bannerbanner
Пригороды Санкт-Петербурга. От Петергофа до Гатчины
Пригороды Санкт-Петербурга. От Петергофа до Гатчины

Полная версия

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
2 из 8

В наши дни город Ломоносов представляет интерес прежде всего как исторический населенный пункт с сохранившимся в большой мере в первозданном виде дворцово-парковым комплексом. Среди главных архитектурно-художественных памятников этого города Большой (Меншиковский) дворец в стиле раннего русского барокко (1710–1725, 1727 гг., арх. Дж. М. Фонтана и Г.И. Шедель и др.) с нижним парком (5 га), дворец Петра III (Малый дворец) в стиле, переходном от барокко к классицизму (1758–1762 гг., арх. А. Ринальди), комплекс Собственной дачи Екатерины II: Китайский дворец (1762–1768), Кавалерский корпус (1767), павильон «Катальная горка» (1762–1774 гг., все – арх. А. Ринальди), Петровский и пейзажный Верхний парки. Ораниенбаум с 1784 г. застраивался по регулярному плану, по «образцовым проектам» (арх. В.П. Стасов, А.И. Мельников и др.). Сохранились здание Городских присутственных мест в стиле классицизма (1815–1824 гг., арх. В.П. Стасов и А.А. Михайлов), Городские ворота (1826–1829 гг., арх. А.М. Горностаев), здание манежа Волынского полка, деревянные жилые дома первой половины XIX в. Ломоносовский парк (162 га) сложился из нескольких садово-парковых территорий, его основные исторические части: Нижний и Верхний парки.


Дворец Петра III


О жизни в этих местах и судьбах Романовых особенно напоминают здесь остатки земляных рвов крепости Петерштадт, каменные Почетные ворота, дворец Петра III (в нем развернута музейная экспозиция о Петре III, представлены его личные вещи, 60 картин западноевропейских художников, сохранилась старинная мебель), а также ансамбль Собственной дачи Екатерины II. В составе этого ансамбля особый интерес представляют Китайский дворец и Китайский пруд, берега которого украшают барочные статуи античных богов и героев. Абсолютно уникальным в Китайском дворце является Стеклярусный кабинет с 14 стеклярусными панно; подобной стеклярусной отделки нет нигде – ни в России, ни в зарубежных странах. Для создания панно использовали стеклярус, произведенный на основанной М.В. Ломоносовым в его близлежащем имении Усть-Рудица фабрике по изготовлению цветного стекла, бисера и стекляруса (Ломоносов первым в России наладил их производство). Рисунок панно выполнен в технике вышивки разноцветным ворсистым шелком, фоном служат переплетения тонких трубочек перламутрового стекла. Вышивку выполнили 9 русских золотошвеек под руководством француженки Марии де Шель. Сохранился ряд других строений (или их частей) Собственной дачи: павильон катальной горки (с его третьего этажа по 600-метровому желобу-скату, не сохранившемуся до наших дней, вниз неслись колясочки; высота здания была 33 м, спускались на колясочках с 20-метровой высоты), Кавалерский корпус, Китайская кухня (середина XIX в.), дворец Каменное зало (арх. Ф.Б. Ринальди, 1750-е гг., первоначально использовался для устройства балов, концертов, спектаклей, с XIX в. в нем размещался госпиталь, одно время в нем была устроена фамильная лютеранская церковь герцогов Мекленбург-Стрелицких; сейчас во дворце развернута экспозиция древней скульптуры Ораниенбаума).

Для верующих людей в г. Ломоносове особую значимость имеет собор Архистратига Михаила (1910–1914), построенный в неорусском стиле на месте старого храма (1865–1867 гг., арх. А. Миняев), связанный с памятью о великокняжеской чете Михаиле Павловиче и его жене Елене Павловне, их дочери Елене Михайловне (обе внесли ощутимые средства на строительство первого храма на этом месте), а также со святым архиепископом Гдовским, Д.Г. Любимовым (1857–1935 гг., родился и вел богослужения до 1895 г. в Ораниенбауме), святым митрополитом Санкт-Петербуржским и Ладожским Владимиром (Богоявленский В.Н., 1848–1918 гг., освещал собор, вел богослужения в нем). Собор закрыли в 1932 г., устроили в нем склад, но в 1988 г. его вернули верующим.


Стеклярусный кабинет


Самым знаменитым историческим поселением в петербургских окрестностях является город Петродворец (менее 80 тыс. чел.), называвшийся до 1944 г. Петергоф, расположенный в 29 км от Петербурга на берегу Финского залива. Город Петродворец с его исторической первоосновой Петергофом имеет громкую международную известность благодаря огромному (около 1000 га), на редкость красивому дворцово-парковому ансамблю, одному из крупнейших и лучших российских подобных комплексов. Основал Петергоф царь Петр I, который наметил создать здесь свою летнюю резиденцию не хуже и желательно лучше резиденции французских королей – Версаля.

Строительство этой резиденции началось в 1709 г. на месте прибрежной мызы Питергоф, или Петергоф (Петров двор, известный с 1705 г.), где Петр I останавливался на пути из Санкт-Петербурга в Кронштадт. Первоосновой для Петергофа были Петров двор, или Попутный двор, и пристань для переправы на остров Котлин с крепостью. В Петергофе Петр I намеревался создать «приморский парадиз», под чем он понимал рукотворный земной рай. В XVIII–XIX вв. в Петергофе был создан один из крупнейших в России дворцово-парковых ансамблей. В царский период создание этой парадной летней императорской резиденции продолжалось более двух веков (1709–1917), причем особенно активно в первые 150 лет. Основной вклад в создание Петергофа внесли Петр I и его дочь императрица Елизавета Петровна (любительница всего роскошного и поражающего взор, сторонница архитектурного стиля барокко).

Одновременно с дворцово-парковым комплексом формировался город. В первой четверти XVIII в. образовалась Большая (или Старая) слобода, позже ее стали именовать Старый Петергоф; со временем сложилась Малая (или Новая) слобода, которую стали именовать Новый Петергоф, в нем жили строители и дворцовые служащие. В 1732–1739 гг. под руководством архитектора М.Г. Земцова застройка Петергофа была упорядочена. В Петергофе жили главным образом дворцовые служащие, офицеры и солдаты лейб-гвардейских полков.

В Петергофе в 1918 г. дворцы и парки были национализированы и музеефицированы. Колоссальный урон дворцово-парковому комплексу нанесли немецко-фашистские войска в период временной оккупации Петергофа с 23 сентября 1941 г. по 19 января 1944 г. Ансамбль был фактически разрушен, были украдены многие, в том числе уникальные, художественные ценности. Трудно было даже представить, что после подобных разрушений и воровства архитектурно-художественный ансамбль можно возродить в его былом великолепии. Но труд и таланты россиян оказались выше всех похвал, как чудо восстановленный Петергоф снова блистает. С 1983 г. этот музейный комплекс приобрел статус художественно-архитектурного дворцово-паркового музея-заповедника.

О дворцово-парковом комплексе Петродворца написаны и изданы тысячи статей, книг, альбомов, проспектов, сделаны многие радио– и телепередачи и фильмы, напечатаны многочисленные открытки с чудными видами природы и рукотворными богатствами этого дивного места. Но всегда лучше хоть один раз увидеть все это лично, на всю жизнь запечатлеть в памяти этот сказочно красивый дворцово-парковый ансамбль, который нельзя забыть или спутать с каким-либо другим. Даже только скупой перечень основных архитектурно-художественных и ландшафтных ценностей этого ансамбля завораживает, рождает желание поехать и лично полюбоваться ими.


Большой дворец в Петергофе. Гравюра А.И. Ростовцева. 1717 г.


Среди главных архитектурно-художественных и ландшафтных прелестей царского дворцово-паркового ансамбля (XVIII–XIX вв.) в Петродворце: Большой дворец (1714–1725 гг.; перестроен в 1747–1752 гг., арх. В.В. Растрелли), Верхний сад с 5 фонтанами, в том числе Нептун (1714–1723), Нижний парк с комплексом знаменитых фонтанов, в том числе Большой каскад (1714–1721), с подземным гротом, водопадными лестницами, бронзовыми позолоченными статуями (скульп. И.П. Мартос, Ф.И. Шубин, Ф.Ф. Щедрин и др.), разными «забавами», среди них Римские фонтаны (1739), каскады Шахматная горка (1722–1739) и Золотая гора (1724 г., в 1819 г. облицован позолоченной медью), Менажерные фонтаны (1722–1724), фонтаны-«шутихи», а также дворец Петра I Монплезир (1714–1725, арх. И.Ф. Браунштейн, Ж.Б.А. Леблон, М.Г. Земцов и др.) с регулярным «голландским» садиком, павильон Эрмитаж (1721–1724), дворец Марли (1720–1723 гг., оба – арх. И.Ф. Браунштейн), павильоны-колоннады (1803 г., арх. А.Н. Воронихин) и др. В конце XVIII – начале XIX в. были созданы пейзажные парки Английский (с Английским дворцом, 1781–1794 гг., арх. Дж. Кваренги), Александрия (с дворцом Коттедж, 1826–1829 гг., арх. А.А. Менелас) и Александровский, Колонистский, Луговой (с дворцом Бельведер, 1853–1856 гг., арх. А.И. Штакеншнейдер). В середине XIX в. были построены дворцовые конюшни (1848–1854), железнодорожная станция (1855–1857), фрейлинские дома (1858 г., все – арх. Н.Л. Бенуа).

Не только объемные архитектурно-художественные памятники Петергофа, но и собственно его планировочная структура представляют интерес. Характерной чертой планировочной организации территории здесь является гармоничное сочетание регулярности и симметричности общей композиции с искусным использованием сложного и живописного рельефа этой местности. На высоком холме, на природной верхней террасе поставлен дворец. В этот прибрежный холм как бы врезан Большой каскад фонтанов с подземным гротом, водопадными лестницами, многочисленными бронзовыми позолоченными статуями. Знаменитая скульптурная группа «Самсон, раздирающий пасть льва» была похищена немцами в 1944 г. (ее восстановил в 1947 г. В.Л. Симонов). Авторами установленных здесь скульптур и скульптурных групп являются И.И. Козловский, Ф.Ф. Щедрин, И.П. Мартос, Ф.И. Шубин и другие мастера. Возвышающийся на вершине холма Большой дворец, дошедший до нас в перестроенном виде по проекту В.В. Растрелли в стиле развитого русского барокко, поражает роскошью и богатством интерьеров. Анфилада парадных и жилых комнат украшена деревянной позолоченной резьбой, художественными плафонами, скульптурой, картинами, меблирована прекрасной мебелью. Перед Большим дворцом Верхний сад имеет регулярную планировку.


Большой каскад фонтанов Петергофа


Как мы видим, в Петергофе много интереснейших в историческом и архитектурно-художественном планах объектов. Лучшие среди них: роскошный Большой Петергофский дворец (парадная летняя резиденция императорской семьи, использовалась для проведения официальных приемов, устройства шикарных балов и праздников, жить в нем было неудобно), а также малые дворцы на территории Нижнего парка, где отдыхали и жили императоры и члены их семей: Монплезир (первое сооружение Петергофа и единственный дворец Петра I, сохранившийся практически без изменений, его самый любимый летний малый дворец; в нем он жил, временами проводил деловые встречи, устраивал праздники и ассамблеи), входящий в комплекс Монплезира Екатерининский корпус-дворец (увеселительный дворец середины XVIII в., арх. Ф.Б. Растрелли, создан для балов, карточных вечеров императрицы Елизаветы; в пристроенном к нему флигеле до переворота 1762 г. жила великая княгиня Екатерина Алексеевна, здесь ее разбудил 28 июля Алексей Орлов, и она отправилась низвергать с трона своего мужа-императора Петра III, не имея на это никаких прав, но одержала победу, стала единолично правящей императрицей Екатериной II; этот корпус-дворец был частично перестроен после 1762 г., арх. Дж. Кваренги, для Екатерины II; в нем устраивались и парадные обеды, ежегодные балы выпускниц основанного Екатериной II Смольного института благородных девиц), Марли (Малые приморские палаты, построен для проживания знатных особ и гостей, с середины XVIII в. – мемориальный музей Петровской эпохи), Эрмитаж (арх. И.Ф. Браунштейн, возведен для устройства банкетов, музыкальных и литературных вечеров, интимных встреч и застолий, главной «изюминкой» был большой стол с подъемным механизмом для подачи блюд без помощи и контактов со слугами). В пейзажном парке Александрия (начал создаваться в 1826 г., арх. А.А. Менелас, назван в честь супруги Николая I – императрицы Александры Федоровны) были 3 дворца, а сохранились только 2 дворца: Коттедж (в нем большая коллекция картин русских художников – более 200 полотен, в том числе 13 работ И.К. Айвазовского) и Фермерский дворец (арх. А.И. Штакеншнейдер, построен для цесаревича Александра Николаевича; уже император Александр II считал его своим «вторым домом», здесь он готовил указ об отмене крепостного права), не сохранившаяся Нижняя дача-дворец (1883–1885 гг., арх. А. Томишко, построена для семьи императора Николая II, была разрушена в 1941–1945 гг.). В парке Александрия особый интерес представляет церковь во имя Святого Александра Невского, или Готическая капелла (1829 г., арх. В.Ф. Шинкель, А. Менелас, И. Шарлемань, единственный в России православный храм в готических формах; богослужения в царский период проводились только летом и только для императорской семьи, их ближайших придворных; в советский период в здании был музей «Александрии»; сейчас церковь восстановлена, ее можно посетить).


Вид на Большой дворец со стороны Верхнего парка


Самые лучшие садово-парковые территории Петродворца: Верхний и Нижний сады Петергофа (их разделяет Большой Петергофский дворец, их площадь соответственно 15 и 102 га) и парк Александрия. Верхний парк в составе дворцового комплекса простирается на прибрежной террасе высотой порядка 15–16 м; он был создан в 1724 г. (по наброскам Петра I и чертежам арх. Ж.Б. Леблона и И. Браунштейна), в нем бьют 5 фонтанов, самый известный из них Нептун (создан в Нюрнберге, куплен Петром I и перевезен в Петергоф, во время Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. увезен в Германию, в 1947 г. возвращен в Петергоф). В Нижнем парке установлены и функционируют в теплое время года свыше 150 фонтанов и 4 мощных водных каскада. Большой каскад (1714–1721 гг., торжественно открыт в 1723 г.) – это самое большое дворцовое гидротехническое сооружение Петергофа, России, всей Европы; он объединяет более 60 фонтанов, состоящих из 198 водных струй. Его украшают почти 250 скульптур и декоративных украшений (мифологические герои и аллегорические фигуры). Его ядром является Большой грот. Поражает взор фонтанный водомет (самый крупный в петергофском ансамбле) «Самсон, разрывающий пасть льва» (аллегория России и побежденной ею Швеции в первой четверти XVIII в.; оригинал был похищен гитлеровцами в 1944 г., существующий установлен в 1947 г., работа скульптора В.Л. Симонова; высота бронзовой фигуры 3 м 30 см, вес 5 т; фонтанная струя бьет ввысь почти на 20 м). Все многочисленные фонтаны в парке – разные, есть фонтаны-«шутихи»; часть Монплезирской аллеи представляет собой Водную дорожку (3 ряда в день с обеих сторон взмывают 300 наклонных струй, образуя арку из воды); фонтан Пирамида представляет собой 500 струй разной высоты, образующих семиуровневую водяную пирамиду. Интересны и оригинальны все фонтаны сада, особенно фонтаны-обливалки. Фонтаны Петергофа действуют по принципу сообщающихся сосудов за счет перепада высот рельефа и не требуют накачивания воды. В фонтаны вода поступает из пресных водных источников Ропшинских высот по 22-километровому самотечному водопроводу, созданному первым русским инженером-гидравликом В. Туволковым при участии Петра I (по Чернобережской Е., c. 162, 166).

Вне дворцового комплекса в городе Петергофе нет столь ярких архитектурных памятников. Сохранились Кавалерские дома (1799–1801 гг., арх. Броуэр), ряд зданий в стиле развитого классицизма, комплекс монументальных зданий в стиле английской неоготики (1830 – 1850-е гг., арх. Н.Л. Бенуа, А.К. Кавос), здание бывшей военной школы в формах барокко начала XVIII в. (1914 г., арх. Л.А. Ильин), ряд других зданий, монументальный 5-главый Петропавловский собор в псевдорусском стиле, (1894–1905 гг., арх. В.А. Косяков по проекту Н.В. Султанова; имеет необычное устройство: крытую галерею для крестных ходов; имеет колокольню, часовню, смотровую площадку в центральной главе). Для верующих людей особую значимость имеет именно собор во имя Святых Апостолов Петра и Павла (1895–1899), который является главным храмом Петергофского благочиния и главной архитектурной доминантой города. Храм закрыли в 1938 г., в 1989 г. его вернули верующим. Он имеет уникальное восстановленное внутреннее убранство (иконостас из изразцов, высококачественная роспись сводов, мраморные ступени и др.).


Cобор во имя Святых Апостолов Петра и Павла


В Петродворце, кроме дворцового комплекса с его музейными объектами, есть целый ряд других интересных музеев, среди них Музей фонтанного дела, Музей императорских велосипедов, Музей императорских яхт, Музей русских живописи, графики, фарфора, Музей семьи Бенуа, Музей игральных карт и др.

По прошлым событиям в Петергофе можно в миниатюре изучать историю, быт, нравы семей русских императоров, пытаться понять достоинства и недостатки Романовых, приведшие к краху их рода и Российской империи. Стремление всех самодержцев Романовых, кроме Александра III, к расширению геополитического пространства Российской империи, обогащению – личному, их потомков, родственников, друзей, причем всеми известными путями, выдвижение на ответственные посты не по принципу профессиональной грамотности и честности, а по личной (подчас только показушной) преданности им, не пресеченная ими и безнаказанная практика казнокрадства (особенно со стороны их родственников, друзей, ставленников), а также растущий духовно-нравственный развал клана власть имущих неизбежно вели Романовых и царскую Россию к краху (об этом есть немало публикаций, в том числе наши книги «Путешествие из Москвы в Петербург», «Дворцы Санкт-Петербурга. Наследие Романовых», «Путешествие по храмам и монастырям Санкт-Петербурга» и др.).


Дворец Монплезир


Петр I в Монплезире. Художник В.А. Серов


Петергоф и его владельцы – самодержавные Романовы – задавали тон всей стране в моделях поведения. Самодержец, как первое лицо в государстве, и члены его семьи всегда были объектом особого внимания подданных, видевших в них пример для подражания. Неудивительно, что в Петергофе появились или надежно утвердились некоторые бытовые новации. Приведем только несколько примеров. Так, Петр I на праздниках и ассамблеях в его дворце Монплезир утверждал пример потребления непомерного количества спиртного мужчинами и женщинами всех возрастов, заставлял нарушителей ассамблейных правил выпивать наполненный водкой или крепким вином более чем литровый Кубок Большого Орла (этот стеклянный кубок можно увидеть в экспозиции во дворце Монплезир), расхваливал и рекламировал якобы дающее ощущение расслабления и дурманящее, веселящее голову табакокурение (в Монплезире можно увидеть его курительные трубки), имел привычку славить все иностранное (в формах и оформлении Монплезира прослеживается влияние голландской архитектуры, его комнаты украшают полотна западноевропейской живописи, панно в китайском стиле висит в оформленном в восточном духе Лаковом кабинете, росписи потолков выполнил французский художник Ф. Пильман, в Морском кабинете все инструменты иностранные и т. п.). Это и многое другое воспринималось современниками как импульс к перенятию во всем иностранных, якобы более прогрессивных норм поведения, быта и деловой деятельности на западный манер, а также способствовало развитию «свободы нравов». Также императоры Петр III, Павел I и отчасти Александр I были склонны преувеличивать зарубежные достижения и «достоинства» свободы нравов. Стиль жизни в Петергофе Екатерины I, Анны Иоанновны, Елизаветы Петровны, Екатерины II еще в большей мере способствовал падению духовно-нравственных устоев при дворе и в обществе в целом, ибо все правившие дамы были жертвами их эмоций, были слишком увлечены их корыстолюбивыми фаворитами, хотя и помнили об унижении, перенесенном ими от их мужей и любимцев.


Прохождение Кавалергардского полка перед дворцом Коттедж в присутствии императора Николая I и Александры Федоровны. Гравюра середины XIX в.


В Петергофе самый красивый в XIX в. в Европе мужчина – император Николай I, 38 лет давал подданным пример ровных, бесконфликтных отношений между супругами при нарушении мужем супружеской верности. Николай I был щедрым мужем, отцом, дедом. В большой мере именно ради значимых семейных событий (именины, дни рождений, помолвки, свадьбы, юбилеи, крестины и др.), но временами и ради событий государственного масштаба он первым ввел правило устраивать в Петергофе шикарные празднества с иллюминацией, фейерверками, разными масштабными увеселениями, пиршествами, на которых присутствовали многочисленные гости. Чтобы доставить жене радость лицезреть с комфортом военные парады, Николай I в Верхнем саду устраивал небольшие парады, которые Александра Федоровна (принцесса Прусская) наблюдала с балкона Большого дворца. Когда за собором Святых Апостолов Петра и Павла по желанию Николая I выкопали пруд (1838), то на нем, на двух искусственных островках, по воле императора создали два небольших дворца (виллы) для его жены – Царицын павильон и для дочери Ольги – Ольгин павильон. Пруд получил название Ольгин. У Царицына павильона был создан сад с любимыми цветами Александры Федоровны – белыми розами. Ольгин павильон построили к свадьбе Ольги Николаевны с принцем Вюртембергским, которую справляли с большим размахом в Петергофе в 1846 г. Для Александры Федоровны Николай I построил (1853) павильон Бабигон (см. рассказ о Николае I в сюжете о Царском Селе).

Знаменитый пейзажный парк Александрия Николай I создал главным образом ради своей жены, имя которой получил этот парк. Александра Федоровна не любила большие комнаты Большого дворца, жить в котором было неудобно, любила уютные небольшие дворцы, да и еще созданные в модном тогда стиле неоготики. Именно такой дворец с садом по воле Николая I построили для нее в парке Александрия, назвали его Коттедж. Вокруг Коттеджа благоухали многочисленные кусты любимых Александрой Федоровной белых роз. Николай I распорядился создать для своих детей в Александрии Великокняжеский учебный дом (в нем учили его детей) и различные детские увеселительные строения.

Петергофские дворцы и парки были свидетелями многих порочных романовских любовных романов, дававших негативные примеры. События в Петергофе неоднократно доказывали, сколь ненасытны в своей любовной прыти все русские императрицы и императоры (кроме Александра III и Николая II), как ловко они могут на людях казаться примерами нравственности и верности православным традициям, а на деле быть совсем другими, способными обманывать подданных. Самым беспринципным в этом плане оказался император Александр II. Он неустанно твердил о важности сохранения нравственного здоровья россиян, усиленно содействовал созданию и развитию монастырей, особенно женских (якобы особенно заботился о женской нравственности), подчеркивал свою верность православию, часто осенял себя крестным знамением (особенно на людях), а сам безудержно предавался супружеским изменам. Его супруга Мария Александровна (принцесса Гессен-Дармштадтская) за первые 19 лет их семейной жизни родила 8 детей, рожала через каждые 2–3 года, подорвала здоровье, внешне подурнела. В возрасте 42–47 лет у Александра II на стороне роман сменялся романом. В 47 лет он влюбился в 18-летнюю княжну фрейлину Екатерину Михайловну Долгорукую (1847–1922). В 1865 г. в окрестностях Петергофа в лесу проходили их тайные свидания. В возрасте 48 лет (1866) он овладел ею в петергофском павильоне Бабигон. Их близость продолжалась 15 лет (1866–1881), когда ему было 48–63 года, ей 19–34 года. Долгорукая родила от него двух сыновей и двух дочерей (один из родившихся сыновей умер сразу после рождения); он хорошо обеспечил и признал детей своими, и все держалось в тайне. На людях Александр II старался казаться примерным мужем, каким он совсем не был. Он знал о болезнях своей постаревшей жены и, по сути, способствовал их развитию, получается, ждал ее кончины. (Он позволил себе редчайшую бестактность: поселил княжну с прижитыми от него детьми в Зимнем дворце, прямо над покоями его больной жены, чем увеличил ее физические и моральные страдания, ускорил ее кончину.) Через месяц после смерти жены Александр II заключил тайный, но законный брак (1880) с Е.М. Долгорукой, которой присвоил титул светлейшей княгини Юрьевской, намечал со временем объявить ее открыто императрицей. Александр II в личной жизни оказался обманщиком: призывал подданных к нравственности, а сам ее не сохранял. Став императором в возрасте 37 лет и 26 лет правив Россией, дельно и грамотно управлять страной он не смог, твердил о необходимости кардинальных реформ, но все проведенные им реформы имели половинчатую сущность, больше играли на интересы богатых людей, чем простого народа. Долгорукая успела сполна использовать возможности Александра II в своих интересах, к тому же он обеспечил ей и их детям надежный финансовый базис, в том числе в зарубежных банках. Ведя двуличную жизнь, Александр II был неспособен грамотно и сполна честно вершить государственные дела, чем осложнил положение России (финансы были расстроены, экономическое развитие замедлилось, местное благоустройство было в катастрофическом состоянии, в университетах был полный беспорядок, происходили убийства должностных лиц и т. п.). Одним словом, если человек не вполне честно ведет себя в семье, в личной жизни, он, как правило, способен нагрешить и в деловых операциях и чаще всего не может результативно решать большие задачи (см. рассказ об Александре II в сюжете о Царском Селе).

На страницу:
2 из 8

Другие книги автора