Полная версия
Тайны темной стороны
Интервью, вместо предисловия
Данное интервью взято Джереми Стоуном (ДС) у астролога и мистика Таисия Черного (ТЧ) для журнала “Зодиак” по поводу публикации там некоторых рассказов.
ДС – Знаете, я прочел с большим интересом цикл ваших рассказов, и у меня, впрочем, я думаю, как и у всех читателей, сразу возник вопрос. А именно: на каком материале написаны эти тексты? Что это – действительные события и люди или же литературный вымысел?
(Таисий задумался)
ТЧ – Понимаете, я бы не стал тут проводить четкую границу. Дело в том, что в основе всех рассказов из данного сборника действительно лежат некие события, произошедшие в прошлом. Поначалу я попытался подать все это как некую хронику, чуть ли не протокол наблюдений какой-то, но перечитав, мне показалось это скучным. Не мне, но потенциальному читателю. У меня возникло ощущение, что я пытаюсь кого-то в чем-то убедить или даже, не дай бог – переубедить. Это было так далеко от изначальной цели. Я ведь не собирался никого переубеждать, мне хотелось просто – заинтересовать. Переубеждать – дело неблагодарное, чаще всего – довольно скучное и уж точно – лишенное каких бы то ни было перспектив. Особенно, если перед вами рациональный приземленный психологический тип.
Заинтересовать же – дело другое. Если человек еще способен удивляться, если у него еще захватывает дух от каких интересных событий или явлений, значит, на мой взгляд, он еще не пропал для этого мира. Значит, ему есть, куда расти, куда двигаться.
Одним словом, каждый их этих случаев я литературно обработал настолько, чтобы он, как говорится, зацепил, и уже не отпустил. Не знаю, насколько это получилось.
ДС – и до какой степени этот материал обработан?
ТЧ – В разных случаях по-разному. Например, я не описывал некоторые моменты излишне подробно, кое-что упускал вовсе, во всех случаях я изменял имена героев и названия мест, где происходили события, но в целом все события вполне узнаваемы, для тех, кто имел к ним какое-то отношение. А общем, все было практически так, как описано, или, во всяком случае, довольно, похоже.
ДС – Хорошо, возьмем для примера рассказ «Шагнуть за ворота». Дело действительно было на Алтае?
ТЧ – Да. Однако в этом рассказе я как бы сложил две истории. Был у меня случай, когда я искал некое лекарство используя осознанное сновидение, ну и собственно поход на Алтай. Я собирался попасть на Телецкое озеро, но потом мне один приятель указал на карте одно аномальное место, пользующееся, так сказать «дурной славой», и я решил добраться туда. Там действительно было много странного, вплоть до того, что в сновидении я и вправду увидел словно бы призрак древнего города.
ДС – а как насчет алхимии? Ты правда пытался получить золото?
ТЧ – нет, конечно. Это невозможно. Просто в тот период меня часто просили прочесть небольшой курс по истории алхимии. Меня это всегда интересовало, поскольку алхимия – это в первую очередь очень развитый символический язык. Работа над этим курсом лекций меня очень увлекла, и я не устоял перед соблазном притянуть в этот рассказ и алхимию тоже.
ДС – Понятно. А какие из рассказов, так сказать, наиболее приближены к реальности?
ТЧ – Ну, например – «Завихрение». А рассказы «Почти просто страшилка» и «История с черепом» – это просто хроника событий, без реальных имен, правда.
ДС – Понятно. И все-таки, почему ты решил описать большинство случаев в литературной форме, а не в виде, скажем, репортажей? Бывают ведь увлекательные журналистские расследования, например, разве нет?
ТЧ – Я стал описывать увиденное в форме рассказов, потому что хотел «быть прочитанным». Многие книги, с которыми мне приходилось сталкиваться по астрологии или магии выглядят настолько скучно и неинтересно, что я не часто доходил даже до середины. А когда урок скучен, ученик едва ли его усвоит. Что до репортажей… да, среди них бывают, конечно, интересные, но это, как правило, какие-то сенсации. Я бы не хотел, что бы мои рассказы воспринимали именно так.
ДС – Понимаю. Скажи, а почему ты вообще решил писать?
ТЧ – Знаешь, это – хороший вопрос… Как и во всякой работе, в моей – тоже много разной рутины, простых, почти тривиальных случаев, связанных даже с бытовыми вопросами, но иногда встречается нечто, что заставляет тебя встрепенуться и посмотреть на жизнь с восхищением. За долгое время, у меня поднакопилось немало интересного и загадочного, страшного и забавного. И вот в один прекрасный декабрьский день 1991 г. мой приятель Святослав предложил мне поучаствовать в создании сборника рассказов, написанных разными людьми, имевшими некий мистический опыт. Я решил описать два случая, что и сделал довольно скоро. Через четыре месяца стало ясно, что сборник не состоится по финансовым соображениям и скоро про него и думать забыли. Однако я был уже настроен на эту волну, и стал писать дальше. К слову этот сборник так и должен был называться: «Тайны темной стороны». После Святослав разрешил мне его использовать для собственного сборника.
ДС – И как часто ты сталкиваешься с проблемой, которая заставляет “встрепенуться”? И оцениваешь ли ты заранее вероятность ее решения?
Т.Ч. – Тоже – отличный вопрос! Как я уже сказал, у меня в архиве накопилось немало удивительных и загадочных случаев. Что же касается решения, то я не только ничего не оцениваю заранее, но даже выход из проблемы, зачастую, сразу не вижу. Да, собственно, далеко и не все проблемы ведь можно решить.
ДС – А какие нельзя?
(Таисий снова задумывается)
ТЧ – Как бы это сказать… В общем, в нашем мире у причин тоже есть некая собственная иерархия. Так сказать – иерархия причин и следствий. «Сержант» не может вмешиваться в причины созданные «полковником». Это, в прямом смысле, и для здоровья вредно, не говоря уж о многом другом. А что говорить, если проблема создана Генералиссимусом Вселенной? Для каких-то одному ему понятных целей. Дело за «малым» – понять твоего ли уровня эта проблема?
ДС – Согласуешь ли ты с «героем произведения» возможность, так сказать, предания огласке его ситуации?
ТЧ – Иногда. Но я бы хотел пояснить, что рассказы не рождаются тотчас после решения той или иной проблемы. Мне какое-то время нужно «пожить» с вновь приобретенным опытом, рассмотреть его как бы изнутри. Кроме того, есть события, о которых я смогу рассказать лишь лет через двадцать, а есть и такие, о которых я не расскажу никогда. Кроме того, иногда исход события бывает печальным, как, например, в рассказе «На перекрестье ветров». И спрашивать разрешение уже, увы, не у кого.
ДС – Пишешь ли ты что-нибудь помимо рассказов?
ТЧ – Да. Компьютерные программы, например…
ДС. – Часто события, описанные в твоих рассказах, происходят в неких “местах силы”, которые, в основном, находятся на территории России и Украины. Последние годы ты работаешь в Канаде. Можно ли помочь человеку, находясь на территории другого эгрегора1, решить его проблему, если завязка события произошла в другой стране? Ведь в Канаде можно встретить людей со всего мира.
ТЧ – Ехать в места силы, связанные с конкретным человеком или его родом,
приходится не так уж часто. В большинстве же случаев, я использую места силы для собственной подзарядки или настроя. Взять, к примеру, случай, описанный в рассказе «Письма Катарины Грофф». Там я работал с местом силы, расположенным совсем недалеко от моего дома. После я работал в самых разных местах, даже – в Иудейской пустыне. Кстати, фактор перехода на территорию другого эгрегора, хоть и бывает ощутимым, но редко – разрушительным.
ДС. – И последний традиционный вопрос – работаешь ли ты сейчас над каким-нибудь
произведением?
Т.Ч. – Да, но это не рассказ. Это скорее роман – фэнтэзи, детектив, где я попытался раскрыть основные свойства мира магии. Я хотел показать, что в этом мире, так же, как и в нашей повседневной реальности, нет места произволу. Везде царят законы, которые следует хорошо понимать, иначе, в лучшем случае, просто ничего не получится.
Оттава. 2019
Завихрение
Страшная черная ночь окутывала землю,
и вдали горело зловещее красное пламя…
П.Успенский «Символика Таро».
Кажется, тогда я и понял, что это такое. Хотя, и довольно странно так говорить, оставшись, в конце концов, в полном неведении. Естественно, у меня и раньше не раз возникали разговоры на эту тему, но тогда мне казалось, что мои собеседники говорят о чем-то таком, что имеет к земной жизни лишь опосредованное отношение. Теперь – понятно – я уже так не думаю.
Пожалуй, еще в детстве я не раз удивлялся, наблюдая одно странное явление. Когда созревает необходимость в каком-то знании, и когда это не просто любопытство, и когда ты шел к этому какое-то время, прилагая усилия и веру в победу, выстраивая цепь окружения из людей и предметов, то, в конце концов, все ответы появятся, и при этом – как бы сами собой. Ни с того ни с сего, и ниоткуда. Просто вдруг, кто-то подарит книгу, или же – появятся телепередачи, встретятся люди, которые что-то подскажут. Да что там! Иногда даже таблоиды на улицах могут оказаться вполне знаковыми. Нередко подобные знаки сыплются на тебя в какой-то момент, словно из рога изобилия. Когда замечаешь это и начинаешь придавать значение происходящему, тогда они словно бы поворачиваются другой своей стороной, совпадения кажутся уже просто невероятными, и затем все это словно бы затягивает в большой, тихий, но очень мощный водоворот… К слову, подобные «водовороты» судьбы я и стал называть «завихрениями».
Однако это вовсе не значит, завихрение всегда понятно. Иногда ты вдруг получаешь какие-то ответы на вопросы, которых никогда и не задавал! Или задавал, но уже так давно, что и думать забыл. Нет, это здорово, если завихрение понятно, если ты вызвал его своей волей и теперь знаешь, что с этим делать, но чаще – все совсем иначе.
В общем, когда оно возникает неизвестно из чего, приобретает непредсказуемые, невероятные формы, вытаскивая на свет нечто, что было скрыто в дремучих джунглях мира сновидений, то порой становиться очень странно и даже – чего греха таить – иногда и страшно. Страшно от простой очевидности, что вольно или невольно, но где-то ты что-то нарушил, разорвал или наоборот – соединил тонкие бесконечные нити мироздания, создал «причины», невидимые в этом мире никаким глазом, и теперь кто знает, каковыми будут следствия? Кто знает…
Впервые столь странное “завихрение”, лишенное какой бы то ни было логики и смысла, я наблюдал, когда бродил по Полесью. Это было за несколько лет до Чернобыля. Я хотел уединиться, чтобы прочувствовать какую-то тему и с тем пустился в странствия. Были каникулы – почему не уйти куда-то? Уже не помню, что это была за тема размышлений, но местом для этого я избрал глухие разбойничьи леса в междуречье Горыни и Уборти2.
В седьмой день Луны я вырезал посох, а в девятый двинулся в путь. Любопытно, что Уран все эти дни порывавшийся снова вернуться в Стрелец, остановился в самом начале Козерога, что, видимо, и явилось для меня одним из первых кубиков, построивших будущее завихрение… Хотя…
Честно говоря, вряд ли тут вообще можно что-то объяснить логически. Почему, например, я решил, что три события, о которых пойдет рассказ, вообще должны быть как-то связаны? Не знаю. Я просто чувствую, что они являются незримыми гранями единого, созданного мною, незримого «айсберга».
***
Кажется, это был второй день пути, когда я нашел очень сильное место и на несколько часов ушел в «шаманское путешествие»3. Я пытался понять и увидеть свой дальнейший путь и есть ли вообще в нем какой-то смысл? Однако, несмотря на очевидное наличие силы, ничего особенного я не увидел и не понял, а лишь наблюдал красную стену, как будто созданную из дыма или тумана, казавшуюся непонятной, а потому завораживающей.
Так я просидел пару часов, а после, закончив свои занятия, двинулся в путь, поскольку пройти следовало еще много – километров пятнадцать, до самой речки Моствы. Остановка на этой речке была задумана мною изначально. Река с темно-коричневой гладью, неслышно текла промеж высоких, совершенно безлюдных песчаных берегов. Места были совсем дикими, и это давало шанс пробыть в молчании хотя бы пару-тройку дней. Кое-кто мне говорил даже, что пробыв в таком молчании хоть немного, хоть с месяц, можно рассчитывать получить какой-нибудь очень значительный совет, или даже – новое знание.
В общем, я шел долго и, немного сбив ноги, уже – было – стал подумывать разбить переход на два этапа, остановившись на первую ночевку прямо посреди леса. Однако что-то словно бы толкало меня вперед. Я, например, стал замечать, что когда силы были уже совсем на исходе, и когда я собирался – уже упасть на мягкий мох и отдохнуть, как рюкзак, вдруг, становился легче и, я мог пройти еще лишний километр, а то и все – два. Впрочем, после подобного рывка, я все равно делал десятиминутную передышку. Отдохнув и разложив дары духам, я снова двигался в путь, пробираясь через лес, который был то почти непроходим, а то вдруг редел, перемежаясь болотами. Иногда лес совершенно исчезал, уступая место пустошам, кое-где поросшим сосновым молодняком и можжевельником.
К вечеру, когда солнце уже висело примерно на ладонь от горизонта, и я уже выбился из сил окончательно, лес вдруг снова немного поредел и, показалась тихая, прохладная гладь Моствы. Она, текла словно в каньоне между крутых песчаных берегов, поросших на противоположной стороне сумрачным угрюмым лесом.
Солнце, наконец, коснулось горизонта и потому следовало побыстрее собрать дров и поставить палатку. Со всем этим я справился довольно быстро, и, повесив котел на огонь, немедленно спрыгнул с обрыва к реке. Переплыв ее несколько раз туда и назад, я вдруг стал обращать внимание на некоторое неудобство, которое довлело надо мной, подобно тяжелому недоброму взгляду. Это было неприятное чувство, и неприятность состояла, скорее всего, в полном непонимании причины подобного состояния. Я старался об этом не думать слишком много и сохранять как можно более безразличный вид, но уже когда вылез на берег и стал одеваться, вдруг остановился. Окажись тут кто-то чужой, он бы, вероятно, отметил, как я довольно глупо и удивленно вертел головой по сторонам: до меня вдруг дошло, что причиной дискомфорта была странная, если не сказать – чудовищная, тишина. Она не напоминала просто тихий вечер или тихую комнату. Эта тишина походила, скорее всего, на ту, что бывает в студии звукозаписи или же барокамере. Непонятно, куда девались комары, мучившие меня нещадно почти весь день, не было слышно и птиц. Я вдруг почувствовал ужас от того, что я остался на этой планете совсем один…
Но я быстро отогнал дурацкое наваждение! Надо же – один на планете! Размечтался! Подивившись всему этому, и сохраняя невозмутимый вид, я направился к палатке, с тем, чтобы поужинать. Друзья мне говорили не раз, что вести себя следует в таких ситуациях, как можно более непринужденно. Я читал у самых разных путешественников, что страх делает тебя видимым перед всеми: от людей до самых низких духов. К слову, они же и вполне могли устроить весь этот странный спектакль. Зачем? Кто их поймет…
Солнце уже село, и лес вместе со своей густой, как мед, тишиной погрузился в такой же плотный, почти гуталиновый мрак, с которым тщетно пытался сражаться мой костерок. Я решил еще посидеть немного с тем, чтобы сделать записи в дневнике, и собрать воедино все мысли, пришедшие в голову за день.
Помню, я как раз сломал грифель у карандаша, когда вдруг послышался странный звук. На фоне все той же тишины он слышался действительно очень странно, и я проверил на месте ли топор. Звук больше всего походил на лязг цепи. Сначала я подумал, что это лошадь или коза, которая, быть может, вырвала кол и сбежала с пастбища, но я сразу отбросил эту идею, поскольку до ближайшей деревни было не менее двадцати километров, да еще и через лес. Лязг повторился, и я, посветив фонарем в сторону берега, откуда исходил этот звук, облился холодным потом. На пологой береговой отмели, прямо под обрывом, где находилась моя палатка, стоял здоровенный матерый волчище. Как мне показалось, он был раза в полтора крупнее большой немецкой овчарки. Зверь попал в капкан, а затем, выдрав его, убежал, заливая след кровью и наполняя воздух ночного леса отчаяньем и болью. Впрочем, он посмотрел на меня спокойно и без всякого интереса.
Первый шок прошел, я вспомнил, что волки на огонь не идут и что летом они вообще не особенно агрессивны. Хотя, капкан… Боль вполне могла пробудить в нем самую лютую злобу… Погасив фонарь, я дал глазам пару секунд привыкнуть, а затем стал наблюдать за серым пришельцем в свете костра. Волк отвернулся, и, постояв немного, двинулся в воду. Раздался тихий плеск. Через пару минуть я стал ждать, что теперь уже на том берегу плеснется вода и раздастся все тот же лязг, но, сколько я ни вслушивался, ничего этого не произошло. Волк исчез, и больше я его никогда не видел. Я понятия не имею, куда он мог деваться, кроме как вылезти на другом берегу. И, в тоже время, было бы странным предположить, что такой мощный зверь оказался неспособным одолеть небольшую реку и утонул.
Однако было еще одно обстоятельство, воспринятое мною тогда спокойно, но сегодня терзающее, как все неясное. Дело в том, что как только волк ступил в воду, на другом берегу на краю леса показались две очень темные фигуры, очертанием похожие на людей. Было очень темно, и я лишь боковым зрением различал их, словно бы сотканных из еще более глубокой тьмы, чем тот ночной деготь, в котором находился я сам. Они едва слышно переговаривались, и мне показалось, что правый, протянул руку вперед, будто указывая на костер, хотя, конечно, за последнее обстоятельство нельзя поручиться всецело. А затем все как-то резко вернулось к нормальному состоянию. Стали слышны шорохи и ветер в кронах. Где-то истошно закричала ночная птица. И даже костер, казалось, стал потрескивать значительно громче и чаще.
Посидев еще немного и сделав соответствующие записи, я пошел спать, поскольку уже просто валился с ног. Я залез в спальник, и, не успев еще толком застегнуть его – почти сразу заснул. Но вот еще одна странность: в эту ночь мне приснился очень необычный сон. Вообще сны после такого трудного для меня большая редкость, если только я их не вызываю специально. А тут – совершенно неординарный сон: такой яркий, и я бы даже сказал – кинематографичный… Мне снилось, что я стою на лесной поляне, а за спиной у меня горит лес. Вдруг, из живой рощи, которая находилась впереди, выскакивает тройка лошадей, запряженных в карету или фаэтон, и направляется в сторону горящего леса. На козлах, где должен был сидеть кучер, не было никого, и лошади просто скакали, куда и как им вздумается. Я попытался вмешаться и заставить лошадей остановиться, но если раньше мне удавались и более сложные трюки, то тут все было тщетно. Лошади не слушались и неслись прямо в огонь…
Утром я проснулся озадаченный: потерять контроль над снами – не очень-то добрый знак… Однако, как и прежде, я сделал вид, что ничего не происходит, и, как ни в чем не бывало, занялся делами. Минут двадцать я разминался и после пошел на берег исследовать следы ночного волка, и заодно – поплавать, конечно.
Увиденное ошарашило меня как гром. Все мысли смешались и мир в голове, можно сказать, рухнул. На отмели, где я видел волка, следов не было! Передо мной лежала довольно длинная песчаная целина не тронутая даже крестиками вальдшнепов, или куликов. Я переплыл на другой берег, но и там, понятно, не было ничего кроме ровного, утрамбованного водой и ветром песка… На том месте, где я видел черных людей, также никаких следов не было, но, что особенно удивительно – лес там был совершенно непроходим из-за зарослей ежевики и дикой смородины.
Вскоре я добрался до Припяти, а по ней на «ракете» до Киева. В тот же день я пошел к друзьям, и мы засиделись допоздна, обсуждая все, что мне удалось почувствовать в своих странствиях. На мою историю с волком, снами и прочими приключениями, один из них махнул рукой, и небрежно сказал: «Завихрение, это бывает! Наверное, ты где-то накосячил!»
Я равнодушно кивнул, а когда ставил чайник, и обернулся к окну, вдруг, как-то машинально сказал: «Вот уже и светает». И тогда кто-то ответил, приподнявшись над столом: «Бог с тобой, сейчас два часа ночи. Это же пожар!»
Если это и был пожар, то горело, наверное, полгорода. Зарево было гигантское и было светло, как днем, правда, свет был красным, и на душе стало очень тревожно. Через некоторое время и впрямь стало понятно, что это пламя, поскольку в воздух летело что-то похожее на темные лохмотья, а небо лизали оранжевые языки. Правда, – вот опять странность – дыма не было! Примерно через час все закончилось, и город погрузился в привычную тьму.
Я заночевал там же, а наутро поехал по делам. На остановке, мне пришла идея остановить такси, и разузнать последние сплетни относительно ночного пожара. Так я и сделал: остановил машину и сел. Водитель, казавшийся усталым и измученным, сказал, что едет в парк. Это было не очень-то по пути, но я все же согласился, поскольку обстоятельства были в мою пользу – этот человек работал в ночной смене. Дорога была длинной, беседа не клеилась, все попытки повернуть разговор к пожару повисали в воздухе – шофер говорил о чем угодно, но интересовавшая меня тема оставалась нетронутой. В конце концов, я пошел на абордаж:
– Что это так здорово горело сегодня ночью?
– Не знаю, а где именно?– спросил водитель.
– По-моему где-то за вокзалом, около двух часов ночи, – ответил я.
– Не знаю, я как раз был там, около трех, правда, но не видел ничего такого. Не знаю…
Я был поражен.
Нет, на работу я в тот день не поехал. Я ездил по городу и спрашивал, спрашивал… Я опросил тогда, наверное, человек пятьдесят самых разных людей: продавцов, таксистов, просто прохожих, но все высказались примерно так же, как и давешний таксист. Надо сказать, что я не спал более суток, пытаясь что-то вычислять, шерстя газеты и слушая «вражьи голоса», поскольку по советскому радио никогда не сообщали ни о каких авариях или пожарах!
И тогда же пришла печаль. Впрочем, и теперь, когда я в воспоминаниях возвращаюсь к тем событиям, меня что-то угнетает, что-то не дает мне покоя, будто надо мной тяготеет какой-то долг, будто что-то осталось незакрытым или незаконченным. Это очень странное и довольно тяжелое чувство, чем-то похожее на одиночество, данное, увы, не в награду, а, скорее – в наказание. Что это? Или за что? Я не знаю. Сегодня это уже как несильная ноющая боль в старых ранах, которая обычно напоминает о себе к непогоде. Боль, которую не удается забыть и от которой, похоже, уже никуда не деться.
Шагнуть за ворота
Thurisaz – Это руна недеяния, поэтому нельзя
приближаться к воротам и проходить
сквозь них без размышления.
Представьте себе, что вы стоите
перед воротами на вершине горы.
Вся ваша жизнь осталась сзади и
внизу. Перед тем, как идти вперед,
остановитесь и вспомните прошлое:
обучение, радости – все, что привело
вас сюда. Окиньте все это
взглядом, благословите все это и
отпустите. Освобождаясь от
прошлого, вы восстанавливаете свою
энергию. Теперь – шагните за ворота.
Ральф Блум “Книга Рун”
Иногда самые важные события происходят в ситуациях настолько банальных, что бывает сложно даже поверить в их важность. Вот вчера, например, я случайно встретил одного очень странного человека. И произошло не в каком-то значимом для меня месте, а просто в автобусе, который ехал в северо-западную часть города. Я вошел и удивился тому, что в переполненном салоне, где уже огрызались по поводу провозимых кем-то удочек и садовых инструментов, одно место на двойном сидении оказалось свободным. Усевшись, я стал доставать журнал, который как раз и читал, в основном, в транспорте: там был очень занятный детектив.
– Здравствуй, …– послышался тихий голос, назвавший меня по имени.– Рад тебя снова видеть в добром здравии.
Я поднял глаза на моего соседа. Это был человек довольно заурядной внешности: сероватое, несколько вытянутое лицо, покрытое двух-трех дневной щетиной, и немного печальные серые глаза.
– День добрый,– медленно ответил я, пытаясь вспомнить, где бы мне случилось его видеть прежде, и откуда, собственно, он может меня знать. Я даже не задал себе тогда вопрос: откуда ему известно мое прошлое имя, которое уж точно не знает никто. По крайней мере, я об этом не распространялся.