bannerbanner
Путешествие по храмам и монастырям Санкт-Петербурга
Путешествие по храмам и монастырям Санкт-Петербурга

Полная версия

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
4 из 7

Дворцовый переворот 1762 г. прервал деятельность правительственных органов и лиц по осуществлению секуляризации. Воцарившаяся на престоле Екатерина II с большой осторожностью продолжила путь к секуляризации. В 1762 г. именным указом Екатерины II была учреждена Комиссия о церковных (духовных) имениях, определены ее компетенция и порядок деятельности.


Русский монах. Фото 1860-х гг.


В 1764 г. Екатерина II подписала Манифест с объявлением секуляризации духовных владений и населяющих их крестьян. Отбирая земли у Церкви, правительство передало их в ведение государственного учреждения – Коллегии экономии. Монастырские крестьяне (около 2 млн человек обоего пола) были переданы в управление Коллегии экономии. В ведение государства вошли вотчины монастырей, церквей и архиереев. Из 954 монастырей Русской православной церкви было упразднено 567 монастырей, 226 бралось на содержание государства, остальные 161 монастырь должны были существовать на добровольные пожертвования. В «Очерках по русской истории XVIII века» А.С. Пушкин (1799–1837) писал: «Екатерина явно гнала духовенство, жертвуя тем своему неограниченному властолюбию и угождая духу времени. Но, лишив его независимого состояния и ограничив монастырские доходы, она нанесла сильный удар просвещению народа. Семинарии (которые зависели от монастырей, а не от епископов) пришли в совершенный упадок» (тогда главным образом семинарии готовили духовных пастырей низшего звена, которые обеспечивали, как могли, духовное здоровье и давали хотя бы минимальную грамотность, зачатки образованности простому народу. – В.Г.) Ликвидация многих небольших монастырей, находившихся в разных, в том числе удаленных частях России, способствовала ухудшению нравственно-духовного здоровья, падению и без того низкого образовательного уровня большинства россиян. (Чем-то этот процесс напоминает в наши дни ликвидацию небольших государственных вузов и их слияние с крупными вузами, которые скорее всего не смогут дельно обеспечить учебный процесс, взяв на себя ответственность за учебные центры в разных, в том числе и очень удаленных частях страны.)

2.2. Свято-Троицкая Александро-Невская лавра

Свято-Троицкая Александро-Невская лавра (площадь Александра Невского, Набережная р. Монастырки, д. 1) является исключительной значимости религиозным центром не только в масштабе Санкт-Петербурга, но и всей России. Во-первых, это второй по значимости в стране православный монастырь (после подмосковной Троице-Сергиевой лавры); во-вторых, это важный историко-культурный и мемориальный памятник; в-третьих, это выдающийся архитектурно-художественный ансамбль; в-четвертых, это место земной жизни более двух десятков святых, в нем пребывают многочисленные святые мощи и реликвии. В Александро-Невской лавре пребывают мощи более 250 святых, в том числе святого князя Александра Невского, 3 чудотворные иконы: икона Пресвятой Богородицы «Невская Скоропослушница», икона Пресвятой Богородицы «Достойно есть» («Милующая») и преподобного Серафима Саровского, а также 9 особо почитаемых икон: две иконы Божией Матери «Казанская», Иверская, две Тихвинские, «Знамение», а также образ Пресвятой Троицы, образ святого Александра Невского, образ святого Николая Чудотворца.

История Александро-Невской лавры связана с большим числом неординарных россиян, в том числе канонизированных Церковью. Более чем у двух десятков святых их земная жизнь была тесно связана с этой Лаврой, среди них император Николай II, его супруга императрица Александра Федоровна и их пятеро детей (Николай II и его семья часто совершали паломничество в Лавру, икона которой «Невская Скоропослушница» и образ преподобного Серафима Саровского были среди их любимейших икон), великая княгиня Елизавета Федоровна (она, сестра императрицы, и ее муж, родной дядя Николая II, великий князь Сергей Александрович, часто приезжали в Лавру, подарили ей петербургский список иконы «Скоропослушница»), 4 митрополита – Филарет (Дроздов), Владимир (Богоявленский), Вениамин (Казанский), Серафим (Чичагов), а также архимандрит Лев (Егоров) и его брат митрополит Гурий, протоиерей Петр Скипетров (был смертельно ранен в 1918 г. при первой попытке новой власти захватить, разграбить монастырь), а также подвижники благочестия XVIII – ХХ вв. (жили в монастыре): миссионеры Иннокентий (Кульчицкий, в 1719–1721 гг. подвизался в этом монастыре), Софроний (Кристалевский-Назаревский, в 1742 г. поступил в этот монастырь, был казначеем, с 1753 г. – наместником), знаменитый старец Феодор Санаксарский (Ушаков, дядя адмирала Ф.Ф. Ушакова, в 1747 г. был пострижен в Александро-Невском монастыре, где жил 10 лет) и другие.

Свято-Троицкая Александро-Невская лавра, первоначально как обычный монастырь, была заложена по воле царя Петра I в 1710 г. на месте, где, как тогда считали, произошла под руководством князя Александра Невского битва со шведами в 1240 г. (на самом деле Невская битва произошла в устье р. Ижоры). Петр I выбрал место для нового монастыря, названного в честь святого князя Александра Невского, объявленного небесным покровителем Петербурга. А первая часть названия Лавры свидетельствует о ее преемственности подмосковной Свято-Троице-Сергиевой лавре. Главный собор нового монастыря посвятили празднику Пресвятой Троицы. Помнили о том, что Петр I родился через несколько дней после праздника Святой Троицы, Пятидесятницы; крепость Питер-Бурх заложили (1703) тоже на Троицу. Кроме того, в этих местах Петр I в 1702 г. одержал победу над шведами.


Свято-Троицкая Александро-Невская лавра. Гравюра А.Ф. Зубова. 1717 г.


Строительство этого монастыря началось в 1712 г., в том же году в нем поселилась братия. Архитектор Д. Трезини составил первый проект монастыря, в котором под руководством генерал-губернатора Петербурга князя А.Д. Меншикова и под личным наблюдением Петра I развернулось активное каменное строительство. В 1713 г. освятили первый монастырский деревянный Благовещенский храм; этот день, 25 марта 1713 г., стали считать официальной датой основания монастыря (значит, в 2013 г. ему исполнится 300 лет). На месте деревянного Благовещенского храма в 1717–1724 гг. был построен каменный (арх. Д. Трезини, Т. Швертфегер). В 1724 г. по распоряжению Петра I (1723) в монастырь были торжественно перенесены из Владимира мощи святого князя Александра Невского (с 1790 г. они стали пребывать в главном Троицком соборе монастыря). В 1725 г. в обители уже были 23 иеромонаха и еще 8 находились при флоте.

Благовещенский храм стал усыпальницей царской семьи и родовитого дворянства. В нем были похоронены вдова царя Ивана V (правившего совместно с Петром I) Прасковья Федоровна, ее внучка правительница Анна Леопольдовна, любимая сестра Петра I – царевна Наталья Алексеевна, дети Петра I – Петр и Анна, первая супруга императора Павла I – Наталья Алексеевна, дочь Павла I – Ольга, дочери императора Александра I – Мария и Елизавета и некоторые другие высочайшие особы. В храме 34 года находилась могила императора Петра III, в 1796 г. ее по решению его сына императора Павла I перенесли в Петропавловский собор. В храме была похоронена грузинская царевна Дарья Георгиевна; до наших дней в Благовещенской церкви сохранился некрополь Грузинского царского дома. В храме есть захоронения Санкт-Петербургских архиепископов. В этом храме находится могила великого русского полководца А.В. Суворова, на белой мраморной плите выбита простая надпись: «Здесь лежит Суворов». В Благовещенском храме также были похоронены граф П.И. Ягужинский, фельдмаршалы В.В. Долгорукий, А.Г. Разумовский, А.М. Голицын, дипломат Н.И. Панин и другие видные государственные деятели России XVIII в.

С 1716 г., главным образом в 1722–1753 гг., построили главный соборный Свято-Троицкий храм (арх. Т. Швертфегер), но вскоре на нем появились трещины, стали оседать фундамент и стены. В 1755 г. по приказу императрицы Елизаветы Петровны этот собор разобрали. В 1776–1790 гг. по проекту И.Е. Старова был построен новый величественный Свято-Троицкий собор в стиле классицизма. Над внутренними росписями и убранством этого собора работали скульптор Ф.И. Шубин, художники И. Пинкетти, А. Анисимов, Ф. Давыдов. В 1783–1785 гг. Старов возвел главные ворота монастыря с надвратной церковью.

Монастырь быстро строился и богател. У него были 3 подворья в Петербурге, несколько подворий в Москве и Новгороде, он владел более чем 7 тыс. крестьянских дворов, соляными варницами, обширными землями в нескольких губерниях России.


Могила А.В. Суворова в Благовещенском соборе


Свято-Троицкий собор. Фото 1903 г.


В 1719 г. в этом монастыре создали первую в Петербурге типографию, в 1721 г. – Славянскую школу для детей от пяти до 13 лет, на ее основе в 1726 г. создали Александро-Невскую греко-латинскую семинарию, с 1788 г. – Главная семинария, преобразованная в 1797 г. в Александро-Невскую академию, она с 1809 г. называлась Санкт-Петербургской Духовной академией; в 1909 г. образовали музей – Древнехранилище (открыто было в 1910 г.).

С 1721 г. Александро-Невский монастырь был постоянной резиденцией Новгородского архиепископа. После учреждения Свято-Петербургской епархии в 1742 г. монастырь возглавил местный первосвятитель – епископ, а с 1783 г. – митрополит Петербургский и Новгородский, в этом монастыре разместилась его резиденция. В 1797 г. по указу императора Павла I монастырь получил статус Лавры (официально признанный особо привилегированный монастырь). Александро-Невская лавра тогда стала считаться по степени значимости третьей в Российской империи (после лавр Киево-Печерской и Троице-Сергиевой).

С Александро-Невской лаврой была тесно связана, особенно в 1808–1816 гг., земная жизнь святителя Филарета.


Святитель Филарет, митрополит Московский и Коломенский (Василий Михайлович Дроздов, 1783–1867 гг., митрополичье служение с 1826 г.) – выдающийся церковный деятель, один из самых замечательных православных подвижников XIX в. Он родился в подмосковном г. Коломна в семье с давними церковными традициями, его отец был соборным диаконом этого города, а дед – священником. Юноша учился в Коломенской Духовной семинарии, затем – семинарии Свято-Троицкой Сергиевой лавры, которую закончил в возрасте 20 лет, потом преподавал в ней. В возрасте 25 лет он стал монахом; иеродиакона Филарета вызвали (1808) в Петербург для преподавания в духовных учебных заведениях. Он стал инспектором, а со временем – ректором Александро-Невского Духовного училища.


Икона Святителя Филарета, митрополита Московского и Коломенского


В возрасте 29 лет (1812) он был назначен ректором Санкт-Петербургской Духовной академии, стал профессором философских и богословских наук. Святитель Филарет, кроме родного, великолепно знал греческий и еврейский языки, обладал поэтическим даром. Благодаря ему Петербургская духовная академия стала примером для всех духовных учебных заведений России. В возрасте 31 года он стал первым в России действительным доктором богословия. С конца 1808 г. до марта 1816 г. (более 6 лет) он жил и работал в Петербурге. В возрасте 33 лет он был назначен настоятелем Московского Новоспасского (романовского) монастыря, затем был епископом Ревельским (с 1817 г.), архиепископом Тверским (с 1819 г.) и Ярославским (с 1820 г.), стал архиепископом (с 1821 г.) Московской епархии и архимандритом Свято-Троицкой Сергиевой лавры. В возрасте 43 лет он был возведен (1826 г.) в сан Московского митрополита и до самой своей смерти в возрасте 84 лет жил и служил в Москве. Святитель Филарет оказал большое влияние на императоров Александра I, Николая I, Александра II, Александра III. Александр II привлек его к подготовке Манифеста об освобождении крестьян от крепостной зависимости; текст Манифеста 1861 г. в большой мере составил именно митрополит Филарет. Задумывая, начиная, проводя реформы, Александр II всегда советовался с Филаретом. Исключительный интерес представляет письменное наследие митрополита Филарета, его опубликованные работы, прекрасные стихи (которые высоко ценил даже А.С. Пушкин) и письма к разным людям. Знакомство с ними приводит к значимым раздумьям, новым мыслям. Богословские и морально-нравственные труды святителя Филарета интересны и актуальны и в наши дни.

Митрополит Филарет был человеком редчайшего интеллекта и огромных знаний. Именно он, а не М.С. Горбачев ввел в практический оборот и действительно грамотно обосновал сущность, значимость, необходимость введения в практику, реальную жизнь терминов и категорий «гласность», «перестройка», «перестроение» (1867).


У Благовещенских ворот Александро-Невской лавры. Фото начала XX в.


Святитель Филарет огромное внимание уделял повышению качества образования и развитию духовных учебных заведений, результативно способствовал распространению православных знаний, культуры, трогательно заботился о бедных духовного звания (по его инициативе в 1833 г. в Москве было основано первое в России попечительство о бедных духовного звания), а также о рядовых бедных православных прихожанах.

Митрополит Филарет много сделал для становления единоверия в России.

Святитель Филарет прожил долгую для своего времени жизнь – 84 года (при средней по стране продолжительности жизни в то время 35–40 лет), в том числе он был в монашестве 59 лет. Митрополит Филарет был причислен к лику святых в 1994 г., с 2004 г. его святые мощи пребывают в Москве в кафедральном храме Христа Спасителя.


В 1915 г. в Александро-Невской лавре было 14 церквей, проживали 50 монахов и 11 послушников, а ее киновии (отделение-скит) – соответственно 11 и 30. При Лавре имелись госпиталь и богадельня для увечных солдат, офицеров и служилых людей. Кладбище при Лавре было самым престижным в Петербурге.

При Лавре с 1912 г. существовал молодежный кружок, на его основе в 1919 г. было создано Александро-Невское братство, включавшее монахов и мирян. Это было самое активное и многолюдное братство в городе, насчитывавшее в 1920 г. около 100 человек. Входившие в него монахи Лавры руководили 69 детскими кружками, в которых изучали Закон Божий, а также пастырскими курсами (1920) и миссионерским кружком. Руководил Братством архимандрит Лев. Братья – монахи Лев и Гурий (Егоровы, канонизированы) с 1916 г. вели интенсивную миссионерскую деятельность, «ходили в народ», прежде всего шли к рабочим и беднякам, как могли помогали им, прежде всего – в духовно-нравственном плане поддерживали и укрепляли их. В 1926 – начале 1930-х годов братство работало в нелегальных условиях. В 1932 г. все члены братства (в том числе 40 лаврских монахов и 8 монахов из киновии) были арестованы. Из недр Александро-Невского братства вышли многие новомученики российские, канонизированные Церковью в начале XXI в., в их числе святая Екатерина (Арская, погибла в 1937 г.). Традиции Александро-Невского братства продолжает и развивает в наши дни Православное епархиальное братство.


Среди монахов Александро-Невской лавры и членов Александро-Невского братства особо выделялся архимандрит Лев (Леонид Михайлович Егоров, 1889–1937 гг., канонизирован Церковью). Результативная деятельность Александро-Невского братства в большой мере связана с ним и с его родным братом монахом Гурием (в миру Вячеслав). Они родились в селе Опеченский Посад Боровичского района Новгородской губернии в семье владельца артели ломовых извозчиков.


Слева направо – иеромонах Лев (Егоров), иеромах Гурий (Егоров), архимандрит Иннокентий (Тихонов). 1921 г.


Священномученик архимандрит Лев (Егоров)


Братья Егоровы рано осиротели, их взяли на воспитание жившие в Петербурге их родственники – дядя Я.С. Селюхин, управлявший Александро-Невским рынком, и его жена. Леонид закончил историко-филологический факультет Петербургского университета, в 1915 г. он поступил в Санкт-Петербургскую Духовную академию, где проучился 3 курса до ее закрытия советским режимом. Будучи студентом, Леонид преподавал словесность в средних учебных заведениях Петербурга. В возрасте 26 лет он был пострижен в монахи Александро-Невской лавры с именем Лев; в том же году его брат стал монахом Гурием. С 1916 г. они вместе развернули интенсивную миссионерскую деятельность, «пошли в народ». В 1919 г. было создано Александро-Невское братство, руководителем которого стал монах Лев. В 1922 г. его арестовали и отправили в ссылку, сначала в Оренбургскую губернию, а затем – в Западный Казахстан, в 1924 г. Льва освободили. Пока он был в ссылке, Александро-Невское братство работало в трудных условиях. В 1926 г. Лев был возведен в сан архимандрита. В 1926 – начале 1930-х годов Братству пришлось работать в нелегальных условиях, что было очень сложным и опасным делом. Отец Лев был еще назначен и настоятелем одного из крупнейших соборов Петербурга – храма Феодоровской иконы Божией Матери. Постепенно туда перешла большая часть членов Братства и в 1930 г. – два братских хора. В 1926 г. отец Лев стал благочинным монастырских подворий, кроме того, он преподавал русскую литературу и был членом Педагогического совета Богословско-пасторского училища. В 1927 г. Льва арестовали снова, но в конце года отпустили, так как «вредоносную» сущность и «дело Богословско-пасторского училища» новым властям не удалось доказать. В 1932 г. арестовали более 40 членов Александро-Невского братства, в том числе Льва, его приговорили к 10 годам лагерей. Его родственникам дали ложную информацию о его смерти в лагере в Кемеровской области в 1942 г. от несчастного случая на шахте. На самом деле Лев в 1932 г. попал в отделение «Черная речка» Сибирского лагеря (Сиблаг), работал на шахте в поселке Осинники, недалеко от г. Новокузнецка. Отца Льва обвинили в контрреволюционной деятельности и продлили на 2 года срок заключения. В 1936 г. его перевели в Ахтунское отделение Сиблага (в Кемеровской области), где он работал на шахте (иногда по 14 часов в сутки возил вагонетки с углем). В 1937 г. отца Льва расстреляли, в 2003 г. он был канонизирован Церковью как Новомученик. Отец Лев прожил 48 лет.


В 1918 г. начался процесс закрытия Александро-Невской лавры, ее ценности были национализированы; постепенно ее монахов арестовывали и высылали в лагеря. В 1922 г. осквернили (вскрыли) мощи святого князя Александра Невского и перенесли их в закрытый Казанский собор, в здании которого открыли Музей религии и атеизма. Серебряную раку Александра Невского весом более 1,4 т, изготовленную по указанию императрицы Елизаветы Петровны в 1750–1753 гг. и установленную в Свято-Троицком соборе в 1790 г., передали в 1922 г. в Эрмитаж (где она находится и сейчас). В 1922 г. были окончательно закрыты первые лаврские церкви, в 1923 г. были отняты жилые помещения и службы. В сложнейших нелегальных условиях в 1919 – начале 1930-х годов работало Александро-Невское братство, монахи руководили детскими и миссионерскими кружками, а также пасторскими курсами. В 1932 г., как уже отмечалось, арестовали всех членов Александро-Невского братства. В 1932–1935 гг. в Лавре закрыли абсолютно все храмы. На территории закрытого монастыря разместили 17 учреждений (автобаза, фабрика, склады, два общежития и др.). Святыни Лавры были национализированы, почти все они оказались утраченными, судьба большинства из них неизвестна. В закрытом Троицком соборе в 1933 г. открыли «Дом чудес научно-технической пропаганды»; впоследствии в соборном здании намечали разместить крематорий (что не удалось, к счастью, осуществить). Монастырские кладбища Лавры: Лазаревское, Тихвинское, Никольское (самые привилегированные в Петербурге) были в ощутимой мере нарушены. Так, в 1936 г. на Тихвинском кладбище 90 % захоронений уничтожили, немногие памятники перенесли и на месте кладбища устроили «парк-некрополь» под названием «Некрополь мастеров искусств». В 1939 г. часть территории Лавры стала музеем городской скульптуры, основу его экспозиции составили высокохудожественные надгробия. В период Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. в Лавре размещался военный госпиталь. В послевоенные годы большинство зданий Лавры занимали объединение «Прометей», станция переливания крови, Музей городской скульптуры. В 1946 г. состоялось возрождение – открытие Ленинградской (Петербургской) Духовной академии и семинарии (набережная Обводного канала, д. 17).

В 1933 г. Троицкий собор был возвращен церковной общине (см.: Берташ А., с. 77), в 1957 г. его освятили, он стал приходским городским храмом. В 1989 г. собору вернули его главную святыню – мощи князя Александра Невского. В 1995 г. Церкви был частично передан Духовской корпус, в котором расселилась немногочисленная братия. Постепенно стали возвращать Церкви и другие монастырские строения. В 1996 г. Лавра возродилась. Лавра была окончательно восстановлена в 1997 г. В начале XXI в. в ней жили более 30 человек братии. Возрождаются храмы Лавры. При Лавре находятся: Санкт-Петербургское Александро-Невское духовное училище, Духовная семинария и академия, Православное епархиальное братство во имя Пресвятой Богородицы, богадельня, работают разные мастерские – иконописная, столярная, багетная, ювелирная, по пошиву церковных облачений и другие.

Монастырские кладбища: Лазаревское (самое старое из них, основано в 1716 г.), Тихвинское, Никольское – с давних пор являются самыми престижными в Петербурге.

В монастырском Некрополе XVIII в. погребены М.В. Ломоносов, Д.И. Фонвизин, Д. Кваренги, И.Е. Старов, А.Н. Воронихин, К.И. Росси, Ф.И. Шубин, М.И. Козловский, В.Л. Боровиковский, И.П. Мартос и другие яркие личности. В Некрополе мастеров искусств похоронены Н.М. Карамзин, И.А. Крылов, В.А. Жуковский, Ф.М. Достоевский, М.И. Глинка, М.П. Мусоргский, Н.А. Римский-Корсаков, П.И. Чайковский, А.А. Иванов, П.А. Федотов, И.Н. Крамской, А.И. Куинджи, В.М. Кустодиев, В.И. Демут-Малиновский, С.С. Пименов, П.К. Клодт, В.П. Стасов и его сын В.В. Стасов, В.Ф. Комиссаржевская, Н.К. Черкасов и другие деятели культуры. В Лавре похоронены многие представители рода Шереметевых, среди них Д.Н., Н.П., Б.П. Шереметевы, графиня П.И. Шереметева (на сцене Ковалева-Жемчугова) и др. Здесь похоронены Е.Д. и П.Г. Демидовы, А.П. и П.И. Шуваловы, М.М. и П.А. Голицыны. Даже перечислить трудно всех известных россиян, похороненных в этой Лавре или чьи захоронения были перенесены на ее кладбища в 1930-е годы. На исторических кладбищах этой Лавры находятся могилы целого ряда ярких церковных служителей, монахов, уважаемых угодников Божиих. На Никольском кладбище похоронен великий подвижник русского Православия, духовный писатель, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн (Снычев).


Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн (Иван Матвеевич Снычев, 1927–1995 гг.) вошел в отечественную историю как выдающийся деятель Русской православной церкви, мыслитель, яркий богослов, смелый историк. Он был духовным сыном, помощником, учеником православного русского подвижника епископа (со временем митрополита) Мануила (В.В. Лемешевский, 1884–1968 гг.), еще пономарем стал его келейником, помогал ему составлять его эпохальный многотомный труд, ставший важнейшим источником по истории Русской православной церкви «Список русских иерархов последних 60 лет (1897–1957)». Иван Сычев в возрасте 19 лет (1946) стал монахом.


О. Иоанн Кронштадтский в 1870-х гг.


Митрополит Иоанн был блестяще образованным человеком, магистром богословия и доктором церковной истории. С начала служения владыки Иоанна в Санкт-Петербургской епархии, с выходом его трудов, книг, текстов его проповедей, он стал одним из самых главных духовных наставников православных россиян. Каждая из его книг является достоянием русской национальной идеологии. В них он доказывал, что православная Россия стоит на страже духовного мира всего человечества, является преградой на пути зла. Большой знаток истории (мировой, отечественной, церковной), он трезво оценивал события и изменения в России в самом конце ХХ в. Его служение схоже со служением святого протоиерея Иоанна Кронштадтского в самом начале ХХ в. По словам видного публициста М.Н. Любомудрова (род. в 1932 г.), владыка Иоанн «…стал духовным отцом и путеводителем русского народа». Он точно опознавал христоненавистников, растлителей, сатанистов разных мастей, коррупционеров, подлинный смысл псевдодемократической риторики. Он писал: «Единое государство разрушено. Русский народ расчленен на части границами новоявленных “независимых государств”. Россия отброшена в своем территориальном развитии на 350 лет назад. Общество оказалось совершенно беззащитным перед шквалом безнравственности и цинизма, обрушившимся на людей со страниц “свободной” прессы и экранов телевизоров. …Ростки здорового национально-религиозного самосознания погребены под грудой нечистот “масскультуры” и фальшивых ценностей “общества потребления”». Он видел единственный путь к дальнейшему позитивному развитию – путь объединения вокруг русских вековых святынь, путь спасения русской соборности и державности, путь духовного прозрения и очищения (по Платонову О.А., цит. по «Святая Русь. Энциклопедический словарь русской цивилизации», с. 324). Митрополит Иоанн прожил 68 лет.

На страницу:
4 из 7

Другие книги автора