![Знак. Символ. Человек. Повесть-исследование](https://fenzin.org/covers_330/57109461.jpg)
Полная версия
Знак. Символ. Человек. Повесть-исследование
У оседлых народов орнамент, в силу их размеренного быта, достиг сильнейшего и самостоятельного символического звучания! Сюжетных мотивов не встречается. «Портретов» богов у них тоже крайне мало, образы стремятся к знаку. Именно в орнаменте земледельцев той эпохи мы можем увидеть обобщение законов природы и мироздания, о которых мы так много говорили в начале беседы.
– То есть, у земледельцев отношение к орнаменту сохранилось таким же, каким оно было у первобытного человека? – догадались мы.
– Да, традиции предков свято оберегались… Вот, смотрите – таинственная, так называемая гадательная, чаша. Найдена она в погребении на территории древнего поселения трипольцев, народа, жившего на части территорий современной Украины, Молдавии и Румынии в позднем энеолите, то есть, до середины III тысячелетия до нашей эры.
![](/img/57109461/image19_5efa16d36e87300700f4e1b3_jpg.jpeg)
РИС. 20. Двойные спирали трипольских гадательных чаш.
Рисунок автора
– Можно даже структуру молекулы ДНК в этом увидеть! – воскликнул Иван Георгиевич, показывая изображение невиданной нами ранее волшебной конструкции этой молекулы, присутствующей у всех людей и животных. Две мощные спирали обнимали и переплетались в невообразимо могучем и цельном движении…
Вот такие сюрпризы преподносит нам культура этого периода!
Орнаменты трипольцев изображают энергии, управляющие жизнью и смертью. Спиралевидные, ритмичные, они повествуют о взаимоотношениях людей в жизни на земле, и душ – в потустороннем мире29. Узоры уникальны по графическому рисунку: много видов различных спиралей.
В это время развиваются все ремёсла: литейное, кузнечное, гончарное, кожевенное. Медь и бронзу, драгоценные металлы (позднее – железо) выливали в формах, штамповали, ковали! Сравните с бытом древнего собирателя и вы поймете, как, действительно, изменилась жизнь людей!
Нужно поклониться таланту и знаниям древнего мастера, который искренне верил в магию красоты!
Эпоха бронзы сменилась эпохой железа. В связи с длительными миграциями расширялась территория, где жили земледельцы и скотоводы-кочевники. В архиве исследователей имеются предметы искусства народов Южной Сибири, Кавказа, Причерноморья (скифов), заселявших берега рек Дуная и Вислы, Одера и Днепра (прародины наших предков, славян).
Но мы должны понять, что культура, которая основывалась на чутком слушании музыки и ритма мироздания, постепенно превращалась в ритуальную магию. Это было своеобразным заблуждением или, если угодно, упрощением мировидения древнейших людей.
Человек просто удалялся от состояния чувствования окружающего мира к простому применению заученных ритуалов, окружающих его жизнь.
Тайна Богини-берегини
Рассматривая цепочки и ряды знаков, мы должны рассмотреть и судьбы отдельных из них, для того, чтобы проникнуть в тайну орнамента.
Мы с вами должны понять, что время не меняет только сами знаки, точнее, их древний портрет, рисунок. Так круг внешне всегда остается кругом, а ромб – ромбом. Изменяется отношение к ним. Человечество постоянно совершенствовало и переосмысливало значение круга, креста, ромба.
Это и является своеобразной биографией каждого знака.
Особенно удивительны путешествия по разным странам и культурам антропоморфных знаков, за которыми всегда таятся мифы. Героями этих мифов позднее стали божества, имеющие человеческий характер и совершающие поступки.
Истории эти настолько интересны, что могли бы полностью занять ваше внимание на долгие дни. Но есть среди них самые увлекательные.
Вот, например, биография знака, который получил довольно длинное название женщина с воздетыми к небу руками. Он встречается в орнаментах всех народов Земли, от палеолита до современности. И это – одно из самых загадочных явлений орнаменталистики.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Примечания
1
Месопотамия (Междуречье, Двуречье) – земля в среднем и нижнем течении рек Тигр и Евфрат на западе Азии, давшая миру множество великих цивилизаций.
2
Король Артур – легендарный вождь древних бриттов (территория современной Англии). Правил в V веке. Эпоха короля Артура – время переосмысления символов, начало Средневековья.
3
Вавилон – грандиозный город-государство в Междуречье, построенный царем Навуходоносором в VI веке до н. э.
4
Святилище – священное, огороженное, особо почитаемое место, посвящённое какому-либо божеству или богам.
5
Фриз – декоративный пояс под карнизом здания. В старой деревянной архитектуре – видимые нам части балок, положенных на основной короб здания для поддержки крыши. В античной архитектуре и, позднее, в повторяющих её стилях – фриз был важной плоскостью для размещения орнамента.
6
Акрополь – (от древнегреческих слов: akros – «верхний» и polis – «город»), возвышенная и укрепленная часть города Афины, где находились главные святилища и проходили ритуальные праздники.
7
Родос – один из четырех островов Греческого архипелага. Город Родос – крупнейший на острове.
8
Сюжет в орнаменте – изображение сцен из жизни – бытовые сюжеты, мифологии и военных – батальных – событий.
9
Культовые предметы – предметы, использующиеся в различных обрядах, посвященных божествам. Это могут быть самые простые вещи: посуда, книги, полотенца, семисвечники, чаши, музыкальные инструменты и другое.
10
Гармония – (от латинского harmonia – «связь», «порядок», «строй», «лад»). Основополагающее понятие для нашего мира, любого явления в нём. Когда малые части произведения культуры, взаимоотношений, человеческого организма связываются между собой в правильном ритме, размере, образуя совершенство.
11
Узы – душевное единение, связь между живыми существами, может быть, между человеком и природой. Считается устаревшим, редко используемым словом.
12
Матрица – (от латинского matrix – «первопричина», «первоисточник»). В нашем повествовании матрица – это исходная форма, свойства которой заложены в природных, а затем – и культурных формах-повторениях. Например, спираль – в ракушке, улитке, спиралевидной лестнице; шар – в яблоке, в форме планет, архитектурных элементах.
13
Ритуал – обряд – коллективное действие племени или общины, может быть действием жрецов, шаманов, направленное к богам. У древних народов ритуальные праздники были связаны с природным календарём.
14
Предки – родоначальники, предшественники семьи, рода, племени. Составитель толкового словаря Д. Н. Ушаков описывает это понятие как, «родоначальник, лицо, жившее за несколько поколений раньше и принадлежавшее к тому же роду».
15
Экология – (от древнегреческих слов oikos – «обиталище», «жилище», «дом» и logos – «понятие», «учение», «наука») – взаимодействии живых организмов и человека с окружающей природой. Слово впервые предложил немецкий биолог Эрнст Геккель в 1866 году.
16
Рефлекс (от латинского reflexus – «обратное движение», «отражение») – реакция организма человека или животного на внешний мир, осуществляемая при участии нервной системы.
17
Палеолит – начальный и самый длительный этап в истории человечества. Наши предки использовали для бытовых и культурных целей камень. Палеолит подразделяется учёными на три периода и длился более двух миллионов лет.
18
Энеолит – медно-каменный век, переходный период между каменным и бронзовым веком. III—IV тыс. до н. э.
19
Пещера в Испании с многоцветной росписью эпохи верхнего палеолита. Объект всемирного наследия ЮНЕСКО c 1985 года.
20
Антропология – наука, изучающая развитие человека.
21
Герасимов Михаил Михайлович (1907—1970) – выдающийся российский антрополог, скульптор, археолог. Первым в мире предложил метод реконструкции портрета человека
по костям черепа.
22
Жезлы палеолита – так учёные называют найденные при раскопках стержни, небольшие по величине, сделанные из камня или кости. Назначение их пока не совсем ясно. Жезлы украшены орнаментом.
23
Ларичев Виталий Ефимович (1932—2014) – российский археолог, востоковед, антрополог. Выдающийся популяризатор науки. Автор многих книг для молодёжи.
24
Интерпретации – личное (собственное) осмысление исполнителем любого произведения или явления. В нашем повествовании – переосмысление знака, способствующего его развитию.
25
Святыня – предмет религиозного почитания или святое священное место. Вне религии этим словом может быть названо заветное, особо почитаемое предмет или явление.
26
Эпоха бронзы (бронзовый век) – время в истории человечества, которое характеризуется ведущей ролью в жизни человека изделий из бронзы. Бронза – второй период эпохи металла (медный, бронзовый и железный века). IV – II тысячелетие до н. э.
27
Фреска (от итальянского слова fresco – «свежий») – техника живописи красками по сырой штукатурке.
28
Оседлые народы – народы, проживающие в одной и той же местности в нескольких поколениях. Они создают мифологию, основываясь на своей любви и привязанности к родной земле.
29
Потусторонний мир – в представлении древних народов область, где обитают духи предков. В современных духовных учениях понятие потустороннего мира более разработано, но, тем не менее, он остаётся областью, куда попадает душа человека после смерти.