Полная версия
Христов братец. Русские духовные стихи, легенды и сказки
Крошечка-Хаврошечка
А знаете, что есть на свете люди и хорошие, есть и похуже, есть и такие, которые Бога не боятся, своего брата не стыдятся: к таким-то и попала Крошечка-Хаврошечка. Осталась она сиротой маленькой; взяли ее эти люди, выкормили и на свет Божий не пустили, над работою каждый день занудили, заморили; она и подает, и прибирает, и за всех и за все отвечает.
А были у ее хозяйки три дочери большие. Старшая звалась Одноглазка, средняя – Двуглазка, а меньшая – Триглазка; но они только и знали у ворот сидеть, на улицу глядеть, а Крошечка-Хаврошечка на них работала, их обшивала, для них и пряла и ткала, а слова доброго никогда не слыхала. Вот то-то и больно – ткнуть да толкнуть есть кому, а приветить да приохотить нет никого!
Выйдет, бывало, Крошечка-Хаврошечка в поле, обнимет свою рябую корову, ляжет к ней на шейку и рассказывает, как ей тяжко жить-поживать: «Коровушка-матушка! Меня бьют, журят, хлеба не дают, плакать не велят. К завтрему дали пять пудов напрясть, наткать, побелить, в трубы покатать». А коровушка ей в ответ: «Красная девица! Влезь ко мне в одно ушко, а в другое вылезь – все будет сработано». Так и сбывалось. Вылезет красная девица из ушка – все готово: и наткано, и побелено, и покатано. Отнесет к мачехе; та поглядит, покряхтит, спрячет в сундук, а ей еще больше работы задаст. Хаврошечка опять придет к коровушке, в одно ушко влезет, в другое вылезет и готовенькое возьмет, принесет.
Дивится старуха, зовет Одноглазку: «Дочь моя хорошая, дочь моя пригожая! Доглядись, кто сироте помогает: и ткет, и прядет, и в трубы катает?» Пошла с сиротой Одноглазка в лес, пошла с нею в поле; забыла матушкино приказанье, распеклась на солнышке, разлеглась на травушке; а Хаврошечка приговаривает: «Спи, глазок, спи, глазок!» Глазок заснул; пока Одноглазка спала, коровушка и наткала и побелила. Ничего мачеха не дозналась, послала Двуглазку. Эта тоже на солнышке распеклась и на травушке разлеглась, матернино приказанье забыла и глазки смежила; а Хаврошечка баюкает: «Спи, глазок, спи, другой!» Коровушка наткала, побелила, в трубы покатала; а Двуглазка все еще спала.
Старуха рассердилась, на третий день послала Триглазку, а сироте еще больше работы дала. И Триглазка, как ее старшие сестры, попрыгала-попрыгала и на травушку пала. Хаврошечка поет: «Спи, глазок, спи, другой!» – а об третьем забыла. Два глаза заснули, а третий глядит и все видит, все – как красная девица в одно ушко влезла, в другое вылезла и готовые холсты подобрала. Все, что видела, Триглазка матери рассказала; старуха обрадовалась, на другой же день пришла к мужу: «Режь рябую корову!» Старик так, сяк: «Что ты, жена, в уме ли? Корова молодая, хорошая!» Режь, да и только! Наточил ножик…
Побежала Хаврошечка к коровушке; «Коровушка-матушка! Тебя хотят резать». – «А ты, красная девица, не ешь моего мяса: косточки мои собери, в платочек завяжи, в саду их рассади и никогда меня не забывай, каждое утро водою их поливай».
Хаврошечка все сделала, что коровушка завещала; голодом голодала, мяса ее в рот не брала, косточки каждый день в саду поливала, и выросла из них яблонька, да какая – Боже мой! Яблочки на ней висят наливные, листвицы шумят золотые, веточки гнутся серебряные; кто ни едет мимо – останавливается, кто проходит близко – тот заглядывается.
Случилось раз – девушки гуляли по саду; на ту пору ехал по полю барин – богатый, кудреватый, молоденький. Увидел яблочки, затрогал девушек: «Девицы-красавицы! – говорит он. – Которая из вас мне яблочко поднесет, та за меня замуж пойдет». И бросились три сестры одна перед другой к яблоньке. А яблочки-то висели низко, под руками были, а то вдруг поднялись высоко-высоко, далеко над головами стали. Сестры хотели их сбить – листья глаза засыпают, хотели сорвать – сучья косы расплетают; как ни бились, ни метались – ручки изодрали, а достать не могли. Подошла Хаврошечка, и веточки приклонились, и яблочки опустились. Барин на ней женился, и стала она в добре поживать, лиха не знавать.
Стих о числах
Вы люди оные,Рабы поученные,Над школами выбраны!Поведайте, что есть един?«Един Сын у Марии,Царствует и ликуетГосподь Бог над нами».Вы люди оные,Рабы поученные,Над школами выбраны!Поведайте, что есть два?«Два тавля МоисеовыхНа Синайстей горе;Един Сын Мариин,Царствует и ликуетГосподь Бог над нами».Вы люди оные,Рабы поученные,Над школами выбраны!Поведайте, что есть три?«Три патриарха на земле;Два тавля МоисеовыхНа Синайстей горе;Един Сын Мариин,Царствует и ликуетГосподь Бог над нами».Вы люди оные,Рабы поученные,Над школами выбраны!Поведайте, что есть четыре?«Четыре листа Евангельски;Три патриарха на земле;Два тавля Моисеовых;Един Сын Мариин,Царствует и ликуетГосподь Бог над нами».Вы люди оные,Рабы поученные,Над школами выбраны!Поведайте, что есть пять?«Пять ран без вины Господь терпел;Четыре листа Евангельски;Три патриарха на земле;Два тавля Моисеовых;Един Сын Мариин,Царствует и ликуетГосподь Бог над нами».Вы люди оные,Рабы поученные,Над школами выбраны!Поведайте, что есть шесть?«Шесть крыл херувимскиих;Пять ран без вины Господь терпел;Четыре листа Евангельски;Три патриарха на земле;Два тавля Моисеовых;Един Сын Мариин,Царствует и ликуетГосподь Бог над нами».Вы люди оные,Рабы поученные,Над школами выбраны!Поведайте, что есть семь?«Семь чинов ангельских;Шесть крыл херувимскиих;Пять ран без вины Господь терпел;Четыре листа Евангельски;Три патриарха на земле;Два тавля Моисеовых;Един Сын Мариин,Царствует и ликуетГосподь Бог над нами».Вы люди оные,Рабы поученные,Над школами выбраны!Поведайте, что есть восемь?«Восемь кругов солнечных;Семь чинов ангельских;Шесть крыл херувимскиих;Пять ран без вины Господь терпел;Четыре листа Евангельски;Три патриарха на земле;Два тавля Моисеовых;Един Сын Мариин,Царствует и ликуетГосподь Бог над нами».Вы люди оные,Рабы поученные,Над школами выбраны!Поведайте, что есть девять?«Девять в году радостей;Восемь кругов солнечных;Семь чинов ангельских;Шесть крыл херувимскиих;Пять ран без вины Господь терпел;Четыре листа Евангельски;Три патриарха на земле;Два тавля Моисеевых;Един Сын Мариин,Царствует и ликуетГосподь Бог над нами».Вы люди оные,Рабы поученные,Над школами выбраны!Поведайте, что есть десять?«Десять Божьих заповедей;Девять в году радостей;Восемь кругов солнечных;Семь чинов ангельских;Шесть крыл херувимскиих;Пять ран без вины Господь терпел;Четыре листа Евангельски;Три патриарха на земле;Два тавля Моисеевых;Един Сын Мариин,Царствует и ликуетГосподь Бог над нами».Вы люди оные,Рабы поученные,Над школами выбраны!Поведайте, что есть единнадесять?«Единдесять праотец;Десять Божьих заповедей;Девять в году радостей;Восемь кругов солнечных;Семь чинов ангельских;Шесть крыл херувимскиих;Пять ран без вины Господь терпел;Четыре листа Евангельски;Три патриарха на земле;Два тавля Моисеевых;Един Сын Мариин,Царствует и ликуетГосподь Бог над нами».Вы люди оные,Рабы поученные,Над школами выбраны!Поведайте, что есть дванадесять?«Дванадесять апостол;Единдесять праотец;Десять Божьих заповедей;Девять в году радостей;Восемь кругов солнечных;Семь чинов ангельских;Шесть крыл херувимскиих;Пять ран без вины Господь терпел;Четыре листа Евангельски;Три патриарха на земле;Два тавля Моисеевых;Един Сын Мариин,Царствует и ликуетГосподь Бог над нами».Апостол Петр
Однажды рядом со Спасителем шел апостол Петр, весь погруженный в думы, вдруг он сказал: «Как хорошо, думаю, быть Богом! Хоть бы мне на полдня сделаться Богом, после я опять готов быть Петром». Господь усмехнулся и сказал: «Пусть будет по твоему желанию, будь Богом до вечера!» Между тем приблизились они к деревне, из которой крестьянка гнала стадо гусей. Она выгнала их на луг, оставила там и поспешила назад в деревню. «Как, ты хочешь оставить гусей одних?» – спросил ее Петр. – «А что, неужли стеречь их и сегодня? У нас нынче храмовый праздник», – возразила крестьянка. – «Но кто же должен беречь твоих гусей?» – спросил Петр. – «Пусть Господь Бог бережет их сегодня!» – сказала крестьянка и удалилась. – «Петр! ты слышал, – сказал Спаситель. – Я бы охотно пошел с тобою в деревню на храмовый праздник; но ведь гусям может приключиться что и худое: ты сегодня Бог до вечера, ты и должен беречь их». Что оставалось Петру? Хоть ему и досадно было, тем не менее он должен был сторожить гусей; но дал зарок, что никогда более не пожелает быть Богом.
Иван купеческий сын отчитывает царевну
В некотором государстве жил-был купец, у него был сын Иван. Выучился Иван грамоте и нанялся к одному богачу в работники; пожил у него три года, получил за все это время жалованье и собрался домой. Идет он дорогою, а навстречу ему нищий плетется – и хром, и слеп, и просит святой милостыньки Христа ради. Купеческий сын отдал убогому все заработанные деньги и пришел домой ни с чем; а тут несчастье – отец помер, надо хоронить да долги платить. Кое-как сбился, управился с делами и принялся за торг. Вскоре прослышал он, что два его дяди нагружают корабли товарами и хотят за море ехать. «Дай, – думает, – и я поеду! Авось дяди возьмут меня с собою». Пошел к ним проситься. Дяди обещали. «Приходи, – говорят, – завтра!», а назавтра чуть свет распустили паруса и уехали одни, без племянника.
Иван запечалился; говорит ему мать: «Не кручинься, сынок! Ступай на рынок, найми себе приказчика – только постарей выбирай; старые люди – бывалые, на все догадливые. Как наймешь приказчика, изготовь корабль, и поезжайте вдвоем за море. Бог не без милости!» Иван купеческий сын послушался, побежал на рынок, а навстречу ему седой старичок: «Куда спешишь, добрый молодец?» – «Иду, дедушка, на рынок, хочу нанять приказчика». – «Найми меня!» – «А что возьмешь?» – «Половину барыша». Купеческий сын согласился и принял старика в приказчики. Изготовили они корабль, нагрузили товарами и отвалили от берега; ветер был попутный, корабль ходкий, и прибыл Иван в чужестранное государство в то самое время, как дядины корабли в пристань входили.
В том государстве обмерла у царя дочь; вынесли ее в церковь и каждую ночь посылали к ней по одному человеку на съедение. Много народу погибло; этак, думает царь, пожалуй, и царство мое не устоит, и выдумал: вместо своих людей посылать к дочери приезжих из иных земель; какой бы купец ни явился у пристани – должен наперед перебыть ночь в церкви, а потом, коли уцелеет, – может и покупать, и продавать, и назад ехать. Вот новоприезжие купцы сошлись на пристани и стали судить да рядить, кому прежде в церковь идти. Кинули жребий, и доставалось: на первую ночь идти старшему дяде, на вторую ночь – младшему дяде, а на третью ночь – Ивану купеческому сыну. Дядя испугался и давай просить своего племянника: «Голубчик Ванюшка! Переночуй за нас в церкви; что хочешь – то и возьми за послугу, спорить не будем». – «Постойте, я спрошусь у дедушки». Пошел к старику: «Так и так, – говорит, – дяди пристают, просят за них потрудиться; как ты, дедушка, присоветуешь?» – «Ну что ж – потрудись; только пусть они за то по три корабля тебе дадут». Иван купеческий сын передал эти слова своим дядюшкам, они согласилися: «Ладно, Ваня! Шесть кораблей – твои».
Когда наступил вечер, старичок взял Ивана за руки, привел в церковь, поставил возле гроба и начертил круг: «Стой крепко, из-за черты не выходи, читай псалтырь и ничего не бойся!» Сказал и ушел; Иван купеческий сын остался один в церкви, развернул книгу и начал псалмы читать. Как только пробило двенадцать часов – подымается крышка с гроба, встает царевна и подходит прямо к черте: «Я тебя съем!» – грозит, рвется вперед, кричит на разные голоса, и по-собачьи и по-кошачьи, а переступить черты не может. Иван читает, на нее не смотрит; вдруг петухи запели, и царевна бросилась в гроб как попало; ее платье через край повисло. Поутру посылает царь своих прислужников: «Ступайте в церковь, приберите кости». Прислужники отперли двери, заглянули в церковь – а купеческий сын стоит живой перед гробом да все псалтырь читает.
На другую ночь было то же самое; а на третий день вечером взял его старик за руку, привел в церковь и говорит: «Как только ударит двенадцать часов, ты, не мешкая, полезай на хоры; там стоит большой образ Петра-апостола, стань позади его – ничего не бойся!» Купеческий сын принялся за псалтырь; читал-читал; ровно в двенадцать часов видит – крышка с гроба подымается; он поскорей на хоры и стал позади большого образа Петра-апостола. Царевна выскочила да за ним; прибежала на хоры, искала-искала, все углы обошла – не могла найти. Подходит к образу, глянула на лик святого апостола и задрожала; вдруг от иконы глас раздался: «Изыдй, окаянный!» В ту же минуту злой дух оставил царевну, пала она перед иконою на колени и начала со слезами молиться. Иван купеческий сын вышел из-за образа, стал с нею рядом, крестится да поклоны кладет.
Поутру приходят в церковь царские прислужники, смотрят – Иван купеческий сын и царевна стоят на коленях и богу молятся; тотчас побежали и доложили царю. Царь обрадовался, поехал сам в церковь, привез царевну во дворец и говорит купеческому сыну: «Ты мою дочь и все царство избавил; возьми ее за себя замуж, а в приданое жалую тебе шесть кораблей с дорогими товарами». На другой день их перевенчали; весь народ пировал на свадьбе – и бояре, и купцы, и простые крестьяне. Через неделю после того собрался Иван купеческий сын домой ехать; распростился с царем, взял молодую жену, сел на корабль и велел выходить в море. Бежит его корабль по морю, а вслед за ним двенадцать других плывут; шесть кораблей, что царь подарил, да шесть кораблей, что у дядей выслужил.
На половине пути говорит старичок Ивану купеческому сыну: «Когда ж станем барыши делить?» – «Хоть сейчас, дедушка! Выбирай себе шесть кораблей, какие полюбятся». – «Это не все; надо и царевну поделить». – «Что ты, дедушка, как ее делить?» – «Да вот разрублю надвое: тебе половина да мне половина». – «Бог с тобой! Этак она никому не достанется; лучше бросим жребий». – «Не хочу, – отвечает старик, – сказано – барыши пополам, так тому и быть!» Выхватил меч и рассек царевну надвое – поползли из нее разные гады и змеи. Старик перебил всех гад и змей, сложил царевнино тело, взбрызнул раз святою водою – тело срослось, взбрызнул в другой – царевна ожила и сделалась краше прежнего. Говорит тогда старик Ивану купеческому сыну: «Бери себе и царевну и все двенадцать кораблей, а мне ничего не надо; живи праведно, никого не обижай, нищую братию наделяй да молись святому апостолу Петру». Сказал и исчез. Купеческий сын воротился домой и жил со своею царевною долго и счастливо, никого не обижал и бедным завсегда помогал.
О Потопе
Потоп страшный умножался,Народ весь испужался,Гнев идет, гнев идет!Видя воды многи люты,Побежали в горы круты —Там спасаться, там спасаться,В дебри воды наполнялись,Все животы выбиралисьНа верх гор, на верх гор —Лютось в зверях пременили,Един другому не вредили,Лев ловцам, лев ловцам,Страхом сильным укротились,Уста их не отворилисьТамо, там, тамо, там,Все смотрели, очевидно,Как земли не стало видно,Все вода, все водаВсе хÓлмы покрывались,Смерти люди предавались,Ряд зверей, ряд зверей,Крик великий подыяли,Когда в воде утопалиВ злой той час, в злой той час.Кверху гласы выпущали,Когда дух свой испущалиВ смертный тот час, в смертный той час.Все их силы прекратились,Сами в воду повалились,В тот потоп, в тот потоп.Кои плавали водами,Тех накрыло всех волнами,Водой той, водой той.Не всех Творец истребляет,Неких в ковчег затворяет,Хранит впредь, хранит впредь,Человек смотрел на звери,Как отверсты смерти двериЗа грехи их, за грехи их,Горько плакали смотрявше,Руки кверху все взды<ма>вшеКо Творцу всех, ко творцу всех,Друг со другом обнимались,В час последний разлучалисьДруг с другом, друг с другом,Отец с сыном тут прощались,Мать со дщерью разлучалисьВ горький той час, в горький той час,Вдруг увидели: волнамиКовчег Ноев с сыновьямиНосит там, носит там!Больно им, досадно стало,Грех со злобою воссталиПагубою, пагубою.Вода горы все покрывает,Людей всех истребляетИ зверей всех, и зверей всех!Ной в ковчеге сохранялся,Пока потоп продолжался,И сыны с ним, и зверье с ним,Ной печалился немало– Ковчег водою подымало,Водой той, водой той,Страх великий наводило,Как ковчег с шумом носило,Как ковчег с шумом носилоВодой той, водой той,В страхе смертном находились,Когда тут с водой сразилисьНой с семьей, Ной с семьей.Сотворение мира
Стал Господи мир творить, где народу жить, Распустил он море-окиян; надо землю сеять. Прибежал лукавый черт да и говорит Господу: «Ты, Господи, все творишь: весь мир сотворил, окиян-море напустил; дай мне хошь землю насеять!» – «Сей!» – сказал Господи. Сеял, сеял лукавый – никакого толку! «Опускайся ты, лукавый, – сказал Господи, – на самое дно моря, достань ты, лукавый, горсть земли»; вынырнул – глядь, всю землю водой размыло. Опустился в другой – то же: в горсти нет земли. Опустился лукавый в третий раз и, по Божьему по веленью, оставалась за ногтем песчиночка. Бог взял ту песчиночку и насеял всю землю, с травами, с лесами, со всякими для человека угодьями, – «Будем с тобой, Господи, братьями родными, – сказал лукавый Господу – Ты будешь меньшой брат, я большой!» Господи усмехнулся, «Будем, Господи, братьями ровными», Господи усмехнулся опять. «Ну, Господи, ты будешь старший брат, я меньшой!» – «Возьми, – говорит Господи, – возьми меня за ручку повыше локотка; пожми ты ручку ту изо всей силы». Лукавый взял Господа за ручку выше локотка; жал ручку изо всех сил, устал от натуги, а Господи стоит да только усмехается. Тут Господь только взял лукавого за руку: лукавый так и присел, Господи наложил на лукавого крестное знамение, лукавый и убежал в преисподнюю. Люди, да еще святые люди, нарицаются сыны Божии, а лукавый хотел к Господу в братья залезть!
Счастливое дитя
Жил-был именитый купец с купчихою – всякого добра много, а детей нету. Стали они Богу молиться, чтобы дал им детище – в молодых летах на утеху, в старости на подмогу, а по смерти на помин души; стали они нищую братию кормить, милостыней оделять; а сверх того надумались на пользу всего люда православного построить длинный мост через топи-болота непроходимые. Много купец казны издержал, а мост построил, и как работы окончились, посылает он своего приказчика Федора: «Поди-ка, сядь под мост да послушай, что будут люди про меня сказывать: будут ли благословлять или корить станут». Федор пошел, сел под мост и слушает. Идут по мосту три святых старца и говорят промеж себя: «Чем наградить того, кто этот мост построил? Пусть у него народится счастливый сын: что ни скажет – то и сбудется, чего ни пожелает – то и даст Господь!» Выслушал приказчик и вернулся домой. «Ну что, Федор, не слыхал ли чего?» – спрашивает купец. «Нет, ничего не слыхал».
В скором времени отяжелела купчиха и родила мальчика; окрестили его и положили в люльку. Приказчик позавидовал чужому счастью: в глухую полночь, как все в доме крепко заснули, поймал голубя, зарезал его и замарал кровью постель, руки и уста родильницы; а ребенка украл и отдал на сторону выкормить.
Наутро хватились отец с матерью, где их ребенок? Нет нигде, а приказчик начал доказывать: «Мать-де сама его съела: вишь, и руки и уста в крови!» Купец взял свою жену и посадил в темницу. Прошло несколько лет, сынок их подрос, стал бегать и говорить. Федор бросил купца, поселился на взморье и мальчика с собой взял; что только ему на ум взбредет, он приказывает этому мальчику: «Пожелай-де то-то и то-то», – и тотчас все готово. Говорит он однажды: «А ну, малый, проси у Бога, чтоб здесь новое царство стало, чтоб от самого этого места до дворца государева хрустальный мост повис через море и чтоб царевна за меня замуж вышла». Мальчик попросил у Бога – и тотчас повис через все море хрустальный мост и явился богатый, знатный город с белокаменными палатами, церквами и царскими теремами.
На другой день, проснувшись, смотрит царь из окошечка, увидал хрустальный мост и спрашивает: «Кто этакое чудо построил?» Докладывают ему, что Федор. «Коли он так хитер, – сказал царь, – то отдам за него свою царевну замуж!» Скоро дело сладилось, обвенчали Федора с царевною, и стал он в новом городе царствовать да мальчиком помыкать: держит его у себя за работника, бьет и ругается всячески, иной раз и куска хлеба пожалеет дать.
Вот как-то лежит Федор с женой на постели да промеж себя разговаривают; а мальчик в темный угол забился и горько-горько плачет. Спрашивает царевна своего мужа: «Скажи, пожалуйста, откуда у тебя это богатство взялося? Ведь прежде ты был простым приказчиком». – «И богатство мое и сила – все от этого мальчика, что я у купца унес». – «Как так?» – «Жил я у такого-то купца в приказчиках, и было ему обещано, что народится у него сын, да не простой, а такой счастливый – что ни скажет, то и сбудется, чего ни пожелает, то и даст Господь. Вот как ребенок народился, я его и скрал, а чтоб про то не проведали, наговорил на купчиху, будто сама свое детище съела».
Мальчик подслушал эти речи, вышел из угла и сказал: «По моему прошенью, по Божьему изволенью будь ты, негодяй, собакою!» В ту ж минуту Федор обернулся собакою; мальчик надел ему на шею железную цепь и повел к своему отцу. Приходит и говорит ему: «Добрый человек! Дай мне горячих угольев». – «На что тебе?» – «Да вот надо пса покормить». – «Что ты? Бог с тобой! – отвечает купец. – Где это видано, чтоб собаки горячим угольем питались?» – «А где видано, чтоб мать могла съесть свое родное детище? Узнавай, батюшка, я твой сын, а вот этот пес – твой старый приказчик Федор, что меня унес да на мать наклепал». Купец расспросил про все подробно, освободил жену из темницы, и потом все они вместе переехали жить в новое царство, которое еще прежде по желанью купеческого сына явилось на взморье; царевна к своему отцу уехала, а Федор до самой смерти так и остался поганым псом.
Страшный Суд
Ох ты, Матушка Владычица,Дева Мария, Богородица!Ты велишь нам, Матушка, в рай взойти,Нам в рай взойти, во царство небесное?»Речет им Матушка ВладычицаСвоим громким голосом:«Подите вы, души праведные,Подите вы, души спасенные!У меня про вас растворенный рай стоит,У меня про вас распечатанный рай стоит,Изготовлены у меня про вас ризы неизносимые.Буде мало вам покажется,Возложу я на вас золотые венцы;Буде мало вам покажется,Поставлю я вам в раю престол;Буде мало вам покажется,Уж я дам вам в раю свою волю.Уж вы жили-были на вольном свете, —Вы охочи были ходить в Божии церкви,Вы охочи были Богу молитися,Вы заутрени не просыпывали,Обедни в обедах не прообедывали,Вы вечерни на улицах не проигрывали,Вы на исповедь к отцам духовным хаживали,Вы грехов своих не утаивали,Святых Тайн вы приимывали».Восплакнут же души грешные:«Ох ты, Матушка Владычица,Дева Мария, Богородица! —Не можно ли нас простить, грешных?»Речет им Владычица,Дева Мария, Богородица:«Отойдите от меня прочь, души грешные,Души грешные, проклятые,Проклятые, беззаконные!Уж вы жили-были на вольном свете, —Вы не охочи были ходить в Божии церкви,Вы не охочи были Богу молитися,Вы заутрени, грешные, просыпывали,Вы обедни в обедах прообедывали,Вы вечерни на улицах проигрывали,Вы охочи были на улицу ходить,Вы охочи были скакать-плясать;Вы к отцам духовным на исповедь не хаживали,Вы грехов своих не объявливали.Прогоняю я вас, проклятых,За три горы за Сионские:Там огни горят негасимые;Пропущу я вас сквозь матушки сырой земли,Засыплю я вас матушкой-землей,Закладу я вас камнями горючими,Завалю я вас плитами железными,Чтобы крику и зыку от вас не слышати!»Про Адама и Евгу
Создал Господь Адама и Евгу и пустил их жить в пресветлом Раю; а к воротам райским приставил собаку, зверя чистого; по всем раю ходила, И повелел Господи собаке, зверю чистому: «Не пускай, собака, зверь чистый, не пускай ты черта лукавого в рай: не напоганил бы он моих людей».
Лукавый черт пришел к райским воротам, бросил собаке кусок хлеба, а та собака и пропустила лукавого в рай. Лукавый черт возьми да и оплюй Адама с Евгой[19]; всех оплевал, с головы до последнего мизинчика во левой ноге. Приходит Господи – только руками об полы ударил! На Адама с Евгой глянуть срамно! Но Богу, известно, не обтирать их стать, не марать же рук в чертовы слюни: взял да и выворотил Адама с Евгой. От того и слюна погана. «Слушай, собака, – сказал Господи, – была ты, собака, – чистый зверь: ходила по всем пресветлом Раю; отныне будь ты, пес, – нечистый зверь; в избу тебя грех пускать, коли в церковь вбежишь – церковь снова святить». С тех пор не собака зовется, а пес: по шерсти погана, а по нутру чиста.
Королевич и его дядька
Жил-был король, у него был сын-подросток. Королевич был всем хорош – и лицом и нравом, да отец-то его не больно: все его корысть мучила, как бы лишний барыш взять да побольше оброку сорвать. Увидел он раз старика с соболями, с куницами, с бобрами, с лисицами. «Стой, старик! Откудова ты?» – «Родом из такой-то деревни, батюшка, а ныне служу у мужика-лешего». – «А как вы зверей ловите?» – «Да леший-мужик наставит лесы, зверь глуп – и попадет». – «Ну, слушай, старик! Я тебя вином напою и денег дам; укажи мне, где лесы ставите?» Старик соблазнился и указал. Король тотчас же велел лешего-мужика поймать и в железный столб заковать, а в его заповедных лесах свои лесы поделал.