Полная версия
Атлантида. Продвинутые чертоги разума
Как я уже говорил ранее, очень удобно брать уже готовые, знакомые вам места: ваш офис, вашу школу или вашу комнату. Главное, чтобы вас устраивал размер этого пространства и было чёткое понимание его структуры. Чем шире пространство, отведённое под чертоги, и чем оно подробнее и детальнее, тем больше информации и дверей вы сможете расположить в соответствующих этому реальному месту мысленных пространствах, но как показывает опыт, намного лучше использовать свою фантазию и воссоздать у себя в голове нечто своё, нечто личное и индивидуальное, нежели пользоваться уже готовыми архитектурными изделиями из реальной жизни.
Отлично в этом деле вам поможет игра Minecraft, в которой вы без труда и с энтузиазмом можете построить идеальное место для ментального пребывания. К тому же визуальная составляющая позволит вам лучше запомнить детали, что может быть затруднительно, когда всё происходит лишь в вашей голове.
Рис. 2. Пример постройки в Minecraft
К подобному приёму прибегает множество строителей и архитекторов. Они используют Minecraft и другие подобные игры в качестве некого наглядного шаблона.
Хочу ещё раз напомнить, что после того, как вы прочли про один или несколько шагов создания «дворца памяти» из каждой части это главы, вы обязательно должны воссоздать всё то, о чём здесь говорится. Т.к. вся книга построена на том, что, создав основные чертоги, вы незамедлительно начнёте их улучшать и привносить всевозможные новшества в ваш внутренний мир.
Часть 2. Заливаем фундамент
Теперь поговорим о втором шаге, который вам необходимо сделать, для того чтобы заложить основательный фундамент ваших чертогов разума.
Шаг №2. Закрепляем образ мира и учимся в нём ходитьНа данный момент, когда вы уже обзавелись представлением о том, чего вы хотите, и максимально подробно представили себе это в голове, используйте метод визуализации, описанный мною ранее. Включите мелодию, расслабьтесь, закройте глаза и начните представлять это место внутренним взором. Ощутите четырёхмерное измерение на себе. Пытайтесь ходить по созданной вами локации. Максимально чётко представляйте объекты, имеющиеся внутри этой местности. Это может быть стол, диван, картина, шкаф, книжная полка, фонарь или ещё что-то. Постарайтесь отметить как можно больше таких объектов. Конечно, это может быть проблематичным – ходить у себя в голове, как в обычном мире. По большей мере это связанно с тем, что внутри ментального мира не работают некоторые законы физики, действующие на ваше физическое, но не ментальное тело. Я и сам иногда испытываю данную проблему, несмотря на то что являюсь опытным пользователем своего чердака. Так что не переживайте, со временем ваше внутреннее восприятие стабилизируется и вы сможете перемещаться по «дворцу», практически не испытывая этих проблем или попросту не замечая их.
После всего вышеперечисленного в качестве теста вы можете попробовать запомнить вещи в определённом порядке, располагая их у себя во «дворце».
Существенным шагом здесь будет создание маршрута от точки «А» к точке «Б» по вашим чертогам, где вы и будете располагать некие объекты. Это очень полезная функция «дворца памяти». К примеру, на Атлантиде имеется mental room для запоминания списка продуктов, которые я должен купить на ужин. В этой комнате используется тропинка, которая идёт от остановки до ближайшего к ней дома. Перед походом в магазин, я мысленно располагаю нужные мне продукты в необычной, запоминающейся позе на этом маршруте, а уже придя в сам магазин, вспоминаю, где и что располагалось на этом маршруте внутри данной комнаты.
При этом на моей Атлантиде в целом нет никакого единого маршрута, проходящего через весь город, но он есть в тех местах, где хранится какая-то информация. Другими словами, в моём городе нет той обязательной тропинки (цепочки локаций), которую я должен пройти, чтобы попасть из начальной точки в конечную, но он есть за некоторыми из ментальных дверей, где данный маршрут просто необходим.
Поэтому если вам не нужен определённый порядок запоминания вещей, то вы вольны не выполнять это указание, но тем не менее оно очень полезно, и для лучшего освоения МП я предлагаю вам выполнить небольшое упражнение. Суть сводится к тому, что вы должны выбрать некую нулевую точку, в которой вы будете появляться каждый раз, используя свой «дворец». Из этой точки вам необходимо проложить маршрут по всем вашим локациям, которые вы имеете на данный момент, таким образом, чтобы по окончании этого маршрута вы снова оказывались в нулевой точке.
Совет: Не делайте его сложным: перемещайтесь слева направо или справа налево. Чем проще он будет, тем быстрее и удобнее вы будете по нему перемещаться.
Часть 3. Кладём кирпич
Теперь сосредоточимся на шагах, в которых вы будете настраивать чертоги для хранения информации по определённым правилам, которые помогут вам не запутаться в ваших мыследебрях.
Шаг №3. Распределение места на когнитивном дискеНа этом этапе вам необходимо распределить созданное вами пространство на некие сектора, в которых будут находиться объекты. В данном случае mental rooms и другие полезные объекты чертог, расположенные по определённой тематике.
Для начала вам стоит понять, что при использовании чертогов разума вы станете класть информацию в определённые локации, поэтому вам необходимо определиться, что будет находиться в определённой области чертог. По сути, сделав разметку и определившись с назначением размеченных зон.
К примеру, на моей Атлантиде практически вся информация и знания распределяются по 5 основным секторам. Каждый из секторов предназначен для хранения определённого типа информации. Моё разделение было таковым, что первый сектор был отведён для естественных наук и всего к ним прилегающего. Второй сектор использовался для гуманитарных дисциплин. Третий – для технических и прочих наук. Четвертый был хранилищем для различного вида информации, начиная от криминалистики, заканчивая знаниями стенографии, а пятый был для хранения информации из разных областей. К примеру, о тактиках в шахматах или вязании узлов. Каждый из этих секторов является многоуровневым хранилищем со множеством ментальных комнат, хранящих за собой некую информацию, но более подробно об этих секторах вы узнаете в четвёртой главе.
Примерно по такому же или иному принципу вам необходимо расчертить свой ментальный город. Самое главное – создать столько локаций, сколько вы сочтёте нужным, и расположить их так, чтобы вам было удобно к ним перемещаться. Лучше всего располагать их вокруг нулевой точки или другого места, от которого они будут равноудалены, а не располагать один сектор за другим или один внутри другого. Это просто неудобно и будет скорее путать вас, чем принесёт хоть сколько-то пользы.
Если в качестве чертогов вы выбрали дорогу от дома до места работы, секторами могут стать встречаемые на пути ориентиры, например, соседний дом, небоскрёбы и т. д.
Рис. 3. Схематично расчерченный мозг
Если же в качестве чертогов вы выбрали помещение, можете помещать сектора в различных комнатах, внутри которых вы можете разместить другую локацию под mental rooms.
Одним из ключевых этапов на этом шаге является то, что локации должны явно отличаться друг от друга, дабы не путаться в них, особенно на первых этапах пользования чертогами разума.
Шаг №4. Создание и размещение mental roomsПосле разметки территории на конкретные участки вы можете начинать заполнять их МК. Как я уже говорил ранее, mental rooms, или же МК, предназначены для хранения конкретного пласта (типа) информации на конкретной локации, выбранной или созданной вами. Сама комната представляет собой дверь или какой-либо проход, за которым находится локация для нанесения информации.
Чтобы создать ту самую дверь, вам необходимо определиться, для чего она вам нужна, соответственно, затем перейти в подходящий по теме сектор и выбрать для неё место, после чего расположив (представив) её на том самом месте, которое вы выбрали. Хорошим примером может послужить ситуация, когда в качестве двери я выбрал дверцу холодильника. Она была расположена в гуманитарном секторе, т.к. относилась к истории и служила для хранения информации о ледниковом периоде. Сама же дверь вела меня в ледяной туннель, где в толще льда были заморожены давно вымершие животные, а рядом с ними располагалась информация о них.
Примерно по такому принципу вы и должны создавать обложку (дверь) для разной информации. «Но что же с локацией за ней? – спросите вы. – Как её создать? Что для этого нужно?» Отвечая на эти вопросы, прежде всего необходимо сказать, что когда вы определились с тематикой, подходящим сектором и местом расположения двери, вам необходимо встать напротив выбранного места и мысленно расположить там дверь, подходящую под тему хранимого за ней, но этот пункт не обязателен. И вы можете установить обычную деревянную или железную дверь, но в таком случае велик риск, что вы запутаетесь среди всех своих однотипных дверей, что не есть хорошо. Поэтому используйте максимум своего креатива и придумайте хорошую обложку для двери. Стараясь как можно реже использовать одни и те же образы дверей.
После же того, как вам удастся создать и установить дверь, вам необходимо её открыть. Будет ли это сделано с помощью ментального тела или силой мысли, особого значения не имеет.
Что же дальше? Вы открыли дверь, и что внутри? Ничего? Не совсем!
В тот момент, когда вы открываете ту самую дверь и за ней ещё ничего нет, представляйте себе абсолютно пустую белую и очень просторную комнату с полностью белым полом, белыми стенами и белым потолком и ничем более. После, войдя и стоя в этой абсолютно белой и очень просторной комнате с высоким потолком, вы начинаете фантазировать и перебирать образы тех мест, которые, по вашему мнению, как-то связаны с информацией, которую вы собираетесь здесь хранить. Вспомните мой пример с дверью-холодильником. За ней я представил полностью ледяную пещеру для запоминания информации о ледниковом периоде. Чувствуете связь между информацией, видом двери и локации за ней? Всё связано с холодом и льдом, что хорошо отражает характер информации, хранимой за этой дверью. Ассоциации всегда очень индивидуальны, и подчас вы можете сами себе удивиться, почему вы выбрали именно такую планировку и расцветку. Вам просто достаточно включить фантазию и логику вещей, для которых вы создаёте МК.
В данный же момент хочется заострить внимание на том, как и где можно искать образы как для самого «дворца», так и для МК. Поверьте, что при активном использовании своего ментального чердака вы быстро истребите весь запас своих образов. В моей практике случается так, что иногда я в течение долгого времени ищу новый образ под локацию за новую дверь.
Способ №1. Используйте знакомые вам помещения и здания: свою квартиру, дачу, гараж, офис или кафе, в котором часто бываете. По возможности пройдитесь по этим помещениям и выделите всё, что может стать опорным образом (более подробно о них вы узнаете чуть позже). Посчитайте, сколько локаций у вас получилось. Теперь мысленно пройдитесь по ним, считая каждую локацию. Если что-то забыли, то пройдитесь по комнатам ещё несколько раз, пока не запомните всё. Желательно сразу попробовать запомнить что-то на это место, потому что некоторые опорные образы и локации могут быть не очень удачные (при запоминании на них вы часто не сможете вспомнить образ или запоминание будет занимать больше времени, чем на другие). Если такие опорные образы есть – смело вычеркивайте их. Зачем использовать неэффективные локации?
Способ №2. Используйте интернет. В интернете хранятся тонны изображений с разнообразными помещениями и зданиями. Просто введите в поисковую строку нужное вам помещение (комната, холл, зал и т.д.) и используйте то, что вам хочется. Всегда хотели побывать на 221b? Нет проблем! Просто узнайте, как она выглядит, и воспроизведите её у себя в голове. Ещё лучше будет, если в ваших комнатах будет храниться информация, непосредственно связанная с изначальной или текущей целью данного помещения. К примеру, комната с дверью-холодильником. Или если вам необходимо запомнить рецепт вашего любимого блюда, просто представьте себе то место, где оно могло быть приготовлено и всё в этом духе.
Способ №3. Вы можете выделить множество образов локаций в парке по пути от дома до работы или места учёбы. Дворы и маршруты, которыми вы часто перемещаетесь, скверы и улицы с необычными зданиями, ряды магазинов с яркими и необычными вывесками и прочими дизайнерскими элементами. Просто выйдите на улицу и оглянитесь. Что вас окружает, так это огромное количество опорных образов, которые можно начать использовать для запоминания уже сейчас. Гулять на свежем воздухе очень полезно, а гулять и выделять опорные образы – ещё полезнее.
Способ №4. В качестве опорных образов вы можете использовать локации из любимой компьютерной игры, квартиру героев из вашего любимого сериала, комнату из журнала по интерьеру и т. д. Не ограничивайте свою фантазию. Образы для локаций можно найти практически везде. Соединяйте и видоизменяйте уже известные вам образы, адаптируя их под себя.
Способ №5. Погуляйте по сайтам аренды и продажи домов. Введите в любом поисковике запрос «квартиры и помещения в моём городе» и начните просматривать предлагаемые варианты. Безусловно, квартира или иное помещение должно быть с мебелью, предметами быта и дизайном, подходящим вам по вкусу.
Способ №6. Включите наблюдательность. Если вы оказались в незнакомом месте: кафе, ресторане, в гостях или в путешествии и т.п., старайтесь обращать внимание на детали и выделять опорные образы, за которые вы сможете прицепить информацию. После чего используйте и их в своей практике.
Часть 4. Строим крышу
На данном этапе вы уже имеете представление, чем являются стандартные, не модифицированные чертоги разума, но пока модернизация и не требуется, т.к. вы только учитесь находиться в четырёхмерном пространстве, перемещаться в нём и создавать ментальные локации под различные цели. Поэтому 5-й шаг предназначен для закрепления и улучшения навыков восприятия внутреннего мира.
Шаг №5. Завершаем строительствоЧтобы ваши чертоги для их классического предназначения были эффективны, по завершении их создания и разметки вы должны быть уверены, что знаете их как свои пять пальцев. Лучше всего для этого набросать схематичный план чертогов. При этом не обязательно чётко вырисовывать все объекты, вы тут не рисованием занимаетесь. Достаточно схематично (линиями, символами и знаками) указать выбранные вами ориентиры или локации. При этом старайтесь рисовать всё как можно точнее, чтобы всё совпадало с тем, как оно на самом деле.
Пытайтесь визуализировать, мысленно представлять ваши чертоги, когда вы находитесь вне их стен. Другими словами, представляйте их и мысленно посещайте построенные вами локации, с открытыми глазами находясь в реальном мире. Если в качестве «дворца памяти» вы выбрали хорошо знакомое вам место, делайте то же самое, только когда вы находитесь вне этого места, выбранного вами в качестве локации. Затем сверяйтесь с набросанным вами планом. Убедитесь, что знаете каждую локацию в нём и их точное расположение.
Не лишним будет сказать и то, что чем больше контактов с окружающей вас когнитивной средой сделает ваше ментальное тело, тем лучше вы будете воспринимать ваши чертоги. И тем яснее и точнее вы сможете воспринимать и перемещаться в них. Другими словами, пытайтесь контактировать с объектами не силой мысли, а ментальными руками и ногами. Трогайте стены, двери, пол или что у вас там на чердаке. Садитесь на диван или стул. Можете даже крикнуть и услышать собственное эхо.
Для тех, кто ещё не понял. Ментальное тело – это ваше когнитивное тело, подвластное вам исключительно в ментальном мире. Говоря иначе, это ваше второе тело, которым вы можете пользоваться и чувствовать только внутри вашей головы. На это тело не действуют законы физики, но могут работать те законы, которые вы пожелаете, кроме обретения веса и тому подобных вещей. Примером такого закона будет ходьба по земле и способность не проваливаться под неё. К тому же это тело подвластно вам в полной мере и поддаётся изменению, вы можете иметь 6 рук, крылья или всё сразу.
Также стоит понимать, что чем чаще вы исследуете свои чертоги, тем проще вы вызовете в памяти их содержание или выполните определённую операцию по первому требованию. В течение вашей дальнейшей жизни вы будете использовать ваши чертоги неоднократно, а количество визитов в день туда может перевалить за 10. Поэтому в целях экономии пространства и своего мыслетоплива в случаях, когда некоторые объекты вам нужно запомнить на короткий срок, по его истечению вы вправе заменять старые объекты на новые. Как это происходит у меня с локацией для запоминания списка продуктов или ещё одной для кратковременного запоминания. Только в таком случае предварительно подготовьте для этого отдельное место.
Если же вам нужно запомнить много объектов на долгое время, а старые уже заполнены, вы можете построить новые локации, МК или создать новые маршруты разума, наполнив их новой информацией.
На этом же моменте этапы строительства подошли к концу. В следующей главе вы узнаете о том, каким же образом пользоваться столь новым для восприятия МП, а также об ошибках, присущих новичкам. Надеюсь, что вы уже построили ваши чертоги, если же нет, то в данный момент вам нет смысла продолжать чтение этой книги, даже если вам очень интересно. Закончите начатое и возвращайтесь к чтению с новыми силами и новоприобретённым умным домом.
Глава 3. Smart House. Инструкция по применению
В данной главе вы узнаете о методах запоминания информации, предназначенных для «дворца памяти», научитесь пользоваться умным домом и займётесь его первым обустройством, а также узнаете, что такое локус и как его использовать. На наглядных примерах я разберу механизм работы чертогов разума и расскажу об ошибках, которые возможны при неграмотном использовании чердака. Помимо это, вам представится возможность проверить вашу память и стабильность ваших чертогов разума.
Часть 1. Учимся пользоваться умным домом
В этой части главы вы познакомитесь с одним из методов запоминания и использования чертогов разума по их прямому назначению. В дальнейшем мною будет рассказываться не только об их модернизации и всяческих новшествах, привнесённых мной в результате многолетнего использования ментального чердака, а также рассмотрены простейшие мнемонические методы и приёмы для запоминания различного рода информации, их комбинации и т.п., но более же подробно о памяти и основных методах запоминания информации вы узнаете из последней главы книги. В данный же момент речь пойдёт о классическом применении «дворца памяти», стандартном для него виде запоминания и создания маршрутов.
Для начала стоит ввести в обиход новый термин – «локус». Локус (от лат. locus – местоположение) – это тот объект, который вы выделяли в своём «дворце памяти», это одна из «станций» вашего маршрута, как в самих чертогах, так и внутри МК. Иными словами, локус является опорным образом для привязки информации. По своей сути локус является неким объектом, с которым происходит взаимодействие в процессе запоминания. Другими словами, это предмет интерьера, ландшафта или иной объект, на который накладывается нужная для запоминания информация.
Примером может стать всё та же комната с дверью-холодильником. В ней присутствует стена изо льда, в которую я помещал большого динозавра и кубик льда, в котором находилось яйцо. Эти объекты, ледяные стена и кубик, являлись теми самыми локусами, опорными объектами для нанесения информации.
Одним из важных моментов является то, что вы можете выделять для запоминания конкретные детали одного объекта. Например, брать не весь шкаф или тумбу, а отдельно дверцу, полку и т.д., в таком случае локусами будут дверца и полка, а не шкаф в целом.
Данный механизм работы чертогов разума проще всего продемонстрировать на примере. Предположим, что у вас есть случайный набор слов и некий маршрут. В качестве этих слов вы имеете: огонь, шариковую ручку, зеркало и мороженое. Далее вы мысленно прогуливаетесь по некому маршруту, расставляя на каждом из локусов по одному и более слов. В качестве первого локуса (опорного образа) на маршруте выступает скамейка. Видя её, вам необходимо интересным образом привязать к ней слово огонь, к примеру, представить скамейку, пылающую адским пламенем или что-то в этом духе.
Следом за ней идёт забор, к которому вам необходимо привязать слово шариковая ручка, действуя по аналогии, вы представляете забор, сделанный из шариковых ручек. Идя далее по воображаемому маршруту, вы видите дорожный указатель, на котором вместо знака висит зеркало, а пройдя мимо него, видите качели, на которых тают разноцветные шарики мороженого. Именно такая привязка информации к локусам образует тот самый классический «дворец памяти», который впоследствии вы сможете изменить до неузнаваемости.
Стоит отметить, что запоминаемые вами объекты и локусы должны быть примерно одного размера. Хотя небольшое несоответствие с реальными объектами допустимо. При этом расположение слов должно соответствовать тому, как вы их читаете. Слева направо или сверху вниз, главное при этом – соблюдать порядок заносимой вами информации.
Чертоги разума универсальны и выходят за рамки обычного хранения информации. Пример со словами был выбран потому, что он очень простой и повторить это сможет любой пользователь МП. В дальнейшем благодаря локусам вы сможете оставлять на них как численную, так и текстовую информацию или размещать в своих «дворцах памяти» целые книги, о чём вы узнаете из следующей главы.
Стоит понимать, что чем больше у вас опорных образов (локусов) и опорных локаций, тем больше информации вы можете запомнить, что может значительно повысить вашу продуктивность и эффективность в повседневной жизни, но стоит отметить, что если вы ограничены маленьким количеством локаций, то вы вряд ли сможете реализовать весь потенциал своей черепной коробочки.
Несмотря на то что для запоминания больших объёмов информации нужны частые тренировки. Попробуйте начать с малого и каждый день запоминать по 10 слов, располагая их в своих чертогах. Выберите 10 первых локусов и привяжите к ним слова, указанные ниже. Или выберите свои. Попробуйте сохранить эти слова хотя бы в течение двух суток, не заглядывая туда после их занесения. Готовы? Сливки, баскетбольный мяч, телефон, рыба, краски, орех, конь, вода, сердце и январь.
Хочу дать вам профессиональный совет по запоминанию последовательностей во «дворце памяти». Чем необычнее будет ассоциация и чем большие эмоций она у вас вызывает, тем лучше (при этом не важно, хорошие или плохие, в принципе, плохие считаются даже более надежными). Запомнить что-то экстраординарное проще, чем обыденное. В ход хорошо идут нелепости и абсурдности. Возьмите этот принцип себе на вооружение, и вы заметите, как легко вам даётся удержание информации в своей памяти.
В случаях, когда вам необходимо запоминать последовательности, важно быстро придумать сюжет или историю, связанную с уже расставленными по зонам «дворца памяти» персонажами или объектами. Например, сначала я решил позавтракать и пришел к холодильнику (один объект). Я взял сыр, а потом подумал, что бутерброд с сыром еще лучше, и подошел к хлебнице (второй объект), но вспомнил, что бутерброд надо чем-то запить, а что может быть лучше утром, чем чашечка свежезаваренного кофе, и поэтому я пошел к кофеварке (третий объект).
В случаях, когда вам необходимо запомнить сведения о людях, то им необходимо отвести определенные зоны в вашем «дворце памяти» и привязать их образы к опорным пунктам, придумав для них ассоциацию. Самыми простыми ассоциациями могут быть: «Влад любит готовить – поэтому он газовая плита», «Никита жалуется, что он постоянно уставший – он диван», а «Лёша постоянно пьёт чай – он чайник». Главное, чтобы вы могли быстро вспомнить, кто и с чем у вас ассоциируется, но как я уже говорил ранее, о памяти и методах запоминания информации вы узнаете из последней главы.
Если же вы хотите выучить свои чертоги как свои пять пальцев вплоть до их отпечатков, вам стоит обзавестись дневником вашего города, в который вы будете заносить все сведения о ваших чертогах разума. И каждый раз улучшая или внося коррективы в ваши чертоги, описывать их в любых подробностях. Для этого вам не обязательно быть писателем, достаточно обычных знаний о грамматике, и всё у вас получится.