Полная версия
«Черный пояс» без грифа секретности
История, а самое главное, степень влияния обеих этих школ на развитие боевых искусств остается до сих пор темой малоизученной и, не исключено, таящей в себе много сюрпризов. Мы уже затрагивали вопрос взаимосвязи возрождения будо в Японии и политики Министерства образования. Нам довольно хорошо известно, как много сделал для этого Кано Дзигоро, заложивший педагогическую основу преподавания дзюдо, но только сейчас поднимается на информационную поверхность целый пласт сведений, относящийся ко вкладу в развитие современных боевых искусств Дай Ниппон Бутокукай и его профессиональных школ. Эта тема сохраняет актуальность и в современном обществе, главным образом за пределами Японии. В самом деле, кто из наших, например, специалистов, интересующихся историей единоборств, не задумывался над простым вопросом: почему у НИХ это есть, а у НАС – нет?
Невозможность запросто, не задумываясь, ответить на него рождает толпы фантазёров, придумывающих мифические, якобы где-то «чудом сохранившиеся русские бои», «кулачные игрища» и еще Перун-знает-что, инстинктивно пытаясь заполнить пустующую лакуну русского национального единоборства. Да, безусловно, русские воевали всегда и, весьма вероятно, у нас действительно существовали самые разные национальные системы боя, возможно, даже весьма эффективные и интересные, но правда заключается в том, что… до наших дней ничего из этого не сохранилось. Ни в коем случае не умаляя достоинств и заслуг мастеров, успешно генерирующих сегодня в России новые и уникальные стили единоборств, следует признать, что собственно русской истории у этих стилей пока нет. Она создается на наших глазах и, вполне возможно, новые школы обретут долгую и счастливую жизнь, но пока еще никто не смог убедительно доказать – с фактами в руках, а не используя приёмы public relations, что «казачок» это не танец, а единоборство.
Впрочем, Россия в этом не одинока. Примерно такая же ситуация исторчески сложилась в большинстве европейских стран. Несколько лучше дело обстоит в Китае, где вытесненное при коммунистах на Тайвань и Гонконг ушу снова возвращается в жизнь общества. Но Япония в любом случае является в этом смысле страной уникальной. Японцы сохранили почти всё, что имели, по крайней мере 100–150 лет назад. Большинство своих стилей они активно и непрерывно развивают и даже представляют будо как средство культурной дипломатии, официально оформив его в таком качестве в документах МИДа. Как им это удалось добиться такого результата? Нам думается, один из многих, имеющих право на существование, вариантов ответа как раз и заключается в том, что в критическую для боевых искусств эпоху японцы не стали полностью от них отказываться и не решили «творчески переработать» их в спорт (хотя испытывали сильное давление в этом направлении изнутри и снаружи), а с помощью педагогических, идеологических и философских приёмов создали стройную систему будо как часть национальной культуры, тесно связанной с религией (прошлое), образованием (настоящее) и воспитанием (будущее) нации. И не просто создали, а довели ее до совершенства, построив целый образовательный каскад будо: японские дети приучались к занятиям единоборствами в школе, совершенствовали свои навыки в университете, где им преподавали профессионалы – дипломированные наставники, окончившие специальную школу и имеющие возможность непрерывного профессионального роста под руководством лучших специалистов Японии. Специалисты занимались будо профессионально, и так же профессионально обучали ему, растя себе смену. Так продолжалось десятилетия уже в эпоху новейшей истории, которая донесла до нас не устные предания и не только плохо понимаемые, образно написанные свитки древности, а вполне конкретные, ясные нам информационные свидетельства: книги, журналы, программы и методики обучения.
Стоит ли после этого удивляться тому, что в современной Японии есть национальные единоборства, а в Европе и Америке (за малым исключением вроде английского бокса) – нет? Статистика начала ХХ в. сохранила для нас вполне зримые свидетельства успеха системы преподавания будо в Японии: к 1930 г. в Национальном правительственном протоколе по боевым искусствам было зафиксировано более двух с половиной миллионов обладателей черных поясов и более 215 тысяч экспертов высокого ранга по восьми основным направлениям боевых искусств. Большинство их активно тренировались, а лучшие поддерживали традицию проведения Бутокусай. Самым масштабным и, одновременно, последним в истории предвоенного Дай Ниппон Бутокукай стал фестиваль 1940 г., посвященный празднованию 2600-летия основания японской империи и правящей династии – важнейшей дате в постмэйдзийской и предвоенной истории Японии. В официальных соревнованиях и показательных выступлениях фестиваля приняло участие больше мастеров самых различных направлений, стилей и школ будо, чем за всю его предыдущую историю. На этом Бутокусай было впервые в истории Общества показано и столь популярное сегодня каратэ: демонстрацию выполняли сразу несколько групп, которые впервые выступили в качестве школ японских будо, представивших экспертам и зрителям свои официальные названия и программы.
За пятнадцать лет до описываемых событий, в 1925 г. японский парламент утвердил проект программы обязательного среднего образования, в которую вновь были включены кэндо и дзюдо. Со следующего года выпускникам Будо сэммон гакко, признавая высокий уровень их образования, Министерство образования решило без экзаменов вручать диплом преподавателей средней школы по национальной и китайской литературе, поэтому многие из них, направленные на работу в различные районы страны, преподавали не только боевые искусства, но и указанные предметы. Таким образом, реноме выпускников Будо сэммон гакко, как разносторонне образованных людей, настоящих интеллигентов, вооружённых знаниями и силой, дополнительно способствовало распространению будо, хотя уровень преподавания и того и другого одновременно понизился.
Создавая форму
Огромное значение для последующего развития японских боевых искусств имело создание стандартных (сэйтэй) комплексов приёмов – ката кэндо и дзюдо, и, конечно, Дай Ниппон Бутокукай сыграло в их появлении определяющую роль.
Ката должны были стать основой преподавания будо в школах, а потому между различными направлениями кэндзюцу и дзюдзюцу в период их разработки шла ожесточенная борьба за право продвинуть свои варианты приемов – это открывало широкие возможности распространения школы во всеяпонском масштабе. Нивелировать противоречия стоило огромного труда председателям комитетов по разработке этих ката – Ватанабэ Нобору (кэндо) и Кано Дзигоро (дзюдо).
Первое стандартное Кэндо-но ката было разработано специальной комиссией Дай Ниппон Бутокукай, в которую вошли мастера кэндзюцу Ватанабэ Нобору (Синто мунэн-рю), Сибаэ Умпатиро (Синто мунэн-рю), Михаси Канъитиро (Мусаси-рю), Токуно Кансиро (Дзикисинкагэ-рю), Сакабэ Дайсаку (Кёсин мёти-рю), Нэгиси Сингоро (Синто мунэн-рю), Абэ Мориэ (Дзикисинкагэ-рю) и ряд других специалистов. Однако этот комплекс не смог завоевать популярности у фехтовальщиков и не получил большого распространения.
Для разработки нового стандартного ката кэндо Великой Японии (Дай Ниппон кэндо ката) в мае 1910 г. была собрана новая комиссия. В нее вошли Нэгиси Сингоро (Синто мунэн-рю), Цудзи Симпэй (Сингёто-рю), Найто Такахару (Хокусин итто-рю), Монна Масаси (Хокусин итто-рю) и Такано Сасабуро (Оно-ха итто-рю), которые были назначены сопредседателями комиссии, а также Синкаи Тадаацу (Тамия-рю), Вада Дэн (Синкагэ-рю), Сибаэ Умпатиро (Синто мунэн-рю), Ватанабэ Кунихару, Кимура Сикихидэ, Ота Ярю, Яно Кацудзиро, Сибата Мориэ, Накаяма Хакудо, Такахаси Кютаро, Танака Ацуси, Одзава Итиро, Хосино Сэндзо, Косэки Норимаса, Уэмура Нобуо, Ниномия Хисаси, Кавасаки Дзэндзабуро, Сасаки Масанобу, Асано Кадзуёси и Тода Мару.
После долгой и трудной согласовательной работы членов комиссии, которые твёрдо отстаивали позиции школ – каждый, разумеется, своей, доказывая преимущества именно их технических приёмов, компромисс всё-таки был найден. 16 октября 1912 г. советом по разработке Дай Ниппон кэндо ката были представлены на суд компетентного собрания стандартные приемы кэндо. Они включали в себя 7 ката с длинным мечом (тати) и 3 – с коротким (кодати). Но и после этого у представителей различных школ кэндзюцу возникали вопросы об эффективности тех или иных технических приёмов. Поэтому Дай Ниппон Бутокукай было вынуждено создать новую комиссию для внесения исправлений в уже утвержденное Стандартное ката кэндо. В нее вошли 12 специалистов: Найто Такахару (Хокусин итто-рю), Такано Сасабуро (Оно-ха итто-рю), Монна Масаси (Хокусин итто-рю), Тода Мару, Ниномия Хисаси, Такахаси Кютаро, Яно Кацудзиро, Кавасаки Дзэндзабуро, Асано Кадзуёси, Накаяма Хакудо, Косэки Норимаса и Ватанабэ Кунихару. В мае 1917 г. комиссия представила исправленный вариант Сэйтэй кэндо-но ката (制定剣道之形), а в сентябре опубликовала его, снабдив комментарием. Окончательный же вариант Ката кэндо Великой Японии был принят только в сентябре 1933 г.
Значительно более гладко и быстро прошла работа по созданию Стандартного ката дзюдзюцу Дай Ниппон Бутокукай (大日本武徳会制定柔術形). Историки связывают это с именем председателя комиссии – Кано Дзигоро, который сумел построить работу так, что большая часть пожеланий представителей разных школ была учтена практически сразу.
Помимо доктора Кано в комиссию по разработке Ката дзюдзюцу Великой Японии в качестве его заместителей вошли Тоцука Хидэми (Ёсин ко-рю) и Хосино Кумон (Ситэн-рю тайдзюцу), а также Танабэ Матаэмон (Фусэн-рю), Хирацука Кацута (Ёсин-рю), Такэно Сикатаро (Такэноути-рю), Имаи Юкитаро (Такэноути-рю), Осима Хикосабуро (Такэноути-рю), Катаяма Такаёси (Ёсин-рю), Сэкигути Дзюсин (Сэкигути-рю), Цуки Сигэёси (Сэкигути-рю), Аоянаги Кихэй (Сосуйсицу-рю), Яно Хироцугу (Такэноути санто-рю), Эгути Ядзо (Кюсин-рю), Кавано Итидзи (Синто Хокусо-рю), Ёда Итидзи (Хёси-рю), Инадзу Масамицу (Миура-рю), Ямасита Ёсиаки (Кодокан), Ёкояма Сакудзиро (Тэндзин синъё-рю, Кодокан), Исогаи Хадзимэ (Кодокан), Нагаока Хидэкадзу (Кодокан) и Сато Хокэн (Кодокан). Итогом работы комиссии стало создание двух комплексов: Нагэ-но ката (ката бросков) и Катамэ-но ката (ката удержаний), которые мы и теперь можем видеть в современном дзюдо.
Созданные Дай Ниппон Бутокукай
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Сноски
1
Указ. соч. М., 1998. С. 57–58.
2
Из Устава Дай Ниппон Бутокукай, принятого в 1895 г. Перевод Ф. Кубасова.
3
Император Дзимму (神武天)) – легендарный основатель и первый император Японии. Согласно «Кодзики», родился 1 января 711 г. до н. э. и умер 11 марта 585 г. до. н. э. В древней японской религии синто Дзимму выступает как правнук богини солнца Аматэрасу Омиками, являющейся главной богиней пантеона синто. Сам же Дзимму является вторым по старшинству божеством. Нынешний, 125-й по счёту, император Японии – Акихито (р. 1933) считается прямым потомком Дзимму.
4
782–806 гг. н. э.
5
Камму Тэнно (桓武天皇, 737–806) – император Японии (781–806). В 794–796 гг. перенёс столицу государства из г. Нагаока (недалеко от современного г. Осака) в Хэйан-кё – ныне Киото, основав, таким образом, первую постоянную столицу (до этого было принято менять места расположения главных городов после смерти императоров).
6
796 г. н. э.
7
Имеется в виду, по всей вероятности, Мэйдзи Исин – Реставрация Мэйдзи (明治維新)), известная также как Революция Мэйдзи, – консервативная революция, приведшая к кардинальным изменениям в японской политической и социальной структуре и положившая начало современной Японии.
8
Дайгокудэн (Тайкёкудэн) – помещение для важных церемоний. В частности, там в старину проводилась церемония возведения нового императора на престол. Древнее здание погибло при пожаре в 1177 г. (Примечания переводчика здесь и далее даны по данным «Расширенного словаря по истории Японии» (Нихон-си кодзитэн) изд-ва Кавадэ сюппанся, 1997.)
9
Император Мэйдзи (明治天皇, Мэйдзи Тэнно), прижизненное имя Муцухито (3.11 1852–30.07.1912) – 122-й и один из наиболее почитаемых императоров Японии (1867–1912), при котором она сменила статус малоизвестной азиатской страны на роль одного из лидеров мировой политики.
10
Ватанабэ Тиаки (1843–1921), политический деятель периодов Мэйдзи (1868–1912) и Тайсё (1912–1926), граф. Выходец из самураев клана Такасима провинции Синано. Занимал важные посты в провинциях, с 1910 г. вошёл в число придворных. Был членом тайного совета (сумицуин).
11
Мибу Мотооса (1835–1906), политический деятель годов бакумацу (начального периода Реставрации Мэйдзи) и Мэйдзи. В период бакумацу активно выступал за почитание императора и изгнание варваров (сонно дзёи). После революции Мэйдзи вернулся к активной общественной деятельности. С 1891 г. граф. Член верхней палаты парламента.
12
Заметим, что японские авторы никогда не согласятся с таким сравнением, так как у нас в этом вопросе разные системные подходы. Так, по мнению популярного писателя Сиба Рётаро, «ничего подобного феномену казачества не найти в истории Японии. Вот почему для нас часто непонятна сама идея “героя”. Система, о которой я пишу, сама рождала героев, в то время как в традиционном японском сознании герою появиться на свет очень трудно (хотя нельзя сказать, что в нашем климате не рождались крупные политические деятели» (Сиба Рётаро. О России. Изначальный облик севера. М., 1999. С. 60).
13
См. приложение 2.
14
В средневековой Японии при сёгунате Токугава была принята сословная система си-но-ко-сё, где си – самураи; но – крестьяне; ко – ремесленники; сё – торговцы. Над всеми сословиями находилась немногочисленная аристократия, компактно проживавшая в Киото. Кроме того, священники и монахи не выделялись в отдельное сословие, но сохраняли определённое влияние. Отдельно существовали также неприкасаемые – эта. К их числу относились мясники, дубильщики, кожевенники, мусорщики и могильщики – то есть японцы, выполнявшие самую грязную работу.
15
В данном контексте имеются в виду фактические правители Японии, представители верхушки буси, установившие в стране военно-бюрократический режим, при котором самураи являлись господствующим классом.
16
1688–1704 гг.
17
Эта история повествует о том, как сорок семь самураев подготовили и претворили в жизнь план отмщения Кира Кодзука-но-Сукэ, чиновнику при дворе сёгуна Токугава Цунаёси, за смерть своего господина – князя (даймё) Асано Такуми-но-Ками Наганори. В 1701 г. Асано был приговорён к сэппуку (харакири) за нападение на чиновника в ответ на оскорбления и издевательства со стороны последнего – такова каноническая версия событий. Потеряв своего господина, 47 буси, ставших самураями без хозяина – ронинами, во главе с Оиси, дали клятву отомстить за смерть. Однако, чтобы не возбуждать подозрений, они около двух лет, тщательно соблюдая конспирацию, делали вид, что забросили все думы о мести, и в конце концов ввели обидчика в заблуждение. 15 декабря 1702 г. ронины напали на поместье Кира в Эдо, перебив 16 и ранив более 20 человек. Самому Кира было предложено совершить сэппуку, но тот отказался или же просто не смог этого сделать. Оиси убил его сам. Голову поверженного врага ронины отнесли в монастырь Сэнгакудзи и возложили на могилу своего господина, исполнив тем самым клятву, данную ими два года назад, после чего сдались властям. Сёгун оказался в затруднительном положении: с одной стороны, ронины поступили согласно духу бусидо, отомстив за своего хозяина; с другой стороны, они нарушили ряд его приказов. В итоге суд всё же приговорил заговорщиков к смерти. Однако им было позволено провести благородный обряд ритуального самоубийства, как надлежало настоящим самураям, вместо того, чтобы быть казненными как уголовникам. Их могилы с тех пор стали объектом поклонения, а история мести – классическим, хотя и далеко не бесспорным, примером исполнения самурайского долга, который и по сей день является предметом ожесточённых дискуссий между историками и специалистами по бусидо.
18
Завершающий период эпохи Эдо с 1853 по 1869 год, «смутное время», когда феодальный строй безуспешно пытался бороться с веяниями времени и иностранным вмешательством в дела Японии.
19
Указ. соч. С. 146–147.
20
Долин А.А. Пророк в своем отечестве. М., 2002. С. 34–35.
21
Война Босин (戊辰戦争, 1868–1869) – гражданская война между сёгунатом Токугава и проимператорскими силами в Японии. Закончилась поражением сторонников сёгуната, что привело к Реставрации Мэйдзи. Противостояние между сёгунатом и реформистским проимператорским движением за изгнание варваров – сонно дзёи продолжалось несколько лет. В ноябре 1866 г. император Мэйдзи дал свою санкцию двум мятежным провинциям – Сацума и Тёсю – на свержение власти сёгуната; однако правящий сёгунТокугава Ёсинобу обошёл это препятствие, отказавшись от своего поста (но не от своей власти) на следующий день. 3 января 1868 г. император Мэйдзи провозгласил реставрацию всей полноты императорской власти. Через семь дней после того, как сёгун объявил о том, что императорская декларация «незаконна», началась война. Войска Ёсинобу атаковали резиденцию императора в Киото. Несмотря на соотношение сил 3:1 и помощь французских военных советников, первая значительная битва возле Тоба и Фусими привела к поражению 15-тысячной армии сёгуна, и Ёсинобу был вынужден бежать в Эдо. Сайго Такамори из клана Сацума повёл императорскую армию на северо-восток Японии, что привело к капитуляции Эдо в мае 1868 г. После того как Ёсинобу капитулировал, большая часть Японии признала императорское правление, но ядро сторонников сёгуната, возглавляемых кланом Айдзу, продолжало сопротивление. После затяжного сражения, продолжавшегося месяц, клан Айдзу наконец признал своё поражение, после чего масса юных самураев из отряда Белого Тигра (Бяккотай) совершила самоубийство. Через месяц Эдо был переименован в Токио, и началась эпоха Мэйдзи. В финальной стадии войны адмирал флота сёгуната, Эномото Такэаки, с остатками флота и несколькими французскими советниками бежал на остров Хоккайдо и организовал там республику, объявив себя президентом, но в мае 1869 г. был разгромлен войсками императора, после чего война была закончена.
22
Японо-китайская война (1894–1895) велась против Китая с целью установления контроля над Кореей (номинально являвшейся вассальной по отношению к Китаю страной) и проникновения в Китай. В ходе войны превосходство японской армии и флота привело к крупным поражениям Китая на суше и на море и подписанию унизительного для Китая мирного договора в Симоносэки.
23
Указ. соч. С. 74–75.
24
Нынешний император Японии – Акихито – 125-й в списке единственной в мире непрерывно правящей династии.
25
Молодяков В.Э. Бренд «Япония»: превращения национальной идеи // Глобальные вызовы – японский ответ. С. 46.
26
Молодяков В.Э. Консервативная революция, М., Восточная литература, 1997. С. 82–83.
27
Цит. соч. С. 45.
28
Сацума (薩摩藩, Сацума-хан) – княжество на юго-востоке о. Кюсю, существовавшее в Японии в период Токугава. Наряду с княжеством Тёсю играло ведущую роль в Реставрации Мэйдзи. Управлялось кланом Симадзу. С 1609 г. было сюзереном королевства Рюкю. Из Сацума вышли знаменитые деятели Мэйдзи Исин, премьер-министры, министры и генералы, в том числе Сайго Такамори, Окубо Тосимити, Того Хэйхатиро, Ояма Ивао, Курода Киётака и многие другие.
29
См. приложение 3.
30
Личность Нитобэ, и особенно его неоднозначное, во многом противоречивое произведение ещё долго будут будоражить поклонников боевых искусств. Мы тоже не раз обращались и будем обращаться к книге «Бусидо. Дух Японии», но хотим напомнить, что спустя недолгое время после её появления американский журналист и японовед Хью Байес называл автора «очаровательным апостолом полуправды, объясняющим Японию западным народам», а наш современник В.Э. Молодяков очень точно охарактеризовал Нитобэ Инадзо как «лукавого комментатора». Причина такого отношения к выдающемуся японскому пиарщику исходит из понимания его профессиональных обязанностей: пропагандируя бусидо в мире, Нитобэ, как и его последователи, пытались «приспособить его этику и эстетику к пониманию иностранцев, затушевывая всё, что могло показаться «жестоким» или «отсталым».
31
С проведением Токийской олимпиады в 1964 г. и широким распространением дзюдо и каратэ в мире, главной международной площадкой для выступления мастеров по этим видам в Японии стал построенный тогда же столичный Будокан. Тем не менее Бутокудэн сохранил свои позиции как самое старое, престижное, традиционное и не затронутое излишней коммерциализацией место для демонстрации традиционных будо.
32
Подробнее об этом в главе «Духовный центр».
33
См. приложение 1.
34
全日本剣道演武大会のあゆみ:明治期にみる武徳際大演武会(通算100回大会記念出版)。全日本剣道連盟。2004年。 剣道を知る事典。日本武道学会剣道専門分科会。平成21年。 日本の武道(日本武道協会設立30周年記念)。日本武道館。平成19年
35
Цит. по «Токё супоцу» от 05.1971.
36
Дрэгер Д. Указ. соч. С. 58–59.
37
Любопытно, что в советское время похожая система действовала в ряде наших военных училищ. Например, наряду с обучением по основной специальности, скажем, командира взвода, курсанты имели шансы получить диплом переводчика с одного из иностранных языков – при успешном освоении соответствующей программы, разумеется.
38
Указ. соч. С. 58.