Полная версия
Сен-Жермен
Неожиданно в мою спальню ворвалась мать Тинатин и с порога закричала.
– Милости прошу, батоно Жермени! Прошу милости! Беда не приходит одна.
Вслед за ним в комнату вошел смущенный, подкручивающий усы Деметре. Он пытался унять Кетеван.
Я зевнул, сидя на кровати, поправил ночной халат, снял колпак и спросил.
– Что случилось, почтенная Кетеван?
– Только что деверь приходил. Ему в царских покоях намекнули, повелитель, мол, желает взять Тинатин в свой гарем. Старший евнух пытался выяснить, сколько мы хотим за дочь.
Я озадаченно посмотрел на хозяйку. Это было что-то новое. Хозяин Персии ведет торг из-за женщины? Мне рассказывали, что в подобных случаях к дому высылается отряд телохранителей-гулямов. Плату оставляли осчастливленному отцу, а жертва либо выходила по собственной воле, либо её выводили силой.
– Вы полагаете, что я в состоянии перечить воле Надир-хана? – спросил я.
– Что вы, уважаемый Жермени! – всплеснула руками Кетеван. – Дело в том, что посредник намекнул, что Надир-хан предъявит свои права на Тинатин только в том случае, если она… несверленная кобылица. К тому же он требует, чтобы дочь перешла в мусульманство. Повелитель не будет возражать и не затаит в сердце обиду, если Тинатин течение месяца выйдет замуж за христианина, но об этом должно быть объявлено публично.
– Я никогда не опоганюсь! – воскликнула присутствовавшая при разговоре девушка.
– Что я тебе говорила! – Кетеван закричала на мужа и ткнула пальцем в сторону дочери. Тот заметно оробел, ещё яростнее принялся крутить усы. Что за маленькую дрянь ты вырастил! Что за упрямицу!.. Кто сможет обуздать эту кобылицу!.. Доведет она нас до беды. Всю нашу семью прирежут, всех изничтожат!..
Женщина как обычно неожиданно и бурно разрыдалась.
– Ну, так выдайте её поскорее замуж. Неужели охотников до вашей спелой сливы не найдется? – посоветовал я.
– Я ни за кого не пойду! – заявила Тинатин и притопнула ногой, затем бросила на меня короткий одобряющий взгляд, однако я не растаял. Даже не обмяк… Голос разума подсказал, что вряд ли провидение имело в виду отправить меня за тридевять земель, чтобы сочетать браком с этой тигрицей. Она была прекрасна, спору нет, но всего в ней было чересчур. Эта девушка была создана для гарема. Она могла бы стать его украшением, особенно среди множества подобных созданий, вряд ли уступающих ей по части женских прелестей. В этом интимном кружке она вполне могла бы исполнять роль первой скрипки. Как, скажем, в симфониях Гайдна. Но жить с ней единственной, с утра до ночи выслушивать её виртуозные трели: «Манана, Манана!..» – и заодно исполнять на ней нечто заздравное, ненасытное, лишающее сил и укорачивающее жизнь – для разумного человека это было выше сил.
– Бракосочетание в мои намерения никак не входит. Здесь, в Персии, я проездом и полагаю, что никогда не давал повод считать меня претендентом на руку вашей дочери.
Этот ответ напрочь сразил изумившуюся Тинатин. Она привыкла к любой форме проявления пробуждавшихся при её виде чувств – от пылкой благодарности, сочинения восторженных стихов, падений на колени до трепетной невозмутимости и едва сдерживаемого волнения в голосе. Но холодность! Вежливый, решительный отказ!.. Девушка густо покраснела, прижала ладони к щекам и стремглав выбежала из комнаты. Подобная несдержанность вконец озлобила меня. Пусть её сверлят более охочие до подобных страстей молодцы. Терпеть женщину подобного буйного нрава в своем доме? В этом было что-то откровенно-буржуазное.
– Прошу освободить меня, – веско продолжил я, – от всякого рода ходатайств, просьб, принуждений. Это выходит за рамки приличий. Вы благородный человек и должны понимать, что подобные требования наносят мне оскорбление и как человек чести я буду вынужден защитить её.
Я ожидал, что Деметре вспылит, однако хозяин разволновался ещё сильнее. Страх так и сочился из него.
– Ах, уважаемый Жермени, разве это я принуждаю вас к браку? Разве мы с Кетеван могли мечтать о такой великой чести, чтобы советник самого правителя, беглербек западных земель, картвели,[56] наконец, – согласился принять участие в её судьбе. Это воля самого Надир-хана.
– То есть?..
– Посредник в конце упомянул, что могучий Надир-хан обмолвился, мол, лучшего жениха, чем проживающий в нашем доме мудрый Талани, Тинатин не подобрать.
– Ну и что! Это не более, чем пожелание.
Они оба уставились на меня в немом изумлении.
– Да кто ж подойдет к ней после такого предупреждения, – тихим голосом попыталась вразумить меня Кетеван. – Кому голова на плечах не дорога?
Она помолчала, потом уже более спокойно и даже с некоторой пылкостью добавила.
– Да, отец баловал Тинатин, но она хорошая, добрая девочка. Она будет верная жена и не посрамит вашу честь. Она сумеет защитить свое и ваше достоинство.
«Ага, с кинжалом в руке…» Я на мгновение представил Тинатин при французском дворе, при любом немецком, в самом захудалом курфюрстшестве, где на женщину смотрят исключительно как на объект для наслаждения, – и мне стало жарко. Скольких кавалеров она уложит прежде, чем её заточат в Бастилию? Нельзя и помыслить, чтобы прямо и грубо отказать в ласках таким пройдохам и охотникам за чужими женами, как герцоги Лозён, Шуазель или сам герцог Орлеанский. Сам король Луи XV тоже хорош. Я представил её на высоченных каблуках, вынуждающих женщин подавать вперед грудь, в платье с огромным вырезом впереди, насчет которого в придворных кругах шутили: «Женщина желает, чтобы он был настолько велик, чтобы две мужские руки могли удобнее проскользнуть вовнутрь, хотя они не имеют ничего против того, чтобы он был ещё больше».
Конечно, можно было бросить свет, обзавестись поместьем и предаваться семейным радостям на фоне деревенского пейзажа. Меня даже передернуло.
– Уважаемые господа, повторяю ещё раз – в мои намерения не входит женитьба. Позвольте моему слуге уложить вещи, к вечеру я покину ваш дом, который оказался далеко не так гостеприимен, как казалось.
Кетеван и Деметре переглянулись. Инициативу взяла на себя хозяйка.
– Господин Жермени, неужели вы полагаете, что, переехав на другую квартиру, сможете избежать предписанной вам женитьбы?
Я вздохнул и сказал:
– Мы разговариваем на разных языках. Вы просто не желаете меня понять…
– Нет, это вы не желаете! – решительно заявила Кетеван. – Если вам не дорога собственная голова, то наши головы нам пока ещё очень даже пригодятся. У нас два сына, хозяйство, большой виноградник неподалеку от Пасанаури, участок в Садгери. Мы приходимся родственниками князьям Мухранским.
– Зачем вы все мне это рассказываете, уважаемая Кетеван. Я не собираюсь и никогда не женюсь на вашей дочери.
Я хотел было добавить, что мне не по сердцу пришлась её бьющая в глаза красота, отвратителен нрав, возмущают капризы, от её нежного, но слишком звучного голоска, мне становится не по себе, однако прикусил язык. Подобное оскорбление могло стоить мне жизни. Уже сказанного было вполне достаточно, чтобы хозяин метнул в мою сторону яростный взгляд.
– Прошу простить, уважаемый Деметре, если обидел вас. Достоинства вашей дочери неоспоримы. Она как нежный бутон, но беда в том, что я не имею права жениться. Знаете, где в Тифлисе расположено подворье католических миссионеров?
Тот кивнул.
– Там живут монахи-иезуиты, – продолжил я. – При посвящении они приняли обет безбрачия. Вот и я отношусь к подобному ордену. Только куда более малочисленному. Я постараюсь выяснить, чем вызвано желание правителя женить меня на Тинатин. Я попытаюсь объяснить ему, что я не могу сочетаться в браке.
…Мирзо Мехди-хан был со мной откровенен.
– По нашим законам, если ты женишься на подданной шаха, сам становишься его подданным. Ни одна женщина не имеет права покинуть Персию без его письменного разрешения.
– Выходит, меня желают приписать к персидскому государству? Но зачем?
– Затем, что нынче твое положение двусмысленно и создает некоторые неудобства правителю в отношениях с шиитским духовенством. Они уже начали поговаривать, что проклятый гяур вертит господином и пока неизвестно, чью волю он выполняет.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Примечания
1
Имеется в виду король Франции Людовик XV (1710–1774). Правил с 1715 по 1774 г. В малолетство Людовика XV страной управляли сначала регент, герцог Филипп Орлеанский (1715–1723), затем кардинал Флери (1726–1743).
2
Карл Гессенский – ландграф, правитель области Шлезвиг. Близкий друг графа Сен-Жермена. Лицо вполне историческое.
3
Шлезвиг – историческая область, расположенная на юге Ютландского полуострова. Одно время входила в состав Датского королевства. Ныне вместе с соседней областью Гольштейн (в прежнем русском написании – Голштиния) образуют землю Шлезвиг-Гольштейн.
4
Герцог Бель-Иль Карл Фуке (1684–1761) – маршал Франции, дипломат, внук главного интенданта Фуке. Глава антиавстрийской партии в правительстве Людовика XV. Покровительствовал графу Сен-Жермену.
5
Герцог Шуазель, Этьен Франсуа, граф де Стенвиль (1719–1785) – французский государственный деятель. Сделал карьеру во время войны за Австрийское наследство. В 1754-57 – посол в Риме. В 1757-58 – в Вене. С 1758 по 1761 – министр иностранных дел; в 1758 г. закрепил союз с Австрией и подписал «фамильный пакт» (1761). С 1761 по 1770 – военный министр и морской министр одновременно. С 1766 по 1770 также министр иностранных дел. С 1758 по 1770 фактически руководил всей внешней политикой Франции. После поражения Франции в Семилетней войне начал готовить страну к реваншу: реорганизовал армию и флот, усилил артиллерию. В 1770 уволен в отставку и сослан в свое имение Шантелу. По сведениям Э. Фукса (см. «Иллюстрированная история нравов. Галантный век». М. Республика, 1994. С. 297) герцог Шуазель послужил прообразом небезызвестного виконта де Вальмона из «Опасных связей» Шодерло де Лакло.
6
Адепт (лат. Adeptus, «Достигший») – в оккультизме – тот, кто достиг стадии Посвящения и стал мастером в науке эзотерической философии.
7
Чохан Седьмого луча – этим званием наградили Сен-Жермена теософы конца XX в.
8
Экернфиорде – небольшой портовый городок на юге Шлезвига.
9
Леопольд I Габсбург (1640–1705) – император Священной Римской империи с 1658 по 1705 г. Воспитывался у иезуитов для принятия духовного сана, но после смерти старшего брата Фердинанда (1654) был провозглашен наследником австрийских земель, а также королем чешским и венгерским. Безвольный и вялый он считал себя искренним сторонником мира, но воевал почти беспрерывно. В безжалостном и жесточайшем преследовании венгерских протестантов сказывалась иезуитская закалка.
10
Штульваген – общественный экипаж, предназначенный для перевозки пассажиров и почты.
11
Джованни Гасто (1670–1737) – великий герцог Тосканский с 1723 по 1737 гг. Болезненный и до времени состарившийся, отличавшийся обширной, глубокой и несколько своеобразной образованностью. Последний в роду Медичи.
12
Общество Иисуса – орден иезуитов, учрежденный в 1543 г Игнатием Лойолой. Четыре обета должны были исполнять члены этого ордена: 1) бороться против «адских чудовищ и порождений сатаны»; 2) служить Богу; 3) совершать подвиги «ad majorem Dei gloriam» (к вящей славе Божьей); 4) беспрекословно подчиняться папе.
В 1540 г. папа Павел III утвердил орден а папа Юлий III чрезвычайно расширил его полномочия. Члены ордена были изъяты из-под светской юрисдикции, получили освобождение от государственных налогов. Имели право осуществлять все священнические обязанности, собственноручно освобождать от всех церковных наказаний и взысканий, обращать обеты светских лиц на любые другие дела, освобождать самих себя от обета поста…
Главная цель – противостоять реформации.
Философия иезуитов: 1) социальная сторона – иезуиты исповедовали непогрешимость пап и верховенство его над всеми другими государями. Отсюда вытекало право разрешать подданным свергать неугодных ордену государей и отказываться от присяги. Иезуиты развили целую теорию революции против «неугодных Богу» правителей;
2) нравственная сторона их учения основывалась на пробабилизме. Это учение по сути своей куда хуже, чем известное «цель оправдывает средства», т. к. прямо одобряло недостойный поступок, если только можно было привести хотя бы одно правдоподобное мнение в его защиту. Тем самым иезуиты посягали на нравственные заповеди Христа. Например, на вопрос убийце – он ли убил такого-то? – тот мог смело отвечать: нет, подразумевая про себя, что он не посягал на жизнь погубленного им человека «до его рождения». Другой пример – сыну позволительно отвлеченным намерением желать смерти отцу. Конечно, не как зла отцу, но как добра для себя ради ожидаемого наследства. Таким образом нравственность в истолковании иезуитов становилась зависимой от места и времени и «мнений».
13
Кирха – протестантская церковь.
14
Карл VI Габсбург (1682–1740) – император Священной Римской империи с 1711 по 1740 гг.
15
Граф Сен-Жермен ошибся на год – стены вокруг Любека будут срыты в 1806 году по приказу Наполеона. Известная всем Ванга тоже частенько путала даты.
16
Эспаньола – остров Гаити
17
д’Аффри Людвиг Августин, граф (1715–1793) – посол Франции в Гааге. В 1780 г. стал полковником швейцарской гвардии. Умер в своем замке Бартелеми в Вардте.
18
Вы уже во Франции, господа! (франц.).
19
И я вас с этим поздравляю (франц.).
20
Вобан Себастьян ле Претр (1633–1707) – маршал Франции, военный инженер и экономист. Участвовал в осаде 53 крепостей, сам построил 33 и более 300 переделал. Его идеалом являлась бастионная система, которую он необычайно умело приноравливал к условиям местности, в чем до сих пор сила его системы укрепленной обороны.
21
Карл (CharIes) I Стюарт (1600–1649) – английский король (1625–1649). Во время английской буржуазной революции 17 в. был низложен и казнен.
22
Флейт – транспортное судно, впервые построенное в Голландии в 1595 г. В 17–18 вв. Флейты занимали господствующее положение на морях.
23
Теночтитлан – столица государства ацтеков, расположенная на острове посреди озера Тескоко. В 1521 г. союзные войска индейцев под командованием Эрнандо Кортеса взяли Теночтитлан штурмом. Ныне город Мехико.
24
Контрфорс– поперечный вертикальный выступ, ребро или стенка, усиливающие основную несущую конструкцию, преимущественно стену.
25
Альбигойцы – участники еретического движения на юге Франции в 12–13 вв. Выступали против папы, отрицали некоторые догматы, например, предавали поруганию крест.
26
Fama fraternitatis – Слава Братства
27
Гирканское море – Каспийское море.
28
Фаранг – так персы называли европейцев (от слова «франк»). Также они называли Европу
29
Эссенция – выделяется из хвойника (эфедра). Большинство ученых считают вполне вероятным, что древние иранцы приготавливали опьяняющий священный напиток из этого горного растения, богатого алкалоидом эфедрином. По крайней мере, современные зороастрийцы (парсы в Индии и гебры в Иране) используют именно это растение, которое по их понятиям продлевает жизнь.
30
Джульфа (или Новая Джульфа) – южный пригород столицы Персии той поры Исфагана, где жили в основном армяне. Старая Джульфа находится на границе Армении и Ирана.
31
Абушехр – ныне порт Бушир на юго-западном побережье Ирана.
32
Махалле – городской квартал в персидских городах.
33
Диванхана – присутственное место, контора, офис, рабочие помещения, где располагалось то или иное ведомство.
34
Гюрджистан – Грузия.
35
Искандер Двурогий – так на Востоке называли Александра Македонского. Шлем у знаменитого полководца был о двух рогах. Мусульманская традиция причисляла его к пророкам, посланным на землю до Мухаммеда.
36
Гулямы– телохранители.
37
Калантар – городской старшина (обычно назначается из местной знати).
38
Иблис – дьявол. Другое его обозначение – аш-шайтан.
39
Намаз – обязательная для правоверного мусульманина молитва, совершаемая пять раз в день.
40
Туман – серебряная монета достоинством в 10 рублей (тех, царских).
41
Хорасан – область в Центральном Иране, на юго-восточном побережье Каспийского моря.
42
Райяты – земледельцы, иляты – кочевники.
43
Дефиле – ущелье или тесный узкий проход.
44
Кешикчи – воин из отряда телохранителей.
45
Дараб – Дарий, персидский царь.
46
Газ – примерно 0,7 м.
47
Парсанг – примерно 5,5 км.
48
Фирман – шахский указ.
49
Гора Мартр – Монмартр.
50
Город – ещё в ту пору столица Франция в разговорах, отголоском старины, делилась на три части. Ситэ – остров на Сене, древнейшая часть; на левом берегу – Латинский квартал и на правом – собственно Город.
51
Казиаскар – судья по военным делам. Шейх-оль-ислам – высшее духовное лицо в армии.
52
Бисми Ллахи р-рахмани р-рахим – Во имя Аллаха, милостивого и милосердного. Этими словами начинается Коран, они же являются основой любой молитвы у мусульман.
53
Кызылбаши – так в ту пору называли воинов персидской армии, а, случалось, и самих жителей Персии. Переводится как «красная голова» из-за шапок с красными клиньями, которые носили шииты в память о своих имамах.
54
Сардаб – подземный бассейн, который обычно устраивался под домом.
55
Пери – сказочное человекоподобное существо необычайной красоты, доброе или злое, чаще всего женщина.
56
Картвели – в этом случае христианин (груз.).