – он хотел разобраться в основаниях мира (Die Welt), он выбрал свою модель существования. И она очень привлекательная. Модель спокойного бытия, модель интеллектуального бытия, чётко расписанной жизни и в то же время абсолютной свободы мышления ради нахождения твёрдых оснований, потом опять мышления и опять новых твёрдых оснований.
Но были и порывы в его жизни. Он хотел в Россию (im Russland), но императрица, на то время Екатерина, не пустила его, ей был непонятен этот человек. Вообще когда какого-то величайшего ума куда-то не пускают и не понимают, надо знать, это бывает всегда по одной причине – он слишком непонятен, другой. Хотя при жизни, появись сейчас такой, для нас это было бы обывательским запретом и игнорированием, современники не чувствуют особенности обычно. Был порыв Канта и жениться, но не было средств, не было большой красоты (рост чуть больше метра пятидесяти). Был и порыв всё таки получить диплом, но не хватало денег. Возможно в этих деталях он, разочарованный в порывах и идущий к руслу покоя.
Шопенгауэр говорил о нём в своей «Критике Кантовского учения», что он не создал законченной философской системы. Но он, конечно же, имел ввиду не вообще отсутствие оформленной системы, а не завершённую для всего временного объёма картину мира. Кант говорит (Kant ist sagen) о том, что нельзя ответить есть Бог или нет, нельзя найти ответ на вопрос о том есть вечность или нет, в мире правит свобода или необходимость и на ещё ряд вопросов нет ответа и быть не может, я думаю незаконченность именно в этом, потому что у Шопенгауэра на эти вопросы был окончательный ответ исходя из его философии.
Кант пьёт по пять кружек воды утром, запрещает говорить о философии за длительным обедом, не терпит присутствия женатых и замужних во время беседы, следит за рационом питания (essen und trinken), живёт один, в небольшой квартире, утром занимается, потом преподаёт в университете, а потом отдыхает и опять занимается, Кант всё делает как механизм. В то время как его предшественник Лейбниц поступал абсолютно вольно и со временем, и с чувствами, и с питанием, со всем, но тоже был немец.
По сути дела мы видим воплощение философии в жизни. Иммануил Кант живёт так, как учит его философия. Но надо понимать, что так жить как он пишет могут единицы, для большинства нужна философия свободных актов, упорядочиваемых лишь в общем векторе развития. Кант мыслитель, как самого популярного философа его часто называют, потому что он именно жизнью своей философ (первое), и он ещё только философ (второе), для него есть углубление в философию до предела, хотя и науку он любил, и занимался ей. В этом всём Кант.
Если ещё говорить о жизни этого человека, то надо сказать, что он был тем не менее крайне впечатлительным человеком (Die Mensch). Только имея огромной силы впечатлительность можно следовать пути, который он выбрал, пути жёсткой дисциплины, которой у него не было изначально, в первое время своего творчества он был крайне распущенным и невнимательным к распорядку человеком.
Конечно, его жизнь намного обширнее того, что о нём пишут, она глубже и интересней, потому что мы знаем общее, но никак не может ни один историк мира проследить каждую минуту события, тем более жизни человека, да ещё такого как Кант, который постоянно мыслил (denken und denken), и что там было у него в голове, возможно много мы не знаем, многое не записано, или много утеряно.
Философия И. Канта – это главным образом учение о том, что есть вещи данные нам в опыте и его вне опыта вещи. Кант утверждает на том, что есть, существует непознаваемое, и есть познаваемое, но тоже либо частично познаваемое, либо полностью. О протяжённом теле писал ещё Декарт Рене, но вот для Канта протяжённость и символизирует опытное видение материи.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.