Полная версия
Пробуждение. Раскрытие своей истинной природы и предназначения
Час уединения
Это – один час в день для уединения. Час минимум. Что это означает? Это означает, что у вас в жизни должно быть свободное пространство для тишины и безмолвия, для самопознания, самоосознания. Один час в день для уединения, где вас никто и ничто не отвлекает, где у вас нет никаких обязанностей, вы никуда в это время не торопитесь. Если есть дома такая возможность, можете оставаться в комнате наедине с собой. Если дома такой возможности нет, тогда можно найти укромное место в парке или в каком-либо другом месте на открытом воздухе или в помещении, где вы остаётесь один на один с самими собой. Вы можете просто сидеть в тишине и молчать, можете наблюдать за своими мыслями, можете заниматься медитацией, различными техниками для концентрации внимания, наблюдением за дыханием, за воздухом, за звуками. Можете заниматься фрирайтингом, то есть писать всё, что приходит в голову; можете выписывать свои цели и озарения, выводы по самонаблюдению; писать, что вы хотите в жизни, как вы себя ощущаете, счастливы ли вы, что вас беспокоит и почему. И так далее до тех пор, пока не наступит тишина в голове. Таким образом, мы начинаем с безмолвия и тишины на внешнем уровне и плавно расширяем пространство тишины внутри себя.
Также можно делать различные статические или медленные динамические упражнения, например, комплексы из практик цигун, йоги или тайцзи; можно даже делать произвольные импровизированные движения по внутреннему импульсу. Можно, наоборот, выполнять активные упражнения, бегать, плавать, рисовать, музицировать, но всё это – с целью возвращения вашего контакта со своей энергией, со своим телом, с самими собой. И в этот момент вы освобождаетесь от всего внешне привнесённого в ваше сознание, очищаете ваше внутреннее пространство. Вы избавляетесь от всего навязанного извне и ложного. Здесь вы начинаете чувствовать: «Где я? Где я настоящий? Что есть внутри меня, что не зависит ни от каких внешних факторов?». Это и есть ваше истинное «Я», ваша истинная природа, ваш центр, ваша внутренняя глубина, ваша суть. На этом уровне нет влияния времени и пространства. На этом уровне мы едины с Целым.
Час уединения – это мощная практика, которая вам даст всё необходимое для дальнейшего раскрытия потенциала. Возможно, кто-то скажет: «Как можно выделить час в день, если я уже два года не могу внедрить и пяти минут для новой привычки, например, для изучения иностранных слов?» Если сейчас нет возможности найти время для ежедневной практики уединения, то для начала будет уже хорошо, если в течение недели у вас будет хотя бы два-три дня, в которых вы, как минимум, один час будете предоставлены сами себе. Главное – чтобы в нашей жизни было свободное пространство. Пространство для тишины, где вы восстанавливаете контакт с самими собой настоящими.
Почему я предлагаю именно час, а не двадцать минут или полчаса? Минимум час нужен для того, чтобы у вас было спокойное состояние, чтобы вас ничто не беспокоило, чтобы вы не тревожились ни о каких делах. Если вы выделите 15 минут или полчаса для уединения, но при этом будете чувствовать, что вам необходимо скоро торопиться на работу или на важную встречу, тогда эффект от пребывания в уединении будет сильно ослаблен. На моём личном опыте часто получается, что первые 20-30 минут только успокаивается ум, мысли постепенно затихают. Всё, что было в голове, очищается. И благодаря этому, вы по-настоящему пребываете в уединении. Вас никто не отвлекает во внешнем мире, никто ничего не спрашивает, у вас отключены все гаджеты. И на внутреннем уровне у вас нет беспокойства ни о чём, нет никакой информации, которую надо обрабатывать, никаких задач и проблем, которые нужно решать. Час уединения напоминает нам о самих себе, возвращает нас в своё истинное состояние. Это первый и основной шаг в ежедневной реализации своей истинной природы и предназначения.
Чем полезна практика уединения?
Внутреннее преображение
Обрети мир в своей душе,
и вокруг тебя спасутся тысячи.
Серафим СаровскийХристианский монах Серафим Саровский проводил долгие годы в уединении. Он говорил, что истинная цель жизни человека состоит в стяжании Духа Святого. Иными словами, в контексте этой книги, мы можем сказать, что наша задача – войти в пространство внутренней истины и покоя, где мы едины с Целым, с Высшим Разумом. Укореняясь всё больше в этом пространстве, мы начинаем благотворно влиять на окружающий мир вокруг нас, без особых усилий с нашей стороны. Это благотворное влияние происходит не от наших амбиций, желаний или активных действий, а от самого нашего состояния внутренней тишины и единения с Целым. Благодаря этому состоянию мы привносим в окружающий мир больше Присутствия Целого, Духа Святого, Света.
Если же мы упускаем этот этап, и при этом хотим всем помогать и «спасти весь мир», тогда высока вероятность снова попасть в психологическую ловушку «я – спаситель». Мы начинаем прилагать усилия, предпринимать множество действий, вести масштабные проекты и, таким образом, создаём много суеты и суматохи в мире, обосновывая это тем, что «мы хотим улучшить мир». Но, к сожалению, без внутреннего духовного роста, то есть без укоренения в Бытии и без взращивания безмолвного любящего осознающего Присутствия, любая такая деятельность может превратиться из благой в опасную для мира, так как создаёт напряжение, дисбаланс во Вселенной. Такие «благие проекты» зачастую хочет вести наше ложное Эго, утончённая гордыня. В подобных случаях Эго хочет выглядеть в глазах других людей добрым и хорошим человеком, «рыцарем Света», святым. Но от одного лишь желания быть святым невозможно стать святым и принять образ жизни святого. Опасно пытаться имитировать духовность, не будучи подлинно укоренённым в Бытии. Попытка искусственно делать из себя вид духовного или благостного человека, любящего всех вокруг – может привести к конфликтным ситуациям в будущем, потому что Мир почувствует, что мы слегка заблудились, и покажет нам наше реальное состояние на сегодняшний день. Это может выразиться в появлении ситуации, где либо вы выходите из-под контроля и срываетесь или заболеваете, либо люди вокруг вас выходят из-под контроля, и прорывается гнев или недовольство. Или же найдётся человек в неблагостном состоянии, который «сядет вам на шею», почуяв, что вы взяли на себя роль святого, и будет истощать вашу энергию, потому что, в действительности, на духовном внутреннем уровне мы ещё не готовы принять поле такого человека и трансформировать его во благо, как это мог бы сделать святой человек.
Когда мы встаём на путь духовного роста, нам хочется поскорее стать такими же, как Иисус или Будда, например, или известные нам святые личности. Мы хотим следовать их примерам, их заповедям и советам, и поэтому невольно начинаем подражать их образу жизни и стилю поведения. Но если это происходит без мощной внутренней трансформации, а только лишь на внешнем видимом уровне, подобный образ жизни и видения самих себя становится нашей очередной иллюзией, уловкой ложного Эго. В первую очередь, главный наш труд заключается в преображении внутреннем. Пусть вас никто не видит и не знает, как вы молитесь, медитируете, выполняете регулярно духовно-телесные практики, читаете Священные Писания, посещаете храмы, занимаетесь благотворительностью. Пусть ваш духовный путь проходит на внутреннем невидимом уровне. И тогда, постепенно, «стяжав мир в душе своей», само ваше состояние будет благотворно влиять на других людей и пространство вокруг вас. Занимайтесь внутренней духовной жизнью. А как дальше это проявится на внешнем уровне – не беспокойтесь сами, позвольте Целому направить вас, доверьтесь Миру.
Ангелы любят тишину…
Расширение вертикали жизни
Регулярная практика уединения оказывает благотворное влияние на жизнь человека. Каждый из нас, на глубинном уровне, интуитивно чувствует внутреннюю потребность в этом, но мы не всегда имеем возможность её реализовывать, в силу сложившихся традиций и образа жизни. Когда вокруг все стремятся жить динамичнее, насыщеннее и эффективнее, чтобы успеть побольше, всё меньше и меньше остаётся времени на то, чтобы побыть наедине с самими собой. Если с детства нас учили «трудиться, не покладая рук», чтобы получать хорошие оценки и достигать больших высот, то и в зрелом возрасте мы не сможем полноценно позволить себе побыть какое-то время в недеянии и расслабиться, так как нами же самими это будет восприниматься как праздность, леность и разгильдяйство. Поэтому часто нам кажется, что каждую свободную минуту необходимо заполнить каким-либо значимым делом, которое можно назвать полезной деятельностью. Ведь столько всего надо успеть сделать. Но, к сожаленью, если не происходит внутренней трансформации, такая активная деятельность относится только к видимому, поверхностному уровню жизни. А невидимый уровень при этом упускается.
Что такое невидимый уровень жизни? Это как пространство космоса между видимыми звёздами, как пространство воздуха между видимыми предметами в нашей комнате, как пространство внутри атома между его электронами, как пространство чистого сознания между нашими мыслями. Мы можем не замечать этого пространства, но это не значит, что его нет. Более того, оно имеет значительное влияние на нашу жизнь в то время, как мы, в основном, концентрируемся лишь на видимых объектах. Мы, например, можем видеть двух людей перед собой и слышать их диалог, но при этом не чувствовать связь этих людей на психическом уровне, когда они находятся в ста километрах друг от друга. Или мы можем думать, что, если на нас никто не смотрит, значит любое наше действие остаётся никем не увиденным, так же, как и невысказанная вслух мысль остаётся никем не услышанной. Однако, когда мы начинаем тоньше ощущать пространство внутри и вокруг себя, то нам открывается истина о том, что все видимые и невидимые действия (мысли, слова, поступки) записываются в общее поле Вселенной, как в космическую базу данных.
Когда мы находим время для уединения или посещаем групповые встречи, где люди направлены на восстановление контакта со своим истинным «Я» и внутреннее саморазвитие, то мы расширяем пространственное сознание. Наша жизнь наполняется глубиной. Каждое действие становится более целостным, более гармоничным. Таким образом, час уединения помогает уйти от поверхностного и реактивного образа жизни. Мы расширяем вертикаль жизни. И тогда в меньшей единице времени и при меньшем объёме действий мы находим большее благо для себя и других.
Восприятие без двойственности и осуждения
Смиренный мудрец, обладающий истинным знанием, одинаково взирает на учёного брахмана, корову, слона, собаку и собакоеда.
Бхагавад-ГитаПогружаясь всё больше во внутреннее пространство тишины, мы начинаем видеть внешний мир шире, полнее. Мы перестаём оценивать всё вокруг. Нам больше нет необходимости постоянно определять, что «это хорошо, а это плохо», «этот человек мне по душе, а этот не нравится», «это здание красивое, а то здание – отвратительное». В большинстве случаев, осуждение и оценивание окружающего мира и людей по принципу «нравится-не нравится», «моё-не моё» – идёт не от нашей истинной сути, а от ложного Эго, которое хочет везде расширить свою власть или укрепить территорию своей безопасности, как на внешнем, так и на внутреннем уровне. То, что нашему ложному «Я» оказывается по нраву, мы ассоциируем со своей личностью. Таким образом, чем больше вокруг нас людей или объектов, которые нам нравятся, тем больше мы ощущаем, будто мы распространяемся по всей этой площади. Поле нашего ложного Эго раздувается. Если же, наоборот, нам кто-то или что-то не нравится, то мы ощущаем, будто это занижает нас, уменьшает площадь нашего распространения. Поэтому мы хотим перечеркнуть, уничтожить, устранить нежелаемое, или не видеть, удалиться от него. Человек нам неприятен, и мы хотим, чтобы его рядом не было. Само это желание уже означает намерение убийства. Но кого мы намереваемся убить, когда хотим устранить что-то неприятное вокруг нас? Мы покушаемся на Целое.
Это не значит, что нам не нужно предпринимать никаких действий по улучшению пространства вокруг. Но необходимо помнить, что на истинном уровне мы хотим устранить тьму, невежество или проявление ложного Эго другого человека, а не самого человека. А желая уничтожить всего человека, мы неосознанно намереваемся уничтожить и частицу Целого, которая проявляется через него, то есть уничтожить его истинное «Я».
В тексте Бхагавад-Гиты даётся указание на то, что человек, познавший истину и Господа, видит во всех живых существах проявление Господа. Так как же мы тогда можем осуждать или оценивать что-либо происходящее вокруг нас и желать это устранить? Кто внутри нас хочет устранить что-либо вокруг нас? Если мы не принимаем Целое во всей его полноте и во всём разнообразии его проявлений и стараемся выделить для себя только то, что нам видится приемлемым для нашей жизни, то мы усиливаем отделённость от Мира, от Целого. Искусственное усиление отделённости от Мира всегда исходит от ложного Эго. Соответственно, всё, что подогревает наше чувство отделённости от других, посредством осуждения, неприятия или отвращения – идёт не от истинного «Я», а от ложного Эго. То же самое относится и к коллективным образованиям, в которых также может проявляться коллективное ложное Эго, желающее обособиться от других, осуждающее и критикующее деятельность других, отдаляющее своих адептов от ощущения всеобщего единства Целого. Вместо того, чтобы в других проявлениях Мира видеть своих братьев и сестёр, единомышленников, ложное коллективное Эго видит во всех вокруг своих конкурентов, причём как в оппонентах, так и в союзниках.
Человек, укоренённый в истинном «Я», видит во всём живом вокруг себя их истинное Бытие. На этом уровне мы все едины. И в том случае, когда по улице ходит грубиян и причиняет вред другим, такой человек видит, что действия исходят не от истинной сути того грубияна, а от его ложного Эго, то есть он в данный момент пребывает в невежестве или страсти. И тогда уже нет необходимости уничтожать этого человека или молча ненавидеть его. Если мы почувствовали, что вокруг нас появилось невежество и тьма, тогда нашей первостепенной задачей будет усилить Присутствие, любящее познающее пространство, чтобы Свет Целого смог беспрепятственно проникнуть в это поле. Человек религиозный в этот момент может помолиться Господу или попросить поддержки у святых. И тогда либо ситуация сама рассеется, либо вам будет дано свыше, как необходимо поступить. Но это будет уже не ваше желание кого-то проучить, наказать или устранить, а проявится воля Целого через вас. Чтобы обрести такую способность, необходимо усиливать Присутствие во всех обычных жизненных ситуациях. И начать можно с регулярной практики уединения.
В таком состоянии осознанности вы позволяете окружающему миру быть таким, какой он есть в настоящем моменте, безоценочно, без осуждения. В уединении вы начинаете ощущать безусловное принятия всего в Мире, начиная с полного принятия самих себя. Когда останавливается поток мыслей, перед вами буквально открывается более широкий обзор реальности. Прямо сейчас отложите книгу, посмотрите перед собой и остановите процесс осмысления всего. Не цепляйтесь взглядом ни за какой конкретный объект. Просто будьте. И вы увидите, как угол вашего зрения стал шире, теперь вы охватываете большее поле реальности. В обычной же жизни, когда мы бесконечно заняты, и ум суетлив, наш угол зрения сужается. Мы иногда не видим даже то, что находится перед собой. Наши мысли и эмоции, а точнее наше отождествление с ними, мешают нам видеть реальность. Очищая своё сознание от этой завесы и расширяя поле зрения, мы можем заметить, что наше восприятие постепенно трансформируется. Если сначала была двойственность «субъект-объект» или «наблюдатель-наблюдаемое», то теперь субъект (наблюдатель) начинает растворяться в объекте (в наблюдаемом). Исчезает грань между нами самими и тем, на что направлено наше внимание. Мы соединены с Миром.
Когда мы усиливаем Присутствие и безусловное восприятие реальности, это не значит, что мы начинаем равнодушно ко всему относиться. Может возникнуть вопрос: «Если речь идёт о безоценочном восприятии окружающего мира, то почему мы говорим о любящем познающем пространстве, о любящем Присутствии? Как оно может быть любящим, если по логике получается, что оно должно быть беспристрастным?»
Постигая внутреннюю тишину и растворяя ложное Эго, нам открывается наша истинная суть. Когда мы смотрим на окружающий мир через призму ложного Эго, мы осуждаем и оцениваем, а когда воспринимаем всё из истинного «Я», из нас струится любовь. Мы не пытаемся форсировать искусственно никакие позитивные эмоции или дружелюбное отношение к другим людям. Любовь ко всему живому приходит сама собой, когда мы находим внутренний Источник благодати. Этот Источник словно пуповиной соединён с Высшим Источником. Его колодцы бездонны, Его вода – Любовь. Она утолит любого, кто к ней прикоснётся. Она способна напоить всех.
Поэтому вместо того, чтобы специально стараться быть всегда добрым и любить всех, нам просто достаточно регулярно возвращаться к внутреннему Источнику. Чем чаще мы будем к нему приходить, тем скорее наступит момент, когда вода из Источника окатит нас с ног до головы так, что мы навсегда останемся в нём, слившись с Целым. И тогда через нас любовь Целого сможет беспрепятственно распространяться на всё вокруг.
Человек любит не потому, что ему выгодно
любить того-то и тех-то, а потому, что любовь
есть сущность его души, потому что он
не может не любить.
Лев Толстой
Уменьшение стресса
В атмосфере уединения и тишины у нас постепенно замедляется дыхание. Вместе с этим успокаивается наш ум. Чем спокойнее наш ум, тем более расслабленным становится наше тело. Когда наше сознание захвачено мыслительным потоком ума, телу некогда отдыхать. В привычном городском темпе жизни у человека в единицу времени обычно больше дел и задач, чем он способен реализовать. Это рождает в теле состояние повышенной «боеготовности», тонус, напряжение. Часть энергии, предназначенной для нормального функционирования различных органов тела, направляется на укрепление наших мышц и усиленное кровообращение. Такая стрессовая обстановка, в некоторых случаях, может быть полезной для выполнения тех или иных задач и проектов, так как мобилизует дополнительные силы в организме. Но когда человек постоянно находится в подобном режиме, не уделяя достаточно времени для снижения уровня стресса, временная боеготовность организма плавно превращается в хроническое состояние, которое впоследствии может привести к застоям энергии в теле, дисфункциям определённых органов, болезням, депрессии, психологическим проблемам и другим неприятным проявлениям.
Помимо беспокойного ума, напряжение в теле может появляться и от наших чрезмерных амбиций. Когда в реальности не реализуется то, что мы ожидаем получить, в нашем уме образуется напряжение. Чем больше ожиданий от себя и от окружающего мира, и чем больше разница между нашими желаниями и реальностью, тем сильнее внутреннее напряжение. Напряжение в уме влечёт за собой напряжение в теле. Если мы большую часть времени находимся в погоне за постоянно растущими желаниями и недовольны имеющейся реальностью, в нашем психофизическом пространстве не будет покоя и умиротворения.
Дополнительной причиной для возникновения напряжения внутри нас становятся негативные эмоции. В жизни каждого человека иногда случаются неприятные ситуации, трагедии, скандалы, которые своей мощью и негативностью оставляют зажимы в теле, обиды, страхи, неприязнь. Если мы не прорабатываем эти блоки, такие сгустки негативных эмоций остаются в нас жить до того момента, пока снова себя не проявят в деле в очередной стрессовой ситуации. Во время практики медитации и других духовно-телесных упражнений в организме человека начинают распутываться эти негативные узлы. Например, они могут выходить как воспоминания о каких-то прошлых событиях, о которых вы уже даже и забыли. Вы может и «забыли», но тело ваше помнит. Или они могут просто выходить в виде бурных эмоций, слёз, смеха, беспокойства и переживаний.
Практика уединения, в частности, дыхательные медитации и определённые физические упражнения, помогут снизить уровень напряжения в теле и проработать некоторые участки с зажимами. Чем меньше будет напряжения в вашем психофизическом пространстве, тем более умиротворёнными и уверенными вы будете пребывать в различных ситуациях, и тем проще и естественнее будет раскрываться ваш внутренний потенциал.
Разотождествление с умом и эмоциями
Пребывая в уединении и более чутко наблюдая за мыслительным процессом, мы замечаем, что мозг, как правило, рождает мысли сам по себе, без нашей воли. Во время медитации мы даём уму команду не думать и сконцентрироваться на чём-то. Если бы ум был тотально под нашим контролем, то он бы просто выполнил эту команду. Но по факту ум начинает сам генерировать мыслительный поток, решать наши актуальные задачи, прорабатывать ситуации из прошлого, генерировать идеи для будущего.
Человек считает, что его мыслительный процесс – это он и есть, что его думающий мозг – это и есть он сам. У некоторых людей, к сожалению, это отождествление не прекращается до конца жизни. Другим повезло больше. Начинает ослабевать зависимость от ума. У кого-то это происходит позже, у кого-то раньше – когда человек впервые открывает для себя истину, что его ум мыслит сам по себе. Чем больше мы практикуем уединение, тем проще нам разотождествиться с мыслительным потоком внутри. Мы продолжаем думать, но уже понимаем, что это думаем не мы, а наш мозг. И в нас усиливается способность наблюдать за мыслительным процессом со стороны. Теперь вместо «я думаю» мы скажем «ко мне пришла мысль». Просто наблюдайте, как мысли приходят и уходят. Но они – это не вы. Если вам не понравилась мысль, которая сгенерирована умом, просто примите её без самоосуждения и сознательно направьте мышление в другое русло. Таким образом, мы отвязываемся от ментальных концепций, постоянно крутящихся в нашей голове, которые мы раньше принимали за свои внутренние убеждения, за свою собственную истину.
Если мы не отслеживаем, что приходит в наш ум, тогда одна деструктивная мысль начинает подтягивать другую, образуя длинные ряды умозаключений, которые порой могут держать нас под своей властью очень долго. Если мы бдительны, сразу же улавливаем эту мыслительную цепочку. Делаем несколько глубоких дыханий. И из истинного «Я» решаем, нужно ли нашему мозгу сейчас думать об этом, или же нам эти мысли не актуальны, да и вовсе не нужны. Далее переводим работу мозга на более полезную для нас тему, либо вовсе прекращаем мыслительный поток, сконцентрировав внимание на дыхании, ощущениях в теле или на внешних объектах.
У одних из нас больше выражена зависимость от ума, у других – зависимость от эмоций. Нас что-то или кто-то раздражает, в уме закручиваются негативные мысли, они усиливают негативные эмоции, и мы выходим из себя и впадаем в бешенство, либо выразив это во внешнем проявлении, либо задержав это в себе внутри. Оба исхода нежелательны ни для нас, ни для окружающих. Но если мы знаем, что эмоции – это тоже не мы, а это лишь реакция тела на негативные мысли или неприятную ситуацию, тогда мы обретаем ещё один уровень свободы. Свободу от эмоций. Даже когда в нашем теле созревает сильная эмоция, мы уже не привязываемся к ней, говоря себе «я раздражён» или «я в печали». Мы просто наблюдаем за этой эмоцией, появившейся в нашем психофизическом пространстве. Мы не отрицаем, что она там есть. Но эта эмоция – не мы, не наше истинное «Я».
Наше истинное «Я» – это то Сознание, которое способно наблюдать за мыслями и эмоциями внутри нас. Чем больше мы медитируем и чем выше наш уровень Сознания, тем проще нам выйти из власти мыслей и эмоций. Тогда их анархия в нашем организме заканчивается, и мы уже своим Сознанием можем направлять процесс мышления и эмоциональное состояние в нужную нам сторону.
Рассеивание иллюзорного «облака проблем»
Наш ум направлен на постоянное решение задач и проблем. Разобравшись с одной проблемой, ум переключается на следующую. Даже если у вас в данный момент жизни все задачи решены, ум всё равно найдёт, за что зацепиться, чтобы продолжать реализовывать свою функцию. Либо он начнёт придираться к мелочам вокруг или находить в чём-то подвох, либо будет перебирать ситуации из вашего прошлого и пытаться их проанализировать и вновь переработать, либо устремится в будущее и будет придумывать новые идеи или беспокоиться о возможных негативных ситуациях, которые могут произойти в перспективе. Таким образом, если мы ещё не наработали навык наблюдения за мыслительным процессом, с помощью которого мы можем успокоить ум или направить его деятельность в другое русло, то мы оказываемся в ситуации, когда наш ум постоянно занят делами, задачами и проблемами, даже если мы сами этого не хотим, или если в такой умственной активности в настоящий момент нет необходимости. В лучшем случае, ум будет беспрестанно решать задачи, не давая вам покоя, а в худшем случае – найдёт для себя иллюзорных врагов и поводы для недовольства или беспокойства. Наше Сознание в такие моменты словно окутано «облаком проблем». Ум накручивает всё больше и больше мыслей вокруг одной и той же ситуации или задачи, затуманивая наш Разум и заставляя нас поверить в серьёзность и важность всего того, о чём ум думает и беспокоится. Такой ментальный шум значительно ослабляет наше Присутствие.