
Полная версия
Знак. Символ. Человек. Повесть-исследование
Мы можем видеть, как различные знаки образуют уравновешенный узор. Например, в чугунной решётке ворот, которая кажется необыкновенно лёгкой из-за чёткой ритмичности: продуманном размере орнаментальных знаков и интервалов между ними. Здесь работают и ритм, и закон равновесия.
– А чем же является изображение маленьких фигурок человека в орнаменте? – заинтересовались мы.
– О, это целый мир! Древние считали, что люди объединяются в единое целое не только в обрядовом действии, но и в жизни. Они представляли себе свой народ, свое племя, вместе с предками, как одного большого человека. Этнографы и историки давно знают имена этих гигантских мистических людей, которые в представлении древних вобрали в себя целый мир!

РИС. 13. Керамика древнекитайского неолита
IV тыс. до н. э. Музей искусств Джона Янга. США.
Материал из Википедии. Фото WMPEARL
В Китае, например, это был Паньгу, в Индии – Пуруша. Мир, олицетворённый гигантским человеком, расширялся до размеров космоса. И мы, современные люди, когда размышляем об общих важнейших для нас вопросах, например, экологических15, говорим Человечество или Человек, не имея в виду кого-то определённого, но всех живущих людей.
Мы сознаём ценность такого явления, как дружба, ценим и охраняем своих друзей, иногда ссоримся с ними, но никогда не сомневаемся в их нужности, необходимости в нашей жизни. Это – тоже объединение, которое оказывается намного сильнее в сложных ситуациях, чем один человек…
А орнаменты, состоящие из чередующихся человеческих фигурок, называются антропоморфными. Это слово пришло из греческого языка, где anthropos – «человек». В дальнейшем мы будем называть так орнаменты, изображающие не только людей, но и знаки, напоминающие человека.
Орнамент обладает не только Красотой-подобием мироздания, связанностью-ритмом, является воспроизведением первоформ, источником культурных образов.
У него есть ещё одна важная особенность: древнейший орнамент был неразрывно связан со звуками и танцем, которые также ритмичны и орнаментальны.
Посмотрите на сохранившийся до нашего времени хоровод. Это – круг! У всех народов есть и более сложные по рисунку танцы. В большинстве религиозных действий человеческие фигуры изображали меняющиеся узоры, которые можно увидеть полностью, если смотреть с высоты птичьего полёта.
Долгие века для первобытного человека это оставалось естественным способом разговора с богами и небом.
О чём думал первобытный человек
Многие годы большинство учёных считали, что первобытный человек не умел думать, жил только рефлексами16, закрепляющими в его сознании практический опыт, и не умел мыслить. То есть не было у нашего замечательного предка размышлений о жизни, которые выражались бы в определенных выводах и требовали бы передачи этих знаний другим людям.
Учёные доказывали, что развитие жителя древнекаменного века (по-гречески это слово звучит как «палеолит»17) было связано исключительно с вопросами выживания: как спрятаться от грозы, как не умереть от голода, как не попасть в лапы хищника. Считалось, что и чувствовать прекрасное человек также не умел. А тем более, сохранить информацию или передавать её!
Несомненно, жизнь нашего предка была окружена множеством опасностей. И трудновато было бы встретить палеолитического человека с книгой в руках или за мольбертом. Тем не менее, свои «студии» и важнейшие для последующей истории размышления, у древних были. На это указывает высокая культура пещерного жителя, которая стала выводом из очень напряжённого и чуткого слушания всего мироздания, о котором мы уже говорили… Это было началом всей человеческой культуры. Так появился магический танец, звук и орнамент. Более двухсот тысяч лет назад человек научился изображать красоту мира и обобщать его в орнаменте! В период энеолита18 это искусство достигло своего наивысшего расцвета.
Древний художник был настолько талантлив, что росписи на стенах пещеры Альтамира19 в Испании кажутся нарисованными каким-нибудь современным гением. Когда этнограф-любитель Марселино Саутуола нашел их в 1878 году, научное сообщество не поверило в их древность и достоверность. Саутоулу обвиняли в том, что с помощью своих друзей-художников он подделал росписи, чтобы прославиться.
И только после обнаружения подобной живописи в других странах, представители науки вынуждены были поверить в правдивость его открытия.
Наши далёкие предки творчески изучали окружающий мир и чувствовали его, по всей видимости, намного-намного глубже, чем мы. Посмотрите на рисунок альтамирского быка – в нём уже определился образ животного, как символ мощной земной стихии, её несокрушимости. Это изображение, немного обработанное современным художником, известно сегодня всему миру. Древний мастер был первооткрывателем, творцом с детской непосредственностью гения.
В Цонской пещере, в Грузии, сохранилось изображение креста, хорошо знакомого нам орнаментального знака. Эта историческая находка относится к позднему или, как его принято называть, верхнему палеолиту (более 30 тысяч лет назад). Крест высечен древнейшим человеком на известняковой плите.

РИС. 14. Бизон из Альтамирской пещеры.
Материал из Википедии. Фото НКО
Зачем первобытный охотник и собиратель его изобразил? Учёные считают, что он был отметкой какого-то явления, очень для человека важного. Но какого? Цонский крест зафиксировал не ритм, потому что знак одинок. Очевидно, что крест является пересечением двух направлений: вертикального и горизонтального.
Предполагают, что цонский знак мог быть фиксацией четырёх сторон света: севера, востока, юга и запада. Это было ощущением земного пространства. Честно говоря, оно и сейчас у нас не изменилось. Мы до сих пор находим себя на местности путем определения четырех сторон света.
– Компас? – удивились мы.
– Конечно! – ответил Иван Георгиевич.
Сейчас, после многих лет развития науки о символах, мы можем сказать, что крест для древних стал символом пересечения мира Божественного с природным, земным. И в точке соприкосновения этих двух миров находится основная идея Творения – человек.
Эта расшифровка креста была впервые предложена в Древней Греции и после уже не изменялась, а только усложнялась в более поздних культурах.
Крест, изображение которого в палеолите встречается гораздо реже, чем, например, спирали или волнообразные линии, тем не менее, является одним из самых древнейших и межнациональных знаков. Он присутствует в древних и новых культурах всех без исключения народов планеты и имеет длительную и очень интересную историческую судьбу, к которой мы еще вернёмся в нашем рассказе.
Человек каменного века знал не только о четырёх сторонах света. Он изображал орнаментальный ряд как ритм большого мироздания, стараясь, чтобы и его собственная жизнь полностью совпадала с живым пульсом природы. Древний мыслитель находил всё новые примеры подобия малого большому.
Он делил лунный год на составляющие его периоды. Это отражалось в древних календарях, которые изображали не только череду дней, месяцев, лет, но указывали на основные солнечные и лунные астрономические явления: равноденствия, затмения и другие, без которых наша жизнь немыслима и сейчас.
Многочисленные находки календарей на костях и бивнях мамонта, на каменных пластинках – удивительно! Пульс и ритм природы!..
Однажды с известным российским антропологом20 М. М. Герасимовым21 произошла вот такая история. В стойбище первобытного человека под названием Мальта, на берегу реки Белой в Сибири, он обнаружил стержень из бивня мамонта, пролежавший в земле двадцать пять тысяч лет.

РИС. 15. Жезлы палеолита и календарно-астрономическая таблица. Рисунок автора
Вроде бы, ничего странного в этом стержне не было – обычное древнейшее изделие, украшенное ритмично расположенными насечками, напоминающими серп луны.
Но насторожил молодого учёного именно чёткий ритм орнамента на стержне. Он сосчитал эти лунообразные знаки, каверны, как называют их археологи. Потом тщательно все записал, и, первым в мире, сделал вывод об осмысленном, не хаотическом нанесении орнамента на древнем изделии.
Научный мир всегда относил этот декор к изображениям шкуры, волосяного покрова, татуировки… Потребовалось около шестидесяти лет, чтобы по достоинству оценить интуицию тогда еще совсем молодого учёного!
Долгие и сложные поиски специалистов и научные споры привели к тому, что стержень-жезл22 со стоянки Мальта предстал, наконец, перед миром как лунно-солнечный календарь, с отметками лунного месяца, фаз, предсказаниями затмений солнца и луны.
Большая заслуга в этом принадлежал российскому историку и археологу академику В. Е. Ларичеву23.
Некоторые учёные до сих пор не соглашаются с астрономической расшифровкой подобных орнаментов, состоящих из насечек-каверн, на каменных и костяных изделиях. Видимо, полное признание интеллектуальных, а, главное, духовных способностей наших предков – пока ещё дело будущего.
Обретение цвета
Мы знаем, что в жизни человека все события могут быть окрашены разными цветами: праздники, времена года, месяцы, дни, ночи, печаль, радость. Мы говорим: «чёрная тоска», «голубая мечта», «молодо-зелено». Мы не можем обойтись без цветового отображения нашей жизни. Тем более, без этого не может жить искусство, где цвет является основополагающим.
Цвета объединяют людей в общих эмоциях и в отношении к событию или ритуалу, усиливают воздействие на зрителя, успокаивают его или, наоборот, тревожат. Цвета легли в основу особого сигнального языка, например, на флоте.
Цвет развивает наше зрение, усовершенствует глаз и работу мозга. Цвет – это световые лучи, отражающиеся кристаллами различных природных веществ в виде волн, которые улавливает наш глаз. Кстати, мы видим только очень малую часть всего цветового богатства Земли, как считают современные учёные!
На палитре первобытных мыслителей красок было немного. Однако, древний мастер уже хорошо был с ними знаком, и, конечно, основные цвета природы он сумел освоить в своем творчестве. Для истории орнамента значение цвета очень велико, так как именно цвет позволил художникам дополнить орнаментальные знаки, для обычного человеческого восприятия слишком схематичные. Цвет добавил знакам эмоциональные впечатления, разнообразные чувства, приблизившие знаки к жизни.
В Альтамире, о которой мы с вами уже говорили, краски разбавлялись в различных пропорциях, и это позволяло менять тон цвета от тёмного к светлому, создавая объём. Всё, что предоставляла первобытному философу и художнику окружающая природа: оксид железа (это охра, красно-коричневый цвет), уголь (или сажа, чёрный), минерал ртути (киноварь, насыщенный красный), известняк (белый). В огромных залах палеолитических пещер сохранились красные, чёрные, жёлто-коричневые цвета.
В Чатал-Гуюке, уникальном городе ранних земледельцев VII тыс. до н. э., найденном на юге современной Турции, цветные рисунки сочетаются с высокими рельефами и скульптурами из алебастра и глины. Жители этого поселения только на самом позднем этапе развития создавали оружие для защиты – луки, стрелы. Но не вели войн и не завоевывали территорий. Они необычайно развили своё культовое искусство, свою веру, и жили, по всей видимости, довольно свободно и спокойно.
Святилища, найденные в Чатал-Гуюке, сильно воздействуют на зрителя. Цветовыми сочетаниями, в том числе. Одни грозные черные грифы чего стоят! Грифы сопровождают статуэтки богинь-старух и являются атрибутом мира смерти!
Наши предки очень тщательно отбирали краски, требующие усиления того символа или знака, который они изображали. Красным и белым, например, выделяли наиболее важные персонажи, мистические. Черный цвет мог использоваться как контрастный к светлому фону, также добавляя значимости нарисованному. Рождалась цветовая символика, подсказанная природой и собственными эмоциями.
Камням, несущим цвет, в гораздо более поздние эпохи также приписывали магическое воздействие. Считали, например, что зелёный гелиотроп помогал путешествующим и странствующим. Нефрит почитали в Древнем Китае, веря, что одна из небесных сфер состоит из этого минерала. Красный гранат носили, чтобы вернуть человеку жизненные силы. Лазурит – очень редкий, небесно-синий, означал Небо. Камень образовался на нашей планете ещё до появления на ней человека. В Древнем Египте его ценили выше золота…

РИС. 16. Стена святилища в Чатал-Гуюке.
Материал из Википедии. Фото Omar Hoftum
Но с развитием мышления человека, с развитием его эмоций – процессом изменения личности – началось постепенное забвение древних знаний, освоенных общинным или коллективным сознанием. Развивался мир образов и чувств древних, он осознавался собственностью каждого отдельного человека! Человек переживал увиденное. Но не только пережить, осмыслить – надо было еще научиться делать выводы и закреплять их в особые узелки памяти – опыт, поэтому процесс такого осмысления развивался длительное время.
Так, шаг за шагом, древний мастер становился интерпретатором24 орнаментальной информации, художником, постепенно вносящим что-то своё, индивидуальное в первобытное видение вечных знаков.
Но, одновременно с индивидуальным восприятием, и вопреки ему, в IV тысячелетии до нашей эры, на исходе каменного века, начался важнейший исторический процесс! Охраняя и передавая своим детям, как несравнимую ни с чем ценность, знания о символах и первоформах, человечество начало создавать ценнейший фундамент, который мы называем духовными традициями. Знаниями об общих законах мира и природы, выраженными орнаментальным языком.
Мы руководствуемся ими и по сей день.
Как орнамент стал оберегом
Изменялось, индивидуализировалось, представление нашего предка, оценивающего мир. Одновременно с сознанием менялись и быт, и жилище древнего человека, его одежда, пища.
Он затеял большое путешествие к познанию самого себя. Этому способствовали и длинные по протяженности передвижения людей по всей планете, так называемые миграции, посеявшие смятение в человеческой душе. Но результаты этого смятения в культуре древних проявились не сразу.
Учёные считают, что пятьдесят пять тысяч лет назад наши предки оставили жилища благодарных и послушных детей Мира – собирателей и охотников… Они покинули Африку.
Что заставило их сделать этот немыслимый для первобытного человека шаг? Какая беда, какие болезни-эпидемии погнали маленькие группы людей в разные стороны Земли в поисках нового дома?
Конечно, в первую очередь, природные катастрофы. И люди, принявшие на себя их удар, стали сомневаться. Не в своих божествах. Тогда над их сознанием уже властвовали древние духи природных стихий, которые будут долго сохранять свое первенство. Древние люди усомнились в ощущении незыблемости связей этих духов с землёй предков.
– А что, ещё раньше – природных катастроф не было? – удивились мы.
– Не было в масштабе целой планеты, как считают многие учёные…
Для первобытного жителя нашей планеты когда-то святыней25 мог быть даже след предка, затвердевший в глине. Привязанность к своей земле и преданность ей были особенностью сознания древнейшего человека, мы говорили об этом. Но, подхваченный процессами передвижения, человек вдруг осознал себя беззащитным перед грозными явлениями природы.
Дар свободно творить, согласно замыслу Бога: танец, орнамент – пространство, наполненное добротой – маленькое соответствие Вселенной, стал необходимостью создания собственного предметного мира, который оберегал бы человека от остального, ему враждебного.
К III тысячелетию до нашей эры, то есть к началу эпохи бронзы26, предназначение орнамента окончательно изменилось.
Огромное значение приобрели телесные и оружейные обереги, орнаменты на теле и на оружии. Человек создаёт нечто вроде энергетического скафандра, защищающего его от неожиданных несчастий. Это была система знаков, входящих в костюм или упряжь для коня, предметы быта. Здесь, как вы понимаете, все ещё оставался, работал закон подобия, но… он невероятно сузился до размеров личного ощущения человека.
А ещё, надо добавить об участившихся несчастьях: войнах за территории или стада животных, позднее – за обладание рабами. Набеги кочевников несли смерть, и, казалось, не было силы, способной защитить людей от неё. Появились военные вожди, обладающие знаниями воинского дела, а также большей храбростью, физической силой и волей к жизни.
Именно в это время появились жрецы и шаманы, которые в большей степени, чем остальные соплеменники, владели тайной орнаментов и знаков. При помощи этих знаний они могли объяснить человеку причину его болезни или неудачи, создать для него оберег, который сможет оградить от зла.
– Хоровод человечков, дружно держащихся за руки, распался. Появилось неравенство: духовное – внутреннее и материальное – внешнее, – подвёл итог Иван Георгиевич.
Но жизнь не остановилась. Вместе с её развитием и орнаментальному алфавиту предстояло долгое историческое путешествие. Я немного расскажу вам о жизни героических скифов, и вы поймете, какое важное место в ней занимало искусство…
Скифы… это название древние греки дали кочевым племенам, пришедшим из Азии. Наиболее известны, благодаря описаниям греческих авторов, европейские скифы, обитавшие в степях Северного Причерноморья с VII по III века до нашей эры. Если мы посмотрим на карту, то увидим, что это земли между реками Дунаем – на западе и Доном – на востоке.
У скифов была трудная жизнь. И то, что она сопровождалось Красотой, как нельзя лучше доказывает ценность этой категории для человека, быт которого был чужд просто пустому украшательству…
Иван Георгиевич показал нам копию золотой пекторали из погребального кургана Толстая Могила, раскопанного в Приднепровье.
Пектораль – очень большое, тяжелое нагрудное украшение, как кружевной ворот, охватывающий шею человека и несколькими полукружиями ложащийся на грудь. Мы видели её впервые, хотя профессор сказал нам, что это произведение искусства знает весь мир.
Это чудесное изделие было выполнено греческим мастером. Пектораль была найдена в числе предметов, захороненных вместе со скифским вождем. Видимо, греки изготавливали на заказ и продавали скифам такие украшения.
Пектораль, как никакой другой предмет скифской культуры, рассказала исследователям о жизни этого народа, о воинах и вождях, власть которых у скифов была так же безгранична, как, например, у древних египтян власть фараона. Вождю, как и царю, по общему верованию, помогало верховное божество, «сыном» которого он являлся.
Только система ритуалов верховной власти у скифов не была так разработана, как вавилонская или древнеегипетская. Она не была сложна, и обряды не были столь продолжительны по времени. (Например, ритуал вокруг фигуры фараона мог занимать целый день. Да что там день! Вся его жизнь состояла из особых знаков-знамений, по которым судили о будущем).
Вождь скифов был близок к своим подчиненным, вместе воевал с ними, вместе спал на сырой земле. Охотился, совещался, праздновал, выслушивал речи гадателей и шаманов об устройстве мира и о судьбе.
Золотая пектораль сверкала на солнце…
Какую мистическую роль она исполняла в мире скифов? Украшение разделено на три яруса (вспоминаем о трёхчастном делении мироздания древними). Нижний ярус – изображение стихийного или мифологического мира, верхний – мира людей. Средний ярус посвящён миру растений. На нём выделяются спирали – символ развития.
Но что хотел выразить художник, сделавший это золотое изделие?
Правильно ли мы понимаем его замысел? Для греков в природных стихиях был заключён основной источник хаоса и смерти, а мир человека был источником разума. Для скифов же всё было наоборот. Образ жизни этого народа определяли природные символы и знаки, скифы только намечали лики богов. Вероятно, греческий художник просто изобразил мироздание таким, как понимали его скифы. Как бы там не было, для нас это – тайна.

РИС. 17. Пектораль. IV век до н. э. Киевский музей
исторических драгоценностей. Материал из Википедии.
Фото Terminator
Значительную роль в жизни скифов играл короткий меч-акинак, очень грозное оружие в руках воина. Акинаку или богу войны, предметным символом которого был меч, возводили своеобразные алтари. Не каменные, не деревянные, не глиняные!
Греческие историки описывали, что видели на всех скифских стоянках огромные горы хвороста с воткнутым мечом вверху. В время ритуалов этот хворост поджигали. И мы видим здесь символическую цепочку: огонь, огненная стихия, меч, Бог войны.
Орнаментальным сюжетом для такого меча часто были зверь или птица, очень виртуозно нарисованные или отлитые в металле, с тонкой передачей свойственной только этому животному позы, поворота головы. И здесь древний художник выступал как прекрасный мастер, знающий и умеющий точно передать характер зверя.

РИС. 18. Золотая бляшка. Около IV века до н. э.
Музей искусств города Кливленда. США.
Материал из Википедии. Фото Wmpearl
Изображения животных и даже насекомых в это время показывают переходный этап развития самого человека, его направленность на серьёзнейшее освоение животного мира и разработку звериной символики, встраивание души животных в символическую цепочку образов, знаков и стихий. Так птица, близкая к небу, восходила к кругу – символу Неба, а олень – к треугольнику, символизируя динамику. Звериным стилем называют учёные орнаментальные образы этого периода.
В поселениях, в захоронениях-курганах найдены ножи, кинжалы, браслеты, пуговицы, пряжки, перстни, зеркала, бусы… Всё это богато украшено оберегающим орнаментом. Часто встречаются бронзовые и медные бляшки в виде свернувшегося льва, тигра, барса, бегущего оленя. Эти изделия соединяли две части пояса на одежде.
В культуре великих держав III тысячелетия до нашей эры, таких как Вавилон или Древний Египет, вообще, закрепилась традиция символического языка. Зооморфный атрибут божества или бога-царя, его животное, настолько сливался с ним, а, значит, и со всей его космической биографией, что сам он рассматривался как божество. Животное становится одним из тайных лиц и имён божества или царя..
Например, если древние люди видели изображенным льва, то подразумевали всемогущего царя-правителя.
Символ этого царственного зверя будет встречаться и в дальнейшем, например, в гербах – обозначениях рода знатных людей: королей, рыцарей, князей, герцогов и графов. Часто лев изображался в короне.
«Мужественный и могучий, как лев», – так будут говорить и писать о выдающихся правителях и вождях.
Конь олицетворял передвижение царя-полководца, а бык – его несокрушимость. Он был обозначением закона, порядка. Бык был символом земной тверди, часто обозначаясь знаком земли – квадратом. Но была у этого животного и небесная роль, связь с высшим пространством. На это указывали длинные загнутые рога быка, похожие на месяц.
Божественный бык ногами крепко стоит на земле, а рогами упирается в небесный свод и поддерживает его, обеспечивая равновесие, постоянство природы, благоприятное поле для земледельца или кочевника.

РИС. 19. Осирис в облике Небесного быка, несущего на спине мумию. Материал из Википедии
Игры с быком, очень важные в системе ритуалов многих народов – частый сюжет фресок27 и орнаментов. Он был зооморфным атрибутом верховного божества Мардука в культуре Междуречья. Бык был символом ремесел, связанных с землёй, глиной, камнем: гончарного, строительного.
В Древнем Египте его облик принимали многие боги, начиная с верховного, Осириса. В древнегреческой мифологии в это царственное животное превращается Зевс.
Кроме кочевых племён, жизнь которых зависела от их неизбежного передвижения в поисках пастбищ, в эпоху бронзы процветала и другая общность – племена земледельцев, живших оседлой28 жизнью.
Земледельцы жили в тесном взаимодействии с природой. Цветение сменялось плодородием и увяданием. Жизнь основывалась на календарных ритмах или природных циклах.