bannerbanner
Путешествие по храмам и монастырям Санкт-Петербурга
Путешествие по храмам и монастырям Санкт-Петербурга

Полная версия

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
3 из 7

Павел I повелел воздвигнуть великолепный Казанский собор, способствовал основанию Духовной академии, с пристрастием относился к развитию Александро-Невской духовной академии (повысил ее статус и переименовал из Славяно-греко-латинской семинарии). По его указу в полковой слободе лейб-гвардии Преображенского полка возвели полковую церковь.


Казанский собор. С гравюры начала XIX в.


Александр I объявил конкурс на новый проект Исаакиевского собора, одобрил проект и заложил собор; он также заложил Казанский собор и обеспечил его строительство, распорядился построить новый Спасо-Преображенский собор.

При Николае I был построен и освящен новый Троицкий собор, продолжили строить Исаакиевский собор, продолжили украшать Казанский собор, возобновили строительство и отделку Воскресенского (Смольного) собора, возродили Воскресенский Новодевичий монастырь на новом месте, построили каменный Сампсониевский собор.

Александр II также всячески способствовал строительству, благоустройству, украшению петербургских храмов, способствовал развитию Единоверческой церкви и ее центров.

По решению Александра III начали строительство собора Воскресения Христова (Спас-на-Крови), на его собственные средства в Казанском соборе установили Голгофу с реликвией – гвоздем от Креста Господня. По его разрешению разработали проект Великокняжеской усыпальницы при Петропавловском соборе.

Николай II щедро помогал храмам и монастырям. Он одобрил строительство петербургского Сурского подворья Иоанно-Богословского монастыря, а затем его переименование в монастырь во имя Святого Иоанна Рыльского. При нем при Петропавловском соборе построили Великокняжескую усыпальницу, начали и завершили строительство собора во имя Феодоровской иконы Божией Матери в память 300-летия Дома Романовых.

В XVIII – самом начале ХХ в. жители Петербурга (Петрограда) не мыслили своей жизни без духовных ценностей, религии, религиозных центров, традиций. Но далеко не всем удавалось освоить, а главное, следовать религиозным правилам, нормам; невероятно сложно это было делать в советский период, когда число православных центров в городе резко уменьшилось.

В царский период, когда православные жители составляли 82–86 % от численности населения Петербурга (1900–1917 гг.), в нем было (1917 г.) 4 монастыря и свыше 480 храмов; в атеистический период число храмов в Петербурге (Ленинграде) резко сократилось, их закрывали, ломали, взрывали (это начали повсеместно делать с 1928 г., максимально крушили храмы в 1932 г., но и позже были отдельные факты разрушения церквей). Число действующих храмов в Ленинграде до начала 1980-х годов составляло всего 8 (по Берташу А., с. 334). В 1946 г. состоялось официальное открытие Ленинградской Духовной академии и семинарии. С конца 1980-х годов в Петербурге растет число храмов: возрождаются старые и строятся новые. В начале XXI в. число приходов в Петербурге превысило 160, а количество приписных, домовых церквей и часовен приблизилось к 190. В наши дни в Петербурге действуют 4 монастыря и две сотни православных храмов.


Праздник Рождества Христова в Князь-Владимирском соборе


Возведенные в Петербурге религиозные центры, в первую очередь православные храмы и целые монастырские комплексы, наряду с их огромной духовно-религиозной значимостью имеют, как правило, большую, а отдельные храмы и исключительную архитектурно-художественную ценность, при этом они являются историческими памятниками, в том числе мемориального толка.

Центры разных религиозных конфессий являются важными источниками духовно-нравственного здоровья петербуржцев (как и всех россиян), а также значимыми архитектурно-художественными и историческими памятниками.

Потребность в религиозных центрах разных конфессий в Петербурге существует и укрепляется в наши дни, ведь этот город имеет многонациональный и поликонфессиональный состав. По нашим расчетам, потенциальный конфессиональный состав (2010 г.) петербуржцев выглядит так (в тыс. человек, в скобках – в % от общей численности населения Петербурга): православные – 4200 (87), католики – 6,1 (0,1), протестанты – 1,4 (0,03), мусульмане – более 90 (1,9), буддисты – 1,7 (0,04), иудеи – 37 (0,8), прочие и атеисты – менее 513 (10).

Недавно были или приближаются памятные даты, юбилеи, особо значимые с религиозных и исторических позиций для Санкт-Петербурга и всей России:

●2012 г. – 280-летие Свято-Троицкой Приморской мужской пустыни (основана в 1732 г.);

– 110-летие Свято-Иоанновского ставропигиального женского монастыря (в 1902 г. в Петербурге подворье Иоанно-Богословского монастыря получило статус монастыря во имя преподобного Иоанна Рыльского).

●2013 г. – 750 лет кончины святого князя Александра Невского;

– 400 лет получения боярским родом Романовых статуса царской династии (в 1613 г. царем был выбран М.Ф. Романов, 1596–1645 гг.);

– 300-летие основания Свято-Троицкой Александро-Невской лавры (основана в 1713 г.);

– 265-летие Воскресенского Новодевичьего женского монастыря (основан в 1748 г.);

– 210 лет со смерти святой Ксении Петербургской (умерла в 1803 г.);

– 120 лет назад завершили строительство Большой хоральной синагоги (1881–1893) и освятили ее;

– 110 лет назад (1903 г.) в Петербурге подворью Иоанно-Богословского Сурского монастыря был придан статус самостоятельного Свято-Иоанновского монастыря (в 1901 г. в нем был освящен храм во имя Святого Иоанна Рыльского на нижнем этаже соборного храма во имя Святых Двенадцати Апостолов);

– 100 лет назад (1913 г.) полностью завершили строительство Соборной мечети (1910–1913), провели первый намаз (начало богослужений в ней, регулярные богослужения стали проводиться с 1914 г.);

– 100 лет назад (1913) провели первые богослужения в возведенном буддийском храме (1909–1915 гг., регулярные богослужения в нем стали проводиться с 1915 г.);

– 5 лет без Святейшего Патриарха Алексия II (А.М. Ридигер, в 1990–2008 гг. – патриарх).

●2014 г. – 185-летие святого праведного Иоанна Кронштадтского.

●2016 г. – 70-летие Святейшего Патриарха Кирилла (В.М. Гундяев, с 2009 г. – патриарх).

●2018 г. – 150-летие императора Николая II и 100-летие трагической гибели его, его жены, императрицы Александры Федоровны, и их пятерых детей; все они канонизированы Русской православной церковью.

Глава 2. Православные монастыри

2.1. Монастыри – главные духовные оплоты Православия

Как уже отмечалось, в наши дни в Петербурге действуют 4 православных монастыря, в нем (как и в Москве) на один монастырь приходится 1,2 млн жителей. С давних пор монастыри являются особо почитаемыми местами для большинства россиян, в том числе и для петербуржцев (87 % жителей – православный контингент). Монастыри, как мощные религиозные центры, а также как исторические и архитектурно-художественные памятники, притягивают внимание людей.

Современному человеку монастыри нередко представляются загадочными обителями: хранителями православных традиций, держателями исторических тайн, притягательными в визуальном плане архитектурно-художественными комплексами. Одних влечет в монастыри простое любопытство, желание увидеть, почувствовать, постичь что-то новое, неизвестное в суматохе мирской жизни. Другие, посещая монастырь, надеются ощутить особую атмосферу места, где возносится иноческая молитва, которая отмечена Господом Богом, его благодатью. При этом с каждым годом все больше и больше людей едут в монастыри с четким и осознанным желанием помолиться у чудотворных и особо чтимых икон, приложиться к ним, а также к святым мощам, честным останкам, иным святыням и реликвиям, испить воды из святого источника или погрузиться в воды святого озера, побывать в тех местах, где протекала земная жизнь православных святых. Подумать и сравнить свою, нашу и их праведную жизнь.


Икона «Святой благоверный князь Александр Невский и святой князь Феодор (с видом Александро-Невской лавры)». Середина XVIII в.


Монастыри являются главными духовными оплотами Православия. Монастыри были и остаются мощными духовно-религиозными центрами исключительной важности, значимыми центрами социального служения, яркими очагами культуры, образования, религиозного искусства. А в прошлом они нередко еще выполняли ответственные военно-оборонительные функции, если того требовали жизненные обстоятельства. Порой монастырям приходилось выполнять и карательные функции, чем-то схожие с деятельностью тюремных учреждений. Монастырские комплексы всегда были и остаются благодатным местом для архитектурно-строительных работ, а в наши дни – еще и масштабной площадкой для ведения ремонтно-реставрационных работ.

Жизнь монастырей одновременно проста и крайне сложна. Абсолютно каждый монастырь имеет интересную, поучительную историю своего создания и жизнедеятельности. Каждая обитель живет по строгому монастырскому уставу, и никому не позволено его нарушать. Религиозная, социальная, хозяйственная деятельность составляет суть жизни любого монастыря.

Монастыри дают лучшую возможность прикоснуться душой к родникам русской святости, дают думающему человеку прилив новых сил для достойной жизни, служения Православию и своему Отечеству. Посещение монастырей приносит в душу покой, тихую радость, спокойствие. Как говорил священномученик протоиерей Иоанн Восторгов (1864–1918): «Монастыри – это как бы запасные водоемы живой воды религиозного воодушевления; они питают и увлажняют иссохшие пустыни духа мирской жизни, они дают живительную и спасительную влагу душам жаждущим». Наш всенародно любимый Святейший Патриарх Алексий II напоминал: «Каждый, кто совершает паломничество к святыням земли нашей, получает обновление своих сил для делания добра во славу Божию, на благо Церкви Христовой, на благо Отечества, на благо ближних».

Во многих православных монастырях пребывают чудотворные и чтимые иконы Господни, Божией Матери, святых угодников, а также святые мощи и честные останки, различные святыни и реликвии, имеются святые источники. Именно в монастырях с наибольшей точностью соблюдаются каноны православного вероучения. Здесь особенно строго выдерживается богослужебный канон, совершаются разрешенные в монастырях христианские таинства, выполняются все православные обряды, сохраняется прославление святых, чрезвычайно торжественно отмечают главные церковные праздники (Пасха, Двунадесятые праздники: Рождество Христово, Троица, Сретение Господне, Крещение, Преображение, Вербное воскресенье, Вознесение, Воздвижение, Рождество Богородицы, Введение во храм Богородицы, Благовещение, Успение, затем Великие праздники: Обрезание Господне, Рождество Иоанна Предтечи, Праздник святых апостолов Петра и Павла, Усекновение главы Иоанна Предтечи, Покров Пресвятой Богородицы), а также престольные праздники (праздники, посвященные Иисусу Христу, Богородице, святым, чудотворным иконам, событиям священной истории, в честь которых построен храм, назван его престол), наиболее строго соблюдаются посты (в православном церковном календаре около 200 дней занято постами).


Крещение младенца


Посещение православных монастырей дает возможность совершения христианских таинств и обрядов. Многие православные монастыри своей историей, религиозным и социальным служением связаны с земной жизнью святых. Для жителей и гостей Петербурга и его пригородов существуют широкие возможности познакомиться с православной историей, культурой, традициями России, ощутить на себе их целительное влияние. Люди посещают храмы, монастыри, где пребывают веками намоленные, особо почитаемые, чудотворные, мироточивые иконы, святые мощи, другие православные святыни и реликвии. Обладающие определенной православной грамотностью и культурой имеют шанс соблюсти православные обряды, а может быть, совершить христианские таинства.


Важнейшие православные обряды: молитва, культ икон, поклонение кресту, культ реликвий (различные предметы, принадлежавшие Иисусу Христу, Богородице, апостолам, многочисленным святым), культ мощей (останки умерших, оказавшиеся нетленными и обладающие даром чудотворений), святые места (связанные с событиями церковной истории, земной жизнью православных святых). Православная церковь признает 7 таинств (культовых действий): крещение, причастие, покаяние (исповедь), миропомазание, брак, елеосвящение, священство, – с помощью которых, по мнению верующих, им сообщается невидимая благодать Божия. Но в монастырях не совершаются (кроме редчайших исключений) крещение и венчание.


Православные люди шли и идут в храм молиться, просили и просят помочь им и их близким, замаливают свои грехи. Молитва считалась и считается особенно действенной, если она творится именно в монастыре. Молясь в храме и помогая ему, люди просили (и просят) о помощи Божией себе и близким, надеялись замолить свои грехи, а молитвы в монашеских обителях и помощь монастырям, тем более их создание, давали (и дают) большую надежду замолить грехи не только свои, но и предков, которые отягощают жизнь их потомкам (считают, что за грехи предков расплачиваются, страдают как минимум четыре поколения их потомков). Молитвы в действующих храмах, монастырях, а также в недействующих храмах и обителях или даже в местах, где они когда-то были, где возносится или возносились священнические и особенно иноческие молитвы, усиленно действенны, ведь все эти места отмечены особой благодатью Господней, веками или десятилетиями намолены. Вот почему посещение действующих и недействующих православных религиозных центров, и в первую очередь монастырей или даже мест, где они были, имеет для православных людей особый смысл, очищающее значение.


Икона для верующего человека – источник духовной поддержки и помощи, с которой можно разговаривать, общаться, делиться своими проблемами и ожидать духовного содействия, подсказки, как поступить. С давних времен христиане заметили благодатную и особенно действенную силу молитвы перед чудотворными, особо чтимыми мироточивыми иконами.

Святые для верующего человека – это посредники между Богом и людьми, небесные покровители живущих на земле, к ним обращаются за помощью в земных делах. Каждый святой имеет своего рода «специализацию», то есть оказывает помощь в определенных вопросах особенно действенно (см. Приложение 1). Поклонение святым основывается на том, что они являются вместилищем Божественной благодати, способны содействовать в решении житейских дел. В Русской православной церкви причисление к лику святых – это не форма поощрения (в том числе посмертного), не форма признания заслуг церковных деятелей. Прославление в лике святых – это прежде всего призвание к служению людям. Опытом своей земной жизни, своей мудростью русские святые подсказывают россиянам достойный путь их жизни, поступков, действий.


Верующие прикладываются к иконе в Казанском соборе


Большое значение имеют православные реликвии – различные предметы, принадлежавшие в земной жизни святым и обладающие, по мнению верующих людей, чудотворной силой. Особую значимость имеет культ мощей, поклонение святым мощам. Мощи – это нетленные останки умерших людей, которые были канонизированы. Эти реликвии, как считают верующие люди, исполнены благодати Божией и способны творить чудеса. Нередко мощи хранятся под спудом, то есть скрыты в земле. Как уже отмечалось, в работах современных биологов доказывается, что захоронения святых, святые мощи являются источником позитивных излучений. Верующие люди убеждены, что благодать Божия снисходит при молитве перед святыми мощами или на могиле подвижников благочестия. Считается, что благодатные дары, данные святому, сохраняются в его мощах, способных помогать людям.


Передача мощей Серафима Саровского Русской православной церкви. Санкт-Петербург. Казанский собор. Январь 1991 г.


Совершая поездку в православный монастырь, посещая храм, нужно строго соблюдать ряд несложных правил. Одежда должна быть простой. Женщины должны быть в скромных платьях, длина юбки – ниже колен. Открытые платья и кофты с глубокими вырезами и короткими рукавами, как и шорты, брюки – недопустимы. Женщины должны входить в монастырь с покрытой головой (лучше всего – в неброском головном платке или скромной шапочке, помпезные шляпы – нежелательны). Направляясь в монастырь, женщинам не следует пользоваться косметикой, особенно губной помадой. Верующие люди, входя в монастырь и в каждый храм, осеняют себя крестом. Войдя в храм, принято кланяться местночтимым святыням: чудотворным иконам, мощам. После молитвы можно приложиться к иконе, но нельзя целовать лик. У Спасителя принято лобзать ногу, у Божией Матери и святых – руку или край одеяния, уголок иконы. Если икона с мощевиком, то обычно прикладываются к святым мощам. Подходя к раке со святыми мощами, делают два земных поклона, прикладываются к ножкам и головке или к одной головке. Отойдя, делают один земной поклон. На раку святого разрешается положить иконку святого, четки, ладанку, другую реликвию, чтобы освятить их на святых мощах. Некоторые приносят с собой семейные реликвии – панагии, медальоны с изображением святых и другие, их можно приложить к чудотворной иконе или святым мощам. В монастырях, храмах некоторые святыни: освященное масло из лампадок, землю с чтимых могил, ладанки, иконки, – раздают бесплатно. В таких случаях принято делать посильные пожертвования в монастырь. В храмах, как правило, есть ящички и подносы для пожертвований на их украшение, ремонт, реставрацию, благоустройство. Во многих храмах, монастырях фотографирование, киносъемка, работа с видеокамерой разрешаются только на условиях, установленных настоятелем обители (обычно это умеренная плата). Фотографирование монахов и священнослужителей допустимо только при их согласии; при несоблюдении этого правила последствия могут быть разными.


С конца ХХ – начала XXI в. число религиозных центров в Петербурге растет, главными среди них остаются православные монастыри. В Петербурге действуют Свято-Троицкая Александро-Невская лавра, Воскресенский Новодевичий женский монастырь, Свято-Троицкая Сергиева Приморская мужская пустынь (малый монастырь), Свято-Иоанновский ставропигиальный женский монастырь (подчинен непосредственно Патриарху). Число исторических обителей в Петербурге восстановлено.

В конце XIX – первом десятилетии ХХ в. в Петербурге действовали Александро-Невская Свято-Троицкая лавра (мужской монастырь) и 16 монастырских подворий мужских, а также Воскресенский Новодевичий монастырь, Свято-Иоанновский женский монастырь и 8 монастырских подворий женских. Еще были Лаврская киновия (отделение-скит) и находящаяся в ближайшем пригороде Свято-Троицкая Приморская пустынь (малый мужской монастырь в Петергофском уезде Санкт-Петербургской губернии). Всего в Санкт-Петербургской губернии было тогда 6 мужских обителей и 6 женских. Смольный женский монастырь в Санкт-Петербурге, основанный в 1744 г., был упразднен в 1768 г. (по репринтному изданию «Православные обители». Санкт-Петербург: Воскресение, 1910, 1994, с. 179–194).


Цари Иоанн и Петр I, цесаревич Алексей Петрович, патриарх Адриан, митрополит Киевский Варлаам Ясинский. С гравюры Кариона Завулонского. 1693 г.


Все российские императоры и императрицы осознавали особую роль монастырей в жизни их подданных, а также экономическое значение обителей, учитывали они и особую ответственность, авторитет, влияние петербургских – тогда столичных – монастырей. В императорский период на развитие и судьбу всех монастырей особенно сильное влияние оказали Петр I и Екатерина II. Они приветствовали их духовно-религиозное и благотворительное служение, но стремились использовать их богатства на государственные нужды. Начатая Петром I политика по секуляризации (отчуждение в пользу государства церковного имущества: части земель, крестьян, доходов и др.) получила продолжение в царствование Петра III и Екатерины II.


Царь Петр I был убежденным православным человеком, он часто повторял «Господь превыше всех», для хулителей Церкви при нем были назначены суровые наказания. Петр I уважал Бога, но хотел, чтобы Церковь не вмешивалась в важнейшие мирские дела, прежде всего в государственные и управленческие. Петр I видел в Церкви и духовенстве политического и экономического противника правительства. Он хотел избавиться от опеки российского духовенства, умалить возможности и власть Церкви, ее иерархов. Свершить это было сложно. Церковь была, по сути, государством в государстве, имела огромные богатства, земли, не облагаемые налогами, свое собственное правосудие, крепости-монастыри, крепостных крестьян (к началу XVIII в. Церкви принадлежало 20 % всех российских крестьян). Патриарх, хотя и избирался с одобрения царя, был независимым от него, не подчинялся в России никому. Петр I начал действия по ограничению возможностей Церкви, ее монастырей в период своих Азовских походов. В 1696 г. церковным иерархам запретили проводить сбор неокладных налогов, а монастырям – производить новые хозяйственные постройки. Духовенство стали привлекать к строительству военного флота; для пополнения государственной казны стали нередко изымать деньги из монастырских хранилищ. После смерти патриарха Андриана в 1700 г. Петр I не разрешил выбрать нового патриарха. В феврале 1721 г., как он хотел, был открыт Святейший Правительствующий Синод – государственное учреждение для управления церковными делами, духовная коллегия. Месяцем раньше, в январе 1701 г., был образован Монастырский приказ (во главе его был поставлен светский деятель); этому приказу передали управление церковными и прежде всего монастырскими землями, чем был сделан шаг на пути секуляризации. Государевы чиновники стали наводить «порядок» в церковных владениях; изъятые доходы монастырских хозяйств направили на войну со Швецией. Для изготовления пушек Петр I распорядился снимать монастырские колокола, но из колокольного металла, как вскоре выяснилось, отливать пушки было невозможно. На белое духовенство (не монахов) возложили некоторые фискальные функции. По желанию царя, верующие обязаны были исповедоваться не меньше одного раза в год под угрозой передачи дела ослушавшихся в суд. Церковники стали обязаны доносить властям о бунтарских и других неугодных мыслях, высказанных верующими на исповеди. Петр I велел церковникам нарушать этим тайну исповеди. Учреждение Монастырского приказа сильно ударило по церкви, прежде всего по ее монастырям и вотчинам монастырей. Были установлены 2 вида вотчин: 1) определенные (меньшая часть вотчин), которые могли передавать свои доходы на содержание монастырской братии и 2) заопределенные (большая часть вотчин), которые передавали доход исключительно в руки государства. Монашество было поставлено под жесткий контроль Монастырского приказа, без его ведома нельзя было даже провести пострижение в монахи. Петр I недоброжелательно относился к монашеству, говорил, что большинство монахов «тунеядцы суть»; он хотел, чтобы трудоспособные мужчины были использованы в армии, на флоте, заняты полезными мирскими делами, а не монастырскими. При таком положении дел монастырское благополучие сильно пошатнулось при Петре I. И тем не менее Петр I помогал отдельным монастырям, а временами способствовал основанию, строительству, открытию новых обителей.

Правительство Петра I в конце первой четверти XVIII в. ограничило число монастырей. В 1723 г. было предписано новых монахов не постригать. Указ Синоду от 1724 г. предписывал резко сократить контингент монашествующих и привлечь монастырскую братию к учительской, филантропической деятельности в интересах государства. В 1724 г. Петр I объявил о своем намерении учинить оклады монахам «по чинам», что преследовало цель поставить монастыри на службу абсолютистскому режиму, ущемить их самостоятельность.

Политика Петра I, предусматривавшая с 1701 г. введение государственного контроля за экономической жизнью духовных, прежде всего монастырских, вотчин, была сведена на нет указом 1753 г., вышедшим при императрице Елизавете Петровне. Но по ее распоряжению уже в 1757 г. был возвращен правительственный курс на секуляризацию монастырских вотчин и их крестьян. Несмотря на свою большую религиозность, Елизавета и ее правительство отвергли программу церковных клерикалов, выступавших за восстановление патриаршества и независимый от государства статус Церкви. В начале 1762 г. следующий император, Петр III, в указе Сенату высказал мысль о необходимости передать часть собираемых с монастырских вотчин денег на устройство инвалидных домов, а остальные суммы передать в банк, который бы отчислял проценты на пропитание отставных офицеров, солдат и на другие государственные нужды. Сенатский указ 1762 г. объявил о секуляризации церковных имений.

На страницу:
3 из 7

Другие книги автора