bannerbanner
Пробуждение. Раскрытие своей истинной природы и предназначения
Пробуждение. Раскрытие своей истинной природы и предназначения

Полная версия

Пробуждение. Раскрытие своей истинной природы и предназначения

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
5 из 5

Во время практики уединения и медитации мы учимся наблюдать за своим мыслительным процессом и, понимая автоматизм процесса мышления, мы можем постепенно успокаивать ум, отпускать посторонние мысли и включать тотальное Присутствие, осознанность в настоящем моменте. Мы входим в состояние чистого сознания, состояние «не-ума». Мысли расходятся по сторонам и исчезают, мы освобождаемся от оков ума, от иллюзии вечного пребывания в проблемах и задачах. Туман рассеивается. Мы буквально начинаем видеть всё вокруг яснее и свободнее. Теперь мы истинные снова здесь. В настоящем моменте. Полноценно присутствуем. Свободны от мыслей, эмоций и желаний. Безмолвны. Умиротворены.

Ясность ума и сила концентрации

Беспрерывный информационный шум извне, например, из новостей, сериалов, реклам и праздных разговоров – загрязняет наше Сознание, заглушая негромкую интуицию и внутреннюю истину. Подобным же образом на нас воздействует и беспрерывный поток мыслей внутри. Суета ума приводит к снижению общего уровня энергии и ослаблению концентрации внимания. Когда суетится ум, начинает суетиться и тело. Такая суматоха в психофизическом поле человека становится отличной почвой для появления негативных эмоций, таких как раздражение и нетерпеливость, страх или ненависть. Отождествляясь с умом и телом, человек начинает всё больше погружаться в водоворот негативных мыслей и эмоций. Добавив к этому внешние обстоятельства, требующие от человека срочно сконцентрироваться и качественно выполнять трудовые или семейные обязательства, мы получаем стрессовую ситуацию, в которой у нас всё «валится из рук», накапливается внутреннее напряжение и агрессивность, что в итоге приводит к выплеску эмоций на окружающих или к образованию зажимов в теле. Такие последствия могут запустить новый виток беспокойных мыслей и эмоций, тем самым замыкая этот порочный круг, из которого мы как раз и выходим, практикуя час уединения и медитацию.

Отпустив посторонние мысли и включив Присутствие, мы усиливаем нашу способность концентрироваться на выбранном объекте, действии или задаче длительный период времени. Когда мы наблюдаем за дыханием или ощущениями в теле, наш ум постепенно успокаивается. Сначала нам удаётся только на несколько секунд удерживать своё внимание на выбранном объекте, но со временем, при регулярной практике, продолжительность концентрации начинает увеличиваться. Эту способность мы затем переносим в наши повседневные дела.

Научившись сознательно направлять фокус внимания, нам также открывается и возможность направлять мыслительный процесс на решение задач, которые наиболее актуальны в данный момент. Ум будет продолжать работать самостоятельно, но ваш Разум, ваше Сознание, уже выходит на первый план, выбирая тот или иной вектор мышления. Подобная сила Сознания взращивается посредством регулярной практики уединения и медитации.

В этой книге под Разумом и Сознанием понимается то, что стоит за умом, выше ума. В классической психологии и нейрофизиологии вы, возможно, найдёте противоположный тезис, но с точки зрения духовной психологии Разум и Сознание для нас первичнее, чем деятельность ума. Будучи же в неосознанном состоянии, мы своим сознанием лишь констатируем факты, предоставляемые нам умом. Чем выше сила Сознания, тем больше деятельность ума начинает регулироваться Сознанием. Разум ставит задачу уму и говорит: «Сейчас подумай над стратегией проведения такого-то мероприятия», и ум начинает заниматься этой задачей. В другой ситуации, например, ум диктует нам необходимость защищаться и отстаивать «свою территорию», а Разум говорит: «Нет, я не буду тратить время и силы на иллюзорную борьбу за то, что не является истинно моим, поэтому успокойся». Ум принимает это и успокаивается, а ложное Эго растворяется под Светом Сознания. Укрепляя силу Разума, мы замечаем, что в голове становится меньше запутанных мыслей, импульсивно скачущих с одной темы на другую. Сознание проясняется. Ум и тело начинают трудиться на наше истинное «Я». Во благо Целого.

Увеличение энергии и укрепление здоровья

Так как умственная активность расходует бОльшую часть нашей энергии, то мы можем предположить, что при бесконтрольном мыслительном процессе, особенно когда ум полностью концентрируется на негативности и деструктивности, наша жизненная энергия истощается. Дыхание учащается, становится более поверхностным. Организм переходит в стрессовое состояние. В нас вселяется чувство тревоги и беспокойства. Напряжение в психике влечёт за собой напряжение в теле, которое со временем превращается в энергетический блок. Такие зажимы в теле не позволяют энергии свободно циркулировать по всему организму, что сказывается негативно на функционировании определённых органов. Проблемы с внутренней энергией ведут к проблемам со здоровьем.

Освобождаясь от ненужного беспокойства, негативных мыслей и эмоций, наше тело постепенно расслабляется, и энергия начинает свободнее течь по всем энергетическим каналам. Кроме того, укореняясь в настоящем моменте, в Бытии, и возвращая своё внимание к ощущениям внутри тела, мы усиливаем свою жизненную энергию. Благодаря этому, укрепляется наш иммунитет и здоровье.

Наблюдение за наблюдающим

В последнее время можно часто услышать совет о необходимости пребывать в осознанности, «быть здесь и сейчас». Но можно попасть в очередную ловушку. Помимо того, что мы должны быть бдительными и внимательными к настоящему моменту, в понятие осознанности ещё входит и наблюдение за внутренними процессами. В первую очередь, за тем, как мозг воспринимает всё вокруг.

Возникла какая-либо ситуация, мы «здесь и сейчас» видим её, мозг рождает импульсы: «вау, какая красота», «мне это нравится», «а теперь что будет?», «а вот это перебор» и так далее. Если мы просто наблюдаем за настоящим моментом, то мозг может заниматься процессом наблюдения и познания и выдавать фактические справки в виде «очень высокое дерево», «дети играют в футбол», «ветер сильно дует», плавно перетекающие в оценочные суждения, которые зависят от нашего прошлого опыта, убеждений или настроения. Если мы не осознаём этот процесс наблюдения и познания, тогда мы будем принимать выданные умом суждения за нашу собственную истину. Например, может быть такая цепочка мыслей: «мужчина сидит на скамейке», «на мужчине старое пальто», «пальто очень потрёпанное и грязное», «мужчина неряшливый и рассеянный», «неприятно иметь дело с таким человеком, который не следит за своим внешним видом», «это неуважение к окружающим».

Во время медитации мы учимся наблюдать за умом и за ощущениями в теле. При регулярной практике нам становится намного легче перенести в повседневную жизнь эту способность наблюдать за процессом наблюдения, которое производит наш мозг. Тогда мозг становится нашим верным помощником, выдающим необходимые нам результаты познания, а наше Сознание выходит из-под власти мозга и становится «директором» процесса познания, который принимает, отправляет на доработку или вовсе аннулирует полученные мозгом результаты.

Растворение ложного Эго

Ложное Эго – это любое отождествление себя с чем-либо, чем вы не являетесь в действительности. Практикуя час уединения, вы яснее начинаете ощущать свою истинную природу. На этом уровне вы – это не ваше тело, не ваш ум, не ваше имя, не ваша профессия, семейный или социальный статус, не ваш пол, не ваша религия, национальность или страна, не плоды вашей деятельности, не ваши вещи, деньги или собственность, не ваши идеи, убеждения, мысли, эмоции, отношения. Это всё есть у нас, но на поверхности, а на глубинном уровне мы – ничто из перечисленного. И одновременно с этим мы – всё. Будучи ничем, мы становимся всем. Всё принадлежит Целому. Мы же чисты, пусты. Мы – пространство Бытия. Всё, чем мы обладаем на видимом материальном уровне, даётся нам от Мира лишь для внешнего оформления, чтобы мы могли взаимодействовать в этой жизни с другими живыми существами. Но это не наше истинное «Я». Мы всем этим пользуемся, как формой, но оно не определяет нашу глубинную суть. Для постижения истинного «Я», необходимо отбросить все представления и ассоциации о себе. То, что останется после этого – и есть вы. Не пытайтесь это вербализировать, назвать, обозначить каким-либо словом или понятием. Просто почувствуйте это. Закройте глаза и задайте себе вопрос: «Кто я?», «Если я не моё имя, то кто я?», «Если я не моё чувствующее тело и не мой думающий ум, то кто я?», «Если я не моя национальность и не моя религия, то кто я?», «Если я не мужчина и не женщина, то кто я?», и так далее по всем пунктам, по которым вы себя с чем-либо или кем-либо ассоциируете. Сбрасывая с себя иллюзии одну за одной, нам начинает открываться внутреннее пространство, не обусловленное ничем. Посредством этого пространства Свет Целого проникает через нас в окружающий мир. Это необусловленное пространство – и есть наше истинное «Я».

Если мы практикуем уединение, то со временем становимся способными включать такое состояние сознательно. В противном случае, мы просто живём, как живётся. Иногда, в минуты вдохновения или бессознательно, мы открываемся и проявляемся истинно, но большую часть времени пребываем взаперти, под властью иллюзий, отождествляясь с ложным представлением о себе и растрачивая много энергии и времени на борьбу с тем, чего не существует в реальности. Таким образом, мы живём в фантомном мире, созданном нашей же собственной «концепцией жизни».

Влияние ложного Эго на нас можно обнаружить на примере того, как мы порой всерьёз переживаем о появлении прыщей на лице или по поводу порчи нашей одежды и имущества. На нематериальном же уровне самым мощным образом ложное Эго включается в борьбу, когда дело касается защиты своих убеждений, ценностей и веры. Если нас начинает тревожить, что чьи-то взгляды на жизнь не соответствуют нашим, и мы готовы вести серьёзные споры и даже вступать в конфликт ради обороны своей позиции, это означает, что мы отождествились со своими убеждениями. Тогда угроза нашим убеждениям воспринимается нами как угроза нашей личности. «Кто-то против моего убеждения» = «кто-то против меня». А ложное Эго подпитывается такими отождествлениями. Если мы проявляемся не из истинного «Я», то ложное Эго будет нас всё время подталкивать к борьбе с окружающим миром, так как в нашем разнообразном и насыщенном мире невозможно жить так, чтобы не явилась угроза чему бы то ни было, с чем мы себя ассоциируем. Если мы привязаны к своему полу, мужскому или женскому, то однажды услышим обвинения или укор в адрес представителей нашего пола. Если мы привязаны к мнению о себе, как о преданном последователе своей религии или сообщества, то появятся ситуации, где наши сообщество или религия будут противопоставляться другим.

Находясь на уровне истинного «Я», мы становимся невозмутимыми и умиротворёнными, и никакие обвинения в адрес наших убеждений не могут нас обеспокоить, так как мы больше не связаны тождеством «мои убеждения – это я». Мы понимаем: «Да, у меня есть убеждения, но они – это не я, я не являюсь ими». Более того, ощущая внутреннюю истину, мы понимаем, что Истина всегда есть и будет, и никакие нападки на неё не смогут приуменьшить или навредить ей. В таком случае пропадает необходимость что-либо доказывать. Истина сама способна защитить себя. Наша задача – не «бороться за истину», а самим пребывать в Истине. Тогда она будет естественным образом расширяться в окружающем пространстве.

Есть такой анекдот:

«Одного мудреца спросили:

– Как вам удаётся всё время оставаться таким спокойным, умиротворённым и счастливым?

– Всё очень просто, – ответил мудрец, – Я никогда ни с кем не спорю.

– Но это же невозможно!?!

– Ну, может и невозможно».

Ощущение изобилия и самодостаточности

Если прислушаться к голосу вашего Эго, то всегда найдется кто-то, кто лучше тебя. Чего бы ты ни добился, это не даст тебе почивать на лаврах. Оно будет твердить, пока ты не оставишь после себя на планете нестираемый след, пока не достигнешь бессмертия. Насколько же коварно наше Эго, что оно соблазняет нас перспективами того, что уже есть у нас.

Джим Керри

Обнаружив своё внутреннее пространство, которое не обусловлено ничем, мы обретаем подлинную свободу. В неё входит свобода от тела и ума. Мы больше не привязаны ни к каким видимым формам материального мира, и ни к каким концепциям и идеям из мира нематериального. Находясь в этом глубинном пространстве, мы ощущаем, что не можем ничего прибавить к себе извне, равно как и ничто извне не может ничего отнять у нас изнутри, из нашей глубины, от нашей внутренней истины. Таким образом, мы обнаруживаем своё «внутреннее царство», в котором мы являемся императором. Здесь мы полностью самодостаточны. Здесь мы принимаем себя безусловно. Это означает, что больше нет необходимости чего-либо добиваться или достигать, чтобы мы могли почувствовать себя достойными и счастливыми. Здесь мы находим свой неиссякаемый источник изобилия. Именно из этого источника мы берём силы и энтузиазм для транслирования любви в окружающий мир и для благостной созидательной деятельности.

Если внешние обстоятельства не всегда позволяют нам назвать себя императорами, то регулярное возвращение в своё «внутреннее царство», пространство нашего истинного «Я», помогает привносить ощущение изобилия и самодостаточности изнутри в нашу повседневную жизнь. Больше нет необходимости искать виновников в наших проблемах или неурядицах. Мы больше не жалуемся, что нам чего-то не хватает, или что Мир нас обделил чем-то. Мы настолько пропитываемся внутренней благодатью, что естественным образом начинаем делиться ей с окружающими. И если раньше мы искали того, кто нам может что-то дать, то теперь мы сами способны давать другим, не истощаясь при этом, так как внутренний источник неиссякаем. При том условии, что мы имеем к нему доступ. А для этого необходима регулярная духовная практика. И начать её можно с часа уединения.

Чувство благодарности Миру

Теперь мы наполнены энергией, чувством самодостаточности и изобилия. Мы ощущаем себя по-настоящему живыми и целостными. Мы ощущаем жизнь, пульсирующую во всём теле, в каждой клеточке. Мы осознаём каждый вдох и выдох. Естественным образом, вместе с таким полноценным вниманием к своему внутреннему миру, в нас начинает усиливаться чувство благодарности за имеющуюся жизнь и за все блага и возможности для развития, которыми одарил нас Мир. Чем больше мы погружаемся в пространство изобилия и тишины внутри себя, тем больше мы благодарны Миру и за внешние обстоятельства жизни, какими бы они ни были в данный момент. Когда мы концентрируемся на том, как нам плохо или тяжело от того, что происходит вокруг нас, мы проявляем недовольство и жалуемся на окружающий мир, на других людей или на себя. Но ничего из внешних обстоятельств не сказывается значительно на вашем внутреннем поле, где всегда тихо и хорошо. Достаточно только направить ваше внимание внутрь, и, не цепляясь за какой-либо дискомфорт в теле, дойти до истинного «Я», как вы снова начнёте наполняться благодатью, и на смену недовольству придёт чувство благодарности Миру, себе и окружающим вас людям за то, что есть в настоящий момент, за весь ваш жизненный Путь и за ту духовную трансформацию, которая предоставляется вам Миром посредством внешних ситуаций и обстоятельств.

Желание служить и делиться

Мы можем сколь угодно слышать о необходимости служения другим людям и пытаться ежедневно реализовывать это намерение на практике, но подлинное желание служить Миру и делиться благом с другими живыми существами появляется, когда мы наполнены чувством благодарности Миру. А этим чувством мы напитываемся как с помощью уединения, медитации или молитвы, так и посредством укоренения в настоящем моменте, созерцания природной красоты или смакования пульсации жизненной энергии и дыхания внутри нашего тела. Вместе с благодарностью за ощущение жизненности в каждой клеточке, трудящейся ради нас, и за все блага, дарованные нам от Мира, следом приходит желание служить Целому. Такое служение мы можем реализовать через работу со своим собственным Сознанием, усиливая осознанность и Присутствие в повседневной жизни, а также через служение другим людям, распространяя в окружающий мир истинное благо. Под истинным благом мудрецы древности подразумевают всё то, что возвышает Сознание, то есть трансформирует нас на духовном уровне в лучшую сторону. Таким образом, мы можем для себя определить: «Я своими действиями очищаю и возвышаю Сознание других живых существ или, наоборот, занижаю и загрязняю?»

Почувствовав свою связь с Целым, как со своим старшим товарищем, которому мы искренне благодарны за всё, и осознавая присутствие Целого во всех проявлениях окружающего мира, мы больше не хотим своими поступками и мыслями усиливать невежество и ненависть в пространстве вокруг нас. Теперь в нас остаётся только желание транслировать везде ту благодать, которой мы напитываемся от Мира во время уединения и Присутствия.

Гармонизация взаимоотношений

Всё, чем мы наполнены внутренне – отражается на внешних проявлениях окружающего нас пространства. Если мы излучаем негатив или напряжение, то все и всё вокруг будут намекать нам на наше внутреннее состояние. Если мы наполнены безусловной любовью к себе и Миру, то и в других людях начнём замечать те же вибрации. Концентрируя своё внимание на положительных качествах каждого человека, мы тем самым культивируем эти качества в себе и других людях, трансформируя пространство внутри и вокруг себя. Куда направлено наше внимание и мысли, туда направляется и наша жизненная энергия. На чём концентрируемся, то и подпитываем. И если благодаря практике уединения мы находим своё внутреннее пространство тишины, любви и благодарности, то и в других живых существах начнём видеть это пространство, их истинную природу. Преображая таким образом своим Присутствием человека, с которым взаимодействуем в данный момент, мы выходим на более глубокий уровень общения с ним. Это общение от сердца к сердцу, от души к душе, на уровне истинного «Я». Минуя ложное Эго другого человека, мы начинаем обращаться к его внутренней истине, и тогда наши мысли, слова и действия достигают наивысших своих целей – трансформации Сознания, расширения Присутствия и распространения любви и света Целого. При таком взаимодействии с людьми мы больше не чувствуем необходимости в «вечной борьбе за выживание». Вместо этого в нас всё больше усиливается умиротворение, безусловное принятие других людей и восприятие, что «всё идёт, как нужно». Постепенно уменьшая свои недовольства и ожидания от других людей, мы замечаем, как наши взаимоотношения становятся более полноценными, здоровыми и гармоничными. И тогда каждое мгновенье приобретает иную значимость, так как в любое подобное взаимодействие начинает проникать присутствие Целого. Это значит, что вы не просто сейчас общаетесь с другим человеком, а вы уже общаетесь с самим Целым, через его проявление в виде этого конкретного человека, открывшегося своим истинным «Я».

Состояние «потока»

Не всегда наши светлые идеи о перспективном будущем легко воплощаются в реальность. Человек может осознать своё предназначение и увидеть те направления для дальнейшего развития, в которых оптимально раскроется его потенциал, но при этом отовсюду будет появляться множество препятствий для самореализации. Зачастую такое случается, когда у нас накоплено много негативных последствий от прошлого опыта, иными словами, негативная карма. Как тесный кокон, она окутывает жизнь человека едва просвечиваемым полотном непроходимых обстоятельств и ситуаций. Возможно, вы замечали за собой или, наблюдали со стороны, как некоторые ваши знакомые старательно ведут правильный образ жизни и прилагают огромное количество усилий, чтобы активно развиваться, но в результате всё оказывается малоэффективным, и человек в своём развитии сдвигается с места стартовой позиции лишь на незначительное расстояние. Это говорит о том, что судьба в жизни данного человека играет весомую роль. Возможности для реализации нашего истинного потенциала сильно уменьшаются под влиянием негативной кармы.

Помимо того, что своими добрыми поступками и чистыми намерениями мы можем смягчить судьбу и улучшить карму, границы её влияния и давления на нашу жизнь начинают ослабевать и раздвигаться, когда мы включаем Присутствие, то есть укореняемся в настоящем моменте, выйдя за пределы обусловленного ума и проявляя своё истинное «Я». Проще всего этот навык натренировать в час уединения и медитации, а также во время выполнения повседневных задач, когда мы на мгновение можем прерваться или замедлиться, чтобы вновь включить своё Присутствие и затем продолжать свою деятельность более осознанно.

Освободившись от рамок своего собственного ложного Эго, от искусственных целей, форсированных корыстных действий и жёстких концепций, мы начинаем жить более естественно, легко и открыто. Наши намерения и поступки гармоничны с окружающим миром и созвучны с Целым. Всё складывается наилучшим образом, без чрезмерных усилий и ожиданий с нашей стороны. Кусочки мозаики собираются воедино. В пространстве, где мы оказываемся, находятся люди, которые нуждаются в наших истинных способностях. А там, где возникает наша потребность, сразу появляются и благоприятные возможности для её удовлетворения. Жизнь наполняется множеством неслучайных совпадений, неожиданных сюрпризов, новых знакомств и открытий. Нам больше не надо контролировать всё вокруг, пытаясь подстроить мир под себя. И также нет необходимости себя зажимать в тиски и переделывать до неузнаваемости, чтобы «вписаться в общество» или свести концы с концами. Теперь мы свободно движемся в виртуозном танце в едином ритме со Вселенной. Мы опускаем свою доску для сёрфинга на поверхность воды и позволяем мощной океанической волне подхватить нас и нести, куда угодно Целому. Чем сильнее наше Присутствие, тем гармоничнее и грациознее этот полёт.

Чем можно заниматься во время часа уединения?

Существует много видов деятельности и духовно-телесных практик, помогающих восстановить контакт со своим истинным «Я» и уменьшить влияние ложного Эго. Можно попробовать несколько разных способов и найти для себя наиболее подходящую практику, которую вы будете регулярно выполнять в час уединения. Сейчас мы вкратце перечислим некоторые из возможных вариантов. Более подробную инструкцию о выполнении того или иного упражнения вы с лёгкостью сможете найти в интернете или в других книгах, посвящённых конкретной выбранной практике.

Медитация на дыхание

Садимся в удобную для нас позицию. Спина прямая. Глаза закрыты или полуприкрыты. Дыхание спокойное и естественное. Фокусируемся на процессе дыхания, либо на кончике носа и под ноздрями, либо в области живота. Если в процессе медитации вы заметили, что ваша концентрация внимания на дыхании сбилась, и ум погрузился в мыслительный процесс, то просто возвращайте внимание на дыхание, без самоосуждения. За 20 минут такой медитации практикующие, в зависимости от своего уровня, могут отвлекаться на мысли от десятка до тысяч раз. Чем регулярнее и качественнее вы будете практиковать различные виды медитации, тем лучше и дольше будет становиться ваш уровень концентрации на выбранном объекте, и тем сильнее будет ваше Сознание. На первых порах лучше медитировать с закрытыми глазами, для усиления эффекта сенсорной депривации, то есть для уменьшения воздействия внешних факторов на ваш мозг. А в дальнейшем можете попробовать медитировать с полуприкрытыми глазами так, что вы видите окружающее пространство перед собой, но, вместе с этим, всё же остаётесь укоренёнными во внутреннем центре. Медитация с полуприкрытыми глазами помогает привнести внутреннее ощущение осознанности и медитативной концентрации в нашу повседневную деятельность. Попробуйте оба варианта медитации, с закрытыми и с полуприкрытыми глазами, и выбирайте наиболее актуальный и подходящий для себя.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Конец ознакомительного фрагмента
Купить и скачать всю книгу
На страницу:
5 из 5

Другие книги автора