Полная версия
Моя душа: что это такое?
От ощущений и эмоций до душевных состояний
В психологии всё разнообразие чувств разделяется на ощущения, эмоции, настроения и душевные состояния. (Впрочем, границы между этими понятиями довольно размыты.)
Мы чувствуем, ощущаем состояние нашего тела: оно «сообщает» нам о своем нездоровье, усталости и бодрости, голоде и сытости. Благодаря органам чувств мы ощущаем сладость и горечь, духоту и свежесть, сырость и сухость, холод и жару, тяжесть и жесткость предметов, громкость звука и т. п.
Эмоции – это непосредственная реакция (отклик) чувствующей стороны души на всё, что мы видим, слышим, вспоминаем, обдумываем, говорим или делаем. Испуг и ужас, страх и паника, гнев и ярость, возмущение и волнение, тревога и огорчение, смех и плач, удивление и восторг, презрение и отвращение, обида и стыд, благодарность и умиление, жалость и восхищение – всё это эмоциональные реакции нашей души. Войдя ночью в незнакомый лес и слыша шорохи, мы испытываем страх; при виде опустившегося пьяницы – отвращение или жалость. А как много разных эмоций вызывают у нас интересный фильм или чтение захватывающей книги, общение с людьми или какая-нибудь игра! Особая область эмоций связана с любованием природой: цветами, насекомыми, животными, птицами (чего стоит одно только пение соловья!), рекой и озером, лесом и лугом, величественным горным пейзажем и звездным небом. А какие возвышенные эмоции вызывают у людей созданные человечеством шедевры в области классической музыки (например, произведения Петра Ильича Чайковского), поэзии, живописи, скульптуры, архитектуры! Возбуждая в нас чувство прекрасного, они вызывают восхищение и целую палитру других чувств.
Верующие люди испытывают особого рода эмоции в храме, при посещении святых мест, во время молитвы, после исповеди и причастия, у чудотворной иконы или мощей святого, при общении с духоносным человеком.
Настроение не столь мимолетно, как эмоции. Оно, как правило, длится несколько часов или целый день. Настроение может быть хорошим – приподнятым, радостным, веселым, спокойным; а может быть плохим – тревожным, мрачным, тоскливым: «и скучно, и грустно, и некому руку подать».
Длительные и устойчивые чувства называются душевными состояниями. Они могут быть вызваны долгой и тяжелой болезнью; изменой, предательством или смертью очень близкого и любимого человека; сильной влюбленностью; серьезными успехами в творчестве, спорте; обретением живой и деятельной веры во Христа. Душевные состояния человека зависят от качеств его души (например, милосердия или жестокости), характера, мировоззрения, возраста, веры или неверия в Бога.
Если эмоции – это, образно говоря, поверхностный слой сферы чувств, то настроения – более глубокий слой, а душевные состояния – еще более глубокий. Настроение влияет на эмоции, душевные состояния – и на настроение, и на эмоции, а на всю область чувств оказывают влияние духовно-нравственные качества души человека. Когда в глубине (сердцевине) души мир, свет и любовь, тогда всё нас радует, а если мы и замечаем в ком-то уродство или грех, то эти люди вызывают у нас жалость, сострадание, желание помочь. Когда же в глубине души мрак и злоба, то и эмоции мрачны, и настроения «нет».
Наше внутреннее «я» «наблюдает» за эмоциями, настроениями и состояниями души. От одних оно, подключая волю и разум, старается избавиться, другие – продлить и усилить.
Удовольствия и их последствия
Человеку свойственно избегать огорчений и страданий и стремиться к тому, что приятно, к удовольствиям, наслаждению. (Удовольствие доставляет и воспоминание об удовольствии, и предвкушение его.) «Как сделать так, чтобы мне было хорошо (максимально хорошо) и в данный момент, и в будущем?» Много раз в день мы решаем этот вопрос. Очень важно в чем мы ищем и находим удовольствие, потому что от этого напрямую зависит общее состояние нашей души, «радостность» или «безрадостность» ее сердцевины!
Кто-то получает удовольствие от славы, от превосходства, власти и насилия над другими людьми, от разврата[10], от присвоения чужого, от того, что другому плохо (например, от мести). Эти и подобные им виды «радости», входя в привычку, неизбежно вызывают помрачение, ожесточение и омертвение сердцевины души, приводят к негативным душевным состояниям, «убивают» светлую, чистую радость, оставляя человеку лишь злорадство и способность испытывать самые грубые наслаждения. Причем удовольствия эти со временем «приедаются», становятся с каждым разом всё глуше, требуют себе новой «пищи». Это такой же непреложный закон духовного мира, как закон всемирного тяготения в физике.
Указанные удовольствия называются греховными, потому что низводят душу во мрак. Вообще, любой грех, как нарушение заповедей Божиих, омрачает человека. И чем грех тяжелее, страшнее, тем темнее и злее становится душа после его совершения.
Часто на грех провоцируют человека темные силы, соблазняя его обещанием радости и пользы. Но потому-то и назван дьявол лжецом, что после краткого удовольствия, к которому, как правило, примешивается ощущение чего-то недолжного, душа испытывает разочарование и боль, ощущает мрак и пустоту.
Возможно ли исцеление, оживление, просветление души, погрязшей в грехе? Да, возможно! Возможность эта дарована Христом. От нас при этом требуется вера в Него, раскаяние в грехах, противостояние соблазнам, стремление жить так, как Он заповедал.
Помимо греховных, есть множество удовольствий, которые можно условно назвать нейтральными. Приятно съесть что-нибудь вкусненькое, расслабиться после учебы или работы, в жару искупаться, послушать красивую музыку, почитать интересную книгу, поиграть в шахматы, поболтать с друзьями. Приносят радость творчество, познание нового, долгожданные приобретения, любование красотой природы и произведениями искусства. Но такие удовольствия, как правило, лишь развлекают человека, однако радикально не меняют состояние сердцевины его души.
Есть и другие удовольствия и радости. Назовем их духовными. Именно они и являются верными спутниками истинного счастья.
Такое неуловимое счастье
Кто из нас не хочет быть счастливым? Очевидно, что вопрос этот риторический. Само слово «счастье» словно светится и от одного его звучания хочется улыбнуться…
Творец вложил в человеческую природу стремление к счастью, к светлой радости. Когда человек счастлив, ему хорошо, порой – несказанно хорошо. Диапазон счастья – от тихой, спокойной радости до ликования, до ощущения «полета». Счастливый человек ощущает полноту бытия, внутренний свет и тепло, гармонию с окружающим миром. Он наполнен любовью ко всему и ко всем. А любовь видит мир прекрасным, и даже то, что раньше было неприятно, перестает огорчать. Счастливый человек хочет доставлять радость окружающим. Счастье дает небывалый душевный подъем, рождает в душе благодарность. (Верующие люди знают, Кому в первую очередь.) Сколько сил и творческой энергии дает счастье! Счастливый ценит каждую прожитую минуту. И как хочется, чтобы эта радость бытия, это счастье длились бесконечно!
Людям, испытавшим счастье, хорошо знакомо, к сожалению, и то состояние, когда оно их покидает. Как будто воздушный шарик, парящий в солнечном прозрачном воздухе, вдруг сдулся и жалким комочком падает вниз; или из теплого, ясного летнего дня человек вдруг попал в промозглую ночную сырость. Душа перестает «петь», перестает любить. Мир теряет свои сочные краски. Душа «сигнализирует» о своем состоянии ощущениями боли, пустоты, беспокойства, неудовлетворенности, тоски… и осознанно или неосознанно стремится вернуть себе ощущение счастья, радость бытия, чувство любви. Но чаще всего бывает так: не обретая этого состояния и не зная как его найти, тычась, как слепой котенок, то туда, то сюда, человек «опускает руки» и старается заполнить образовавшуюся душевную пустоту погружением в суету дел и забот, острыми ощущениями и всеми доступными ему удовольствиями. Боль от потери счастья постепенно утихает, да и вспоминается оно всё реже и реже…
Вспомним себя в детском возрасте или всмотримся в окружающих нас детей. Какой непосредственной, живой радостью светится иногда ребенок, излучая ее и на окружающих! Но по мере взросления эта радостность, как правило, вытесняется, «гасится» набирающими силу греховными страстями[11], дефицитом обращенной к подростку любви, человеческой злобой. Душа юного человека темнеет и как бы покрывается колючей защитной коркой.
Сколько радости, сколько сладостного томления может принести первая взаимная влюбленность юноши и девушки! И как счастливы те, у кого она перерастает в любовь, которая согревает и всех окружающих! Но как ранит и ожесточает душу измена или охлаждение чувств любимого человека!
С возрастом многие люди, так и не испытав счастья или потеряв его, привыкают к своему состоянию, к неизбежному чередованию удовольствий-радостей и огорчений-страданий. (При этом они, как и каждое живое существо, стараются, чтобы первых было побольше, а вторых – поменьше.) Такие люди живут «как все» и интересуются чем угодно, только не своей душой. Им неинтересно, по каким законам она живет, каковы причины ее состояний. Они уверены, что счастье – некий «журавль в небе», счастливый билет в лотерее, удел избранных.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Примечания
1
Доказать, что Бога нет, наука не в состоянии. Чем дальше она продвигается в познании мира, тем обширнее становится и область еще непознанного.
2
Господь «заложил» в живую природу эволюционный принцип развития. Но объяснять только им ее происхождение, многообразие и сложнейшее устройство неверно.
3
Есть два представления о составе человеческой природы: так называемые трихотомия (трехсоставность) и дихотомия (двухсоставность). Согласно первому человек состоит из тела, души и духа; согласно второму – из тела и души, но высшая часть души как раз и представляет собой этот дух.
4
Душа проста в том смысле, что не состоит из разных частей или элементов, как тело или автомобиль.
5
Советуем найти статью Михаила Игоревича Хасьминского о природе сознания, в которой автор простым языком и очень убедительно доказывает, что оно нематериально.
6
Интересно, что для описания состояния души человека мы привычно пользуемся физическими терминами (пустота, холод, тепло, тяжесть, легкость, мрак, свет) или биологическими (болезнь, раздражительность, горечь, сладость).
7
Сотни таких случаев описаны в книгах врачей Петра Калиновского «Переход», Раймонда Моуди «Жизнь после жизни» и др. Пишут об этом святитель Лука (Войно-Ясенецкий), выдающийся врач, в книге «Дух, душа и тело» и иеромонах Серафим (Роуз) в книге «Душа после смерти».
8
Например: И пойдут сии (нераскаянные грешники) в муку вечную, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его, …а праведники в жизнь вечную (Мф. 25, 41, 46).
9
Об этом случае рассказывал на своих лекциях профессор Московской духовной академии А.И. Осипов [Цит. по: 9].
10
Большинство современных фильмов и компьютерных игр сделаны так, чтобы человек получал удовольствие от насилия, драк, убийств, разврата.
11
Славянское слово «страсть» происходит от слова «страдание». Любой грех рано или поздно вызывает болезнь и страдание души. Греховная страсть – это вошедший в привычку злой навык, с которым человек часто не имеет сил и бороться; это власть греха над душой.