Полная версия
Женщины, давайте не стареть! Книга-мотиватор для неутомительного чтения тем, кому уже…, но еще не…
Ольга Худякова
Женщины, давайте не стареть! Книга-мотиватор для неутомительного чтения тем, кому уже…, но еще не…!
О чем это я?
Просто время пришло
Совсем недавно, буквально прошлой зимой, в автобусе девочка-подросток тронула меня за рукав: «Бабушка, садитесь!». Я от неожиданности села, и меня обуяли самые разные чувства. Нет, я не возмущалась, мол, девочка, я не бабушка тебе, да и вообще, какая я бабушка?!. У меня и внуков-то до сих пор нет. А что, уже?.. Но я-то думала… А оказывается, окружающие считают… Неужели старость подступает?
Да нет, не может быть! Подождите, давайте сначала разберемся, что такое старость, что значит стареть и кого куда причислять. Меня-то куда?
Начала присматриваться к окружающим: вот эта тетка вроде бы старая, а вот эту старухой никак не назовешь. А вот эта явно старушка. А вот той, я точно знаю, за 80! Но ведь не старая еще, нет! (Собственно, и с детьми так же: ему твердят: ты еще маленький! А он важничает: я узе бальсой!). Про одну говорят: «чего это она, одевается как старуха», про другую – «старуха, а одевается как девчонка, совсем уже». Это про возраст? Про старость?
Стала просматривать кое-какую литературу – прошлого века (времен моей молодости) и текущие публикации. Оказалось, что теме возраста и старения в последнее время повсеместно уделяется широкое внимание. Решают, обсуждают на всех уровнях, что такое старость и старение, с какого возраста человека считать старым, с какого возраста отправлять на пенсию. Действительно, если у нас на Севере на пенсию женщины уходили (имели право уйти) в 50 лет, то как им жить и чем заниматься следующие 50 лет?
И сколько тысяч-миллионов таких трудоспособных людей по стране оказалось!
Всё так быстро меняется. Не только стандарты красоты, но и возрастные категории (а отсюда и пенсионный воз раст). И вообще с понятием «старение» не всё так просто. Ученым во всем мире многое здесь неясно. Вот они и иссле дуют стареющих людей по всему земному шару.
Где-то прочитала, что нидерландские ученые опреде лили максимальную продолжительность жизни женщин в 115 лет. А нам больше и не надо, правда? Да что там нидерландские! Вон бывший главный санитарный врач Рос сии, а ныне депутат Госдумы господин Онищенко сказал не давно, что 115 – это вовсе не предел, человеческая природа закладывает огромный запас прочности, а наука развивает ся, и надо учитывать возможности синтетической биологии (не знаю, что это такое). А потом и бывший министр здравоохранения Вероника Скворцова предупредила: россияне должны вести здоровый образ жизни и жить аж до 120 лет!.. Здорово, правда?
О возрасте, о старости, здоровье
Как писал В. Маяковский, «лет до ста расти нам без старости». Ну а что, почему бы и нет? Что интересно, у ученых до сих пор нет единой точки зрения на причины старения. Активное долголетие, счастливое долголетие, достойная старость, грамотное старение, даже позитивное старение – посмотрите, как широко эти вопросы обсуждаются во всем мире. Да мы и сами на примере своих родных, знакомых можем сделать какие-то выводы о том, что надо и не надо делать, чтобы с возрастом продолжать радоваться жизни, чтобы наша жизнь не была в тягость нам самим или окружающим.
Вот и я тоже, как и многие, с течением времени начала задумываться о возрасте, о старости, здоровье. Захотелось как-то это всё осмыслить, систематизировать, разложить по полочкам, предложить к обсуждению.
Я не научный работник, но в силу своей профессии могу отыскать нужный материал, изучить, проанализировать, сделать выводы, внести предложения по вопросу, как найти оптимальный способ повышения качества своей жизни, где искать уроки и средства для долгой и здоровой жизни, как относиться к собственному телу и организму. Опубликовать для широкого круга читательниц – тех, кому уже за…, но еще не… (Надеюсь, что мои размышлизмы не утомят вас.) Взять у своих современниц уроки долгой, здоровой и по возможности счастливой жизни.
А за героинями, как оказалось, далеко ходить не надо. Вот они, рядом. Присмотрелась к своим горожанкам, тем, кто на расстоянии вытянутой руки в нашей 20-тысячной Няндоме (это в Архангельской области, на Севере России) живет в соседнем доме, на соседней улице, к знакомым и не очень.
Ого, а наши-то женщины, оказывается, не хуже! Тоже в Советском Союзе родились – кто до войны, кто во время войны. Может, и в этом тоже секрет их бодрости и относительного здоровья – голодное детство, война, долгий напряженный труд, никаких излишеств и баловства? Надо бы разобраться, выпытать у них какие-то секретики. Уверена, что картина будет типична и для других женщин из других городов.
Намеренно решила не обращаться к тем, кому меньше семидесяти. Или больше 90 – это уже долгожители. А мне интересны нестареющие женщины. Не мужчины, а именно женщины – они почему-то и живут в среднем дольше, и долгожителей среди них больше. Своих ровесниц даже не рассматриваю. Они молоды, энергичны, им некогда даже думать о своем возрасте. Пока. (Но готовиться надо.)
У нас в городе женщины пенсионного возраста тоже разные. Решила разделять их по внешнему виду: тётка, женщина, дама. Но есть не только тётки – бабы, бабищи. Не только женщины, но и женщинки, дамы – и мадамы. Старухи, старушки, бабушки, бабульки. Я, значит, бабушка. Почему не дама, не мадама?
Вот и недавно в Шереметьево в ожидании посадки на самолет бродила-бродила, потом решила посидеть. Присела, а девочка лет пяти, посмотрев на меня, спрашивает у сидящей рядом мамы: «Мама, а бабушкам трудно одним путешествовать?». Блин, все-таки бабушка?! Хотя нет, возможно, она не меня имела в виду. Но мама улыбнулась мне и увела девочку. А мне хотелось крикнуть вдогонку: нет-нет, мне не трудно! (Молодец какая девочка – беспокоится о старушках!)
Это ребенок, она мечтает вырасти, и «взрослость» кажется ей таким далеким будущим! Дети хотят быть взрослыми, старшие хотят быть молодыми. Ведь и мы, наверно, с ужасом думали, что, когда «стукнет» 30 лет, будем уже не молодыми. А в 50 думаем: вот когда я была молодая и мне было ЗО… Ан нет, в каком-нибудь женском журнале опять натыкаешься на фразу: «Мода для пожилых, которым за 50»… Ну что это такое? Я никак не согласна считать женщин даже в 65 лет пожилыми, а в 75 лет – старыми. Судя по тому, как мы на прошлогодней ветеранской вечеринке отплясывали, старость не пришла на праздник. Просто люди в возрасте, неважно в каком: возрасте зрелости, серебряном, или еще каком-то. Но старые – это не мы. Просто мы – другое поколение «пожилых».
Старение и старость
Что нас ждет или что нам грозит?
Вы боитесь старости? Или, извиняюсь, хотите умереть молодыми? Как говаривал А.Г. Лукашенко, «жить вы будете плохо, но недолго». В том смысле что «плохо» будет «недолго», а потом всё будет хорошо. Ну, вы меня поняли. Смысл в том, что лучше жить долго и качественно. Да, лучше быть богатым и здоровым, чем бедным и больным.
Понятно, что возрастные изменения организма неизбежны и закономерны. Металл – и тот стареет. Но как это происходит в нашем теле?
«Популярная медицинская энциклопедия» (М., Советская энциклопедия, 1980, с. 591–594. Далее – «П.М.Э.») определяет старость и старение как «неизбежные, закономерные возрастные изменения в организме, которые приводят к постепенному сокращению его приспособительных возможностей».
Началом старости у человека условно считают возраст после 75 лет – это так называемая физиологическая старость. Ускорение процесса старения в связи с различными неблагоприятными внешними воздействиями и внутренними факторами приводит к преждевременной, или патологической старости.
Старение у разных людей проявляется по-разному, у одних – в сердечнососудистой системе, у других – в эндокринной.
Происходит снижение подвижности психических процессов.
У женщин наблюдается замедленное старение и повышенная жизнестойкость организма (и это радует – курсив мои).
Пенсионеры: считают, что всё отдали, теперь пусть другие заботятся о них. Усложняются отношения с близкими.
Нередко возникает чувство одиночества. Сужается круг знакомых. Снижается самокритичность. Порой развивается переоценка своих способностей и прежних заслуг, стремление постоянно их подчеркивать: формируется убеждение, что всё лучшее – в прошлом, настоящее – малоценно.
Привязанность к старым вещам. Желание быть в прошлом, постоянно вспоминать его. Бывают мысли о бессмысленности прожитой жизни.
Легко возникает тревога по ничтожному поводу. Перемены кажутся опасными.
Кажется, что близкие не сочувствуют болезням старых людей, не заботятся о них. Возникает страх перед будущим. Часто становятся скупыми, черствыми, эгоистичными. Легко теряют самообладание, возникает вспыльчивость, гневливость, ухудшается память, сообразительность…
Необходимо «соблюдение рекомендаций, среди которых наибольшее значение для профилактики старения имеют правильное чередование труда и отдыха, полноценное и разумно организованное питание, соблюдение психогигиенических требований, что позволит избежать преждевременного старения и будет способствовать наиболее благоприятному протеканию процессов старения, а следовательно, максимальному сохранению физических и духовных возможностей человека». Вот такая наука о старости, согласно энциклопедии, изданной 40 лет назад. Думаю, актуально и сейчас, несмотря ни на что. Попробуем присмотреться.
Мы все стареем понемногу когда-нибудь и как-нибудь
Раз уж старение – это естественный процесс, то с этим ничего не поделаешь. Для начала разобраться с терминами. Я представляю себе это так: старость – это состояние, а старение – это процесс, то есть это разные вещи. Старение – смена состояний в процессе развития. Старость – физическое самочувствие, настроение, расположение духа. Если говорят: «старая калоша» – это что значит? Или «старая телега»? Я сразу вижу много старых разбитых машин, которые как-то ездят (и на них кто-то ездит). Значит, за ними кто-то ухаживает, делает профилактический ремонт, меняет детали, добавляет топлива – не знаю, что там еще регулирует, чтобы продлить жизнь своей «лошадке». Сильно не газует, аккуратненько так нажимает на педальки. И глядишь – едет! Скрипит, но едет.
А вы уже думали о своей старости? Отвечали для себя на вопрос, что для вас «идеальная старость»? Чего в будущем ждете от своего организма: чтобы кожа оставалась гладкой и не приходилось ее то и дело подтягивать, утягивать за уши? И вот тогда вы почувствуете себя молодой, красивой и счастливой? Или думаете, что старость – это беспомощность, бесполезность, беспокойство? Или об этом вообще не надо думать? Нет, надо. Конечно, у каждого пожилого человека свой опыт старения. И свои представления о возрасте. Если кто-то думает, что в 60 лет у него уже начинается старость, то так оно и будет, плюс куча проблем. Хотя, конечно, жалко, что кожа уже не та…
Сейчас, с увеличением продолжительности жизни, 60 лет – еще далеко не старость. Выход на «заслуженный отдых» – 65. Первый пожилой возраст считается с 70 лет (пожили работая – сейчас поживем отдыхая), второй – после 80-ти. Иные 80-летние скажут вам: да ты-то еще молодая! (А кто-то из «молодых» с обидой возразит: вот из-за таких и повышают пенсионный возраст! Да нет, не из-за таких, конечно).
Вообще возраст понятие субъективное, индивидуальное. Есть возраст биологический (определяется работоспособностью организма), есть возраст хронологический – это цифра в паспорте (не всегда совпадает с биологическим), есть возраст психологический (на сколько себя ощущаешь). Главное – не путаться в этих своих возрастах, трезво смотреть и в паспорт, и в зеркало, и в шкаф с одеждой.
Сейчас ведь чиновниками введено понятие «срок дожития»: сколько лет человек проживет на пенсии до своей кончины, то есть сколько лет придется ему выплачивать пенсию. Это и показатель для расчета вашей будущей пенсии. Оказывается, старость сегодня – это годы и годы жизни после достижения пенсионного возраста (бывшего 55 у женщин, 50 на Севере). Наше правительство вдруг забеспокоилось, что люди всё живут и живут, а пенсию им всё платят и платят. Денег нет, а вы живёте. Надо хотя бы возраст выхода на пенсию поднять. Вот так, сразу, на несколько лет.
Нет, всё-таки рано, рано я ушла на пенсию с последней работы. Мол, неудобно в 60 лет трудиться среди молодых (хоть они и говорили: «Ольга Ивановна, да вы моложе всех нас!»). А я решила, что пора уже сидеть на печи да грызть калачи. А оно вон как вышло! Раз – и ты уже не пожилой человек, поработай-ка еще лет пять. Или до последнего вздоха.
Наверно, это и правильно, что в 60 лет ты еще вовсе и не старый, а вполне себе работоспособный, тем более когда работаешь головой, а не руками. Но зачем же так сразу-то. И как сейчас переучивать, перенастраивать людей предпенсионного возраста, и как наказывать работодателей, которые из-за возраста соискателя отказывают ему в работе? Зато те, кому повезло с работой, не будут чувствовать одиночества и думать о своей ненужности обществу. Ведь труд, как пишут энциклопедии, сопровождается положительными эмоциями, а они благотворно влияют на деятельность всего организма… Но как-то уж очень резко надо перестроиться. Да и те, у кого нет работы, будут смотреть, мягко скажем, с завистью. А это уже совсем другая история.
Гериатр вам в помощь
Старость – не болезнь, она не лечится. Тем не менее сейчас в мединститутах готовят специалистов-гериатров, которые в поликлиниках будут наблюдать людей старше 60–70 лет для диагностики их заболеваний, профилактики и реабилитации. Они будут говорить пожилым, что старением можно управлять, что их организм обладает резервами, способностью восстанавливать функции в результате тренировки и стимуляции. Но если старение – это возникновение возрастных изменений, то надо помнить и о том, что возрастные изменения касаются и интеллекта, памяти, способности воспринимать новую информацию. Есть у нас педиатры, а будут еще и гериатры. Гериатрическую помощь уже даже включили в полисы ОМС. Правда, специалистов пока нет (во всяком случае, в нашей поликлинике. Но у нас тут много чего нет.) Так что придется самим пока заниматься своей старостью. И старением.
А давайте не стареть! И говорить не о старости, а о бодрости. Что можете сделать для своего организма и делаете для себя вы сами, чтобы не стареть? Чтобы не превращаться в старуху? Чтобы чувствовать себя бодрой, красивой и здоровой? Есть у вас стратегия управления своим старением на ближайшие годы? Или говорите себе: ну нет, этого я не могу. А может, вы думаете, что всё уже позади? (Вместо того, чтобы убеждать себя: всё еще впереди!)
Надо подумать о своей стратегии. Потому что можно сохранить здоровье, если не думать о приходе старости (какая еще старость? где она? не вижу), а отгонять ее от себя. Не думать, что возраст – это старость. Именно так делают многие женщины «в возрасте».
«Себя к старости готовила»
…Когда-то давно, еще в прошлом веке, я писала заметку для своей районной газеты «Авангард»: «Готовьте себя… к старости». И вот через столько лет, когда я заинтересовалась вопросами возраста, случайно встреченный человек говорит: «Я себя к старости готовила». Конечно, я поинтересовалась, как она, моя первая сегодняшняя героиня, сохраняет бодрость духа.
…Как-то летом на городском рынке ко мне обратилась пожилая женщина:
– Как думаете, подойдет мне вот такой костюмчик – дома ходить?
– Нет, нет и нет! Что это вы, пофорсить решили? Уж не молоденькая, а вон какая нарядная ходите – шляпка, шарфик, пальто красивое…
Она засмеялась, поняв, что я говорю не серьезно:
– А сколько лет вы мне дадите?
– Пожалуй, за восемьдесят.
– Да, без году девяносто!
Как раз то, что мне нужно. Узнать, как человек чувствует свой возраст. Я проводила ее до дому, и Мария Дмитриевна Прялухина (так она мне представилась) пригласила меня к себе. Разговор зашел о здоровье и долголетии, и моя героиня призналась, что здоровья у нее никогда не было, но она об этом долгое время не знала. Только когда в райкоме комсомола перед молодежным кроссом потребовали принести справку от врача, что всё нормально, пошла в поликлинику, там-то врач и сказал: никакой физкультуры, только под наблюдением врача. Да-да, точно, еще когда маленькой была, в первый класс ходила в соседнюю деревню за 7 километров, тогда врач сказал маме: нельзя девочке давать такую нагрузку, иначе без ног останется. Пришлось переезжать в Няндому, в город. В 1941 году на одни пятерки окончила 4-й класс уксусно-кислотной школы (так она называлась тогда в поселке Уксусный). Потом стала ходить в школу имени Пушкина (так назвали ее в 1937 году, в год 100-летия поэта). А потом и трудиться довелось здесь же – почти до пенсии проработала в начальных классах, пока уж совсем в обморок не стала падать – сердце. Муж был категорически против ее работы. (На уроках всегда чувствовала себя хорошо, но тетради… Когда 42 ученика в классе…)
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.