bannerbanner
Пургасова Русь как явление русской истории
Пургасова Русь как явление русской истории

Полная версия

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
3 из 3

С развитием феодального общества каста «белых» жрецов трансформировалась в духовенство. Каста «сияющих красных» сделалась землевладельческой аристократией. А земледельцы стали «чёрным» – податным сословием. Неслучайно в европейской титулатуре одним из ключевых обращений к феодалу было обращение «ваша светлость», «ваше сиятельство».

Тот «сиятельный» вождь, который становился монархом, получал посвящение от «белого» сословия и сам становился «белым» – царём и священником одновременно. Эта кастовость и цветовая идентификация, как пережиток, ещё долго давали о себе знать, напомним только, что белый цвет был геральдическим цветом ведущих монархий Европы, а, например, русского императора на востоке называли «белым царём».

Звание «рус» передавалось по наследству от отца к детям. По мере роста феодальных отношений «русское» военное сословие разрасталось за счёт «новообращённых» в «русов» – феодалов-собственников, но понятие рода, родовитости было наиглавнейшим в правящих кругах и Западной, и Восточной Европы на протяжении всего Средневековья.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Примечания

1

ПСРЛ Т. 1. Лаврентьевская летопись. Л., 1926–1928. С. 312–313.

2

ПСРЛ. Т. 25. Московский свод. М.; Л., 1949. С. 122–123.

3

Мельников П. И. Очерки Мордвы. ПСС. Т. VII. СПб., 1909. С. 417.

4

Бочкарёв В. Н. и др. Очерки истории Мордовской АССР. Т. 1. Саранск, 1955. С. 31.

5

Кучкин В. А. О маршрутах походов древнерусских князей на государство волжских булгар в XII – первой трети XIII в. // Историческая география России XII – начала XX в. Сборник статей к 70-летию Л. Г. Бескровного. М., 1975. С. 44–45.

6

Макарихин В. П. Нижегородский край XIII–XIV веков по данным русских летописей // Нижегородский край в эпоху феодализма. Нижний Новгород, 1991. С. 5.

7

Мартьянов В. Н. Из древней истории Нижегородского Поволжья // Дискуссионные проблемы отечественной истории. Материалы научно-практической конференции. Арзамас, 14–15 сентября 1993 г. Арзамас, 1994. С. 37.

8

Кузнецов Е. В. Арзамасская сторона земли Российской: ранняя история / Россия XVI века: Казанский поход Ивана Грозного / Под ред. Ю. А. Курдина. Арзамас, 2005. С. 98.

9

Попов А. И. Топонимическое изучение Восточной Европы // Учёные записки. Серия востоковедческих наук. Вып. 2. Л., 1948. С. 111.

10

Мартьянов В. Н. Археологическая карта Арзамасского района. Арзамас, 2002. С. 3.

11

Пургасова волость. Племенное объединение или полноценное княжество [Электронный ресурс]. URL: https://arto-mas.livejournal.com/10773.html (дата обращения: 12.04.2020).

12

Татищев В. Н. История Российская. Книга III. М., 1774. С. 452–453.

13

Насонов А. Н. «Русская земля» и образование территории древнерусского государства. СПб., 2006. С. 187.

14

Пургасова волость. Племенное объединение или полноценное княжество [Электронный ресурс]. URL: https://arto-mas.livejournal.com/10773.html (дата обращения: 12.04.2020).

15

Подурец А. М. Саров: памятник истории, культуры, православия. Саранск, 2006. С. 13–14.

16

Степашкин В. А. Летопись Саровской пустыни [Электронный ресурс]. URL: http//ruskline/ru/analitika/2006/08/01letopis_sarovskoj_pustyni/ (дата обращения: 21.10.2019).

17

Кудряшова А. С. Колонизационные процессы в Нижегородском правобережье в X–XVI веках. Арзамас, 2009. С. 41.

18

Хотя во многих научно-популярных трудах по-прежнему утверждается, что с земледелием мордву познакомили восточные славяне, этот тезис на основании сообщения летописи выглядит сомнительным. Традиции хлеборобства мордвы отличались от славянских. В летописи сказано: «Пожгоша жито», а ведь дело происходит зимой, следовательно, «жито» хранится в поле. Это славяне хлеб зимой хранили в амбарах, а вот обычай мордвы хранить хлеб в скирдах в поле описан этнографами XVIII–XIX веков и сохранялся даже при советском колхозном строе. Земледелие коренных народов Поволжья развивалось самостоятельно, без влияния славян. Тяжёлый плуг – сабан – отличался от славянской бороны-суковатки.

19

См., например: Гольмстен В. В., Горюнова Е. И. О мордовском «феодализме» // Краткие сообщения о докладах и полевых исследованиях Института истории материальной культуры. М.; Л., 1940. Т. VIII. С. 42–48.

20

Аннинский С. А. Известия венгерских миссионеров XIII и XIV вв. о татарах и Восточной Европе // Исторический архив. М.; Л., 1940. Т. III. С. 85.

21

Кузнецов Е. В. Арзамасская сторона земли Российской: ранняя история / Россия XVI века: Казанский поход Ивана Грозного. Под ред. Ю. А. Курдина. Арзамас, 2005. С. 98, примеч. 15.

22

Аннинский С. А. Указ. сочинен. С. 82.

23

ПСРЛ. Т. 11–12. Патриаршая, или Никоновская, летопись. М., 1965. С. 29.

24

Вильгельм де Рубрук. Путешествие в восточные страны. М., 1957. С. 110.

25

См., например: Кузнецов С. К. Русская историческая география. Мордва. М., 1912. С. 33; Смирнов И. Н. Мордва: историко-этнографический очерк. Саранск, 2002. С. 75.

26

Грибов Н. Н. Сельская округа средневекового Мурома на правобережье р. Оки // Уваровские чтения V. Сборник науч. статей. Муром, 2003. С. 18–22.

27

См., например: Соловьёв С. М. История России с древнейших времён. Сочинения. М., 1988. Кн. II. Т. 3–4. С. 320; Атлас Tartarica. Казань; М.; СПб., 2005. С. 688.

28

Здесь мы оговариваемся, что в дальнейшем везде, где данный термин будет использован в географическом или политическом смысле, он будет писаться с прописной буквы – «Русь», «Руссия» и др., а в этническом – со строчной – «русь», «рось» и др. В документах будет сохранена орфография источника.

29

Кутузов Е. Н. Варяги. Славяне. Русские. М., 2013. С. 23–24.

30

Фомин О. В. Священная Артания. М., 2005. С. 170.

31

Галкина Е. С. Русский каганат без хазар и норманнов. М., 2012. С. 256–314.

32

Библия. Иезекииль. Гл. 38.

33

Илиада II, 851.

34

Генеты-энеды-инды, соединившись с европейцами, дали начало индоевропейцам. В славянских и прибалтийских языках это имя установилось как венды (венеты).

35

Ломоносов М. В. Древняя Российская история / Дорогами тысячелетий: сборник ист. очерков и статей. М., 1987. С. 105.

36

Читать онлайн – Турский Григорий. История франков [Электронный ресурс]. URL: e-libra.ru/read/133558-istoria-frankov-knigi-1-5… (дата обращения: 26.12.2019).

37

Клейн Л. С. Расшифрованная «Илиада». СПб., 2014. С. 438.

38

Абрашкин А. А. Тайны троянской войны и Средиземноморская Русь. М., 2003. С. 164.

39

Коран (25:40, 50:12).

40

Ломоносов М. В. Древняя Российская история / Дорогами тысячелетий: сборник ист. очерков и статей. М., 1987. С. 102.

41

Кузьмин А. Г. Начало Руси. Тайны рождения русского народа. М., 2003. С.242–293.

42

Дюмезиль Ж. Скифы и нарты. М., 1990. С.133–161.

43

Кузьмина Е. Е. В стране Кавата и Афрасиаба. М., 1977. С. 93–94.

44

Неслучайно более позднее название Трои звучит как «Каз-даг» (Красная гора).

Конец ознакомительного фрагмента
Купить и скачать всю книгу
На страницу:
3 из 3