bannerbanner
Ключевые идеи книги: Сделано, чтобы прилипнуть. Почему одни идеи умирают, а другие живут вечно. Чип Хиз, Дэн Хиз
Ключевые идеи книги: Сделано, чтобы прилипнуть. Почему одни идеи умирают, а другие живут вечно. Чип Хиз, Дэн Хиз

Полная версия

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля

Краткое содержание книги: Сделано, чтобы прилипнуть. Почему одни идеи умирают, а другие живут вечно. Чип Хиз, Дэн Хиз

Оригинальное название:

Made to Stick: Why Some Ideas Survive and Others Die


Авторы:

Chip Heath, Dan Heath


Тема:

Личная эффективность


Правовую поддержку обеспечивает юридическая фирма AllMediaLaw

www.allmedialaw.ru

Введение

В книге «Сделано, чтобы прилипнуть» братья Чип и Дэн Хиз задаются вопросом: почему мы с легкостью пересказываем друг другу ничего не значащие байки и городские легенды, а важную для жизни информацию запоминаем с большим трудом?

Чип Хиз, преподаватель Высшей школы бизнеса при Стэнфордском университете, и Дэн Хиз, ведущий специалист в Центре развития социального предпринимательства Университета Дюка, провели масштабное исследование самых «прилипчивых» идей и разработали чеклист, с помощью которого вам не только удастся донести свою идею до окружающих, но и сделать так, чтобы она надолго им запомнилась.

Мы привыкли думать, что за великими идеями стоят люди с ярко выраженным творческим началом, а человеку оно дается от рождения – либо есть, либо нет. Однако братья Хиз утверждают, что креативности можно научиться, если следовать нехитрому шаблону и выдумывать новые смыслы, а не новые правила.

Метод братьев Хиз универсален. Он подойдет всем: от предпринимателя и менеджера любого звена до врача и учителя. Ознакомившись с саммари, вы научитесь превращать самые сложные идеи в «городские легенды» и узнаете, как побороть их главного врага.

Пролог

1. Городские легенды – отличный пример «прилипчивых» идей. Они простые, понятные, запоминающиеся из-за обилия точных деталей, с неожиданным концом и легкие для пересказа. К тому же они вызывают эмоции и способны существенно повлиять на поведение человека, если он поверит в правдивость услышанного.

Например, в англоязычном мире притчей во языцех стала история о том, как мужчина пошел в бар, познакомился с девушкой, она угостила его коктейлем, а на следующее утро он проснулся в ванной гостиничного номера без одной почки. Успех истории заключается в том, что каждый может представить себя на месте протагониста, и ставка делается на универсальную эмоцию страха.

2. Однако с помощью творческого подхода и набора стандартных инструментов любое важное и самое серьезное сообщение можно оформить так, чтобы оно стало «вирусным».

В отличие от истории про похищение почки сообщение о том, что в одной пачке попкорна содержится 37 граммов жира, звучит не так захватывающе. Поэтому Арт Силверман, сотрудник Центра по использованию достижений науки в интересах общества, не стал цитировать сухие факты, которые ничего не говорят обычному человеку, а подошел к выступлению творчески. Силверман выставил перед публикой тарелку с омлетом и беконом, Биг Мак с картошкой фри и стейк и пояснил, что в одном среднем ведерке попкорна больше жира, чем во всей представленной еде вместе взятой. История стала сенсацией.

3. Шесть основных принципов хорошо оформленной идеи: простота, неожиданность, обилие деталей, достоверность, эмоциональная насыщенность и наличие внутренней истории.


4. Главный враг хорошей идеи – Проклятие Знанием. После того как мы приобрели и освоили какие-то знания, нам сложно поставить себя на место человека, который не обладает известной нам информацией.

В 1990 году Элизабет Ньютон, профессор психологии Стэнфордского университета, провела эксперимент, в ходе которого участники поделились на две группы: первые должны были отбить ритм одной из самых известных мелодий (например, Happy Birthday to You), а вторые – понять, что это за песня. Выяснилось, что участники второй группы отгадывали только 1 песню из 40, при этом «стучальщикам» казалось, что их слушатели должны были угадывать каждую вторую песню – настолько все очевидно. Дело в том, что нужная мелодия играла у них в голове, а у слушателей это знание отсутствовало.

5. Креативности можно научиться. В 1999 году группа израильских ученых проанализировала 200 наиболее успешных рекламных роликов и выявила, что 89 % из них можно разложить на 6 основных категорий, или шаблонов. Например, они выделили шаблон «Непредвиденные последствия», согласно которому использование рекламируемого продукта приводит к неожиданным результатам. Дальнейшие эксперименты показали: люди без профильного образования или опыта работы, потратившие несколько часов на изучение основных шаблонов, справлялись с задачей придумать рекламное объявление лучше тех, кто без подготовки устраивал привычный мозговой штурм.


6. Победить Проклятие Знанием можно с помощью чек-листа из 6 принципов, изложенных в книге и далее в саммари. Креативный процесс только выиграет, если заключить его в рамки и заставить двигаться по шаблону. Ваша главная цель: придумать новую идею, а не новые правила.

1. Простота

1.1. Докопайтесь до сути

1.1.1. В армии такой подход называют «Замыслом командира». Вне зависимости от конкретных деталей операции, каждый солдат должен знать, какова его главная цель. В случае, когда что-то пошло не так, человек способен принять грамотное самостоятельное решение, только если хорошо понимает, чего в итоге должен добиться. А планы всегда срываются. Как известно, ни один план продаж не выдерживает контакта с покупателем.


1.1.2. Как заставить людей обратить внимание на вашу идею в условиях информационного хаоса и постоянных изменений? Первый шаг к успеху – упрощение. Найдите ключевой смысл и отсеките все лишнее. У вашей идеи должно быть только одно ядро.

Херб Келлер, CEO авиакомпании Southwest, определил смысловое ядро компании и так донес его до сотрудников: «Мы – самый дешевый пассажирский авиаперевозчик». Типичный «Замысел командира», который помогает принять решение любого масштаба. Стоит ли ввести в меню салат с курицей вместо орешков, как того хотят пассажиры? Нет, это повлечет дополнительные расходы, и тогда компания перестанет быть самым дешевым перевозчиком.

1.1.3. В поисках ядра опирайтесь на шаблон новостной заметки. Она пишется по принципу перевернутой пирамиды: сначала лид (одно предложение, выражающее суть произошедшего), потом основные детали (скажем, три предложения) и дополнительные сведения (пять предложений). Здесь задействуется метод вынужденной расстановки приоритетов. То же и с вашей идеей: не хороните лид внутри. Выносите его наверх и работайте над тем, чтобы он был как можно более емким.


1.1.4. Расставлять приоритеты и отсекать лишнее – тяжелая работа. Но важно помнить, что чем больше ключевых пунктов вы перечисляете, тем шире пространство для выбора. А выбор парализует. Сделать акцент на трех вещах – значит не выделить ни одной.

1.2. Донесите суть

1.2.1. Найти ядро – не самое сложное, оно может быть давно известно. Главное – суметь донести его смысл до аудитории.

Главный редактор небольшой местной газеты сумел сделать так, что ее читали не только жители самого города, но и окрестных регионов. Он сделал ставку на местные события и местные имена. Однако так делают все региональные газеты, это известная практика. Но именно он сумел донести до своих сотрудников: чем больше историй и имен, тем лучше. Количество важнее расходов, и если они сумеют накопать столько, что для написания историй понадобится больше журналистов, он их наймет. Его посыл: «Имена, имена, имена» – стал слоганом газеты. Простой и понятный «замысел командира» избавил редакторов от паралича выбора.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Конец ознакомительного фрагмента
Купить и скачать всю книгу