bannerbanner
Всеобъемлющая теория развития – новый метод познания
Всеобъемлющая теория развития – новый метод познания

Полная версия

Всеобъемлющая теория развития – новый метод познания

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
8 из 9

Третий этап взаимодействия (»цель» – «средства») связан с поиском средств, которые позволят человеку показать себя «другим», как средство наилучшей реализации их целей. На этом этапе человек создает модели, продумывает, на уровне идей, специфику взаимодействия с «другими», которых он предполагает использовать, как средства реализации своих целей. Но, этот этап связан с изучением специфики «других», как форм Жизни, с изучением их целей. Человек должен хорошо знать «других», иначе, реализовать свои цели ему не удастся

На четвертом этапе человек вступает в конкретное взаимодействие с тем «другим», которого он предполагает, потом, использовать, как средство «для себя». На этом этапе человек отдает «другому» то, что ему необходимо для реализации его целей. Человек должен хорошо знать цели «другого», должен сам суметь выступить, как средство реализации этих целей, либо, должен суметь найти того или тех, кто это сделает наилучшим образом.

Только на пятом этапе процесса взаимодействия с «другим» этот «другой» может стать средством реализации целей человека. Человек должен создать из этого «другого» средство для себя. И, этого можно достичь только при условии, что человек уже удовлетворял цели этого «другого», он изучил его возможности, особенности и может управлять этим «другим». Этот этап взаимодействия человека с формой Жизни, которую он хочет использовать для реализации своих целей, связан с созданием модели взаимодействия.

И только на шестом этапе процесса взаимодействия начинается процесс реального удовлетворения целей, ради которых человек и включался во взаимодействие с «другим».

Но, подчеркнем еще раз: прежде, чем будут удовлетворены потребности и реализованы цели человека, он должен научиться быть средством наилучшего удовлетворения потребностей и реализации целей «других». И, чем для большего количества «других», человек сможет выступить, как средство реализации их целей, тем более совершенно будут удовлетворяться его личные цели и потребности.

Любое взаимодействие начинается с простых, примитивных способов взаимодействия – поглаживание, прикосновение, изучение взглядом и т.д. И, по мере «разворачивания», перехода на более высокие этапы развития, взаимодействие усложняется, человек начинает применять более сложные средства взаимодействия. Меняются цели – меняются и средства.

Понятно, что подбор средств, способов взаимодействия осуществляется человеком, вступающим во взаимодействие с разными формами Жизни, исходя из особенностей этих «других».

Задача ученых – изучить различные виды взаимодействия, в которые вступает человек, специфику протекания отдельных этапов взаимодействия с разными формами Жизни, с разными «другими».

В реальном взаимодействии, люди, не понимая механизма взаимодействия, механизма развития, механизма Жизни, пытаются заставить «другого» стать средством удовлетворения их потребностей и целей. Поэтому, ищут, какие – то, значимые для конкретного «другого», цели и определяют условием их реализации удовлетворение своих потребностей, и тогда: «Если ты сделаешь для меня то-то, то и я сделаю, что нужно тебе, а если ты не сделаешь, не сделаю и я», или, что еще хуже: «Если ты не сделаешь, что я хочу, то я сделаю такое, после чего ты, непременно, сделаешь, что я хочу». Это – шантаж. К сожалению, зачастую, именно насилие и шантаж – вместо взаимодействия – имеют место между людьми.

Не достигая удовлетворения своих потребностей, люди злятся, начинают конфликтовать, делать «другому» на зло, искать способы заставить «другого» реализовать их цели, что способствует возникновению отрицательных знаний и отрицательной энергии. Это, в свою очередь, приводит к расстройству нервной системы всех людей, к их заболеванию.

Если рассматривать взаимодействие, как процесс взаимного удовлетворения целей, то, понятно, что каждая из взаимодействующих сторон, проходит тот путь, который мы описали выше. У каждой из сторон должны возникнуть, относительно другой стороны, цели, каждая из сторон, в качестве ведущих, должна принимать цели «другого», каждая из сторон должна стать средством удовлетворения потребностей и реализации целей другой стороны. Только в этом случае взаимодействие, как для одной, так и для другой стороны, будет успешным. В реальной жизни, люди, не понимая механизма взаимодействия, очень часто не учитывают специфику «других», с которыми они вступают во взаимодействие. И, не достигают успеха, то есть, не реализуют свои цели. Конечно, причины своего неуспеха ищут в «других». На самом же деле, как мы показали выше, люди должны соблюдать правила взаимодействия. Только это и может обеспечить успех, радость, положительные эмоции, развитие, созидание, творчество и т. п., то есть, истинную жизнь человеку.

Чтобы общество и люди стали другими, необходимо научить каждого умению взаимодействовать. Эту цель должны ставить школа, вуз, семья. Но, для этого необходимо учителям, преподавателям, родителям дать знания о сущности взаимодействия, и самих их научить взаимодействовать с «другими».

Надо обучать всех людей средствам реализации целей. Надо обучать людей ставить (формулировать, осознавать) цели, подбирать адекватные средства, учить овладевать средствами, учить создавать новые средства (тем самым, создавая новые цели) – проявлять творчество (учить быть творческим, созидателем).

Из всего вышеизложенного ясно, что сформировать личность – это и значит научить человека правильно взаимодействовать с «другими». Научить его ставить цели, адекватные целям «других», научить его изучать «других», подбирать средства наилучшего удовлетворения потребностей «других». Взаимодействие и есть механизм Жизни, механизм развития человека, как формы Жизни, механизм человеческой жизни. Поэтому, научившись взаимодействовать, человек научится самостоятельно жить.

3.2.2. Формирование личности, как процесс развития мотивов

Выше мы определили личность, как человека, развивающегося, как форма Жизни, как потребность быть, как процесс поэтапного формирования материально – энергетически – информационной целостности с «другими» формами Жизни. Поэтому, личности в статике не бывает. Человек, как личность, находится в постоянном развитии, которое осуществляется, как процесс взаимодействия целей и средств.

Как мы уже отмечали, в психологии единство целей и средств обозначают как МОТИВ. Хотя, есть разное понимание мотивов.

Понимание человека, как формы Жизни, имеющей в качестве структурных компонентов цели и средства (и рассмотрение их, в свою очередь, как неделимое, единое биологически -энергетически- информационное «Я» и «другие»), позволяет понять, почему А.Н. Леонтьев, например, выносил мотив вне человека. Он рассматривал мотив, как цель и средства. Но, мотивы, если понимать человека, как форму Жизни, на разных стадиях развития потребности, бывают разными. Процесс формирования личности можно представить, как процесс формирования мотивов.

Как мы уже отмечали, процесс развития потребности быть, можно представить следующим образом: напряжение (Хаос) – осознание – формулирование цели (цель) – поиск адекватных цели средств (средства) – овладение средствами – реальное взаимодействие – идеал.

На стадии «цель» потребность можно обозначить, как мотив – «цель», на стадии «средство» – как мотив «знаемый», на стадии «овладение средством», как мотив – «средство», на стадии «реальное взаимодействие» – как мотив «реально действующий», на стадии «идеал» – как мотив – «идеал».

Формирование личности начинается, как специфичный процесс взаимодействия родителей, учителей, других воспитателей с воспитанником (с ребенком, школьником, студентом, другим человеком). Начинается этот процесс в семье, где родители должны вывести ребенка на осознание им своей сущности, как формы Жизни, смысла своей жизни. Ребенок должен понять, для чего он живет, у него должна возникнуть потребность научиться самостоятельно жить.

Формирование личности осуществляется по этапам. На первом этапе и родители, и другие воспитатели должны довести ребенка до осознания им себя, как формы Жизни, как потребности быть, чтобы он осознал смысл своей жизни, как благо для Жизни, для «других». Эту цель должен принять и сам ребенок, воспитанник.

На втором этапе формирования личности, который осуществляется в начальной школе, учителя должны ставить цель: научить ребенка умению слушать, воспринимать информацию, запоминать её, сравнивать с получаемой новой информацией, сопоставлять новые знания с тем, что они уже воспринимали ранее. Это – начальный этап развития потребности учиться. Научиться самостоятельно учиться должен ребенок, поэтому, необходимо, чтобы эту цель принял ребенок. О том, КАК осуществляется процесс принятия другой стороной взаимодействия целей, поставленных первой стороной, мы описали выше. Только, при условии, что ребенок примет цель: научиться самостоятельно учиться, этот процесс и для ребенка, и для учителя будет успешным. На этом этапе процесса формирования личности учитель ставит цель: дать ребенку готовые знания о Жизни, о разных ее формах, о специфике взаимодействия с разными формами Жизни.

Если ребенок принимает цель учителя, и начинает учиться брать готовые знания, которые ему дает учитель, то, учитель ставит цель третьего этапа: обучить ребенка самостоятельно находить новую для него информацию – из словарей, справочников, книг, энциклопедий, из реального взаимодействия с различными формами Жизни. Учитель должен добиться, чтобы ученик принял эту его цель, тем самым, учитель включит ребенка в процесс дальнейшего формирования ребенка, как личности. Если ученик принял цель учителя, то, он начинает реально использовать средства, которые способствуют овладению учеником умения самостоятельно приобретать знания из разных источников. На этой стадии развития ребенка можно обозначить, как мотив – «цель».

Этот этап длится весь период обучения человека в школе. И, так как, он состоит из под- и подпод- этапов, то, на этом этапе, школьник должен научиться самостоятельно приобретать новую информацию, применять ее на практике, в жизни, создавать новые знания, отдавать их другим. В период обучения в школе человек должен научиться взаимодействовать с различными формами Жизни. В том числе, приобрести начальные знания о профессиях, востребованных в обществе, о том, как быть супругом и родителем.

Для этого, соответствующим образом, должен быть организован процесс обучения.

Процесс формирования личности в школе длится до четвёртого этапа. Потом человек «выходит в жизнь». На четвертом этапе процесса формирования личности, юноша должен научиться самостоятельно применять знания, которыми он уже владеет, в конкретных видах взаимодействия, которое, по мере взросления человека, приобретает всё более широкий диапазон. Основным видом взаимодействия, которому необходимо на этом этапе, целенаправленно, обучать каждого человека, является та или иная профессия. На этом этапе человеку предстоит выбрать, знания о какой конкретной специальности он хотел бы приобрести, и поступить учиться – либо в училище, техникум, либо – в вуз. В этот же период необходимо продолжить подготовку человека к жизни – обучать его более глубоким знаниям о супружеской жизни и роли родителя. Осуществлять эту подготовку можно через «Школу родителей», «Школу молодых супругов».

На этом этапе формирования личности, человека можно назвать «способным», обозначить его, как мотив «знаемый».

На пятом этапе жизни человека, формирующегося, как личность, можно назвать мотивом – «средством».

Пятый этап формирования личности связан с необходимостью самостоятельно создавать новые знания, которые человеку постоянно нужны для все более и более расширяющегося его взаимодействия с разными «другими», удовлетворять потребности которых он должен уметь. На этом этапе человека, формирующегося, как личность, можно назвать творческой личностью.

Только развившись, как способный, человек может продолжить свое развитие, которое переходит на творческий уровень.

На шестом этапе формирования личности, человека можно назвать талантливым. Если он формировался, как личность, то, у него развита потребность в постоянном совершенствовании. Это – стадия развития человека, как мотива «реальнодействующего». Но, талантливым может быть только человек, который развивался, как личность, и который прошел в своем развитии этапы формирования, как способный, творческий.

Так как, процесс формирования личности начинается с раннего возраста и продолжается всю жизнь (этим и отличается личность от человека деградирующего: личность развивается, совершенствуется всю свою жизнь, так как ставит цель научиться наилучшим образом удовлетворять потребности самых разных «других», всей Жизни, в целом), то понятно, что к созидательной жизни, и к развитию потребности отдавать «другим» знания, дела, тепло, радость, человека готовят всю жизнь.

По тому, на каком этапе сформированности, как личность (на каком этапе, как мотив), находится человек, можно выделить ТИПЫ ЛИЧНОСТИ и дать характеристику каждому типу Личности. Критерии, по которым различают типы личности – умение самостоятельно учиться, самостоятельно взаимодействовать, самостоятельно жить. Общие параметры, которые должны быть характерны для личности, можно описать следующим образом.

Личность – это человек, который любит «других», любит Жизнь, умеет выполнять разные дела, связанные с удовлетворением потребностей «других», вежлив, уважительно относится к «другим», умеет сопереживать, ставить себя в позицию «другого», умеет подбирать средства для взаимодействия с «другими», умеет самостоятельно ставить цели, подбирать адекватные средства. Это – человек трудолюбивый, организованный, собранный, обязательный, добросовестный и т.п.

Так как личность – процесс, то, постоянно, осуществляется самосовершенствование человека.

В зависимости от этапа, на котором находится человек, как личность, он либо строит свое взаимодействие с людьми и другими формами Жизни на уровне запоминания и последующего вспоминания, либо умеет быть внимательным, умеет видеть, наблюдать, либо умеет анализировать, думать, сопоставлять, сравнивать, либо создавать новые знания и формы взаимодействия с «другими».

По мере того, как человек взрослеет, он научается быть самостоятельным -самостоятельно находить информацию, дела, людей, другие предметы, необходимые ему для выполнения дел.

Углубляется умение человека мыслить, думать, приобретая всё новые и новые знания, применять на практике накопленную информацию, выполнять более разнообразные дела.

Творчество человека может проявляться в разных видах деятельности – человек может создавать новую информацию, идеи, картины, музыку, предметы быта, модели, вносить рационализаторские предложения в организацию работы предприятия и т.п. Развивается творческий человек за счёт создания новых средств и новых целей, поэтому он может быть развит до разных уровней.

Самым высоким уровнем развития человека, как личности, является талантливость. Это этап, на котором человек отдает «другим» результаты своего труда – и, в зависимости от того, на каком уровне жизни он живет – он отдает – либо небольшому количеству людей, либо – многим людям, либо – всему живому на Земле, либо – различным другим формам Жизни, либо – всей Жизни, в целом.

Главная характеристика личности – любовь. Личность и есть любовь, и все особенности поведения личности – особенности любящего человека. При этом, по мере того, как человек, все больше развивается, как личность, у него крепнет любовь и все больше и больше развиваются качества и особенности, характерные для личности.

Любовь – это Жизнь. Но, любовь – это и личность. Любовь, потому – это процесс, для которого характерны особенности развивающегося, как личность, человека.

Как гениальный, человек начинает развиваться, после того, как он дошел в своем развитии до уровня талантливого. «Гений» и означает «выход за пределы».

Будущее общество – это общество гениальных людей. На современном этапе развития науки о человеке ученые должны разработать рекомендации родителям, учителям, другим воспитателям, преподавателям вузов, всем людям – как надо жить, то есть, как надо строить взаимодействие с разными формами Жизни, чтобы формироваться, как личность.

3.3.Наука об обществе

Как мы уже отмечали, наука – это теория и практика. Наука об обществе – это идеология человеческой жизни и практика ее реализации.

И наука об обществе, и само человеческое общество, должны быть представлены, как формы Жизни. Поэтому, модель любого человеческого общества – это модель Жизни, то есть, имеет структуру, сущность, присущую Жизни, должна рассматриваться, как процесс поэтапного формирования, развития, как потребность быть. Механизмом развития общества является взаимодействие данного общества, как формы Жизни, с другими человеческими обществами, каждое из которых – специфичная форма Жизни, а также взаимодействие власти и людей, взаимодействие людей друг с другом, взаимодействие общества с каждым человеком – членом общества, взаимодействие разных сфер жизни людей друг с другом, взаимодействие различных наук, науки и религии и т.п.

Все отдельные явления, системы и т.д., как части общества, должны быть представлены, как формы Жизни. То есть, каждый человек должен быть понят, как материально – энергетически – информационная целостность с другими людьми, обществом, в целом, с «другими» формами Жизни. Точно так, как и любая сфера человеческой жизни (наука, религия, образование, культура и др.) должны быть поняты, как формы Жизни, то есть, как имеющие сущностью материально – энергетически – информационную неделимость, целостность с «другими» формами Жизни (как цели и средства), структурой – материально – энергетически – информационное (как «Я») плюс «другие» (как вся Жизнь в целом), должны быть представлены, как процесс развития потребности быть, который осуществляется во взаимодействии данной формы Жизни с «другими» формами Жизни.

Конечно, такой науки об обществе – у ученых, и у самого общества, в настоящее время, нет. Ее еще предстоит создать.

Сама наука об обществе должна пройти этапы своего развития. Ученые, которые возьмутся за создание науки об обществе, должны будут: а) ознакомиться с «Теорией Жизни, как всеобъемлющей теорией развития» – взять готовые знания; б) начать осмысливать человеческую жизнь с точки зрения «Теории Жизни…» – анализировать, обобщать, сравнивать и т.д. При этом, они будут самостоятельно приобретать более глубокие знания по «Теории Жизни…» и, постепенно, начнут разрабатывать общую модель совершенного общества, как формы Жизни. Для каждого конкретного государства ученые должны будут построить конкретные модели развития именно этих государств, так как каждое государство имеет специфичное материально – энергетически – информационное содержание, а также, присущий только этому государству, уровень развития духовности. Каждое государство имеет определенное географическое положение, климат, поверхность земли, на которой оно располагается, численность населения и пр. А также имеет материальную базу, созданную людьми – здания, строения и пр. Деньги, материальные ценности, богатство недр и пр. составляет материальную основу государства. Энергия государства зависит от людей, от их уровня развития – духовного и интеллектуального, которое определяет качество энергии. Информационное – это уровень развития интеллекта людей, это – наличие и количество умных людей в стране, уровень образованности людей государства. Духовность – как направленность людей, как набор, структура целей людей, смысл их жизни.

Каждая страна имеет свою историю и свой путь развития, поэтому и модель, и программы дальнейшего развития каждого государства, будут специфичны; в) на следующем этапе развития науки об обществе ученые начнут разрабатывать программы построения совершенного общества в каждом отдельном государстве; г) после этого, именно ученые, должны начать применять эти программы в жизни отдельных государств; д) и только после этого будет создана наука о совершенном человеческом обществе, т.е. будет разработана модель совершенного человеческого общества – общества, в котором будут жить совершенные люди. Именно, эту модель и должны будут внедрить в жизнь ученые, под руководством которых и будет строиться совершенное человеческое общество.

Однако, чтобы ученые, когда – либо, смогли создать науку об обществе, у людей, у правительства должна быть потребность в изменении того общества, в котором они живут. Люди должны захотеть поменять смысл своей жизни и поменять жизнь, в целом. Без желания людей создать науку о совершенном обществе, и само общество не удастся.

В настоящее время правительство должно заказать ученым разработку модели совершенного человека и совершенного общества.

Зная положение в правительстве отдельных государств, можно сказать, что это – утопия. Все понимают и говорят о том, что надо менять жизнь людей. Но, говорить и делать что – то реально, предпринимать какие – то шаги – это разные вещи. И, как нам кажется, ни люди, ни правительства в настоящее время не готовы что – то менять. И, тогда, говорить о создании новой науки, о формировании совершенного человеческого общества – вроде бы, в настоящее время, рано.

Но, придёт время, и наши знания и мысли относительно отдельных аспектов построения совершенного общества, как нам это видится в рамках «Теории Жизни, как всеобъемлющей теории развития», непременно, пригодятся.

Главное, что должно сделать правительство – рассмотреть вопрос об изменении идеологии. Известно, что в настоящее время у общества, у отдельных государств, и у людей цель – иметь материальное.

Именно, развитие людей, как потребность иметь материальное, и приводит к возникновению всех проблем, которых все больше и больше накапливается в обществе. И, так будет продолжаться до тех пор, пока власть и люди не поймут, что главное, ради чего стоит жить – это – совершенствование каждого человека. Смена целей, смысла жизни приведет к смене средств жизни. Это и будет реформа всей жизни государства и жизни каждого человека. Все попытки реформировать отдельные аспекты жизни людей не дают положительного результата. Это и понятно: нельзя успешно провести ни одну реформу в рамках прежней идеологии.

Мы предлагаем модели совершенного человека, совершенного общества, совершенных отдельных сфер жизни людей – науки, культуры, образования, религии, экономики, права и т.д. Но, прекрасно понимаем, что реализовать эти модели можно будет только при измененной государственной и общечеловеческой идеологии. Мы очень надеемся, что наступит время, когда люди, стоящие у власти, и люди, живущие на земле, поймут, что они устали «умирать», и хотят поистине ЖИТЬ. Вот, тогда, и понадобятся материалы, которые мы предлагаем в данной книге.

Еще Кант пытался понять смысл жизни человека и построить модели совершенного человека и совершенного общества. Но, в то время еще наука и человеческая жизнь не были развиты настолько, чтобы он мог отыскать ответы на эти вопросы.

Понять смысл жизни человека можно было, только поняв человека, как форму Жизни, только поняв, что именно Жизнь создала человека, как средство реализации своей цели.

Совершенное общество могут построить только совершенные люди. И, если понят смысл жизни человека, пути, механизм, условия формирования совершенного человека, то это и создает условия для построения совершенного общества.

Любое человеческое общество – это форма Жизни: либо человеческой, как ее понимают люди – как потребность иметь материальное, либо Жизни, которая есть единство, целостность, неделимость всех форм Жизни между собой.

Общество живет и развивается в рамках идеологии, как основных целей и идей жизни.

Если проанализировать жизнь общества, в котором мы живем (а, анализ жизни осуществляется путем анализа средств, которые использует общество – и власть, и люди), то, можно будет убедиться, что главными целями, к которым стремится наше общество, являются сохранение своей целостности, независимости, а также создание материального блага для людей, накопление материальных богатств самого общества, создание условий для наилучшего удовлетворения биологических потребностей людей.

В свете вышеизложенного, в рамках «Теории Жизни, как всеобъемлющей теории развития», ясно видно, что общество, живущее, как потребность иметь материальное, может только деградировать и погибать. Так живущее общество, заведомо, ведет себя к смерти, поскольку Жизнь, формой которой является наше человеческое общество, и которое, чтобы быть постоянно, должно иметь сущность, структуру и т.д., именно, присущие Жизни, должно иметь другие цели, другую идеологию, оно должно развиваться, как потребность быть.


Поэтому, пока власть и люди нашего общества не осознают, что жить биологически (материально) – энергетически – информационно обеспеченно мы сможем только тогда, когда примем «других», в качестве ведущего компонента своей структуры, наше общество будет продолжать деградировать и умирать.

На страницу:
8 из 9

Другие книги автора